Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 10 февраля

10 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
-Здравствуйте! Как всегда, в это время в эфир выходит программа телерадиокомпании Эхо «Беседы с Владыкой Павлом». Наш постоянный собеседник Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел. Здравствуйте, Владыко!

-Здравствуйте!

- Прежде всего хочу сказать вот о чём: в этом году 8 февраля празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, и поминаются все пострадавшие за веру Христову в годину гонений. Что для нас эти люди? Только лишь пример для подражания или нечто большее?

- Конечно, большее. По мысли отцов Церкви, кровь мучеников – это зерно, которое обязательно принесёт обильный плод. Это пример стойкости в вере, пример для назидания всех людей: и власть имущих, и военных, и руководителей самых разных сфер и уровней, и для епископата, священников и простых верующих людей. Оглядываясь на историю Христианской Церкви и историю XX столетия, с ужасом понимаешь, что происходило в то время у нас на Руси, до чего довело человека стремление жить вольготно, ради себя, ради своих страстей, до чего довёл грех человека. Это страшные по своей нечеловеческой жестокости события. Возникает вопрос: «Почему это происходило?» Можно однозначно сказать: «За отступление человека от Бога, за грехи, за богоборчество». Главное, что происходило тогда на Руси - массовое отступление от Бога. Сегодня многие говорят: «До революции было так хорошо!» А на самом деле тогда происходили страшные явления в жизни нашего общества. Церковь была государственной, должна была быть отчётность о своём посещении храмов, о своей исповеди, о причащении. Нельзя было занимать любой ответственный пост, если ты не являешься православным христианином. И очень многие люди, которые не хотели исповедовать Православие, но хотели занимать высокие посты в обществе, должны были принимать Православие. Это вызывало у многих людей чувство отторжения, даже богоборчества. Люди принимали внешне Православие, но внутренне оставались не православными и, хуже того, - богоборцами. Эта борьба проходила на протяжении многих десятилетий, и это привело к таким страшным последствиям. Те, кто сохранял веру, были на поругании у безбожников. А тут безбожники получили власть. Посмотрите, что произошло: по официальной статистике после революции и объявления Церкви вне закона более 50-ти процентов ушло из Церкви. Это значит, что эти люди никогда не были в Церкви, а только числились формально. Они, пребывая в лоне церковном, творили беззакония против Бога, боролись с Богом. Множество примеров тому сегодня стали известны. Поэтому и восстали эти богоборцы против тех людей, которые исповедовали веру христианскую. Сегодня новомученики и исповедники земли русской для нас являются ярким примером стойкости в вере. Их жизнь свидетельствует для многих из нас, что Господь в самые трудные минуты не отступает от людей. Мы верим, что все, кто пострадал за Христа, сегодня пребывают в Царстве Божием. Можно увидеть последующие события, которые происходили в Советском Союзе. Над теми, кто совершал преступления, убивал ни в чём не повинных православных христиан, потом совершился Суд Божий. Всех тех, кто убивал после 17 года священнослужителей, в последующее время репрессировали и убивали. А те, кто их убивал, потом тоже были преследуемы, подвергались репрессиям. Вплоть до хрущёвского времени дошла эта расплата: ты убил неповинного - тебя убили. Тот, кто убивал новомучеников и был репрессирован - получил по заслугам, а невинно убиенные за веру Христову пребывают в Царствии Божием и молятся за нас. Это не просто пример для подражания в вере и стойкости. Они теперь молитвенники пред Престолом Господа о нашей Церкви, о нашей земле.

-Благодарю Вас, Владыко! Теперь вопрос наших зрителей. Спрашивает Людмила из Анапы, 60 лет. Её дочь 30-ти лет - распутница. Что делать?

- Людмила, теперь мы можем только выразить Вам чувство сожаления. Не случайно педагоги говорят о том, что детей надо воспитывать, пока они лежат поперёк лавки. А когда ребёнок ложится уже вдоль лавки, тогда уже поздно его воспитывать. Я иногда говорю, что прежде чем воспитывать детей, надо воспитать родителей. Мы очень поздно начинаем задумываться об этом, и поэтому упускаем драгоценное время. А улица, школа воспитывают. Хотя школа не столько воспитывает, сколько даёт образование, а воспитанием должны заниматься родители в семье. Никто не компенсирует семейного воспитания, только сами родители. Только родители могут дать то необходимое своим детям, что потом во всю оставшуюся жизнь будет самым важным фактором воспитания людей. Ваша 30-летняя дочь совершенно осознанно ведёт такой распутный образ жизни, что теперь делать? Только молиться, надеяться, что Господь вразумит, не даст погибнуть душе этого человека. Насильно что-то сделать не получится. Раньше надо было думать. А сейчас могу только сочувствовать Вам, Людмила, молитесь. Будем надеяться, что Господь молитву матери услышит и призовёт к покаянию Вашу дочь.

- Вопрос от Пелагеи из Мордовии. У них в деревне такая традиция: на 40 день провожать душу покойника. Местный священник запретил им это делать. Правильно ли он поступил?

- Сегодня существует очень много суеверных традиций. Одна из них -проводы души на 40 день. Кто-то на 3-ий день какие-то мероприятия проводит, кто-то на 40. Это суеверие! Не придерживайтесь этого, лучше все на 40 день приходите в храм помолиться, помяните усопшего. Усопший нуждается в наших молитвах, это чрезвычайно важно. Хочу сказать об одном случае. В некоторых храмах существуют тоже суеверные традиции, священники никак не могут их побороть, бабульки некоторые сохраняют. Когда закончилось отпевание, покойника поднимают, выносят из храма, а там уже специально заготовленные бабульки стоят, они должны скамейки быстренько перевернуть, чтобы больше никто у них в селе не умирал. Неужели люди перестанут после этого умирать? Всё равно будут умирать. Это естественный ход жизни человека. Тот, кто рождается - должен умереть. И вот эту традицию никак нельзя было изжить. Я назначил одного молодого, но очень грамотного, эрудированного священника. Он говорил мне, что сколько ни объяснял - ничего не получается. Только выходят из храма - гром переворачиваемых табуреток. И вот очередной покойник, завершается отпевание, священник поворачивается и видит, что уже бабульки приготовились, стоят возле скамеек. Тут он и говорит: «Кто первый перевернёт скамейку - первый умрёт!» И все бабульки разбежались! Первый раз у них никто не перевернул табуреток.

Это суеверие, духовная неграмотность людей. Оно ничего положительного не привносит. Есть суеверие, что на поминальной трапезе нельзя пользоваться ножами и вилками, якобы это боль наносит покойнику. Это всё глупости. Душу провожать? Так ведь, как только человек умер, душа выходит из тела. И куда её провожать? Да вы лучше придите, помолитесь. Церковь призывает: «Давайте молиться! Давайте думать о живых. И, вспоминая об умерших, только молиться, чтобы Господь простил им прегрешения вольные и невольные». Священник правильно делает, что объясняет вам. Заставить нельзя, и, пока человек сам не поймёт, что это глупость, он будет придерживаться этих суеверных традиций. На самом деле они не имеют никакого богословского или церковного обоснования.

- Вопрос от Нины из Подмосковья. Она развелась с мужем. Он хочет с ней жить, а она не соглашается. Как ей поступить?

- Насильно мил не будешь. Раньше надо было думать о том, что семья может распасться. Чтобы этого не случилось, надо жить правильно, честно, благородно. А теперь, если не хочет жена, как её заставишь? Даже не знаю, что посоветовать. Если действительно бывший муж хочет жить с бывшей женой, значит, пусть докажет, что действительно её любит, что будет вести благочестивый образ жизни мужчины и мужа. Теперь нужно заслужить любовь и уважение. Другого выхода я не вижу.

- Из Воронежской области позвонила Лариса. Её сын от первого брака взял фамилию и отчество отчима. Можно ли так делать?

- Если он взял, и ЗАГС зарегистрировал, значит, можно. Другое дело, нужно ли это? Но он же не маленький ребёнок, делает это осознанно. Наверно, были какие-то основания для такого шага. Не считаю, что нужно воспрепятствовать. Противозаконного в этом ничего нет. Сегодня вправе любой изменить имя, фамилию, как он считает нужным. Главное, чтобы это был совершеннолетний, адекватный человек.

- Надежда, 54 года, Тюменская область. В храме много одинаковых икон. У неё привычка после службы обойти весь храм и приложиться к иконам. Пропускать ли иконы тех святых, которых она уже почтила?

- Есть такая традиция. Я вспоминаю, когда поступал в семинарию, среди поступающих абитуриентов были ну такие благочестивые, которые, заходя в храм, все иконы перецелуют. Идут по учебному корпусу - все иконы перецелуют. Ну, такое благочестие! А потом - куда что девается? И ко кресту не заставишь подойти. Происходит охлаждение такого благочестия. А есть такое, которое сохраняется всю жизнь. Перецеловать все иконы - не грех. Но поскольку храм – это общественное место, где много людей, делать это надо естественно, не вызывая соблазна. То, что Вы два раза подойдёте к иконе - греха в этом нет. Есть возможность - прикладывайтесь, молитесь. Нет времени - достаточно приложиться ко кресту. Ведь у нас существует хорошая практика: священник выходит после окончания службы, совершает отпуст, и даёт людям целовать крест. Это добрая благочестивая традиция, которая сохраняется на протяжении многих времён. А этот крест лежит на Престоле во время совершения Евхаристии. Этого уже достаточно. Но есть ведь ещё местночтимые иконы, чудотворные, есть мощи в некоторых храмах, поэтому если Вы хотите приложиться, надо это делать благоговейно, не на показ, а с искренним чувством, так, чтобы никого не искушать, не соблазнять.

- Георгий, 52 года, Белгород. В Евангелии от Луки притча о виноградаре заканчивается такими словами: «Приидет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим. Слышащие же это сказали: «Да не будет». Как понимать эти слова: «Да не будет»?

- Те, кому Господь говорил эту притчу, поняли, о ком идёт речь: о виноградарях, то есть о фарисеях, о книжниках, которые слушали это. Они сказали: «Вот мы виноградари, работаем в этом винограднике, и мы захватили власть, захватили этот виноградник. Одного сына виноградаря выгнали, другого выгнали, третьего побили камнями, а младшего вообще убили». Христос говорит: «Что сделает виноградарь по отношению к виноградарям, которые так поступили?» Конечно, предаст их страшным страданиям и погубит их. И книжники и фарисеи говорят: «Нет! Пусть этого не будет!» Они поняли, что речь идёт о них.

- Из Рязани позвонила Ольга, ей 52 года. У неё настоящая трагедия: сын погиб, умерла мама, и она осталась одна. Она спрашивает: «Есть ли смысл жить в одиночестве?»

- Жизнь продолжается. Не дай Бог, чтобы Вам пришли мысли что-то совершить над собой. Конечно, печально, что мама умерла, но это естественно. Сын погиб, надо подумать об этом, молиться о нём. Вы особо не переживайте, хотя я понимаю, что произошло, в таком случае хочется выразить соболезнование. Видимо, Господь призывает Вас молиться. Подумайте о себе, о смысле жизни человека на земле. Наверно, Господь Вас определил на такой образ жизни, чтобы вы молились за своих близких. Надо ходить в храм. Запомните, что, посещая храм, даже в таком тяжёлом горе, Господь будет Вам подавать силы и крепость телу, душе и духу Вашему. Господь будет Вас укреплять. А Вы не падайте духом, не ослабевайте, теперь ещё больше уделяйте внимание молитве о своих близких. Поминайте их. Если Вы будете за них молиться и жизнь свою проводить благочестиво, праведно, то Господь таким образом спасёт душу и сына, и мамы, и свою душу спасёте. Господь не просто так всё это определил. Примите это со смирением, кротостью и возложите упование на Бога.

- Валентина, 73 года, спрашивает: «Какому святому должен молиться человек, которого парализовало?»

- Мы всегда говорим, что молиться надо Богу в первую очередь. Призываем и к молитве Пресвятой Богородице. Ну, а больным можно помолиться и великомученику Пантелеимону, общеизвестному врачу душ и телес человеческих. В таком состоянии, когда человек парализован, да и просто болен, продолжительные молитвы трудно совершать, поэтому обычно мы рекомендуем совершать молитву Иисусову. Она очень кратенькая : «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Иногда трудно и эту молитву произносить, в этом случае просто молиться: «Господи, помилуй!» Господь будет слышать Вашу молитву. Это самое лучшее средство: обращаться ко Господу в молитве. Господь знает, управит, примет Ваши страдания и спасёт души тех, кто страдает и тех, кто им помогает.

- Фёдор, 82 года, из Воронежа. Можно ли во время поста читать акафисты Богородице?

- Особый пост из всех многодневных постов - Великий. Великим постом у нас даже есть суббота Акафиста. В этот день мы читаем акафист Пресвятой Богородице. Это Благовещенский акафист, но в народе его называют «Радуйся, Невеста Неневестная». Этот акафист мы читаем Великим постом только один раз. Хотя, например, в Константинопольском Патриархате читается вообще раз в год один этот акафист. Но у нас в Русской Церкви существует много акафистов. И Господу, и Матери Божией, и святым угодникам Божиим. Великим постом читается больше молитв покаянного характера, псалтирь, покаянный канон, молитва прп. Ефрема Сирина. А в другие посты нет никаких ограничений, можете читать, если есть такая возможность. Обетов только не давайте, не говорите, что я этим постом буду читать каждый день. Есть время - читайте, нет - почитайте что-то другое. Можно почитать Жития святых. Я знаю благочестивых людей, которые каждый день читают жития святых на этот день. Очень назидательно. Помимо Священного Писания, утренних и вечерних молитв, люди читают ещё и Псалтирь. Если есть свободное время, можно и акафисты почитать.

- Благодарю Вас, Владыко, за беседу!

- Спасибо Вам! И, как всегда, дорогие друзья, желаю вам всего самого доброго! Пусть Божие Благословение пребывает со всеми вами! 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать