Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 29 сентября

29 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– 27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. В истории этому событию предшествовало сражение войск Максенция и Константина. Какое значение для спасения человечества имеет Воздвижение Креста?

– Мы придаем особое значение этому празднику, и это не случайно, потому как сразу же после воскресения Христова стали происходить очень странные явления в жизни жителей Иерусалима и окрестностей. Во-первых, то, что Христос Спаситель воскрес из мертвых, потрясло весь Иерусалим. Воины, которые были приставлены ко гробу Христа Спасителя, увидели, что произошло, в страхе и трепете бежали от гроба, прибежали к своим начальникам и стали говорить, что произошло вот такое событие. Конечно же, об этом стало известно и членам Синедриона. Казалось бы, воин, который не исполнил свой воинский долг, нес уголовное наказание. Что это значит? В те времена воинам отсекали головы, отсюда и пошло название «уголовная ответственность». За неисполнение воинского долга убивали, отсекали голову. А в этом случае члены Синедриона говорят: «Вы не бойтесь. Вы скажите о том, что вы заснули, а ученики пришли и украли тело Иисусово. Вы не волнуйтесь, мы вас избавим от уголовной ответственности, мы избавим вас от смерти». Дали этим воинам достаточно денег и еще сказали: «Всем говорите, что вы проспали. Пришли ученики и украли тело». И вот разнеслась эта молва. Казалось бы, должны были им отсечь головы, но, видимо, дали очень достаточно денег военным руководителям, которые не привели в исполнение этого наказания.

Итак, разошлась молва, что ученики украли тело, а Иисус вовсе не воскрес. И потом на этой почве стали возникать и другие разномыслия. Стали появляться такие мнения: а жил ли Он вообще, а распинали ли Его вообще? И появилась мысль о том, что Иисус – мифическая личность. И эта мысль была, в частности, основана на том, что уже после восстановления старого города Иерусалима, после того как крестоносцы пришли в Иерусалим, они восстановили стены старого города. И сегодня мы видим: Гроб Господень находится на территории города Иерусалима, Голгофа – на территории города Иерусалима. И скептики прекрасно понимали, что за этим стоит и как можно это использовать. Так вот, уже гораздо позже (в XIV веке и последующем) появилась мысль о том, что Иисус – это вообще мифическая личность. Это было основано на том, что иудеи очень четко соблюдали ветхозаветный закон. А согласно ветхозаветному закону в черте города хоронили только пророков и царей. Других хоронили за пределами города. А тут – и гробница, и Голгофа находятся на территории Иерусалима. Значит – это неправда. Иудеи не могли нарушить ветхозаветный закон, они его четко соблюдали. А если такое произошло, то, что Иисус – мифическая личность, это неправда. Не могли иудеи нарушить закон, потому что Иисус не был царем, Он даже не был пророком. Они Его называли лжепророком. Понтий Пилат написал: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Первосвященники же просили: «Не пиши так, измени надпись, напиши, что Он именовал себя так: Я Царь Иудейский». А Понтий Пилат сказал: «Еже писах, писах», то есть – «что написал, то написал, исправлять не буду». Так вот, в последующие времена возникла эта мысль о том, что Иисус – мифическая личность. И, конечно, обретение Креста и воздвижение Креста Господня – это исторический факт, который подтверждает реальное существование Иисуса Христа. И поэтому Животворящий Крест, который был по настоянию императрицы Елены найден, обретен, воздвижен, – это такое яркое свидетельство всему миру, что вот он есть, этот Крест, на котором был распят Христос Спаситель. И до сегодняшнего дня Крест Христов – утверждение и слава Церкви. Мы так и воспеваем. Это действительно оружие над дьяволом, это свидетельство победы жизни над смертью. Поэтому так торжественно мы воздвигаем этот Крест, и праздник Воздвижения еще и еще раз для каждого из нас является ярким примером и свидетельством того, что действительно Иисус – историческая личность. Да, для нас Он – Сын Божий, для нас Он – Мессия, Христос и действительно историческая личность. И то, что Он был распят на Кресте, сегодня совершенно неоспоримый факт. Конечно, тот, кто не желает уверовать в это, продолжает отрицать. Но для нас, для тех, кто стремится познать истину, это очень серьезный аргумент в защиту нашего православного вероучения.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Имеет ли священник право отказывать в исповеди?»

– Мы иногда сравниваем наших священников с обычными врачами. Те, кто имеет право лечить людей, врачевать, кто закончил медицинские учебные заведения, получил диплом, имеет право врачевать, да еще и дал клятву Гиппократа, конечно, всегда и везде должен оставаться врачом. И можно тоже спросить: «А может ли врач отказать больному?» Мы все говорим: «Конечно, нет». Так же и священник, конечно, не может отказать. Но иногда – может. Когда врач может отказать в помощи болящему? Когда скажет: «У меня нет лекарств, нет медикаментов, я не могу». А посочувствовать, сказать, как лучше поступить в этом случае, врач должен. Точно так же и священник. Если я нахожусь на территории другой церкви или другой епархии, я и канонического права не имею совершать таинство Исповеди, и я должен сказать: «Я не из этой епархии, я не могу совершить здесь это таинство, а вот подсказать вам как священник, конечно, могу и должен». То есть священник, как и врач, не должен проходить мимо нуждающегося или больного без участия, без сострадания. Но если я служу в этом храме, если являюсь клириком этого храма, то, конечно, не имею права отказать в исповеди, я должен исполнить свой священнический долг, точно так же, как и врач должен исполнить свой гражданский врачебный долг. Если телезрительница задает такой вопрос, видимо, есть какая-то тонкость в этом вопросе, я об этом просто не знаю. Если Вы уточните вопрос, тогда мы поговорим более детально.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «Чем различаются Русская Православная Церковь, старообрядческая Церковь и Римско-Католическая Церковь?»

– Если мы сейчас начнем на эту тему говорить, то нам не хватит и трех передач. Это очень обширный вопрос. Я постараюсь кратко сказать.

Вообще было время, когда не было различия между православной, католической, старообрядческой Церквами или другими христианскими религиозными направлениями. Были христиане, были последователи Христа Спасителя. Во-первых, были апостолы, которые проповедовали Евангелие всем людям – и ближним, и дальним. Одни из них проповедовали среди иудеев, другие – среди язычников, и все несли слово Божие. И потом Церковь после официальной легализации в Римской империи, после того как была провозглашена свобода вероисповедания, после Миланского эдикта приобрела уже совершенно другой статус. Церковь распространялась по миру. И со временем стали появляться уже поместные церкви: Римская Церковь, Константинопольская (тогда Царьградская) – Византия приняла Благую Весть. Евангелие распространялось. И со временем произошло так, что появилась Восточная Церковь и Западная: Восточная христианская Церковь в лице Византии и Римская – Западная Церковь. Вот такое было различие. Уже потом, с 1054 года, произошло официальное разделение Востока и Запада, и тогда появилась Римско-Католическая Церковь и Восточная Православная.

А старообрядчество возникло гораздо позже, когда произошел раскол в Русской Православной Церкви – это старообрядческий раскол в нашей поместной Церкви XVI века. То есть те люди, которые не согласились с тем, что делал патриарх Никон, кому не понравились его реформы, стали стремиться поддерживать обряды, которые были до патриарха Никона, и произошел раскол.

Надо сказать, что Римско-Католическая Церковь тоже дробилась: появилась Реформаторская Церковь, другие направления, протестантские направления, которые продолжают дробиться до сегодняшнего дня.

Если кратко, то происходили вот такие исторические события.

– Вопрос телезрительницы из Саратова: «После смерти мужа мне начали слышаться голоса. Что это значит и как от них избавиться?»

– Мне трудно сказать. Желательно обратиться к местному священнику и рассказать более подробно, что с Вами происходит. Сказать огульно или дать какой-то совет будет неправильно. Я Вам советую: обратитесь к местному священнику, расскажите, что происходит.

– Вопрос телезрительницы из Архангельска: «Как молиться о том, чтобы внучка благополучно разрешилась от бремени?»

– Мы всем женщинам (и не только женщинам, но и их мужьям) советуем во время вынашивания младенца особо относиться к нему. У нас есть пастырское богословие, опыт Церкви, который мы продолжаем передавать из поколения в поколение. Церковь по-особому относится к женщине, которая готовится стать матерью. Ведь младенец, хотя и находится пока в утробе матери, он уже живой, душа у него живая. Поэтому мама и папа должны с ним общаться, беседовать, говорить: «сейчас пойдем помолимся», «сейчас пойдем покушаем», «сейчас пойдем погуляем». То есть это живой человечек, он пока еще не проявил себя вовне, но он все слышит, душа его все слышит, все воспринимает, поэтому воспитание ребеночка должно начаться уже в утробе матери. Мама, конечно же, не должна переживать, не должна расстраиваться, ни в коем случае не гневаться, никакой раздражительности не должно быть. Муж должен делать все возможное, чтобы мама находилась в особых условиях.

Мы в одной из передач говорили о Матери Божией, почему вдруг Господь Ее избрал. Потому что родители были святые, родители стремились, чтобы у них младенец был святой. Каждые мама и папа хотят, чтобы их дети были благочестивыми. Поэтому надо уже с того момента, как сердечко начало стучать у младенца в маминой утробе, общаться с ним как с живым человечком. Конечно, не дай Бог сквернословия или плохих слов, грубостей, каких-то ссор. Должна быть особая среда – и внутренняя, и внешняя – для созревания этого младенчика. И конечно, важна молитва, общение с Богом. Маме рекомендуем чаще ходить в храм Божий, причащаться, исповедоваться, чтобы младенец в утробе матери начинал уже возрастать в церковной ограде.

Мы рекомендуем мамам обращаться к Матери Божией, потому что Матерь Божия знает все нужды и печали, особенно материнские скорби и печали. В первую очередь, конечно, надо молиться Господу Богу, а также Матери Божией – Она наша Небесная Заступница, Царица Небесная. Поэтому для каждой мамы Матерь Божия, наверное, очень близка и по духу, и по настроению. Матерь Божия тоже знает, как вынашивать младенчика и как он дорог и мил для матери. Поэтому молитесь и Матери Божией тоже.

– У телезрительницы Юлии из Твери такая проблема: ее мама умерла в мучениях от рака, и из-за этого у Юлии пошатнулась вера: почему такое наказание ее матери?

– Я в таких случаях всегда спрашиваю: «А почему Вы решили, что Господь наказал ее?» Вот если бы со смертью матери прекратилось вообще существование этого человека и души, тогда – да. Если бы только на земле заканчивалась история и жизнь человека, тогда можно было бы сказать, что это наказание. Но ведь мы же верим в загробную жизнь. И поэтому мы должны исходить еще из того, что будет продолжение жизни. Почему Вы делаете скоропалительный вывод, что Господь ее наказал? Я знаю подвижника благочестия преподобного Севастиана Карагандинского, который о тех людях, которые болели раковыми заболеваниями, говорил такую присказку: «Рак пустит в рай за так». Вот такое иносказание. Если бы заканчивалась жизнь на земле, тогда, конечно, можно было бы судить об этом периоде окончательно. А поскольку жизнь продолжается и будет продолжаться, то неизвестно еще, наказал ли Бог. Многие верующие говорят: «Господи, какой счастливый человек, что он пострадал, что он болел перед смертью, что он смерть выстрадал, он к ней подготовился, он перешел в загробный мир, перешел в загробную жизнь». Радоваться надо, когда человек через болезнь, через скорбь переходит в загробный мир. Он готовится к переходу в вечность, готовится к встрече с Богом. Самая страшная смерть – внезапная, когда человек не готов к смерти. Пусть она даже безболезненная, но она самая страшная, не приведи Господь, чтобы с кем-то из нас произошло это без болезни – скоропостижно скончаться. Вот это, скорее всего, может быть наказанием Божиим – скоропостижная смерть. А смерть через страдание, через болезнь – это милость Божия к человеку.

Я вспоминаю рассказ современного богослова, который, проводя параллель с подобным явлением, говорит: представьте себе, что сверху какой-нибудь инопланетянин смотрит, что происходит в кабинете у врача. Он, не слыша, что там происходит, а только видя это, может сделать неправильные выводы. Вот он видит, что приходит к врачу пациент и врач выписывает ему какие-то витамины. Пациент довольный уходит. Другому пациенту врач выписывает путевку в санаторий отдыхать. А третьего врач тут же кладет на операционный стол и начинает резать. И этот инопланетянин смотрит и говорит: «Какое предвзятое отношение у врача! Посмотрите, как он относится по-разному ко всем: предвзятое мнение по отношению к каждому. Почему этого сразу наказал и начал резать, другого отправил на курорт, а третьему дал только витамины?» Так ли это? Совсем нет. Просто этот инопланетянин, не слыша и не понимая, что происходит, делает неправильную оценку. А врач видит, у кого что болит, и ради здоровья он дает совершенно разные рекомендации: одному действительно нужно только таблеточку, второго действительно нужно направить на курорт полечиться, а может, кому-то еще и грязи попринимать, а третьему нужна срочная операция.

Так и Господь, как врач, желает спасения каждому человеку. Поэтому Господь и дает человеку такой крест нести, который будет способствовать человеку для спасения его души. Это надо понимать. И помните, что Бог ничего не делает предвзято. Господь - Всесовершеннейшая Любовь, Он каждому желает спасения.

Поэтому если Ваша мама действительно страдала, то Господь через эти страдания ее определит в особое место упокоения, где не будет ни печали, ни скорби, ни болезни. Поэтому надо за все и всегда научиться благодарить Бога. Поверьте, Господь желает каждому человеку только спасения, только блага, только хорошее, а если и подает какую-то скорбь или печаль, то в этом случае надо вспоминать слова апостола Павла, который говорит о том, что скорбям надлежит быть в этом мире. Но помните о том, что скорби рождают терпение, терпение рождает опытность, а опытность рождает надежду. А надежда на Бога никогда никого не посрамит, потому что всем обладает Божественная любовь. Так что Господь по Своей неизреченной любви попускает нам иногда скорби, печали, трудности и даже болезни, но в конечном итоге Господь всех нас стремится привлечь в Свое Небесное Царство. Это очень важно всегда помнить.

Так что не скорбите, и пусть Ваша вера ни в коем случае не поколеблется. Всегда надо говорить: «Господи, слава Тебе за все! Ты делаешь все только во славу Твою и во спасение наших душ. Слава Тебе, Господи, и благодарность, и спасибо!» Так надо относиться к Богу и к тому, что с нами происходит.

– Вопрос телезрителя из Гродно: «На одной из официальных встреч католики раздавали иконы. Можно ли православному человеку хранить у себя дома такой подарок?»

– Если подарили католики икону, то почему же нельзя? Дело в том, что у православных особое отношение к иконам. Мы ведь не все изображения именуем иконами. У нас есть специальные канонические правила, которые характеризуют то или иное изображение как икону.

У католиков икон практически нет. Они сегодня что-то пытаются внести, но такого отношения к иконам, как у православных, у них нет. И я не знаю, какое отношение у них было именно к этой иконе, которую Вам подарили. А у нас особое отношение, особые требования и правила написания икон. Даже если изображение написано правильно, но не освящено, мы даже не называем это иконой. А вот когда образ освятили, призвали благодать Святого Духа, тогда мы уже называем эту икону святым образом.

– Спасибо Вам за беседу, владыка.

– Спасибо! Как всегда, дорогие друзья, я желаю вам всего самого доброго. И пусть Божие благословение пребывает со всеми вами!

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать