Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 3 февраля

3 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

- До сих пор не утихают страсти из-за присоединения Крыма к России. Что можно сказать о важности этого события, в частности, для Русского Православия?

 - Сейчас столько шума из-за Крыма, что он стал частью Российской Федерации, а почему не было шума, когда распался Советский Союз? Никто на Западе не возмущался, что распалась великая держава, неправомерно отошел Крым, отделились республики. Было ли такое? Совсем нет. Интересно сейчас возвратиться в ту эпоху и посмотреть, какие были комментарии. И вывод, наверное, будет один: двойные стандарты.

Я часто повторяю народную мысль: громче всех «держи вора!» кричит вор. Для чего? - чтобы сбить людей с толку. Пока люди соображают, кто, где и как – вор убегает. Сегодня происходит нечто подобное: шумиху разводят или создают те, кому это выгодно, у кого в руках СМИ, кто выстраивает международную политику. Когда распался Советский Союз, все прошло гладко, никто не возмутился «почему так поделили?». А сегодня вдруг такая шумиха из-за Крыма. Насколько я понимаю, это волеизъявление народа. Народ захотел именно так устраивать свою жизнь, большинство людей приняли такое решение. Наверное,  надо как-то согласиться с мнением народа. Если бы это было какое-то насильственное «отъятие», но это волеизъявление народа. Я не политик, просто могу высказать свою точку зрения. Любое разделение народа, общества всегда приносит какую-то боль тем, кто попадает под эти дележи. Точно так же, как мы сегодня говорим о юго-востоке Украины, мы же видим, что там происходит: голод, и смерть, кровопролитие. Мы молимся, чтобы Господь приостановил все это. Везде и всегда при разделении бушуют страсти. А где бушуют страсти, там всегда бывают какие-то неправомерные действия. У подвижников благочестия, древних отцов есть такая мысль: если ты увидел брата согрешающим и хочешь его обличить, но почувствовал, что внутри тебя начинается трепет, раздражительность - не говори брату ничего. Значит, это построено на твоих страстях. Если ты хочешь помочь брату, у тебя должно быть внутреннее расположение, внутренний покой, желание помочь. Вот тогда ты можешь сказать: «Слушай, брат, не обижайся, лучше было бы вот так поступить». А когда бушуют страсти – остановись, не делай замечаний, не призывай человека к покаянию или изменению.

 

- Вопрос телезрителя из Рязани: «Какие Православные Церкви живут по новому стилю?».

- Сегодня легче сказать, какие остались на старом стиле. У нас немного таких церквей. Во-первых, Русская Православная Церковь, затем: Грузинская, Сербская и, конечно, Афон. Остальные перешли на новый стиль. Когда мы говорим о новом и старом стилях, надо сразу сказать, что календарный вопрос это не божественное установление, но человеческое определение, поэтому оно не принципиально для духовного совершенства, духовной жизни, аскезы. Это непринципиально. Вот если бы мы сказали, что остались на старом стиле и поэтому теперь мы все святые - тогда да. Или если бы сказали, что перешли на новый стиль и в этом случае стали святыми... Но это нисколько не прибавляет и не убавляет святости. Еще раз скажу: это чисто человеческое установление и касается только жителей Земли. В потустороннем мире совершенно другое время, другое летоисчисление. Хочу привести на память слова святого псалмопевца Давида, который говорил о том, что у Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Там совершенно иное измерение времени. Мы говорим, что Господь пребывает вне времени. Даже мы с вами живем или в будущем времени или в прошедшем: мы что-то хотим сделать – это будущее, сделали – уже прошедшее. А вот настоящее время мы никогда не ощущаем: это настолько малая величина и такая тонкая грань, которая просто неощутима. Хочу – будущее, сделал – уже прошлое. Вот этот миг – настоящее. Как говорят наши православные богословы, Бог живет вне времени: Он Сущий, Он всегда есть, и поэтому для Него нет времени.

Сегодня, особенно в Русской Церкви, не время рассуждать, что лучше и что хуже. Мы знаем, что старый стиль имеет недостатки, и новый григорианский календарь также. Поэтому я вспоминаю одного из наших профессоров Московской духовной академии - Алексея Ивановича Георгиевского, который говорил: «Зачем нам переходить с одного неверного календаря на другой несовершенный? Давайте дождемся, когда уже будет выработан новый совершенный календарь. Вот тогда и будем говорить, переходить ли нам на новый совершенный календарь». Пока ученые не придумали ничего нового. Поэтому старый стиль для нашего богослужения более приемлем, более соответствует сочетанию нашей земной жизни звездам, больше приближен к небу. Наш богослужебный чин выработан в соответствии с этим стилем. Поэтому он нам просто удобен. Это с одной стороны. А с другой, если мы сейчас, не дай Бог, в Русской Церкви будем говорить о календаре, то кроме раскола ничего нам это не принесет. Поэтому, я думаю, нет смысла даже и рассуждать на эту тему.

 

- Телезрительница спрашивает, как ей перебороть экстрасенса, рядом с которым она вынуждена работать?

- Не надо бороться, надо делать свое дело. У нас есть хорошее средство против врага рода человеческого – это крест, который мы носим на груди. Пришли на работу, скажите: «Господи, благослови!», почитайте перед началом молитву «Царю Небесный», призовите благодать Святого Духа, чтобы Господь помогал Вам на работе. И не обращайте внимания. Даже если и есть экстрасенс, он может влиять только на тех, кто ему верит. А на тех, кто в его способности не верит, он не действует. Вы это имейте в виду. Так что он на Вас никак не может действовать. Вы находитесь под осенением благодати Святого Духа: Вы православный человек. Тем более Вы носите на себе освященный крестик – Животворящий Крест Господень. Так что на Вас он никак не может подействовать. Вы ему не верьте. Но если Вы верите, что экстрасенс может оказывать на Вас какое-то воздействие, то тогда он будет воздействовать.

 

- Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Умер муж, он носил пояс Богородицы. Что теперь делать со святыней?».

- Святыня осталась святыней. Можете ее сами носить, если хотите. Если не хотите, можете положить в свой красный угол. Все-таки этот пояс освящен на Поясе Пресвятой Богородицы, и благодать с него не сходит. Не надо смущаться.

 

- Телезритель спрашивает, как ему воспитывать людей, поскольку он работает руководителем, видит   много пороков у своих подчиненных.

- Наверное, будет правильно воспитывать своим примером. Существует такая слабость у нас, особенно у студентов духовных школ - всех перевоспитать, всех наставить на путь истинный. Но только не себя. В таком случае с нами может произойти то, о чем говорил в свое время Христос Спаситель: «Лицемер, сучок в глазе брата твоего хочешь вынуть, а бревна в своем глазе не замечаешь». Мы можем попасть под такую характеристику. Нас тоже Господь может осудить как лицемеров. Поэтому, чтобы мы не были осуждены как лицемеры, надо самим жить правильно, благочестиво. А когда окружающие или сотрудники увидят, что как Вы говорите, так и живете, тогда сами потянутся за Вами и будут подражать Вам. Учить можно только тех, кто к Вам обратится с вопросом. Вот тогда можно дать какой-то совет. Не указание, не наставление, а просто сказать «я сам человек несовершенный, но вот святые отцы говорят, что в таких случаях можно поступить вот так-то». То есть давать советы можно, но только в том случае, если у Вас их будут спрашивать. А если Вы будете навязывать кому-то что-то, то сомневаюсь, что кто-то постарается Вас выслушать, да еще и поступить, как Вы считаете.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Курска:  «Как обрести твердость веры и благодать Святого Духа?».

- Ох, как это все сложно! Но нужно стремиться иметь твердую и искреннюю веру. Надо идти к этому. Для многих это может быть путь длиной в один год, для кого-то в пять лет, а для кого-то во всю жизнь. Но для того чтобы укреплялась вера, нужны знания, а они от слышания. То, что мы слышим и начинаем узнавать, может в нас укреплять веру. Конечно, это чтение или слушание Святого Писания, Евангелия.

Неслучайно мы говорим, что когда молимся – мы обращаемся к Богу,  а когда читаем Священное Писание, Сам Господь обращается к нам через его слова. Поэтому мы рекомендуем читать в первую очередь Священное Писание, Евангелие, во вторую - наследия святых отцов. Это чрезвычайно важно, потому что жития святых – это мощный кладезь опыта церковной жизни, жизни аскетов, наших подвижников. Слушая и читая Священное Писание и наследие святых отцов, мы получаем очень много назидательных примеров, уроков, наставлений. И все это складывается в нашем сознании и укрепляет нашу веру. И не забывайте, что молитва цементирует все эти знания и укрепляет их в нас. Так что слушание, чтение, общение (конечно, если оно касается духовного обогащения) –  все это укрепляет нашу веру. Опыт Церкви передается и через жития святых. Будете ходить в храм, будете молиться – Господь сам определит, когда, сколько и какой мощности благодати Святого Духа Вам направить. По мере духовного совершенства Господь действительно будет подавать силы и Свою благодать. Не тогда и сколько мы захотим получить, а когда Он увидит наше чистое сердце и искреннее стремление познать Бога. Вот тогда Он Сам позаботится о нас и подаст все необходимое.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Витебска: «Как поступать с венчальными свечами?».

- Обычно их хранят у себя в красном углу. Есть такая и традиция, если родители благословляют своих детей иконами (или их кто-то дарит), в них можно вставить свечи. Или в святом углу хранить. Они будут напоминать вам о том, что вы венчались.

Если люди умирают, можно использовать свечи, возжигая во время домашней молитвы вместе или по очереди. Пусть они свидетельствуют о пламене Вашей молитвы.

 

- Второй вопрос от телезрительницы из г. Витебска: «Когда читают вечерние молитвы по телевидению, то что надо делать: просто слушать или повторять про себя?».

- Тот, кто болен и лежит, – просто слушает, молится и осеняет себя крестным знамением. Кто-то спрашивает: «А что, теперь надо на телевизор молиться?». Вы слушайте, что произносят с экрана, а сами молитесь на иконы, которые у вас есть. Можете повторять то, что произносится, думаю, это не повредит. Самое главное, чтобы было Ваше обращение к Богу. Слушайте и делайте, как вам удобно. Самое главное, чтобы было наше обращение к Богу вместе с тем, кто читает эти молитвы по телевидению.

 

- Вопрос телезрителя из Томской области: «Почему мы молимся не Богу Отцу, а Сыну Иисусу Христу?».

- Думаю, такой вопрос возник только лишь потому, что мы не совсем правильно осознаем, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый – это Единый Бог, но в трех лицах, в трех ипостасях. До пришествия в мир Христа Спасителя человечество не имело этого Божественного Откровения. Когда Господь открыл человечеству три лица Живоначальной Троицы - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый были явлены миру, нам это Откровение стало доступно, но понятно не всем.

Когда мы молимся Иисусу Христу, то этой же молитвой мы обращаемся и к Богу Отцу и к Духу Святому, Троице Нераздельной. Формы обращения к Господу Иисусу Христу были понятны людям, потому что они увидели в Иисусе Сына Божиего. Поэтому стало более понятно, к Кому мы обращаемся. Когда мы обращаемся к Иисусу Христу, мы молимся Богу.

 

- Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Можно ли в храме поминать старообрядцев?».

- Можно, после Поместного Собора Русской Православной Церкви 1970 года были сняты клятвы, то есть проклятие, которое существовало до этого времени со времени раскола XII века. Сегодня мы говорим о том, что и старые, и новые обряды благодатны и спасительны. Поэтому сегодня и старообрядцы, и православные могут молиться в храмах. Но среди старообрядцев есть еще такое направление, как «беспоповцы». У них прервано преемство апостольского рукоположения, а значит, прервано и преемство Таинства Крещения, Миропомазания. Поэтому тем, кто родился и вырос в «беспоповских» семьях, мы рекомендуем креститься и миропомазаться. Если же они были крещены и миропомазаны в направлениях, где сохраняется преемственность, то могут без страха и зазрения совести приходить в наши храмы молиться. Мы их можем поминать, и они нас.

 

- Вопрос телезрителя из г. Воронежа: «Похоронили человека, но забыли развязать руки, имеет ли это какое-то значение?».

- Для покойника абсолютно никакого значения не имеет. И для нас тоже. Но раз Вы затронули эту тему, значит, это волнует Вас. Может быть, Вы поторопились. Но это абсолютно ничего не значит для души, а значит, оставьте все как есть и не беспокойтесь. Все равно это веревочка истлеет со временем, душа же отделилась от тела, и поэтому ничего страшного в этом нет.

 

- Вопрос телезрителя из г. Ростов-на-Дону: «Может ли женщина в критические дни ходить в храм? Одни говорят - нельзя, другие  – можно. Кто прав?».

- К сожалению, у многих людей недопонимание по этому вопросу. Почему это происходит? Ведь это же не сегодняшнее установление, но принято в более старое время: Церковь делает послабление женщине в ее критические дни. Обратите внимание, с какой любовью Церковь относится к женщине, понимая, что ей в этот период очень трудно, у нее немощь, слабость человеческого организма. Поэтому Церковь говорит: «Вам действительно тяжело, поэтому оставайтесь дома». Кто-то говорит, что эта женщина находится в «нечистоте» - это глупое заблуждение. Женщина не бывает чистой и нечистой, у женщины бывает менструальный период, но она такая же чистая, как и мы. По человеческому женскому естеству у нее наступил менструальный период. И Церковь делает ей послабление: Вы можете оставаться дома, дома помолитесь, так как Вам тяжело, не ходите. Будет полегче, тогда и придете в храм. Но если вам стало легко, у вас происходит какое-то остаточное явление, но вы чувствуете, что вам надо в храм, то сегодня есть хорошие средства гигиены для женщин. Если вам это не трудно, то Вы можете прийти в храм. Сегодня нет никаких возбранений, чтобы  женщина в последний период этих дней не могла прикасаться к святыне. Просто есть такое пожелание со стороны мудрых священников. В этот период не рекомендуют причащаться, но повторяю, женщина не бывает нечистой, это естественное свойство ее женского организма.

 

Расшифровка: Анна Поздняк

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать