Читаем Апостол. 11 сентября. Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им

11 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 4, ст. 8–21

8. Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9. Ныне же, познавши Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10. Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12. Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:

13. знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,

14. но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17. Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20. Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21. Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

(Гал. 4, 8-21)

 

В сегодняшнем отрывке апостол Павел продолжает увещевать членов Галатийской Церкви, чтобы они вспомнили о той первоначальной вести, которую он некогда принес им сам, и не подчинились проповедникам, которые пытаются опять вернуть их к рабству закона Моисеева, внешним законническим принципам, или, как говорит апостол Павел, стихиям мира, то есть чему-то человеческому, не имеющему прямого Божественного происхождения.

Мы слышим наставлением галатам, некогда язычникам, не знавшим Бога, но теперь познавшим Его, «или, лучше, получив познание от Бога», потому что, действительно, любое истинное познание не только результат одних человеческих усилий, интеллекта, образования, но, в первую очередь, результат откровения Божия. Мы знаем, что даже великие ученые говорят о том, что совершенные ими открытия часто происходили не только в результате долгих размышлений, но и потому, что это открывалось им на подсознательном, интуитивном уровне.

И если имеете познание от Бога, то «для чего возвращаетесь опять - обращается к галатам апостол Павел - к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» Согласно толкованиям, к вещественным началам мира апостол относит как все языческие предрассудки и представления, так и житие под рабством закона. Потому что, как рассуждал он до этого (мы читали эти отрывки), закон, несомненно, был дан Самим Богом, но уже после обетования Аврааму, которое исполнилось во Христе. Закон был дан после этого обещания, чтобы показать человеку его немощность, греховность, поэтому хотя закон и реальность, данная Богом, тем не менее, он имеет отношение к вещественным началам мира, земной жизни, внешнему, социальному поведению человека. Закон не затрагивает сердца человеческого, не может изменить его.

В 10-м стихе в качестве примера того, что галаты хотят рабствовать вещественным началам мира, апостол Павел приводит слова «наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». В ветхозаветном иудейском календаре было огромное количество особенных праздничных дней, особых постановлений, связанных с ними. Конечно, апостол больше всего говорит о центральном обряде Ветхого Завета - обрезании, о соблюдении субботы, но и, конечно, имеет в виду все остальное, что является частью закона Моисеева. Он говорит: «Вы все это наблюдаете, во всем разбираетесь, всему этому следуете, а ведь во Христе вам открылась совершенно новая реальность и совершенно новые горизонты».

Дальше, увещевая галатов, апостол вспоминает о том, как в первый раз был в Галатии, проповедовал здесь и основывал Церковь Галатийскую, говорит о том, что тогда галаты приняли его очень радушно и гостеприимно. В 13-14-м стихах он пишет : «Знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса» . Действительно в первый раз апостол Павел был принят в Галатии как служитель Божий, ангел Божий, как Сам Иисус Христос. Галаты приняли его как истинного посланника Христа Иисуса. О том времени он пишет: «Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» . Согласно некоторым толкованиям, апостол Павел страдал болезнью глаз. Все мы знаем, как часто он подвергался различным бедственным ситуациям: множество раз его побивали, он тонул, и в результате всего этого, конечно, физически был достаточно болезненным. В частности считается, что, он, возможно, имел болезнь глаз. Здесь Павел намекает на то, что галаты, видя это, были готовы отдать ему свои глаза, лишь бы облегчить ему страдания, облегчить жизнь, что столь эмоционально он здесь и выражает.

Таковы были отношения между Павлом и галатами в первое его посещение, потому сейчас он в недоумении: «... неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» Неужели после той проповеди они будут считать его врагом лишь потому, что он обличает их, напоминая истину, которую проповедовал в первый раз.

Далее, в 17-м стихе, он вновь упоминает о тех людях, которые смущают галат: «Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них» . То есть намекает на то, что эти проповедники пытаются сделать галат своими адептами, заставить забыть о преподанном им учении. Апостол Павел всегда говорит, что он проповедует ради истины Христовой, а лжепроповедники чаще всего ради своей собственной экономической выгоды и умножения своего авторитета и власти над людьми.

В 19-м стихе апостол эмоционально и красиво восклицает: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» Действительно, он всегда проповедовал с такой истовостью, открытостью и ревностью, что дело проповеди для него являлось делом нового рождения людей - рождения во Христе. Здесь он говорит о том, что как всякое физическое рождение связано с муками родными (жена, когда рождает, терпит скорбь, а когда родит ребенка, - говорится в Евангелии, - то радуется и не помнит скорби, потому что родился человек в мир), так и сейчас он снова находится в муках рождения. Хотя во время первого посещения и проповеди галатам Христа он уже испытывал эти муки рождения, но сейчас из-за лжеучителей вынужден снова переживать эти муки родные, чтобы Христос все-таки отобразился в галатах, а лжеучителя не затмили Его образ различными ветхими постановлениями, учениями и обрядами. Поэтому апостол Павел так истово восклицает о своем стремлении родить галат в вечную жизнь во Христе.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем для нас с вами великое утешение и отрада, и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать