Быть рядом с больным

17 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Андрей Битюков, настоятель храма во имя мученицы святой Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета академика И.П. Павлова. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 17 января 2014 года.

 

- Добрый вечер,  дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя мученицы святой Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета академика И.П. Павлова иерей Андрей Битюков.

Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Благословение Господа нашего да пребудет с вами. Поздравляю всех с продолжающимися Святыми днями и грядущим праздником Богоявления.

 

- Спаси Господи, батюшка. Наша сегодняшняя тема: «Быть рядом с больным». Звоните в нашу студию и задавайте вопросы на тему разнообразных болезней и того, как быть рядом с больными родственниками, как им помогать, молиться и спасаться.

Как вести себя рядом с больным человеком?

 

- Согласно Евангелию больной человек – самый ценный человек нашей жизни, его глазами на нас смотрит сам Господь. Знания об этом мы черпаем из притчи о Страшном суде и для нас это колоссальная возможность то, к чему призывает нас Господь – послужить ближнему и действительно оказаться тем ближним, который видит чужое горе и пытается участвовать в нем. Через нашу помощь больной человек понимает, что он видим и любим Богом.

 

- Многие из нас живут в такой ситуации, когда сами здоровы, и вдруг приходит весть о болезни ближнего человека. Как на нее реагировать?

 

Конечно, не надо отстраняться, потому что в болезни человек особенно нуждается в поддержке и участии других людей. Надо самого себя спросить, чем я могу быть полезен этому человеку: мое участие и время или мои средства, знакомства. Не надо никогда бояться того, что это отнимет время, Господь впоследствии дает такую радость от делания добра, которая окрыляет и помогает жить своей собственной жизнью. Больной человек сам себе задает много вопросов «зачем», «от чего», и на эти вопросы зачастую нет ответов. Важно понимать, что ответы придут со временем, когда человек сам сделает какие-то открытия, но очень важно, чтобы в этот момент мы оказались рядом.

 

- Но бывают все же такие случаи, когда человека нужно оставить в покое?

 

- Конечно. Если мы говорим о болезни наших близких людей, то мы достаточно хорошо изучили их, и, конечно, надо проявлять такт и внимание, но не оправдываться тем, что он сам должен решить. Бывает, человек скованно чувствует себя рядом с больным, не всегда зная о чем говорить, а иногда надо вместе помолчать, чтобы из этой тишины могли появиться очень глубокие мысли и слова, которые обычно человек не может сказать даже себе самому. Все-таки надо быть очень внимательным, понимать, что это за болезнь и как в ней помочь. Не в медицинской части, которой должны заниматься врачи, а социальной, психологической, просто человеческой. Чтобы мы могли прийти к больному человеку с чем-то, чем могли бы его воодушевить.

 

- Вопрос телезрителя из г. Старый Оскол: «Мой серьезно болен мой отец, у меня самого есть душевное заболевание. Случается, к большому сожалению, что мы срываемся друг на друге, это самое страшное. Как нам правильно строить отношения?»

 

- Так как Вы уже вполне понимаете, что эти срывы, выплески досады или усталости не делают мир в семье лучше, постарайтесь предотвращать их. В общении с близкими мы чувствуем, когда в нас начинает копиться это раздражение, и, наверное, стоит сказать себе, что я устал, но не имею никакого права нарушать этот зыбкий мир в семье. И если Вы являетесь христианином, а Ваш отец еще маловоцерковлен, то Ваше самообладание и сдержанность дадут больше, чем, скажем, предложение почитать Евангелие. Он увидит христианство в действии, увидит, что Вам трудно, но Вы более сильны и стойки, потому что переносите это не в одиночку. Потому постарайтесь, прежде всего, следить за собой и, даже если слышите упреки в свой адрес, дайте этим словам упасть в Ваше сердце и  в нем растаять. Бывает, что человек не ответит, но будет копить это в своем сердце, и тогда рано или поздно накопленное прорвется и можно больно поранить человека. Мы знаем, что слово бьет очень сильно, а больной человек становится особенно восприимчив к любому необдуманному слову или шагу.

 

- Как Вы относитесь к сбору средств в помощь тяжелобольным через социальные сети. Как Вы считаете, может быть, порой это дает человеку ложные надежды, отнимая время, отпущенное ему для покаяния?

 

- По роду своей деятельности я занимаюсь с детьми, больными лейкозами. Многие благотворительные фонды собирают деньги на помощь им, и я считаю, очень правильно, что этих людей делают публичными: говорят о них по телевизору, в различных новостных службах, не пренебрегают информацией о  них. Это призыв людей к милосердию, и он хорош априори. Даже если мы не поможем конкретному человеку, ребенку, наше сердце открылось для них. Если же не удалось помочь именно ему, то средства будут перенаправлены на лечение другого больного. Мы не можем гарантировать, что именно мои средства переломят ход болезни, но гораздо важнее мое личное участие в этом общем деле. Хорошо, что таких фондов много и что процесс благотворительности делают, своего рода, даже модным: когда человек сталкивается с подобной информацией, когда больных детей привозят на общественные мероприятия, когда можно увидеть, куда расходуются средства и как ребенок становится более радостным. Мы не можем порой побороть болезнь, но сделать так, чтобы у ребенка появился лучик счастья – это ведь очень хорошо.

 

- Скажите, если человек попал в больницу, в стационар, как ему себя вести?

 

- Начну с предварительных моментов, которые проходит человек. Если госпитализация плановая, у человека есть время подготовиться. Надо взять все необходимое: и медицинские документы, и то, что поможет наладить больничный быт. Обычно спрашивают, брать ли в больницу иконы, книги? Часто камнем преткновения становится нательный крестик из драгоценных металлов. Готовясь в больницу, надо озаботиться тем, чтобы крестик был самый простой, на обычной веревочке, но можно и объяснить анестезиологу, реаниматологу, что крестик во время операции должен остаться при Вас. Безусловно, надо взять с собой молитвослов, Евангелие, те книги, которые хотели прочитать, но не было времени. В больнице надо узнать, есть ли там храм, часовня или молельная комната, приходит ли священник. Самое главное – мы попадаем в палату, ту среду, которая о нас ничего не знает, поэтому это замечательная возможность стать немного лучше, чем мы есть. Все, что мы хотели сделать дома, но не могли в силу сложившихся отношений, паритетов, у нас есть такая возможность осуществить в этой новой среде. Здесь пресловутый «стакан воды» значит очень много.

Атрибутом комфорта современной палаты часто является телевизор. Надо постараться договориться с соседями по палате, чтобы какое-то время он был выключен, потому что должно быть время, чтобы помолиться и почитать. Что касается молитвы, молиться можно в том положении, которые обусловлены ситуацией в палате. Даже когда мы молимся про себя, но перед иконами, это часто вызывает вопросы, поэтому надо помнить слова прп. Амвросия Оптинского о том, что никогда не надо спорить о вере. Чаще всего соседи по палате - люди малоцерковные, которые знают о Церкви лишь из новостных передач. Поэтому надо постараться, прежде всего, своим видом и своим отношением разрушать этот порой негативный стереотип. Чтобы люди могли видеть нашу христианскую веру такой, какова она есть: мир, радость, участие в жизни другого человека, внимание к нему. Надо стараться наиболее полно отвечать на вопросы, если нам их задают. Бывают настоящие чудеса: когда человек, встретив в палате настоящего христианина, начинает с очень негативного отношения, а заканчивает приязнью и тем, что они продолжают общаться и порой встречаются уже в храме. Надо надеяться на чудо.

Надо узнать фамилию врача или врачей и молиться за них. Служа в больнице, я знаю, насколько высоко врач ценит тот факт, что больной молится за него.

 

- Вопрос телезрительницы из Воронежа: «У меня тяжело больна родственница, можно ли я взять на себя духовный или телесный подвиг ради ее исцеления?»

 

- Конечно, пусть это будет канон за болящего, канон Божией Матери, который содержит отдельные тропари о больном человеке. Но постарайтесь узнать, в чем нуждается Ваша родственница, может быть, не сделаны какие-то дела, может быть, ей надо убрать квартиру или требуется присутствие рядом человека. Здесь надо идти по пути разумного сочетания внешней и внутренней деятельности. В жизни святых людей мы видим как раз колоссальный подвиг ради людей, хотя об их внутренней молитвенной жизни точно знать не можем. Преподобные Амвросий Оптинский и Серафим Саровский, сами будучи немощными, несли огромный молитвенный подвиг, молитвой помогая людям. Поэтому постарайтесь достичь баланса между молитвой и деятельностью. Молитва будет помогать не только Вашей родственнице, но и давать силы Вам самой, чтобы приходить к ней для оказания помощи.

 

- Если у друзей больного человека есть возможность пригласить священника, как ей пользоваться?

 

- Во-первых, надо выяснить желание видеть рядом с собой священника, так как не все больные дорастают до этого. Сначала надо окружить больного личным вниманием и заботой. Пусть он знает, что мы христиане, молимся о нем, в том числе, и в Церкви. Но прежде всего надо ждать его собственного желания. Нередко люди неверующие воспринимают появление у своей постели священника почти фатально. Надо проявлять колоссальный такт, внимание. Если мы приглашаем священника, то главным рефреном должно быть, что все таинства Господь совершает во исцеление души и тела, и человеку дается колоссальный импульс для жизни с избытком, как говорит сам Господь. Человек должен очень четко понимать, что это не приготовление к смерти.

 

- Когда мы навещаем больного человека, можно ли участвовать вместе с ним в таинствах Причастия и Соборования?

 

- Если долго болеет Ваш близкий родственник, и у Вас нет возможности посещать храм, то надо предупредить священника, что Вы тоже хотите исповедоваться, причаститься и собороваться. Человеку, который ухаживает за тяжело больным, самому нужна помощь. Нередко я причащаю маму вместе с малышом, потому что у нее нет никакой возможности отойти. Мы договариваемся заранее, чтобы уединиться и поисповедоваться. Но если все же у человека ухаживающего есть возможность самому побывать в храме, напитаться духовными соками, то лучше это делать на церковной службе.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Брянска: «В 2010 году у меня произошла тяжелая травма ноги, и это продолжалось целых три года, все это время люди, с которыми я общалась до болезни, никак не принимали участия, отвернулись от меня. Теперь я выздоровела, вернулась к ним, но не знаю, как заставить себя относиться к ним по-прежнему?»

 

- Насколько я понял, эти люди не стремятся общаться с Вами. Надеюсь, что в болезни с Вами остались Ваши самые близкие, они не бросили Вас. В этом тоже чудо болезни, ей поверяются все наши ценности, все наше окружение, и ты начинаешь очень ценить людей, не человечество в целом, а каждого в отдельности. Начинаешь понимать, что каждый человек – это подарок Бога тебе.

Мне кажется, что лучше этих людей извинить, поскольку человек, не имеющий печального опыта болезни, зачастую остается глухим к чужому горю. Поэтому одна из радостей и чудес христианства в том, что мы нашим распятым Богом всегда остаемся понятыми, что каждый святой в житейском отношении глубоко несчастный человек, что Божия Матерь видит каждую нашу слезу. Я всегда стараюсь донести своим пациентам, что именно верующий человек всегда бывает окружен людьми колоссальной любви и веры, именно на этом основано наше почитание святых. Поэтому постарайтесь найти внутри себя слова оправдания для тех людей, Вы, зная, как необходимо человеку участие в таком положении, сможете помочь им, когда это потребуется, и тогда, наверное, примиритесь с ними и услышите слова прощения.

 

- Вопрос телезрителя из Краснодара: «Прошу Ваших молитв о моей жене рабе Божией Инне. В один год умерли родители, и жена заболела, видимо, на нервной почве. Ей уже сделали несколько операций. Мы ходим в церковь, но она больна. Может быть, мы что-то делаем не так, скажите, пожалуйста, что нам конкретно делать и как правильно молиться?»

 

- Прежде всего, надо понять, что смерть родителей – серьезное потрясение, но мы же все знаем, что когда-то должны проводить их в этот скорбный путь. То,  что болеет жена никак не связано с этими печальными событиями, потому Вам как мужу надо быть сильным, помогать жене, изыскивать возможности лечения, самое главное не быть парализованным этими обстоятельствами. Не надо делать из болезни фетиш или камень, которые тянет Вас в депрессию. Мы болеем, но вопрос в том, как мы к этому относимся. Должны быть реализованы все Ваши силы как мужа и мужчины, жена должна понимать, что нежный и внимательный муж делает все, что нужно. Как верующие люди, вы должны понимать, что Господь все равно дает утешения, посылает людей, небольшие радости, и за них надо цепляться, это тоже подарок от Бога, который надо принимать. Все мы помним слова Иова Многострадального о том, что неразумно принимать от Бога только плохое, а дурное отвергать. Жизнь каждой семьи имеет и радости, и горе, которые сплачивают семью. Именно в тяжелых обстоятельствах люди должны понять, что они близки и нужны друг другу, как никогда.

 

- Вопрос телезрительницы из Перми: «Мне хотелось бы помогать людям в качестве сиделки с больными людьми, но порой я думаю, не много ли беру на себя, справлюсь ли. Что бы Вы посоветовали мне в этой работе, если я решусь стать сиделкой?»

 

- Это замечательное желание. Думаю, что при медицинских училищах Вашего города есть курсы. Если есть возможность, то хорошо получить дополнительное образование, выучиться на медсестру. Что касается практической части,  можно посмотреть среди Ваших престарелых соседок или в социальных сетях просьбы пусть о небольшой помощи, чтобы проверить себя, пока не начался набор на курсы. Посмотреть с какими категориями больных – пожилые, дети, подростки, лежачие больные - у Вас лучше всего получается. Больные люди очень разные, у каждого свой психотип, с которым нам легко общаться или нет. Самое главное иметь внутри себя набор контраргументов против «проклятых» вопросов. Очень помогает литература, могу назвать ряд книг, которые очень полезно прочитать, как ухаживающим за больными, так и самим больным. Это очень понятные книжки, например, книга Эвелин Поттер «Полианна», более серьезная – книга Пола Янга «Хижина». Всегда надо искать дополнительные мысли, слова, очень много таких поддерживающих слов содержится в Священном Писании. В книге Иисуса, сына Сирахова, несколько целых глав посвящены и болезни, и врачам, и они очень актуальны сейчас.

Если Вы вдруг почувствуете, что не сможете по каким-то причинам помогать больным, полученные медицинские знания много пригодятся Вам в жизни. Как человек, имеющий медицинское образование, скажу Вам, что Вы очень расширите сферу Вашей полезности.

 

- Вопрос телезрителя из Волгоградской области: «Возможно ли православному врачу применять такие методы лечения, как китайское иглоукалывание?»

- К сожалению, я не иглорефлексотерапевт. Думаю, что это должен определять лечащий специалист. Если невролог, практикующий классические методы лечения, говорит о том, что это необходимо как одна из форм лечения. Однако есть поговорка о том, что такая медицина помогает, если соблюдены три условия, и эти условия должны быть желтого цвета: это желтый врач, желтые иголки и желтый пациент. Некоторые вещи не работают в силу нашего отношения к ним. Если все же внутреннее чувство христианина как-то против этого метода протестует, надо прислушаться к себе. Надо помнить слова апостола Павла «все мне дозволено, но не все полезно», именно мне. Если нет этого чувства полезности именно мне, надо прислушаться к этому.

 

- Вопрос телезрителя: «Я знаю одну прихожанку, которая построила церковь в Санкт-Петербурге, ей уже 86 лет, и она в больнице, но к ней даже священник не приходит. Вопрос в том, стоит ли иметь духовника?»

 

- Конечно, думаю, что за время строительства церкви Ваша знакомая познакомилась не с одним священником. Надо узнать, кто из  них ей более близок, позвонить ему и пригласить. Если, например, такой возможности нет, то надо договориться в ближайшем к больнице храме. Но, как я уже говорил, сначала надо узнать о ее собственном желании, хочет ли она сама видеть священника.

 

- Расскажите, пожалуйста, о специфике общения с больными детьми и пожилыми людьми.

 

- Это совершенно разные категории. Дети счастливы все время, если это не особо тяжелая болезнь. В обычном отделении, где дети не лежат, они очень подвижны, жизнерадостны. Скорее, ребенка даже тяжело остановить, чтобы его исповедовать, причастить. Конечно, когда он тяжело болеет, не встает – ситуация иная, надо быть предельно ласковым, внимательным. Дети с лейкозом иные, они уже не столь жизнерадостны. Надо увидеть, что окружает его, его кроватку, обычно это является отображением внутреннего мира ребенка. Постараться выслушать детские вопросы, которые бывают предельно глубокими и открытыми, бьющими в самую суть проблемы. Надо постараться в доступных категориях, учитывая уровень развития и воцерковленности, ответить на них так, чтобы это было понятно и маме, и даже тем, кто находится вместе в палате.

В общении с пожилыми людьми также необходимо понимать степень воцерковленности, безусловно, надо иметь огромное уважение, нужно узнать, чем человек жил все это время, постараться помочь ему разобраться в прошлом. Приходилось выслушивать упреки человека, что он оказался в больнице, и объяснять, что нога ампутирована от того, что стаж курения у него больше, чем трудовой. Но говоря это, мы не судим, а стараемся показать реальность и дать возможность выхода. Важно, чтобы общение было не судом и вытягиванием негативных явлений прошлого, а чтобы человек понял, что священник – это друг, помощник, с которым можно обсуждать сложные вопросы прошлого, настоящего и будущего. Мужчина воспринимает священника отчасти как соперника, поэтому надо быть готовым к непростым вопросам из разных областей.

 

- Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Есть такое мнение, что в семье, где есть тяжело больной ребенок, надо лечить и самих родителей, потому что у них своего рода зависимость от больного ребенка. Если это так, то объясните, пожалуйста, в чем заключается эта зависимость и как от нее избавиться?»

 

- Какой-то зависимости нет, просто долгая болезнь откладывает отпечаток на всю семью, происходит так называемая деформация личности, когда человек воспринимает себя не просто как человека, но как «родителя больного ребенка». Это надо учитывать, но особенных причин как наказания, кары, конечно, нет. Хорошо, что в крупных городах сейчас есть психологи, которые вместе со священником помогают решить эти проблемы. Смотря кто в ком нуждается. Если семья воцерковленная, то хорошо, чтобы священник был вхож в этот дом, если нет, надо посоветовать хорошего психолога, который поможет людям не закрываться от жизни. Быть с больным человеком – это очень ограничивает человека, но есть масса занятий, которые можно делать и дома. Надо решить, какие есть возможности, чтобы качество жизни соответствовало чаяниям этих людей. Нужно создать условия, в которых родители будут чувствовать себя хоть немного более комфортно.

 

- Ситуация обратного характера: часто складывается такая ситуация, что дети привязаны к больным родителям, и их личная жизнь откладывается на потом. Как Вы оцениваете такое явление?

 

- Это один из способов отдать долги нашим родителям, они отдали нам свою жизнь, здоровье. Но жизнь молодой семьи продолжается, и если есть возможность найти платную сиделку или социальный стационар, но хорошего качества, чтобы условия были подходящими или человек был принят. Важно, чтобы не было ощущения, что дети хотят отстраниться. Быть с ближним, положить душу свою за него – это не значит жертвовать собой в смысле потери собственной своей жизни, могут быть и другие способы. Если боль ближнего воодушевляет нас своей возможностью помочь ему, Господь дает возможность личного отдыха, паузы. Появляются знакомые, у родителей есть близкие люди. Вокруг больного человека должна складываться «команда» из близких, родственников, друзей, священника, врачей. Должна создаться общность, которая помогает и больному, и друг другу, сменяет и молится друг за друга, рядом с больным не должно быть опустошенности. Если один на один, это очень тяжело, поэтому надо стараться эту команду создавать.

 

- Вопрос телезрительницы из Саратова: «По просьбе знакомой больной я пригласила к ней священника для исповеди и причастия, но дочь его не допустила. Теперь они отвергают мою помощь, и я не знаю, как мне быть, навещать ли ее, мне даже трудно почему-то идти к ней в дом».

 

- Во-первых, надо понять причину. Если невозможность отношений возникла из-за приглашения Вами священнослужителя, то надо извиниться за то, что Вы, возможно, поторопили события. Если же это не зависит от Вас, то надо постараться не потерять эту семью. Именно больной человек и его ближайшее окружение должны выбирать сами, и надо смиряться с тем, что какую-то нашу помощь не примут, это нормально. Давайте стараться жить для другого человека, тогда в нас не будет обиды и досады. Наверное, для прихода священнослужителя, надо дождаться желания не только больного, но и ближайших родных. Очень важно донести мотивы его прихода, чтобы в этом визите родные не увидели ничего фатального.

 

- Вопрос телезрительницы, переданный по интернету: «Я страдаю рассеянным склерозом, у меня отказывали руки и ноги, но я восстанавливала их функции. Мой вопрос -  не нарушила ли я воли Божией? надо ли бороться с болезнью или принять ее, как есть?»

 

- Конечно, лечиться необходимо. Наверное, только очень духовные люди воспринимают болезнь исключительно как духовный подвиг. В Священном Писании мы неоднократно видим повеления Господа приходить к больным людям с исцелением. В Ветхом и Новом заветах мы видим и восхваления врачебного искусства, и активного прихода Господа и апостолов к больным людям.

Рассеянный склероз – это тяжелое заболевание, и даже для того чтобы поберечь своих близких, надо постараться максимально заниматься восстановительными мероприятиями, чтобы сохранить функции конечностей.

Воля Божия заключается и в возможностях. Возможно человеку лечиться, значит, надо лечиться. Невозможность лечения для больного человека бывает настолько очевидной, что он явно понимает ее. Сам больной может убедить в этом окружающих, и для них будет очевидно, что это не капитуляция и не жест отчаяния, а взвешенная, разумная позиция этого человека. Когда же человек замыкается, опускает руки – это следствие уныния, а это очень тяжелое состояние.

 

- Каков же вообще смысл болезни?

 

- Любая болезнь к славе Божией. В любой болезни человек вырастает до общения с Богом, чувствует Его присутствие в своей жизни, исполняет евангельскую заповедь «нищеты духовной», когда всю жизнь человека, все его немощи восполняет сам Господь. Именно поэтому множество святых имели болезни, как знак того, что в этом немощном теле действует только благодать Божия. Чтобы стать более чутким, внимательным, понять, насколько лично я любим Богом, и Он хочет подарить мне самого себя. В этом колоссальный смысл болезни. И дай Бог каждому человеку найти повод радоваться, удивляться, быть зрителем чудес в своей жизни, как никогда не было, когда он был здоров.

 

- Как больному человеку воспринимать те неудобства, которые он доставляет тем ближним, которых любит?

 

- Две стороны этого процесса. Каждый из нас старается как можно меньше докучать близким, а болезнь ставит человека перед необходимостью просить. И люди предпочитают отойти, замкнуться, лишь бы не выступать в качестве просителей. Это опасный момент, поскольку это одно из проявлений гордыни. Нельзя отказываться от помощи людей, наша болезнь для близких – сигнал, что они могут что-то сделать для нас. Постарайтесь, чтобы болезнь соединила вокруг Вас людей. Мысль о том, что нам за нашу жизнь так и не удалось создать вокруг себя общность, может быть очень тяжелой. Надо просить помощи, а если болезнь тяжелая, выходить и за рамки ближайшего круга, чтобы получить, как можно больше людского внимания.

 

- Спасибо, батюшка, благословите на прощание наших телезрителей.

 

- Помощи Божией вам в скорбях и болезнях, помните, что в любой житейской буре находится Господь, который ждет нашей протянутой руки. Дай Бог нам не пропустить этот удивительный, чудесный момент. Храни Господь вас.

 

Гость передачи: иерей Андрей Битюков.

        Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать