Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 6 января

6 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
- Здравствуйте, сегодня наш собеседникмитрополит Минский и Заславский Павел. Владыка, расскажите о Ваших детских рождественских впечатлениях, как Вы в детстве ощущали это событие, и осталось ли это ощущение до сих пор?

- Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что последнее десятилетие люди, имеющие отношение к Церкви, особенно те, кто недавно пришел в Церковь, пытаются придать празднику Рождества Христова семейный характер. Я вспоминаю свое пребывание и в Соединенных Штатах Америки и в Европе. Могу сказать, что там такое отношение навязывается. С одной стороны это неплохо. Родился Богомладенец, и хорошо бы подумать о семье. Но на самом деле по этим «соусом» нам внушают мысль о том, что и в храм уже не надо ходить. Я знаю много таких христиан из США, которые на Рождество в храм не ходят. Они говорят: «Это семейный праздник!».

А накануне начинается сумасшествие с подарками. Начинаются такие распродажи за полтора месяца до Рождества, до нового года! И за эти полтора месяца в магазинах продается товаров больше, чем за весь последующий год или предыдущий. Праздник Рождества Христова превратился в «подарочный день» - шоппинг.

Я уж не говорю про другие странности. Я помню, приехав в 1992 году, видел, проезжая по городам, растяжки с надписями: «Merry Christmas!» (англ.- веселого Рождества), «С Рождеством Христовым!». Потом прошло какое-то время, и мусульмане и иудеи стали говорить: «Почему это “Merry Christmas”? У нас тоже есть свои праздники, у нас демократия». И стало меньше появляться надписей «С Рождеством!», а теперь были надписи: « Happy Season!» (англ.- счастливого времени года). То есть просто «С праздником!», ведь у каждого свой праздник. Размыли значение праздника Рождества Христова, теперь это шоппинг и семейный праздник. И многие люди перестали ходить на Рождество в храмы. Подменили понятия.

Мы сегодня говорим, что Рождество – это семейный праздник, но это не так. Это величайший праздник в истории всего человечества! На Землю пришел Сам Творец, Спаситель мира, Сын Божий, Христос! Какой же это семейный праздник? Здесь нужно выходить всем миром и радоваться тому, что пришел Спаситель мира. А где порадоваться? Конечно, в доме Божием. В храм надо идти. В храме совершается это торжество пришествия в мир Спасителя.

Какие у меня были воспоминания? Я помню, мы были совсем маленькими, мама пекла пироги, какую-то сдобу, сама она уходила на службу. Мы утром просыпаемся – мама пришла! Начинается разговение. Мы все поем «Рождество Христово», потом садимся. Для нас маленьких это была радость предвкушения самого праздника. Мы с самого раннего детства уже пели Тропарь, Кондак, для нас это было понятно. Родился в Вифлееме Спаситель мира. А потом уже стали ходить в храм. Без храма этого праздника не может быть. Даже если вы споете и Тропарь и Кондак, но, не побывав в храме, Вы не ощутите всю полноту и торжество этого праздника. Поэтому без службы, без молитвы в храме праздник Рождества не может восприниматься ни душой, ни телом так, как это должно быть. Поэтому мои воспоминания детства это то, как мы ждали маму со службы, и мы будем петь Тропарь, Кондак, Величание празднику. А потом, конечно, походы в храм.

Поэтому нельзя подменять понятия. Это не семейный праздник. Да, каждая семья должна праздновать – идти в храм. У меня особые чувства от того, что я увидел в Белоруссии – люди посещают храм семьями: муж, жена, дети. Это очень здорово! Это можно видеть сплошь и рядом, и это искренне радует. Я во многих городах и храмах вижу, что люди семьями приходят в храм. Это значит, что семья монолитная - цельная и духом и телом. В России такое наблюдать доводилось очень редко. А здесь, в Белоруссии это сплошь и рядом, слава Богу. Недаром говорят, что семья – это ячейка общества. Да, если она здоровая, то значит и общество здоровое. Так что праздник Рождества Христова без храма у меня не воспринимается, я этого не понимаю.

- Внучку крестили в 50-х годах, не причащали при крещении. Теперь она болеет. Совпадение это или все естественно, как быть?

- Если внучку крестили в 50-х годах, значит Вашей внучке сейчас 64 года, как минимум, и чего же Вы хотите? Неужели она до двухсот лет будет жить, и все время будет здорова? Конечно, то, что не причащали – это плохо. К примеру, посадили дерево, но не поливают. И как же это дерево будет расти? Посадили какой-нибудь кустарник или живность – помидор, яблоньку, надо же это поливать. Иначе оно не вырастет, засохнет или будет расти чахлым. Примерно то же происходит и с ребенком. Ребеночка надо приводить в храм и причащать. Тело и Кровь Христова животворит и душу, и тело человека. Но тут нужно делать поправку и на «ветер» - на годы. Прошло уже много-много лет.

Мои знакомые тоже иногда говорят: «Да что ж такое? Вот, болеть начали». Ну а что ж вы хотите, миленькие? Такое состояние у людей было всегда. С такими же вопросами люди обращались к Святителю Иоану Златоусту. И он говорил им: «Конечно же, Господь мог дать нам такие тела, которые были бы вечно здоровые, сильные, мощные. Почему Господь дал нам такой немощный, слабый сосуд, который болеет и нуждается в поддержке? А для того, чтобы мы не зазнавались».

Чтобы мы всегда помнили о том, что мы здесь, на Земле, гости. Мы здесь временно находимся. А наша жизнь будет там, после смерти. Чтобы мы использовали время, которое нам Господь отводит на Земле, на приуготовление себя для вечной жизни загробной. Поэтому мы слабые, немощные, больные. Чтобы мы носили немощи и тяготы друг друга, чтобы помогали друг другу. В этом мы будем проявлять свое сострадание к людям. Если мы увидим, что кто-то нуждается в нашей помощи, то будем оказывать помощь. И мы исполним слова апостола Павла, который говорил: «Носите тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов». Чтобы иметь сострадание друг к другу. Чтобы иметь любовь к Богу через любовь , сострадание и помощь ближним. Этим как раз и будет проявляться наше доброе христианское отношение и к Богу и к ближним и к самим себе.

- Совершаю один и тот же грех, каюсь, но снова все повторяется. Как быть в этой ситуации?

- Видимо, человек, который так делает, не приносит покаяния. Есть такое понятие «раскаяние», а есть понятие «покаяние». Раскаяние – это состояние души человека, который понимает, что сделал неправильно и все. Иуда тоже раскаялся, а какой результат? Наложил на себя руки. Иуда не покаялся, но раскаялся.

А что значит «покаяние»? А «покаяние» в переводе на русский язык означает «изменение себя, своего внутреннего мира, изменение ума, преображение». Каяться, раскаиваться можно. Но Вы раскаялись, а не покаялись. Вы не изменились . Поэтому нужно не только раскаиваться, говоря: «Да, батюшка, я согрешил». И опять повторять грех. А нужно еще покаяться, изменить свой прежний, порочный образ жизни, стать другим.

- Я получаю помощь от людей, но ощущаю, что это помощь от Бога. Как сохранить это чувство, если оно достоверно?

- Конечно, если люди нам помогают, то это господь так управляет. Мы просим: «Господь, помоги», и Он через людей оказывает нам помощь. В этом случае надо поблагодарить и того, кто оказал помощь, сказав: «Господи, слава Тебе, что есть хорошие люди, помоги им». И сказать спасибо тем, кто помог.

- Я читала про организацию, которая называется «Парапсихология и коррекция судьбы». На книге написано, что она благословлена Патриархом. Может ли такое быть?

- Очень сомневаюсь. Если есть такое благословение, то думаю, что это какая-то подтасовка. Кто-то мог сослаться на благословение. Я не думаю, что Патриарх подпишет такую книгу.

- Крестилась без подготовки. Возникло ощущение, что это произошло не со мной. Как обрести радость от этого Таинства?

- Знаете, как Винни-Пух говорил: «Пойдём, я знаю такое место, где можно встать и ощутить вдохновение!». В нашей жизни часто такое происходит. Мы хотим что-то ощутить. И мы забываем, что не мы сами благодать на себя нагнетаем, а Господь подает благодать Святого Духа. И по мере того, когда я буду достоин этой благодати – Господь меня посетит. А если я недостоин, то куда бы я ни пошел, в какое бы я место ни встал, я не буду ощущать вдохновение. Это же не кран, не душ, который поливает водой в каком-то определенном месте. Совсем нет.

Некоторые говорят: «Пойдемте в храм и там мы ощутим благодать Святого Духа». Они выходят из храма и говорят, что ничего не ощутили. Как быть? Так бывает потому, что мы не изменяемся сами и не дожидаемся, когда Господь посетит нас, а говорим так: «Господи, я сейчас помолюсь, и все на меня снизойдет». Мы сами пытаемся на себя притянуть эту благодать. Она никогда так не сходит. Поэтому, приходя в храм, не пытайтесь искусственно нагнать на себя радостное, благодатное состояние. Господь сам посетит нас тогда, когда мы будем этого достойны.

Нужно ходить в храм с чувством сокрушения, смирения. Что бы мы ни сделали, мы все равно не достойны того, чтобы Господь нас посетил. Так нужно думать. «Я искренне хочу, Господи, с тобою быть». А не так, что «Я помолился и теперь, Господь, иди сюда ко мне». Нужно приходить в храм, молиться и не ждать, что сейчас снизойдет радость на меня. Такого не будет. Господь Сам знает. Он пошлет и радость и утешение.

Многие говорят мне: «Ощущаешь благодать, когда искренне покаешься, искренне молишься, стремишься к чистоте и святости, праведности». И Господь посещает нас. Но не от того, что «я хочу», а Господь видит мое сокрушенное, смиренное сердце. И когда Господь посещает нас, люди говорят, что испытывают состояние внутреннего мира. Состояние Духа, когда ничего не надо, умиротворение, вдохновение, которое даже трудно описать.

- Я сама православная, а сын протестант. Меня это очень волнует. Как быть?

- Конечно, надо было раньше думать. Сегодня можно только констатировать и сожалеть: случилось так, что Вы не смогли воспитать своего сына в Православии. Я не пытаюсь Вас осудить, такие случаи довольно часто бывают. Дети уходят в протестантизм или другие секты, кто-то может увлекаться страстями, алкоголем, наркоманией и так далее. Но то, что дети вырастают духом, отличным от родительского, означает, что где-то есть пробел в воспитании.

Я говорил, что сегодня вижу много семей в Белоруссии единого духа, они ходят вместе в храм, вместе молятся, вместе трудятся, идут отдыхать. Такая должна быть гармония. Я Вас нисколько не осуждаю, но если родители не построили такого гармоничного воспитания в своей семье с самого раннего детства, то это очень сложно исправлять.

А сегодня могу Вам только выразить свои чувства сожаления, что произошло такое духовное разделение. Ведь это сильно сказывается на внутреннем мире и на семейной жизни. Если в семье живут люди разного вероисповедания и разного духа, то это не делает семью крепкой, а наоборот разъединяет ее. В Вашем случае нужно набраться терпения и молиться, говоря: «Господи, не смогла воспитать. Господи, управь, помоги. Хочется, чтобы детям Господь помог встать на правильный путь». Только искренняя молитва, и вера и надежда в то, что придет время, Господь устроит все так, что эта ситуация исправится.

- Нужно ли каяться в грехе, который совершила до Крещения?

- Если Вы задаете этот вопрос, значит, совесть говорит Вам, что что-то тут не так. Конечно, лучше покаяться. Мы говорили, что есть раскаяние, а есть покаяние. Если Вы просто знаете, что поступили неправильно, однако продолжаете жить так, как жили раньше, то значит, Вы не принесли покаяние. Покаяние – это изменение ума, изменение, преображение жизни человека. Если совесть говорит Вам, что Вы поступали неправильно, то плохого не будет, если еще раз прийти на исповедь и сказать, что делали не так. И попросить: «Господи, прости».

- Нашла на пороге дома насыпанную кем-то землю. Говорят, что это сделано во вред. Как быть? Кому молиться?

- Скажите: «Господи, прости и помоги». Сметите эту землю и все. Перекрестите и скажите: «Господи, спаси и сохрани». Я часто вспоминаю слова апостола Павла: «Идол в мире есть ничто». И как бы враг рода человеческого не домышлялся, что бы он ни стремился сделать плохо для человека, ведь тот, кто этому не верит, на того это не действует.

Все эти наговоры-заговоры действуют только на того, кто этому верит. А на тех, кто не верит – это не действует, и враг не действует. Такие люди верят в Бога и надеются, что Господь не допустит этого. Поэтому перекрестите, скажите: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», сметите и продолжайте нормальную жизнь. Скажите: «Господи, благослови, а если это кто-то сделал, прости ему». Господь будет на Вашей стороне.

- Я знаю, что родственница ворует у меня ценности. Приходит в гости и прибирает к рукам. Что делать в таких случаях?

- Не приглашайте родственницу, если знаете, что она берет что-то без спроса. А у Святителя Златоуста есть такая мысль: «Если вы оставляете какой-то ценный предмет на виду, и кто-то его забрал, украл, то вы в первую очередь повинны. Вы дали повод и искусили человека». У каждого из нас есть свои слабости, свои страсти, поэтому не надо давать повода для того, кто имеет такую слабость. Не оставляйте на виду предметов, которые могут соблазнить близких, знакомых.

- Соседка заказала молебен в одном храме, а молиться едет в другой. Можно ли так делать?

- Наверное, можно, если она так делает. У нас есть такая практика, когда человек заказывает молебен в нескольких храмах, на поминовение, например. Ездят в паломнические поездки. Просто люди хотят, чтобы помолились за них, за их близких. Они хотят во все храмы раздать поминовение, пожертвование. В этом нет ничего предосудительного. Я же не заставляю Вас молиться? А Церковь молится. Ведь быть везде сразу невозможно.

А как еще попросить всех? Хорошо, что сейчас есть телекамера и можно попросить: «Помолитесь братья и сестры за меня». Но не у всех есть такая возможность.

А то, что она пошла в один из храмов, это уже хорошо. Я знаю других, которые подают записки, а сами в храм не ходят.

- Благодарю Вас, Владыка за беседу.

- Спасибо и вам, дорогие друзья. Желаю вам всего самого лучшего. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами.

Расшифровка: Марина Дмитриева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать