Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 2, ст. 1–13.
1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —
4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак. 2, 1–13)
Такой интересный отрывок, братья и сестры, слышим мы сегодня, в котором апостол Иаков продолжает свои увещевания. Мы уже говорили, что увещания апостола Иакова носят конкретный характер. Возможно, его рассуждения не настолько глубоки и витиеваты, как рассуждения апостола Павла, но его наставления также имеют для нас с вами огромную пользу и актуальны по сей день.
Например, первая часть сегодняшнего увещания посвящена отношению нас, верующих людей, находящихся в собрании, в том числе и пастырей, к тем, кто заходит в это собрание, на богослужения или частным образом в церковь. Здесь сказано, что мы должны без лицеприятия относиться ко всякому, кто входит к нам в общину, в храм. Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Апостол Иаков говорит здесь о том, что нам с вами не стоит смотреть на лица.
Что вообще значит быть нелицеприятным? Мы иногда путаем это со словом «неприятный», то есть когда о ком-то говорят неприятно, нехорошо, со злобой. Нелицеприятный – значит без предубеждения, без предвзятого отношения. У нас часто может возникнуть это предубеждение, лицеприятное отношение к тому или иному человеку. Иногда это связано с тем, что человек состоятельный может быть потенциальным благодетелем, меценатом, который может помочь в строительстве, ремонте, в каких-то храмовых нуждах. Поэтому иногда получается, что ему оказывается больше внимания с этой задней мыслью. Соответственно, с простого человека что возьмешь? Это, конечно, губительно для общины, для Церкви.
Когда человек заходит в храм, приходит к священнику или даже к мирянину, который молится в храме, или дежурит в свечной лавке, или просто убирается, важно, чтобы отношение к каждому приходящему было одинаковым. Человек пришел к Богу, пришел излить свою душу, поговорить о своих насущных проблемах, и внимание ко всем должно быть равным. Бывает, что в этот момент в церкви оказываются миряне с разным темпераментом и характером, бывает, что священники могут быть уставшими или в определенном расположении духа, и в связи с этим отношение не всегда может быть одинаковым. Это тоже надо понимать, братья и сестры, и, может быть, иногда прощать нам, пастырям, нашу усталость, не всегда благодушное настроение, так как мы тоже люди и можем быть немощными. Но если это отношение связано с лицеприятием, когда одному человеку осознанно уделяется больше внимания, а другому – меньше, что тоже бывает, это другое дело. Апостол Иаков это осуждает, говоря: «Не бедных ли, ничего не стоящих, Бог избрал первыми христианами?» В Первом послании апостола Павла к Коринфянам тоже сказано о том, что Бог избрал ничего не стоящих, бедных и неразумных быть первыми христианами, которые в первую очередь проповедовали слово Божие. Апостол Павел спрашивал: «Не много ли среди вас знатных, не много ли среди вас разумных (в светском смысле слова)?» Конечно, таковых в начале было немного, и потому в этом смысле отношение должно быть равным ко всякому приходящему в общину, в храм.
Вторая часть этого наставления, приблизительно с 8-го по 13-й стих, говорит о том, как христианин может выполнить закон царский . Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Эти два стиха в некотором смысле являются завершением предыдущего размышления о богатых и бедных.
Дальше идут очень интересные стихи: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Это то, о чем мы не раз говорили, когда читали послания апостола Павла, в первую очередь Послание к Галатам. Перед лицом закона человек всегда капитулирует, потому что достаточно нарушить одну заповедь закона, даже самую маленькую, чтобы стать виновным перед всем законом в целом. Апостол Иаков пишет, что если ты не прелюбодействовал, но убил, то не сможешь оправдаться перед лицом закона и сказать: «Ну и что, что я убил, я же не прелюбодействовал» или «Я не убивал, но своровал, поэтому не надо меня наказывать; я только вор, а не убийца». Конечно, это не аргумент. Любое нарушение заповеди закона делает тебя виновным перед всем законом.
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом . Здесь апостол Иаков говорит о милости, а слово «милость» синонимично слову «благодать». Апостол Павел, в свою очередь, очень много пишет о соотношении закона и благодати, как мы помним. Апостол Иаков здесь в каком-то смысле поддерживает мысль Павла: перед лицом закона, перед лицом Бога (закон – воля Божия), перед лицом друг друга мы все равно оказываемся согрешившими, не можем на 100% выполнить все заповеди и все повеления закона. Это значит, что каждый из нас в той или иной степени виноват перед всем законом. «Нет праведного ни одного», как было сказано еще в Ветхом Завете.
Какой же выход? Он указан в 13-м стихе: Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом . Выход у нас, братья и сестры, только один: миловать друг друга, быть милосердными друг к другу, потому что если будем таковыми, тои к нам будет милость и со стороны людей, и со стороны Самого Бога. А если мы не окажем милость, не будем милосердными, то, как здесь сказано, будет суд без милости , то есть без всякого милосердия будут судить не оказавшего милость.
Братья и сестры, не надо думать, что здесь есть какой-то юридический подход, что Бог нас пытается как-то поймать, «прижать к ногтю» и сказать: «Раз ты не простил, ты был немилосердный, то Я тебя тоже накажу». Если мы были немилосердными, если нет в нашем сердце милосердия, то Бог знает, что для того чтобы мы изменились, стали ближе к милосердию, нас надо поставить в ситуацию, подобную той, когда мы были немилостивы. Эта мысль прекрасно отражена в хорошей русской поговорке: «В чем осудишь, в том и побудешь». Осудил кого-то, не оказался милостивым в этой ситуации – Бог устроит так, что ты сам побываешь в этой ситуации и поймешь, что твое осуждение, твой суд, твоя оценка были преждевременными, без милосердия. Часто церковные писатели говорят: «Да, мы можем бороться за правду, но правда без любви – это полуправда». Любовь всегда открывает нам иное измерение, иной горизонт и возможность посмотреть на ситуацию глазами любви.
Сегодня, конечно, хочется поздравить всех нас с наступившим гражданским новым годом и пожелать, чтобы в этом году нам сопутствовала благодать Божия, чтобы наши сердца становились более и более милосердными, потому что это одна из заповедей Евангелия – быть милосердными, как милосерден Отец наш Небесный.
Напоминаю, что во все дни наступившего года нам с вами необходимо ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —
4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак. 2, 1–13)
Такой интересный отрывок, братья и сестры, слышим мы сегодня, в котором апостол Иаков продолжает свои увещевания. Мы уже говорили, что увещания апостола Иакова носят конкретный характер. Возможно, его рассуждения не настолько глубоки и витиеваты, как рассуждения апостола Павла, но его наставления также имеют для нас с вами огромную пользу и актуальны по сей день.
Например, первая часть сегодняшнего увещания посвящена отношению нас, верующих людей, находящихся в собрании, в том числе и пастырей, к тем, кто заходит в это собрание, на богослужения или частным образом в церковь. Здесь сказано, что мы должны без лицеприятия относиться ко всякому, кто входит к нам в общину, в храм. Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Апостол Иаков говорит здесь о том, что нам с вами не стоит смотреть на лица.
Что вообще значит быть нелицеприятным? Мы иногда путаем это со словом «неприятный», то есть когда о ком-то говорят неприятно, нехорошо, со злобой. Нелицеприятный – значит без предубеждения, без предвзятого отношения. У нас часто может возникнуть это предубеждение, лицеприятное отношение к тому или иному человеку. Иногда это связано с тем, что человек состоятельный может быть потенциальным благодетелем, меценатом, который может помочь в строительстве, ремонте, в каких-то храмовых нуждах. Поэтому иногда получается, что ему оказывается больше внимания с этой задней мыслью. Соответственно, с простого человека что возьмешь? Это, конечно, губительно для общины, для Церкви.
Когда человек заходит в храм, приходит к священнику или даже к мирянину, который молится в храме, или дежурит в свечной лавке, или просто убирается, важно, чтобы отношение к каждому приходящему было одинаковым. Человек пришел к Богу, пришел излить свою душу, поговорить о своих насущных проблемах, и внимание ко всем должно быть равным. Бывает, что в этот момент в церкви оказываются миряне с разным темпераментом и характером, бывает, что священники могут быть уставшими или в определенном расположении духа, и в связи с этим отношение не всегда может быть одинаковым. Это тоже надо понимать, братья и сестры, и, может быть, иногда прощать нам, пастырям, нашу усталость, не всегда благодушное настроение, так как мы тоже люди и можем быть немощными. Но если это отношение связано с лицеприятием, когда одному человеку осознанно уделяется больше внимания, а другому – меньше, что тоже бывает, это другое дело. Апостол Иаков это осуждает, говоря: «Не бедных ли, ничего не стоящих, Бог избрал первыми христианами?» В Первом послании апостола Павла к Коринфянам тоже сказано о том, что Бог избрал ничего не стоящих, бедных и неразумных быть первыми христианами, которые в первую очередь проповедовали слово Божие. Апостол Павел спрашивал: «Не много ли среди вас знатных, не много ли среди вас разумных (в светском смысле слова)?» Конечно, таковых в начале было немного, и потому в этом смысле отношение должно быть равным ко всякому приходящему в общину, в храм.
Вторая часть этого наставления, приблизительно с 8-го по 13-й стих, говорит о том, как христианин может выполнить закон царский . Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Эти два стиха в некотором смысле являются завершением предыдущего размышления о богатых и бедных.
Дальше идут очень интересные стихи: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Это то, о чем мы не раз говорили, когда читали послания апостола Павла, в первую очередь Послание к Галатам. Перед лицом закона человек всегда капитулирует, потому что достаточно нарушить одну заповедь закона, даже самую маленькую, чтобы стать виновным перед всем законом в целом. Апостол Иаков пишет, что если ты не прелюбодействовал, но убил, то не сможешь оправдаться перед лицом закона и сказать: «Ну и что, что я убил, я же не прелюбодействовал» или «Я не убивал, но своровал, поэтому не надо меня наказывать; я только вор, а не убийца». Конечно, это не аргумент. Любое нарушение заповеди закона делает тебя виновным перед всем законом.
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом . Здесь апостол Иаков говорит о милости, а слово «милость» синонимично слову «благодать». Апостол Павел, в свою очередь, очень много пишет о соотношении закона и благодати, как мы помним. Апостол Иаков здесь в каком-то смысле поддерживает мысль Павла: перед лицом закона, перед лицом Бога (закон – воля Божия), перед лицом друг друга мы все равно оказываемся согрешившими, не можем на 100% выполнить все заповеди и все повеления закона. Это значит, что каждый из нас в той или иной степени виноват перед всем законом. «Нет праведного ни одного», как было сказано еще в Ветхом Завете.
Какой же выход? Он указан в 13-м стихе: Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом . Выход у нас, братья и сестры, только один: миловать друг друга, быть милосердными друг к другу, потому что если будем таковыми, тои к нам будет милость и со стороны людей, и со стороны Самого Бога. А если мы не окажем милость, не будем милосердными, то, как здесь сказано, будет суд без милости , то есть без всякого милосердия будут судить не оказавшего милость.
Братья и сестры, не надо думать, что здесь есть какой-то юридический подход, что Бог нас пытается как-то поймать, «прижать к ногтю» и сказать: «Раз ты не простил, ты был немилосердный, то Я тебя тоже накажу». Если мы были немилосердными, если нет в нашем сердце милосердия, то Бог знает, что для того чтобы мы изменились, стали ближе к милосердию, нас надо поставить в ситуацию, подобную той, когда мы были немилостивы. Эта мысль прекрасно отражена в хорошей русской поговорке: «В чем осудишь, в том и побудешь». Осудил кого-то, не оказался милостивым в этой ситуации – Бог устроит так, что ты сам побываешь в этой ситуации и поймешь, что твое осуждение, твой суд, твоя оценка были преждевременными, без милосердия. Часто церковные писатели говорят: «Да, мы можем бороться за правду, но правда без любви – это полуправда». Любовь всегда открывает нам иное измерение, иной горизонт и возможность посмотреть на ситуацию глазами любви.
Сегодня, конечно, хочется поздравить всех нас с наступившим гражданским новым годом и пожелать, чтобы в этом году нам сопутствовала благодать Божия, чтобы наши сердца становились более и более милосердными, потому что это одна из заповедей Евангелия – быть милосердными, как милосерден Отец наш Небесный.
Напоминаю, что во все дни наступившего года нам с вами необходимо ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!