Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 11 августа

11 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– В современном мире есть такое понятие — права человека. В свое время была принята Декларация по защите прав человека, мы постоянно говорим об этом, существуют правозащитники, есть Хельсинская группа. А вот что такое конкретно права и обязанности человека? Что из этого первично и есть ли в христианстве такое понятие?

– Нечто подобное, конечно, есть и в христианстве, но поскольку мы живем в обществе, состоящем из огромного количества людей, то естественно, что законодательство каждого государства регламентирует жизнь членов этого общества. Если мы не будем выполнять свои обязанности по отношению к тем правам, которые нам предоставляют, если мы будем жить по понятиям: вот как я считаю нужным, так я и буду поступать, то в этом случае наступит полный хаос, будет прав, что называется, тот, у кого больше прав, больше рычагов воздействия на остальных людей. Если мы строим демократическое общество, то со стороны государства (обычно это декларируется конституцией) гражданам даются права, а вместе с этим прописываются и их обязанности. Конечно, государство дает права – на жизнь, на образование, на труд и на отдых, но для того чтобы эти права были выполнены в полноте, для того чтобы всем жилось в этой стране мирно, согласно, мы должны исполнять и свои обязанности. Это значит, что каждый гражданин обязан жить в соответствии с правами и с конституцией своей страны. Иными словами, государство дает нам права, но оно нам как бы одновременно с этим говорит: «Имейте в виду, эти права будут выполнены, если вы будете выполнять свои обязательства». А что значит выполнять свои обязательства? Это значит честно трудиться, добросовестно выполнять работу. Как только я перестану добросовестно трудиться, перестану честно и справедливо относиться к таким же людям, как я сам, то в государстве наступит хаос. Сказать, что первично, а что вторично? В Евангелии есть интересные слова, произнесенные Христом Спасителем, которые, на мой взгляд, выше этих конституционных прав и гражданских обязанностей: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы». Если я хочу, чтобы меня уважали, значит, я должен сам уважать всех; если мне не нравится, когда меня обижают, следовательно, и я не должен никого обижать.

– Но разве это не обязанность?

– Да, это и есть обязанность, и я должен быть и гражданином, и человеком, а если я христианин, то я им обязан быть. А что это значит? Что значит быть, к примеру, гражданином той или иной страны? Это значит выполнять все нормы, все законодательные акты, которые существуют и в законе, и в конституции. Точно так же и в христианстве: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы. Но в отличие от гражданских норм жизни, которые устанавливают вот эти рамки — нормы жизни — здесь, на земле, церковные или евангельские истины, начинаясь здесь, в этом мире, будут продолжены и в вечности. Духовно-нравственные ценности имеют свое значение и на земле, и в будущей нашей жизни, потому что они находятся над всеми остальными гражданскими правами и обязанностями. Когда мы говорим о христианине, то мы можем вспомнить и слова апостола Павла о том, что закон нужен для тех, кто его нарушает, им нужны эти рамки, которые бы их ограничили, а для тех, кто живет по Евангелию, по Духу, тому не нужен закон, потому что Дух выше любого закона. А язычники, как говорил апостол, живут так, как их учит естество.

– Благодарю Вас, владыка! Перейдем теперь к вопросам наших зрителей. Телезрительница из Воронежа спрашивает: «Священник во время Причащения не дает целовать Чашу. Правильно ли это?»

– Не знаю деталей того, как это происходит. Я недавно от наших прихожан тоже услышал такую жалобу, что священник не дает целовать Чашу, хотя у нас есть очень хорошая многовековая традиция: священник, когда причащает человека, дает ему из лжицы Тело и Кровь Христовы, а потом мирянин целует низ Чаши. Это символ того, как из ребра Спасителя изошла, истекла кровь и вода, и целующий край Чаши как бы символически целует ребро Иисуса Христа. Так что, повторюсь, это хорошая традиция, но почему такое происходит, как в Вашем случае, непонятно. Хотя, может, священник чего-то боится или недопонимает сам, либо причащающийся у него вызывает подозрения, ведь бывают разные люди, которые приходят причащаться: кто-то пытается схватить Чашу руками и поцеловать, так что приходится их останавливать и говорить: «Вы только целуйте Чашу, не надо руками трогать». Мирянин не имеет права трогать священные сосуды руками, к ним прикасаются только священники либо дьяконы. Есть еще и такая практика: приносят младенца к Причастию, его причастили, а родители или те, кто его принес, пытаются поцеловать Чашу — это тоже неправильно, ведь вы же не причащались. Когда есть неправильное отношение к тому, что происходит, это и приводит порой к подобным ситуациям, но задача священника – объяснить людям, как нужно себя вести. Конечно же, Чашу надо давать для лобзания, ничего страшного в этом нет, это хорошая традиция.

– Телезрительница из Дагестана спрашивает: «Перед сном молюсь так: "Куда ночь, туда и сон прочь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Правильна ли такая молитва?»

– Честно сказать, я сейчас впервые услышал эту так называемую «молитву». У нас нет таких молитв. Это что-то из далекого-далекого, даже не церковного обращения, похоже на какое-то заклинание, поэтому не надо ничего такого придумывать. Почему мы молимся по молитвослову? Конечно, все мы призваны молиться, общаться с Богом, что называется, от сердца к сердцу, но у нас есть очень хороший «букварь» — это молитвослов. Многие молитвы, которые в нем находятся, взяты из практики, из опыта святых отцов, которые молились именно таким образом, поэтому не надо ничего придумывать. Так что Ваша «молитва» — это не православное обращение, да и непонятное.

– И какой смысл в этом?

– И смысла никакого нет, поэтому вместо этого лучше взять и прочитать хотя бы кратко молитвы на ночь. Нам ведь необходимо Божье благословение на то, чтобы ночь прошла спокойно, чтобы Господь помог нам отдохнуть и набраться сил. И следующий день начинать надо опять с обращения к Богу, чтобы Он нам помог его прожить, чтобы мы были добры. Так что день должен быть посвящен делам любви, добра и милосердия, а ночь нам дана для отдыха.

– Задают вопрос из Белоруссии: «Может ли быть дружба между парнем и девушкой? И как помочь этому чувству перерасти в любовь, чтобы потом создать семью?»

– Конечно, может быть дружба между парнем и девушкой, но когда меня об этом спрашивают, я всегда говорю о том, чем отличается любовь от дружбы. Дружба, как правило, всегда характеризуется взаимностью: я Вас уважаю – Вы меня уважаете, я Вам помогаю – Вы мне помогаете, я Вам что-то дал – Вы мне. Это нормальное общение между людьми, между парнем и девушкой. Вот этот период, когда мы дружим, общаемся, является хорошим, добрым временем, когда мы можем лучше узнать друг друга: как мы ведем себя в той или иной ситуации, обстановке. Это хорошая возможность узнать и себя, и другого человека. А потом очень часто дружба перерастает в любовь. А что такое любовь? Это чувство, которое в отличие от дружбы не ждет взаимности. Любовь — это уже такая стадия взаимоотношений между людьми, когда человек ради ближнего, ради того, с кем он общается, готов чем-то жертвовать: своим временем, знаниями, силами и даже жизнью. Вот так человек привязывается к другому: парень к девушке или девушка к парню. Потом наступает время, когда он начинает понимать: «Я без тебя жить не могу! Я понимаю, что моя жизнь может быть полной только в том случае, если мы будем вместе. И если что-то потребуется, то я ради тебя готов отдать все, что у меня есть, и даже самого себя». Вот если будет такое настроение, то, наверное, можно сказать, что это и есть такой этап в жизни человека, когда можно созидать семью. Вот если будет взаимное желание жертвовать собою, то это и есть начало настоящей любви и настоящей будущей семейной жизни у молодых людей.

– Телезрительница из Чувашии спрашивает: «Как на Исповеди преодолеть стыд?»

– Конечно, иногда бывает очень стыдно даже вспомнить о том, что мы иногда делаем в нашей жизни, совершая какие-то преступления, нарушая заповеди. Порой наше поведение бывает таким, что нам не только стыдно, чтобы о нем кто-то узнал, но даже неприятно вспоминать это, но надо же как-то жить, нужно работать над собой. Церковь всех нас призывает преобразить себя, стать лучше, отказаться от всего недоброго, греховного и смрадного. Необходимо искоренять тот грех, который у нас есть. Конечно, бывает стыдно, но, с другой стороны, мы никогда не вылечимся, не исцелимся, не исправимся, если не выкорчуем этот корень зла, не уберем эту грязь. Когда у нас что-то болит и мы идем к врачу, мы же не думаем: «Ой, а как я пойду к врачу? Как я ему скажу?», ведь есть такие заболевания интимных мест, о которых порой и стыдно говорить. Но ведь болит! Если не болит, то я не пойду к доктору рассказывать об этом, а уж если действительно ты будешь болеть, то все преодолеешь. И если вы хотите исцелиться, то придете к врачу, понимая, что его не следует стыдиться, ведь он же знает всю физиологию человека и призван к тому, чтобы вылечить даже такую болезнь, о которой стыдно сказать соседу с соседкой или своим близким. Вот точно так же и священник на Исповеди: он готовится к своему служению, а перед этим изучает и пастырское богословие, и нравственное богословие, поэтому знает все, что может делать человек хорошего и плохого. Священник так же, как и медик, помогает людям вылечиться, исцелиться, поэтому нужно преодолеть в себе этот страх, не надо бояться. Нечего стесняться перед священником, он такой же человек, как и все, но он поможет вам исправиться.

– Он тоже знает все о человеке?

– Конечно, именно потому и не надо бояться. Точно так же, как и у светского врача есть клятва Гиппократа, есть клятва и у священника, которую он дает перед вступлением на священное служение: он обещает сохранять тайну Исповеди. Как врач не имеет права рассказывать о каких-то заболеваниях другим, так и священник должен сохранять тайну Исповеди. Если он, не дай Бог, ее разгласит, то это самый тяжкий грех для священника: он связан клятвой и не должен рассказывать о том, кто и в чем каялся. Он, как врач, врач духовный, поможет человеку исправиться, стать чище, добрее и исцелиться от этого недуга. Видимо, мы еще не осознали тяжести той болезни, раны на нашей душе, которую нанес тот или иной грех, но, когда мы почувствуем эти раны, тогда надо, конечно, идти и выкорчевывать то зло, что продолжает вредить нашей душе. Не надо стесняться!

– Телезрительница из Соликамска задает вопрос: «Почему Бог дал одним многие блага, а другим мало или совсем ничего?»

– Думаю, не стоит Бога в чем-то упрекать, ведь мы мало знаем об окружающих людях, тем более о Боге, да мы и о себе практически ничего не знаем! Мы-то все рассуждаем только исходя из нашего миропонимания сегодняшней жизни на земле, не зная, что нас ожидает в будущем, поэтому наши мысли, рассуждения настолько примитивны, необъективны в этом – лишь Господь все знает. Для чего Он создал нас, видимый и невидимый мир? Для того чтобы мы прославляли Бога, участвовали в Его благости; Он нас приглашает в Царствие Небесное. От непонимания духовных законов и начинаем так рассуждать: кому-то Господь дал больше блага, кому-то меньше, а кому-то вообще ничего... Господь все распределяет во спасение наших душ, поэтому все, что Он нам дал, — это нам на пользу и во спасение, а то, чего не дает, значит, мы не сможем употребить на пользу. Знаете, есть очень интересная притча у святителя Иоанна Златоуста на эту тему: «Вы представьте себе горшечника, который из глины делает какие-то предметы, горшки. Одни из них он готовит для более возвышенного применения, другие – для будничной жизни, а третьи — для мусора, для низкого употребления. Но разве этот горшок будет спрашивать горшечника: "Почему ты меня сделал для мусора, а не для украшения мною царских столов?" — "Кто ты такой, горшок, чтобы меня спрашивать? Я горшечник, я сделал тебя таким, вот ты и должен выполнять то, что я тебе предначертал!"»

Вот примерно то же самое происходит и в нашей жизни. Кто мы такие, чтобы упрекать Бога? Мы должны за все и всегда Его благодарить, потому что на любом месте для каждого человека есть возможность быть с Богом, жить с Ним и здесь, на земле, а еще Он дает возможность быть в Его Небесном Царстве. А что может быть еще более возвышенным?

Почему же Господь не все всем дает? Рассуждая на эту тему, я говорю так: «Мне тоже много чего хочется, но попробуй дай мне какой-нибудь Божий дар, то что из этого выйдет? Даже, казалось бы, такой замечательный дар, как чудотворение. Как я его употреблю? У меня бушуют страсти, и каких только нет! И дай мне этот дар... Да я сейчас такого "начудотворю", что ни одно поколение не сможет разобраться в этих моих "чудесах"». Поэтому недаром в народе говорят: «Бодливой корове Бог рогов не дает». Господь дает только то, что нам полезно и спасительно, но даже это, данное нам во благо, во славу Божию, для блага окружающих, мы употребляем не всегда должным образом, поэтому человек должен понять, кто он есть на самом деле. Если я только это осозна ́ю да еще прислушаюсь к голосу совести, то, наверное, приду к выводу, что мне Бога совершенно не в чем упрекнуть, и только смогу сказать: «Боже, милостив буди мне, грешному! Помоги мне исправиться! Помоги мне жить так, как можно и должно жить человеку!» Надо всегда говорить: «Слава Тебе, Господи, за все, что Ты нам даешь!»

– Вопрос телезрительницы из Казахстана: «Обычно перед Причастием постились три дня, а теперь священник сказал, что нужно поститься неделю. Правильно ли это?»

– Видимо, священник не читал последнее Церковное Постановление, которое у нас было принято на Архиерейском Совещании, а возможно, он знает о Вашем внутреннем настроении. Может быть, священник увидел, как добрый пастырь, что, несмотря на то что Вы поститесь, воздерживаетесь, этого для Вас недостаточно. Например, врач всегда давал больному полтаблетки и говорил: «Принимайте – и у Вас будет нормальное давление». Прошло время, и доктор сказал: «Вы знаете, Вам уже нужно пить таблеточку, потому что у Вас не нормализуется давление и прежней дозы Вам мало». «А пройдет еще время, и уже надо будет принимать по полторы таблетки, потому что у Вас так расшатался организм, что постоянно поднимается давление», — скажет врач пациенту через какое-то время. Вот и здесь подобная ситуация. Батюшка, как пастырь добрый, определил, что Вы, хотя и причащаетесь часто, и поститесь три дня, но у Вас гордость бушует, страсти кипят и надо Вас как-то привести в нормальное состояние: «Знаете, миленькая, недельку перед Причастием попоститесь».

– Своеобразная епитимья?

– Это может быть и епитимья, и наставление, и просто такое пастырское назидание, поэтому если священник сказал, как добрый пастырь, который Вас знает, с которым Вы советуетесь, общаетесь, то Вам полезно будет немножко попоститься, чтобы смириться, если Вы не смиряетесь. Ведь часто бывает так: люди вроде бы и постятся, и в храм постоянно ходят, а вот те, кто заходят в храм изредка, их осуждают: «Как он себя ведет безобразно? А еще в церковь ходит, а еще и верующий, причащается часто!» Мы бываем соблазном для других людей.

– У телезрителя произошло несчастье в семье: у дочери убили мужа, и она спрашивает, увидится ли она с супругом после своей смерти.

– Это вопрос относится к Небесной канцелярии, потому что никто из нас, живущих на земле, не может сказать, что кого ожидает в ином мире. Но у нас есть учение Церкви, которое говорит о том, что люди, живущие здесь праведно, свято, благочестиво, будут в Царствии Небесном. Если мы будем жить правильно, честно, то, будем надеяться, туда попадем и, наверное, будем общаться.

Я как-то рассказывал о том, что мне приходилось много лет тому назад общаться с одной монахиней, которая потом стала схимонахиней. Она уже умерла. В 1946 году ее ударило током, и она мне рассказывала (хотя старалась как можно меньше об этом говорить), как проходила мытарства, пребывала в Царских селениях, видела там своих родственников. Это был рассказ очевидца, и я нисколько не сомневаюсь в том, что она действительно видела, потому что во многом, о чем она мне тогда говорила в 70-е годы, я убедился сам уже в 90-х годах. Она рассказала о патриархе Тихоне, которого никогда не видела в своей жизни (ведь она в храм не ходила и не знала его): она увидела его среди святых, он шел на поклонение Богу в своем священническом облачении, в том, в котором его похоронили.

– То есть это реально было?

– Да, реально. Она увидела даже директора завода, на котором работала; он тоже проходил мытарства. При этом она подумала: «Причем тут директор завода? Вот он тоже мытарства проходит». А оказалось, что, после того как ее ударило током, его на второй или третий день убили. Но Господь нам это не открывает в Священном Писании, в Евангелии. Он открывает только то, что нам полезно и спасительно. Но вот есть еще такие, как я вам сказал, рассказы очевидцев, переживших смерть. Конечно, надо вспоминать слова Христа Спасителя, Который говорил, что в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж, а пребывают, как ангелы. Поэтому не исключено, что святые будут общаться там, каждый на каком-то уровне своего духовного совершенства. Будем на это надеяться!

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать