Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 21, ст. 8–14.
8. А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
9. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11. и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
(Деян. 21, 8 – 14)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем путешествовать вместе с апостолом Павлом и его спутниками. В этом отрывке снова употребляется первое лицо множественного числа мы. Это означает, что в какой-то момент автор книги Деяний апостол Лука присоединяется к апостолу Павлу и его спутникам и пишет эту книгу как непосредственный участник событий, по крайней мере, это логически следует из этого словоупотребления.
Здесь мы с вами опять немного перескочили и не прочитали самое начало 21-й главы. Повторю: было бы хорошо, если бы вы, братья и сестры, не только ориентировались на церковный календарь, но и просто читали подряд книгу Деяний (и прочие книги, над которыми размышляем), чтобы не нарушать последовательность. Особенно это важно здесь, где идет речь о перемещениях апостола Павла и его спутников. Например, в прошлый раз мы с вами говорили о том, что Павел прощается с эфесскими пресвитерами в Милите, специально не идя в Эфес, чтобы сэкономить время. Дальше, в начале 21-й главы речь идет о его перемещениях после этой прощальной беседы. Например, 1-й стих 21-й главы: Когда же мы, расставшись с ними (то есть эфесскими пресвитерами), отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос и оттуда в Патару … Наверное, многие из вас слышали названия этих островов, есть даже маршруты, связанные с отдыхом, в которых, например, есть остров Родос.
Дальше сказано про Финикию, знаменитый город Тир, где они пристали, ибо тут надлежало сложить груз с корабля (Деян., 21, 3). Тир и Сидон – знаменитые финикийские города. Они пробыли там семь дней, как сказано, и дальше прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день (Деян. 21, 7).
А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию – это уже начало сегодняшнего отрывка. Будет очень хорошо, если вы посмотрите на карту тех времен: как Павел продвигался, шел или плыл из одного населенного пункта в другой, потому что объяснять это на словах, конечно, не совсем удобно. Тем не менее «мы пришли вместе с апостолом и его спутниками в Кесарию». Вы помните, что это город, где находился представитель римской администрации. Во времена Иисуса Христа и в последующие времена это был прокуратор. Сейчас, читая книгу Деяний уже ближе к концу, мы столкнемся с личностью прокуратора, даже не одного.
В Кесарии они встретились с Филиппом, одним из семи диаконов. В начале книги Деяний рассказывалось о том, как были избраны семь диаконов. Одним из них был первомученик архидиакон Стефан, мы помним историю его смерти. В начале книги был и рассказ о Филиппе, о том, как он достаточно успешно проповедовал в Самарии. Дальше повествование ведется о том, что происходило в доме этого диакона Филиппа.
9. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11. и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
Мы видим, как пророк изрекает пророческое слово, используя визуальные приемы: берет пояс самого апостола Павла, связывает себе руки – для наглядности. Действительно, когда не только слышишь, но и видишь, это, наверное, воспринимается лучше. Не зря существует поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Так всегда было, а уж наше время тем более говорит о том, что большую часть информации люди воспринимают визуально (недаром есть и такое понятие как «клиповое мышление»).
И вот пророк говорит о том, что Павла схватят в Иерусалиме и иудеи предадут его в руки язычников. Хотя далее мы увидим, что по большому счету иудеи бы сами с удовольствием растерзали Павла без всякого суда и следствия, а язычники по большому счету наоборот защищают Павла от этой расправы. Получилось не совсем так, как было здесь сказано, тем не менее общий смысл в том, что иудеи постараются уничтожить Павла, в конце концов он попадет в руки язычников, которые переправят его в Рим. Обо всем этом мы с вами сейчас будем читать. Дальше в книге Деяний не говорится о судьбе апостола Павла, но известно, что, как гражданин Римской империи, он был усечен мечом в ее столице – Риме. То есть в конце концов он все-таки пострадает от рук язычников.
12. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
Здесь мы видим, что спутники Павла и те христиане, что пребывали в Кесарии, пытаются отговорить его. От Кесарии до Иерусалима было недалеко, и, наверное, для Павла это была последняя возможность не появляться в Иерусалиме. Но апостол говорит, что это его путь, и он желает не только быть схваченным, но даже умереть за Господа и не собирается отступать от выбранного пути. Некоторые толкователи говорят, что подсознательно Павел, наверное, вынашивал мечту попасть в столицу Римской империи, познакомиться с тамошними христианами, может быть, проповедовать там христианство, утвердить молодую Римскую церковь. Наверное, он думал, что если будет схвачен римскими властями, то сможет потребовать суда кесаря и таким образом оказаться в Риме. Так и получилось, значит, на то была воля Божия, как здесь и сказано: да будет воля Господня!
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!