Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 27 октября

27 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Известно, что существует проект строительства Софийского собора на берегу Западной Двины в Витебске по образцу храма древней Полоцкой Софии. Какое значение имеет воссоздание древней святыни, и на какой стадии сейчас находится реализация этого проекта?

– Сразу хочу сказать, что такой проект действительно сейчас разрабатывается, он будет внедряться в жизнь, и, конечно же, собор построят. Какое значение имеет его строительство? Я бы ответил так - это плоды нашего покаяния: наши предшественники, особенно те, кто боролся с Богом, натворили столько бед! Кстати, сегодня по этому же пути идут представители ИГИЛ (организации, запрещенной в России). Казалось бы, какое им дело до каких-то археологических раскопок, храмов древности, зачем их разрушать? Это же история! Но примерно по этому же пути пошли и атеисты: уж если бороться с Богом, до Которого не достать, так нужно здесь все разрушить. Борьба по уничтожению религиозных, христианских, культурных памятников - это, на мой взгляд, безумие. С Самим Богом вы не будете бороться, шутки с Ним плохи, а выместить свою ненависть на памятниках - это проявление слабости человеческой натуры. Помните, была такая ветхозаветная история, когда Израиль пытался бороться с Богом и Господь, сказав ему: «Теперь ты будешь хром!», повредил ему бедро. Богоборцы, не имея возможности бороться с Богом, решили сделать такой же безумный шаг - уничтожить религиозное наследие.

Сегодня архиепископ Витебский Димитрий с членами епархиального совета принял решение о воссоздании храма Святой Софии. Это действительно правильное и мудрое решение, и я называю его принесением достойных плодов покаяния от нашего народа. Это станет знаком того, что мы покаялись за наших предков, которые разрушали храмы. Сегодня мы хотим воссоздать это творение рук человеческих. Конечно, восстанавливая храмы, мы понимаем, что воссоздаем дом Божий, и, испросив Божие благословение, помолившись Господу, будем надеяться, что Он ниспошлет нам Свою Божественную благодать Святого Духа, которая и будет пребывать на этом святом месте. Это был замечательный храм, и невольно возникает вопрос: зачем понадобилось его разрушать? Сегодня мы имеем много таких примеров, когда народ воссоздает храмы, разрушенные в советское время, и этот собор будет одним из ярких тому доказательств.

– Телезритель из Рязани спрашивает: «Как относиться к разногласиям среди духовенства? Нужно ли участвовать в этих спорах?»

– И не только в спорах среди духовенства, но и вообще в спорах такого рода, наверное, не стоит участвовать. Однажды апостол Павел сказал о том, что надлежит быть спорам, чтобы выявились искусные, но это относилось не к противостоянию, а к тем дискуссиям, которые проводили молодые люди между лекциями. У них бывали разногласия, но, как правило, у этой категории людей одна цель: найти правду, прийти к определенному знаменателю, для того чтобы обрести истину. Хорошо, когда мы стремимся это найти, но если мы участвуем в таких спорах, которые кроме разделения, вражды, нестроения, ненависти и осуждения людей, ни к чему не приводят, то подобного лучше стараться избегать. Я думаю, что, как правило, споры возникают потому, чтобы кого-то обвинить, оговорить, оклеветать, и в конечном итоге все это приводит только к разделению и вражде. Это тем более важно, когда вопрос касается священнослужителей. У нас ведь есть церковная дисциплина, и если вы увидели, что священник поступает неподобающим образом, надо обратиться к правящему архиерею, написать письмо ему, изложить суть проблемы, рассказать о том, что происходит у вас на приходе, попросить разобраться в этом, принять соответствующие меры. А если это не поможет, то у нас есть и Церковный суд, и Синод, куда можно обратиться, если архиерей ничего не предпринимает, то есть можно найти решение всех этих вопросов. Самим же принимать участие в таких дискуссиях, которые, как назвал наш телезритель, являются спорами и разногласиями, не стоит. Они всегда плачевно заканчиваются: или разделением, или даже утратой веры. Я знаю таких людей, которые настолько увлекаются спорами, что вообще теряют веру и понимание того, зачем они пришли в храм. Ведь если ты сюда пришел, то должен понимать, что церковь, монастырь - это духовная лечебница, в которую ты приходишь не для того, чтобы их спасать. Спаситель у нас один - Иисус Христос, Господь наш. Вот Он один нас спасает, а мы не можем спасать ни храм, ни церковь, ни монастырь. Мы находим сами спасение своей души в храме, монастыре, церкви. Именно Церковь является прибежищем для тех людей, которые хотят найти спасение. А мы... Ну кто мы такие? Мы сами больные люди, потому и приходим в храм, чтобы в этой духовной лечебнице получить необходимые средства для лечения. Поэтому я никому не рекомендую принимать участия в дискуссиях, тем более когда они ведутся в отношении священников или епископов, да и против друг друга. Храм, монастырь, церковь, повторю, - это лечебница, куда мы все приходим. Запомните это! Но если вы увидели какие-то недостатки, а они могут быть, поскольку все мы приходим в храм уже с надломленным, исковерканным состоянием духа и души, то нужно обратиться к врачу, а в таком случае - это епископ или члены Синода, которые помогут исправить ситуацию.

– Вопрос от телезрительницы из Могилева: «Можно ли девушкам пользоваться косметикой?»

– Сказать «нет» будет не совсем правильно. Смотря как пользоваться этой косметикой. Я иногда слышу, как родители рассказывают: «Вот если, к примеру, мальчишке совершенно безразлично, что у мамы стоит на столике или трюмо, то девочка просто так мимо не пройдет: она обязательно все посмотрит, все попробует». И мама иногда удивляется тому, что ее дочь что-то взяла и испортила. Ребенок не умеет пользоваться тем, чем пользуется ее мама. Значит и мама не всегда правильно поступает сама. Необходимо консультироваться со специалистами, косметологами, которые подскажут, как нужно пользоваться косметикой. Если вы используете ее для того, чтобы привести свое тело, лицо, руки в нормальное состояние, то посоветуйтесь с косметологом, и он порекомендует, как правильно поступать, чтобы дышало тело, чтобы оно было нежным, красивым. Другое дело, когда смотришь на некоторых женщин, которые используют косметику для своей якобы красоты, и диву даешься: то ли это просто вкус такой, то ли что-то произошло с человеком. Мне вспоминается один разговор во время встречи с моими прихожанами в Нью-Йорке после службы, когда пожилая женщина стала возмущаться тем, что многие молодые женщины подходят к Чаше с накрашенными губами. Я слушал, слушал и говорю ей: «Конечно, это нехорошо приходить в храм с накрашенными губами, тем более подходить к Чаше. Скажите, сколько Вам сейчас лет?» - «Мне 64 года». - «Вы давно сами перестали пользоваться губной помадой?» - «Года два уже как не пользуюсь». - «Вот видите, Вы до 61 года пользовались помадой, так дайте и девчонкам ею попользоваться. Они потом тоже созреют и перестанут краситься». Нельзя в нашей жизни жить одними запретами, каждый должен для себя понять, что ему вредно, а что полезно. Поэтому если Вы разукрашиваете себя как дикобраз, то лучше от такого воздержаться, а если используете косметику благоразумно, чтобы Ваше тело было красивым, нежным, здоровым, то можно, ничего страшного здесь нет.

– Вопрос от юного телезрителя из Липецкой области: «Взрослые говорят, что вредно играть в компьютерные игры. Почему?»

– Для ребенка должно быть очень серьезно то, что говорят взрослые, потому что он еще не имеет такого жизненного опыта, какой есть у взрослого человека. Взрослый понимает, что жизнь настолько быстро проходит, что не успеваешь оглянуться и только потом начинаешь осознавать, что очень много времени было растрачено напрасно, впустую, а ведь его можно было использовать во благо. Что касается игр, то мы уже как-то говорили об этом, есть даже такой термин, как игромания. Вроде бы и неплохо так развлечься, отдохнуть, но это настолько затягивает человека, становится его страстью, потребностью, что он превращается в раба этих игр и уже не может без них обходиться. Трудно молодому человеку сказать самому себе: «Все! Больше я не буду играть!» Вот почему взрослые и говорят: «Не увлекайтесь!»

Я вспоминаю, что буквально три года назад мне в Рязани показывали ролик из Интернета: один молодой папаша играл в компьютерную игру со своим сыном, которому было два года и четыре месяца. Ребенок в таком возрасте не может еще сам себе готовить, да он еще и ложку правильно держать не умеет, у него словарный запас всего 25 - 30 слов. И папа снимает на видео, как его сынишка сидит перед компьютером и играет «в танки». И вот этот ребенок, которому всего чуть больше двух лет, увидев танк, начинает нажимать на клавиши, а когда что-то не срабатывает, он кричит своему отцу: «Папа, убей его! Папа, стреляй в него!» - и бьет по клавиатуре. Ребенок весь уже в стрессовом состоянии, у него самый настоящий психоз, а папа ему говорит: «Сыночек, ты так сильно не бей по клавиатуре! Ты у меня уже две сломал, сейчас и эту разобьешь!» Сын плачет, у него истерика из-за того, что он не уничтожил танк, не убил тех солдат, которые бегают на экране... Что выйдет из этого ребенка? Каким он будет, когда вырастет? У него словарный запас, как я сказал, 25 - 30 слов, а он уже кричит: «Убей его!» Конечно, он, может, и не понимает, что это значит, а говорит так не задумываясь. Какой же это несчастный родитель, который так воспитывает своего сына! Прошло уже несколько лет, а я до сих пор, когда вспоминаю этот ролик, испытываю ужас. Вот к чему может привести неразумное отношение к электронике и играм! Эта страсть действительно затягивает. Игромания - это одно из очень серьезных препятствий для спасения любого человека: и взрослого, и ребенка. Мы рекомендуем, чтобы родители благоразумно воспитывали детей. Должен быть режим, чтобы ребенок не просто развлекался, но и трудился. Ведь жизнь - это не развлечение, а очень серьезное явление, и потому нужно так воспитывать своих детей, чтобы они получили запас знаний для своей жизни. А если дать возможность ребенку делать все, что хочет, то это не приведет ни к чему хорошему. Поэтому родители правы, когда говорят Вам: «Не увлекайтесь!» Можно немного отдохнуть, развлечься, сменить вид деятельности, то есть, как говорится в народе: «Делу время, потехе час». Все надо делать по расписанию, соблюдая режим.

– Вопрос от телезрителя из Рязани: «Правда ли с богословской точки зрения, что все равно, какому святому молиться в какой-то ситуации? Если это так, то почему на практике существует разделение: например, одному святому молятся об исцелении, а другому - о мире в семье?»

– Да, есть такая практика, но это не учение Православной Церкви. Мы молимся Богу. Обратите внимание, как Сам Спаситель Иисус Христос, Основатель нашей Церкви, научил нас молиться. Есть молитва, которую мы именуем Господней, - это «Отче наш». Поэтому мы должны понимать, что если обращаемся к святым, то должны это делать правильно. Это не означает, что если сейчас помолимся мученику Антипе, то он нам из своего кладенца зубки наши починит; или великомученик Пантелеимон избавит от головной боли. Совсем нет! Святые не имеют такой возможности, и даже если они кому-то помогают, то делают это с благословения Божия. Все исходит от Бога. Надо это прекрасно понимать, и молитва наша должна быть только ко Господу. Помните первое чудо, которое совершил Спаситель в Кане Галилейской, когда претворил воду в вино? Господь совершил его по просьбе Своей Матери, и тем самым наша Церковь нам говорит, что молитва Божией Матери имеет очень серьезное дерзновение к Ее Божественному Сыну и Господу. Поэтому мы говорим: «Господи, я не достоин Тебя просить, но помоги мне, Господи!» Я обращаюсь к Матери Божией, потому что Она как Мать понимает слабости нашей человеческой природы и может умолить Своего Сына. Когда мы обращаемся к святым, то просим их: преподобный отче Сергие (или святый великомучениче Пантелеимоне), испроси у Бога благословение, помоги мне, помолись за меня, походатайствуй… Так что, обращаясь к святым, которые прожили на земле и стяжали особую Божественную благодать своей праведной жизнью, мы просим, чтобы они умолили Господа. Обратите внимание, что в наших молитвах везде практически красной нитью проходит эта мысль: «Мы просим вас исходатайствовать у Бога прощение грехов, помощи в нашей жизни». Поэтому еще раз хочу сказать, святые, которые нам помогают, делают это не от себя лично, а по благословению Божиему, и потому мы у них просим: «Помолитесь о нас, угодники святые!»

– Телезритель из Бреста просит высказать Вас свое мнение о том, что происходит в Украине.

– Доподлинно я не знаю того, что происходит в Украине, но даже исходя из тех новостей, которые сегодня передают по телевизору или видно в Интернете, можно сделать выводы. Наверное, это то же самое, о чем мы говорили в наших передачах раньше, когда рассуждали о том, почему сегодня так нужно милосердие и почему на земле столько разногласий. Это происходит потому, что люди утратили любовь. Что касается положения в Украине, то нечто подобное уже было в истории христианской Церкви. Обратите внимание, как только где-то в Церкви возникает раскол, то он охватывает и все общество. Это примерно так же, как если бросать камушки в воду, когда идут волны и расходятся круги по всей поверхности воды. В 1992 году раскольник Михаил Денисенко расколол Церковь, и это принесло разделение в умы и сознание многих людей, стало распространяться по всей стране. А поскольку раскольникам надо постоянно держать себя в тонусе, на плаву, то они все свои силы и ненависть направили против Православной Церкви. Так постепенно созревала эта болезнь. Раскол может излечиваться только покаянием, только возвращением в церковное лоно. Как это было когда-то неоднократно в Византии, когда светские власти пытались вмешиваться в дела церковные, то же самое происходит сейчас и в Украине, а это, как говорится, равносильно тому, что подливать масло в огонь. Светские чиновники не смогут исправить раскол в Церкви. Только через покаяние должно произойти ее исцеление, а не через призывы государственных служащих: «Всё, хватит ссориться, завтра садимся за стол переговоров, миримся и подписываем соглашение!» В церковной жизни такого не бывает, в Церкви восстановление отношений после раскола возможно только через молитву и принесение плодов, достойных покаяния. В Украине светские власти в лице президентов на протяжении десятилетий пытались навязать свою точку зрения и свой путь объединения, а это ни к чему не может привести. Объединение Церкви возможно только, как я уже говорил, через покаяние и молитву, поэтому мы все молимся, и вся Русская Церковь сегодня каждый день во время Божественной литургии во всех храмах обращается ко Господу в молитве, чтобы Он умиротворил враждующие стороны, чтобы воцарился мир на украинской земле. Покаяние и молитва - вот те средства, которые смогут умиротворить сердца враждующих людей.

 

Ведущая Александра Гудкова
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать