Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 20 октября

20 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– По традиции первый вопрос от нашей программы: несмотря на кажущийся прогресс, современная цивилизация становится все более жестокой. Наверное, лишь христианство говорит о милосердии. А что такое милосердие в современном мире?

– Сегодняшняя ситуация действительно очень сложная. Я думаю, что каждый, кто обращает внимание на историю жизни человека на земле, начинает понимать, в каких сложных условиях мы живем. То, что сегодня Вы затрагиваете вопрос о милосердии, не случайно, это действительно чрезвычайно важная тема. Когда смотришь новости по телевидению, узнаешь от людей, что происходит вокруг, просто жуть одолевает! Что происходит? Почему? Ответ очень простой. Об этом говорил когда-то Христос Спаситель: «Наступят времена тяжкие… во многих охладеет любовь». Обратите внимание, сегодня с экранов телевизоров, в кинофильмах, которые мы очень увлеченно смотрим (особенно дети и молодежь), пропагандируется и культивируется одно – потребительское отношение к миру. Эгоизм ставится во главу угла. Христос Спаситель, отвечая на вопрос юноши, что ему необходимо сделать, чтобы спастись, ответил: «Первая из всех заповедей: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, всею крепостью твоей… Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Любовь была, есть и будет в основе всей нашей жизни. Именно о ней говорил Христос – любите ближних, как самого себя. В Евангелии красной нитью проходит эта мысль о любви к Богу и ближнему. А в нашей жизни культивируется совсем другое – любовь к самому себе, своему эго. Отсюда происходит и все остальное – и жестокость, и зависть, порождающая желание приобрести чужое неправедным путем, и мысль – прожить эту земную жизнь так, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (хотя это утверждение может иметь и христианский оттенок – не терять время даром, заниматься делами добра, любви, милосердия). Для людей, не верящих в Бога, загробную жизнь, основа всего – это жизнь земная, и прожить ее надо так, чтобы взять от нее все. Всё мне – любимому! Отсюда и происходит утрата любви. Сегодня действительно очень не хватает доброго, милого сердца. Такого, как в евангельской истории о человеке, попавшем в руки разбойников на пути из Иерусалима в Иерихон, когда нашелся один добрый самарянин, имевший милое сердце и проявивший любовь и сострадание к этому человеку. Многие евангельские сюжеты, притчи и истории могли бы стать примером для подражания, для нашего современного мира, в котором так не хватает милого сердца! Посмотрите, что сегодня происходит на Ближнем Востоке, в нашей братской Украине, в ситуации с беженцами! Там нет любви! Врагу рода человеческого дьяволу и слугам его удалось расшатать ситуацию не только во многих ближневосточных, но и европейских странах. Действительно охладела любовь в сердцах людей: вражда и ненависть повсюду, междоусобицы и войны, которые, слава Богу, мы видим пока только со стороны, не у себя на родине, но все равно переживаем за гибель людей. Они гибнут лишь потому, что их повели не по правильному пути, сбили с правильной дороги; они не имеют ясного и четкого ориентира в своей жизни. Для нас, христиан, этот ориентир – Евангелие, призыв Христа Спасителя любить Бога и ближнего, как самого себя, и обращать свое милое, доброе сердце к каждому, кто нуждается в заботе и внимании.

– Благодарю Вас за ответ, владыка. Переходим к вопросам наших зрителей. Первый вопрос от телезрительницы из Карачаево-Черкесии. Ее зовут Виктория, она крещеная, но ни она, ни крестная не помнят, с каким именем ее крестили. Как быть? Как причащаться? Существует ли в православии имя Виктория?

– Да, существует. Имя Виктория в переводе на русский язык означает «победа». Есть у нас святая Виктория, Ваша небесная покровительница, память которой празднуется 30 ноября по новому стилю. Поэтому, ничтоже сумняшеся, подходите, причащайтесь и называйте свое имя – Виктория.

– Следующий вопрос от телезрительницы из Самары. Муж верующий, но страдает пьянством, перед каждой рюмкой крестится и выпивает. Как ему помочь избавиться от этой пагубной страсти?

– Да, действительно тяжелое положение. Единственное, что из этого вопроса обнадеживает, так это настроение Вашего мужа: перед каждой рюмкой он крестится. А Вы бы посоветовали своему супругу, чтобы он перед каждой рюмкой крестился и говорил: «Господи, помоги мне избавиться от этой напасти» – и ставил бы рюмку обратно. Вот это была бы польза! Пьянство, винопитие приводят к очень тяжелым последствиям – они разрушают внутренний мир человека. Вообще эти страсти, будь то пьянство, или наркомания, или новая зависимость – игромания, приводят к тяжелейшим последствиям. Хотя на первый взгляд в игромании вроде бы ничего такого и нет, развлекаешься себе – и всё. Или что такого – ну, выпил немного, ничего ведь страшного. Но все начинается с простого, а заканчивается полной деградацией человека. Надо постараться сделать все возможное для того, чтобы избавиться от этой зависимости. Молитесь за него. Но, наверное, и самому человеку надо стремиться избавиться от этой страсти. Ведь впоследствии она перейдет в порок, потом станет вторым «Я», войдет в плоть и кровь человека. Но самое печальное, что люди, которые заражены этой страстью, не понимают, что они больны. Пока мы этого не поймем, нам очень сложно будет избавиться от этого порока. Я иногда беседую с людьми, которые очень сильно зависят от этих страстей, но попробуй скажи пьянице или наркоману, что он больной человек, да вы что! Он здоровый! «Это вы все больные, а я здоровый, – часто говорят они, – мне бы еще рюмашечку (или дозу очередную), и тогда все будет совсем хорошо». На самом деле это болезнь. И как любой грех – рана на душе человека. Эти страсти отражаются не только на душе, но и на теле человека. Человек деградирует и душой, и телом. Поэтому надо осознать, что это болезнь, и начать срочно избавляться от нее. Только осознав это, человек будет стремиться попасть к врачу. Как, например, в случае с человеком, сломавшим руку или ногу, когда он просит своих близких помочь ему дойти до больницы, так и здесь – самое важное понять, что ты болен и нуждаешься в лечении. И тогда общими усилиями, с помощью близких людей, благодаря их молитвам, стремлению самого человека можно будет избавиться от недуга.

– Следующий вопрос из Москвы: «В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит: «Я пришел разделить человека с отцом его...» Как понимать эти слова?»

– Прежде всего надо учитывать, что Христос Спаситель говорил эти слова 2000 лет тому назад. Тогда они имели свой акцент, который нами, живущими в XXI веке, не всегда ощутим. Для современников Иисуса Христа эти слова были понятны, у них не возникало никаких вопросов, а сегодня, с течением времени, понимание того, о чем говорил Иисус Христос, изменилось, смысл Его слов (переведенных, казалось бы, на русский язык) стал для нас непонятен. Но Христос Спаситель принес такое учение, которое на самом деле доступно и понятно каждому человеку. Он пришел и просто сказал, что есть грех. До этого все жили, не тужили и не считали что-то грехом, а тут вдруг оказалось – грех! Оказалось, что состояние, в котором находится человек, ненормальное. Христос Спаситель принес Евангелие, Благую Весть о спасении и сказал, что это – белое, а это – черное. Его учение как раз и есть тот меч обоюдоострый, который дает человеку возможность понять, что есть добро, что – зло; тот меч, который разделяет добро и зло. Раньше жили, ссорились, ругались и считали, что это нормальные явления, а сегодня оказывается, что это ненормально, что это вражда! Христос Спаситель принес меч – веру в Бога и новое учение, и если человек пойдет по этому пути, со злом он уже уживаться не сможет. Он должен будет идти по этому евангельскому пути, который ведет только к добру. Сегодня те, кто не согласился с учением Христа, так и остались жить во зле. Вот и происходит разделение. Кто-то прислушался к Его словам, Его проповеди и пошел за Ним, а кто-то не прислушался. Этот чисто символический меч вовсе не указывает на то, что Господь пришел для того, чтобы всех перессорить, – нет! Он пришел для того, чтобы всех спасти – указать спасительный путь и повести по нему. Но кто-то согласился и пошел по этому пути (даже целыми семьями, с детьми; они все прислушались к призыву Христа Спасителя, покаялись и принесли плоды, достойные покаяния), а кто-то не согласился, тем самым отделившись от тех, кто пошел за Христом. Наверное, так…

– Спасибо, владыка. Следующий вопрос от телезрительницы из Гродно: что можно сказать тем молодым людям, которые уезжают за границу жить и работать?

– Вы ведь знаете, что я много лет прожил за границей – восемнадцать с половиной лет моей сознательной жизни я провел там и, конечно, видел людей, которые покинули свои насиженные, родные места и уехали на заработки в другие страны. Мне приходилось встречаться со многими из них, и, поверьте, я очень хорошо знаю, насколько тяжела их жизнь. Как сыр в масле они не катаются. Жизнь в эмиграции – это сложнейшее испытание. Конечно, если родители переезжают с детьми и дети с самого раннего возраста растут уже в новой обстановке, это одно. Дети сразу начинают общаться со своими сверстниками, быстро понимают окружающую обстановку и встраиваются в новую жизнь, принимая условия жизни той страны, куда они приехали. А вот для родителей, взрослых людей, переезд этот очень тяжел. Вы знаете, сложно бывает, даже когда кто-то переезжает из города в город в своей стране (меняются друзья, знакомые и так далее), но поменять страну, культуру, язык, традиции!.. Это чрезвычайно сложно. Поэтому всегда, когда вижу эмигрантов, я испытываю к ним чувства сострадания и сожаления о том, что они были вынуждены переехать. Ведь, как правило, люди переезжают в другую страну не от хорошей жизни.

Задумываясь о переезде, люди прежде всего должны знать, что столкнутся с очень большими проблемами и трудностями, и поэтому, прежде чем принять такое решение, пойти на такой шаг, надо очень и очень серьезно подумать. Без поддержки друзей, родственников проблем будет очень много, и к этому нужно быть готовыми. Но как в народе говорят: рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Людям свойственно переезжать туда, где (как они считают) им будет лучше. Я могу только пожелать всем помощи Божией и терпения, терпения, терпения. Я знаю очень многих людей и в Соединенных Штатах Америки (где мне довелось находиться в течение восьми лет), и в Израиле (где я прожил семь лет), которые кончали жизнь самоубийством из-за того, что не находили выхода из создавшегося положения, оказывались в тяжелейших материальных условиях. Как правило, многие семьи остались живы только благодаря тому, что нашли православные храмы Русской Зарубежной Церкви. Я знаю одну такую семью – муж с женой и сыном переехали из Москвы в Нью-Йорк. В Москве они жили в хороших условиях: квартира на Коломенской набережной, свой бизнес, жили в достатке, так что переезжали вроде бы с деньгами. Но, приехав в Америку, не смогли найти там работу и вначале, пока хватало денег, снимали номер в гостинице. Потом, когда денег перестало хватать, пришлось снимать какое-то частное жилье, но вскоре денег перестало хватать и на него. Стали жить на улице в картонных коробках, собирали жестяные баночки из-под кока-колы или пепси-колы, опускали их в специальные приемники и получали по пять центов. А потом уже и этого стало не хватать, и пошли они на берег реки свести счеты с жизнью. Вот так вместе вся семья и шла, а пока шли, вдруг увидели крест на церковном куполе и, как потом они мне рассказывали, говорят: «А давай зайдем, крест, кажется, православный!» Зашли в наш Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке и встретили людей, говорящих по-русски, таких же эмигрантов, с такими же проблемами! Побыли на службе, пообщались и потом, вы знаете, говорили, что наш храм святителя Николая спас от смерти всю их семью. Они увидели таких же страдальцев, как они сами, людей, покинувших свое Отечество, и стали приходить в храм. Нашли себе друзей, единомышленников; им помогли устроиться на работу, и так вот выправилась их жизнь. И таких семей много. Храм православный – это, знаете, как островок, маяк в жизни вообще каждого человека, а уж в жизни эмигранта это действительно спасительный маяк! Здесь люди находят единомышленников, но самое главное – здесь они молятся Богу, да так усердно, как не молились, наверное, никогда. И Господь помогает этим людям. Поэтому рекомендую в таких ситуациях прежде всего найти православный храм.

– И последний вопрос, из Липецкой области: «Говорят о пяти внутренних чувствах человека, что это такое?»

– Ничего необычного или сверхъестественного здесь нет. Просто, изучая человека, и психологи, и те люди, которые занимаются самопознанием, начинают понимать, что в каждом из нас есть особые Божественные дары, которыми Господь наделил каждого человека. Какие это дары? Это наши пять органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Эти дары Божьи необходимы каждому из нас для того, чтобы мы могли ориентироваться в этой земной жизни; могли правильно жить, правильно питаться, знать, куда идти и чем заниматься. Так что это обычные человеческие свойства, дары Божьи. Поэтому мы всегда должны благодарить Бога за то, что Он наделил нас не только разумом, но и этими чувствами, с помощью которых человек живет на земле.

 

Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать