Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 4, ст. 9–15.
9. Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11. Проповедуй сие и учи.
12. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
(1 Тим. 4, 9-15)
Небольшой отрывок, но в нем есть темы, над которыми, действительно, было бы интересно порассуждать.
Слово сие верно и всякого принятия достойно. В какой-то степени это итог предыдущих рассуждений, но напомню, что формула верно и всякого принятия достойно характерна именно пастырских посланий апостола Павла, в других посланиях мы ее не встретим.
Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Здесь в одном предложении апостол Павел говорит о том, что христиане трудятся, терпят поношения, то есть какие-то трудности, угрозы, скорби и страдания, потому что уповают на Живого Бога – на Бога, с Которым они состоят в личных, живых отношениях. И этот Бог действительно Спаситель всех людей, а больше всего верных, то есть тех, которые приблизились к Нему. Но не потому, что Он кого-то любит больше, кого-то меньше, к кому-то ближе, а от кого-то дальше. Не так давно мы как раз говорили, что Бог одинаково близок ко всем, а вот насколько близок к Нему сам человек, это уже вопрос к человеку, его воле, осознанности, к тому, насколько глубоко он живет. Встретиться с Богом по-настоящему, можно только коснувшись каких-то глубин своего собственного бытия. Человеку, который идет по поверхности жизни, очень трудно встретиться с Богом, потому что жизнь на поверхности – это всегда по большому счету жизнь потребительская, когда человек пытается достичь каких-то выгод. Это жизнь по договоренности, по принципу «ты – мне, я – тебе». Даже если человек посещает Церковь, он может строить отношения с религией исходя из своего уровня осознанности жизни. А встретиться с Богом по-настоящему, наверное, можно только где-то в глубинах своего существования. Когда мы оттолкнемся от поверхностной жизни, может быть, вследствие каких-то бед, трудностей и действительно позволим себе жить более глубоко – вот там и станет возможной встреча с Богом, там мы сами захотим приблизиться к Богу, Который и так всегда рядом с Нами.
Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Очень интересна постановка вопроса никто да не пренебрегает юностью твоею. На самом деле в этих словах великая мудрость. Апостол Павел понимает, что Тимофей, его возлюбленный ученик, сподвижник, является епископом города Эфеса, хотя в то же время он еще достаточно молодой человек. И наставляя людей, передавая некоторые мысли апостола Павла, для некоторых он мог выглядеть юнцом: молодой мужчина, наставляющий каких-то старцев. Момент, когда человек говорит: я старше, а значит, как говорится, яйца курицу не учат, далеко не всегда справедлив. Все мы прекрасно знаем о конфликте «отцов и детей», который существует абсолютно во всех сферах. И часто получается, что возраст сам по себе является некой привилегией: дескать человек жизь прожил, получил какой-то опыт, значит, он автоматически мудрее, опытнее, автоматически знает, как лучше поступить.
Здесь Павел как раз старается разрушить этот стереотип, эту иллюзию, потому что прекрасно понимает потенциал своего ученика. Тимофей прошел с апостолом Павлом огонь и воду, на нем особая благодать, как здесь написано. Иначе Павел не доверил бы Тимофею Церковь в Эфесе, городе, где ему самому пришлось потрудиться немало, поэтому Павел любил эфесских христиан, имел о них особую заботу. Конечно, он видел, что Тимофей на это способен, и поэтому благословил его на миссию быть епископом этого города. Также Павел мог предвидеть, что могло возникнуть и неприятие Тимофея как авторитета именно в связи с его еще молодым возрастом. Поэтому он наставляет и самого Тимофея, и через него как бы и всех остальных: никто да не пренебрегает юностью твоею, то есть юность не всегда показатель того, что человек не может учить людей каким-то духовным вещам. Ведь Господь дает Свой дар так, как считает нужным. Если Господу угодно, Он и молодого человека может наделить мудростью и ви ́ дением каких-то духовных реалий. И наоборот, если человек, идя по жизни, уже настолько закоснел, утвердился в каких-то своих шаблонах, стереотипах, что его уже не сдвинуть, то он может быть уже неспособным воспринимать что-то новое, учиться, идти вперед, такой человек сам не готов принять и реализовать в своей жизни подобный дар от Господа.
Если мы с этой точки зрения рассмотрим ситуацию Самого Господа Иисуса Христа, она была тоже чем-то схожа. Христос – молодой человек тридцати с небольшим лет, только достигший возраста зрелости для мужчины, и вот Он выходит на проповедь. Кто Он такой? – спрашивали о Нем всегда. Сын назарейского плотника, который нигде не учился, не был из священнического колена. Почему Он ходит, учит, изгоняет торгующих из храма, попирает какие-то устоявшиеся принципы, законы? Конечно, для фарисеев, которые были духовной элитой иудейского народа, учеными книжниками, прекрасно знавшими предание и все иудейские законы, и к тому же людьми уже не молодыми, опытными, для них Иисус был совершенно непонятным молодым человеком, выскочкой, который будоражит общество. Как они говорили о Нем: «Сей развращает народ». Не исключено, что апостол Павел предвидел, что и к Тимофею могут относиться так же: протеже апостола Павла, но ведь молодой же, еще многого не знает, поэтому будем его, конечно, терпеть, раз уж он наш епископ, но поступать тем не менее будем по-своему, потому что мы знаем, как нам лучше поступать и мыслить. И апостол Павел дает свое наставление, надеясь, что эфесские христиане услышат их и будут видеть в Тимофее человека, действительно облеченного духовной властью и духовным авторитетом.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!