Читаем Апостол. 1 января. Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

1 января 2016 г.

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 2, ст. 1–13. 

 

1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —

4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.

9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

(Иак. 2, 1–13)

 

 

Такой интересный отрывок, братья и сестры, слышим мы сегодня, в котором апостол Иаков продолжает свои увещевания. Мы уже говорили, что увещания апостола Иакова носят конкретный характер. Возможно, его рассуждения не настолько глубоки и витиеваты, как рассуждения апостола Павла, но его наставления также имеют для нас с вами огромную пользу и актуальны по сей день.

Например, первая часть сегодняшнего увещания посвящена отношению нас, верующих людей, находящихся в собрании, в том числе и пастырей, к тем, кто заходит в это собрание, на богослужения или частным образом в церковь. Здесь сказано, что мы должны без лицеприятия относиться ко всякому, кто входит к нам в общину, в храм. Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Апостол Иаков говорит здесь о том, что нам с вами не стоит смотреть на лица.

Что вообще значит быть нелицеприятным? Мы иногда путаем это со словом «неприятный», то есть когда о ком-то говорят неприятно, нехорошо, со злобой. Нелицеприятный – значит без предубеждения, без предвзятого отношения. У нас часто может возникнуть это предубеждение, лицеприятное отношение к тому или иному человеку. Иногда это связано с тем, что человек состоятельный может быть потенциальным благодетелем, меценатом, который может помочь в строительстве, ремонте, в каких-то храмовых нуждах. Поэтому иногда получается, что ему оказывается больше внимания с этой задней мыслью. Соответственно, с простого человека что возьмешь? Это, конечно, губительно для общины, для Церкви.

Когда человек заходит в храм, приходит к священнику или даже к мирянину, который молится в храме, или дежурит в свечной лавке, или просто убирается, важно, чтобы отношение к каждому приходящему было одинаковым. Человек пришел к Богу, пришел излить свою душу, поговорить о своих насущных проблемах, и внимание ко всем должно быть равным. Бывает, что в этот момент в церкви оказываются миряне с разным темпераментом и характером, бывает, что священники могут быть уставшими или в определенном расположении духа, и в связи с этим отношение не всегда может быть одинаковым. Это тоже надо понимать, братья и сестры, и, может быть, иногда прощать нам, пастырям, нашу усталость, не всегда благодушное настроение, так как мы тоже люди и можем быть немощными. Но если это отношение связано с лицеприятием, когда одному человеку осознанно уделяется больше внимания, а другому – меньше, что тоже бывает, это другое дело. Апостол Иаков это осуждает, говоря: «Не бедных ли, ничего не стоящих, Бог избрал первыми христианами?» В Первом послании апостола Павла к Коринфянам тоже сказано о том, что Бог избрал ничего не стоящих, бедных и неразумных быть первыми христианами, которые в первую очередь проповедовали слово Божие. Апостол Павел спрашивал: «Не много ли среди вас знатных, не много ли среди вас разумных (в светском смысле слова)?» Конечно, таковых в начале было немного, и потому в этом смысле отношение должно быть равным ко всякому приходящему в общину, в храм.

Вторая часть этого наставления, приблизительно с 8-го по 13-й стих, говорит о том, как христианин может выполнить закон царский . Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Эти два стиха в некотором смысле являются завершением предыдущего размышления о богатых и бедных.

Дальше идут очень интересные стихи: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Это то, о чем мы не раз говорили, когда читали послания апостола Павла, в первую очередь Послание к Галатам. Перед лицом закона человек всегда капитулирует, потому что достаточно нарушить одну заповедь закона, даже самую маленькую, чтобы стать виновным перед всем законом в целом. Апостол Иаков пишет, что если ты не прелюбодействовал, но убил, то не сможешь оправдаться перед лицом закона и сказать: «Ну и что, что я убил, я же не прелюбодействовал» или «Я не убивал, но своровал, поэтому не надо меня наказывать; я только вор, а не убийца». Конечно, это не аргумент. Любое нарушение заповеди закона делает тебя виновным перед всем законом.

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом . Здесь апостол Иаков говорит о милости, а слово «милость» синонимично слову «благодать». Апостол Павел, в свою очередь, очень много пишет о соотношении закона и благодати, как мы помним. Апостол Иаков здесь в каком-то смысле поддерживает мысль Павла: перед лицом закона, перед лицом Бога (закон – воля Божия), перед лицом друг друга мы все равно оказываемся согрешившими, не можем на 100% выполнить все заповеди и все повеления закона. Это значит, что каждый из нас в той или иной степени виноват перед всем законом. «Нет праведного ни одного», как было сказано еще в Ветхом Завете.

Какой же выход? Он указан в 13-м стихе: Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом . Выход у нас, братья и сестры, только один: миловать друг друга, быть милосердными друг к другу, потому что если будем таковыми, тои к нам будет милость и со стороны людей, и со стороны Самого Бога. А если мы не окажем милость, не будем милосердными, то, как здесь сказано, будет суд без милости , то есть без всякого милосердия будут судить не оказавшего милость.

Братья и сестры, не надо думать, что здесь есть какой-то юридический подход, что Бог нас пытается как-то поймать, «прижать к ногтю» и сказать: «Раз ты не простил, ты был немилосердный, то Я тебя тоже накажу». Если мы были немилосердными, если нет в нашем сердце милосердия, то Бог знает, что для того чтобы мы изменились, стали ближе к милосердию, нас надо поставить в ситуацию, подобную той, когда мы были немилостивы. Эта мысль прекрасно отражена в хорошей русской поговорке: «В чем осудишь, в том и побудешь». Осудил кого-то, не оказался милостивым в этой ситуации – Бог устроит так, что ты сам побываешь в этой ситуации и поймешь, что твое осуждение, твой суд, твоя оценка были преждевременными, без милосердия. Часто церковные писатели говорят: «Да, мы можем бороться за правду, но правда без любви – это полуправда». Любовь всегда открывает нам иное измерение, иной горизонт и возможность посмотреть на ситуацию глазами любви.

Сегодня, конечно, хочется поздравить всех нас с наступившим гражданским новым годом и пожелать, чтобы в этом году нам сопутствовала благодать Божия, чтобы наши сердца становились более и более милосердными, потому что это одна из заповедей Евангелия – быть милосердными, как милосерден Отец наш Небесный.

Напоминаю, что во все дни наступившего года нам с вами необходимо ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

 

1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —

4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.

9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

(Иак. 2, 1–13)

 

 

Такой интересный отрывок, братья и сестры, слышим мы сегодня, в котором апостол Иаков продолжает свои увещевания. Мы уже говорили, что увещания апостола Иакова носят конкретный характер. Возможно, его рассуждения не настолько глубоки и витиеваты, как рассуждения апостола Павла, но его наставления также имеют для нас с вами огромную пользу и актуальны по сей день.

Например, первая часть сегодняшнего увещания посвящена отношению нас, верующих людей, находящихся в собрании, в том числе и пастырей, к тем, кто заходит в это собрание, на богослужения или частным образом в церковь. Здесь сказано, что мы должны без лицеприятия относиться ко всякому, кто входит к нам в общину, в храм. Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Апостол Иаков говорит здесь о том, что нам с вами не стоит смотреть на лица.

Что вообще значит быть нелицеприятным? Мы иногда путаем это со словом «неприятный», то есть когда о ком-то говорят неприятно, нехорошо, со злобой. Нелицеприятный – значит без предубеждения, без предвзятого отношения. У нас часто может возникнуть это предубеждение, лицеприятное отношение к тому или иному человеку. Иногда это связано с тем, что человек состоятельный может быть потенциальным благодетелем, меценатом, который может помочь в строительстве, ремонте, в каких-то храмовых нуждах. Поэтому иногда получается, что ему оказывается больше внимания с этой задней мыслью. Соответственно, с простого человека что возьмешь? Это, конечно, губительно для общины, для Церкви.

Когда человек заходит в храм, приходит к священнику или даже к мирянину, который молится в храме, или дежурит в свечной лавке, или просто убирается, важно, чтобы отношение к каждому приходящему было одинаковым. Человек пришел к Богу, пришел излить свою душу, поговорить о своих насущных проблемах, и внимание ко всем должно быть равным. Бывает, что в этот момент в церкви оказываются миряне с разным темпераментом и характером, бывает, что священники могут быть уставшими или в определенном расположении духа, и в связи с этим отношение не всегда может быть одинаковым. Это тоже надо понимать, братья и сестры, и, может быть, иногда прощать нам, пастырям, нашу усталость, не всегда благодушное настроение, так как мы тоже люди и можем быть немощными. Но если это отношение связано с лицеприятием, когда одному человеку осознанно уделяется больше внимания, а другому – меньше, что тоже бывает, это другое дело. Апостол Иаков это осуждает, говоря: «Не бедных ли, ничего не стоящих, Бог избрал первыми христианами?» В Первом послании апостола Павла к Коринфянам тоже сказано о том, что Бог избрал ничего не стоящих, бедных и неразумных быть первыми христианами, которые в первую очередь проповедовали слово Божие. Апостол Павел спрашивал: «Не много ли среди вас знатных, не много ли среди вас разумных (в светском смысле слова)?» Конечно, таковых в начале было немного, и потому в этом смысле отношение должно быть равным ко всякому приходящему в общину, в храм.

Вторая часть этого наставления, приблизительно с 8-го по 13-й стих, говорит о том, как христианин может выполнить закон царский . Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Эти два стиха в некотором смысле являются завершением предыдущего размышления о богатых и бедных.

Дальше идут очень интересные стихи: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Это то, о чем мы не раз говорили, когда читали послания апостола Павла, в первую очередь Послание к Галатам. Перед лицом закона человек всегда капитулирует, потому что достаточно нарушить одну заповедь закона, даже самую маленькую, чтобы стать виновным перед всем законом в целом. Апостол Иаков пишет, что если ты не прелюбодействовал, но убил, то не сможешь оправдаться перед лицом закона и сказать: «Ну и что, что я убил, я же не прелюбодействовал» или «Я не убивал, но своровал, поэтому не надо меня наказывать; я только вор, а не убийца». Конечно, это не аргумент. Любое нарушение заповеди закона делает тебя виновным перед всем законом.

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом . Здесь апостол Иаков говорит о милости, а слово «милость» синонимично слову «благодать». Апостол Павел, в свою очередь, очень много пишет о соотношении закона и благодати, как мы помним. Апостол Иаков здесь в каком-то смысле поддерживает мысль Павла: перед лицом закона, перед лицом Бога (закон – воля Божия), перед лицом друг друга мы все равно оказываемся согрешившими, не можем на 100% выполнить все заповеди и все повеления закона. Это значит, что каждый из нас в той или иной степени виноват перед всем законом. «Нет праведного ни одного», как было сказано еще в Ветхом Завете.

Какой же выход? Он указан в 13-м стихе: Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом . Выход у нас, братья и сестры, только один: миловать друг друга, быть милосердными друг к другу, потому что если будем таковыми, тои к нам будет милость и со стороны людей, и со стороны Самого Бога. А если мы не окажем милость, не будем милосердными, то, как здесь сказано, будет суд без милости , то есть без всякого милосердия будут судить не оказавшего милость.

Братья и сестры, не надо думать, что здесь есть какой-то юридический подход, что Бог нас пытается как-то поймать, «прижать к ногтю» и сказать: «Раз ты не простил, ты был немилосердный, то Я тебя тоже накажу». Если мы были немилосердными, если нет в нашем сердце милосердия, то Бог знает, что для того чтобы мы изменились, стали ближе к милосердию, нас надо поставить в ситуацию, подобную той, когда мы были немилостивы. Эта мысль прекрасно отражена в хорошей русской поговорке: «В чем осудишь, в том и побудешь». Осудил кого-то, не оказался милостивым в этой ситуации – Бог устроит так, что ты сам побываешь в этой ситуации и поймешь, что твое осуждение, твой суд, твоя оценка были преждевременными, без милосердия. Часто церковные писатели говорят: «Да, мы можем бороться за правду, но правда без любви – это полуправда». Любовь всегда открывает нам иное измерение, иной горизонт и возможность посмотреть на ситуацию глазами любви.

Сегодня, конечно, хочется поздравить всех нас с наступившим гражданским новым годом и пожелать, чтобы в этом году нам сопутствовала благодать Божия, чтобы наши сердца становились более и более милосердными, потому что это одна из заповедей Евангелия – быть милосердными, как милосерден Отец наш Небесный.

Напоминаю, что во все дни наступившего года нам с вами необходимо ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать