Беседы с батюшкой. Успенский пост и телесное здоровье

20 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Батюшка, у нас продолжается Успенский пост, и с кем, как не с Вами, обсудить тему поста и нашего телесного здоровья… Вы, как человек, связанный с медициной,  думаю, поможете нам ответить на многие вопросы и развеять некоторые мифы, которые существуют за церковной оградой, и то, что говорят о нас, православных, да еще и о постах. Прежде всего, как правильно поститься? И каков пост, например, для вас, монашествующих, и для мирян? Объясните это.

– Дело в том, что пост, правило поста, его длительность и сила – все это прописано в книге, которая называется Типикон, в уставе, где регламентируется духовная жизнь, где регламентируется монашеская жизнь, где даются советы и о приходской жизни. Поэтому все вопросы, которые касаются поста, можно найти в этой книге.

Конечно же, для монашествующих пост более строгий, для мирян – более слабый. Им разрешается очень многое даже независимо от того, что находится на страницах Типикона. Есть люди, которые болеют, есть беременные женщины, если люди, которые находятся на воинской службе, они освобождаются от гастрономического поста. Есть люди, которые находятся в заключении или в больнице, они также должны принимать ту пищу, которую предлагает либо лечебное заведение, либо учебное, либо вооруженные силы. Сам вопрос гастрономического поста не стоит так остро, как стоит вопрос духовного и душевного поста. Поэтому мы, православные христиане, должны делать больше упор именно на пост душевный и духовный.

– Как это понять? Вы сейчас озвучили два понятия: душевный пост и духовный. Что это значит? Чем они отличаются?

– Духовный пост – это такой пост, когда человек, особенно во время поста, свой ум, свое время, свою жизнь занимает чтением боговдохновенных книг. В это время особенно исполняет келейное правило: утренние, вечерние молитвы, молитвы в течение дня, уделяет время чтению Священного Писания Ветхого Завета, Нового Завета, апостольских посланий, Псалтири. Он очень часто думает о своей жизни и о своих грехах и, конечно же, старается во время поста по воскресным и праздничным дням быть в храме, причаститься. А в тех храмах, где совершается, допустим, таинство Соборования, а человек страдает каким-то недугом, конечно же, во время поста он может прибегнуть к этому таинству.

– Часто Вы слышите (и многие священники, наверное), что происходят нарушения поста. Как правильно классифицировать, где ты нарушил пост легально, грубо говоря, а где не совсем правильно поступил в своей духовной жизни?

– Хотел бы уточнить: это о гастрономическом посте Вы говорите?

– Давайте обо всем поговорим: про гастрономический, душевный и духовный пост.

– Понятно. Конечно же, если священник что-то говорит, то, наверное, он имеет какие-то факты. Человек сталкивается с какими-то советами священника, который имеет какую-то особенную мысль, какие-то свои мнения, чтобы дать человеку рекомендации. Что такое нарушить пост? Очень часто это такое состояние или такое положение дел, когда человек во время поста принимает скоромную пищу, которая содержит в своем составе животный жир: это масло, сыр, яйца, мясо. Тогда можно говорить о нарушении гастрономического поста. Это не так страшно, если человек, допустим, ходит на тяжелую работу, на учебу, если живет интенсивной жизнью, когда организму необходима энергия, получаемая из пищи. Здесь, конечно, правила поста по определенному и особенному благословению могут послабляться.

Конечно же, Церковь требует, чтобы душевный пост соблюдался во время поста больше, чем гастрономический. То есть чтобы человек держал себя в руках, не злился, не ссорился, чтобы эмоционально был более спокоен, чем, допустим, вне времени поста. Когда человек во время поста ходит на увеселительные мероприятия, в увеселительные заведения, то это тоже неправильно, и священник такому человеку может сказать, что происходит нарушение поста. Пусть он не ест мясо, но если он пошел в театр, в клуб, где о духовной или о полезной душевной жизни и говорить не приходится, то здесь, конечно же, происходит нарушение поста. Православный христианин должен держать себя в руках в это время, чтобы люди, которые общаются с ним, его окружают, научались от него и брали полезное: что православие – это такая вера, которая действительно преображает человека и делает его лучше.

– Вопрос телезрительницы: «Я сейчас читаю труды святого Паисия Святогорца, и вот что я там прочла. Когда там умирает монах, его, как обычно, погребают, но через три-четыре года вынимают тело из земли, и если оно не истлело, значит, его снова погребают и еще более усиливают молитву о нем, как будто он что-то нехорошее сделал. А если тело истлело, его омывают и погребают в особой усыпальнице. А у нас когда нетленные мощи, считается, что человек святой. Как это понять?»

– Дело в том, что это общая афонская практика. Скажу больше: на Афоне, даже если тело истлело и кости в состоянии не медового цвета, даже если они белого цвета, то обычно говорят, что человек жил не очень духовной жизнью. То есть там есть классификация по внешним признакам скелета. Череп должен иметь медовый оттенок.

– Восковой.

– Да. И это относится к традиции или местной духовной практике. На Афоне принято так. Почему так принято? Потому что это практика наблюдения. Люди жили в определенном месте, в определенном социокультурном обществе с определенными взглядами и мыслями, и у них сложилась такая четкая установка, что должно быть именно так. Дело в том, что у нас, на Руси, отношение к мощам другое: не должно быть признаков оставшегося тления. То есть если человек жил духовной молитвенной жизнью, то тело, которое было погребено и обретено, имеет определенные признаки.

Допустим, когда обрели мощи святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, то оно пребывало в  нетленном состоянии, то есть оно было мумифицировано, если говорить судебно-медицинским языком. Для нас, русских православных, это является признаком духовной жизни, то есть там не было запаха разложения, там, наоборот, когда обретали мощи, говорили о благодатном сладковато-медовом запахе, о запахе мира, который был очень стойкий, долго держался. И поэтому у нас совершенно другая православная традиция, которая не больше и не меньше, чем на Афоне, у нас принято считать так. На Афоне считают, что должны быть косточки, а у нас считают, что должно быть вот так. Это относится к нашим святым. И мы относимся к святыням Афона с не меньшей святостью, так же и они относятся к нашим мощам.

– Ученые подразделяют религиозные посты на три основных вида: питание с пониженной калорийностью, диета второго дня, питание с ограниченным рационом. Это мы говорим о гастрономическом посте. Каждый вид этого поста имеет ли место в жизни православного христианина?

– Конечно, если мы посмотрим на рекомендации Типикона, то все эти пункты, которые Вы назвали, там содержатся. Действительно, там продукты с низким содержанием калорий, там рекомендации о приеме пищи через день, особенно в строгий Великий пост, и, конечно же, когда мясо заменяют рыбой или бобами, финиками, то исключают животный компонент. Поэтому все это прописано в Типиконе, даны рекомендации, но они давались для тех людей, которые жили в районе Иерусалима, Константинополя, где собирают богатый урожай с полей и имеют возможность поесть то, что дает земля.

У нас же северные регионы, поэтому у нас могут быть и поощрения в приеме рыбы. У них не позволяют, а у нас можно (если по благословению архиерея, священноначалия, игумена монастыря) употреблять рыбу братии, или семинаристам, или тем людям, которые несут послушание в Церкви, для того чтобы у них были силы. Сейчас у нас очень хорошо развита логистика, и в продуктах заморского происхождения нет никакого дефицита. Поэтому во время поста мы можем свой стол украсить постными блюдами, которые могут быть многообразны.

– Вопрос телезрительницы: «Я сейчас беременная, жду четвертого ребенка. Священник, у которого я исповедуюсь, не особо благословляет послабление, то есть делает это как-то неохотно. Сегодня была у врача, врач говорит, что надо обязательно есть мясо. Я как-то в сомнениях, вроде и неделя осталась, но впереди Рождественский пост. Как быть: идти за новым благословением или нарушать пост и потом исповедоваться?»

– Я хотел бы ответить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который очень много уделяет внимания этому вопросу. Женщины, которые находятся в положении, которые будут рожать, освобождаются от тяжести гастрономического поста. Святейший Патриарх благословляет им, особенно если врач советует соблюдать определенную диету, придерживаться ее. Поэтому здесь, конечно, вес слова Святейшего Патриарха намного важнее, ценнее, и следует придерживаться благословения и рекомендаций Святейшего, который очень по-отечески ко всем относится. Поэтому в своей жизни руководствуйтесь правильным, благоразумным советом.

– Но, смотрите, в этой ситуации священник говорит...

– Священник может что угодно говорить, я озвучил мнение и слова Святейшего Патриарха, который уделял этой проблематике большое внимание.

– Но можно испортить отношения.

– Ничего страшного, священников очень много.

– Всякое бывает, но давайте разберемся. В этой ситуации, допустим, человек привык ходить к этому священнику, все хорошо, но тут возникли разногласия. Убеждать священника или как?

– Я не думаю, что священник будет идти против благословения Святейшего Патриарха.

– С одной стороны, да.

– Святейший Патриарх является и священником, и отцом для всех верующих православных христиан Русской Православной Церкви, его благословение, его совет для нас имеют первенствующее значение. Поэтому я, в том числе и как врач, советую женщине соблюдать рекомендации врача. Потому что когда Святейший дает благословение, он отвечает за него. Священника, который дает благословение и не отвечает за него, надо бояться. Любой здравомыслящий священник не будет идти против рекомендаций врача, потому что врач, когда прописывает рекомендации, отвечает за них. Если священник дает благословение, которое противоречит здравому смыслу, логике периода беременности, то его мнение не следует учитывать, если оно идет вразрез  с мнением врача.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос об условности скоромной пищи. Вы говорите, нельзя масло, мясо, а сейчас те люди, которые имеют доход, употребляют морские продукты – те же лобстеры, камчатские крабы, кальмары, которые стоят в десять раз дороже мяса. И они будут спокойно это употреблять во время поста и говорить: "Я соблюдаю пост". Какой же это будет пост? Какое ограничение? Может быть, эти правила устарели, нужно поменять что-то?»

– Нет, Христос во все времена и вовеки Тот же, и Его учение, благословения и рекомендации так же имеют очень важное значение. Дело в том, что у нас со всей строгостью не изучают примечания, исключения. В каждом правиле есть свои исключения. Поэтому если сталкиваешься со строгостью закона, канона, правила, то всегда должен знать о том, что есть исключения. Если придешь в магазин и посмотришь, что рыба стоит дороже, чем курица, то, конечно, возникает справедливый вопрос: а стоит ли? Но я здесь исхожу из здравого смысла. Если человек нуждается в мясе, в белке, он может его получить из бобов, гороха, чечевицы. Если же это студенты, работяги, военные, они могут есть мясо, которое им предлагают в столовой, и здесь нарушения с их стороны нет. Потому что у них послабления. Беременные женщины также выполняют рекомендации врача.

Я рекомендую людям, особенно пожилым, кому за 50 лет, во время поста кисломолочные продукты, потому что я знаю, что у людей развивается остеопороз. Кальций, содержащийся в кисломолочных продуктах, восполняет ежедневную потерю кальция и пополняет белковый запас. Пожилым людям это необходимо, я им благословляю такое послабление: творог, сыр; если надо яйца, то можно и их. Но не в среду и пятницу, чтобы все-таки соблюдать святость этих дней. Потому что мы знаем, что люди, которые употребляют пищу, богатую животными жирами, более агрессивны, более настойчивые, у них возникают страсти. Это является объяснением, почему Церковь рекомендует в эти дни именно ослабить свой душевный профиль.

– Есть еще один вопрос: можно ли во время поста заменить мясо на сою, например?

– Вопрос гастрономический. Конечно же, можно.

– То есть это нормально?

– Абсолютно нормально. Если человек хочет сою, может ее есть. Не все люди могут привыкнуть к этому продукту, он имеет специфический вкус, могут быть специфические реакции, даже аллергического типа. Но если людям подходит этот продукт, то пожалуйста. Но Русская Православная Церковь в своих отеческих советах никогда не ограничивает человека в здоровье. Мы никогда не спорим с врачами в рекомендациях по состоянию здоровья, по лечению человека, даже в диетотерапии. Если человек находится на диетотерапии и это совпадает с постными днями, то мы человека призываем больше к духовному посту и душевному. А здесь пусть уже врач разбирается с телесным состоянием человека.

– А если человек сознательно отказывается от медицинской помощи? Просто не хочет, и все. Я знаю многих таких, даже монахов, и они, по сути, умирали из-за того, что отказывались от медицинской помощи. Значит, так нужно было?

– Это уже область игумена монастыря, архиерея, которому монастырь административно подчиняется.

– Это необязательно может быть монах, может быть и мирянин.

– Я говорю относительно Церкви, церковного вопроса. И, конечно же, если монах отказывается, то здесь можно будет поговорить сначала с этим человеком, узнать, какой душевный, духовный статус у этого человека. Потому что если нужна будет помощь, то, конечно же, игумен монастыря, епархиальный архиерей должен будет приложить все усилия, чтобы спасти такого человека. Потому что люди могут не совсем понимать свое состояние. И такому человеку надо уже помогать активно и, может быть, без его согласия.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела вернуться к предыдущему вопросу о посте и о священнике, который не допускает. Он сам врач, у нас работает, это приход святителя Луки при больничном комплексе. У меня хроническая болезнь сердца, тяжелые заболевания, были операции, у меня два клапана. Когда попадаю в больницу, для меня очень удобно, что прямо из отделения поднимаюсь в храм, читаю молитвы, какие положено к Причастию. На исповеди беру благословение на причастие, он спрашивает: “А пост держала?” Поскольку я человек прямолинейный, приходится с ним вступать в полемику, говорю: “Батюшка, ну какой пост? Я лежу в больнице, то есть  принимаю больничную пищу, которую здесь дают”.

Я уже была свидетелем и конкретно по себе даже скажу, мы с ним даже вели разговор вне исповеди, и я слышала, что он отказывает, то есть очень строго. Надо ли вот так относиться? В конце концов, для меня как для пациентки это как бы мой храм святителя Луки, меня туда тянет, но я не могу, батюшка слишком строг. Он же прекрасно знает меня как пациентку. Опускаются руки, просто отбивается желание. Я с ним не раз беседовала на эту тему вне службы, меня вот это как-то очень удивляет: уж кто, как не священник, должен это понимать?»

– Здесь, конечно, хотелось бы опять обратиться к благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и его любви ко всей пастве и передать Вам его слова, что если бывает состояние болезни и необходимо держать определенный рацион, то люди к нему прибегают.

Но если батюшка такой настырный, скажите, что постились, потому что Вы помолились (это духовный пост), воздержались от всего того, что могло бы отвлечь Вас от Бога (это душевный пост). Ну а телесный пост… Вы находитесь в больнице по послушанию, значит, Вы также этот пост соблюдаете, потому что находитесь на послушании у врача, у медицинской системы, где Вы проходите лечение. Поэтому если это является ключом, который отворяет дверь к таинству Причастия, то, конечно, говорите, что поститесь. Но имейте в виду, что к Причастию нужно подходить натощак, на голодный желудок. Особенно если человек поднимается в храм, то он может воздержаться от пищи и приступить с чистым сердцем к таинству Причастия. Если спрашивают, постилась ли, надо отвечать: «Постилась».

– Есть еще такое утверждение, что постящимся людям не хватает витаминов и минеральных веществ.

– Витамины и минеральные вещества – это такие вещества, которые не относятся к скоромным веществам. Их можно принимать и во время поста, и вне поста. В мясе, конечно, содержатся микроэлементы, но не в том количестве, которое нужно было бы восполнить человеку при его отсутствии. Допустим, если человеку нужно определенное количество калия, магния, то обычно это уже находится в препаратах аспаркам, панангин. Человек может их принимать и во время поста, и вне поста.

– Понятно. Следующее утверждение: пост ухудшает состояние крови. Как здесь быть?

– Здесь вопрос очень пространный. Какое именно состояние он ухудшает или улучшает? Дело в том, что если человек страдает атеросклерозом, то гастрономический пост для него очень полезен. Потому что человек не получает лишний плохой холестерин и пытается бороться собственными силами уже с тем холестерином, который находится в нем. Особенно когда есть бляшки в сосудах, то прием пищи без животных жиров будет очень полезен и очень хорошо будет действовать на организм.

– То есть пост – это еще некая разрядка для нашего организма, получается?

– Да, конечно. Вы знаете, когда наступают постные дни, я отдыхаю, организм отдыхает, я чувствую легкость. Потому что человек такое существо, которому в определенных случаях необходимы питательные вещества (мясо, жир), для того чтобы принимать пищу меньше по количеству приемов и по времени. Один-два раза поел и занимаешься делами. Конечно, если ты будешь принимать пищу растительного происхождения, то надо три-четыре, а может, и пять-шесть раз в день перекусывать этими салатиками, кашками... Обычно во время поста три раза в день поесть салатик, водичку попить – очень хорошо и легко переносится, и люди это воспринимают очень благодатно.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 69 лет; в этом году я открыла для себя, что на чечевице хорошо поститься. И я пощусь как по Типикону, масло не употребляю, кроме, конечно, субботы и воскресенья. В чечевице, я прочитала, есть все витамины. И еще у меня один вопрос. Скажите, пожалуйста, можно ли в пост перемолиться и совершить этим грех? Я совершила такой грех и сначала расплакалась, а потом мне стало вдруг весело; наконец я поняла, что я свинья и грешная... Или молитву мне взять поменьше? Потому что я читаю два канона, сорок раз "Живые помощи", три тысячи Иисусову молитву – много чего читаю, где-то часов семь у меня уходит».

– На первый вопрос отвечу: чечевица действительно очень полезный продукт, там и белок, и углеводы, и клетчатка. Поэтому употреблять такую пищу Вам будет очень полезно, я сам часто делаю чечевичную похлебку, чечевичный супчик, использую чечевицу в различных блюдах и получаю от этого очень хорошее удовлетворение, организм насыщается. Только нужно помнить (если люди страдают какими-то болезнями суставов), что там есть некоторые вещества и откладывается определенная кислота в суставах: могут быть обострения после гороха и чечевицы. Такое состояние называется подагра, когда откладывается мочевая кислота. Если организм хорошо ее выводит, то, в принципе, чечевицу употреблять можно. Если Вам нравится, разнообразьте свой стол этим продуктом, и будет все хорошо.

Что касается молитвы, Вы сказали такое правило, которое очень близко к монашескому правилу. Это похвально, но если Вы чувствуете какие-то душевные отклонения...

– …немного по-другому сказать: это, наверное, прелесть?

– Нет, прелести я тут не заметил, потому что она критично к себе относится. Если бы она возвеличивала себя этим или еще что-то… А здесь она просто критично относится к себе и очень хорошо подчеркнула, что чувствует свое состояние. Многие отцы даже молятся о том, чтобы увидеть такое состояние, кто ты есть на самом деле. Здесь человек иногда видит по своим грехам свое такое вот духовное и душевное состояние. Но хотелось бы посоветовать, чтобы человек брал молитвенное правило по силам, чтобы хорошо вставать с постели, молиться. Вот как Церковь рекомендует: утренние молитвы читать, в течение дня читать, два канона будет достаточно.

Три тысячи молитв Иисусовых – конечно, это многовато, потому что обычно это для монахов или для тех людей, которые не умеют читать и заменяют этими молитвами правило: либо вечернее, либо дневное, либо утреннее правило монашеское. Они вычитывают положенное количество молитв Иисусовых. Эти молитвы можно опустить до ста – ста пятидесяти, и этого будет достаточно в день. Утренние и вечерние молитвы, сто пятьдесят молитв Иисусовых. И если два канона человек вычитывает, то можно еще и одну кафизму в день. Этого правила будет достаточно для человека, который живет в миру.

– Следующее утверждение: пост несовместим с занятиями спортом.

– С профессиональным?

– Давайте не будем в профессиональный вдаваться, это очевидный вопрос, у них свой режим и так далее, люди живут этим. Возьмем нас, простых грешных людей.

– Это, наверное, будет физкультура. С физкультурой он абсолютно совместим, потому что постные продукты как раз направлены на то, чтобы понизить у человека гликемический индекс. Потому что продукты, которые рекомендует постная кухня, – это гречка, это трудно перевариваемые углеводы, каши, длинноцепочечные углеводы, это салаты, это пища растительного происхождения, которая очень хорошо действует на обменные процессы человека и на его душевные процессы. Поэтому если человек хочет заниматься физкультурой, то соблюдать пост ему будет только во благо.

Если это профессиональный спортсмен, то, конечно, необходимо принимать определенное количество белков, жиров и углеводов, это стандартизированные приемы, поэтому это уже профессиональный спорт. Если людям надо заниматься профессиональным спортом для того, чтобы были высокие показатели, им все-таки необходимо придерживаться той диеты, тех рекомендаций, которые дает тренер.

– Вопрос телезрительницы: «Мне кажется, я как-то неправильно исповедуюсь, потому что я слышала, что когда рассказываешь не только о себе, а еще о каких-то лицах, которые участвовали в грехах, то это может повредить во благом. А я обычно целые истории рассказываю или записываю, которые у меня в жизни случались. И это повторяется, и в определенных обстоятельствах, даже через одежду, прически, цвет волос. Как-то вот это влияет, понимаете? Манипуляции какие-то от этого происходят, я чувствую это, как будто я снова попадаю в то время и  снова все прокручивается».

– Понятно, спасибо за вопрос. Дело в том, что когда человек вспоминает о своих грехах, он должен их записывать все-таки, чтобы приходить к священнику. И если человек старается избавиться от каких-то привычек, от своих грехов, он должен все-таки делать это постепенно, не сразу от всего отказаться, не сразу от всего избавиться, не потому, что это не надо делать, а потому, что у него ничего не получится. Нужно выбрать основную страсть, главный грех, который совершается наиболее часто, и постараться избавиться от этой страсти при помощи советов, благословений священника, духовника. И таким вот образом будет очень большая духовная польза.

– Следующий момент, касающийся поста: выход из поста опасен для здоровья.

– Интересное предположение. Это если человек начинает заниматься обжорством, пьянством, потому что пост ограничивает прием алкогольных напитков, табакокурение (людям, которые курят, надо это бросать в пост, ограничивать себя очень сильно).

– Вообще бросать надо.

– Да, это очень некрасиво, когда православные курят и еще называют себя православными. Бывает, идешь в храм, люди там стоят курят, даже священника видят и не стесняются, дымят.  Проходишь, говоришь: «Священник будет пахнуть вашим дымом... Вы хотя бы сигаретки выкидывайте в сторонку, а то некрасиво получается. А меня будут спрашивать прихожане, почему от меня табаком пахнет». Поэтому это еще один ответ на вопрос, почему нельзя рядом со священником курить. Потому что священник не курит, а от него будет пахнуть никотином.

– И вообще это вредно.

– Вредно и нехорошо. Когда человек выходит из поста, он должен это делать, конечно же, очень правильно, планомерно, чтобы не объедаться, не опиваться, чтобы этот пост был бы действительно благотворным влиянием на его тело, душу и дух, чтобы человек возносился к Богу, имел практику, полученную за время поста.

– Вопрос телезрительницы: «Я родилась 18 августа, накануне Преображения Господня. Мне исполнилось 83 года. Когда приезжали мои детки, внуки, я собрала постный стол, но рыбки им положила, а сама рыбу не ела. А мне надо было исповедоваться и причаститься на Преображение Господне. Я хочу узнать у Вас: это правильно, что я даже рыбки не поела? Я еще инвалид второй группы. Подскажите, правильно ли я сделала?»

– Вы поступили очень правильно, потому что Устав разрешает рыбку нам как раз 19 августа, после освящения плодов на трапезе.

– Это единственный раз в день поста мы можем есть рыбу?

– Да, то есть Устав прописывает, что даже воскресная служба умаляется ради праздника Преображения. Поэтому раба Божия очень правильно поступила, что воздержалась, что пошла причастилась. И очень отрадно слышать, что такие крепкие духом люди существуют и вдохновляют нас приступать к этому благому делу.

– И возраст такой на самом деле. Вроде, казалось бы, и нужно кушать, чтобы поддерживать здоровье.

– Да, просто восхищаюсь такими людьми.

– Я тоже присоединяюсь к Вашему восхищению. Спасибо, что Вы нам дозвонились и смотрите нас, это нам очень приятно. Хотел бы вернуться к теме вредных привычек во время поста. Мы говорили о каких-то гастрономических моментах. Все мы имеем вредные привычки, кто-то курит, к сожалению, всякое бывает в жизни. Как найти силы для того, чтобы в этот период времени как-то действительно умалить вредные привычки? Потому что это тоже получается пост, если мы отказываемся от того, к чему привыкли и что для нас греховно.

– Дело в том, что когда мы проживаем определенное время поста или входим в пост, мы же соблюдаем пост ради чего? Ради определенного события. Допустим, Великий пост – мы идем к событию Воскресения Христова. Кто там главный герой? Христос. Кто там соучастники? Апостолы. И вот задаешься вопросом: они курили, пили? Нет. Что они делали? Они делали все, чтобы выполнить волю Христову. Христос не совершал ничего того, что было связано со грехом, Он пришел чистый, жил чисто и умер как праведник и воскрес как Бог. Поэтому здесь мы должны также ставить себе в пример священное событие или священное лицо, которое будет праздноваться в заключение поста.

Вот мы будем праздновать священное событие Успение Божией Матери. И задаешься вопросом, что Она делала в Своей жизни? Неужели Она имела какие-то страсти, которые бы Ее в глазах Божьих каким-то образом очерняли? Нет, наоборот, мы прибегаем к Ней и просим у Нее помощи, Ее ходатайства перед Престолом Божиим, для того чтобы человеку было легче спастись именно по молитвам Богородицы. Поэтому если человек имеет определенные страсти, определенные грехи, то он должен помнить, что у него есть молитвенники, ходатаи. И при полном сердечном обращении к ним они реально помогают, и человек может избавиться от страстей, от пагубных привычек.

– Не устаем это повторять из передачи в передачу: постоянная борьба, работа и ни минуты покоя на самом деле, потому что иначе результат не достигается. Это касается всех сфер нашей жизни, не только духовной. Вообще, если хочешь чего-то достичь, ни в коем случае не должен останавливаться.

– И апостол Павел, когда говорит о духовной жизни, приводит пример такого марафонского спортсмена, бегуна на длинные дистанции, и говорит именно о тех лаврах, которые получает этот бегун на финише. Он говорит, что такие же венки мы получим от Бога, когда пройдем этот путь и придем в пункт назначения – в Царство Небесное.

– Давайте подытожим передачу, действительно важные вопросы сегодня поднимали. Хоть и короткий этот пост, но тоже очень важный и отличается строгостью, все мы об этом знаем. Каким же должен быть пост и как пройти остаток этого маленького, но на самом деле важного поста достойно, не уронив при этом ни своего достоинства, ни своих душевных и духовных порывов?

– Пост для человека должен быть всегда опорой, определенным средством для достижения конечной цели. Пост не должен человека ни умалять, ни оскорблять, ни обделять, он должен только дополнять человека, надстраивать в нем духовные качества. Поэтому если человек будет знать об основных функциях поста, что это именно надстройка, помощь в достижении духовного совершенства, то обязательно пост будет приносить человеку только пользу.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать