Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 5 апреля

5 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Готовится празднование 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне. Что значит этот далекий греческий полуостров для русского монашества, для русского человека, для России?

– Наш народ особый – славянский. Все, кто принадлежит Русской Православной Церкви, – это и россияне, и белорусы, и украинцы –славянский народ, и в наших сердцах и душах на генном уровне заложена очень важная особенность – стремление к святости. Получив это от своих родителей, мы действительно стремимся к Богу, какие бы ни были искушения и испытания на жизненном пути. Недаром говорят, что душа по природе христианка, стремится к Богу, но нам нужны примеры для подражания. Где их взять?

На Руси существовала традиция совершать паломничества к святыням. Киев – это мать русских городов,и к пещерам Киево-Печерского монастыря (впоследствии лавры) люди стремились совершенно неслучайно. Там огромное количество примеров подвижничества, святости, чистоты. Люди, которые посещали монастыри, особенно древние -Киево-Печерскую лавру, Почаевскую и Троице-Сергиеву лавры, Псково-Печерский монастырь – встречались там с настоящими аскетами, святыми подвижниками, получая все необходимое для своей духовной жизни. Они получали прощение своих грехов в таинстве Покаяния, потому что, приходя к монастырским святыням, люди, естественно, приносили покаяние, стремились очистить себя от всякой скверны и нечистоты и найти пример для подражания. И подвижники, аскеты удовлетворяли просьбы и пожелания паломников.

Но было еще одно место, где подвизались только монахи мужского пола. Это место еще связано с тем, что по жребию апостольской проповеди полуостров Афон выпал Пресвятой Богородице и до сегодняшнего дня Она является Покровительницей этого места и всех тех, кто там подвизается. Конечно, Афон – это особое место молитвы, подвигов. Если посмотреть на него с юго-западной стороны, то можно увидеть по очертанию земли, что какесли бы символически идти из Европы, то будет восхождение, восхождение – и на краю Афонской Горы самая высокая гора. Даже символически, но это как бы такая горочка, по которой люди восходят от земли на небо.Люди, желающие посвятить себя служению Богу, уходили на Святую Гору Афон и там, вместе общаясь в молитве с Богом, подвизаясь, поддерживая друг друга, достигали святости.Так что Афонская Гора для нас является особым местом подвигов подвижников благочестия. Совершенно неслучайно стремились туда и наши русские люди, которые хотели посвятить себя служению Богу. Несмотря на то что это южная часть земли, там суровый климат, большая влажность. Подвиги монахи берут на себя очень серьезные. Афон для каждого из нас всегда был примером высокой аскетической жизни людей. Кто хочет святости, тот непременно уходит на Афон. Там меньше соблазнов, которые сегодня существуют в наших монастырях (в них сегодня очень много туристов, паломников). Если паломники приходят с целью помолиться, очиститься, принести покаяние, то туристы приходят просто ради любопытства, посмотреть и вносят в жизнь монахов некую турбуленцию, искушение. А на Афоне – молитва, подвиг. Хотя, конечно, враг рода человеческого действует и искушает людей везде, и на Афоне то же самое, поэтому там и сложно подвизаться, несмотря на то что этот полуостров весь посвящен подвигу духовно-аскетической жизни монахов.

Так что мы будем праздновать славный юбилей – тысячелетие существования этого полуострова как подвижнического места. Для нас это очень символичное, очень знаковое событие, и мы всегда обращаем внимание на подвижников, которые там трудятся.

– Вопрос телезрителя из Архангельской области: «Не грех ли молиться за облегчение участи усопших?»

– Мы по-другому формулируем эту просьбу: не пытаемся улучшить или изменить участь усопших, а молимся о том, чтобы Господь простил нашим усопшим близким, знакомым и всем тем, о ком мы молимся, все прегрешения, вольные и невольные, и вселил их в селения праведных. Это чрезвычайно важно. Так что молиться можно, греха в этом нет.

– У телезрительницы из Ставропольского края внук родился на праздник Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. Телезрительница боится, что ребенок повторит судьбу Предтечи Господня.

– Никак нет, не бойтесь! Пророк Предтеча Господень Иоанн исполнил свое особое мессианское служение: он был действительно Предтечей, он готовил людей к встрече Мессии, поэтому ему надлежало это исполнить. Хотя, конечно, по-человечески он не понимал и не знал в то время, что́ ему надлежит, но Господь так устроил его путь: ему надлежало не только проповедовать в Иудее скорое пришествие Мессии, но еще и сойти во ад и там проповедовать пришествие Мессии. Никак не связывайте это со своим ребеночком, ему не уготована эта миссия.

– Вопрос телезрительницы из Костромы: «Муж не хочет венчаться. Говорят, что невенчанный брак – это блуд, и Бог не слышит молитв. Так ли это?»Похожий вопрос задает и телезрительница из Владимирской области.

– Не совсем так. Сказать, что Бог не слышит молитв, неправильно. Бог все видит, все слышит, все знает. Другое дело, Господь не всегда исполняет наши молитвы по разным причинам: или мы не о том молимся, не то просим, или плохо молимся, плохо просим. Господь – это Всесовершеннейший Дух, Который все знает, видит и слышит. Господь не исполняет наши просьбы, потому что не всегда мы просим то, что нам полезно и спасительно.

Что касается мужей, которые не хотят венчаться. Если брак зарегистрирован в ЗАГСе (официальный орган власти, где регистрируется супружеская пара), это уже считается законным браком, только он не благословлен Церковью, Богом. Мы говорим, что надо дополнить эту регистрацию брака и вашу семейную жизнь венчанием: Господь будет помогать в супружеской жизни, Господь будет помогать рожать и воспитывать детей, и ваша жизнь будет проходить под благословением и покровом Божиим. Это чрезвычайно важно.

Неправильно называть семейную жизнь тех, кто зарегистрировал брак в ЗАГСе, блудом. Сейчас есть такое понятие, которое несколько трансформировалось. Говорят, что те, кто ведет совместное хозяйство, якобы находятся в состоянии гражданского брака. Это не так. Гражданский брак тот, который зарегистрирован в ЗАГСе, а если этого нет, то даже если мужчина и женщина ведут совместное хозяйство, на церковном языке это называется блудным сожительством.

Если вы хотите, чтобы в семье было благополучие, согласие и Божия помощь, надо просить у Бога благословения. Особая благодать подается в таинстве Венчания (Брака).

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Внук не ходит в храм. Нужно ли заставлять его это делать?»

– Уже поздно, и заставлять, конечно, нельзя. Есть еще такая ненавязчивая проповедь, когда Вы сами в семье будете вести благочестивую жизнь. Надо было воспитывать своих детей, а бабушкам – еще и внучат. Надо делать так, чтобы ребенок сам понимал значение и важность посещения храма, а заставлять бесполезно: Вы просто вызовете отторжение, и может быть агрессивное противостояние, противоборство. Надо с самого раннего детства заниматься воспитанием, а еще лучше, как мы говорим, воспитывать родителей, чтобы они потом правильно воспитывали своих детей. Но эта преемственность была нарушена в России после революции, и сегодня очень трудно восстановить процесс, который существовал долгие-долгие столетия на земле. Тем не менее ситуация небезнадежная. Сами ходите в храм, молитесь, придете – расскажете, но надо делать это ненавязчиво, чтобы ребенок понял красоту молитвы, красоту богослужения, чтобы он понял, что это нужно, важно. Надо объяснять: сегодня молодые люди нуждаются в объяснении, а насильно загонять в храм кого-то не следует, потому что реакция будет еще хуже.

– Вопрос телезрительницы из Липецка: «Как лучше читать Псалтирь: по-русски или по-церковнославянски?»

– Для Бога не существует языков, Господь знает нашу молитву, и следует читать на том языке, на котором нам более понятно. Церковнославянский язык, как вы знаете, употребляется в богослужении, а не в быту, поэтому он сложен для восприятия. Когда я сам был молодым, мне многое было непонятно в церковнославянском языке. Я брал два текста и параллельно читал: сначала на русском языке, потом – на церковнославянском, чтобы было понятно, о чем идет речь.Такая практика есть; я знаю, что многие так начинают изучать церковнославянский язык.Знаю людей, которые так входят в смысл и понятия церковнославянского языка, что потом даже жития святых святителя Димитрия Ростовского читают на нем, говоря: «Нет, мы на русском читать не будем, потому что церковнославянский язык певучий, он нам нравится». Тем более этот язык употребляется в богослужении и потом легче воспринимается богослужебный текст, который мы слышим в наших храмах. Так что есть разные методы: главное, чтобы Вы понимали, о чем читаете и о чем молитесь.

– Вопрос телезрительницы из Омска: «После гриппа осложнение: сильные головные боли, из-за этого не могу сосредоточенно молиться. Как лучше готовиться к Причастию и как молиться во время Великого поста?»

– Даже если люди не переносили каких-то болезней, все равно долго и сосредоточенно читать книгу или молитвы бывает очень сложно, именно поэтому наше состояние именуется подвигом. Те, кто молится, настраивает себя на молитву, совершают подвиг: и тело устает, и мысли рассеиваются, да еще и враг рода человеческого искушает. Хотя Господь помогает людям молиться, но искушений бывает очень много, поэтому не смущайтесь и, насколько возможно, продолжайте молиться. Самое главное, чтобы у Вас не было надрыва: помолились немножко – отдохните, займитесь чем-то другим, ведь жизнь человека многообразна. Не надо так: взял молитвослов – и с утра до вечера читать и читать! Если Вы дома совершаете правило, почитали немного – передохните, потом еще почитайте, опять передохните, чтобы это не было в тягость.

А в храме, думаю, никто не впадает в какое-то чувство отчаяния, потому что там особая молитва: если один человек вдруг потерял бдительность, рассеялся, его поддержит другой. Соборная молитва поддерживает друг друга. Это как на лодках, где много гребцов: все гребут, и,если вдруг кто-то один немного устал, он знает, что другие его поддержат, а когда он придет в силу, тогда снова начинает грести.В храме «гребут» все вместе, и церковный корабль плывет очень быстро, хорошо.

– Вопрос телезрительницы из Марий Эл: «Священник не разрешает смотреть православное телевидение во время Великого поста. Правильно ли это?»

– Надо спросить у священника, чем он это мотивирует: может быть, есть причины, почему он Вам это запретил. Я знаю по себе, что сто́ит только включить телевизор, хочется и то, и другое посмотреть, а потом уже о православных программах забываешь, увлекают какие-то другие. Возможно, священник, зная Ваше внутреннее настроение и состояние, правильно поступил. А вообще сегодня есть хороший православный телеканал «Союз», на котором всегда идут хорошие, добрые передачи, вдохновляющие людей, помогающие им на жизненном пути. Я знаю, что есть такие семьи, которые включают только телеканал «Союз» и больше ничего не смотрят;иногда канал идет целый день фоном: проходишь мимо телевизора – что-то полезное услышал. На кухне суетишься, готовишь обед или завтрак, молиться трудно, а включил телеканал «Союз» – получаешь духовное назидание и в то же время успеваешь делать дела на кухне. Сравнивая «Союз» с другими каналами, могу точно сказать, что на нем нет ни насилия, ни крови, ни бандитских разборок. В Вашем случае священник, видимо зная Ваше личное внутреннее настроение, не рекомендовал смотреть телевизор.

– Телезрительнице из Ульяновской области 55 лет, она недавно крестилась. Спрашивает: «Нужно ли каяться в старых грехах или они уже прощены в Крещении?»

– В этом случае лучший советчик –совесть каждого человека.Конечно, мы говорим о том, что в Крещении, особенно взрослых людей,прощаются грехи. Неслучайно говорили о равноапостольном князе Владимире, что он долго не принимал Крещение, ссылаясь на то, что примет его в старости и ему простятся сразу все грехи. На самом деле так ли это и почему Церковь не делает на этом акцента? Потому что для нас важно не только прощение грехов – для христианина важно внутреннее преображение. Даже если сегодня Господь мне все грехи простит, а я ничего не сделаю сам, если я не сделаю ни одного шага на пути к своему духовному совершенству, то будет ли в этом польза? Ведь наша главная задача – уподобиться Богу, а не просто получить какую-то гарантию, что я не попаду в преисподнюю. Мы призваны не просто получить прощение грехов, а призваны к тому, чтобы уподобиться Богу. Именно поэтому церковная практика идет по пути совершения таинства Крещения в раннем возрасте, чтобы мы уже с детства учились делать добро, преображали себя, становились лучше, чтобы с самого раннего возраста начинался процесс богоуподобления – вот что важно. Прощение грехов – это не самоцель;наша цель– уподобиться Богу.

И конечно, если совесть обличает в прежних грехах, надо каяться в этом, просить у Бога прощения: «Господи, несмотря на то что я крестился и в таинстве Крещения мне прощены грехи, я чувствую, что обида во мне сидит, надо эту обиду искоренить в себе, исправиться, искоренить все вирусы, которыми я засорил свою душу». От покаяния будет только благо. Еще раз повторю: наша цель не просто получить прощение грехов, а уподобиться Богу, преобразить себя, стать лучше, и это становление должно начинаться с самого раннего возраста.

– Вопрос телезрительницы из Иркутска. Она водила в храм своего внука с трех месяцев. Теперь он «подсел» на компьютерные игры, в храм не ходит. Телезрительница просит Вашего совета: что ей делать?

– Молиться надо. Я никого не хочу осудить, просто хочу сказать, что соблазн сегодня очень велик. Компьютерные игры, как и любые другие игры, так увлекают! Чтобы сыграть в футбол, лапту или в другие подобные игры, надо же выйти из дома, надеть форму, надо потрудиться, чтобы найти себе компаньонов. А компьютерные игры – это так легко: никуда ходить не надо, никакого обмундирования не надо – сиди, нажимай на кнопочки и играй в свое удовольствие. А время летит… Это очень серьезное искушение и испытание для современного человека. Если Вы говорите, что в детстве внук был в храме, думаю, что когда-то это может принести свои плоды, но насильно заставлять бесполезно: он Вас не поймет. Еще раз хочу сказать, я никого не хочу осудить, но видимо, есть пробел в воспитании, поэтому сегодня надо молиться.

– Вопрос телезрительницы из Серпухова: «Крестная дочь занялась колдовством. Что с этим делать?»

– Эта проблема очень актуальна. Сегодня, к сожалению, распространяются книги и черной, и белой магии; различные оккультные книги практически бесплатно раздаются людям. Это самое настоящее искушение,преднамеренное внедрение, интервенция на уровне духовного воспитания человека. Сегодня я бы назвал это даже духовной диверсией по отношению к нашему народу. Есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы наш народ впал в такое состояние, когда человек отказывается от Бога, ведь тогда он становится очень легкой добычей не только для врага рода человеческого, дьявола, но и для сегодняшних политиков.

Когда человек свободен от грехов, когда человек имеет связь с Богом, то он не будет легкой добычей для каких-то оккупантов или политиков. Он свободен: Господь ему помогает. Как только человек забывает о Боге, как только человек становится рабом своих страстей и грехов, он становится легкой добычей для тех, кто хочет им управлять. Если хотите быть свободными, надо прежде всего освободиться от грехов, от страстей, тогда никто не сможет вами управлять и манипулировать. Я в этом вижу настоящую духовную диверсию против нашего народа, который любит Бога и живет с Ним на протяжении многих столетий. Все колдуны, шарлатаны, ворожеи способствуют духовному разложению нашего народа, поэтому будьте бдительны!

Что делать? В древние времена к таким людям применяли суд, сжигали их на костре. Сегодня, конечно, этого делать не следует. Надо их предупреждать, что они губят в первую очередь свою душу, а потом пытаются погубить и других людей. Не совершайте этого тяжкого греха против себя, против своей души, против Бога. За таких людей надо молиться, чтобы Господь оградил человека от людей, которые используют в своей жизни темные силы и с их помощью пытаются принести зло. Как говорил Христос Спаситель, надлежит этому быть, но горе тому человеку, кто этим занимается, губит себя и свою душу.

– Вопрос телезрителя из Курска: «Как часто надо исповедоваться и причащаться?»

– В прошлом году на Архиерейском Совещании был принят очень серьезный документ о Евхаристии («Об участии верных в Евхаристии»– ред.). Прочитайте этот документ, он сегодня доступен и в Интернете. В зависимости от Вашего внутреннего настроения, в зависимости от того, чем Вы занимаетесь, где работаете, как проводите свою жизнь, сами подумайте, как Вам правильно регламентировать свою жизнь. Церковь четко определила период подготовки к этому великому таинству принятия Тела и Крови Христовых, но о деталях можно посоветоваться с духовником или священником на приходе.

 

Ведущая: Александра Гудкова
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать