Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 25 августа

25 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Один из наиболее частых вопросов, который задают наши телезрители, касается молитвы. Многие святые отцы учат, что молитва – это особый дар, дар Божий. Как его обрести и не растерять?

– Действительно, молитва – это дар Божий, и практически все святые отцы имели этот дар. Этот дар приобретается человеком, воспитывается. Наверное, самое важное то, с чего начинается молитва: это, конечно, наша вера. Вера – это основа, основание нашей молитвы. Пока мы не поверим, что есть Бог, некому молиться. Во-первых, Церковь говорит, что молитва бывает разная. Бывает молитва славословная (славословие – хвала Богу). Бывает молитва рабская, когда человек просит помиловать, не наказывать, просит спасти, подать пищу и так далее. Такая молитва, скорее, рабская, наемническая. Что такое молитва? Молитва – это средство нашего общения с Богом. Если мы не верим в Бога, то, естественно, молитвы не будет, потому что у нас не будет объекта, к которому надо проводить обращение. Мы иногда молитву называем общением с Богом (точно так же, как у каждого человека есть родители и он общается с ними). Для нас общение с родителями, особенно детей с родителями, да и наше с вами общение – это процесс. Очень наглядно, когда дети общаются с родителями: детям приятно общаться с родителями, потому что они в самом раннем возрасте на инстинктивном уровне начинают понимать, что от родителей зависит их жизнь. Родители – гарант того, что ребенок будет сыт, что он будет защищен, будет находиться всегда в тепле. Такое общение детей с родителями обеспечивает комфортную жизнь ребеночка. Примерно то же самое происходит и в жизни взрослого человека: наше общение с Богом – Источником жизни – дает нам комфортную жизнь: и пищу, и тепло, и защиту, оно дает человеку все необходимое для жизни, и не только для жизни земной. Если мы со временем начнем все глубже и глубже осознавать смысл жизни человека, то мы поймем, что не только на земле Господь дает нам комфортное существование и жизнь, а Он еще обещает и Свое Царство Небесное открыть для всех, кто полюбит и познает Бога и будет стремиться к Нему. Думаю, что для ребенка общение с родителями не гарантирует, что родитель что-то даст за это своему ребенку: само общение с родителями всегда приносит какую-то радость, утешение, удовлетворение. Поэтому чем чаще любящие родители и дети общаются между собой, тем более продолжительным бывает этот комфортный период общения.

Подобная молитва происходит у нас с Богом. Не случайно Сам Христос Спаситель, Сын Божий, нас учил, как надо молиться. Он многократно уединялся, уходил от апостолов, для того чтобы пообщаться с Богом – Своим Отцом. Общение с Богом Отцом Его всегда вдохновляло, укрепляло, давало Ему силы, энергию. Так что общение – это процесс. Молитва – это процесс общения человека с Богом. Мы даже не надеемся получить от Бога какие-то дары, дополнительные блага: для нас очень важен сам процесс общения с Богом. Поэтому Церковь, исходя из опыта Основателя Церкви – Творца и Господа Спасителя, дает нам возможность осуществлять это общение с нашим источником жизни – с Богом. Поэтому мы молимся и просим Бога, чтобы Господь давал нам все необходимое для нашей жизни, чтобы Господь помогал нам исправляться, преображаться, становиться лучше, достойнее, возвышаться духовно и преображать свое человеческое естество. Молитва, основанная на вере, продолжается еще от нашего покаяния, изменения ума нашего. Мы начинаем понимать, что молитва – это действительно Божественный дар, и, чем дольше продолжается этот процесс, тем лучше, тем больше благ получает сам молящийся человек.

Есть очень интересный рассказ о том, как один из подвижников, уйдя в пустыню, ночи проводил в молитве. Днем он трудился, молился, и ночью, вставая на молитву, он так увлекался, так был поглощен общением с Богом, что один из учеников однажды увидел на рассвете, когда уже поднималось солнце, как подвижник вдруг обращается к нему и говорит: «Солнце, зачем ты так рано взошло? Ты нарушаешь мое общение с Богом». А какая наша бывает сегодня молитва? Мы иногда приходим в храм и не спрашиваем друг друга: «А ты сегодня молился? Ты сегодня общался с Богом?» Мы спрашиваем: «Ты правило вычитывал?» Мы вычитываем. Мы как наемники, как шаманы, которым надо какую-то формулу произнести, и думаем, что это уже полнота всего. Совсем нет. Молитва – это не только прочтение и исполнение какой-то формы набора слов. Нам надо осознать смысл молитвы, понять, что это наше общение с Богом. Пусть молитва будет краткой, но пусть она будет чаще, чтобы мы чаще вспоминали Господа. Обратите внимание, самая краткая наша молитва, но настолько насыщенная, – «Господи, помилуй». Господи, подай мне милость, будь милостив ко мне. Не надо читать длительные или многословные молитвы, есть кратенькая молитва «Господи, помилуй». Эти два слова в себя вбирают весь смысл нашего общения с Богом. В этой милости всё. Мы верим, что есть Бог, мы просим Его: «Господи, помилуй», значит, «Ты все дашь мне, а я Тебя буду все время вспоминать с благодарным чувством». Это чрезвычайно важно.

Если есть желающие прочитать, познакомиться с тем, как думали наши подвижники благочестия, у святителя Игнатия Брянчанинова есть интересный труд православной аскетики, где есть Слово о том, как стяжать дар молитвы. Почитайте: святитель Игнатий очень красочно об этом говорит, и не со стороны обывателя или с чьих-то слов, а из личного опыта переживания молитвы и общения с Богом. У святителя Игнатия Брянчанинова есть очень хорошие слова о молитве и о том, как научиться молиться: надо осознать, кто я есть на самом деле, и понимать, что без Бога я никто и ничто. Только с Богом я начинаю понимать, что я творение Божие, я человек и Господь мне все необходимое подает.

Поэтому вера, молитва, общение с Богом и, конечно, покаянные чувства, покаянное настроение и осознание своего состояния, то есть чувство смирения, должно быть обязательно.

– Благодарю Вас, владыка. Теперь вопросы наших телезрителей. Галина из Ростовской области спрашивает: «Можно ли поминки в 40-й день переносить на другую дату?»

– Надо понимать, что поминки, которые мы устраиваем, это настолько второстепенно, настолько незначимо ни для нас, живущих, ни для покойников, если не будет первостепенного в этом. Поминки – это не просто еда: собрались, поели, попили, помянули и разошлись. Мы соблюдаем только внешнюю форму, исполняем обряд – мы же каждый день едим и каждый день вспоминаем. Что самое главное и важное для покойника? Мы ведь ради покойника собираемся, ради усопшего, значит, наше собрание должно принести ему какую-то пользу. В чем эта польза? Мы забываем, что самое главное – это молитва. Обязательно надо молиться. Есть очень добрая православная традиция: прийти в храм, подать записочку, попросить, чтобы священники на службе помянули этого покойника, помолились за него, чтобы Господь простил ему все прегрешения вольные и невольные, чтобы Господь упокоил его в селениях праведных. Молитва – это самое главное. Даже если у вас нет возможности устроить какой-то обед или подать пищу в память об усопшем, это второстепенно. Самое главное – это молитва об усопшем. Это чрезвычайно важно.

Конечно, есть хорошая традиция в 3-й, 9-й и 40-й день поминать усопших, но очень важно в эти дни (как и каждый день) помянуть покойника, помолиться, чтобы вся Церковь помолилась за усопшего. А потом можно уже устроить и трапезу: и самим подкрепиться, и во время трапезы хорошим, добрым словом вспомнить покойника и пожелать ему Царства Небесного. Хорошая традиция организовывать это заранее, если нет возможности сделать в этот самый день. А молиться нужно всегда, поэтому молитесь и не согрешите.

– Валерий из Нижегородской области: он наркоман и прекрасно понимает, что такая беда существует в его жизни, тем не менее справиться никак не может. Как быть?

– Во-первых, очень важно, что Вы, Валерий, понимаете это. Надо понять, что наркоман, как и алкоголик, как игроман и как любой страстный человек зависим от этой страсти, от любой страсти. Когда мы сегодня говорим о наркомании, алкоголизме, игромании, мы понимаем, что эти страсти на поверхности, они уже настолько стали общедоступными, что, можно сказать, это эпидемия нашего времени. Трудно лечить этих людей, пока они сами не осознают, что наркомания, игромания, алкоголизм – это болезнь. Пока я не пойму, что я болен, я не пойду к врачу. Если я сознаю, что я наркоман и в этом еще получаю какое-то удовольствие, это значит, что во мне бушуют страсти. Если я только понимаю и иду тут же исполнять эту страсть, то никакой пользы от этого нет. Хорошо, когда я пойму, что я болен, что я этой дозой наркотика, или этой рюмкой, или очередной игрой себе наношу страшную рану, свою душу раню, которая долго потом не сможет зажить, а может и вообще погибнуть. Пока я не пойму, что я болен, я не смогу лечить эту болезнь. Вы правильно ставите вопрос: как справиться с этой страстью? Конечно, надо прийти к врачу – к телесному врачу или к духовному врачу – и сказать: «Я болен, помогите мне. Я хочу избавиться от этой страсти, от этой болезни». Есть средства, но, к сожалению, огромное количество людей, которые имеют зависимость от этих страшных страстей, не видят своей болезни. Поэтому они не лечатся, они продолжают удовлетворять эту страсть, подавать ей очередную порцию, дозу и продолжают губить свою душу и тело, нанося и телу, и душе очередную порцию вреда, яда, и рана все больше и больше увеличивается. Поэтому надо обратиться к тем людям, которые помогут вылечиться, обратиться к врачу телесному и к врачу духовному (священнику) и попросить, чтобы они помогли. Это чрезвычайно важно. Самое главное и важное, что у Вас уже есть – это то, что Вы поняли, что Вы зависите от этой страсти. Здесь нужно, чтобы врачи помогали, чтобы сам хотел, и Господь поможет. В этом случае такая комплексная поддержка со стороны людей, Церкви, Бога имеет часто очень хорошие результаты. Хочется пожелать Вам помощи Божией, чтобы Вы, осознав, обратились к врачу и постарались с Божией помощью исцелиться от этого недуга.

– Раиса из Краснодарского края спрашивает: «Пожилые люди, вдовые, живут без регистрации. Не грех ли это?»

– Смотря как живут. Если пожилые люди (или вдовые) создают семью, имеют общее хозяйство, живут и плотской жизнью, то, конечно, это ненормальное явление. Апостол Павел говорил, что если вы оказались в такой ситуации, то, чтобы не разжигаться плотскими страстями, пусть лучше вдова выходит замуж, а вдовец женится. Это нормально. Священники в этом случае совершают таинство Венчания, испрашивают у Бога благословения на семейную жизнь, даже для пожилых людей. Это чинопоследование несколько отличается от того, которое совершается над теми, кто вступает в брак в молодости. Отличается тем, что в молодости просят благословения у Бога на рождение и воспитание детей, а для пожилых людей это отсутствует, но там есть чувство покаяния, напутствие на то, чтобы проводить взрослую жизнь уже в чистоте и праведности. Но самое важное при создании семьи – попросить у Бога благословения на это. Не стесняйтесь прийти к священнику и сказать: «Мы вдовые. Хотим создать семью, хотим жить вместе, помогать друг другу». Те, кто не обращаются к Богу и к Церкви с просьбой святых молитв, а создают нечто аморфное, подобное семейной жизни, – это ненормально. Поэтому обычно в таких случаях происходят самые разные непредвиденные ситуации, и, как правило, это не заканчивается благополучием, а всегда бывают какие-то нестроения.

Есть и другая форма. Мне приходилось встречаться с такими людьми, которые достигли определенного возраста, овдовели, живут по соседству и продолжают вести каждый свое хозяйство, но друг другу помогают. Там о плотской жизни, может быть, уже и речи нет. Если они так помогают друг другу, думаю, что ничего зазорного в этом нет. Я знаю таких людей в многоквартирных домах, которые когда-то общались друг с другом, а потом овдовели и просто помогают друг другу, не вступая в брак, не создавая семью. В этом ничего зазорного нет. Хотя всегда, когда люди создают семью уже в преклонном возрасте, это бывает проблемой для детей, которые сразу начинают подозревать взрослых людей в попытке захватить наследство (квартиру, дом и так далее). Как правило, дети препятствуют созданию такой семейной жизни. Но я думаю, взрослые сами вправе решить, что для них нужно, и, если вы обратитесь к священнослужителю и создадите нормальную семью, испросите у Бога благословения, еще и обвенчаетесь, ничего в этом зазорного нет.

– Вопрос из Краснодарского края от Елены: «Девушка попала в секту, где исповедуют тантрический секс. Была православной, теперь дошла до такого состояния, что просит Бога забрать ее к Себе. Как помочь? Как выручить девушку?»

– Надо этой девушке посоветовать пока не спешить, чтобы ее Господь забрал, потому что если Он ее заберет в таком состоянии, то ей там легче не будет от этого. Вы правильно сказали, что попала в секту, иначе как сектой такое сообщество никак не назовешь. Каждый человек склонен к стремлению найти блаженное состояние, получить радость от жизни. Мы все созданы таким образом, что стремимся к благу. Но верующие в Бога люди говорят, что благо только у Бога и Бог – это всесовершеннейшее благо, и Он источник всех благ. Но не все люди знают путь к Богу и к этому настоящему, подлинному благу. Поэтому есть такие люди, которые как-то духовно разложились, нравственно пали, и они рекомендуют достигать блага или блаженства другим путем. Кто-то говорит, что «достаточно дозы наркотика – и улетел», кто-то говорит: «Рюмашечку– другую – и ты уже в состоянии блаженном». Но на самом деле это не настоящее благо и не настоящее блаженство, потому что заканчивается действие алкоголя или наркотика, или прошел этот тантрический секс и все равно потом появляется неудовлетворение, и опять надо… А поскольку это не подлинное благо, а страсть, грех, то на каком-то этапе он свое действо прекращает и возникает пустота в сознании, в мыслях и в самом человеке. Он опять стремится, но стремится не к подлинному благу, которое только в Боге, вот в чем беда. И подвижники благочестия тоже чувствуют неудовлетворенность: это естественное состояние каждого человека. Вот он молится Богу, стоит на богослужении, получает эту радость подлинную от общения с Богом. Богослужение заканчивается, а потребность у него опять есть. Он опять приходит на службу, опять встает на молитву. Но это подлинное благо, которое дает нормальную жизнь человеку на земле, еще и дает возможность человеку надеяться на вечную блаженную жизнь в Царствии Божием. А эти все страсти ведут только в погибель – погибель и души, и тела. И если Вы сейчас пожелаете смерти этой девушке, которая попала в секту, наверное, рановато будет. Надо принести покаяние, надо принести плоды, достойные покаяния, чтобы, осознав свое падение, свое заблуждение, встать на правильный, спасительный путь. Нужно хоть немного потрудиться, для того чтобы приобрести багаж духовной жизни, какие-то дела добра, любви и милосердия. Это чрезвычайно важно. Поэтому забрать к Богу или перейти к Богу пока рановато. И если сами ускорите этот процесс, то я очень сомневаюсь, что Вы к Богу перейдете. Поэтому следует придерживаться той доброй традиции, которая есть у нас в Православной Церкви: принести покаяние, осознать, что попали в секту, сотворили много недоброго, принесли много вреда своей душе, и исправиться. А там – как Господь управит. Надо все свое упование возложить на Бога. Когда придет время, созреете, тогда Господь Вас и призовет к Себе.

– Благодарю Вас, владыка, за беседу.

– Желаю всем всего самого доброго. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами!

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать