Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 18 августа

18 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– 19 августа празднуется Преображение Господне, и в этом событии содержится для нас очень много символов. Скажите, пожалуйста, о чем они нам говорят?

– Преображение Господне — это замечательный и необычный праздник. Я думаю, что каждый, кто читал Священное Писание, кто знаком с историей, происходившей в те дни в Иерусалиме, конечно же, знает, что это было связано с Иисусом Христом и Его апостолами. И надо сказать, что евангелисты повествуют о том, как однажды Христос Спаситель, беседуя со Своими учениками, сказал им: «Есть некоторые из здесь присутствующих, которые, еще не вкусив смерти, увидят славу Божию». Но вот эти слова в то время не вызвали у апостолов, возможно, никаких особых эмоций, а после этого разговора по прошествии шести дней Господь берет с Собой троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна — и идет с ними помолиться на гору Фаворскую. И вот во время молитвы, как повествуют евангелисты, Он преобразился, а точнее сказать, показал ученикам Свое Божественное достоинство. Это не было спектаклем или перфомансом, нет! Господь открыл им Свою Божественную сущность. Апостолы увидели, что лицо Его просияло, как солнце, одежды Его сделались белы так, как даже белильщик на земле не может выбелить белье: белее снега были одежды Спасителя. Его ученики, конечно, ужаснулись сначала, но потом увидели, что Он беседует с пророками Илией и Моисеем о скором исходе Иисуса, то есть о завершении Его жизненного пути, о Его предстоящем подвиге. Апостолы находились в таком блаженном состоянии, что даже не знали, что сказать, и лишь Петр нашелся и произнес: «Господи, как хорошо нам здесь быть! Давай сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илие». Он даже не подумал о себе и своих собратьях, настолько было ему хорошо, и, высказав то, что у него было на душе, он не хотел, чтобы это блаженное состояние прекращалось. И апостолы услышали голос из облака, сказавший им: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте». Потом, когда прошло это состояние, ученики никого не увидели, только Иисуса. Когда же они спускались с горы Фаворской после молитвы, то Христос Спаситель заповедовал им до времени никому об этом рассказывать, что апостолы и сделали. И это было действительно чрезвычайно важно, потому что пройдет совсем немного времени и Христа, молящегося в Гефсиманском саду, арестуют воины, посланные по указанию первосвященников, а потом Его осудят и предадут самой страшной смерти. Только потом апостолы поймут, что это было не просто так: неслучайно Его взяли воины, неслучайно Его предали смерти. Никакой случайности здесь нет! Они поняли, увидев это Божественное достоинство в Иисусе, что Он действительно Сын Божий, Он Бог. Это было чрезвычайно важно. Они поняли, и Церковь до сих пор исповедует то, что именно ради этого и пришел на землю Христос Спаситель, чтобы изменить, преобразить весь человеческий род, всю человеческую природу.

Конечно, рассуждая о Преображении Господнем, мы можем вынести много полезного, доброго, важного, нужного из этого события. Во-первых, то, что Господь не просто где-то молился (ведь можно было бы и у подножия Фаворской горы помолиться), а почему-то поднялся на ее вершину. В этом заключается глубочайший символ для нас. Тот, кто бывал когда-то на Фаворе, знает, что туда даже машина с трудом проходит, потому что это очень высокая гора, хотя сейчас там по всему маршруту уже проходит асфальтированная дорога. А представьте себе, что две тысячи лет тому назад там не существовало никакой дороги, были труднопроходимые места, лес и как тяжело было туда забираться! Какой труд, какой подвиг они совершили, восприняли, а ради чего? Господь показал нам тем самым, что, для того чтобы пообщаться с Богом, нужен труд. Он вместе с апостолами поднялся на эту высокую гору, чтобы помолиться Своему Отцу и Богу нашему, и если мы хотим действительно иметь настоящее и искреннее общение с Богом, то и нам надо трудиться. Молитва — это тоже подвиг, и именно в ней, во время общения с Богом, произошло Преображение Иисуса Христа. Нужно сказать, что и апостолы, восходя на гору Фаворскую, тоже потрудились вместе с Господом, но, к сожалению, они настолько устали, их тела были так немощны, что они в таком утомлении немного даже задремали. А Христос Спаситель дал нам всем очень хороший урок: для того чтобы общаться с Богом, надо трудиться. Трудиться и молиться, молиться и трудиться! Только в этом случае Господь и нам будет открывать Свое Божественное достоинство и мы будем получать все необходимые блага от Бога для нашей жизни, эту Божественную энергию, благодать для своего духовного совершенствования. Так что праздник Преображения Господня — это действительно торжество Бога и очень хороший призыв для всех нас к труду и молитве.

– Владыка, простите, а все-таки почему Господь преобразился только перед Своими учениками, а не перед массой людей, и даже запретил им потом рассказывать об этом?

– А Вы обратили внимание, что Он даже не всех апостолов взял с Собой? Почему же не всех? Во-первых, Он прекрасно знал, что среди них есть предатель, и если, к примеру, Он взял бы одиннадцать учеников, но не взял бы Иуду, то сразу бы сказали: «Вот видите, кто предатель!» Да и мы с вами тоже могли бы Его упрекнуть и сказать: «Господи! Как Тебе было хорошо! Ты же всех знаешь, Ты же прозорливый, Господи, а нам ведь так тяжело жить на земле! Вот Ты взял с Собой лучших, а Иуду не взял, а как же нам определить, кто среди нас хороший, а кто предатель, Иуда?» Но даже и в этом Господь не дал нам повода Его упрекнуть, поэтому-то и взял только троих учеников, и у других апостолов не было никакого подозрения. Господь так все распределял, чтобы не дать никому даже повода Его упрекнуть в предвзятости. Он ждал от всех и от каждого добровольного согласия, желания служить Богу, и апостолы Петр, Иаков и Иоанн были ближайшими и самыми преданными учениками, они никому не завидовали. Так что это не вызвало никакого недоумения у других апостолов: бывало, Он ходил молиться и раньше. Конечно, было очень важно не разглашать об этом событии до определенного времени. Вы вспомните момент, когда Христос Спаситель шел в Иерусалим, то ведь примерно в то же время Он сказал Своим ученикам: «Мы сейчас входим в Иерусалим, и настанет время, когда Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки разбойников. И предадут Его смерти, и умертвят Его, и воскреснет Он». А апостол Петр принялся говорить: «Господи, давай не пойдем! Лучше остаться живым, не делай Ты этого!» Господь же ответил ему: «Отойди от Меня, сатана. Ты Мне соблазн!» Конечно, они могли бы этого избежать, но ведь Он ради этого пришел на землю, и поэтому если апостолы после Преображения пошли бы и всё всем рассказали, что это и есть Сын Божий, что это наш Царь, Господь, то, может быть, кто-то и испугался бы, кто-то из воинов не пошел бы на это преступление, и, возможно, могло бы что-то измениться, но Господь сказал: «Ради того Я пришел на землю, чтобы весь род человеческий избавить от греха и смерти и спасти человечество».

– Да и все народы Он не смог бы туда пригласить...

– Да, Господь даже всех апостолов не позвал с Собой, но пригласил тех, кто уже на то время был способен увидеть Его Божественное достоинство. Конечно, после сошествия Святого Духа на апостолов, когда они уже обратились и получили эту Божественную благодать Святого Духа, то стали находиться все примерно на одном уровне духовного совершенства, но их преобразила она (благодать) уже после Пятидесятницы. А здесь ученики были каждый развит в свою меру: кто-то сомневался, кто-то был готов больше, кто-то меньше... А представьте себе, если бы Господь взял всех двенадцать, то Иуда вообще ничего не увидел бы, потому что грех настолько помрачил его сознание, что он оказался бы к такому не способен, и, может быть, он стал бы еще большим богоотступником. Но Господь взял только тех, кто на тот период времени был способен увидеть Его Божественное достоинство. Так что все было промыслительно, просто мы не все осознаем и понимаем.

– Но для этого и существуют праздники, чтобы мы понимали.

– Да.

– Благодарю Вас, владыка! Перейдем теперь к вопросам наших зрителей. Телезрительница из Подмосковья спрашивает: «На Украине сейчас гибнут люди. Почему Бог допускает такое злодеяние?»

– А почему Бог допускает? Причем здесь Бог? Может быть, этот вопрос и уместен для размышления, но Господь-то тут причем? Разве Он убивает людей? Совсем нет!

– Телезрительница, может быть, считает, что Он одним разом мог бы все взять и прекратить... Как в Преображении: Он же мог всем показаться – и все бы поняли.

– Да, но не всем это было бы понятно: кто-то был готов, кто-то нет, а кое-кто, наоборот, стал бы более ожесточенным. Это не только Украины касается – это касается всех проблем. К сожалению, очень много людей, которые о Боге вспоминают только тогда, когда их жареный петух клюет, как говорят в народе. Часто им нужен козел отпущения. Ведь совершенно неслучайно в Ветхом Завете была такая практика: ежегодно из всех стад выбирали худшего козла, непригодного к жизни, выводили в центр города и каждый житель подходил к животному, изливая все, что у него накипело за год, на этого козла, пиная его: «У меня дом сгорел!» — «А у меня с работой не получилось!» — «Ах, у меня неурожай! Это ты, козел, виноват!» Так, в конце концов все свои грехи, все свои недоумения и весь свой гнев люди выплескивали на этого козла, а после этого его выгоняли за город, отпускали в пустыню, к диким зверям, потому-то он и назывался козлом отпущения. В Ветхом Завете нужно было выпускать пар у людей; они думали, что таким образом сорвали свое зло на этом козле, а значит, сейчас у них все будет хорошо. Но на самом деле это никуда не уходило, и на следующий год все повторялось сначала. Ветхозаветные люди просто не могли вместить в себя, что виноват-то не козел в том, что неурожай, что какие-то проблемы в семье, дома, а виноват сам человек. Ветхозаветный человек не мог этого осознать до тех пор, пока не пришел Спаситель мира и не принес Евангелие, то новое учение, которое открыло человеку внутреннее содержание. Теперь уже я начинаю понимать, что не окружающие виноваты в моих каких-то неудачах, а я сам. Понимаете? Вот это чрезвычайно важно! А сегодня очень многие люди в Бога-то не верят, а если и верят, то как-то размыто: «Где-то как-то что-то есть... Какое-то существо...» То есть для них это только имя или название. И причем здесь Бог, когда происходит какое-то кровопролитие? Кто кого гонит? Кто кого убивает? Кто кого насилует? Сами люди! Господь нам дал закон, дал пророки, дал и Священное Писание, и поэтому если мы хотим, чтобы у нас все было хорошо, то надо исполнять этот закон — закон Божий, закон гражданский. Разве в заповедях сказано, чтобы убивали друг друга?

– Не убий!

– Конечно, не убий. Не возжелай у ближнего чего-либо. Не укради. Не прелюбодействуй. Вы посмотрите, ведь все обращено к тому: не делай этого, и тогда по отношению к тебе другие люди тоже делать этого не будут, а значит, ты будешь жить в мире, согласии и благоденствии. Бога можно было бы обвинить в том, что сейчас происходит на Украине, если бы Он сказал: «Убей этого!» В Ветхом Завете было такое понимание и Божие установление: око за око и зуб за зуб, но тогда был настолько примитивный человек, что он другого не понимал. К примеру, для ветхозаветного человека ситуация, когда я кого-то бью по физиономии – нормально, а вот когда меня бьют, то это уже неправильно. Тогда люди не понимали духовно-нравственных ценностей, не знали другие принципы жизни, и сегодня, когда мы говорим о том, что происходит на Украине, то все это из-за корыстных целей тех, кто стремится только к удовлетворению своих страстей, своих материальных запросов: все мне мало, мне больше надо всего – золота, драгоценностей, денег, чтобы жить «достойно». Страсть, зависть, похоть очей и гордость житейская всегда были основанием для военных действий, походов, насилия над другими людьми, так что Бог здесь совершенно ни при чем. Другое дело, если бы мы все обратились к Нему и попросили, чтобы Господь нас вразумил, наставил на спасительный путь, примирил нас, но, до тех пор пока мы сами не примиримся в своем сознании, ничего в окружении изменить не получится. Просто у кого-то есть оружие, и он его использует, а у кого-то нет.

Как-то ехал я с одним человеком в машине. Мы с ним беседовали, и если кто-то нарушал правила или его «подрезал» на дороге, то он от злости готов был разорвать этого водителя, хотя, казалось бы, с какой стати. Я ему сказал: «Знаете, мы осуждаем Наполеона, татаро-монгольских ханов, фашистов, которые приходили и убивали людей, но посмотрите, какой гнев вызывает у Вас то, что кто-то не пропустил, «подрезал» или переходит дорогу тогда, когда Вы опаздываете! Так что, если у Вас был бы автомат, то Вы тут же расстреляли бы тех, кто Вам помешал?» Он мне ответил: «Да, расстрелять их всех надо!» Злоба, жуть какая-то в каждом человеке живет! Разве это нам Господь дал? Нет! Хотя гнев как качество человеческой природы присутствует в каждом из нас. Господь нам его дал, и это тоже дар Божий, но мы его неправильно используем: нам надо гневаться на самого себя, на грех, на то, что нас влечет или направляет ко злу. Мы должны весь свой гнев направить на это зло и искоренить его внутри себя. Гнев — дар Божий – мы неправильно употребляем, так же, как и любовь, тоже дар Божий. А как мы ее порой используем? Любим поесть, повеселиться, развлечься... Разве это Божественная любовь? Вовсе нет! Мы извращаем даже любовь, мы все извращаем, поэтому не Бог виноват. И если Господь начнет, скажем так, все пресекать, то не мы, так другие будут говорить: «Вот я хочу навести порядок, а Ты, Господи, не даешь мне этого сделать!» Господь все нам дал для нормальной жизни, нужно лишь правильно употреблять все Его дары. А Господь ни в Украине, ни в других каких-то случаях совершенно ни при чем, просто мы дар Божий используем в своих корыстных целях, а потом еще пытаемся и Бога во всем этом обвинить.

– Телезрительница из Ростовской области спрашивает: «Почему евангелист Матфей называет Иисуса Христа Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым?»

– Очень интересные мысли есть у пророка и царя Давида-псалмопевца. Он же говорит: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». А мы себя тоже иногда называем детьми Адама, потому что мы все произошли от Адама. В Ветхом Завете была еще вера в пришествие Мессии, и поэтому люди понимали, высчитывали и надеялись, что в их родстве, от их колена произойдет Мессия. А евангелист Матфей очень образно рассказал о том, что Иисус Христос — это Сын Авраама, Сын Давида. Конечно, это сказано не в прямом смысле, что это такое плотское происхождение от Авраама, Исаака, Иакова и Давида, но Он действительно имеет преемство, и Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Это Наследник тех людей, которые надеялись, верили в пришествие Мессии. Из поколения в поколение передавалась вера, надежда в то, что именно в их поколении родится Спаситель мира, Мессия. И это произошло. Так что это образное выражение, но ни в коем случае не прямое.

– Телезрительница из Архангельской области спрашивает: «Предстоит радостное событие: внучка ждет ребенка. Кому надо молиться, чтобы роды прошли успешно?»

– Мы всегда говорим, что, конечно, в первую очередь нужно молиться Господу Богу, а Он все знает, Он наш Творец, Промыслитель, Создатель. Мы к Нему обращаемся, и Он все сделает, для того чтобы наша жизнь на земле была благочестивой, а мы все жили здраво, мирно, да еще сподобились бы войти в Царствие Небесное. Конечно же, в таких случаях мы обращаемся и к Матери Божией, потому что Она родила Своего Сына и Бога нашего Иисуса Христа, и Ее роды прошли совершенно не так, как у всех людей: Она родила безболезненно, поскольку это был действительно Богочеловек. Пресвятая Дева, как Матерь рода христианского, прекрасно понимает наши скорби, печали, особенно то, что касается каждой матери. Она наша очень Надежная Молитвенница и Небесная Мать, поэтому Она будет нам помогать. Главное – молитесь!

– У телезрительницы из Татарстана проблема: ее православная мама вышла замуж за мусульманина, а когда она умерла, то ее похоронили по исламскому обычаю. Телезрительница спрашивает: «Можно ли ее отпеть заочно в православной Церкви и читать за нее Псалтирь?»

– Вы не сообщаете о том, отказывалась ли Ваша мама от православия или нет. Понимаете, конечно, можно за нее и помолиться, и заочное отпевание заказать, но вот будет ли это ей на пользу, вот в чем вопрос! Если человек вдруг споткнулся, ушел в какую-то секту или другое исповедание, но если он не отказывался принципиально от Бога, от Церкви, от православия, то Крещение, что называется, не смывается чем-то другим. То, что Вашу маму похоронили по мусульманскому обычаю, так это Ваши родственники верили в того, в кого верили, и поступили по своим традициям. А если она сама отказалась от православия и приняла по идеологическим, религиозным соображениям ислам, то тогда даже бесполезно совершать над ней православные молитвословия. Хотя, конечно, молитва о покойниках сегодня вполне уместна: каждому усопшему нужны молитвы, такое вот заступничество, помощь со стороны живых. Вам надо просто узнать, приняла ли Ваша мама мусульманство или нет. Если она приняла ислам, то официально в храмах мы не можем поминать, молиться за нее. Ну а Вы, конечно же, молитесь, поминайте ее; как дочь, вполне можете просить за нее: «Господи, упокой ее там, где Ты считаешь нужным, полезным и спасительным».

– Телезрительница из Вологды задает вопрос: «Обидела человека. Нужно ли каяться в этом грехе, если уже попросила прощения и примирилась с тем, кого обидела?» То есть она считает, что уже искупила свой грех.

– Это очень хорошо, если Вы примирились и попросили прощения у этого человека, но суть-то вопроса заключается не совсем в этом. Если Вы поссорились, значит, у Вас где-то «корешок» остался, злоба осталась, и она, возможно, не на этом человеке, а на ком-то другом проявится. Поэтому наша задача – искоренить не просто вот эти побеги, ветки, а сам корень этой злобы. Надо просто оглянуться, посмотреть, войти вовнутрь своих мыслей, понять, в чем причина этого раздора, ссоры, которая произошла. Вот и все. Да, во мне живет злоба. Господи! В каждом из нас живет этот грех, и наша задача – искоренить сам грех, а не только его последствия. Вы их устранили верно: попросили прощения, примирились, но зло-то осталось, а из-за него можно с кем-то другим поссориться. Надо научиться вот это зло, которое есть в каждой испорченной природе человека, все время пресекать на корню так, чтобы оно никак не проявлялось во мне, и вот в этом заключается наша задача.

– Телезритель из Ставропольского края спрашивает: «Не мешает ли употребление в пищу мяса духовному росту человека? Как быть с вегетарианством?»

– Апостол Павел очень интересно и правильно сказал: «Пища не приближает человека к Богу и не отдаляет от Него». Так что еда сама по себе не может быть целью, средством приближения или удаления от Бога, а вот мое отношение к ней может быть таким препятствием. Надо воспитывать себя так, чтобы мы, вкушая пищу, жили, как говорят, не ради нее, а чтобы еда давала жизнь нам. Пища в организме человека так переваривается, что она дает нам энергию для жизни тела. А когда я живу только ради еды, то это уже извращение принципов жизни человека, отсюда появляются и гортанобесие, и чревоугодие, и разные другие страсти человеческой природы. Наша задача не ставить во главу угла пищу. Еда — это средство, которое нам нужно для жизни, поэтому-то апостол Павел и сказал: «Пища нас не приближает к Богу и не удаляет от Него». Пристрастие к еде, к вещам может быть одним из серьезных препятствий к спасению и со временем так развиться, что наступит момент, когда ради этого мы сможем отказаться и от самого главного. В этом существует большая опасность. Так что те, кто употребляет вегетарианскую пищу, пожалуйста, ешьте ее, но не имейте к ней пристрастия, точно так же, как и те, кто ест мясо. У нас сложилась такая практика в жизни Церкви, что есть многодневные и однодневные посты, и вот такое чередование пищи, даже внешнее, вносит разнообразие в жизнь человека, и при этом наш организм вполне комфортно себя чувствует, если, конечно, все правильно употреблять.

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать