Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 1 декабря

1 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Совсем недавно Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата выразил решительный протест против заявления Верховного архиепископа Украинской Греко-Католической Церкви Святослава Шевчука, сделанных в интервью австрийскому католическому агентству «Kathpress». Надо сказать, что это выступление, как и многие другие высказывания этого иерарха, полны агрессии в отношении Русской Православной Церкви. Как Вы думаете, чем угрожают подобные действия униатов?

– К подобным высказываниям можно отнестись только с чувством глубокого прискорбия и сожаления о том, что такое отношение имеет место быть, а также сочувствия к православным людям, проживающим на территории Украины, и ко всем другим, кому адресовались эти слова. Я принес с собой материалы Смешанной международной комиссии по православно-католическому диалогу, или форуму, проходившему еще в 1990 году, на котором в частности говорилось: «Мы отвергаем его (то есть униатство) как метод поиска единства потому, что он противоречит общей традиции наших Церквей». И в 1993 году та же комиссия подчеркнула, что униатство «не может быть принято ни как метод, ни как модель единства, к которому стремятся наши Церкви». Было отмечено, что «имевшие место в прошлом попытки восстановления единства между Восточной и Западной Церквями при помощи унии лишь усугубили существующее между ними разделение». Но, к сожалению, совместное осуждение унии православными и католиками в рамках официального богословского диалога никак не повлияло на риторику униатских лидеров и, в частности Шевчука. Она остается враждебной по отношению к православию, именно такой, какой была всегда и в прежние века. Конечно, очень печально, что Святослав Шевчук пытается воспользоваться сегодняшним нестроением и проблемами в украинском обществе. Его высказывания только разжигают человеческие страсти, да еще и на религиозной основе. И это в то время, когда нужно как никогда стремиться к миру, добру, согласию! Все это очень печально и, конечно, ни к чему хорошему не приведет.

Белорусский народ помнит страшные нестроения, раздоры, вражду, которые были на территории Беларуси еще в старые времена, когда униаты враждовали с православными. Дело доходило до такой дикости и варварства, что просто страшно вспоминать. Были случаи, когда униаты даже выкапывали из могил останки захороненных православных людей и выбрасывали их на съедение зверям. Просто жутко, какая была вражда и ненависть! И вот сегодня, когда так нужно стремиться к миру и согласию, вместо этого опять всё распаляется и разжигается. Очень печально, что сегодня страсти начинают бушевать с новой силой в сознании не только враждующих людей, но и тех, кто именует себя лидерами христианского вероучения. Это очень печально. Хочется надеяться, что разум все-таки восторжествует и прекратятся эта вражда и ненависть. Мы должны объединиться, искать такие пути, которые приводили бы нас к миру и согласию. Мы понимаем, что это очень сложно и трудно сделать: существует много разных взглядов, мыслей, направлений, по которым сегодня движется человечество. Но если мы относим себя к православным, католикам или к любым другим вероучениям, то должны понимать, что основатели этих религий не призывали к вражде! Это не то, что должно присутствовать в нашей жизни. Самое главное и важное – это совершенствование и духовное спасение душ человеческих. Вот к чему надо стремиться, а не к вражде и попыткам захвата чужих храмов или получения какого-то политического влияния в церковных кругах. Нет! Это не самоцель и не главное. Главное – это спасение души. Где те люди, которые враждовали в прошлом и позапрошлом столетии, где они сегодня? Их уже нет! Они в загробном мире, и даже страшно подумать, какова их участь после той вражды и ненависти. Все существующие на сегодня диалоги имеют главную цель – достижение мира и согласия, а не ненависти и вражды на религиозной почве, которая бывает самой тяжкой, самой опасной и самой затяжной. Надо всегда помнить, что эти угрозы и вражда ни к чему хорошему не приведут. Неслучайно ведь в народе говорят: лучше плохой мир, чем хорошая война.

– Вопрос телезрительницы из Самарской области: «Есть ли какое-нибудь правило о том, в каком порядке вносить имена в записку об упокоении?»

– Каких-то особых правил у нас нет, есть традиция, которая касается не только записок об упокоении, но и о здравии. Существует практика, или опыт, который передается из поколения в поколение: обычно в начале наших записок мы вспоминаем предстоятелей наших церквей. Сегодня, подавая записку о здравии, благочестивый православный христианин в первую очередь вспоминает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, потом своего правящего архиерея, потом записывает своего духовного отца (если он у него есть), священников, к которым он приходит на исповедь или обращается с какими-нибудь вопросами. Потом, наверное, он запишет своих родителей, за ними крестных родителей, а потом, может быть, своих братьев и сестер. Кто-то вспомнит своих благодетелей, благотворителей; кто-то – своих соседей, с которыми общается и которым хочет помочь церковной молитвой, а кто-то – нуждающегося в молитве болящего, скорбящего человека. А потом можно вспомнить и тех, с кем ты работаешь, чтобы Господь помог и укрепил дружбу и наше мирное сожительство с окружающими нас людьми.

В записках об упокоении мы пишем примерно то же самое. Начинаем с патриархов нашей Церкви, затем поминаем (может быть, кто-то общался, знал лично) своих епархиальных архиереев, умерших духовных наставников или священников. Потом, если умерли, записываем своих родителей, крестных, может быть, тех, с кем когда-то общались, работали, а может быть кто-то попросил помолиться о ком-то, вспомнить… Каких-то жестких правил не существует, только эта практика.

– Телезрительница из Нижнего Тагила обращается с такой бедой: у нее спивается сын, и она спрашивает, есть ли какое-нибудь средство помочь ему в этой беде?

– Мы очень часто сталкиваемся с такими явлениями как алкоголизм, наркомания и игромания, это бич нашего сегодняшнего общества. Должен сказать, что, к сожалению, задумываться об этом мы начинаем слишком поздно, когда человек уже втянулся, попал в это болото и выбраться самостоятельно никак не может. Я часто повторяю хорошую народную мудрость: ребенка надо воспитывать, когда он лежит поперек лавки, а не вдоль. Когда он ложится вдоль лавки, воспитывать его уже бесполезно, поздно. Поэтому начинать воспитание надо с самого раннего возраста. Мы, к сожалению, часто думаем, что все само собой уладится, пройдет, а когда начинаем понимать, что уже поздно, начинаем кричать караул. А кто услышит этот «караул»? Человек начинает спиваться, погряз в наркомании или игромании, страсти у него бушуют с такой силой, что уже выплескиваются наружу – здесь очень сложно что-либо сделать. Попробуйте, скажите пьянице или алкоголику, что он больной человек, да он никогда с этим не согласится. В этом и состоит вся пагубность этой страсти. Человек не осознает этого порока, не признает, что он болен.

Когда человек приходит к врачу? Когда понимает, что он действительно болен. Когда у человека что-то начинает болеть в организме, он же не сразу идет к врачу. Он думает: «Да ладно, сегодня поболит голова (зуб, рука, нога), я отдохну, полежу, таблеточку выпью, и завтра все пройдет». А назавтра лучше не становится, а послезавтра еще хуже, и человек тогда начинает думать, а может быть, лучше к врачу сходить, то есть он начинает понимать, что болен. Так и человек, злоупотребляющий алкоголем, наркотиками, увлекающийся играми до такой степени, что затмевается сознание и разум, если он не поймет, что попал в сети, вызволить его оттуда будет очень сложно. Когда он сам поймет, что болен, тогда и пойдет к врачу. Алкоголик ведь как говорит: мне бы еще рюмашечку, и все будет хорошо. А так не получается: одна рюмашечка, потом вторая, третья и опять началось все с начала – человек погрязает в этом болоте. Конечно, мы надеемся на милость Божию, надеемся на церковную молитву, молитву родителей и близких людей: молитва, безусловно, очень много значит, но пока человек сам не осознает своего положения, очень сложно вывести его из этого состояния. Поэтому я могу только выразить Вам чувство сожаления и хочу призвать Вас не ослабевать в молитве, потому что у Бога всего много и милость Божия может проявиться даже в тех случаях, когда человек уже не в состоянии ничего сделать сам. Поэтому на сегодня могу только порекомендовать Вам ходить в храм, молиться за сына и возлагать все свое упование на Бога. И с сыном, наверное, тоже надо иногда говорить, но только когда он трезвый, в нетрезвом состоянии разговаривать бесполезно: он все равно ничего не поймет.

– Вопрос телезрительницы из Смоленска: «Как можно избавиться от панического страха за свою жизнь?» От себя хочу спросить: откуда вообще появляется такой страх? Это нормальное явление?

– Вначале я бы посоветовал сходить к священнику на исповедь и хорошо поисповедоваться. Страхи могут быть самые разные. Это могут быть и вражеские страхования, и самые разные непредвиденные обстоятельства, которые вводят человека в состояние страха. Конечно, надо посоветоваться со священником, рассказать ему, почему вдруг у вас появилось такое волнение, такой страх, что случилось. Потому что, знаете, тому, кто искренне верит в Бога, исполняет заповеди Божии, живет по Евангелию благочестиво, праведно и свято, тому нечего бояться. Я вспоминаю случаи, описанные в житии святителя Иоанна Златоуста: ему часто угрожали и в ссылку сослать, и наказать, и даже смерти предать, но он почему-то не боялся и всегда, когда ему говорили: «Мы тебя всего лишим!» – отвечал: «У меня есть крест и Евангелие, а больше ничего нет – лишайте!» Ему говорили: «Мы тебя сошлем и смерти предадим!», а он в ответ: «Это мне не страшно». Апостол Павел вообще говорил, что смерть для него приобретение. Если у человека есть вера в Бога, надежда на то, что после смерти он перейдет к Господу, в Царство Небесное, то чего ему бояться? Если есть этот страх, значит вера наша слабая, значит надежды на Бога у нас нет. Может быть, мы настолько слабы, что вообще не понимаем смысла человеческой жизни на земле? Поэтому я хотел бы порекомендовать Вам подойти к священнику и поговорить с ним. Я человек непрозорливый и не могу знать Вашего настроения и внутреннего состояния, а священник, пообщавшись с Вами, может быть, подскажет, как лучше поступить в Вашем случае.

– Вопрос телезрительницы из г. Иваново, 45 лет: «Я крестилась уже в зрелом возрасте и ничего про Церковь не знаю. Где можно узнать, что такое Церковь, научиться правильно вести себя в ней?»

– Вообще-то у нас существует хорошая, добрая практика, о которой многократно говорил и покойный патриарх Алексий, и ныне здравствующий Святейший Патриарх Кирилл, призывающая всех архипастырей и пастырей перед крещением проводить огласительные беседы, то есть рассказывать людям о Церкви и нашем православном вероучении. И только после того, как человек осмыслит, осознает, куда и зачем он идет, его крестят. Видимо, в Вашем случае, подобное оглашение было пропущено, никто с Вами не побеседовал, но ничего страшного в этом нет, не отчаивайтесь. Советую Вам подойти к священнику и попросить его порекомендовать, какие книги нужно прочитать и с чего начать знакомство с Церковью. Сегодня, конечно, совершенно другая ситуация по сравнению с той, какая была, скажем, двадцать лет назад. Сейчас есть возможность взять в библиотеке любую книгу. Если есть желание и возможность, можно купить в книжной лавке хорошую, добрую книжку, которая расскажет и о Церкви, и о наших таинствах, и о богослужении. Сегодня очень много хороших книг и в библиотеке, и в свободной продаже. Поэтому подойдите или к священнику того храма, где Вы крестились, или к любому другому и скажите: «Батюшка, хочу посоветоваться, какие книги мне начать читать, чтобы узнать о Церкви и о том, как я должна жить».

– Телезрительница из Тульской области пишет, что борется со страстями, но понимает, что они все равно ее одолевают. Она спрашивает, что ей делать?

– Бороться! Продолжать бороться. Я вспоминаю один эпизод из древнего Патерика: однажды инок, который тоже пытался побороть в себе страсти и найти покой, пришел в один монастырь, побыл там какое-то время и почувствовал, что нет для его души покоя. Пошел в другой монастырь – там то же самое, затем в третий, четвертый… Так переходил он из одного монастыря в другой, пока не пришел к одному старцу. Инок сказал ему: «Отче, помоги мне, вот уже который монастырь оставляю, в который монастырь перехожу и нигде не могу найти покоя», покоя как того состояния, которое приобретает человек, сумевший побороть в себе страсти. Старец спрашивает у него: «А сколько уже лет, как ты борешься с собой?» – «Уже восемь лет». – «О, миленький, я восемьдесят лет пребываю в пустыне, и до сих пор не могу найти покоя!» Борьба со страстями, переходящая потом в открытую борьбу с темными силами, будет длиться во все дни жизни человека на земле. Пока человек живет, враг рода человеческого никогда не оставит его в покое. Но отчаиваться не надо! Надо продолжать бороться, и Господь будет помогать нам. В этом будет проявляться наше особое стремление к Богу и чистоте. В борьбе со страстями человек закаляется, становится более крепким и мужественным. А Господь всегда поможет.

– Вопрос телезрительницы из Адыгеи: «В одном месте Священного Писания я встретила выражение: «Бог забрал душу». В другом месте говорится: «Ангел смерти отторг душу». Есть ли разница между этими выражениями?»

– Нужно говорить, конечно, конкретнее, но примерно я догадываюсь, о чем идет речь. Однажды Спаситель рассказал притчу о богаче и бедном Лазаре, который жил рядом с домом богача. В этой притче Христос очень образно рассказал, что когда Лазарь умер, ангелы взяли его душу и перенесли на лоно Авраамово, а про богача было сказано только: умер богач и похоронили его. Есть в Евангелии и другой эпизод о богаче, который очень заботился о своем состоянии и говорил: «Вот уродился у меня богатый урожай, построю новое хранилище, «затарю» всё доверху, и ешь, пей, веселись, душа, на многие годы тебе хватит!» А Господь ему отвечает: «Несчастный! Сегодня ночью душу твою истяжут у тебя (то есть насильно исторгнут). Настолько ты пристрастился к этой земле, что даже не помышляешь о вечности, и душу твою насильно заберут у тебя сегодня ночью». А умер Лазарь, всю свою жизнь проживший в бедноте, нищете, в тяжелом положении, и его душу ангелы отнесли на лоно Авраамово. Вот в этом контексте можно усмотреть для себя много поучительного и полезного. Человек, не пристращайся к земле! Ты не для жизни на земле создан, ты создан для того, чтобы пройдя через эту земную жизнь, смог достичь такого духовного совершенства, чтобы перейти в вечную загробную жизнь в Царствии Божием. Наша жизнь на земле – временное явление; самое главное – это жизнь в будущем веке, в Царствии Небесном, вот к чему надо стремиться! Через эти евангельские тонкости мы можем увидеть, что если человек будет стремиться к Богу и жизнь свою проводить в таком настроении, то он действительно перейдет от жизни временной в жизнь вечную. По слову апостола Павла, смерть для него станет приобретением!

Я знаю многих людей, земная жизнь которых была очень тяжела: и ссылки, и раскулачивание, и голодные годы, и война, и люди проходили этот жизненный путь в таком устроении, что говорили: «Господи, я так хочу к Тебе! Забери меня, Господи к Себе!» Люди мечтали о том, чтобы встретиться со Христом в Царствии Небесном, в загробном мире. Для них, конечно, смерть – совсем не страх какой-то, она их не устрашает, они ждут этого момента. Предание говорит нам и о Пресвятой Богородице, Которая после смерти, погребения, воскресения и вознесения Иисуса Христа на Небо, всегда молилась, надеялась и ждала того момента, когда Она перейдет к Своему возлюбленному Сыну и Господу. И христиане мечтают об этом. Такое настроение у людей очень хорошее. Но для того чтобы оно возникло, надо жить благочестиво и праведно, по-христиански, как учит нас наша Церковь.

– Телезрительница из Рязани, 62 года, спрашивает (наверное, беспокоится за своего сына): «Можно ли жениться на разведенной женщине, и не является ли это прелюбодеянием?»

– Христос Спаситель однозначно сказал: «Тот, кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Об этом всегда нужно помнить! Хорошо это или плохо, не нам решать. Это сказал не мой сосед и даже не мои родители, об этом сказал Сам Христос Спаситель. Друзья мои, дальше делайте выводы сами! Конечно же, это сказано не просто так. Я общаюсь со многими людьми, и иногда они рассказывают свои самые сокровенные мысли: кто-то из них женился один раз, кто-то – два, а кто-то – и три, но каждый из них помнит свою первую любовь, свой первый поцелуй, свою первую женщину или первого мужчину – это остается с человеком на всю жизнь. В этом и заключается глубочайший смысл целомудрия – никого другого я не знаю, я люблю только тебя и хочу всю свою жизнь провести только с тобой. А когда появляются примеры для сравнения, тогда уже и семьи бывают непрочными, и браки распадаются. Эти слова Христа Спасителя совсем не угроза человеку. Господь никому не угрожает, Он просто призывает людей к тому, чтобы семьи были прочными, чтобы любовь была настоящей, чтобы не было измен друг другу – вот к чему призывает нас Христос! Господь желает нам только хорошего, доброго и именно поэтому предупреждает, что, женившись на разведенной женщине, человек прелюбодействует, а прелюбодейцы Царства Божия не наследуют. Конечно, мы понимаем, что Господь Милосердный и, может быть, простит нас, зная человеческую слабость, только на это, наверное, и остается надеяться. К сожалению, наш мир сегодня устроен так, что грехи наши делают нас разнузданными. Церковь через предупреждение Христа Спасителя призывает нас оставаться в чистоте и добре.

 

Ведущий Иван Игнатов
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать