Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 15 сентября

15 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Владыка, понятие «христианин» существует уже более двух тысяч лет. А кто такой христианин и что значит – быть христианином?

– Есть очень интересные, важные слова во время таинства Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». В переводе на русский язык это означает: те, кто во Христа крестился, во Христа должен облечься. Вот это чрезвычайно важно. Мы должны прекрасно понимать, что мы не рождаемся христианами, мы ими становимся. В основе христианства, конечно же, лежит наша вера во Христа, в то, что Иисус есть Христос. Иисус родился в Вифлееме, Он и есть Христос, Мессия, Помазанник Божий. Если мы поверим, что это действительно Сын Божий, что это Христос, Мессия, Который пришел на землю, то мы, конечно же, должны креститься, войти в Церковь, которую основал Сам Христос Спаситель. И крещение есть начало нашего становления как христианина. И потом человек, который себя именует христианином, который поверил во Христа, должен посвятить всю жизнь для того, чтобы облечься во Христа, уподобиться Богу, стать богоподобным. Все отсюда и исходит: во Христа крестились, во Христа надо облекаться. Это значит, что надо обратить внимание, как жил Христос Спаситель, Кто Он был. Это действительно Сын Божий, Он был Святой. И поэтому наша задача – тоже стать святыми. Этот процесс начинается на земле и будет продолжаться не только здесь, но и в вечности – в загробном мире. Поэтому мы и должны в своей жизни уподобляться Христу Спасителю, а, по слову апостола Павла, Он обладал всеми дарами Бога, то есть все самые добрые качества, которые только можно перечислить, были присущи Самому Христу Спасителю. И каждый человек, который будет облекаться во Христа, тоже должен иметь эти качества. Они изложены в Послании апостола Павла к Галатам: «Эти дары – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Все эти качества должны быть в каждом человеке, это и будет свидетельствовать о том, что мы стали настоящими христианами.

– Спасибо, владыка. Теперь перейдем к вопросам наших зрителей. Софья из Самары интересуется, как поступить с подвенечным платьем после венчания.

– Этот вопрос можно продолжить и задать другой вопрос: «А что делать с туфлями?» Как-то о туфлях никто не говорит, а все говорят о подвенечном платье. Надо сразу сказать, что это внешняя, обрядовая сторона, и когда человек в каком-то одеянии приступает к православным таинствам, то ведь не одежка участвует в таинствах, а сам человек. Мы совершаем таинство Венчания не над одеждой, а над человеком, который приходит к алтарю. Поэтому мы не задумываемся над одеждой, в которой пришли. Если хотите сохранить как память об этом событии в Вашей жизни, можете сохранять. Если хотите кому-то подарить, ничего зазорного в этом нет, если захотите сдать кому-то или продать – как Вам захочется. Некоторые берут венчальные платья в аренду – и такая существует практика. Имейте в виду: это может быть просто памятью для Вас. Так что поступайте так, как посчитаете нужным и полезным.

– Вера (51 год) из Ульяновской области спрашивает: «Какова участь некрещеных детей и несут ли родители за них ответственность?»

– По учению Церкви и по законодательству практически всех стран (по крайней мере, я знаю очень многие страны) за детей до их совершеннолетия перед законом несут ответственность родители. Это естественно, потому что дети еще не знают взрослой жизни, не знают ни законодательства, ни порядков жизни. Родители отвечают за все: за то, сыт ребенок или голоден, одет ли он, обут ли, даже за его поведение. И родители должны воспитывать ребеночка. Потом, когда человек взрослеет, начинает понимать смысл жизни, когда в знак совершеннолетия ему вручается паспорт, теперь уже за свои поступки будет отвечать он по всей форме закона.

Что касается загробной участи ребенка, который умер некрещеным, совершенно определенного, четкого указания, где он будет находиться, нет, этого никто не знает. Наверное, этот вопрос следует обратить к небесной канцелярии. Но из Священного Писания мы узнаем, что Христос Спаситель даже Своих учеников однажды упрекнул. Они, видя, что Он много потрудился, хотели дать Ему возможность отдохнуть, отстранили детей, чтобы те к Нему не подходили, тогда Он сказал: «Не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное». Мы же все любим детей, не правда ли? Неужели мы любим детей больше, чем Господь? Если собрать всех вместе жителей Земли и проявить нашу любовь, то любовь даже всех людей не может сравниться ни в коей мере с Божественной любовью – ко всем, а к детям – тем более. Поэтому, поверьте, Господь определит место пребывания детей там, где Он посчитает нужным. Рассуждая на эту тему или изучая, как о том мыслили подвижники благочестия, можно узнать, что практически все святые отцы говорят: дети неповинны в том, что родители или не крестили их в детском возрасте, или не воспитали и они не получили знания о Боге. Конечно же, Господь, проявляя любовь к детям, как говорят многие подвижники благочестия и святые отцы, определит их. И мы уверены, мы надеемся, что Божественная любовь будет настолько милосердна и настолько проявится к детям, что они будут пребывать в Царствии Небесном.

– Антонина (68 лет) из Рязанской области спрашивает, как избавиться от мыслей, которые мешают молитве?

– Не случайно людей, которые идут по пути евангельскому, которые очень серьезно занимаются своим внутренним миром, совершают молитвы, стремятся делать добро, жить по Евангелию, мы называем подвижниками. Так вот и молитва, и попытка отсечь какие-то мысли – это и есть наш подвиг, в этом надо трудиться. Мы понимаем, что на пути ко Христу всегда стоит враг рода человеческого дьявол и слуги его, которые будут нас разными путями отвлекать от молитвы, от общения с Богом. Кроме того, наша испорченная природа тоже дает о себе знать: и расслабление, и иногда жажда, голод и холод, хочется поесть и отдохнуть. Наша греховная, испорченная, расслабленная природа тоже была однажды подвергнута действию врага рода человеческого через Адама и Еву, через непослушание Богу. Она пришла в расслабленное состояние, и это будет продолжаться до скончания века, пока люди будут жить на земле. Поэтому наша задача – бороться, идти, призывать имя Божие, чтобы Господь помогал нам на этом пути. Как только мы поймем, что наша молитва в первую очередь нужна нам самим, что через молитву мы общаемся с Богом и получаем все необходимое – и вдохновение, и утешение, и радость, и наставление, и живительную силу благодатную, тогда мы будем знать, что надо бороться, что к этому источнику жизни надо стремиться и, конечно, призывать имя Божие, чтобы Господь помогал. Очень важное средство на этом пути – наша исповедь. Вообще борьба со своими страстями, со слабостью плоти человеческой, да и с врагом рода человеческого, и с помыслами всегда связана с одним очень важным моментом в нашей жизни, который помогает нам преодолевать все проблемы, – это исповедь, это покаяние. Мы должны помнить о том, что дьявол всегда боится огласки, тем более на исповеди. Мы начинаем исповедовать свои грехи или свои человеческие слабости, никого в этом случае не осуждая, мы просто говорим: «Господи, какой я немощный, какой я слабый: и тут я согрешил, и тут я был расслабленный, и на молитве стою рассеянно». Господь, видя наше смирение, наше терпение, искреннее стремление к Нему, конечно, будет подавать нам все необходимое и силы. Поэтому будем черпать силы из наших святых таинств.

– У Татьяны из Тамбовской области тяжело болен муж, и в отчаянии он помышляет о самоубийстве. Как ему можно помочь?

– Я иногда, общаясь с людьми, говорю: «Мы очень поздно начинаем задумываться об этом». Если человек воспитан в духе христианском, если он с раннего возраста шел по евангельскому, спасительному, христианскому пути, наставлен, имеет уже какой-то опыт, искренне верит в то, что есть загробная жизнь, что она будет зависеть от того, как мы проведем эту жизнь, то человек, зная, понимая это, да еще имея и страх Божий (то есть желание не отойти от Бога), будет делать все возможное, чтобы и молиться, и терпеть, и призывать близких своих, чтобы помолились за него, чтобы Господь укрепил его силы, чтобы этот крест человеческий, который он несет, с терпением и смирением донести до конца своей жизни. Человек, имеющий намерение покончить с жизнью, тем самым свидетельствует, что он слаб в вере, если вообще она у него есть. А если веры нет, то, конечно, для него, как ему кажется, это единственный выход, когда можно избавиться от страданий. Но страдания от этого не умалятся и не прекратятся. Если человек наложит на себя руки, он должен понимать, что страдания только начнутся после этого. Но вот тогда уже, в загробном мире, самоубийца ничего не сможет изменить по отношению к себе и к своей душе. Тогда только и начнутся самые страшные страдания.

Конечно, воспитанием надо заниматься с самого раннего возраста. А то, что сейчас он уже в зрелом возрасте и у него такие мысли, то это свидетельство слабой веры. Надо посоветовать ближним его переубедить, наверное, надо сделать так, чтобы все время кто-то был рядом с ним, попытаться священников приглашать чаще, чтобы они его исповедовали, причащали, если он еще верит и надеется на Бога. Это будет облегчать его дух. И конечно, надо сделать так, чтобы его одного не оставлять, потому что враг рода человеческого, узнав о намерении человека осуществить этот коварный замысел – наложить на себя руки, не оставит его и будет всячески пытаться навеять ему эту мысль. Нужно ему помочь – в этом будет проявляться наша забота. В этой связи мы часто вспоминаем один эпизод из жизни Христа Спасителя, когда к Нему друзья принесли своего расслабленного. Они знали, что Христос находится в одном из домов этого селения, принесли друга, а там – огромное количество людей. Христос был в доме, и они не знали, как им попасть внутрь. Тогда они поднялись на крышу, разобрали ее и на носилках спустили друга в дом. Расслабленный не в состоянии был ничего сказать или сделать, а Христос Спаситель, обращаясь к нему, сказал: «По вере друзей твоих: встань и ходи». И исцелил его. Так что вера близких, друзей может очень сильно помочь каждому человеку, как и этому расслабленному. Поэтому, если есть возможность, не оставляйте его одного.

– У Ирины из Рыбинска такая ситуация: ее внук во время крещения не проглотил Святые Дары, а выплюнул. Как быть?

– Наверное, это было уже после крещения; обычно после крещения причащают детей. Если причащают младенцев, то обычно только Кровью, поэтому Тело Христово он, может быть, не смог выплюнуть, если его причастили только Кровью Христовой. Мы в таких случаях родителям советуем: «Приходите чаще в храм, приводите своих детишек, чтобы ребенок привык к богослужению». Даже правильнее сказать – чтобы он взрослел в церковной ограде, чтобы он созревал в окружении молитвы церковной, в общении с людьми. Иногда приводят детей уже в возрасте 3 – 5 лет, до этого никогда не приводили. Конечно, родители или тот, кто привел этого ребенка, должны сказать: «Батюшка, он первый раз причащается». Батюшка, если узнает, что он в первый раз причащается, конечно, не будет давать Тело Христово, он причастит только Кровью Христовой. А потом скажет: «Приходите почаще» – и потихонечку будет давать все больше и больше частичку Тела, с тем чтобы этот младенец созревал в церковной ограде, церковной среде и развивал навык жить так, как живут его сверстники, которые чаще приходят в храм.

Я так понимаю, что священник, наверное, все видел, поэтому предпринял необходимые меры. У нас есть Учительное известие, которое священникам объясняет, как надо поступить в таких случаях. Я думаю, что поскольку время уже прошло (это не сегодня случилось), значит священник сделал все необходимое. А родители или те, кто привел ребенка и еще будет приводить его в храм в будущем, должны предупреждать священника: «Батюшка, он первый раз…» Тогда не будет такого казуса, который произошел.

– Ираида из Ростова-на-Дону спрашивает, не грех ли молиться без души, когда устала или нет настроения?

– Без души мы никогда не молимся; пока мы живем на земле – мы всегда с душой. Наверное, речь идет о рассеянной, несосредоточенной молитве. Конечно, бывает такое, что мы устаем, это естественно, мы – люди: у каждого свое состояние здоровья и у каждого свои силы. Но надо это как-то соразмерять. Практика церковная и опыт мудрых пастырей свидетельствуют о том, что то правило утренних и вечерних молитв, которое у нас есть, действительно мудрое, хорошее, составлено на основании опыта святых подвижников благочестия и там изложено все необходимое для нашей молитвы к Господу. Но, конечно, надо молиться сосредоточенно, не просто вычитывая молитвы. Это действительно тяжелый подвиг поначалу, пока мы не вкусим и не поймем сладости, отрады, радости от молитвы, от общения с Богом. Как только мы поймем это и будем это делать не как начетники какие-то, тогда молитва будет для нас как пища, настоящая духовная пища, к которой мы будем стремиться. А пока мы не чувствуем этого, тогда и молитва будет рассеянной. Если мы устали, добрые пастыри обычно говорят: если нет возможности совершить правила, можно выполнить сокращенное правило вечерних и утренних молитв. Не засыпайте, совсем не обратившись к Богу в молитве. Есть одна очень хорошая молитва вечерняя: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь». Вот молитва: «Я вручаю, Господи, в Твои руки всего себя. Ты меня благослови, помилуй и даруй мне жизнь вечную». И все. Встали с утра, и надо сказать: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Господи, я живой! Помоги мне, Господи!» И утренняя есть молитва точно такая же, только немного измененная: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и даруй мне провести день сей во славу Твою и во спасение души моей». Обращение должно быть к Богу. Это чрезвычайно важно: чтобы мы без обращения к Богу не вставали, не начинали день и не заканчивали его.

– У Елены из Саранска такой вопрос: «Что делать, если снесли могилу родных?»

– Что теперь делать? Одно дело, если бы встал вопрос о том, что хотят снести, тогда можно было бы посоветовать обратиться к местным властям. А если уже снесли, что теперь делать? Вообще существует законодательство и в отношении могил. Может быть, это было какое-то заброшенное кладбище, может быть, не было близких – это один вопрос. Но это все-таки компетенция местных органов власти, поэтому в первую очередь тем, у кого это произошло, необходимо обратиться к местным властям, попросить разъяснения. Уже после этого предпринимать какие-то шаги.

– Благодарю Вас, владыка, за беседу.

– Спасибо! Как всегда, дорогие телезрители, я вам желаю всего самого доброго. И пусть благословение Божие пребывает со всеми вами!

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать