Беседы с батюшкой. Подготовка церковных специалистов

20 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Отдела дополнительного образования Московской духовной академии священник Алексий Котельников.

– Сегодня тема нашей передачи – «Подготовка церковных специалистов». Отец Алексей, что такое Отдел дополнительного образования Московской духовной академии и какова его задача? 

– В свое время священноначалие нашей Церкви очень верно подметило, что сами священники уже не в состоянии решать тот объем задач, который перед ними ставит современность. Поэтому им явным образом нужны помощники. Кроме того, было бы очень хорошо, чтобы и сами православные христиане, миряне знали свое вероучение, историю своей Церкви, Священное Писание, с тем чтобы их духовная жизнь была более осознанной. 

Поэтому перед образовательными учреждениями нашей Церкви была поставлена задача о подготовке таких помощников, которых мы сейчас называем церковными специалистами. В разных учреждениях образования по-разному проходил этот процесс, но у нас в Московской духовной академии в итоге мы пришли к созданию Отдела дополнительного образования. Это отдел, который занимается подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации церковных специалистов, где миряне могут либо получить данную квалификацию, либо хотя бы просто углубить собственные знания о своей вере. 

Все начиналось достаточно давно, когда ректором академии был еще владыка Евгений, ныне митрополит Таллинский и всея Эстонии, и начиналось с Высших богословских курсов, которые выпустили в общей сложности пятнадцать курсов. 

– Это очень много. 

– Да, это целая эпоха, можно сказать. Но время не стоит на месте, и с течением времени Высшие богословские курсы были плавно переведены на рельсы подготовки церковных специалистов. Новый импульс эта подготовка получила после назначения на должность ректора Московской духовной академии, ныне архиепископа Верейского, владыки Амвросия, под руководством которого мы сейчас трудимся. Очень много различных вопросов ставит современность перед нашими мирянами: это и понимание своей веры, и умение о ней свидетельствовать, умение рассказать о ней тем людям, которые окружают, будь то наши домашние или наши коллеги по работе. Соответственно, всем этим целям служит деятельность Отдела дополнительного образования Московской духовной академии. 

– В чем особенность подготовки церковных специалистов именно в Московской духовной академии? 

– Московская духовная академия располагается в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и помимо того, что сама является одним из старейших учебных заведений на Руси, еще находится и в одном из старейших монастырей. Пребывание наших слушателей одновременно и в образовательном учреждении, и в монастыре, наверное, накладывает определенный отпечаток на весь образовательный процесс. Специфика нашей деятельности такова, что слушатели собираются дважды в год на сессии, которые длятся порядка десяти дней. Это бывает в январе и августе. Одна из таких сессий закончилась буквально несколько дней назад. 

Таким образом, своего рода подвижниками являются наши слушатели, потому что им приходится оставить свою работу, свои семьи на какой-то период времени и приехать в академию. Подчас, может быть, в достаточно спартанских условиях с точки зрения быта (хотя сейчас прогресс не стоит на месте и все более-менее цивилизованно) побыть эти десять дней в режиме полного погружения в процесс. 

– То есть это и паломничество? 

– Это и паломничество одновременно. Мы специально делаем акцент, что у наших слушателей есть возможность не только слушать лекции и сдавать зачеты и экзамены, но и молиться вместе с духовниками лавры, бывать на братских молебнах утром, бывать на праздничных богослужениях. Мы организовываем небольшие паломнические поездки вокруг лавры, к родителям преподобного Сергия, обязательно заботимся о том, чтобы слушатели получили опыт личного участия в богослужении; не только молитвенного, но и практического. Из них составляются хоры, которые поют за службой и делают это обязательно. Часть наших слушателей-мужчин мы приглашаем в алтарь соприкоснуться с алтарнической практикой. Если вдруг среди слушателей есть те, кто в сане дьякона или священника, то, конечно же, приглашаем их сослужить за богослужением. 

Люди приезжают со всей России и из ближнего зарубежья; в редких случаях, но все-таки тоже есть слушатели совсем издалека. На данный момент еще полгода будет учиться человек, проживающий постоянно в Нью-Йорке, приезжающий дважды в год в Россию побывать на сессии. Для слушателей день начинается рано; как правило, с богослужения (впрочем, по желанию), после чего завтрак, лекции. И заканчивается день, как правило, в актовом зале Московской духовной академии, где мы организовываем духовные встречи. 

– Уже после лекций? 

– После лекций и ужина. Дело в том, что тем, кто находится в Москве, возможно, не так сложно повидаться с кем-то из наших ведущих церковных деятелей, богословов, преподавателей, известных духовников. (Этому, кстати, помогает телеканал «Союз».) А вот что касается тех, кто приезжает с периферии (а у нас слушатели и из Архангельска, и Ямало-Ненецкого автономного округа, Сибирского региона и с юга нашей Родины, ближнего зарубежья, отчасти дальнего), у них такая возможность есть далеко не всегда. Поэтому после достаточно напряженного учебного дня мы приглашаем их немного «отдохнуть» (в кавычках) и послушать то, чем могут поделиться наши замечательные, удивительные педагоги, преподаватели и ученые, духовники в формате такой встречи, беседы, диалога в актовом зале. Все это заканчивается уже после девяти часов вечера, и наступает короткое время, когда кто-то может отдохнуть, а кому-то приходится со светом фонарика доучивать что-нибудь к завтрашнему экзамену. 

– Кого могут послушать ваши студенты на этих встречах после лекций? 

– Мы приглашаем почти всех, кто соглашается (в хорошем смысле слова). Если взять хотя бы прошедшую сессию, то началось все со встречи с наместником Свято-Преображенского скита Данилова монастыря игуменом Кронидом (Каревым). Батюшка возглавляет скит, где живут и молятся по афонскому уставу. И нам показалось очень важным, чтобы наши слушатели могли соприкоснуться с этим опытом. 

– А где такой скит находится? 

– Этот скит находится под Серпуховом, на берегу Оки. Мы приглашали и нашего заслуженного профессора Алексея Ильича Осипова. К нам в этот раз (за что мы особо благодарны) приезжал отец Валериан Кречетов, что явилось для слушателей тоже подарком. Батюшка не просто священник, а священник с огромным опытом, воспитавший семерых детей и тридцать пять внуков. И опыт всего этого, опыт практической, реальной жизни во Христе, мне кажется, – это очень драгоценная жемчужинка. 

Приходил к нам также отец Павел Великанов, протоиерей, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии и известный церковный писатель, автор ряда книг. И так далее. От сессии к сессии список приглашенных некоторым образом меняется, но мы все равно стараемся познакомить наших слушателей и с теми, кто свою жизнь посвятил сугубо молитве, и с теми, кто занимается какими-то административными делами, и с теми, кто преподает, и с духовниками. С разнообразным спектром людей, которые служат Матери Церкви каждый на своем месте. 

– Вопрос телезрительницы: «Прежде чем задать вопрос, с Вашего разрешения от себя лично и от моих сокурсников хотелось бы сердечно поблагодарить всех организаторов, преподавателей за огромное счастье быть студентами Высших богословских курсов при Московской духовной академии, выпускницей которых я являюсь. За годы учебы мы усердно изучали не только богословские дисциплины, но буквально заново открыли для себя отечественную литературу, архитектуру, музыку. Но нам, жителям Москвы и Московской области, повезло учиться дополнительно после работы в вечернее время. Очень бы хотелось, чтобы как можно больше новых студентов могли испытать такое счастье. Для нас это была безмерная радость. Будут ли новые наборы студентов именно на вечерний курс? 

И второй вопрос. Я обратила внимание, что с каждым годом на курсах выпускаются студенты с очень интересными дипломными работами, с которыми хотелось бы тоже ознакомиться, так как темы выбираются очень актуальные. Эти работы могут быть большим подспорьем для выпускников прошлых лет, так как сфера деятельности у нас велика: это и воскресные школы, и вузы, и научно-методическая деятельность». 

– Мы обязательно будем беседовать с нашим ректором владыкой Амвросием о том, чтобы вечернее отделение, которое некоторое время функционировало (функционирует и сейчас), получило возможность развиваться. Если священноначалие признает, что это целесообразно, я думаю, этому быть. 

Что касается дипломных работ, это наша отдельная головная боль, поскольку темы наши слушатели действительно выбирают очень разные, подчас очень проблемные, но и справляются они с ними по-разному. Кто-то на уровне, может быть, не совсем достаточном, а кто-то действительно на высоком. Поэтому я думаю, что мы примем такое решение и те дипломные работы, которые считаем действительно соответствующими самым высоким требованиям, будем тем или иным образом публиковать, что даст возможность познакомиться с ними более широкому кругу тех, кто этим интересуется. 

– Насколько я знаю, ваши выпускники получают не один, а два диплома. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. 

– Да, еще одной важной особенностью является то, что свои образовательные программы мы реализуем в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом. Таким образом, наши слушатели осваивают параллельно две программы: одну из них в рамках подготовки церковных специалистов, а другую в рамках подготовки по направлению «теология». 

Так было до последнего момента, и с начала августа мы уже набрали первую группу, которая будет обучаться по направлению «педагогика». Тонкость здесь в том, что те кадры, которые готовятся по направлению «теология», в силу нынешних образовательных стандартов несколько стеснены в сфере применения этих знаний. Им подчас юридически недоступно преподавание. И мы пошли на такой шаг – на изменение направления программы, по которой готовятся в педуниверситете наши же слушатели, с теологии на педагогику, с тем чтобы те, кто в полноте освоит учебную программу, учебный план, получали переподготовку по направлению «педагогика» с квалификацией «педагог-преподаватель основ духовно-нравственной культуры, светской этики». 

Соответственно, с педуниверситетом у нас достаточно давние (еще со времен Высших богословских курсов) традиции сотрудничества, они реализуются через Сергиево-Посадский филиал. И наши слушатели, если с их учебой все благополучно, на выходе получают два документа: церковный документ и документ от педуниверситета, что, безусловно, на данном этапе повышает их статус, поскольку диплом педуниверситета признается и юридически, и является еще, кроме прочего, действительно весомым документом, поскольку это старейший педагогический вуз нашей Родины. 

Что касается церковного документа, мы тоже стараемся не отставать от времени, нами была пройдена аккредитация, которую проводила Межведомственная комиссия при Учебном комитете. И нам было подтверждено право выдавать диплом общецерковного образца, признаваемый всей полнотой нашей Русской Православной Церкви. 

И еще один момент, который тоже немаловажен. Практически где-то около праздника Пасхи в этом году президент Российской Федерации подписал поправки к Закону об образовании, после чего наши академии, семинарии получили право реализовывать также программы дополнительного образования, то есть получают соответствующую государственную лицензию. 

Если все будет в порядке, то этой осенью мы, подготовив соответствующий комплект документов, выйдем на государственное лицензирование, с тем чтобы также иметь право выдавать нашим слушателям не только церковный диплом от Московской духовной академии, но и диплом, признаваемый как таковой в государственной системе дополнительного образования. 

– Вопрос телезрителя: «Мне хотелось бы задать вопрос по поводу богословского образования мирян. Как сам отец Алексий считает, насколько важно и нужно именно богословское образование в стенах Московской духовной академии? Не достаточно ли воскресных школ, бесед с батюшками, самообразования? И если мирянин получает высшее богословское образование, что он потом с этим будет делать?» 

– Наша аудитория и круг наших верующих включают очень разных людей. Поэтому кому-то действительно достаточно воскресной школы, кто-то удовлетворяется тем, что предлагает на приходе священник или духовник, но кому-то этого становится на определенном этапе мало, человек хочет знать что-то лучше, может быть, глубже, потому что все-таки приходская жизнь сегодня не заточена на то, чтобы давать человеку систематическое образование. Наше дополнительное образование претендует именно на такую роль, когда человек не просто обладает набором отрывочных знаний, а когда он понимает причинно-следственные связи, может увязать эти знания в какую-то цельную картину. 

Насколько это актуально? Я думаю, это очень актуально, поскольку сегодняшнее время задает нам все более трудные вопросы. Мы сталкиваемся со многими влияниями и вызовами и цифровизации, и в целом тех процессов, которые происходят и в государстве, и в мире. Поэтому современный мирянин, верующий человек должен уметь адекватно и четко на все эти вопросы отвечать. 

Кроме того, здесь речь не идет просто о необходимости отвечать внешним на возникающие вопросы, а о том, что у нас есть существенная необходимость глубоко знакомиться с собственной традицией. Что такое духовная жизнь, по каким законам она на самом деле протекает, что в ней важное, что второстепенное, что является лишь инструментарием, а каковы цели, не зацикливаемся ли мы иногда на инструментах, забывая об этих целях? Что нам делать с нашими детьми в тех же самых воскресных школах? Как помочь ребенку, а потом отроку пережить определенный сложный период своего возрастания и прийти к Христу глубоко и всерьез? 

Чтобы на эти вопросы отвечать, нам надо глубоко и всерьез знакомиться с опытом нашей Церкви. И не только с опытом, который имеется у нас после распада Советского Союза, но и, безусловно, с опытом того, как Церковь выживала в советские времена. И трезво оценивать Церковь во времена до революции, видеть все те сложности, которые возникали, и видеть реакцию отцов Церкви на эти сложности. И слава Богу, если на приходском уровне батюшке удастся решать и эти вопросы тоже. Но все-таки регулярное образование в стенах старейшего духовного учебного заведения и в стенах одного из древнейших монастырей в этом смысле очень значимо. 

– Еще был вопрос, как устраиваются люди, которые окончили курсы? 

– Здесь, как ни удивительно (а может быть, наоборот, вполне закономерно), все зависит от самого человека. Не секрет, что даже сегодня священник на приходе, видя в человеке достойного помощника, которому можно поручить определенный фронт работ, с радостью воспользуется такой помощью, даже если у человека, может быть, пока и нет диплома церковного специалиста. Но справедлива и обратная история, что даже если у человека есть много разных дипломов, в том числе церковного специалиста, но если ему невозможно поручить какой-то участок и быть спокойным за качество этой работы, то вряд ли настоятель либо благочинный доверит человеку в таком случае чем-то заниматься. 

Поэтому здесь зависит от самого человека. Но еще и еще раз хочу акцентировать внимание на том, что сама учеба человека обогащает и изменяет. Мы сегодня пока еще как древние динозавры, стоим на позиции, что этот учебный процесс должен быть как можно более продолжительным. И срок обучения у нас пока еще составляет три с половиной года. Это много, за это время слушатели в буквальном смысле становятся другими людьми. Кто-то за это время женится или выходит замуж, у кого-то рождаются дети, кто-то переживает какие-то катаклизмы в семьях или, наоборот, какие-то проблемы разрешаются. И это не столько образование ума, сколько образование человеческой души. Это также очень и очень важно. 

– Сложно ли поступить на курсы дополнительного образования? 

– Я думаю, что не так сложно. Мы просим у наших слушателей, чтобы они привозили с собой стандартный пакет документов, в котором обязательно будет рекомендация приходского священника, либо настоятеля, либо благочинного, который направляет слушателя на учебу. Для нас это некое свидетельство искренности намерений человека. Мы проводим вступительное собеседование, предлагаем к решению небольшой набор вопросов в виде теста и просим наших уважаемых абитуриентов написать небольшое эссе. Темы бывают различные, но все они так или иначе касаются нашей внутренней духовной жизни. Соответственно, большей частью мы принимаем тех слушателей, которые направлены к нам нашими дорогими батюшками. Что-то решается в индивидуальном порядке. 

– Кто преподает на курсах? 

– Мы привлекаем в первую очередь преподавателей Московской духовной академии. И, конечно, не ограничиваясь ими, работаем в этом направлении с педагогическим университетом, как было уже сказано, приглашаем тех, кто читает лекции и преподает в Православном Свято-Тихоновском университете, и также просим приезжать людей, которые профильно занимаются этой деятельностью (например, катехизаторской), всем тем, чем предстоит позже заниматься церковным специалистам. Они, может быть, не являются преподавателями, но тем не менее обладают большим практическим опытом в этом направлении. Наверное, в целом можно так охарактеризовать, потому что более подробную характеристику дать сложно. 

– Какие предметы изучают слушатели и как пересекаются курсы дополнительного образования с семинарским курсом? 

– Слушатели изучают на первом этапе цикл богословских дисциплин, он длится практически два или два с половиной года в зависимости от ситуации, и набор этих дисциплин не то чтобы дублирует, но происходит из набора семинарских дисциплин. В этом смысле в церковной системе заложен такой подход, что выпускники Отдела дополнительного образования, которые обучались по программе подготовки церковных специалистов, имеют, как это сказано в стандарте, право на индивидуальную траекторию при дальнейшем обучении в семинарии. Мы можем рассматривать этот формат подготовки как начальную ступень, после которой у человека есть шанс поступить в семинарию, например, уже не на первый курс, а на второй; может быть, даже на третий. 

После этого богословского цикла – Катехизиса, Священного Писания Ветхого Завета, Нового Завета, церковной истории, истории Русской Православной Церкви, догматического богословия, нравственного, сравнительного богословия и так далее – мы приступаем к изучению собственно цикла дисциплин по специальности. Это и педагогика, и психология (в ней наибольший интерес и неравнодушие вызывает все то, что касается детской возрастной психологии, потому что многие слушатели уже трудятся в воскресных школах), это и катехизаторская деятельность, которую преподает специалист из Отдела религиозного образования и катехизации, это и основы паломнической деятельности, и миссиология. То есть все то, что непосредственно должно пригодиться нашим уважаемым слушателям в дальнейшей деятельности. А если даже нет, то это позволяет выстраивать отношения с близкими, позволяет трезво понимать, что происходит в душе у человека, который обращается с тем или иным вопросом, понять закономерности общения, глубоко видеть человеческую душу (при желании) и применять свои знания при общении с людьми. 

– Что, на Ваш взгляд, самое интересное и самое полезное в процессе обучения? 

– Мне, наверное, будет очень сложно выделить что-то особенное. Венцом всего процесса обучения является, с одной стороны, междисциплинарный аттестационный экзамен, который включает в себя вопросы по целому ряду дисциплин. С другой стороны, это практика, которую в обязательном порядке проходят наши слушатели, и с третьей стороны (пожалуй, здесь наступает некоторая кульминация), это написание и защита выпускной квалификационной работы. Мы пока еще практически не ограничиваем слушателей в выборе тем; единственное, просим, чтобы их темы обязательно имели практический характер (либо некую практическую часть), чтобы слушатели показали нам, как эти теоретические разработки можно применить и как благодаря этому можно принести пользу простым людям. 

И в процессе работы над дипломными трудами происходит очень много нового для наших слушателей, это своего рода кульминация. Ну а защита – это вообще, наверное, самая волнительная процедура. Человеку, написавшему пятьдесят, шестьдесят или семьдесят страниц текста (а может быть, с приложениями и все двести), дается семь минут – и наступает своего рода момент истины. Человек за эти семь минут должен сказать самое главное так, чтобы всем, кто присутствует на защите, стало ясно, что человек делал, зачем и почему, каких результатов достиг. Это своего рода подтверждение и внутренней зрелости, и некой профессиональной пригодности наших выпускников. 

– Вы сказали, что работы, которые делают слушатели, обязательно должны быть применены на практике. Проходят ли практику Ваши слушатели и как это происходит? 

– Да, практику они проходят обязательно. Чаще всего на тех приходах, откуда направлены, либо в каких-то церковных епархиальных отделах. Соответственно, каждый студент, в принципе, волен выбрать характер своей практики сам. Это может быть педагогическая практика (преподавание в воскресной школе, например), может быть практика сугубо катехизаторская, когда мы просим нашего слушателя познакомиться с тем, как поставлена катехизаторская работа на приходе, где он окормляется, и принять в ней участие. 

Либо это будет практика, связанная с организацией, например, паломничеств, когда разрабатывается целая технологическая карта этого паломничества, когда слушатель сначала разбирается с тем, как это все устроено и работает, а потом и сам применяет свои знания (иногда исторические, а часто и педагогические) на приходе при организации паломнических поездок. Это тоже всегда вызывает у наших слушателей живой интерес (иногда, правда, и некоторые затруднения), но в целом способствует становлению человека и реальному применению знаний на практике, потому что просто усвоенные и полученные знания, спрятанные в сундук и никому не показанные, видимо, не совсем то, что мы хотим видеть в итоге. 

– Что является критерием успешно пройденной практики? 

– С формальной точки зрения это защита отчета о практике, когда ставится оценка, и если оценку поставили, значит, отчет прошел удачно. Но по сути, пожалуй, это целый процесс, когда комиссия оценивает адекватность того, что человек в этом отчете пишет, а эта адекватность основывается на том, как он сам воспринимает свою собственную практику. 

У нас был такой курьезный случай, когда двое супругов в качестве отчета о практике привезли документы о том, что они проходили эту практику в одном из отелей, имеющих медицинскую направленность, на юге нашей Родины для тех, кто приехал отдыхать. Были перечислены некоторые темы этих бесед, по которым эта практика выстраивалась, указано количество слушателей из числа постояльцев этих отелей. И потом был сделан интересный вывод в качестве того, как человек подводит итог своей работы: что все те, кто прослушал эти беседы, глубоко и всерьез задумались над своей собственной духовной жизнью, пришли к покаянию, изменили свою духовную жизнь и стали понуждать окружающих делать то же самое. То есть такой, знаете, даже не стопроцентный, а стопятидесятипроцентный результат. Мы, конечно, поулыбались, а если говорить всерьез, не смогли засчитать этот отчет по практике, потому что здесь налицо как раз некое несоответствие. 

В остальных же случаях, когда слушатель делает какие-то выводы (может быть, даже критикует батюшку, а потом предлагает свое решение, свое видение), когда он самокритичен и мы видим, что он не так самоуверен в своих выводах и оценках, ставит что-то под сомнение (в общем, показывает свою зрелость и адекватность), тогда, пожалуй, его практика будет оценена положительно. 

– Что, на Ваш взгляд, самое сложное в процессе обучения? 

– Мне кажется, умение слышать и слушать. Очень часто мы приходим учиться, может быть, находясь на позиции критика. Мы обладаем набором собственных знаний, это особенно видно у нас на курсах в центре дополнительного образования, потому что наша аудитория – это, как правило, люди взрослые и уже состоявшиеся, имеющие за плечами богатый опыт жизни, вырастившие своих детей, сами преподающие и подчас имеющие ученые светские степени. Конечно, человек приходит к нам с устоявшейся системой взглядов. И ему бывает очень сложно менять эти взгляды на какие-то другие. Наша задача здесь – очень аккуратно попытаться человеку показать, что на какие-то вопросы могут быть другие точки зрения, предложить ему посмотреть на это с другой стороны. Потому что, к сожалению, наша церковная жизнь богата некоторыми штампами. 

Почему многие люди сегодня, в общем-то, особо и не бывая в церкви и не слыша проповедей наших священников, не разговаривая с ними даже ни одного раза, имеют некое клише о том, что в церкви все вот так и так? Что там самое главное – куда и как повернуться, как вовремя перекреститься и в какой одежде прийти. Это пример одного из клише. Подобного рода клише имеются и относительно духовной жизни, когда роль и поста, и молитвы, и прочих каких-то инструментов занимает, может быть, центральное место в мировоззрении воцерковленного человека, уводя его немножечко от той цели, которой нужно служить. 

Мне вспоминается, как мы начинали учиться в семинарии. Многие из нас пришли туда после армии, после вузов с такой настроенностью: наконец-то мы пришли туда, выйдя откуда, мы поможем нашей Матери Церкви; уж мы-то знаем, что ей надо; мы такие молодые, умные... И кто-то раньше, кто-то позже, но милостью Божией мы все научились понимать, что процесс-то движется в обратную сторону, что мы наконец пришли туда, где Церковь сможет помочь нам. Вот и с нашими слушателями подчас бывает такая же история. Но если этот определенный образовательный кризис педагогически преодолевается, если человек немножечко выходит за рамки себя и научается смотреть и на самого себя в том числе со стороны, и на окружающий мир с другой точки зрения, то это приносит очень богатые плоды. 

– Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, что в духовном образовании мирян в смысле подготовки церковных специалистов является приоритетным? Это серьезные богословские и глубокие знания, которые в том числе помогают побороть стереотипы, иллюзии и прочее, или же это дать какие-то практические ориентиры, кейсы? Если мы называем это курсами подготовки церковных специалистов, то это люди, которые будут трудиться. Какая главная конечная цель?» 

– Наверное, в этом процессе мелочей нет. Мы стараемся дать человеку возможность и впитать те знания, которые он может впитать, и поделиться какими-то практическими наработками. Но наша сверхзадача в том, чтобы человек за время обучения у нас стал более сродным Христу. Потому что не своими знаниями (теоретическими или практическими) человек потом будет свидетельствовать о той истине, с которой он живет. Он будет и может свидетельствовать об этом только своей сродностью Спасителю, своим собственным опытом причастия к Христу. 

Свидетельство не может быть теорией или суммой знаний. Люди (может быть, кто-то критикуя, кто-то ругаясь на Церковь или христиан, кто-то цинично задавая какие-то вопросы, а кто-то, наоборот, заинтересованно относясь ко всему этому) по-настоящему хотят от нас только одного: чтобы мы реально показали им опыт жизни с Христом и во Христе, реально показали им, как эта жизнь меняет нас с вами в лучшую сторону. 

И вот здесь, если мы говорим про духовное образование в целом и про подготовку наших мирян, в частности церковных специалистов, пожалуй, именно это является самой главной нашей целью и главной задачей. Сегодня мир, как никогда, нуждается в тех, кто бы мог поделиться своей радостью, к которой нас призывал Христос, своей верой, которая не просто помогает преодолевать проблемы, но помогает созидать, делать радостными и творческими наших детей. Которая позволяет по-человечески, а значит, и по-христиански заботиться о наших родителях, которая позволяет чувствовать глубокую сердцевину веры (здоровую и в общественном смысле слова, и в частном, в личном) всем тем, кто нас окружает. Вот это – самая главная задача. 

Мне кажется, все то, что мы делаем в Отделе дополнительного образования (и об этом много говорит владыка ректор, адресуя это и к студентам семинарии, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, и к нашим слушателям), служит именно этой самой главной цели. 

– Может быть, кто-то из наших телезрителей заинтересовался и захотел бы поступить на курсы дополнительного образования. Расскажите, пожалуйста, как это сделать? 

– На сайте Московской духовной академии есть страничка, посвященная Отделу дополнительного образования, и на ней можно найти все наши контакты. Это и электронная почта, и служебный телефон, который мы просим наших сотрудников не выключать почти никогда с учетом того, что наши слушатели, в том числе и потенциальные, могут находиться в разных часовых поясах и звонить в то время, когда им удобно. Поэтому на этом сайте можно получить ответы на все интересующие вопросы. Вам помогут разобраться со всеми сложностями. 

– Есть ли ограничения по возрасту, по уровню образования? 

– На данный момент мы можем принимать для обучения лиц, имеющих среднее профессиональное образование либо высшее. Что касается возраста, здесь образовательный ценз сам как бы определяет его нижнюю границу, то есть минимум – это учащиеся, которые вместе с окончанием обучения у нас получат диплом о высшем либо среднем профессиональном образовании. Что касается верхней границы возраста, формально она не существует, но мы все понимаем, что возраст накладывает определенный отпечаток на способность учиться, поэтому просим взвешивать свои силы. 

Ведущий Денис Береснев 
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать