Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 22 сентября

22 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– 21 сентября православные празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Об этом событии ничего не сказано в Евангелии, и его подробности мы знаем из апокрифического текста Протоевангелия Иакова.

Родители Марии жили в Назарете, и там Она родилась. Это был небольшой городок, и в истории он не особо отличился, евреи даже несколько презрительно о нем отзывались, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?» И тем не менее Господь именно из этого города избрал девочку Марию для будущих великих свершений. Почему именно Ее?

– Что касается Назарета и почему даже среди апостолов было такое мнение: «Может ли из Назарета быть что доброе?» (Нафанаил так удивился), то надо понять, что и сегодня ведь есть такое мнение: если это столица, если это Минск или Москва, то это да, это центр! Жители понимают. Точно так же и в те времена: Иерусалим – это действительно город – столица, город предков, город пророков, город царей, а Назарет – какой-то маленький городок. На эту тему есть даже современный рассказ: два человека встречаются, один из приехал из командировки. Первый спрашивает: «Ты где был?» Второй отвечает: «В Париж ездил». «А как далеко это от Бобруйска-то?» «О, это почти две тысячи километров». И житель Бобруйска говорит: «Ох, какая глушь!» Скажите это парижанам! Вот примерно то же самое происходило и тогда. Иерусалим – это столица, а Назарет – маленький городок, где проживало в то время всего тысяча или полторы тысячи жителей. Но, обратите внимание, как тогда, так и сегодня на периферии живут люди, не испорченные цивилизацией, не испорченные таким отношением к самим себе, что «я – житель столицы». Как и тогда, так и сегодня, как и многие столетия после Рождества Христова на периферии как раз и бывают люди неиспорченные, чистые, они живут своей замкнутой, но доброй, хорошей жизнью, не разбалованы цивилизацией, и то, что происходило в Назарете, то, что Господь избрал эту юную Отроковицу, это совершенно неслучайно. Ее родители жили там, и предки, из поколения в поколение живя чистой, непорочной жизнью, смогли передать искреннюю веру в пришествие Мессии, сохранить чистоту жизни. И они надеялись, что в их роде родится Мессия, Спаситель мира. В то время среди иудейского народа считалось, что, если в вашей семье нет детей, видимо, вы ведете греховный образ жизни (хотя внешне это, может быть, и не проявляется), и Господь вам не дает детей, не благословляет, а значит, в вашем родстве не родится Мессия. В иудейской традиции считалось, что у тех людей, у которых нет детей, есть какие-то прегрешения, о которых знает только Господь. Хотя родители Богородицы Иоаким и Анна жили праведной и святой жизнью, у них не было детей. Вот так Господь их вел, воспитывал, видя, что они святой жизни, и от них родилась эта юная Отроковица – Дева Мария, от Которой потом родился Спаситель мира, Христос. Господь вел эту семью и готовил их, видя их праведный образ жизни, и, конечно, для всех нас Рождество Пресвятой Богородицы – чрезвычайно важное событие. Обратите внимание, у нас церковное новолетие по новому стилю 14 сентября, то есть это церковный новый год, и он начинается с первого праздника – Рождества Пресвятой Богородицы.

Почему в Священном Писании в Новом Завете об этом не сказано? Пресвятая Богородица явилась только средством для того, чтобы воплотился Бог. Не Она главное действующее лицо (если можно так сказать), а Иисус Христос, Сын Божий, поэтому в Священном Писании в Новом Завете все внимание обращено на главное действующее лицо – на Спасителя мира, а все остальные этому важнейшему событию в истории всего человечества только способствовали, были какими-то соучастниками. Так что о Рождестве Пресвятой Богородицы мы узнаем только из Предания, из повествования тех, кто был как-то сопричислен этому событию.

– Теперь перейдем к вопросам от зрителей. Анна (65 лет) из Самарской области спрашивает: «В гроб покойнику не постелили простыню, а потом забрали икону. Говорят, что надо перезахоронить. Так ли это?»

– Мы не советуем из-за этого совершать перезахоронение, потому что это не принципиально. Это все внешние атрибуты, которые не имеют принципиального отношения к загробной жизни того человека, которого похоронили. Но на будущее мы советуем приглашать тех людей, которые уже соприкасались с таким явлением, принимали участие в похоронах. Готовясь к похоронам, следовало бы все-таки посоветоваться, как лучше поступить, чтобы потом совесть не обличала. Но еще раз хочу сказать: это не имеет абсолютно никакого значения для души того человека, тело которого похоронили, поэтому не надо совершать перезахоронение.

– Лидия (72 года) из Подмосковья интересуется: что за праздник – отдание Пасхи?

– У нас существует хорошая, добрая литургическая практика отдания не только праздника Пасхи. Есть 12 праздников в году, которые называются двунадесятыми. Двенадцать на церковнославянском языке – «дванадесять». Все эти 12 праздников имеют предпразднество и попразднество – это такие периоды, когда мы готовимся к встрече этого великого праздника, а потом в течение определенного времени (для каждого праздника это разный период времени) мы продолжаем переживать, вспоминать, молитвенно воспевать это торжество во время богослужений или во время домашней молитвы. И потом – отдание, то есть завершение праздника, завершение этого периода.

Один из величайших праздников (он не входит в это число двенадцати) – это Пасха Христова, Воскресение из мертвых Христа Спасителя. Этот праздник продолжается в течение 40 дней до Вознесения Господня, и накануне праздника Вознесения Господня мы празднуем отдание Пасхи, то есть еще раз торжественно вспоминаем, переживаем, прославляем воскресшего из мертвых Христа Спасителя и говорим, что завершается этот период праздника. Потом уже идет предпразднество и сам праздник Вознесения Господня и последующие праздники. То есть отдание – это завершающий этап праздника.

– Галина (76 лет) из Ростова-на-Дону заказала сорокоуст за здравие дочери, а потом узнала, что его заказывают по покойникам. Как теперь быть?

– Никак. К сожалению, те люди, которые трудятся за свечным ящиком, не всегда объясняют, а некоторые, может быть, и сами не знают, но задача священника объяснить тем, кто трудится в храме, чтобы они тоже могли объяснить людям. У нас уже сложилось устойчивое понятие: сорокоуст – это значит поминовение в течение сорока дней. Умер человек и до сорокового дня мы поминаем. Само слово «сорокоуст» больше всего применимо к покойникам. Почему? Потому что по учению нашей Церкви на 40-й день после кончины человека совершается малый Страшный Суд. Это особый период времени – сорокоуст: 40 дней, когда нужно как никогда сделать все возможное, чтобы чаще на молитве вспоминался усопший человек, чтобы Господь простил ему все прегрешения, вольные и невольные, чтобы Господь упокоил его в селениях праведных. И на 40-й день после успения, или кончины, человека совершается малый Страшный Суд и определяется место пребывания человека до Второго Страшного Суда. Так что это слово применимо к покойнику.

Если Вы заказали о здравии, то поминать за упокой этого человека не будут. Но к тем, кого мы поминаем «о здравии», мы не употребляем слово «сорокоуст». Есть другая практика: иногда говорят: «Мы заказали 40 литургий» или «Мы попросили записать на 40 дней «о здравии»». Чтобы не путать, у нас есть такая небольшая разница между поминовением «о здравии» и «об упокоении». Ничего страшного. Думаю, что не будут поминать здоровых за упокой, этого не произойдет. Но имейте в виду, что сорокоуст применителен больше к покойнику, нежели к здоровым и живым.

– Нина из Подмосковья заказала молебен о здравии человека, о котором неизвестно, крещен ли он. Нет ли в этом греха?

– Если Вас этот вопрос волнует, значит, совесть Вам что-то подсказывает, значит, что-то Вы сделали не совсем правильно. Существует уже устоявшаяся практика: в храме принародно мы поминаем крещеных людей, хотя не делаем акцента на некоторых поминовениях. Допустим, каждый день и два раза на день мы молимся о властех и воинстве. Мы же не говорим, что молимся только о крещеных православных вождях и воинах, – нет, мы в целом поминаем всех вождей и воинов, власть имущих. Мы поминаем и молимся, чтобы Господь помиловал и болящих, и скорбящих, и по морю плавающих, и путешествующих, и в темницах сидящих. То есть Церковь обращается ко Господу с просьбой помянуть тех, кто на тяжелых работах и в путешествии, кто у власти и кто занимается вопросами государственного управления.

То, что Вы не узнали, крещен ли он, в будущем есть необходимость узнать. Вы ведь не преднамеренно это сделали, поэтому я не думаю, что это грех. Если Вы сделали это преднамеренно, знали, что он не крещен, и тем не менее заказали молебен, тогда надо прийти на исповедь и сказать, что нарушила или по незнанию это совершила. Если совесть Вас обличает, на исповеди скажите: «По незнанию, по недопониманию совершила это и прошу прощения. Господи, прости! Может быть, не совсем правильно поступила». Чтобы совесть Ваша была чиста.

– Иона из Твери интересуется: какое значение имеет отпевание покойника?

– Чрезвычайно важное значение. Я думаю, что каждый из нас, кто когда-нибудь собирался в дорогу или путешествие, понимает, что надо обязательно подготовиться к походу или поездке в зависимости от того, на какой период времени мы едем. В народе говорят: «Едешь на день – бери хлеба на неделю», ведь не знаешь, что с тобой случится, какая будет дорога. В любое путешествие мы всегда собираемся: посмотрим свои башмаки, переберем свою одежку – возьмем крепкое, хорошее, чистое. Если путь более дальний, то берем с собой еще сменное белье. Берем что-то почитать в дорогу. Посоветуемся, спросим: как дорога – трудна или не трудна, где можно остановиться, то есть мы просим совета, помощи, берем необходимые материальные средства с собой.

Даже в путь отправляясь, мы готовимся к нему, а когда человек переходит в загробный мир, то этот переход овеян особой тайной, которая сокрыта от нас. И мы все прекрасно понимаем, что уже не день, не два, не три, не неделю будет продолжаться путешествие. Провожая в загробный мир, мы говорим, что человек уходит в путь всея земли, возврата на землю уже не будет этому человеку, и, конечно, здесь надо так приготовить душу человеческую, чтобы в вечности она не испытывала никакой нужды или угрызения совести о прожитом земном пути. Мы все прекрасно понимаем, что этот путь может проделать человек только однажды в своей жизни, повторения не будет, поэтому и к смерти готовятся люди. Многие подвижники благочестия рекомендуют умирающему человеку приготовиться к смерти, пережить, всё вспомнить, что сделал не так, не то, какие ошибки были, какие проступки были, то есть надо себя очистить в таинстве Покаяния, постараться сотворить плоды, достойные покаяния. Смерть должна быть осознана, подготовлена; сострадать, перестрадать это надо, продумать все. Но не всегда и не каждому удается это сделать в силу каких-то обстоятельств. Именно поэтому мы совершаем особую соборную молитву об упокоении человека, поэтому мы совершаем отпевание. Перед погребением мы все молимся и просим у Бога, чтобы Господь простил этому человеку все прегрешения, вольные и невольные, и упокоил его в селениях праведных. То есть то, что человек не успел сделать, не успел подготовиться к переходу в загробный мир, то это дополняют родственники, знакомые. Эта молитва отпевания, это чинопоследование и есть общественное молитвенное общецерковное напутствие человека в загробный мир, наше общее церковное ходатайство пред Богом, наша молитва о том, чтобы Господь упокоил душу этого человека в селениях праведных. Чрезвычайно важно для христианина, чтобы это отпевание проходило в храме: человек начинает в храме свою церковную христианскую жизнь в таинстве Крещения, потом и в таинстве Миропомазания и завершает земной путь в храме. И в храме Церковь молится и напутствует человека в загробный мир. Это чрезвычайно важно.

– Любовь из Тюмени обращается с такой проблемой: ее сыну 24 года, и он не знакомится с девушками. Надо ли его знакомить или ждать, что будет?

– Я в таких случаях говорю, что я не бабка-гадалка, я не знаю и не могу что-либо предсказать ему. Раз не знакомится, значит, еще не созрел или не нашел ту вторую половину, с которой можно было бы связать свою жизнь. Я не думаю, что надо как-то этому содействовать. Если Вы будете этому содействовать, вдруг потом что-то не сложится, он потом будет Вас обвинять и говорить: «Вот навязали вы мне, а у меня ничего не получилось». В таких случаях я всегда вспоминаю свою маму, когда у меня тоже вставал вопрос, как мне быть: жениться или уйти в монастырь. Я ее спрашивал: «Мама, как ты думаешь, как мне поступить?» Она мне мудро сказала: «Сам, сынок, выбирай, ты уже взрослый человек. Какой выберешь путь, я тебя на этот путь и благословлю». И у меня теперь нет повода в чем-то маму упрекнуть, потому что сам выбрал путь. А мамино благословение есть. Так и здесь. Думаю, что или не созрел, или не нашел ту половину, с которой смог бы и захотел бы связать свою жизнь.

– Владимир из Краснодарского края интересуется: можно ли венчаться беременным женщинам?

– Конечно, молиться и венчаться можно. Но, наверное, здесь вопрос несколько иной. Обычно мы говорим: тем молодым людям, которые хотят создать семью, необходимо получить благословение Божие. Это чрезвычайно важно. Я вспоминаю одного из священников, который, вспоминая свою прожитую жизнь, говорил о том, что зачатие ребенка – это особое таинство. Оно не святое таинство, как принято говорить в Церкви, но это таинственное деяние, через которое происходит жизнь: рождается человек и рождается душа человеческая. Он говорит: «Перед каждым зачатием младенца мы с матушкой совершали молебен, просили у Бога, чтобы Господь благословил, мы хотим родить ребеночка. И все наши 11 ребят, которые родились, до сих пор живы, крепкие, мужественные, и все здоровы. Слава Богу! Особое есть благословение Божие».

У нас благословение Божие воспринимается как-то второстепенно. Мы в нашей жизни, к сожалению, обращаемся к Богу, как в народе говорят, только «когда нас жареный петух клюнет», когда безвыходная ситуация, тогда следует к Богу обратиться. Но это неправильно. Если мы хотим, чтобы у нас жизнь была добрая, хорошая, счастливая, благополучная, то, конечно же, надо обращаться к Источнику жизни – Господу, точно так же, как мы к родителям в самом раннем возрасте обращаемся, потому что понимаем, что мама и папа – это наш источник жизни, они нас и накормят, и оденут, и обуют, они дадут нам все необходимое для жизни. Вот таким Источником жизни для человека является Бог, именно поэтому существует хорошая, добрая практика: всегда перед началом доброго дела мы просим Бога, чтобы Господь нас благословил, дал нам все необходимое, чтобы помог осуществить задуманное дело. И, конечно, завершив дело, мы благодарим Бога.

Конечно, молиться и совершить таинство Венчания нужно, хотя надо было раньше об этом просить. Но думаю, что даже в этом случае и в этот момент не поздно сказать: «Господи, вот так получилось. Теперь благослови, Господи! Будем стараться на будущее всегда заранее испрашивать благословение и будем надеяться на то, что Ты, Господи, будешь нам помогать». Думаю, что ничего страшного нет, можно совершить Венчание.

 

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать