Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 1, ст. 1–2, 10–12, 2, ст. 6–10.
1:1. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
1:2. по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
1:10. К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
1:11. исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
1:12. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
2:6. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
2:7. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
2:8. о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
2:9. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
2:10. некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
(1 Петр. 1, 1 – 2, 10 – 12; 2, 6 – 10)
Братья и сестры, мы с вами приступили к чтению Первого соборного послания апостола Петра и сегодня прочитали сразу три отрывка, объединенных в один. Они не очень связаны по смыслу, тем не менее церковный календарь именно таким образом соединяет их в один текст.
Первые два стиха первой главы, как всегда, приветствие, прескриптум. Петр, Апостол Иисуса Христа (кто), пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа (кому): благодать вам и мир да умножится (краткое приветствие). Приветствие более короткое, чем то, что мы обычно видели у апостола Павла, но тоже содержащее пожелание благодати и мира. Адресат – христиане, проживающие в различных провинциях малой Азии: Понте, Галатии, Каппадокии, Асии, Вифинии – все это современная территория Турции.
Далее мы переносимся сразу к 10-му стиху, который является продолжением предложения, начатого ранее. К сему-то спасению относились изыскания. К сему означает «к этому» спасению, и здесь есть смысл прочитать текст немного выше, чтобы логично перейти к 10-му стиху. Начнем с 8-го стиха: Которого (то есть Иисуса Христа), не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. Вот о каком спасении идет речь.
К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. Здесь речь идет о том, что те ветхозаветные пророки, которые предсказывали спасение, грядущее во Христе, понимали, что говорят о будущем спасении, предназначенном христианам, но еще не им самим; пройдет какое-то время, Сын Божий придет в мир – и придет спасение. Эта мысль была также описана в Послании апостола Павла к Евреям, где речь шла о том, что ветхозаветные праведники, несмотря на то, что действительно всем сердцем стремились к Богу и часто творили правду Божию, еще не могли наследовать спасение. Это было возможно только вместе с христианами, поскольку Христос, сойдя во ад и проповедуя там, дал возможность всем ветхозаветным праведникам наследовать новозаветное Царство Божие, которое Христос создал через заключение Нового Завета, через Свою пролитую кровь, Свое славное Воскресение и Вознесение.
Дальше мы сразу переходим во 2-ю главу. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Речь идет о господе Иисусе Христе, Который часто называется «краеугольным камнем». Здесь апостол Петр цитирует пророка Исаию, а далее в 7-м стихе комментирует эту мысль: Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Петр цитирует также 117-й псалом, где говорится, что камень, который отвергли строители, сделался краеугольным камнем другого здания. Камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются (то есть неверующие во Христа, в первую очередь иудеи), не покоряясь слову, на что они и оставлены. Христос – это такой «камень», который иудеями был отвергнут, распят, поруган, а в конце концов сделался «краеугольным камнем» «здания» Церкви Христовой, христианства. Когда в зданиях из камня возводились своды, то для их поддержания в самую верхушку вставляли «камень-замок», который назывался краеугольным камнем. Это делалось для того, чтобы стояло все здание, потому что если не было этого камня, все могло разрушиться.
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Это очень важный и интересный стих, знаменитые слова, о которых ведутся дискуссии, в первую очередь, между православными и теми Церквями, которые себя относят к протестантизму. В Православной Церкви, как и в Католической, священнослужителей определенным образом посвящают, рукополагают. Это особое духовное таинство, входящее в число семи таинств, и мы не мыслим, чтобы без этого какой-либо человек стал священнослужителем – диаконом, пресвитером или, тем более епископом. В протестантских Церквях никакого особого посвящения, как правило, не бывает. Там человек обычно избирается пресвитером (либо он может называться как-то по-другому) и руководит своей общиной.
Православие, соглашаясь с апостолом Петром, учит тому, что все люди через таинства Крещения и Миропомазания получают статус «царского священства». Например, во время литургии, когда все люди молятся, священник по особо данной ему благодати является предстоятелем, пресвитером (напомню, «пресвитерство» означает «старшинство»). Все остальные люди участвуют в литургии не просто как зрители, а совершают ее вместе с предстоятелем. Это чрезвычайно важный момент. Священник не существо иного рода, не небожитель, спустившийся с неба, как часто думали про духовных особ и даже про царей на Востоке или, например, в индейских культурах Америки. Пресвитер – такой же человек из крови и плоти, он просто предстоятель. Нередко в ранние века христианства его избирала сама община, а потом он был уже рукополагаем.
Нужно помнить, братья и сестры, что каждый из нас, участвующих в литургии, тоже является ее совершителем. Очень важно слушать каждое слово Божественной литургии, пропускать через свое сердце все, что произносит предстоятель, поет хор или народ, например, Символ веры, «Отче наш». Есть традиция, когда так называемые тайные молитвы читаются вслух, и все люди, стоящие в храме, могут их слушать и подтверждать некоторые моменты словом «аминь». Еще в III веке в «Апологии» Иустина Философа описана древняя евхаристическая практика, когда предстоятель возносит молитвы приношения, евхаристические молитвы и весь народ выражает согласие словом «аминь». Как бы ни осуществлялась литургическая богослужебная практика, очень важно, чтобы прихожане-миряне наибольшим образом участвовали в совершении литургии, литургической жизни.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!