Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 8 сентября

8 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Однажды святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал такую фразу про себя самого: «Я полюбил страдание». Вот нынешний мир предлагает нам другую формулу: «Я полюбил удовольствие». Что такое в христианском понимании страдание и удовольствие?

– Все происходит от того, как мы относимся к жизни, как относимся к самим себе и верим ли мы в Бога и в загробный мир. Исходя из этого, мы и свою жизнь так выстраиваем и ведем себя в соответствии с этим. Конечно, для тех людей, которые не верят в Бога и в загробный мир, для тех жизнь на земле – это единственная возможность взять от жизни все, получить максимум удовольствий, а потом хоть трава не расти, потому что каждый, не верующий в Бога, понимает, что со смертью прекращается все.

– Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно.

– Да, хотя, Вы знаете, этот призыв можно использовать и в нашей церковной, богословской практике. Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Но ради чего? Мы говорим о том, что действительно жизнь человека настолько скоротечна; как говорил апостол Иаков, она как пар: вот появился пар и исчез. Так и наша жизнь. Что это – 70-80, максимум 90-100 лет? По сравнению с вечностью это пар, это какой-то миг, который возник и исчез. Сколько поколений людей прошло уже за предыдущие годы жизни человека на земле – огромное количество! И если человек не верит в загробный мир и в загробную жизнь, то, конечно, надо получать максимум удовольствий, удовлетворить свои страсти. А что потом? Сколько страсти ни удовлетворяй, полного удовлетворения человек никогда не получает. Но если только привнести в нашу жизнь веру в Бога, веру и надежду на будущую вечную загробную жизнь, то жизнь человека и отношение к ней совершенно меняется. И мы, оглядываясь на опыт предыдущих поколений, исходим из этого постулата, что жизнь за гробом существует и вера в Бога необходима. И тот, кто верит в Бога и живет так, как Господь рекомендует жить: по Его заповедям, которые Он дал человечеству через пророка Моисея и через Своего Сына Божия, Который пришел на землю и принес новые заповеди, дополнив те заповеди ветхозаветные, у того жизнь приобретает особую ценность, особое значение. Поэтому, конечно, человек начинает размышлять: а что я должен сделать, для того чтобы и жизнь на земле прожить достойно, да еще и перейти в загробный мир? Призыв Христа Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», Его призыв войти в Небесное Царство – да, если мы осознаем это, то мы, как благоразумные люди, должны сделать все возможное, чтобы войти в Его Небесное Царство. Наверное, только безумный человек, совершенно безрассудный, может отказаться и сказать: «Не надо мне, Господи, Твоего Царства Небесного». Безрассудный, безумный человек, который не может что-то анализировать и делать какие-то определенные выводы. Этот человек без ума, который совершенно не размышляет и не мыслит, а если человек размышляет, мыслит, если он благоразумный, то он понимает: конечно, я хочу жить. Ведь мы же созданы не для смерти, а для жизни. И когда мне говорят, что есть жизнь за гробом, я должен или поверить, или проверить. Если мне говорят, что существует какая-то страна, я могу просто поверить и сказать: «Ладно, есть она, и пусть». А если я хочу проверить, то имею такую возможность, сегодня это просто: взять билет на самолет, слетать в любую страну, проверить, правда ли есть такая страна или нет ее. Нам предлагается вера в загробный мир, в загробную жизнь, в Царство Небесное, в Царство Божие. Хотите проверить – пожалуйста, купите билетик. А этот билетик, оказывается, можно купить. Он приобретается в каждом храме через таинство Крещения. Вот пропускной билетик в Царство Божие – креститесь, и вам тут же, сразу дают добавление, приложение к этому билетику – таинство Елеосвящения, то есть таинство Миропомазания. Вот вам сразу же благодать Святого Духа. А теперь возьмите еще и таинства, которые нам дает Православная Церковь: начинайте трудиться, исправляйтесь, преображайтесь, изменяйте свой ум в таинстве Покаяния, подкрепляйтесь через вкушение Тела и Крови Христовых, и таким образом вы начнете идти по этому пути, ваш полет будет продолжаться в этой жизни земной. На каком-то этапе жизни вам будут делать остановочки: Господь даст вам такую возможность увидеть один, другой пример, одно откровение Божие, другое. Господь вас будет укреплять, вдохновлять. У святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на жизненном пути было огромное количество так называемых остановок, чудес: он видел чудеса, которые совершал Господь в его жизни, и его вера укреплялась, утверждалась. Он начинал понимать, что удовольствия, к которым сегодня стремятся люди, – это настолько никчемное явление в жизни грешных людей, оно совершенно бессмысленно для настоящего человека, который идет, летит по этому пути в Царство Божие. Так вот, он начинает понимать, что слова апостола Павла действительно актуальны, они имеют место в нашей жизни. Святитель Лука говорит, что он возлюбил страдания, которые, по слову апостола Павла, должны быть на пути у каждого человека. И Господь их попускает, по словам апостола Павла, потому что эти страдания рождают терпение. А терпение, если мы будем их переносить по-христиански, рождает опытность, которая рождает надежду на Бога. И Господь Своею Божественной любовью вдохновляет этого человека, который переносит все страдания. Совершенно другой становится по смыслу жизнь человека, который в страданиях становится более совершенным. Он становится подвижником благочестия, возвышается, преображается, достигает особых высот духовного совершенства.

Удовольствия, которые некоторые люди пытаются здесь на земле получить, можно назвать одним словом – пустышки. Вроде получил пустышку, пососал, а ничего от этого не приобрел. Опять пустышку получил, опять какое-то удовольствие, пососал, как маленький ребеночек пустышку, а толку никакого нет – жизни эта пустышка не дает. А страдания закаляют человека. И действительно, святитель Лука стал адамантом веры. Прочитав только его житие, понимаешь, сколько он людям сделал доброго, скольких он людей направил на путь спасительный, скольким он помог, скольких он исцелил с Божией помощью. Он действительно остается и в памяти народной, и в сердцах народных, и в памяти церковной, и он сегодня пребывает в Царствии Божием.

Каждый человек, который поверит в Бога, начнет понимать, что все, что сказано в Священном Писании, настолько правомочно, настолько актуально, настолько важно для каждого из нас. И страдания действительно делают человека более возвышенным и более совершенным. Точно так же, как мы говорим о воинах, о военнослужащих: ведь не каждого назовешь героем. Если он просидел всю свою жизнь или весь период службы в армии в канцелярии, писал там какие-то записочки – какой же он герой? Он пороха не нюхал, он никогда врага не видел. А герой тот, кто был на передовой, кто видел врага, кто боролся с ним, кто, как говорят, порох нюхал. Точно так же и в христианской жизни: герой и подвижник тот, кто боролся со страстями, кто переносил эти страдания, кто стал терпеливым, опытным человеком, у кого надежда живет не просто в мыслях или на словах, а является образом жизни. Этот человек действительно подвижник благочестия и образец святой жизни. Я думаю, что в этом кроется глубина смысла слов, сказанных святителем Лукой.

– Благодарю Вас, владыка. Вопросы от наших телезрителей. Первый вопрос о страдании, о перенесении его. У Валентины (74 года) из Казани погиб сын. Она впала в уныние. Слышала, что это считается грехом. Но как матери не унывать в таком случае?

– Да, действительно, смерть детей для родителей всегда трагедия, но впадать в уныние не следует, потому что уныние это действительно грех. Хотя Вы говорите об унынии, но, может быть, Вы даже не осознаёте, что Вы говорите. Я склонен к тому, чтобы Вашу мысль подкорректировать и сказать, что, скорее всего, Вы не в унынии, а в скорби. Если Вы скорбите об усопшем, это нормально. Вы скорбите: «Господи, ну что ж такой молодой? Такое случилось – погиб сын». Скорбеть можно, печалиться можно, а впадать в уныние нельзя. Почему уныние – это грех? Потому что уныние – это такое духовное состояние, когда человеку ничего не хочется делать, опускаются руки, нет никакого настроения ни делать, ни творить, ни жить.

– Отрешенность от жизни.

– Да. Духовное расслабление человека, духовно-нравственное расслабление: «Ничего не хочу, ничего не буду» – вот это страшное состояние. А если Вы скорбите об усопших – это нормально. Конечно, мы печалимся. Мы радуемся, когда умирает праведник или верующий в Бога, тот, кто жил достойно. Я могу о себе сказать: у нас умерла мама, так мы радовались. И она сама сколько раз перед смертью говорила: «Господи, я так хочу к Тебе! Я так устала, сил уже нет. Помоги, Господи, я так хочу к Тебе! Я знаю, что у Тебя будет жизнь, и жизнь с избытком. Я хочу к Тебе, Господи!» Она прожила тяжелую жизнь: страдания, ссылки, страшный голод и холод – всё она пережила и сохранила веру. Она верила и надеялась, что с переходом из жизни временной в жизнь загробную у нее будет настоящая жизнь в Царствии Божием, поэтому как можно скорбеть о таком человеке, который переходит в мир загробный? Конечно, нельзя скорбеть. Да, мы лишились возможности общения с мамой здесь, на земле, но мы знаем, что она святой жизнью перешла в Царство Божие, мы знаем, что она за нас молится. О таком человеке можно только радоваться.

Мы скорбим о тех, кто умирает безвременно, кто умирает без покаяния, как, например, при убийстве человека. Хорошо, если убили за Христа, за веру, как святых убивали, предавали их мучениям. Здесь тоже как можно скорбеть? О них можно только радоваться, что они, претерпев страдания, перешли в загробный мир и в Царствие Божие. А вот когда человек безвременно умирает, скоропостижно, о таком человеке нужно поскорбеть. Но надо не только скорбеть, надо и молиться и просить, чтобы Господь простил ему прегрешения вольные и невольные и упокоил его в селениях праведных.

Так что скорбь и уныние – это два совершенно разных понятия. В таком случае скорбеть можно и нужно – впадать в уныние нельзя. Но и скорби тоже должен быть какой-то предел, она не должна перейти в состояние уныния. Поскорбели: «Да, Господи, случилось. Прости ему, Господи» – и тут же надо вставать и идти вперед: молиться за него, ходить в храм, надо подавать людям милостыню, просить, чтобы за него помолились. «В память о моем сыне, который погиб, Господи, я хочу вот это для него сделать, вот это сделать... Господи, прими это как дар, как жертву за моего сына». Вы же сейчас своему сыну можете очень помочь: своими добрыми делами любви и милосердия, своей молитвой, милостыней, поэтому не впадайте в уныние, а помогайте. Мы, живущие на земле, можем помочь тому, кто умер. Надо не унывать, чтобы скорбь не переходила эту грань в уныние и в полную деморализацию нашего состояния духа, а теперь надо начинать с еще большим усилием, с большим настроением делать и творить.

– У Анны из Краснодарского края темнеет серебряный крестик. О чем это говорит?

– В первую очередь, это говорит о том, что очень плохое качество изготовления. Видимо, изготовители схалтурили. Я не придавал бы этому какого-то мистического значения, хотя слышал, разные есть мнения, но даже не буду их сейчас озвучивать. Просто хочу сказать, что это плохое качество изготовления.

– Елена (45 лет) из Мурманска: «Видят ли мертвые нас, живых?»

– Трудно сказать: нам это не открыто. Хотя вспомним евангельский эпизод: умер Лазарь, и ангелы отнесли его душу на ложе Авраамово, а потом изъяли, отторгли душу у богача и тот оказался в преисподней. Это образное выражение, чтобы нам было понятно, мы же не все можем понять, что происходит в загробном мире, нам это не дано. Но даже этот образный евангельский пример свидетельствует о том, что богач даже в преисподней знает, что есть у него братья. «Пошли Лазаря, пусть Лазарь скажет…» Даже там богач оставался богачом: во-первых, выход искал, а во-вторых, говорил: «Пошли Лазаря…» А почему Лазаря? Разве он твой раб даже в загробном мире? Совсем нет, но настроение его осталось таким – хозяйчик, барин. Он остается таким даже в потустороннем мире, смерть его никак не изменила.

Трудно сказать. Мы об этом не знаем, хотя, может быть, и есть какие-то свидетельства. Нельзя этого отрицать и в то же время мы не можем убедительно сказать, от нас это сокрыто. Богу, конечно, все известно, Господь все знает, все видит. По крайней мере, мне не хочется верить, что покойники все обозревают, как будто забрались на какое-то высотное здание и оттуда обозревают мир. У них там своя жизнь, Царство Божие, и об этом я даже рассуждать сейчас не буду, хотя мыслей на этот счет много.

– Антонина (79 лет) из Рязани: она тяжело заболела и заказала по телефону в одном храме обедню, но боится, что в этот храм она больше не попадет. Может ли она оплатить эту обедню в другом храме?

– Конечно, для Бога совершенно без разницы, куда Вы свою лепту или пожертвование внесете. Но если Вы попросили этих людей помолиться или потрудиться, а за это поблагодарите кого-то другого, наверное, это неправильно. Это все равно, что в одном агентстве Вы заказали доставку продуктов, а другому агентству заплатили. Вроде бы Вы и заплатили, но заплатили не тем, кто трудился, и это, наверное, не совсем правильно. Хотя я думаю, что за Вас помолились, и Господь воздаст каждому, но за труды надо благодарить тех, кто трудился.

– Зинаида из Северной Осетии: очень плохие отношения с сыном. Как исправить?

– Это касается не только Вас, Зинаида: у многих родителей сегодня не складываются взаимоотношения и с сыном, и с дочерью. К сожалению, мы начинаем понимать, когда уже очень поздно. Совершенно не случайно народная мудрость говорит: «Воспитывать ребенка нужно тогда, когда он лежит поперек лавки, а уж как только он лег вдоль лавки, то его бесполезно воспитывать». Детей надо воспитывать с самого раннего возраста. И то, что у Вас не складываются отношения в таком возрасте (я Вас не хочу обвинять), но, видимо, были какие-то просчеты в воспитании ребенка, и, конечно, сейчас пожинаете плоды. Я могу только посоветовать Вам молиться. При удобном случае сыну можно что-то сказать, если он будет воспринимать это.

А вообще родителям надо о своих детях и о своем преклонном возрасте думать не тогда, когда вы до него доживете, а с самого раннего своего возраста, когда готовитесь завести семью и детей; уже на этом периоде времени надо задумываться о своей старости. Ребеночка надо в утробе матери начинать воспитывать, молиться за него, общаться с ним. А когда он уже созрел, тогда поздно. Потом он тоже поймет, когда у него будут дети и они не будут слушаться, что когда-то в своей молодости и он не слушался маму.

– И тоже задаст такой же вопрос.

– И задаст такой же вопрос, но уже не нам с вами, но будет уже поздно. Я в этом случае всегда вспоминаю слова Христа Спасителя: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы». Хотите, чтобы вас дети любили, уважали, лелеяли, помогали вам на старости лет, вы своих родителей любите, им помогайте. Идет процесс, который можно назвать правдой Божией. Иногда беседуешь с людьми: «Вот вы сегодня обижаетесь, что дети вас выгоняют из дома или вас обижают», а начинаешь с ними разговаривать, обсуждать не относительно этого случая, и они начинают рассказывать, как они над своими родителями тоже издевались. Говоришь им: «Вот вы своих родителей обижали, теперь вас обижают дети. То есть вы получаете то, что когда-то делали своим родителям. Поэтому и своих детей так воспитывайте, чтобы они любили вас, и им говорите: «Ладно, вот ты меня не ценишь, не любишь, не уважаешь, смотри, с тобой тоже будет такое же».

Я очень часто в этом случае вспоминаю эпизод: в одной семье дедушка так надоел, так достал и детей, и жену, что сын решил посчитаться со своим отцом и говорит своему сынишке: «Сын, бери тележку, отвезем твоего деда». Посадили дела на тележку, довезли его до высокой горы, подняли, и отец говорит своему сынишке: «Толкай своего деда в пропасть. Надоел нам он уже». А сын ему говорит: «Пап, а зачем его с тележкой?» Отец спрашивает: «А зачем тебе тележка?» Сын отвечает: «А тебя я на чем повезу, когда ты состаришься?» И вернули деда, вместе с тележкой. Знайте, что все, что мы делаем, нам откликнется с возрастом, поэтому надо так воспитывать детей, чтобы прививать им с самого раннего возраста любовь к родителям. Именно поэтому у нас на Кавказе в мусульманских семьях почтение, уважение к родителям считается одним из высших качеств человека. И надо сказать, это не только у мусульман и у христиан, это и в Ветхом Завете было. Совершенно не случайно Господь дал заповедь человечеству через пророка Моисея: «Чти отца твоего и матерь твою, и добро тебе будет, и долголетен будешь на земле». Это заповедь Божия. Поэтому все, что сейчас происходит с родителями и с детьми, это неисполнение заповеди Божией. А Господь – наш Творец – дал заповедь и говорил: «Будете чтить своих родителей, и добро вам будет, и много лет жить будете на земле».

Поэтому и сыну Вашему можете сказать: «Сыночек, ты сейчас ко мне так относишься, но имей в виду, что заповедь Божия непреложна, она вечна, она на все времена дана всем людям земли. Ты сейчас меня не чтишь; если ты ко мне будешь так и дальше относиться, имей в виду: и твои дети к тебе точно так же будут относиться. Исполняй заповедь Божию, и тебе будет хорошо, и мне будет хорошо, и всем будет хорошо». Поэтому исполняйте заповеди – и всем будет хорошо жить.

– Благодарю Вас, владыка, за беседу.

– Я вам желаю всего самого доброго, и пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.

 

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать