Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 13 января

13 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

- В эфире программа «Беседы с Владыкой Павлом». Наш постоянный собеседник Патриарший экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский, Владыка Павел. Здравствуйте, Владыка.

- Здравствуйте.

- Владыка, вопрос наших зрителей, который давно волнует многих. Светлана из Брянска спрашивает: ей священник сказал, что надо причащаться чуть ли не каждую Литургию. Пришел человек в Храм на Литургию, значит, он должен причащаться, без этого невозможно выйти из храма. Как Вы считаете?

- Да, этот вопрос волнует очень многих. Я, говоря на эту тему, часто привожу на память подвижницу благочестия преподобную Марию Египетскую. Я спрашиваю: «А сколько раз преподобная Мария Египетская причастилась в своей жизни? Два раза!» Один раз, когда она прибыла вместе с паломниками в Иерусалим и не смогла войти в храм. Все входят  в храм, а она не может! Она начала молилась Богу и просить, чтобы Матерь Божия за нее заступилась, и поняла, что не может войти потому, что была обременена грехами, страстями, пороками, которые бурлили в ее сознании, которыми она жила. И, принеся покаяние, она смогла войти в Храм. И накануне Пасхи она причастилась Тела и Крови Христовых, взяла с собой хлеба и ушла в пустыню. И там она подвязалась в течение 17 лет. И перед своей кончиной преподобный Зосима еще раз ее  причастил Тела и Крови Христовой.  Она у нас Святая, они примером является для многих людей подражания в благочестивой жизни и в покаянии, вот как надо приносить покаяние!

Сегодня, может быть, весь мир не сможет, осознав свои грехи уйти в пустыню, наверно и нет в этом необходимости. Но образ покаяния она дала очень серьезный. И сегодня мы говорим: «Друзья мои, да ведь самое главное не то, чтобы причаститься, а самое главное - сохранить состояние покаяния, чистоты, святости, когда мы принимаем в себя этот Дар».

Представьте себе, мы пришли в магазин, купили драгоценную хрустальную вазу, этот прекрасный, драгоценный сосуд, вышли из магазина, встретился сосед - поругался, другой встретился сосед, кто-то отвлек, упала ваза и разбилась. Что делать? Опять надо идти в магазин! Опять надо покупать эту вазу. А если ее подарили? Ведь когда мы причащаемся, это даже не покупка, это Дар Божий! Друзья мои, а представьте себе - вам подарили эту хрустальную вазу, наш Благодетель подарил. А мы, выйдя из этого помещения, разбили. Приходим и опять говорим: «Слушай, прости, Дорогой. Ты мне подарил эту вазу, подари еще разочек! Разбил я ее, поссорился с тем, поругался с этим, отвлекся – разбил». Он, подарит еще раз, подарит третий раз, а потом скажет: «Слушай, сколько же Я тебе буду ваз дарить? Надо как-то повнимательнее уходить из храма, надо этот драгоценный Дар, который Я тебе подарил нести домой, а ты, выйдя из храма, тут же сразу и разбил». 

Вот примерно и происходит и в нашей жизни - причастились, приняли в себя этот драгоценный Дар - Тело и Кровь Христову, и, выйдя из храма, сразу разбиваем. Наша задача сохранить этот драгоценный Дар, сохранить присутствие в себе самого Христа Спасителя, нести домой и жить этим драгоценным Даром. Вот какая задача у нас, а не в том, чтобы как можно чаще причащаться.  

Очень важно общаться с Богом и в Таинстве молитвы и присутствовать на богослужении, потому что само наше богослужение, Литургия, Евхаристия - это  благодарение Богу. И мы, приходя в храм,  в первую очередь приносим пользу себе, своей душе. 

Но сегодня существует несколько иное отношение к Причастию и уже доходит до автоматизма, считаем, что, ни праздник, так надо обязательно причаститься, что, ни служба, надо причаститься. Была такая практика в древности, когда во времена первых веков христианства, когда были гонения на христианство, действительно по ночам совершали Таинство Евхаристии - преломление хлеба и причащались Тела и Крови Христовой, но тогда причащались практически ежедневно, то есть еженощно, потому что по ночам совершали. Люди не знали, что будет утром. А многих уже утром приговаривали к гонениям и мучениям, предавали смерти. Поэтому христиане первых веков они готовились к смерти каждый день. А мы сегодня хотим причаститься, но в тоже время у нас это уже становиться каким-то обычаем, привычкой. 

Как сохранить состояние чистоты в своем сердце? А представьте себе, что я могу сегодня быть призван в загробный мир. Возможно для меня сегодня последний день, может, я умру, как я буду проводить? Когда я иду к начальнику по каким-то делам, то я, наверное, вспомню все о себе, я все осмыслю - почему, с чем это связано, как это. Я приведу себя в порядок, я приму душ, надену чистую одежду, я приду, чтобы перед начальником выглядеть, по крайней мере, достойно. Если мы будем жить достойно каждый день, если мы хотим причащаться как можно чаще, то и вести себя должны достойно.

Я иногда в Храме говорю: «Друзья мои, посмотрите, как мы ведете себя, подходя к Чаше. Разве это достойно и нормально? Совсем нет. Благоговейно должно быть». 

Тем, кто живет в монастырях, кто каждый день думает и заботится о своей душе, вот для них духовник может позволить даже и раз в неделю причаститься. А семейным людям, скорее всего, это будет не совсем оправдано, потому что мужу и жене приходиться  часто общаться друг с другом, исполнять свой супружеский долг, заботиться о своих детях, заботиться друг о друге. И будет не совсем правильно каждую даже неделю причащаться. Вот тут важна мудрость духовника, он должен знать настроение этого человека, знать его жизнь, по крайней мере, может быть не глубинно, а поверхностно, и сделать так, чтобы причащение не было бременем для причащающегося. 

Для некоторых Причастие это радость, для других - надо подготовиться. У нас сегодня период подготовки настолько обременительный, что сегодня мы себе настроили таких препятствий на пути к причастию: и посещение обязательное храма, и вычитывание (я подчеркиваю - вычитывание!) канонов и акафистов, знаете, вот столько препятствий, что некоторые говорят - слушайте, так трудно причащаться! Мы себе создали столько проблем, столько препятствий к этому величайшему Таинству. Поэтому здесь должно быть очень мудрое отношение со стороны духовника и самих желающих. 

Но еще одна очень важная деталь, на это я всегда обращаю внимание - христианин, посещая храм, должен почувствовать голод, голодок от того, что я не сходил в прошедший воскресный день на службу. Я знаю таких людей, которые, однажды не посетив в воскресный день службу, то он говорит, вы знаете, я следующие дни себя чувствую как-то дискомфортно, какое-то вот внутреннее нестроение, вот что-то такое у меня отняли, чего-то я недополучил. А когда я схожу в храм, совершенно другое настроение становится, я чувствую, что какие-то во мне силы прибавляются! Точно так же как мы, если не позавтракаем, или не пообедаем, мы тоже чувствуем какой-то физиологический дискомфорт, чего-то не хватает, что-то надо. А поели, и все сразу успокоились.  Вот душа тоже должна ощущать вот этот голод - голод духовный.

- Но что такое духовный голод, голод душевный, голод души? Как его понять? Что такое голод тела мы понимаем и чувствуем.

- Я вам сказал то, что я знаю таких людей, которые если не сходили в воскресенье в храм, то следующей неделе он чувствует, что чего-то не хватает, а чего? В храм я не ходил. Поэтому, конечно, посещать надо храм, потому что Богу не нужны наши жертвы, Богу не нужны наши молитвы, нам они нужны. И совершенно не случайно Господь так определил людям - шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу. 

Вроде бы посещаем Бога, но, на самом деле, мы делаем для себя чрезвычайно важное дело. Мы душу свою подзаряжаем Божественной энергией, как аккумулятор у нас в мобильном телефоне нуждается в подзарядке, так и душа наша нуждается в пище духовной, это пища в молитвах - и храмовая молитва, и наших келейная домашняя молитва. А частота периодов причащения, конечно, зависит от самого человека. 

До революции была практика несколько иная - надо было не менее четырех раз в году причаститься, там был юридизм дореволюционный, обязательно один раз в год надо было исповедаться и принести справку об этом. Сегодня такие справки не требуют. Но чрезвычайно важно для нас самих причаститься, помолиться, даже просто прийти в храм в воскресный день помолиться и получить вот этот Божественный заряд энергии, который мы называем Благодать Святого Духа.

- Владыка еще вопрос Натальи из Рязани тоже о причастии: можно ли курящему человеку причащаться?

- Понятно, что с сигаретой в зубах нельзя причащаться. Мы должны понять, что такое курение табака. Это же страсть. Сегодня оно не осуждается во всем мире, хотя мы все должны понять, что курение табака это зависимость человека. Грех это или нет? Мы говорим, что сам поступок курение может быть расценен как грех, а можно просто сказать - баловство. Если человек покурил сегодня, выплюнул сигарету и больше никогда к этому не вернется, может быть это и баловство. А ведь происходит другое - человек, который втягивается в табакокурение, становится зависимым от этого. Были в истории случаи так называемых «табачных» бунтов, когда людям не давали возможности приобрести сигареты, и они начинали возмущаться, устраивали бунты, демонстрации. А почему? Потому что зависимость появилась у человека к никотину и организм требует: «Давай!» Человек впадает в зависимость, а эта зависимость называется страсть, которая потом переходит в порок. Это становится «вторым Я». Я без этого уже жить не могу. Вот это страсть! Я уже не говорю о вреде табакокурения, что он наносит страшный вред организму человека и выводит из строя легкие, сердце и другие внутренние органы. И вред наносится тем людям, которые дышат перегаром от этого табака. 

Господь призывает всех к покаянию. И мы исповедуем духовнику одни и те же грехи. Так же как курящие имеют страсть к табаку, многие люди имеют страсть кто-то к алкоголю, чаю, кофе, шоколаду, сахару и т.д. Точно так же можно спросить: «А тот, кто пьет кофе, ему можно причащаться?» Пристрастие может быть и к кофе, и к чаю, и к шоколаду, и к сахару, и к соленым, и к сладким, и кислым продуктам. Это тоже страсть, зависимость.

- Есть в народе такая поговорка: курить - дьяволу кадить.

- Есть такое, да. Такое настроение у людей правильное, поговорка предупреждает - вы  дьяволу воскуряете этот дым. Надо человеку дать понять: друг, ты понимаешь - ты попадаешь в зависимость, становишься рабом этого табака. Не делай ты этого! 

Надо сказать, что Господь от каждого человека ждет покаяния. Тем, кто курят, надо сказать, если вы настолько слабы, что не можете отказаться от этого, то не курите перед причастием. Так же мы после 12 ночи не вкушаем пищи и не пьем воду, за исключением диабетиков. 

А лучше побороть эту страсть, она во всех отношениях вредит человеку. Она сокращает его бюджет, потому что сигареты стоят денег и вредит здоровью вашему, и окружающим. Поэтому со всех сторон вредно курить. 

- Благодарю Вас, Владыка, за беседу!

- Спасибо Вам. Как всегда, дорогие друзья, желаю вам всего самого доброго! Пусть Благословение Божие пребывает со всеми вами! 
   

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать