Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 17 февраля

17 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- Так называемый глава Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет (Денисенко), будучи в Америке, просил обеспечить украинскую армию новейшим вооружением – якобы для защиты демократии и свободы. Как получилось, что религиозный деятель ратует не за умиротворение страстей, а за разжигание конфликта?

- Мне не дано власти судить или осуждать человека, но, прежде всего, нужно сказать, что Филарет – лжепатриарх, который сам себя провозгласил. На этом примере мы видим, как может деградировать христианская человеческая личность. Казалось бы, он столько лет прожил в Церкви, принимал активное участие в ее деятельности. Но произошел серьезный духовно-нравственный надлом. Оглядываясь на историю, можно повторить мысли святых отцов о том, что раскольник даже мученической кровью не смоет свой тяжкий грех: раскол Церкви всегда имеет очень серьезные последствия, как для его инициатора либо ересиарха (основателя ереси), так и для душ тех, кто за ним следует. Его результатом становится переоценка ценностей и потеря духовно-нравственных ориентиров, данных Церковью человеку.

Пастыри, независимо от того, являются ли они начинающими священнослужителями или церковными иерархами, должны идти евангельским путем и направлять по нему всех людей: призывать их к молитве, миру, согласию. Главная цель нашей проповеди – научить человека любить Бога и ближнего своего. Противостояние и оружие – это прерогатива тех, кто непосредственно несет за это ответственность перед народом и государством. Поэтому если бы подобные слова произнес военачальник или политик, они были бы всем более-менее понятны – хотя тоже неясно, зачем применять оружие, тем более  против своего народа. Оружие можно продемонстрировать, чтобы дать понять: «нам есть, чем защититься», применять же его – самая крайняя мера.

События на Украине вызывают боль и сопереживание многих и многих верующих. Не случайно по призыву Святейшего Патриарха Кирилла мы ежедневно возносим во всех храмах молитвы о мире и прекращении междоусобной брани на братской украинской земле. Мы с болью наблюдаем все происходящее, но всё, что остается – это молиться и призывать  тех, от кого зависит мир на Украине, сделать все возможное, чтобы прекратить войну. Когда смотришь телевизионные новости, становится жутко: такое впечатление, что поставлена задача провести работу по выжиганию земли. Если вы боретесь с террористами, зачем нужно убивать мирных людей, разрушать их дома и инфраструктуру? Здесь можно сказать только одно: либо люди лишились рассудка и не способны нормально оценивать ситуацию, либо была поставлена задача всё уничтожить. А ведь там живые люди, дети, которые страдают и погибают! Все мы переживаем. Будем надеяться, что Господь вразумит политиков прекратить междоусобную брань.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: «Что делать, если сомневаешься в своей вере?»

- Не все мы правильно оцениваем понятие «вера». Вера – это не только знание каких-то истин. Согласно православному богословию, это целый органический комплекс жизни человека. Не случайно апостол говорит: «Вера без дел мертва». Для того чтобы укрепиться в вере, мы призываем людей задавать себе вопросы: «Кто я есть на самом деле?», «Что для меня будет означать вера?». Мы часто приводим в пример слова Священного Писания о том, что и бесы веруют в Бога и даже трепещут, однако же - остаются бесами. Когда мы говорим о том, что у людей оскудевает вера, имеет смысл призвать их «войти в самого себя», осознать «кто я есть на самом деле». Пока я этого не осознаю, мне очень трудно будет жить и ориентироваться в этом мире, понимать, что такое вера в Бога. Когда я пойму, что я немощный, слабый, то должен буду искать какой-то объект, который поможет мне воскресить веру в сознании или приобрести ее. Вера – это дар Божий, о котором нужно просить у Него. Но для того чтобы этот дар получить, надо самому что-то сделать.

Человек должен осознать: «Я – слабый, немощный сосуд. Как бы я ни кичился своими силами, знаниями, здоровьем, могуществом, по сравнению с Богом, я никто».

Наша совесть подскажет, кто мы есть на самом деле: «С одной стороны, я - крепкий, мощный,  красивый, интеллектуальный, а на самом деле - с маленькими страстишками своими не справляюсь».

Осознание своего внутреннего мира показывает нам, к чему мы должны стремиться, и тогда Господь посылает нам благословенный дар веры, который будет вести нас по жизни, укреплять и помогать совершать дела добра, любви и милосердия.  Очень важная составляющая на этом пути – неустанное обращение к Богу в молитве, а также наше стремление узнать о Боге.  Узнать о Нём мы можем из Священного Писания, из наследия  святых отцов – их творчества, воспоминаний, переживаний. Поэтому следует упражняться в чтении Священного Писания и святых отцов, и самому стремиться жить по Евангелию. Здесь должен быть гармоничный комплекс нашего ума, сердца, молитвы, искренней и доброй христианской жизни.

 

- Вопрос телезрительницы из Казани: «Есть поговорка «от добра добра не ищут». Верна ли она?»

- Эта поговорка является народной мудростью. В народе говорят еще: «Что имеем – не ценим, потерявши - плачем». На сегодняшний день мы живем в хороших условиях – слава Богу, у нас есть мир, добро, согласие, а нам этого недостаточно, человек всё время к чему-то стремится. Другая народная мудрость говорит «рыба ищет, где глубже, человек – где лучше», это свойственно каждому из нас. Тем не менее нужно ценить, сохранять и приумножать то, что у нас есть.

Самое ценное, что имеет человек – это возможность жить мирно, посещать храм, молиться, исполнять заповеди Господни. Что может быть лучше? Сегодня и в России, и в Белоруссии прекрасные условия и для обычной жизни, и для духовного совершенствования. Искать чего-то большего? Наверное, стоит созидать и укреплять уже существующее.

Поговорка «от добра добра не ищут» применяется по отношению к тем людям, которые, имея всё, стремятся к тому, что не приносит блага. Они «расточают имение», то есть расточают богатства духовные, тратят на это время, а потом оказываются у разбитого корыта.

 

- Вопрос телезрительницы из Урюпинска: «Умер сын. Мы забыли положить в гроб первую прядь волос, первый зубик и крестильный крестик. Что теперь делать?»

- Для покойника это уже не имеет никакого значения, равно как и для живых людей. На Страшный Суд мы пойдем с тем духовным богатством, которое приобрели за время земной жизни – с нашими добрыми делами. Именно они и будут свидетельствовать перед Богом о том, что мы были настоящими христианами. Если добрых дел нет, то всё остальное является лишь внешним дополнением к нашей жизни.

Что касается тех предметов, о которых мы сейчас говорим, их можно, например, закопать на месте захоронения - есть такая практика. Однако в этом нет никакого мистического значения. Это внешние формы, обрядовая сторона. Если Вас всё же это смущает, можно прийти к священнику Вашего прихода и посоветоваться с ним. Крестик батюшка знает куда употребить, а что касается остального – существуют специальные печи, в которых сжигают предметы, вышедшие из употребления. Однако это не принесет ни добра, ни зла – ни Вам, ни покойному человеку.

 

- Вопрос телезрительницы из Кемеровской области: «Дети пьют. Молитва не помогает, руки опускаются. Как помочь?»

- Здесь можно только выразить Вам чувство сожаления. Очень часто вспоминаю слова мудрых людей: «Детей надо воспитывать, пока они лежат поперек лавки». Когда ребенок уже «лежит вдоль лавки», воспитывать его поздно. А если точнее – сначала нужно воспитать родителей, чтобы они впоследствии правильно вырастили своих детей. Заниматься этим нужно из поколения в поколение. Для жителей территории бывшего Советского Союза весь XX-й век был периодом испытания, опытов над народом. Была нарушена вся система ценностей, прервана многовековая цепочка родительского воспитания: детей решили растить в приютах и детских домах. Но воспитывать детей должны, прежде всего, родители. Тот, кто сам не получил семейного воспитания, в свою очередь, оказывается не в состоянии воспитать своих детей. В этом случае имеет смысл опираться на опыт Церкви, опыт предыдущих поколений.

Сложно говорить о том, что можно сделать, если сын или дочь пьет или увлекается наркотиками. Людям, подверженным таким страстям, как алкоголизм, наркомания, игромания, очень трудно объяснить, что всё вышеперечисленное – это болезнь души. Пока человек не поймет, что болен, он не пойдет к врачу. Алкоголик никогда не признается, что болен, так как не чувствует своей боли. Никакое внушение не способно его изменить, пока он сам не осознает, в каком состоянии находится. Единственное, что мы можем посоветовать – это молитва. Нужно просить, чтобы Господь вразумил этого человека, помог ему осознать свою болезнь. Принудительное лечение – например, практика вшивания ампул, гипноза – как правило, не действует, хотя человек может некоторое время находиться в состоянии страха. Единственный путь – это осознание им того факта, что он находится на грани падения и гибели. Только в этом случае лечение может быть полезно. Даже и без лечения - с Божьей помощью и при поддержке близких людей - человек может исправиться и выйти из своего тяжелого состояния.

 

- Вопрос телезрителя из Рязанской области: «Для чего Бог создал человека? Существует ли энергетическая связь человека с Богом?»

- В Библии очень ярко и красочно рассказывается о том, зачем Господь создал человека. Господь – это Всесовершеннейший Дух, Который изобилует благодатным даром любви и хочет ею делиться. Ради этой любви Он и создал человека – чтобы огромное множество живых человеческих душ, прославляя Бога, были частью божественной радости и ощущали счастье от общения с Богом. К сожалению, враг рода человеческого, узнав об этом, возгордился, погубил свою душу и до сегодняшнего дня пытается губить души человеческие, склоняя их на свою сторону. Все мы призваны к тому, чтобы преобразить свое человеческое естество и уподобиться Богу, участвуя в Божественной радости и славе. Что касается энергетической связи человека с Богом, мы называем ее по-другому – молитвенное богообщение. Само слово «религия» в переводе с латинского означает «связь». Не всякий верующий человек является религиозным. Религиозный человек не только верит в существование Бога - он имеет с Богом молитвенную связь. Бог слышит его молитвы и откликается на них. Слышать голос Божий мы можем, и читая Священное Писание.

 

- Вопрос телезрительницы из Брянска: «Если нет возможности приложиться к иконе губами, можно ли прикоснуться к иконе рукой, а затем поцеловать руку?»

 - Это можно сделать, но вот нужно ли? Такая форма поклонения является не совсем православной. Я часто вспоминаю ныне покойного митрополита Питирима, служившего в Волоколамске. Однажды он приехал в Богоявленский собор, где находятся мощи Алексия, Митрополита Московского. У нас существует практика: когда к этим мощам подходит кто-то из иерархов нашей Церкви, для него открывают стеклянную крышку мощевика. Так случилось, что отец Николай забыл ключик от крышки и был этим очень смущен и обеспокоен. Митрополит Питирим говорит ему: «Отец Николай, Вы думаете, святитель меня через стекло не может благословить?». У Владыки была искренняя вера, что он получит благословение святителя, даже не прикасаясь к мощам, даже на расстоянии!

Необязательно прикладываться или касаться иконы рукой - просто обратитесь мысленно к Богу: «Господи, благослови меня!» или  «Матерь Божия, помоги, заступи!», «Святитель, помоги!».

Если Вы касаетесь иконы рукой в своей комнате, ничего страшного в этом нет. Но когда это делается в храме, на глазах у множества людей, это может вызвать у них чувство сарказма, кто-то может улыбнуться, кто-то осудить. Поэтому в церкви делать этого не нужно. Если икона висит высоко, просто перекреститесь и мысленно скажите: «Господи, благослови!». Главное, чтобы у вас была вера. Будет вера, будет искреннее обращение –  человек получит помощь и на расстоянии.

 

Расшифровка: Варвара Горелова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать