Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 27 января

27 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

 

23 января православные христиане почтили память святителя Феофана Затворника Вышенского. Это имя известно во всем мире.  Он оставил огромное духовное наследие. Какое значение имеют его труды для современного человека? 

- Святитель Феофан - выдающийся писатель, выдающийся молитвенник, аскет и подвижник. Вы правильно сказали: он оставил огромное духовное наследие, которое сегодня может питать, и в котором могут находить  все самое необходимое для жизни и историки, и искусствоведы, и востоковеды, и археологи и даже астрономы, (поскольку он занимался даже этим, казалось бы, несвойственным для священника явлением). Конечно, большое значение имеют его эпистолярные труды. Это человек, который посвятил себя служению Богу, стал епископом, управлял епархиями. Он совершил такой подвиг, который был для многих людей непонятен. И сегодня мы, как бы переоценивая его труды, начинаем понимать, насколько важны были его общение с паствой, народом и многочисленные письма. Очень многим святитель известен своими ответами на вопросы, которые люди тогда задавали в письменной форме. Мы сегодня с вами общаемся по телевидению, для нас сегодня все гораздо проще, а тогда для святителя Феофана было подвигом  писать огромное количество писем-ответов людям.

Людей всегда волновали вопросы духовной жизни, были вопросы, проблемы в своей жизни. Как их решить, к кому обратиться? Все знали, что есть епископ Феофан, надо ему написать, обратиться, и он непременно ответит. Но в отличие от нас с вами (мы просто отвечаем на вопросы наших телезрителей), святитель Феофан, когда отвечал на вопросы людей, еще и молился за них. Вот у нас с вами такого подвига нет, а он молился за них.  Каждый день совершал Божественную Литургию, каждый день поминал тех, кто просил его помолиться. Потому и  его ответы были настолько действенны, настолько впечатлительны и отрезвляющи, что через них, через его молитвы Господь помогал решать этим людям очень многие проблемы. Эта величайшая особенность святителя Феофана: не только отвечать людям, но и молиться за них.

Я думаю, что наследие святителя Феофана очень актуально и сегодня.  Множество вопросов, которые звучат сегодня те же, что и в XIX столетии. Так что труды святителя будут востребованы еще на протяжении многих и многих столетий. Так что святитель Феофан является для нас ярким примером православного епископа, подвижника, аскета и даже затворника, молитвенника.

 

Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Зять бросил дочь с четырьмя детьми. Сошелся с другой женщиной. Но на день памяти Петра и Февронии та родила ему сына, которого он очень хотел, не имея от первой жены.  Почему же так помощь веры сокрушается? Помощь оказана грешнику, а праведнику как бы и нет?» 

 - Слушая вопрос, сразу понимаю, что Вы не только осудили, но уже и приговор зятю прилепили. А почему Вы решили, что ему оказана помощь? Ведь жизнь еще не окончилась, Страшного Суда еще не было. И, наверное, сегодня еще рано говорить, что с ним благодать и ему сопутствует удача и благословение. Сам распад семьи, развод - это трагедия. И я бы об этом зяте сказал, что это несчастный человек, душа его несчастная. Может, внешне сегодня он где-то и преуспевающий, какой-то бизнесмен, но он несчастный человек, поверьте.   Бросить жену и детей - у нас это считается грехом, в обществе неблагополучным явлением. Среди верующих, благородных людей никогда такой поступок не вызывал чувства удовлетворения. Это  несерьезный человек. Я к таким людям всегда относился с чувством сожаления, потому что он просто несчастный человек. Несмотря на то, что у него три дочери, он не получил от этого ни удовлетворения, ни радости. Видимо, его волнует что-то другое. Поэтому Вы не сокрушайтесь, но сожалейте об этом человеке. А то, что касается Вашей дочери и детей, видимо, Господь их так испытывает.

Мы сегодня очень часто обращаемся к Богу, как говорится, на последнем этапе.  Когда больной начинает говорить о своей болезни, а врачи отвечают: "Извините, у вас уже третья или четвертая стадия заболеваемости, и выхода уже нет. У вас уже просто исход, самый что ни есть реальный. Раньше надо было думать об этом. "Точно также и в семейной жизни. Надо думать и рассуждать, не когда семья уже распалась, но еще задолго до вступления в брак надо готовить людей к семейному союзу, чтобы они не наделали ошибок. Потому что сегодня очень многие молодые люди вступая в брак, даже не понимают смысла и значения семейной жизни, важность семейного союза. А потом судить об этом поздно. Друзья мои, надо думать раньше об этом.  Но, тем не менее, Вы ему нисколько не завидуйте, нисколько не осуждайте, а относитесь только с чувством сожаления. Он действительно несчастный человек, потому что он не нашел себя для семьи. Я не исключаю, что он и в той семье может не найти себя. Печально. 

 

 - Вопрос телезрительницы из Белгородской области: «Священник освятил квартиру, но не пользовался кадилом. Можно ли так делать? Действенно ли это?»

 

 - Самое важное в этом случае - молитва, призывание Божественной благодати. В молитвах, которые прочел священник, он призывал благодать Святого Духа. И, наверное, окропил святой водой.  Вот такой внешний знак. Но не совершил каждение. Видимо, священник забыл кадило. Но не в этом дело. Это не принципиально. Это лишь внешние факторы, которые дополняют. Самое главное, что Вы молились, священник призывал благодать Святого Духа. По Вашей вере Господь действительно освятил эту квартиру. А теперь, если есть возможность, можно самим приобрести ладан и совершить каждение. Но не это самое главное, так что верьте, что Господь освятил Вашу квартиру.

 

 - Вопрос телезрительницы из Пензенской области: «Когда впервые пошла в храм, не могла там находиться.  Делала попытки, но все повторялось: что-то выталкивало из храма.  Со временем, это ощущение исчезло. Что это было? Что заставляло выходить из храма?»

- Каждый приход человека в храм, особенно тех, кто не ходил с детства, -  это подвиг. Вот тот, кто воспитывался с самого раннего возраста, и родители приносили его младенчиком в храм, он приобщен, ему знакомы обстановка в храме, все окружающее, он чувствует себя там своим. И храм для него близкое помещение, он не боится этого. О людях, которые приходят в храм уже во взрослом возрасте, я часто говорю: "Они совершают подвиг". Потому что для них это что-то неведомое, что-то такое неестественное, тем более если человек не ходил в храм до какого-то определенного возраста. Он же все равно слышал о храмах, слышал о вере и Боге, поэтому у него есть такие страшилки в сознании, что он не может войти в храм. И когда он переступает порог, то совершает подвиг в прямом смысле этого слова. Он ищет что-то необходимое и потребное для своей души. Вполне возможно, что и враг рода человеческого мог навевать какие-то страхи в Вашу душу и сознание, создавать такой неуют. Мы обычно в таких случаях говорим, что это вражеское искушение. Но Вы молодец, что все-таки переступили порог храма. А враг всегда препятствует людям, любому доброму делу, тем более спасению души, стремлению посетить храм.

 

 

 - Телезрительница из Подмосковья спрашивает, можно ли пользоваться услугами гомеопата?

 - Насколько я понимаю, гомеопатия - это медицинское средство без использования химии, то есть это какие-то естественные продукты. Нет в этом ничего зазорного. Другое дело, когда под видом гомеопатии распространяют завязку на учении. Сегодня это делают многие. Надо обязательно проверить, что это такое. Например, распространение «Гербалайфа»– просто сетевой бизнес. Там надо втянуть еще кого-то, потом распространить еще что-то. Может, это и хорошее медицинское средство или препарат, но там уже нажива, обогащение, там стремление сделать все для себя любимого, а не на пользу людей. А естественные средства всегда были в народной медицине, так что гомеопатия сама по себе никакого вреда не принесет.  Люди ведь в древности лечились средствами естественными: и травами, и настоями. Но если только сюда примешивается идеология, в таком случае надо отказываться.

 

 - Женщина живет с крестным своей дочери, не грех ли это?

- У нас в церкви существует такая практика: крестные родители вступают в кровное родство, и уже не должны ни жениться, ни замуж выходить друг за друга, потому что они становятся духовными родственниками. Но сегодня эта практика размыта. Понятно было, когда в селе все знакомы и знают, что вот это крестный, это крестная, а это их восприемник. Тогда и крестные были всегда у всех на виду. А сегодня существует практика заочно быть крестными. Иногда это становится чисто символическим явлением. Они где-то оформили это крещение, стали крестными.  Они, может, друг друга никогда и не видели, воспитанием этого младенца не занимаются.  Какое это духовное родство? Это фикция. Если произошло так, не вижу никакого злого умысла.  Не крестили, не присутствовали на крещении, да еще и не воспитывают - какие они крестные?

 

 - Это уже вопрос об их отношении к этой проблеме.

 - Да. Но здесь есть еще и другая сторона. Главное, чтобы они не были соблазном для других людей. Особенно если это где-то в сельской местности, когда все друг друга знают, да еще и близкие родственники. Это может быть соблазном для других людей. Что же это крестный с крестным сожительствует?

 

 - Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Как помочь людям, попавшим в секту?»

 - Это очень сложный процесс. Он мне очень часто напоминает зависимость людей от алкоголя, наркомании. Когда алкоголику говоришь, что он  алкоголик, что он болен, то любой алкоголик и наркоман вам скажет: "Я болею? Да это Вы болеете. Это вас надо лечить, а не меня".  Невозможно вылечить алкоголика, наркомана, игромана, пока он сам не осознает, что болен. И с сектантом тоже самое. Сектанта нельзя вырвать из сектантских лап, пока он сам не осознает, куда он попал. Вот когда он осознает и поймет, куда он попал, и когда еще обратится к Вам и скажет: "Помоги мне, вляпался в такую секту: страх и ужас. Помогите, друзья," -   вот в этом случае можно помочь. И, наверное, можно оказать какое-то реальное содействие. А когда он вас об этом не просит, считает, что попал туда, куда хотел, о чем давно мечтал - как Вы поможете?  Тут единственное, чем можно содействовать, - молитва близких. Молиться Богу, просить: "Господи, вразуми моего друга, брата, родственника (такого-то), он попал в секту. Помоги!". Здесь должно быть или Божественное воздействие, или Божественное вмешательство по просьбе и по молитвам близких людей, или сам человек должен осознать. Я другого пути просто не вижу. Насильственно его оттуда вытянуть не получится, он все равно туда будет возвращаться. Он туда попал и ему там нравится, и он там и останется. Так что здесь только или его личное осознание, куда он попал, и стремление выйти из этого состояния, или Божественная помощь. Но об этом надо очень горячо и серьезно молиться.

 

 - Телезрительница из Рязани, спрашивает, как поступить в таком случае: в мусорном контейнере нашли пакет со старыми бумажными иконами, что с ними делать?

- Сегодня в газетах и журналах печатается много изображений икон, но это еще не иконы.  Это просто изображение икон.  Икона становится иконой, когда ее освящают. После освящения это изображение становится святой иконой. Вот тогда к ней и отношение уже должно быть подобающим. Но если Вы нашли какие-то картинки, особенно если эти картинки с изображением икон, надо сделать так, что бы над ними никто не глумился. А если вы нашли бумажные иконы, отнесите в храм, скажите: "Батюшка, вот кто-то выставил".  Может быть, если действительно они уже вышли из употребления (есть такая практика), то их можно сжечь. А пепел потом сам батюшка или служащие храма закопают в том месте, где никто не будет глумиться над этими бывшими предметами, вышедшими из употребления.  

 

 - Вопрос телезрительницы из г. Москвы: «Есть ли Божья милость в том, когда человек умирает в день церковного праздника?»

 - Это еще не панацея от какого-то возмездия и не вознаграждение в Царстве Небесном или на Страшном суде. Люди каждый день умирают, и даже на Пасху. Но это не является каким-то определением или свидетельством. Хотя многие и замечают, что тот, кто живет праведно, благочестиво, как правило, сподобляется умирать в какие-то церковные праздники. Это тоже не исключено, но какого-то конкретного церковного определения на этот счет нет.

 

 - Вопрос телезрителя из г. Рязани: «Если разводятся венчаные люди, можно ли в новом браке венчаться еще раз?»

 - В Православной Церкви допускается венчание во второбрачии. Но это как послабление для людей. Мы говорим, развод - это катастрофа, распад семьи - трагедия. Это мы должны понимать. Мы испросили у Бога благословение на семейную жизнь, а этот Божественный дар не сохранили. Поэтому надо искать причину распада семьи. Если люди не найдут эту причину, то и второй брак может распасться, и третий. Если бушуют страсти, если есть у кого-то из супругов такое состояние, как распущенность, распутство и стремление жить по страстям, такого человека ничем не удержишь: ни росписью в ЗАГСе, ни венчальными обетами. Страсти надо укрощать и осознать, что такое семейная жизнь, к чему она призывает. Это не время вольготного времяпрепровождения  и не место для удовлетворения своих плотских страстей.  Семейная жизнь - это подвиг и, надо сказать, очень сложный. Любовь должна быть, а любовь, настоящая, христианская, она не ищет своего. Любовь - это жертвенность, жертвенное отношение к тому близкому, с которым Вы вступаете в жизнь семейную. Поэтому это подвиг, и надо научиться в семейной жизни не брать для себя любимого, а отдавать. Настоящая любовь предусматривает отдачу, жертвенность. Это чрезвычайно важно, но это, как я уже сказал, подвиг. Мы допускаем второбрачие, но это должно быть очень серьезным предостережением для вступающих в него. Друзья мои, будьте внимательны, потому что если вы и этот семейный союз не сохраните, то нанесете вред в первую очередь своей душе, самим себе, а затем своему близкому и, если будут дети, то нанесете тяжкий  вред еще им.

 

 - Телезрительница из Краснодарского края спрашивает: " В молитве "Отче наш" есть слова "не введи нас во искушение". Как же Бог может ввести во искушение?"

 - Бог никого не искушает, мы должны это понимать и помнить всегда. Господь никого не искушает. Эту молитву дал Господь Сам дал ученикам, а через них этой молитвой молимся и мы.  В этих словах мы просим: "Господи, помоги нам, избавь нас от лукавого". Бог никого не искушает - искушает враг рода человеческого. Искушал, искушает и будет искушать до скончания века всех людей без исключения. Даже Иисуса Христа, Сына Божиего, и Того искушал. Казалось бы, знал, что это Сын Божий. Что ж ты Его искушаешь? Нет, он даже и Его искушал. И он будет искушать всех людей, а Господь никого не искушает. И именно поэтому Господь научил нас молиться. Молитесь, и просите, чтобы Господь избавил вас от искушения дьявольского: "Господи, не введи нас во искушение", то есть не допусти, чтобы мы вошли в какое-то вражеское искушение. Не допусти, сохрани нас, огради от этих вражеских искушений.

 

Расшифровка: Ирина Дудник

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать