Беседы с батюшкой. Великий пост

13 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает игумен Леонтий (Козлов), наместник монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма.

– Сегодня я искренне рад впервые приветствовать у нас в гостях игумена Леонтия (Козлова), наместника мужского монастыря во имя святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом.

Сегодня мы поговорим на тему: «Смысл Великого поста и его роль в жизни верующего человека». Наверное, будет логично начать наш разговор с вопроса, который вытекает из темы передачи. В чем смысл поста? Кстати, этот вопрос можно рассмотреть в том числе и в контексте того, как вообще появился пост, почему он появился. Наверное, стоит рассказать об этой традиции.

– Пост лежит, наверное, где-то в основании христианства, которому свойственна аскетичность. Как известно, человек состоит из духа, души и тела, и чем больше мы уделяем внимания телу и его покою, тем больше утесняем дух. Объедение, пьянство, различные мирские заботы отягощают душу, загружают ее. И, конечно, всякому христианину свойственно стараться отодвинуть это, чтобы больше быть человеком небесным, чем земным и плотским. Ведь мы знаем, какая великая задача стоит перед нами. Самая первая заповедь говорит о том, что мы должны возлюбить Бога всей душою, всем сердцем, всею крепостью своей. А если мы имеем такую великую задачу, которая требует напряжения всех сил человека, то должны освободиться от всего побочного, ненужного, второстепенного. Например, если человек хочет поднять тяжелое бревно, он не может это сделать одной рукой, а в другой руке держать мороженое, еще что-то. Он должен все оставить, собраться и совершить это дело, которое по-другому просто не сможет осилить.

– Собрав именно все силы.

– Да, собрав все силы, сконцентрировавшись. Это суть поста, которая заключается в том, чтобы воздерживаться не только от разных родов пищи, но и в общем смысле: от лишних разговоров, лишнего общения; смотреть за тем, как и на что мы употребляем свое время, есть ли у нас время на молитву, на добрые дела.

А что касается происхождения поста, то в христианстве пост частично наследован от Ветхого Завета (например, еженедельные посты в среду и пятницу), только акценты были смещены. В первое время после Воскресения Христова Его ученики постились по особым случаям (например, когда нужно было идти на проповедь). Потом это перешло к событиям, к праздникам. Например, первый такой известный пост – перед Великим постом – сорок дней по образу того, как Спаситель  постился в пустыне. Это одна часть Великого поста. А вторая часть – это Страстная седмица, посвященная Его страданиям и смерти.

– Батюшка, а можно сказать, что время Великого поста – это определенный путь к Богу и некий маршрут, который мы можем пройти (а возможно, должны пройти), если считаем себя православными людьми, носим крестик и вообще относим себя к верующим?

– Несомненно, вся жизнь человека – это путь, путь к Богу. Сам Господь говорит: «Я – путь, истина и жизнь». И мы призваны в этой жизни пройти путем за Господом, неся соответствующие обременения – то, что мы называем крестом, то есть тяготы исполнения заповедей Христовых, этого легкого ига Господня. Конечно же, в нашей жизни присутствуют и цель, и труд, который мы совершаем, когда идем. Этот путь может быть успешным, а может быть неуспешным. Например, если мы видим цель и идем к ней, это одно, мы к ней приближаемся. А если утеряли ее из виду, то попадаем мимо, уходим в сторону и в какой-то момент начинаем просто удаляться от этой цели. Если путник заблудится в пустыне, он погибнет. Так же и мы: если не придем к Богу, если душа не возвратится в свое небесное отечество, она даже не сможет погибнуть, а просто будет вечно страдать. Великий пост – это путь, который начинается, можно сказать, из рая, от изгнания Адама из рая (то, что мы вспоминали в воскресенье) и вплоть до страданий (Голгофа) и Воскресения Христова. Действительно, это путь, который требует видения цели, постоянства, упорства, труда, ну а венчается потом попаданием «по назначению».

– Сегодня с утра я ощутил запах весны: когда большой город-миллионник еще спит, еще незагазованная среда, вот эта прелая земля, небольшой морозец, весенний ветер... Есть это ощущение весны! Святые отцы говорят о времени Великого поста как о весне духовной. Вы соглашаетесь с этим мнением? Так же смотрите на этот период? Или есть какая-то своя точка зрения?

– Я думаю, что всем людям, даже неправославным, свойственно (и это издавна так было) так видеть этот цикл природы, воскрешения, когда деревья, которые были безжизненными, становятся зелеными, красивыми, когда снег и холод уходят, появляется солнце и такое оптимистичное настроение. И, конечно, в нашей вере это глубокие символы, символы Воскресения. Лично в моей жизни это тоже связано. Время поста – это время покаяния, работы над собой, и это все ассоциируется со снегом, со льдом, который постепенно тает, вся грязь уходит, душа постепенно расправляется под Солнцем правды Христом, и это все заканчивается радостью Воскресения.

– Сейчас вспоминаю фразу, прочитанную мной в одной из книг (там рассказывали о прославленных альпинистах Уральской земли): «Знать, как пройти путь, – это совсем не то же, что его совершить». Если мы применим эту фразу к великопостному периоду, когда люди идут к своей цели, совершают определенные действия, внимательно следят за тем, что думают, ограничивают себя в пище? Все равно ведь мы все это знаем, но знать – это одно; другое – каждый день это воплощать в своей жизни, вставая утром на работу, погружаясь в суетные дела, какие-то бытовые вопросы, вечером возвращаясь уставшим домой, где тебя ждут родственники и близкие, и снова какие-то проблемы, вопросы... Все это очень сильно отвлекает.

– Несомненно. Действительно, одно дело – понимать, примерно представлять, как это происходит, а другое дело – пройти это на опыте. Мне близка тема восхождения на гору, потому что я сам два года занимался альпинизмом, даже получил третий разряд. Действительно, одно дело – знать технику, иметь снаряжение, а другое дело – взойти на гору. Нужна сила духа, решимость, воля к победе. Помимо этого есть еще какие-то непредвиденные обстоятельства, и их нужно как-то преодолевать.

– Точно-точно. Я даже забыл сейчас о них упомянуть. Ведь на самом деле так.

– И здесь, когда человек восходит на гору, нужно иметь перед глазами цель, чтобы не уйти куда-то в сторону. В прозрачном горном воздухе кажется, что эта цель – вот она, руку протяни, и она здесь. Но ты идешь часами, все остается так же, она как бы удаляется от тебя. Помимо этого не всегда можно ее видеть, она закрывается какими-то другими отрогами, какими-то промежуточными вершинами. Тебе кажется, что вот-вот дойдешь (вот она, вершина!), выходишь на этот рубеж, тебе открывается новый горизонт, а потом следующий... Это образ, который учит тому, что и в духовной жизни нужно иметь волю к победе, терпение, уметь преодолевать трудности, не унывать, если что-то не получается, и идти дальше.

– Батюшка, понимаете: одно дело – мы не унываем и относимся ко всему с философской точки зрения или с точки зрения христианина: все от Бога, все происходящее с нами так и должно быть. Другой вопрос – когда нет внутреннего желания, горения, есть определенная леность, возможно, что-то еще, когда по каким-то причинам внимание человека ушло на что-то другое (может быть, он просто не хочет, может, перехотел или, как Вы сказали, появились какие-то другие цели в жизни)…

– Если у тебя появилась другая цель, другая вершина, то когда ты на нее поднимешься, поймешь, что она очень низкая. Но чтобы вернуться к той цели, которую увидишь, тебе надо будет спуститься вниз и потом снова начинать сначала. Действительно, очень важно, как настроен человек. Когда альпинисты поднимаются на гору, они прекрасно знают, что такое немощь человеческая, и даже не столько телесная, сколько духовная, душевная. Нужно приложить много усилий, чтобы преодолеть себя, но зато когда поднялся на вершину, тебя не столько радует красота открывшегося вида или замечательная природа, сколько эта победа над собой, это преодоление, взятие очередной вершины. Это и дает радость, какой-то настоящий восторг.

– У вас как у человека, который и на гору ходил, и в духовном плане старается покорить вершины, ощущение схожее?

– Да, можно сказать, схожее. Когда человек побеждает свои немощи, свою ленивую плоть, он понимает, что очень многие препятствия лежат в психологической сфере. То есть не на самом деле мы изголодались так, что сейчас умрем и сил у нас нет. Просто это какие-то психологические механизмы, которые необходимо преодолеть. И если мы их преодолеваем, то другие препятствия в жизни (мы же не только постимся, это не единственная трудность в нашей жизни), другие проблемы воспринимаются по-другому, мы приобретаем какое-то дерзновение, и это обогащает человека.

– Изменяется человек?

– Конечно, изменяется. Он становится более энергичным, радостным, его не пугают какие-то бесконечные фантомы, тени, он понимает, что в нашей жизни очень многое значит свободное произволение, желание. Если есть желание, то с помощью Божией мы достигаем большинства целей.

– Хорошо. Продолжаем тему путешествия (горного путешествия): если мы готовимся к путешествию (к духовному путешествию мы тоже готовились достаточно продолжительное время), как это необходимо делать правильно?

– Готовиться надо. Те же альпинисты и кроссы бегают, и по стенкам карабкаются, прежде чем пойдут в серьезный маршрут. Перед постом (вообще в течение жизни; у нас есть и другие посты, менее строгие) полезно тренироваться, потому что страхи психологического плана мешают: «Ой, я бедный! Я умру, не смогу...» Иногда можно воздержаться от пищи и даже от воды один-три дня, понимая, что это вполне спокойно происходит.

– По силам?

– Да, по силам. И уже не боишься поста. Наша Церковь, конечно, подготавливала нас к этому путешествию. Были подготовительные недели к посту. Например, первая подготовительная неделя – Неделя о мытаре и фарисее. Церковь учит нас правильно молиться: наша молитва не должна быть превозношением над другими, гордостью, похвальбой перед Богом какими-то своими мнимыми заслугами или трудами; она должна быть такой, как у мытаря, который даже не смел взглянуть на небо, бил себя в грудь и вышел более оправданным. В это воскресенье мы тоже слышали в Евангелии, что те, кто хочет поститься, пусть не будет унылым, как лицемеры, напускающие на себя «постнический» вид, чтобы получить похвалу от других, какие они великие постники. Господь говорит: когда постишься, помажь главу маслом и будь радостным, чтобы твои труды принял Господь. То есть очень важна побудительная причина, почему ты совершаешь подвиг, ведь его можно совершать не только для угождения Богу и очищения, а для того, чтобы потешить свое тщеславие перед другими, как-то покрасоваться, и это, конечно, перечеркивает весь труд поста.

Потом была Неделя о блудном сыне. Мы видим человеческое естество: человек не понимает всю серьезность своей жизни, что он должен служить Отцу, чтобы получить наследство небесное. Ему хочется здесь и сейчас получить какие-то блага. То, что мы имеем в жизни (ум, чувства, тело), нам дано для преумножения, мы часто это обращаем не туда – на удовольствия, развлечения. И нам показано логическое завершение такого направления жизни. Блудный сын ушел от отца, все растратил в грехе прелюбодеяния, потому что всякий грешащий человек – прелюбодей перед Богом, он уклоняется от своего Создателя. И чем это закончилось? Он начал голодать, нуждаться, и, слава Богу, до него что-то дошло, он пришел в себя (а до этого был вне себя) и вернулся к отцу. И мы должны знать, что Господь всегда нас ждет с распростертыми объятиями. Другой пример – старший сын, который внешне и исполнял волю отца, но при этом не достиг любви. Он начинает завидовать и осуждать своего младшего брата. Наследуя, может быть, какие-то стада своего отца, какое-то его материальное достояние, он не понял, не наследовал самое главное достояние Отца Небесного – любовь. Это тоже учит нас быть с Богом и искренне служить Ему.

Третья подготовительная неделя – Неделя о Страшном суде. Господь нас взбадривает страхом. Мы должны понимать, что в конце придется отвечать за нашу жизнь, и Великий пост – некий прообраз всей нашей жизни. Кроме того, Господь показывает нам ориентир, цель, для чего мы вообще проводим и свою жизнь, и этот Великий пост. На суде Господь спросит каждую душу, будет судить по тому, насколько она была милостива к ближнему. И эту милость Господь принимает как оказанную Самому Себе. Мы должны понимать, что цель поста – научиться любви, научиться жертвенности...

– Молитве.

– Молитве, конечно... И в последнее воскресенье вспоминаем об изгнании Адама из рая. Нам надо помнить о том, что мы потеряли – сокровище небесное, близость с Отцом, были низвергнуты из этого по причине греха. Из-за непослушания, невоздержания перевернулось все наше устроение. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Плоть оказалась на первом месте, и человек оказался на земле, чтобы в трудах, через пот и кровь возвращаться к своему небесному наследию. И мы должны помнить, что в этой жизни мы странники и пришельцы, чтобы мы не засматривались на окружающее, а помнили о цели.

– Какое бы красивое оно ни было.

– Да, бывает обманчиво. Как в пустыне: если мы заночуем, ничего хорошего из этого не будет, лучше нам успеть во град обительный.

– Перед тем как сделать первые шаги, человек опытный (любой альпинист, походник) скажет, что надо обязательно (и не раз) проверить свой рюкзак, свое снаряжение: как подогнана одежда, как сидит обувь, все ли вещи по списку лежат за спиной, в рюкзаке. Мы с вами тоже уже начинаем делать первые шаги. Еще есть возможность этот список сравнить. Что нам взять с собой?

– Конечно, аналогии можно проводить, но не до бесконечности. В духовной жизни все по-другому. Что можно вспомнить в первую очередь? Это, конечно, решимость. У нас должна быть решимость, причем ее должно быть запасено много. В Евангелии Господь рассказывает притчу о человеке, который собрался строить башню. Перед этим ему нужно подумать, сможет ли он ее довести до конца, чтобы не начали над ним смеяться. И сразу за ней – другая притча: царь, который идет с десятью тысячами воинов на другого, у которого двадцать тысяч, должен подумать, хватит ли у него боевого духа, чтобы одолеть эти полчища. Святые отцы говорят, что и в том, и в другом случае этим людям не хватает решимости. Если нет решимости, тогда мы скорее всего цели не достигнем. Ну а решимость нам придает наша вера.

Многое нужно брать с собой на пост: и терпение, и усидчивость, и образец подвижников. Из практического – хорошо подумать о правиле, какое ты будешь совершать постоянно, каждый день в пост, что будешь читать. Чтобы было Евангелие. Советуют читать в пост Ветхий Завет (например, Книгу Бытия, Книгу Иова; Псалтирь, конечно). Ну и какие-то духовные произведения.

– Каждый сам решает, сколько читать по времени, или есть какие-то правила?

– Есть различные правила. Начиная с утренних и вечерних молитв и дальше человек по силе прибавляет что-то. Если есть у него потребность больше общаться с Богом, то он, конечно, спросит благословения у духовника, исповедующего священника, чтобы ревность была не самочинной. Не то что я себе назначил, я себе и отменю. Он уже получил благословение от священника и старается его исполнять. Постоянство очень важно не только в восхождении на гору шаг за шагом, но и в духовной жизни.

– Наш путь только начался; говорят, первые дни самые непростые во всех отношениях. Очень непросто, тяжело людям, даже тем, кто не раз проходил этот путь, и тем, кто всю свою жизнь с самого детства или с юности посвятил Богу; к старости они таких периодов прошли не один десяток, но все равно тяжело, непросто. Гораздо тяжелее нам, новоначальным, для кого все в первый раз: и пост в первый раз, и молитва тоже в первый раз.

– Конечно, это физическая нагрузка, долгое стояние. Устаешь. По опыту – первый и второй день самые трудные. Третий, четвертый, пятый – уже чувствуешь какое-то облегчение, стоять совершенно нетрудно; думаешь не о ногах, а вникаешь в смысл богослужения. Под конец уже как-то и жалко, что кончаются эти дни, когда ты можешь, обо всем забыв, только стоять утром несколько часов на службе и молиться, вечером слушать Канон Андрея Критского, замечательные молитвы Великого повечерия.

– Вы сейчас упомянули о Каноне преподобного Андрея Критского. С чем связан тот факт, что первые четыре дня первой седмицы Великого поста с понедельника по четверг вечером на богослужении звучат слова из Канона преподобного Андрея Критского?

– Я думаю, это для того, чтобы мы вошли с самого начала поста в эту глубину покаяния. Первое, что от нас ожидается, –  осмысление своей жизни, своих ошибок, уклонений, проникновение в сердце, видение своих страстей и покаянное обращение к Богу, чтобы Он помог нам от этого наследия избавиться. Канон преподобного Андрея Критского как раз и погружает нас в глубину, показывает образец, как нужно каяться, на какой великой глубине, когда все Священное Писание привлекается.

 Это действительно великий Канон не только по содержанию, но и по объему (250 тропарей). Кажется, по Иерусалимскому уставу он читается в четыре приема на первой седмице. По уставу Великой Церкви (Константинопольскому) он совершается на пятой неделе целиком (так называемое Мариино стояние).

– Насколько я знаю, изначально Канон преподобного Андрея Критского в том виде, в котором он сейчас существует, был примером личного покаяния святителя. То есть он не предназначался для общего распространения. Это уже потом так сложилось в христианской традиции, что мы читаем его в храмах. А человеку, который приходит в храм, тяжело на слух воспринять канон, ведь там очень много имен, мест, географических  названий  и даже по времени упоминаются самые разные события. Что Вы посоветуете, чтобы, с одной стороны, приблизить себя к этому тексту и понять, о чем идет речь, а с другой, поучаствовать в этом сердечно, внутренне?

– Существует достаточное количество переводов, в том числе  параллельных. Владыка Ионафан издал книгу, где даже четыре варианта перевода этого канона: славянизированный (максимально приближено к форме славянского изложения); русский перевод, поэтический и  промежуточный между поэтическим и русским. Есть дореволюционные книги, да и сейчас издаются, где канон как раз удобный: хочешь – русскими буквами, хочешь – славянскими параллельно с русским переводом.

Конечно, это очень глубокий канон, насыщенный, концентрированный. Чтобы его понимать, нужно хорошо знать Священное Писание… Есть тексты, где человеку помогают прямо по порядку канона, дают ссылки на Священное Писание. Я читал, святой Андрей присутствовал на одном лжесоборе и потом в этом каялся. Канон – плод его покаяния.

Но на самом деле это был не единственный его канон и даже не самый большой, потому что дошли до нас и другие его слова и каноны. И даже один, кажется, на Успение; он больше, протяженнее. А сегодняшний вид  девяти песен ему придал Иоанн Дамаскин. То есть сначала это был сплошной текст, а потом он был дополнен обращением к самому преподобному Андрею и к преподобной Марии Египетской. Дополнили это Феодор и Иоанн Студиты.

– Расскажите еще какие-то интересные моменты из жития самого создателя канона.

– Преподобный Андрей Критский был человеком удивительным. О нем дошло до нас не очень много достоверных сведений. Родился в VII веке в Дамаске. Известен случай из его детства: он был немым и оставался им очень долго, пока не причастился Святых Христовых Таин. Тогда он исцелился, и это повлияло на его дальнейшую судьбу. Рано возлюбив монашеское житие, уже в 13 или 14 лет он удалился в монастырь святого Саввы Освященного в Палестине и там трудился и показывал другим монахам пример ревностного подвига. Человек грамотный и ответственный, он был секретарем при Иерусалимской Патриархии, участвовал в Шестом Вселенском Соборе. Уже, кажется, был иеродиаконом. Либо после Собора был рукоположен при Константинопольской Церкви архидиаконом.

Помимо литературной деятельности он заботился о нуждающихся; при Константинопольской Патриархии был ответственным за социальное служение, как бы сейчас сказали. Заботился о нищих. То есть был человек очень милостивый, очень глубокий, ответственный, монах по духу. Конечно, его великие достоинства были замечены. Он был возведен в сан архиепископа Критского, но, к сожалению, немного лет пробыл в этом статусе. Как-то, возвращаясь из Константинополя к себе в епархию, по пути заболел и умер. Муж был действительно выдающийся.

– Да, ведь столько веков прошло, а мы к его словам до сих пор обращаемся.

– Да, чтобы он научил нас настоящему покаянию.

– Есть такая практика, чтобы человек молился в том числе и преподобному?

– Конечно. Мы же обращаемся к нему. Там есть специальные тропари, когда мы к нему взываем и просим, чтобы он и нам помог. Он был и практик, и тайновидец, и созерцатель, и мы просим помощи, чтобы углубиться в свою душу, по-настоящему покаяться.

– Хотелось бы обсудить еще один вопрос. Он касается того уникального набора богослужений, которые совершаются только во время Великого поста. Мы на телеканале «Союз» всегда призываем наших зрителей идти в храмы, лично участвовать в богослужениях и ни в коем случае не заменять телевизионными трансляциями служб, которые есть и на нашем канале, возможность бывать в храме. Ведь особенность службы заключается в том, чтобы люди соединялись вместе в общей молитве. На Ваш взгляд, в этот период это особенно чувствуется?

– Конечно. Начало поста и вообще весь Великий пост – это духовное движение, такой поток, который увлекает за собой других людей, индифферентных, ленивых, нерадивых. Они смотрят, как другие молятся, кладут поклоны, и поневоле их души откликаются на это. Этот великий исход из Египта страстей в землю обетованную многих зажигает. Конечно, молитву в храме нельзя заменить сидением перед телевизором. Если мы хотим полноценно участвовать и в радости Воскресения, то должны ходить на все основные службы. К ним, конечно, относятся четыре вечера на первой седмице (Канон преподобного Андрея Критского), в пятницу мы каемся, в субботу вся Церковь причащается. После строгой подвижнической недели мы облегчаем душу исповеданием греха. Поэтому первое воскресенье поста – это Неделя торжества православия. Мы торжествуем все вместе.

И, конечно, завершение поста очень важное время. И пост должен быть особый, строгий, и необходимо участие в богослужении. Очень хорошо иметь у себя Постную Триодь – богослужебную книгу, по которой совершается моление. Если ты не можешь из-за обязанностей по работе или по дому быть в храме, то очень хорошо просто почитать службу. Сейчас поются очень глубокие, очень насыщенные стихиры и песнопения.

– В конце программы хотелось бы подвести итог вышесказанному и услышать Ваши слова, наставления для наших зрителей на предстоящий период.

– Период замечательный, в чем-то и трудный, и радостный. Мы призваны обрести утерянное сокровище, которое находится недалеко от нас, в нашем сердце. Но это то сокровище, ради обретения которого не жалко отдать все – все свои жемчужины, все драгоценности, которые мы в этой жизни обретаем, потому что сокровище Царствия Небесного ни с чем не сравнимо. Царствие Небесное хотя и сокровенно от нас, но находится где-то совсем недалеко. Нужно  помнить о цели: Христос – наша цель, и мы идем за Ним, как апостол Петр, который вышел из лодки и шел по водам вокруг бушевавшей стихии. Ветер, волны, но он смотрел на Господа – и совершалось чудо: он шел за Ним, укрепляемый помощью Божией. Потеряв цель из виду, испугавшись, он стал тонуть.

Важно всегда взывать ко Господу, какие бы у нас ни приключались неудачи. Всякое бывает, и в уныние впадаем, но всегда должны взывать: «Господи, помоги!» Господь тут же протягивает руку, потому что Он совсем рядом и ждет от нас того, что мы будем к Нему приближаться. Он Сам выходит  навстречу, протягивает руки и принимает нас как сынов, давая все, что нужно: и крепость, и силу, и терпение. Надо отбросить страхи и себя понудить, потому что Царство Божие силою берется. Понудить, а дальше Господь подхватит. И в тот самый момент, когда вам кажется, что силы уже иссякли,  Господь и оказывается на нашей стороне. Кто может противостоять тогда Ему? Какие враги, какие стихии?

Хочется пожелать, чтобы мы шли к поставленной цели с верой и молитвой, и тогда непременно достигнем с Божией помощью в этом посту Светлого Христова Воскресения и спасения души.

– Огромное спасибо за эти слова.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Людмила Ульянова, Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать