Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 13 октября

13 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Владыка, в церковной терминологии есть два понятия – Священное Писание и Священное Предание. Чем они отличаются друг от друга и какое значение имеют для понимания самой сути спасения?

– Священное Писание, как и Священное Предание, имеет решающее значение для нашего спасения. Понятия говорят сами за себя: и то, и другое – Священное. Нашим современникам, наверное, легко понять, что такое Священное Писание, потому что сегодня любое событие обязательно сопровождают репортеры с кинокамерами, фотокорреспонденты, журналисты. Они всё запишут, сфотографируют – и вот уже картина ясна. А когда Христос Спаситель проповедовал Евангелие, учил людей, не было ни техники, ни даже каких-нибудь способов быстро записать мысли. Все, что говорил Христос Спаситель, запоминали как могли Его ученики. Накануне Своего вознесения Христос Спаситель, как бы готовя учеников к разлуке, говорил им, что испросит у Отца Духа Утешителя: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Это чрезвычайно важно. Только спустя какое-то время после святого дня Пятидесятницы апостолы стали всё вспоминать и записывать. Евангелист Лука писал, обращаясь к высокому представителю римской власти: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал… Конечно, Святой Дух Утешитель напоминал Своим ученикам все, что делал и заповедал Господь, и постепенно все это записывалось. Потом уже святые отцы внимательно изучали, сопоставляли эти письмена, и где-то к середине III века у нас сложился целый кодекс книг: было утверждено написание и Ветхого, и Нового Завета, то есть всего Священного Писания, Библии. Священное Писание содержит семьдесят семь книг: пятьдесят – Ветхого Завета и двадцать семь – Нового, включая Апокалипсис. Это книги содержат все то, чему учил Господь и ветхозаветных людей, и апостолов, учеников, всех Своих последователей. Но надо сказать, что апостолы не все ведь записывали. Все незаписанное, но относящееся ко спасению человека, передавалось из уст в уста, из поколения в поколение, и сегодня это именуется у нас Священным Преданием. Что-то записывалось и в последующие времена.

Сегодня учение святых отцов мы тоже воспринимаем как часть Священного Предания. Оно не вошло в кодекс книг Священного Писания и существует как отдельные творения разных авторов, объединенные общим понятием – «учение святых отцов». Вначале оно тоже передавалось из уст в уста, но потом многое обрело письменную форму. Надо сказать, что многие факты из жизни Пресвятой Богородицы не вошли в канонические книги Священного Писания, но были рассказаны святыми апостолами, учениками Христовыми и воспринимаются нами как Священное Предание, благочестивое, доброе, назидательное, полезное для каждого, кто желает найти спасение своей души.

– Теперь, владыка, обратимся к вопросам от наших телезрителей. Телезрительница из Могилева спрашивает: «Можно ли в пожилом возрасте уйти в монастырь?»

– В монастырь прийти никогда не поздно. Только будет ли дано разрешение монашествующих принять тех или иных? Конечно, посвятить себя служению Богу можно всегда, но в каждом монастыре есть свои особенности. Совершенно неслучайно ведь существует такая поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. В каждом монастыре есть свои правила, поэтому вполне возможно, что могут быть и какие-то ограничения, нормы поведения. Это естественно. Так что если Вас примут на жительство в какой-то монастырь, то возражений никаких нет. Но мы очень часто говорим о том, что человеку, решившему посвятить себя служению Богу, надо делать это как можно раньше. Но даже если Вы, по слову Иоанна Златоуста, пришли в шестой, девятый или одиннадцатый час, не смущайтесь! Если есть желание послужить Богу, посвятить себя Церкви, молитве, подвигу, то это никогда не поздно сделать. Так что если вас примут в монастырь (в соответствии с его уставом), ничего страшного не будет.

– У телезрительницы из Калужской области такой вопрос: «Моя свекровь состояла в секте свидетелей Иеговы, и неизвестно, была ли она крещена в Православной Церкви. Как нужно ее поминать?»

– Если она жива, то, наверное, надо все-таки попытаться ее переубедить и возвратить в лоно нашей Церкви. Если она уже покойная, то как уж теперь поминать!? Человек сам избрал этот путь. Просто говорите: «Господи, помилуй! Упокой ее, Господи, там, где Ты определишь ей место». Конечно, очень печально, что сегодня люди уходят в секты. Они не понимают, какой вред наносят своей душе, самим себе. Мы можем только с чувством скорби и глубокого сожаления относиться к тем, кто оставил православное вероучение, сам себя лишил тех благ, которые Господь обещал всем любящим Его. Поэтому обычно мы говорим, что это дело суда Божьего – Господь Сам упокоит ее. А молиться за сектантов? В храме мы, конечно, за них не молимся, тем более за усопших. Поэтому я думаю, что Вам нужно просто говорить: «Господи, да будет Твоя святая воля во всем!»

– Телезрительница из Владимира очень расстроена после смерти мужа и спрашивает, как не впасть в уныние.

– Вы знаете, ведь совершенно не случайно у нас в храмах совершается поминовение усопших. Конечно, для многих людей смерть близких – это трагедия. Но для тех, кто жил по-христиански, стремился к Богу, это не так. Святые апостолы и Матерь Божия являются для нас яркими примерами. В чине Погребения Пресвятой Богородицы есть канон, который называется «Плач Пресвятой Богородицы». Матерь Божия обращается в нем к Своему Сыну и Господу: «Я хотела бы умереть с Тобою!» Она жила этой надеждой на встречу со Своим Божественным Сыном и Господом, жаждала этой встречи. Очень многие подвижники желали скорейшего перехода в загробный мир. Апостол Павел говорил: «Для меня … смерть – приобретение». Можете себе представить? Это удивительно! Смерть – это приобретение! Апостол Павел, как и другие ученики Христовы, жил верой в Бога, надеялся на скорейшую встречу со своим Божественным Учителем и Господом. Конечно, для них смерть – приобретение. А вот для грешника это может быть совсем не так. Это может быть самым страшным моментом, когда приходит расплата за свои грехи и порочно прожитую жизнь. Как говорит нам Писание, «смерть грешников люта». Страшно умирать нераскаянному человеку. Господь обещал ввести в Царство Небесное Своих преданных, верных людей, живущих свято и праведно. Но для тех, кто жил ради себя, своих удовольствий, для них смерть, конечно, трагедия. Я никого не пытаюсь судить. В таких случаях мы говорим, что любая разлука близких людей – это всегда особая печаль и скорбь. Тем, кто очень переживает, мы рекомендуем чаще ходить в храм. Сама его обстановка положительно влияет на человека. Кроме того, чрезвычайно важно помнить и знать, что в храме через молитву происходит общение с Богом. Господь ниспосылает Свою Божественную благодать и радость людям, которые со скорбью приходят в храм, и они утешаются. Поэтому чаще ходите в церковь, молитесь, ни в коем случае не унывайте! Знайте, что Вы можете принести очень большую пользу усопшему человеку. Если впадете в уныние, это не даст ничего хорошего ни Вам, ни покойному, но если сейчас Вы посвятите усопшему мужу свою жизнь, будете за него молиться, то можете сделать для его души много хорошего и полезного. Постарайтесь же! Не надо впадать в отчаяние и уныние, надо еще потрудиться ради славы Божией, ради того, чтобы Ваш близкий человек, муж, который перешел в загробный мир, Вашими трудами и молитвами сподобился войти с Царство Божие. Так что это только начало трудов, начало доброй благочестивой жизни. Не унывайте, ходите в храм, и Господь будет утешать Вас и помогать Вам!

– Телезритель из Рязани интересуется, можно ли молиться о святых.

– У меня сразу же к Вам вопрос: а зачем? У нас принято молиться святым, а о святых зачем молиться? Может быть, мы просто не понимаем смысла молитвы? Если мы тем самым хотим помочь, то святым это уже не надо, они своей жизнью достигли праведности, им наша молитва не нужна. А вот обращаться в своих молитвах к святым можно и нужно, ведь они достигли такого духовного совершенства, что сами уже имеют дерзновение просить Бога о нас, живущих на земле. Поэтому мы о святых не молимся, а обращаемся к ним в молитве, молимся им, а не о них.

– Телезритель из Омской области: «В селе стоит разрушенный храм. Нужно ли, проходя мимо него, осенять себя крестным знамением?»

– Сегодня я все чаще и чаще слышу суждение, что якобы на месте разрушенного храма ангелы совершают литургию. Я ни у кого из святых отцов не встречал этих мыслей. Нигде в нашем православном богословии и вероучении не говорится о том, что ангелы могут совершать литургию. Святитель Иоанн Златоуст, говоря о священстве, обращал внимание на особую благодать, дарованную Господом людям: даже ангелы не совершают литургию, а люди совершают. Ангелам же в этом нет необходимости, потому что они непосредственно общаются с Богом. И я никогда не слышал, что ангелы пребывают на месте разрушенного храма, хотя и не исключаю этого.

Почему мы крестимся, проходя мимо православных храмов? Потому что понимаем, что в действующей церкви на престоле всегда пребывают Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. Они заготавливаются в Великий Четверг и в течение года хранятся для причащения немощных, больных, страждущих. На престоле также находятся антиминс и святые мощи, и, конечно, в честь Христа Спасителя каждый храм всегда венчается куполом с крестом, поэтому мы обращаем свой взор на церковь и крестимся. Но если есть желание перекреститься, глядя даже на разоренный храм, ничего зазорного в этом нет! Это же дом Божий, хоть и разрушенный.

– Телезрительница из Смоленска спрашивает, что значит, когда на литургии возглашают «Святая святым».

– Это заключительный возглас Божественной литургии. После Евхаристического канона мы поем «Отче наш», потом следует возглас и царские врата закрываются; затем произносится еще один возглас – «Благодатию и щедротами…», и, после того как диакон возгласит: «Вонмем!», священник, поднимая Святой Агнец над дискосом, произносит: «Святая святым». Сейчас этот Агнец будет раздробляться для причащения верующих людей. И поскольку здесь присутствует самое святое – Тело Христово и Его Кровь, то и приступать к таинству Причастия должны святые. Поэтому мы, православные христиане, желающие причаститься, должны соответствующим образом подготовить себя. Из-за этого призыва ко всем православным стать святыми мы перед Евхаристией исповедуемся, стремимся очистить себя от всякой скверны и нечистоты, потому что будем воспринимать Самого Христа Спасителя, причащаться под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовой. Так что святая Церковь призывает всех стать святыми, и мы к этому должны стремиться.

– Телезритель из Украины спрашивает: «Почему Православную Церковь называют воинствующей?»

– Каждый день, читая Символ веры, мы исповедуем Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Это очень красочное и яркое определение было дано на Первом и Втором Вселенских Соборах. В нем нет понятия «воинствующая», но наши православные богословы, размышляя о том, что происходит здесь, на земле, понимая и осознавая миссию Церкви, которая ведет человека ко спасению, говорят о том, что вся наша земная жизнь в церковной ограде – это борьба со своими страстями, грехами, слабостями человеческими. Вот таким образом и вошло в нашу богословскую лексику понятие о том, что Церковь на земле – воинствующая. А в единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, возглавляемой Самим Христом, наше пребывание и единение будет продолжаться и за гробом. Но там, в Царстве Божием, будет уже не так, как в нашей земной жизни, там будут совершенно другие условия, другая жизнь. Некоторые наши богословы называют ту Церковь торжествующей, то есть там, за гробом, не будет борьбы, которая сегодня происходит в нашей жизни, сердцах и душах верующих людей. «Воинствующая» – это образное богословское, но не каноническое изречение, символизирующее нашу постоянную борьбу со страстями, грехами и поднебесными духами злобы.

– Телезрительница из Вологодской области интересуется: «Как можно поступить, если священник ведет себя аморально?»

– У нас в Церкви существует иерархия – диаконы, священники, благочинные, которые наблюдают за церковной деятельностью в каком-то определенном округе, в который входит несколько храмов. Если есть какие-то недостатки, то, наверное, прежде всего надо обратиться к благочинному, рассказать, что с таким-то батюшкой возникла определенная проблема. Если вопрос серьезный, я рекомендую нашим верующим написать письмо в епархиальное управление, и мы тогда будем решать эту проблему. Но, конечно, нужно помнить, что все мы люди, все подвержены греху, все слабы, немощны и никого осуждать не должны. Для исправления ситуации на приходе, конечно, можно написать письмо в епархиальное управление, но рассказывать надо то, что действительно происходит, не наговаривая ни на кого. Если действительно есть какая-то проблема, епархиальный архиерей непременно направит на этот приход или благочинного, или даже комиссию. Они изучат ситуацию и исправят возникшее недоразумение.

– Телезритель из Волгоградской области обращается с таким вопросом: в молодости он обманул девушку, и она сделала аборт. Можно ли теперь отмолить этот грех?

– Мы не ставим так задачу – отмолить грех. Когда мы приходим на исповедь и каемся, очень часто не осознаем значения самого слова «покаяние». Оно подразумевает изменение своего ума, внутреннего мира. Нужно не только осознать, что совершил гадкий поступок, но еще и принести плоды, достойные покаяния. Конечно, нужно молиться, просить у Бога прощения: да, я согрешил, совершил преступление (а ведь это действительно так!), Господи, прости меня. Надо исповедаться, рассказать о своем проступке и постараться никогда больше этого не допускать. В этом будет заключаться покаяние. Вы знаете, то, о чем Вы сказали, действительно тяжкий грех! Поэтому думаю, что плодами, достойными покаяния, могут быть дела, направленные на помощь бездомным, детям, оказавшимся без родителей, каким-то приютам. Нужно постараться свое исповедание греха и покаяние засвидетельствовать добрыми делами. Это будут хорошие шаги с Вашей стороны.

 

Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать