Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 3 ноября

3 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– В середине XVI века Максим Грек впервые произнес формулу «Святая Русь». В свою очередь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в связи с концепцией «Русского мира», не раз говорил, что Россия, Украина и Беларусь – это и есть Святая Русь. Как нужно понимать эту формулу?

– Сразу хочу сказать, что никаких политических основ к этому нет. Хотя сегодня, особенно в свете положения о разделенности славянского народа, который живет во многих государствах, можно услышать мнение о том, что это попытка оказать какое–то свое влияния, поработить кого–то. Но никакую политическую подоплеку никто к этому призыву не добавлял и не добавляет. И Максим Грек, и ныне здравствующий Святейший Патриарх Кирилл говорили о Святой Руси не как о каком-то политическом или геополитическом пространстве, совсем нет! Недавно мы праздновали 1025-летие Крещения Руси, и когда мы сегодня говорим о Святой Руси, то в первую очередь это касается огромного количества людей, которые тогда, столько лет назад, восприняли свет Евангелия; принимали не в отдельных случаях, не одним городом и даже не районом или областью, а, что называется, всем миром. Люди встали на евангельский спасительный путь, и главной целью жизни для них стало спасение и достижение святости. Вот этот народ, воспринявший Евангелие и стремящийся жить свято и праведно, как учил Христос Спаситель, и есть Святая Русь. Никакой политики! Только определенный образ жизни людей. Можно совершенно точно сказать: огромное количество людей и в России, и на Украине, и в Белой Руси стремится жить по Евангелию, свято и праведно! Вот это и есть – Святая Русь!

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Как избавиться от помыслов?»

– Вопрос, с одной стороны, вроде бы очень простой, а на самом деле это очень серьезное явление – помыслы. Прежде всего все мы должны задуматься, что же такое жизнь на земле, зачем, ради чего мы живем,? Когда мы поймем смысл жизни человека на земле, отсюда будут исходить и все наши последующие действия. Говоря о помыслах, мы должны понимать, что они всегда были и будут, потому что, наверное, так устроен ум человеческий: он всегда должен чем-то заниматься. Если у него нет цели, какой-то определенной задачи, помыслы будут находиться в хаотичном состоянии, в праздности. Господь дал человеку свободу и волю, цель и задачу – богоуподобление. Мы созданы по образу Божиему и по подобию Его. Образ в нас уже заложен, а уподобиться Богу – наша цель и задача. И мы должны эту задачу выполнять. А мы иногда о ней забываем. Бывает, посмотрел на что-то: о! – захотел; увидел другое: ох! – и сразу появились разные мысли, помыслы и пошло–поехало… Начинается какое–то блуждание в нашем сознании.

Когда мы говорим о помыслах и борьбе с ними, речь идет о том, что эту задачу мы можем выполнить при совершенно определенных условиях: мы должны быть собранны. Я часто сравниваю нашу христианскую жизнь со спортом. Образ христианина очень близок образу спортсмена. Что происходит у спортсменов? Спортсмену дана задача, цель – ты должен добиться таких-то успехов, давай трудись, достигай! Что делает спортсмен? Он осознает эту задачу, концентрирует на ней все свои мысли, внутренне собирается и начинает трудиться, действовать. Наверное, самым наглядным примером для нас будет очень понятный образ массового забега, допустим, на три–пять километров. Представьте себе: собираются, скажем, сто, двести, пятьсот человек, и все они бегут. Наш маршрут пролегает через город, поле, какую-то гористую местность… Задача поставлена, цель есть, мы бежим. Представьте себе состояние спортсмена: он сконцентрирован, собран, напряг все свои силы для того, чтобы не просто достичь цели, но добежать первым, быстрее, чем все остальные. Он прилагает максимум усилий и достигает цели. А теперь представьте себе, что на пути у него помыслы. Вот он бежит по маршруту и вдруг видит: ух ты! сосед бежит: «О, сосед, как живешь?» Бежит дальше, увидел магазин: «А что в магазине продается?» Дальше увидел соседский огород: «Что там у соседа растет?» «О чем те говорят? А эти – о чем?» Скажите, такой спортсмен добежит до цели?

– Думаю, что не первым…

– А я думаю, что вообще не добежит! Так, наверное, происходит и в нашей христианской жизни. Помыслы рассеивают человеческое сознание, и бороться с ними надо только путем концентрации мысли. Человек должен быть собранным, а для этого нужно потрудиться, приложить какие-то усилия. Концентрация мысли, собранность, стремление достичь цели – это главное условие в жизни человека. И не обращать никакого внимания на помыслы! Спортсмен не обращает внимания ни на магазины, ни на товары, ни на огороды, ни на соседей: он бежит, перед ним поставлена цель, и он стремится ее достичь и как можно быстрее! Такой же должна быть и жизнь христианина, особенно во время молитвы. А ведь как мы иногда молимся? Какие у нас помыслы! А почему это происходит? Да потому что мы расслаблены. Конечно, на первых порах у спортсмена, думаю, тоже бывают помыслы: заглянуть в огород к соседу или посмотреть, где что продается, но он же этого не делает! Так что избавиться от этого можно только путем труда, усердия, усилия над самим собой.

Помыслы будут всегда, если мы много времени будем проводить праздно, не концентрируя свои мысли, не собираясь, не организовываясь. Надо тренироваться! Ведь совершенно неслучайно у нас есть практика совершения утренних и вечерних молитв – хотя бы кратенько, десять–пятнадцать минут утром и столько же вечером. Давайте сконцентрируемся! Я иногда рекомендую (и сам это практикую – да, бывают искушения во время молитвы!) читать молитвы вслух, громко, так, чтобы мы слышали. То есть напрягать себя надо! Спортсмен ведь тоже не может так, чтобы вчера ел, пил, гулял, веселился, а завтра – побежал и стал призером. Нет! Он тоже тренируется. Поэтому давайте тренироваться, концентрировать свои мысли, собираться и трудиться. И, конечно, просить Бога о помощи. Тогда все получится, тогда мы и от помыслов избавимся. Наша задача – научиться управлять самими собой. Не помысел должен управлять мной, а я – помыслом! Эта задача стоит перед каждым христианином.

– Следующий вопрос из г. Петрозаводска. Телезрительница смотрит программу «Дом-2». Понимает, что этого делать не следует, но не может оторваться. Как ей быть?

– Как мы только что говорили: собраться, сконцентрироваться и спросить себя: приносит мне пользу эта программа или нет? Я слышал об этой передаче, несколько раз даже пытался смотреть (люди иногда задают вопросы, надо знать, что это за программа), взглянул и думаю: Господи, какие несчастные люди! Настолько деградировали! Какие-то пустые разговоры ни о чем, пустышка, а кого-то привлекает! Ну зачем? Это же растрачивание времени понапрасну! Ведь эта программа не приносит никакой пользы тем, кто ее смотрит, я уж не говорю о тех, кто ее готовит. Но они-то зарабатывают себе деньги на жизнь, хотя бы что-то материальное получают. А мы – те, кто смотрят? Ничего, только пустоту! И вы знаете, человек ведь не может стоять на месте как личность – он или совершенствуется, работая над собой, или деградирует. На месте стоять никто не может. Эта программа способствует как раз деградации личности. Поэтому просто скажите себе – всё, это пустышка, не нужна она мне! Выключайте и лучше посмотрите что-то познавательное, интересное. Или почитайте полезную книжку, а может быть, сходите к соседке: вдруг она болеет и некому сходить ей за хлебом, молочком – сделаете что-то доброе, хорошее! Эта программа действительно расслабляет человека и способствует его деградации. Поэтому просто выключайте телевизор. Наберитесь сил, сконцентрируйтесь и скажите: нет, больше не буду смотреть!

– Вопрос из Рязани: «Почему после исповеди мы вновь совершаем те же грехи?»

– Я думаю потому, что мы не понимаем смысла покаяния. Что такое покаяние? Покаяние – это не прийти и рассказать священнику, что я сделал плохого, совсем нет. Я часто сравниваю таинство Исповеди с походом больного человека к врачу. Представьте себе: вы пришли к врачу и говорите: «Доктор, у меня так болит голова!» (или рука, или нога или что-то еще). Доктор вам обязательно скажет: «Не поднимайте ничего тяжелого, берегите себя, не расстраивайтесь понапрасну, вот вам таблеточки, попринимайте, и у вас все будет хорошо». А я повернулся, ушел, таблетки положил на полку, не принял их. И что? У меня же от этого голова (рука, нога) не перестанет болеть, а продолжать. Так же и таинство Покаяния. Само слово «покаяние» в переводе на русский язык означает «изменение», изменение моего ума, моей внутренней жизни, то есть это мое преображение. Если я не изменил свой образ жизни, то мой поход к священнику напрасен; мой рассказ бесполезен для моей души. Я должен измениться, стать лучше, то есть должен принимать таблеточки. Поэтому только так: пришел, покаялся и больше к этому греху не возвращаешься! А иначе это будет просто праздный разговор и пустое времяпровождение.

– Вопрос из Вологодской области. Телезрительница редко ходит в храм, в основном молится дома, и часто ее посещают видения: то светящийся ореол вокруг головы Спасителя, то Богородица с Младенцем. Отчего это бывает?

– Конечно, на расстоянии мне трудно определить, что с Вами происходит, но то, что Вы, как говорите, редко ходите в храм – это, наверное, первый такой нехороший симптом. Вам надо сходить к священнику и рассказать об этом на исповеди. К сожалению, у нас есть такой нехороший опыт, когда наши православные христиане перенимают от католических проповедников и вообще от католического мировоззрения некую практику настраивания, стимулирования себя к тому, что должно произойти. Молитва и богослужение – это не спектакль. Мы не должны себя настраивать, как это делают, особенно накануне Пасхи, католики. Они представляют себе страдания Христовы, Его раны, как они кровоточили…, настраивают себя на то, чтобы увидеть, как все происходило. Я знаю даже некоторых людей, именующих себя православными, которые стремятся увидеть что-то такое необычное, сверхъестественное. Они неправильно молятся, неправильно воспринимают молитву. Уже здесь и сейчас они хотят получить и ощутить что-то необычное, а потом, когда во время молитвы или посещения храма не получают этого, говорят: «Вы знаете, сходил в храм, но ничего не получил; ничего не увидел; благодать меня не коснулась». Мы не должны настраивать себя на то, что посетив храм, придя к таинству покаяния или причастившись Тела и Крови Христовых, прямо сейчас получим что–то сверхъестественное. Нет, друзья мои! Не за этим мы ходим в храм! Мы должны помнить о том, что враг рода человеческого знает наши мысли, он знает, как я себя настраиваю на молитве. И если я чего-то жду от иконы, он обязательно мне это покажет. Но покажет для того, чтобы сбить меня с правильного, спасительного пути. Поэтому не стремитесь и не желайте что-то увидеть во время молитвы. Скорее всего, это будет заблуждение.

Обязательно сходите к священнику, покайтесь, скажите: «Батюшка, вот увидела; может, хотела увидеть – и увидела». Это нехороший симптом, надо от него избавляться. Молитесь! Когда Господь посчитает нас достойными, Он все нам покажет, но тогда это будет спасительно. А мы себя все время должны настраивать на другое: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вселился, вошел в мою душу, но я так хочу быть с Тобой, Господи!» Мы должны проявлять свое смирение и покаянное чувство: «Я недостоин, Господи! Кто я такой, чтобы Ты показал мне Свое сияние или Свое Божественное достоинство, нет, я недостоин! Помилуй и прости меня, Господи! Грешный я человек!» Вот какое должно быть смиренное и покаянное чувство у человека, и тогда пропадут эти видения. Они не что иное, как искушения врага рода человеческого дьявола. Поэтому – на исповедь, к таинству покаяния.

– Телезрительница из г. Чебоксары интересуется, можно ли отпевать покойника дома или это надо делать только в храме?

– Вообще-то, покойников, можно, конечно, отпевать везде. Но не забывайте о том, что наша жизнь в церкви устроена таким образом, что внимание уделяется не только усопшему, но и тем людям, которые принесли его в храм. Надо и о них помнить. Мы всегда приглашаем людей и говорим, что усопшего надо отпевать в храме. Для людей, которые ходили в храм, любили храм, всю свою жизнь связали с храмом это очень важно. Я всегда говорил: для меня самой большой трагедией будет, если меня не принесут отпевать в храм. Всю свою жизнь я связал с храмом, Церковью, и вдруг меня лишат этого последнего напутствия! Если это произойдет, я буду считать это знаком того, что Господь меня вообще изверг, не принял в Царство Небесное. Как это так – не принести христианина в храм Божий! Я знаю людей, которые приходят в ужас при мысли, что их могут не принести в храм для отпевания. Как же так? Да это же – моя жизнь! Вся моя жизнь – в храме! В храме я духовно родился, меня крестили, миропомазали, с храмом я связал всю мою жизнь и вдруг меня после смерти не принесут в храм, да это будет страшное наказание! Я очень надеюсь, что со мной этого не произойдет и меня будут отпевать в храме. И каждый христианин должен об этом мечтать. Последнее напутствие на пути в вечность, загробный мир должно проходить в храме. И еще одна очень важная составляющая: для тех, кто пришел в храм проводить в последний путь своего родного, близкого человека или знакомого (особенно, если это люди, которые редко ходили в храм), это еще одна проповедь, еще один повод задуматься и о своей жизни, и о смысле жизни вообще. Поэтому отпевание в храме – это не только забота об усопшем, но и внимание к живым. Так что здесь польза для всех.

– И еще один вопрос из Минска: «Люди говорят: я отдыхаю душой на рыбалке, в путешествии, на даче. А вот я отдыхаю душой в храме. Кто прав?»

– Ну, отдыхать можно везде. Можно отдыхать и на даче, и дома у телевизора, все по-разному отдыхают. Наверное, вопрос надо ставить иначе. Когда мы говорим о посещении храма, то ведь в первую очередь мы говорим о том, что это нам дает, зачем мы приходим в храм. Я иногда спрашиваю детишек, а порой и взрослых: «У вас есть мобильные телефоны?» Говорят: «Есть». А давайте будем ими пользоваться без подзарядки. Что с ними будет через день, три дня, неделю? Правильно – они перестанут работать. Человек изобрел телефон по своему образу. Мы, люди, имеем оболочку – физическое тело, а внутри него находятся всякие органы, а еще у нас есть живая душа. Так же и в мобильном телефоне: есть оболочка, есть всякие диоды, катоды, какие-то полупроводники и есть еще аккумулятор, который приводит в действие весь этот аппарат. Этот аккумулятор надо все время подзаряжать. Посещение храма – это и есть подзарядка энергией нашей души. И называется эта энергия – благодать Божия. Мы приходим в храм пообщаться с Богом и получить эту божественную энергию для своей души. А на рыбалке вы сможете подзарядить свой аккумулятор? Наверное нет, или должен быть какой-то особый предмет для подзарядки… Поэтому отдыхать-то можно везде, а вот получить пользу для своей души, конечно, можно только в храме. А потом уже можно и отдохнуть: и на рыбалку сходить, и грибы пособирать. Так что, как говорят: делу время, а потехе час. Нужно отдыхать и душой, и телом, но подзаряжать душу – в храме. Можно, конечно, и дома во время молитвы, но Божественная энергия в храме особой силы и концентрации, каждый человек может это почувствовать. Так что ходите в храм, подзаряжайтесь, а потом, после храма можете и на рыбалку сходить, отдохнуть.

 

Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать