Беседы с батюшкой. Эфир от 21 августа

21 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Георгий Сергеев, настоятель храма святой преподобномученицы Елисаветы на Иваньковском кладбище города Москвы. 

– Рады Вас приветствовать в нашей программе. Вы уже участвовали в других программах, но в «Беседах с батюшкой» Вы впервые. Благодарим, что появились у нас.

– Совершенно верно, спасибо за приглашение.

– Мы продолжаем празднование, как в церковной терминологии называется, попразднство праздника Преображения Господня. Что значит Преображение для православного христианина? Какова главная суть праздника, что мы должны почерпнуть из него?

– Действительно, праздник замечательный, летний. У многих людей всегда ассоциации с тем, что в этот праздник освящаются плоды и благословляются священником – яблоки, виноград, прочие фрукты и овощи. Но это не самое главное, потому что суть и значение праздника, который мы отмечаем, – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. С этим событием в Евангелии связано то, что Христос позвал трех Своих учеников и на горе Фавор преобразился, то есть явил Свой Божественный свет, Свою Божественную сущность самым близким Своим ученикам. И через Своих учеников Он являет эту сущность и нам с вами, потому что преображение – это изменение, это стремление к первообразу. В самом значении этого слова заложена и суть этого праздника. Мы все дети Божии, мы все созданы по образу и подобию Божию. Поэтому возвращение к этому образу, преображение нас с вами, осияние тем Божественным фаворским светом, как его именуют святые отцы, важно почувствовать в эти дни, когда мы отмечаем этот двунадесятый праздник, который входит в число самых главных праздников церковного года.

– Вы сказали такую фразу: позвал с Собой на гору самых близких учеников. Или, бывает, говорят, есть любимый ученик – Иоанн Богослов. Как это понять? Близкий, любимый почему это разделение идет? Разве кто-то был в чем-то ущемлен?

– Нет, здесь речь не идет об ущемлении, идет речь о мере восприятия того или иного события. Христос, если мы посмотрим Евангелие, какие-то события совершает перед огромным количеством народа. Мы знаем, Он насытил пять тысяч, кроме жен и детей, хлебами и рыбой – это происходит перед глазами всего собравшегося народа. Какие-то вещи происходят очень откровенно, лично между тем или иным человеком, теми или иными учениками. Вопрос в особенности восприятия. Христос подходит к каждому индивидуально, и Он открывает Себя каждому по-разному, с разной степенью силы. Потому что познать Божество в полной мере мы по своему нынешнему состоянию своей земной жизни не способны в полной мере. Естественно, Христос нам открывает Себя по мере нашего взросления и приближения к Нему. Видимо, на тот момент Он посчитал, что именно эти ученики готовы увидеть, воспринять и понять правильно Преображение Его. Это как раз ответ на Ваш вопрос. То есть вопрос в нашей готовности, в степени готовности нашего восприятия, открытости нашего сознания.

– Это тоже можно проецировать и на нас, каждый из нас по-разному воспринимает это.

– Конечно, каждому Христос по-разному открывается. Даже если посмотрим на текст Священного Писания: вроде бы читаем в сто первый, сто второй раз те же самые слова, а Господь открывает нам что-то новое, мы в каждом отрывке Священного Писания можем увидеть определенные вещи, которые до этого не видели, не осознавали, не понимали. Увидеть новую грань, которую нам открывает Сам Христос. Поэтому, конечно же, необходимо внимательно слышать, слушать и воспринимать то, что нам хочет сказать Господь. Либо напрямую – через текст Священного Писания, либо через уста Церкви, через святых отцов, через учителей Церкви, через священнослужителей, через тех, кого нам Господь посылает на нашем жизненном пути.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что подобие Божие – это добродетель. А какие свойства являются образом Божиим в человеке, что это за свойства такие? И может ли человек с рабской или холопской психологией быть образом Божиим?»

– Дело в том, что образ и подобие Божие достигается человеком в течение всей христианской жизни. Господь открывается нам Своим образом как Милосердный, как Благой, как Человеколюбивый, Всеблаженный, Вседовольный. Вот эти свойства Божии, свойства образа Божия, которые Он нам в Себе являет, и мы должны воспринимать и открывать внутри себя. То есть одно из свойств Божьих – человеколюбие. Наверное, это самое главное, к чему нужно стремиться в нашей жизни. Будем тренировать в себе это чувство, это восприятие окружающего нас мира, близких нам людей. Ведь кто такой близкий человек по христианскому понятию? Это тот, кто находится рядом с нами. Это не только родственник или знакомый нам человек. Это те люди, которые оказываются рядом с нами в любой обстановке – в транспорте, на улице, в лифт вошли какие-то незнакомые люди – все это наши ближние.

Поэтому если мы будем человеколюбиво относиться к подобным же нам, сотворенным так же, то мы откроем в себе тот образ Божий, который проецируется в человеколюбии. И так далее можно приводить примеры благости Божией, правды Божией. Если мы будем искать все эти качества и стремиться постичь тайну этих качеств в жизни, то откроем в себе образ Божий, он в нас будет открываться, как он открывался в святых.

– Был еще вопрос: может ли человек с рабской психологией быть образом и подобием Божиим?

– Мне сейчас сложно понять, какой именно смысл заложен в этой части вопроса нашим уважаемым телезрителем. Но, насколько я понял, имеется в виду человек зажатый, забитый, находящийся под влиянием некоего внешнего давления со стороны какой-то системы бытия, каких-то принципов, которые несопоставимы с принципами Евангелия, принципами христианской жизни и заставляют человека превратиться в некое быдло. Все равно Господь до последнего сохраняет, не побоюсь так выразиться, некую веру в человека. Мы очень много говорим о вере в Бога, а Господь верит в то, что мы способны измениться, способны будем воспринять те сигналы, которые Он нам посылает. Он тоже хочет, чтобы мы были с Ним, Он этого желает. Но поскольку нам дана свобода воли, свобода выбора зависит от нас. Господь нас не может заставить войти в Царство Божие, не может заставить стать образом и подобием Божиим. Насильно этого никогда не будет, но тем не менее Господь тоже верит в нас, что мы захотим измениться, услышим Его Божественный призыв, обращенный к нам.

Можно найти разные примеры и в истории, и в жизни Церкви, когда люди никакой надежды не имели с точки зрения внешней на какое-то преображение, изменение, внутреннее перерождение, но вдруг становились другими. И эта рабская психология, узкая твердолобость наша, эти шоры, которые иногда на нас надеты, когда мы не видим ничего, кроме какого-то прямолинейного пути, вдруг исчезают – и человек видит мир совершенно с другой точки зрения. И эта рабская психология может просто исчезнуть, человек начнет меняться, начнет видеть мир шире. К этому, наверное, призван каждый православный христианин – к тому, чтобы изменить свое отношение к этому миру и приблизиться к образу и подобию создавшего его Творца.

– Вопрос телезрительницы: «Евангелие от Матфея, 13-я глава, 49-й стих: Так будет при кончине века, изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в пещь огненную. Это выражение „из среды праведных“ меня смущает, раньше я его не видела. О каких праведных говорится здесь?»

– Мы здесь можем провести аналогию с другим евангельским текстом – к сожалению, не могу сейчас точно назвать главу и стих, но нам известен всем отрывок о плевелах и пшенице. Ученики спрашивают: «Ведь плевелы (сорняки – иными словами) могут забить пшеницу? Их надо удалить, вырезать, убрать, чтобы пшеница росла лучше». Но Господь говорит: «Подождите пока пропалывать. Вот когда взойдет и то и другое, тогда и будет видно, где сорняки, а где настоящая пшеница. И вот тогда придут люди, которые изымут плевелы». Так и здесь. В среде праведных людей в любом сообществе есть люди ненадежные, предатели, которые вроде бы внешне соответствуют некоторым правилам поведения в Церкви, в церковном сообществе, но в какой-то момент происходит их отпадение, в какой-то момент они становятся на ложный путь. Мы с вами это прекрасно знаем и из истории Церкви, и из жизнеописания святых, что человек иногда стремится к праведности, идет каким-то сложным путем, но потом происходит падение.

Так и здесь: в последние времена из среды праведников, которых немного (мы знаем, что их будет мало), и то найдутся люди, которые фактически в последний момент откажутся от своих убеждений. Естественно, здесь надо понимать, что Господь не всегда буквально нам что-то говорит. Есть образы, которые Он приводит. Действительно, будет некое обстоятельство, момент, когда Господь откроет нам этих предателей. Они сами себя проявят и будут изъяты из среды тех праведных, которые останутся верными Христу.

– Наша задача – остаться теми, кого как раз не заберут.

Вопрос от телезрителя: «Как правильно готовиться к исповеди?»

– Исповедь – это одно из семи таинств Церкви. Таинство предполагает некое необъяснимое участие человека и Бога во взаимодействии Творца и человека. То есть Господь в таинстве посылает определенные духовные дары, духовные силы. Он дает возможность понять неправоту нашу, Он преображает нас через участие в таинстве. Вот о чем мы сегодня начали говорить? О празднике Преображения. Таинства преображают жизнь человека. Поэтому таинство Исповеди – это таинство преображения души. Это таинство, в котором человек, осознавая свое падение, свои грехи, недостатки, пороки, страсти, просит прощения у Бога. Он обещает Богу исправиться. И вот когда мы говорим о таинстве Исповеди, Покаяния, изменения, мы здесь предлагаем два очень важных момента: саму исповедь как осознание греха и покаяние как процесс, который происходит с течением времени после исповеди, который предполагает изменение человека во времени. Поэтому подготовка к таинству Исповеди прежде всего должна строиться на том, что мы должны осознать свою жизнь с точки зрения заповедей Божьих. Мы должны провести ревизию внутри себя, понять, что мы делали не так, каким образом мы поступали в своей жизни против заповедей Божьих, что  говорили, что думали, как относились к Богу, как относились к ближнему, к себе. Это очень важно понимать, готовясь к таинству Исповеди. Естественно, хорошо открыть заповеди Божьи, почитать их и посмотреть, каким образом наша жизнь соответствует этим параметрам заповедей.

В Церкви сейчас есть и вспомогательная литература. Есть совершенно замечательная книга подвижника (уже можно сказать, что это подвижник благочестия ХХ – начала XXI века) – архимандрита Псково-Печерского монастыря, уже почившего в Бозе отца Иоанна (Крестьянкина), «Опыт построения исповеди». Я думаю, что почти в каждой церковной лавке есть эта книга. В таких больших городах, как Москва, Санкт-Петербург и прочих местах, возможно эту книгу купить, она переиздавалась чуть ли не миллионными тиражами, выдержала порядка полутора десятков изданий. По этой книге очень удобно выстраивать исповедь. Желательно, конечно, чтобы человек, который исповедуется впервые – не у всех такая гениальная память, не все всё помнят, – выписал определенные моменты, канву своей исповеди на листочек, чтобы не задерживать ни себя, ни священника. Очень часто по воскресным дням много людей приходит исповедоваться. И мы подчас, порой не зная, что сказать священнику, начинаем подбирать какие-то слова, что-то выдумывать, что-то судорожно вспоминать; священник вынужден задавать лишние наводящие вопросы… Чтобы этого момента не было, лучше всего заранее подготовиться и выписать основные моменты на лист бумаги.

– Четко, внятно и чтобы понятно было.

– Конечно.

– Так будет всем проще, и другим прихожанам тоже удобнее.

Вопрос от телезрительницы: «В век современных технологий можно найти молитвы и много чего еще; я сейчас захожу на православный сайт и задаю вопросы, и мне столько открылось много молитв, то, чего я раньше вообще не знала; я много узнаю через Интернет. Я спросила у своего батюшки, можно ли так. Он сказал, что можно. И я какое-то время слушаю больше молитв, больше познаю. Потом Евангелие прочитали. И потом идет разъяснение. И сейчас, когда я нахожусь в храме, когда батюшка читает Евангелие, я уже знаю, о чем там. Можно ли пользоваться Интернетом?»

Не во вред ли будет использование современных технологий?

– Да, Ваш вопрос понятен. Мы с Вами в данный момент, в прямом эфире, пользуемся современными технологиями, потому что нашу программу можно смотреть и через сеть Интернет, и через другие средства телекоммуникации, приема сигнала.

– Через спутники…

– Да, и Вы сейчас в прямой эфир позвонили. Мы используем технологии, которые могут помочь нам правильно понимать слово Божье, читать слово Божье. Огромное количество информации сейчас в Интернете. Это православные порталы – начиная от pravoslavie.ru, pravmir.ru, официальные сайты епархий, огромное количество лекций профессоров Московской духовной академии и прочих духовных учебных заведений, известных священнослужителей, архипастырей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси присутствует на своих страницах и в Instagram, и в группах «ВКонтакте», «Фейсбук». То есть Церковь активно проповедует через средства коммуникации, через Интернет в данном случае. Поэтому пользоваться этим можно, это в меру полезно.

Естественно, не стоит пренебрегать традиционными способами получения информации. Иногда стоит, чтобы глаза у нас отдохнули, почитать книгу с «живых страниц» – полистать, открыть и отвлечь свое внимание от электронных средств коммуникации. Это тоже иногда стоит делать… Кстати, я над этим иногда размышляю, у нас сейчас беспрецедентная возможность получения информации. Такого не было даже еще 15–20 лет назад. Я помню, когда пришел учиться в Московскую духовную семинарию, у нас не было тогда еще Интернета, не было возможности выйти в Сеть, хотя Интернет тогда только начал развиваться, но не было такого количества сайтов, ресурсов, ничего такого не было. Да, мы сидели в библиотеке, читали книги под светом ламп. Тем не менее со временем стало все это развиваться. Я считаю, что этим нужно и стоит пользоваться.

– Главное – грамотно к этому подходить, потому что иногда, даже когда ты ищешь какой-то евангельский отрывок, можно зайти на сайты других христианских конфессий… То есть нужно правильно попадать, фильтровать.

– Совершенно верно, но это уже, может быть, следующая часть вопроса, которую наш телезритель не успел озвучить. Конечно, надо понимать, что могут попасться какие-то ресурсы, которые с христианскими конфессиями вообще не связаны. Какие-то формы иногда бывают, какие-то молитвы можно встретить…

– А кто-то просто что-то написал, не понимая что.

– Да. Я считаю, что лучше не читать всякие комментарии, форумы, потому что чаще всего на части этих ресурсов содержится лишняя информация. Какие-то люди пишут свои мнения, эмоции, какая-то информация, абсолютно не соответствующая действительности, может появиться. Но вот есть официальные ресурсы синодальных церковных структур…

– Например, patriarchia.ru. Там же в правой колонке…

– …Ссылки на официальные церковные ресурсы.

– …Кроме того, там есть еще святой дня, евангельское чтение. Эти ссылки активны. Если кликнуть на нее, мы получаем евангельский отрывок.

– На смартфонах вообще есть целый ряд приложений, где отдельно можно загрузить молитвослов, Евангелие, прочитать отрывки из святоотеческих творений. Пожалуйста, сейчас есть совершенно замечательный проект Оптиной пустыни, приложение для мобильных устройств, где есть толкование Священного Писания, все святые отцы.  Постоянно обновляется этот ресурс, я сам пользуюсь им очень часто, особенно когда готовишься к проповеди, нет возможности целую библиотеку под руками иметь, а здесь все в одном приложении собрано, ты имеешь палитру мнений всех святых отцов Церкви по конкретному отрывку из Священного Писания.

– Как-то был такой случай в семинарской практике, когда мы поехали по приглашению одного батюшки на приход петь литургию и благополучно забыли ноты. Благо был Интернет и планшет. Закачали ноты туда и пели службу, вышли из положения. То есть можно поставить эти средства себе на службу.

– Конечно, естественно.

– Вопрос телезрителя: «Почему Бог иногда общается с дьяволом? Ведь Он знает, кто это, и нам говорит, что это абсолютное зло, тем не менее Он его слушает, как в случае со святым Иовом, после чего Бог начал Иова испытывать. Получается,  дьявол – Его советник?»

– Конечно, дьявол никакой не советник. Из Священного Писания мы знаем эти отрывки, знаменитое искушение в пустыне… Книга Иова нам показывает судьбу конкретного человека, его жизнь. Здесь же Господь искушаем дьяволом в пустыне. Мы видим, как дьявол предлагает Ему весь мир как на ладони, все царства. Для чего Господь это вообще показывает нам? Ведь ничего такого, что нам не нужно, Господь не делает. Все для нашей пользы. Поэтому, имея это в виду, мы так же должны относиться к этим случаям, которые описаны в Священном Писании. Господь нам показывает, что дьявол – это действительно сила. Это сила духовная. Дьявол не имеет плоти как таковой, это духи – ангелы, которые в свое время, еще до сотворения человека, отпали от числа бесплотных Сил Небесных, служивших Творцу. Денница, возгордившись, как мы знаем из Священного Писания, из части ангельского мира отпал от своего Творца и поставил себя в противоположность, стал тем, кого мы сейчас именуем отцом лжи. Естественно, Господь нас предупреждает, что это сила, которая может нам навредить, которая может нам причинить не то чтобы неудобства, а довести до полнейшего исступления, вплоть до смерти. Привести нас к помешательству, к серьезным проблемам в нашей жизни. И Он нам показывает, что без силы Божией, без помощи Божией, без участия Бога в нашей жизни невозможно победить дьявола.

Есть в Священном Писании другой отрывок, когда Господь прямо указывает, что сила нечистых духов действительно на нас влияет, и называет способ, как с ней бороться. Сей же род, Он говорит, побеждается только молитвой и постом. Молитва – это богообщение, то есть обращение к Богу, не просто ее чтение, совершенно бездумное, а именно живое обращение к Богу. Это очень важно понимать. Поэтому Господь, давая нам примеры и Своего общения с сатаной, показывает, что это действительно реальная сила. Но она побеждена Воскресением Христовым. Ад низложен, повержен, ада уже больше нет. Поэтому эта сила может на нас влиять в том случае, если мы оставляем Бога, если не надеемся на помощь Божию.

Поэтому всякий раз, когда бывают искушения, когда мы становимся тем объектом, на который эта сила действует, мы должны понимать, что если мы будем эту силу слушать, если будем воспринимать ее советы, если будем подчиняться ей, то очень быстро упадем. Мы потерпим полное фиаско. И нам нужно призывать силу Божию, нужно взывать к Господу с просьбой оградить нас от всякого зла. Мы молимся в вечерних молитвах: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего креста и сохрани мя от всякаго зла». Вот в этой краткой молитве как раз и содержится смысл всего того, о чем мы сейчас говорили. То есть зло действительно реально. Если мы ему не противостоим, если не боремся со злом силой Божией, не призываем Бога в помощь, то мы можем быть побеждены этой силой.

– Это же касается и таинств, правильно? Не участвуя в них, мы слабеем.

– Это как иммунная система человеческого организма. Мы же знаем, сколько вокруг нас микробов. Дотронулся здесь до стола – уже несколько миллионов бактерий, из них половина вредоносные, это может причинить вред.

– Пока никто не умер здесь…

– Здесь никто не умер, потому что у нас есть защитные силы организма, есть иммунная система. Нас таким образом наш организм защищает, эти бактерии погибают, и мы даже не знаем, сколько миллионов их каждую минуту гибнет в нашем организме. Но если будет пробоина в нашей системе защиты, иммунитет ослаблен – человек чихнул, и уже можно заболеть. Так и здесь. Сила Божия, благодать Божия – это наш некий внутренний духовный иммунитет. Поэтому мы должны всячески стараться его поддерживать на должном уровне.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по покаянию и исповеди. Вот говорят: мы должны обещать исправиться. Как я могу обещать? Это святые могут обещать, когда они всё умеют делать. А мы что можем обещать?.. Сама я никто и ничто. А говорят, покаяние – это изменение себя. Ну как я могу изменять себя? Да и Господь сказал, что мы без Него никто и ничто и ничего сделать не может. Объясните, что-то я могу обещать или не могу?»

– Здесь нужно правильно акценты расставить. Во-первых, хотелось бы обратить внимание в этом вопросе вот на что. Человек говорит: только святые могут. Простите, а мы все к чему призваны? Мы все призваны стать святыми, призваны к святости. И святыми не рождаются, а становятся. И это на самом деле цель нашей жизни – стать святыми. Мы забываем, мы себя ограничиваем. Говорим: да, я грешный, недостойный, я ничего не могу, это только помощь Божия; сам я вообще на диване лежу, пошевелить пальцем не могу, ничего сделать не хочу, только Господь пусть меня возьмет. Я вроде бы хочу исправиться, но ничего для этого делать не буду. Меняться у меня сил нет, и ничего делать я для этого не буду. Если с такой позиции подходить, – конечно, нам и меняться будет сложно, и контролировать себя будет сложно. Мы будем во власти своих страстей, во власти греха.

Нам нужно понимать, что нас без нас Господь не спасет. Это совершенно четко должно быть в нашей голове. Господь ждет от нас, когда мы сделаем первые полшага. Как только мы их делаем, Господь навстречу нам делает десять шагов. Поэтому, конечно, стремление к изменению должно быть прежде всего у нас внутри. Если у нас его нет, то Господь нас насильно в Царство Божие загнать не сможет никогда. Естественно, Он от нас ждет нашей свободной воли к изменению. А дальше Он приложит все усилия, которые нам необходимы, даст благодать, которая нам необходима, даст силы. Но стараться прежде всего должны мы. И если  мы действительно Богу обещаем что-то, то сказано: не клясться ни небом, ни землей, никем на земле. Но Господу мы можем обещать. И можем и должны просить дать нам на это силы, потому что Господь нам дает силы. Мы действительно немощные сосуды, у нас много есть того, что несоизмеримо с нашей жизнью. Мы много чего не можем достичь без помощи Божией. Но старанием, усердием, живой верой, молитвой, непосредственностью своего обращения к Богу мы себя способны к этому подвигнуть. И Господь нам, естественно, в этом будет помогать.

Поэтому нужно иметь дерзновение, дерзость некую. Мы же дерзаем у Бога просить: дай нам то, дай нам это. А почему мы не можем дерзать попросить так: помоги мне исправиться, я хочу исправиться, я обещаю, что изменю себя с Твоей помощью. Если мы так обращаемся к Богу, если так будем Бога просить, то, несомненно, Господь исполнит просимое. Потому что это во благо нам, это для нашего спасения самое необходимое условие – измениться.

– Вопрос телезрительницы: «Мой первый вопрос о четках. Монашествующим при постриге дают четки, это понятно. А мирянам обязательно ли молиться по четкам? Если молиться, то как, где, когда? В храме – может быть, лучше литургию и всенощную изучить, чем молиться Иисусовой молитвой по четкам там? Второй вопрос: правильно ли я понимаю о прощении? Прощать, как Господь говорил, всегда и всем – это действительно важно для меня самой, а не столько для того, кто меня обидел? Чтобы у меня открылось, как говорил праведный Иоанн Кронштадтский, пространство души, чтобы я могла молиться, чтобы мне было легко?»

– Я начну с последнего вопроса. Действительно, прощение и то, что мы прощаем, – это очень важно прежде всего для нашей души. Сказано в Писании: то, что мы свяжем здесь, будет связано там, то, что разрешим здесь, будет разрешено и на небе. И самое главное – чтобы именно мы простили, потому что прощением мы открываем себе путь в Царство Божие. Прощением, как Вы правильно заметили, Вам становится внутренне легче, Вы простили, отпустили. Простить – это, иными словами, отпустить от себя обиды, огорчения. Здесь мы, конечно, должны понимать, что для нас необходимо с легкостью это делать. Не скрипя зубами – ладно, Бог с тобой, прощаю, но все равно осадочек остался. Нужно без осадочка, до конца. Семьдесят крат седмерицею. Мы слушаем молитвы перед таинством Исповеди: «седмьдесят крат седмерицею оставляти падающим в грехи повелевый». То есть мы должны простить ровно столько, сколько нам причинили обиды. Простят или не простят эти люди – это уже не наше дело, нам должно быть все равно. С нас же Господь будет спрашивать на Страшном Суде, мы за себя сами будем отвечать…

– А они за себя будут отвечать.

– А они за себя. Поэтому нам надо быстрее простить. Если мы чувствуем, что что-то не так, быстрее все отпустили, простили. Потому что прощение открывает нам дорогу и к любви. Мы не можем любить не простив. Тогда это будет какая-то несовершенная, неполноценная любовь. Мы должны простить, любовь все прощает. И тут все взаимосвязано. Если мы не прощаем, мы по-настоящему не любим. Если мы не любим, мы не можем простить.

Что касается первой части Вашего вопроса относительно молитвы, совершаемой по четкам, тут нужно, на мой взгляд, понимать следующее. Есть какие-то внешние атрибуты, присущие определенного рода некоторым священнослужителям. Кто-то носит рясу, кто-то подрясник, кто-то скуфью, кто-то митру, кто-то наперсный крест. Так же и четки – это некий атрибут монашествующих, внешний атрибут. Это некое напоминание о молитве. Как кольцо на пальце женатого человека напоминает, что он обручен своей супруге, что они одно целое, что они составляют единую плоть, так и четки напоминают нам о непрестанной молитве. То есть это напоминание монаху о том, что он должен молиться всякий день и всякий час.

Конечно, каждый мирянин тоже должен стремиться к постоянной молитве. Не значит, что пусть монахи там сидят молятся, а мы ничем не будем заниматься, придем записочку напишем в монастырь, сорокоуст, молебен закажем – и все, а сами ничего делать не будем. А они пусть с четками ходят и молятся. Нет, конечно, так тоже относиться не надо. Я не монах,  четок не ношу, хотя я священнослужитель, совершаю таинства, литургию. Но поскольку я не монашествующий священник, этот атрибут мне внешне не нужен. Внутренне, естественно, память о молитве должна быть у всякого православного христианина. Но кому-то наличие четок помогает эту память возобновить: посмотрели – четки на руке, ну помолюсь… 

Но на самом деле для мирян достаточно сложно исполнять те особенности молитвенного правила, которые совершают монашествующие, особенно что касается умной молитвы. Потому что если даже взять практику умной молитвы, то, насколько я знаю ситуацию, в монастырях Русской Церкви она по большей части вообще утеряна. Она сохранилась только в некоторых обителях на Святой Горе. Еще есть некоторые обители за пределами  Горы Афон, в основном в греческом монашестве есть направление умной молитвы, которое на Святой Горе и было создано. Мы знаем святителя Григория Паламу, который многое сделал для практического осуществления этой задачи – научиться умной молитве.

– Поясните, пожалуйста, что значит умная молитва, более простым языком.

– Это такое состояние человека, при котором он живет молитвой, живет разговором с Богом. То есть он постоянно находится перед лицом Божиим, перед очами Божьими. Он все время, каждую минуту своей жизни ставит себя перед Богом. Это молитва, которая не совершается количеством чтения тех или иных псалмов, молитв, которые кем-то из святых были написаны, а это состояние ума. Это достаточно сильно измененное состояние человека. В миру мы к этому прийти не сможем в силу обстоятельств жизни, в силу нашего быта. Для этого нужны определенные внешние условия в том числе. А четки – это только первоначальный внешний инструмент, который помогает нам на начальных этапах. Святым подвижникам, которые совершали умную молитву, действительно жили этой молитвой, уже и четки были не нужны. Это всего лишь физическое напоминание о том, что мы должны делать внутренне. Не нужно носить четки как украшение… К сожалению, приходится видеть такую тенденцию последние лет 15-20, а сейчас, я замечаю, это вообще модный тренд пошел.

– Сувенир, аксессуар.

– Да, как некий аксессуар. Смотришь – у многих людей, даже светских, а не церковных, не священнослужителей, а у людей, живущих в миру. Уж не знаю, насколько они часто посещают литургию, исповедуются и причащаются, но у них на руке обязательно будут четки.

– Когда нервничаешь, перебирать удобно.

– Да, это с одной стороны. С другой стороны, некоторые воспринимают их как амулет, как некую охранную историю…

– …Оберег.

– Вот я надел четки – и все, меня ничто злое и нечистое не коснется. К сожалению,  заблуждение – так думать. Все должно быть осмысленно. В Церкви вообще все должно быть осмысленно, ничего не должно быть просто так: мне так захотелось, потому что я считаю это модным или нужным мне. На мой взгляд, если вы хотите молиться по четкам, лучше взять личное благословение у священника, который вас хорошо знает, является вашим духовником. По крайней мере, знает вашу внутреннюю жизнь. Уж он определит, нужно вам молиться по четкам или не нужно.

– Это важное замечание, полностью с Вами согласен: по таким вопросам нужно обращаться к духовнику… Все-таки в Церкви все не расписано, как, например, этим постом мы едим рыбу только на Преображение. Все понятно, все написано, все придумано за нас.

Благодарю Вас, что сегодня мы имели возможность побеседовать с Вами и с нашими телезрителями в прямом эфире. Отдельно хочу их поблагодарить, были интересные вопросы, глубокие, вдумчивые, связанные с Писанием.

– Спасибо; надеюсь, хоть какую-то часть вопрошающих я смог подвигнуть к определенной правильной мысли, потому что полноценный ответ на все вопросы требует гораздо больше времени. Тем не менее у нас есть замечательный способ это делать – в прямом эфире. Канал «Союз» существует как раз благодаря таким энтузиастам и людям, которым это небезынтересно. Я хотел бы напомнить, что канал существует на пожертвования, на маленькие лепты, которые вносит каждый конкретный человек. Все реквизиты есть на сайте, вы можете сделать свои пожертвования, чтобы наш телеканал мог осуществлять свою просветительскую деятельность.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы