Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 4 августа

4 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– В последнее время очень часто можно слышать разговоры о том, что есть некие традиции, ценности. В результате складывается такая своеобразная формула: «традиционные духовно-нравственные ценности». Вот как это понимать? На Ваш взгляд, что это такое?

– Есть совершенно точное определение этих традиционных духовно-нравственных ценностей. В этот кодекс совершенно четко входят, во-первых, заповеди Божьи, которые Господь даровал пророку Моисею, а через него и всему человечеству. Эти десять заповедей и есть основа духовно-нравственных ценностей. И надо сказать, что, придя на землю, Спаситель мира Христос даровал человечеству заповеди блаженств – то новое учение, которое Он принес нам. Конечно же, само Священное Писание – Ветхий и Новый Завет (Евангелия, апостольские Послания), Священное Предание – все это тоже входит в состав духовно-нравственных ценностей. И естественно, сюда же мы можем отнести (и мы об этом часто говорим) духовное наследие святых отцов, потому что то, что переживали они, подвижники благочестия, то, как они вели борьбу, брань со страстями, похотями человеческими, их мысли, описанные ими самими или их учениками, научают нас тому, как бороться со своими страстями, как преодолевать все эти недуги души человека, испорченную природу. Вот это все, весь этот комплекс: Священное Писание, заповеди Божьи, Священное Предание, наследие святых отцов – это и есть традиционные духовно-нравственные ценности нашего народа.

– Благодарю Вас, владыка! Теперь перейдем к вопросам наших зрителей. Телезритель из Подмосковья спрашивает: «В семье произошла трагедия: умер ребенок, некрещеный. Как за него молиться?»

– Вот буквально недавно мы с вами говорили о том, нужно ли крестить детей в раннем возрасте... Да, никто не знает, будет ли жить ребенок, доживет ли он до совершеннолетия, поэтому у нас есть хорошая, добрая традиция – крестить детей в младенчестве. А потом родители вместе с крестными воспитывают этих детей в духе благочестия и православного вероучения. Надо сказать, что, к сожалению, часто бывают такие случаи, когда умирает ребенок, а у родителей бывают самые разные причины, почему их ребенок некрещеный: кто-то по своей беспечности этого не делает, кто-то думает, что придет еще время для крещения, кто-то сам занят своими делами. А когда совершается такое – умирает ребенок, тогда они начинают задумываться. Но как часто это бывает поздно! Конечно, ответственность за детей до их совершеннолетия и перед законом, и перед Богом несут родители, мне очень жаль, что такое произошло. Поймите, я не пытаюсь сейчас судить родителей и какая была ситуация, но мы, наверное, должны просто делать выводы – каждый для себя, чтобы не повторять ошибок тех людей, которые их совершили.

В таких случаях, особенно когда вопрос касается смерти младенцев, я всегда говорю о том, что у Бога такая всесовершеннейшая любовь, что если бы люди всей Земли проявили свою любовь, то она все равно никак не смогла бы сравниться с Божественной любовью к людям. Она всесовершенна, и Господь желает спасения каждому человеку, поэтому мы в таких случаях советуем не впадать в отчаяние, а возложить упование на Бога. Родителям мы можем посоветовать ходить почаще в храм, потому что здесь каждый день совершается служба и каждый день поминаются живые и усопшие. Конечно же, родители умершего ребенка должны принести покаяние перед Богом за то, что они по каким-то причинам (пусть они сами определятся, что это были за причины) не успели его покрестить, смотря, конечно, в каком возрасте умер ребенок. Мы рекомендуем также творить дела добра и милосердия, подавать милостыню и просить Господа, чтобы Он упокоил их младенца в селениях праведных. И Господь Сам упокоит его там, где ему надлежит быть, Он Сам знает то, что ребенок ни в чем не виноват, не виноват в том, что его не покрестили.

А вот родителям, конечно, надо задуматься и о других своих детях, если они есть, и о самих себе и творить, как я уже сказал, дела любви и милосердия. Нужно ходить чаще в храм, потому что здесь они получат утешение во время службы. Ведь в храмах у нас (мы часто об этом говорим) совершается молитва, в которой не делается акцента на то, крещеный человек или некрещеный, православный он или нет – мы молимся обо всех: о вождях и воинах, властях, о путешествующих, недугующих, страждущих, в темницах сидящих. Ну а когда мы молимся об усопших, то тоже поминаем всех. Мы же не говорим: «Господи, Ты только крещеных помяни». У нас нет такого акцента. Мы молимся и просим, чтобы Господь упокоил всех усопших в селениях праведных, а там уже Он Сам распорядится, кого куда следует определить.

– Телезрительницу из Тверской области интересует такой вопрос: «Нигде не называется имя Бога. Почему?»

– Обо всем, что связано с Богом, загробным миром, мы узнаем только из Божественного Откровения. Мы знаем и свойства Бога только из того, что Господь нам открыл. И Он нам открыл имя Божие. В Ветхом Завете, в Священном Писании Бог именуется Иегова, а в Новом Завете мы уже совершенно точно знаем Сына Божия: Он – Иисус из Назарета, Он – Христос, то есть Спаситель, Он – Мессия. Нам известно имя воплощенного Сына Божия и то, что Он Единосущный Отцу и Святому Духу. Мы знаем, что у Него есть и человеческое имя – Иисус, а все остальное нам пока неизвестно. Когда придет время, тогда Господь нам это откроет, но на сегодня Он нам открыл только то, что нам полезно и спасительно.

Я в этом случае вспоминаю святителя Иоанна Златоуста, который, отвечая на подобные вопросы, рассказывал: «Мы видим, как горшечник из глины делает горшки. Какие-то сосуды он делает для высокого употребления, некоторые для того, чтобы хранить в них воду или вино, а какие-то для нечистого употребления – для мусора или грязи... Так неужели этот горшок будет говорить своему создателю: «Послушай, господин, ты зачем сделал меня для мусора? Сделай-ка меня для вина!» Горшечник вправе распоряжаться своими горшками. Так вот и Господь. Он нас сотворил, и не нам говорить Ему: «Господи, почему Ты нас такими сотворил?» Он Творец наш, поэтому для нас будет более приемлемо за все и всегда благодарить Господа». Конечно, у нас всегда есть повод воздавать славу и хвалу Богу за то, что мы родились для этой жизни, а значит Господь нам уже все предоставил для того, чтобы мы могли, живя на земле, достойно войти в Царствие Небесное. Разве это плохо? За то, что мы живем, мы должны воздавать славу и хвалу Богу, а не упрекать Его. Поэтому все, что открыл Господь относительно Самого Себя, этого вполне достаточно и для нашей жизни, и для нашего спасения.

– Телезрительница спрашивает: «Могут ли прихожане заступаться за своих батюшек, если с ними поступают несправедливо?»

– Могут, но только в той компетенции, насколько это необходимо, потому что у нас, к сожалению, очень часто появляются такие перегибы, что просто диву даешься. А ведь есть такая добрая, хорошая практика: если действительно по отношению к священнику была проявлена какая-то административная власть со стороны правящего архиерея, то у нас есть возможность обратиться в вышестоящую организацию. В каждой епархии есть Церковный суд, Епархиальный совет, Епархиальное управление, куда можно обратиться. В Белоруссии, допустим, есть Экзархат – более высокая инстанция для мирян и священнослужителей. Есть Синод, который может поставить точку и определить, правильно или неправильно было принято решение. Для священников Синод – это высшая инстанция, и выше апеллировать уже некуда. Да и потом в этом нет необходимости, потому что Священный Синод или Синод Белорусской Церкви – это высшие инстанции, хотя есть еще Церковный суд, куда можно обратиться. И вот эти канонические нормы исчерпывают все возможности для решения любой проблемы, любого вопроса.

Но у нас существует, к сожалению, другая практика. Когда спрашивают, кого у нас люди больше всего знают, то, конечно, очень многие называют патриарха и президента. Если украли, к примеру, курицу, то к кому нужно обращаться? К президенту! А если что-то, например, священник сделал не так или к нему отнеслись не так (свечку продали не такую), то к кому надо обратиться? К патриарху! Но ведь на самом деле это неправильно: не следует сразу обращаться к патриарху или президенту. У нас есть инстанции, как я уже говорил, которые занимаются решением проблем, и если в отношении священника приняты какие-то административные решения неправомерно, с вашей точки зрения, то надо обращаться к экзарху или в Синод, если это в Белоруссии; можно обратиться к митрополиту – главе митрополии или к управляющему делами Патриархии, если это в Русской Церкви. Можно обратиться в суд, если вопрос возник какой-то спорный.

Есть еще такая традиция, которую не следует использовать: это сборы подписей, митинги, демонстрации... Все это никак не церковные методы, и их я никогда никому не рекомендую применять, потому что лично я воспринимаю все это как попытку воздействовать вот таким комсомольским методом на епархиальную и приходскую жизнь. Это неправильно! Надо поступать по церковным традициям. Запомните, и я думаю, что мы все должны это знать: архиерей поступает в своей жизни или в управлении епархией, исходя из желания творить добро, приносить мир и согласие, в пределах своей компетенции. Так что, наверное, следует поступить по тем традициям и нормам, которые у нас существуют в Церкви.

– Телезрительница из Воронежа спрашивает: «Мама лечила людей заговорами. Грех ли это? Как ее спасти?»

– Если мама жива, то ей надо об этом сказать. Вообще же все эти заговоры, наговоры – это не христианский метод, здесь примешивается язычество. У нас в Церкви, в церковной жизни всегда присутствует любовь, просьба, прошение, молитва. Мы молимся и просим Бога, чтобы Господь даровал здоровье. В язычестве пытаются реализовать такой принцип – повелевать духами. Точно так же, как и экстрасенсы, так называемые целители, сами себя восхваляют, сами обогащаются, при этом зачастую обманывая людей. Те, кто пользуется заговорами, к сожалению, очень часто призывают и используют темную силу, которая не может принести людям добра. Поэтому если даже внешне целители вам в чем-то помогут, то на самом деле за все это придется расплачиваться. Дьявол и его слуги не приносят никогда никому добра, а все заговоры с употребляемыми в них выражениями всегда связаны с этой нечистой силой. Так что заниматься ими – грех. А как избавиться от него? Нужно молиться за того человека, который занимается этими темными делами.

– У телезрительницы из Курской области такая проблема: «Преследуют хульные помыслы. Как от них избавиться?»

– В Вашем возрасте, уже зрелом, следует обращаться все-таки к священнику, к Таинству Исповеди. И в покаянии просить, чтобы Господь простил и помиловал. Помните: дьявол и бесы всегда боятся огласки. Задача темной силы – сделать все возможное для того, чтобы человека завести, загнать в состояние отчаяния. Они действуют точно так же, как и с нашими прародителями. Как Еву искусил дьявол? Он же ее не пугал, не стращал. Вовсе нет! Какой же он был тогда хитрый, коварный! Он начал с ней вести такой добрый разговор: «Это правда, что вам запретили вкушать плоды? А знаешь, почему это произошло? Да потому, что Бог не хочет, чтобы вы стали как боги!» Используя тут и лесть, и коварство, он показал Еве запретный плод, она увидела и подумала: «И правда, какой он вкусный и хороший!» А когда вкусила, поняла, что что-то произошло такое, чего она никогда раньше не ощущала, и здесь бес ей и говорит: «Вот тут-то ты и попалась!» Соблазнил Еву искусить еще и Адама.

Так что этот дьявольский метод работает до сегодняшнего дня и до скончания века будет один и тот же: вначале показать, какой красочный, хороший грех, ничего в нем такого страшного, греховного нет. Когда же человек его совершит, то бес начинает говорить: «О, видишь ты, что сотворил? Как ты мог?» И человеку, если он хочет покаяться, нечистый пытается внушить одно: «Только не кайся...» Потом опять его настраивает только на «хорошее» воспоминание, переживание, вновь втягивает в очередной грех и таким образом доводит до такого состояния, что говорит ему: «Ну всё – нет тебе покаяния! Нет у тебя возможности исправиться! Поэтому давай греши дальше. Ешь, пей, веселись, все равно ты умрешь!» Вот так и загнал нечистый человека в угол! Примерно то же самое происходит и до сегодняшнего дня в методе обработки каждого человека. И это касается не только хульных помыслов, но и самых разных греховных свершений. И в этом случае надо поступить человеку так же, как и в той притче. Помните притчу о блудном сыне? Нужно просто осознать и сказать самому себе: «До какого же состояния я опустился, Господи? До какого состояния! Сколько же я буду так жить? Нет! Встану, пойду к своему Отцу и скажу Ему: "Отче! Согрешил я пред небом и Тобою и уже не достоин называться сыном Твоим. Ты только прости меня!"»

То есть должно быть вот такое возвращение от этого греховного состояния. Нужно понимать, что все эти хульные или какие-то другие дурные помыслы, вся моя греховность, как болото, затягивают меня, и не будет мне спасения, если я из этой трясины не выйду. Поэтому нужно идти на исповедь! Враг боится огласки, и потому надо прийти и сказать священнику: «Батюшка, я такой грешник! Я совершил это и это. Сознаю, понимаю, но у меня нет сил исправиться! Помогите мне! Господи, помоги!» И Господь, видя смирение, искреннее состояние раскаяния, будет помогать. Так что покаяние – это самое важное, серьезное средство борьбы с самыми разными греховными состояниями. Поэтому не бойтесь! Надо приходить к священнику, просить прощения и умолять Бога, чтобы Он простил и помог исправиться.

– Телезрительница из Татарстана спрашивает: «Как молиться за пропавшего сына: за здравие или упокоение?»

– Вы знаете, надо прежде всего помнить, что у Бога нет мертвых, у Него все живы. Тем более если Ваш сын, как я понимаю, пропал недавно и от него нет известий. Молиться же, конечно, лучше о здравии, а Господь, когда придет время, откроет что нужно, поможет Вам. Так что я бы рекомендовал Вам молиться о здравии, пока не придет других каких-то дополнительных известий.

– И вновь вопрос и просьба о спасении. Это буквально крик души! Телезрительница из Самары, ей 75 лет, волнуется за молодого человека. Он сирота, наркоман, погибает от своей зависимости. Как его спасти? Просит Ваших молитв.

– Это такой случай, который может вызвать только чувство сострадания. Я сожалею, что такое произошло. Поэтому мы часто вспоминаем хорошие наставления наших предков, которые говорят: «Ребенка надо воспитывать, пока он поперек лавки помещается, а как он перестает помещаться, то уже поздно бывает!» Конечно же, несмотря на то что он молодой, это уже сложившийся человек. Он втянулся в эту дурную, пагубную привычку, а наркоманов очень сложно возвращать к нормальному образу жизни. Но еще небесполезно! Еще есть возможность вернуться: пока живет человек, у него всегда есть возможность. Но в этом случае надо приложить очень сильную молитву, необходим также человек, который мог бы его остановить. Но найдется ли такой? Как я понимаю, Вы уже в том возрасте, когда трудно молодого человека остановить, поэтому здесь нужна Ваша молитва. Она всегда полезна. Необходимо молиться за него, чтобы Господь его избавил от этого порока употребления наркотиков.

Наркоманы, так же как алкоголики, принимают этот яд добровольно. Вначале все добровольно. И тут ведь какое стремление? Найти благо, обрести такое состояние – испытать блаженство. Если человек стремится к блаженству, то это нормальное состояние человеческой души, потому что Бог является Всесовершеннейшим Блаженством, и все мы стремимся к Нему. Почему? Потому что Он Сам нам говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (ср. Мф.11, 28-29). Но не все люди знают о пути к Богу, и поэтому многим дают какой-то суррогат: кому-то алкоголь, кому-то наркотики. И вот человек укололся и думает, что теперь он получил блаженство, находится в таком блаженном состоянии. Но действие вещества заканчивается, и все начинается сначала: опять состояние стресса, какого-то упаднического духа, и снова требуется очередная доза, порция наркотика или алкоголя...

А правильный путь, конечно же, трудный, но он есть. Это путь к Богу через молитвы, через добрый образ жизни. Конечно, телезрительница просит молитв, и дай Бог, чтобы этот молодой человек исправился, но здесь должна быть и церковная молитва. У нас есть хорошая традиция в трудных случаях обращаться к Церкви, к священнику. Нужно обратиться к прихожанам и сказать: «Братья и сестры! Давайте будем молиться за этого молодого человека!» Но это должна быть не просто какая-то спонтанная молитва... Должно быть систематическое обращение ко Господу в молитве и самой телезрительницы, и всего прихода, всем надо молиться. А Господь услышит наши молитвы. «Там, где двое или трое собраны во имя Мое и будут просить, то все, о чем бы они ни попросили, будет им», – говорит Господь. Поэтому молитесь. Молитва может и со дна моря поднять человека.

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать