Беседы с батюшкой. Искренность

28 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (г. Москва) протоиерей Александр Ковтун.

– Сегодня тема нашей передачи – «Искренность». Что такое искренность и что о ней говорит Евангелие?

– В свете Священного Писания мы находим это слово как производное от «ближнего». Сказано в заповедях Моисеевых (Десятословии): Не пожелай жены искренняго твоего. Также упоминается это слово в притче о милосердном самарянине. То есть слово «искренний» – значит «ближний». И искренность говорит нам о принципах общения человека с человеком на библейских началах. То есть в ближнем нужно видеть образ Божий. И на основании правды Божией общаться с человеком. Искренность выражает именно этот принцип. По-другому никак нельзя. Если что-то другое, то ты смотришь уже на человека не как на ближнего, не как на искреннего.

Какие качества характерны для искренности? Я думаю, в процессе передачи мы будем это раскрывать, но в Священном Писании (как самый основной момент) это называние ближнего этим словом.

– Очень интересно, что это синонимы: ближний – искренний.

– Да, иначе быть не может, иначе он не ближний.

– Зачем человеку нужна искренность?

– Искренность – дар Бога человеку, точно так же, как и совесть. И без искренности, без этого дара человек не может жить в Церкви, не может созидать семью, не может участвовать в таинствах так, как положено. Допустим, человек пытается исповедоваться неискренне – и таинство может послужить человеку не во спасение, а в осуждение. Если ты не совсем искренне общаешься в семье, тогда формально, внешне семья может сохраняться, а внутри уже не будет такого общения, какое должно быть. Ведь семья – малая церковь. В Церкви у человека тогда жизни нет, потому что он только внешне все делает, а внутренне далеко отстоит от правды Божией. И в семье точно так же.

Конечно, человек может жить внешней жизнью, быть бизнесменом – и может быть неискренним. Это вполне сочетаемо, потому что в нашей жизни столько греха, что если ты искренний и стал бизнесменом, наверное, тебе будет очень тяжело. А неискренним там быть вполне возможно. Но жить в Церкви и в семье, в этих Богом установленных институтах, без искренности невозможно. Поэтому без искренности никуда.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли человеку врать, если ему от моего вранья лучше? Я его, может быть, спасла, вытащила из петли своим враньем. А если бы  сказала правду, его убила бы. Что ж в этом плохого, если я солгала и сделала лучше для этого человека?»

– Ложь во спасение служить не может, если мы правильно будем ее толковать. Как в Вашей ситуации поступить, если человеку нельзя сказать правду и она может ему повредить? Такое может быть, даже часто в нашей жизни встречается.

Хочется вспомнить слова известного батюшки, духовника (он преставился год назад), это приснопамятный иеромонах Павел. Он всегда говорил: когда не можешь сказать правду, нужно сказать так, чтобы и правду не говорить, и не врать. Допустим, муж и жена сидят дома на диване, смотрят телевизор, звонит телефон, жена берет трубку, звонят с работы и просят мужа (а звонит тот человек, с которым муж не хочет общаться, и она знает, что от этого может быть большая проблема), и она говорит: «А Василия нет дома» (хотя он сидит рядом на диване). А нужно не врать. Как не врать? Этот разговор может повредить твоему мужу, нарушить покой в семье и пользы не принесет. А нужно не говорить, дома он или нет, а сказать: «А что ему передать?» На вопрос отвечаешь вопросом – и не врешь, и в то же время не даешь возможности состояться этому общению, которое не нужно.

Если спрашивают тебя: «Как здоровье?», а ты не хочешь отвечать, говори: «Слава Богу». То есть нужно всегда найти правильный ответ, чтобы и правду сказать, и не врать, потому что всякая ложь, даже оправданная, есть ложь, которая уподобляет нас отцу лжи – дьяволу. Он начальник лжи, и это его принцип общения с людьми. Поэтому нужно быть мудрым. И тогда не согрешишь и не дашь повода ищущим повода. Будем стараться делать так, как богомудрые люди нас учат. И тогда будет это нам на пользу.

– Вы сказали, что искренность необходима для жизни в Церкви, в семье. Возможно ли счастье без искренности?

– Счастлив человек только тогда, когда он живет в Боге. Потому что душа человека так устроена, что находит себя только в Боге. Но если человек неискренен, он не в Боге, он во лжи. Как Господь говорит в Евангелии фарисеям: «Порождения ехиднины, как вы можете говорить доброе, будучи злы?» То есть порождения ехиднины – это лукавые, скользкие люди. И когда человек лжет, пребывает в лукавстве, он себя удаляет от Бога ложью. Я думаю, что многие этот опыт имеют. Когда тебя напрямую спрашивают – и ты откровенно врешь, сразу ощущаешь, как лишаешься благодати. Сердце сковывает холод, ты лишен благодати, богообщения, пока не уврачуешь это покаянием и не исправишь ситуацию.

Поэтому счастье без Бога и без Его правды невозможно. А обмануть себя можно, но все равно душа по природе христианка, и она будет о себе давать знать, и всегда будешь в душевных муках жить, в противоречии. Так что счастье без Бога невозможно, и неискреннему человеку оно недоступно, он сам для себя закрывает дорогу к счастью, к богообщению.

– Вы сказали, что человек может быть успешным бизнесменом, но быть неискренним человеком. Правильно ли утверждение, что искреннему человеку труднее добиться успеха в жизни?

– По человеческому рассуждению, по принципам этой мирской жизни – да, это так. Но христиане ведь для этой жизни странники на земле, мы не должны прилепляться к земному, мы должны уметь пожертвовать чем-то внешним ради правды Божией, когда вопрос именно так встанет. Когда он так не стоит, напрашиваться не нужно, но когда вопрос именно так встанет, мы должны принести в жертву внешнее благополучие ради правды Божией.

Жизнь так складывается. То есть князь мира сего так и называется, потому что он имеет власть в этом мире, но над душой человека он власти не имеет, душа принадлежит Богу. И поэтому нужно в этом мире пребывать как странник. Если приходится терпеть, ради правды Божией дай Бог нам заслужить то, чтобы потерпеть. А если Господь не попускает нам этого, будем Его за это благодарить, потому что Он видит нашу немощь.

Да, жизнь устроена так, как в пословице: «Праведным трудом каменных палат не построишь». Народная мудрость об этом говорит. Конечно, есть люди, многого достигшие в этой жизни, и живут они благочестиво. Это особый путь, их ведет Господь. Но это очень сложно. Чем выше у тебя статус, тем тяжелее тебе спасаться и сохранять свою душу для Бога. Тем не менее Господь везде есть, во всех действует. И кому какой путь Господь  положил, это уже Промысл Божий о человеке, у каждого это индивидуально.

– Вопрос телезрительницы: «У меня нет христианских добродетелей, и если я поступлю по отношению к ближнему искренне, то это будет не совсем по-христиански. Как быть в данной ситуации?»

– На этот вопрос мы уже отвечали, когда говорили о том, что не всем можно правду говорить. Есть ситуации, когда эту правду не нужно говорить. Дело в том, что искренность должна быть взаимной, как взаимной должна быть любовь. И в общении человека с человеком... Сказано в Евангелии: «Не давайте святыни псам». Это не пренебрежение к людям, это принцип общения. Нужно быть благоразумным. И душа – не проходной двор, нельзя открывать душу тому, кто этого не поймет. Сказано, что иначе они этот бисер попрут ногами и разорвут вашу душу.

Душа – не проходной двор. Нужно быть благоразумным и уметь открываться тому, кто вас поймет, и проявлять искренность по отношению к тому, кто вас поймет и примет. А иначе можешь даже навредить человеку, когда с ним искренен. Потому что он этого не понял и даже тебя осудит, так как живет совсем другими понятиями о жизни, о правде. Поэтому нужно быть искренним с тем человеком, который живет по тем же евангельским принципам, к которым ты стремишься. Только тогда это будет правильно понято и не будет соблазна. Так что нужно быть вполне благоразумным, чтобы уметь не быть искренним, но и не врать тому человеку, который не может что-то принять.

– Если человеку хочется искренне проявить раздражение, злобу, что ему с этим делать? То есть нужно ли проявлять это в какой-то форме?

– Это уже не искренность, ведь искренность говорит о принципе общения людей друг с другом на основании Божьей правды. А гнев правды Божией не творит. Это уже будет не искренность, а открытость. Открытость – это когда человек открывает всё в душе (и хорошее, и плохое), а искренность – это когда человек делится божественным, что есть в его душе. То есть открытость и искренность – разные вещи.

Открытым может быть какой-нибудь разбойник, безбожник, который может рассказать тебе свои разбойничьи похождения. Или какой-нибудь блудник рассказывает подробности своих блудных похождений. Он что – искренний? Нет, он открытый. А искренним может быть только тот, в ком есть пламень божественный, и он искоркой этого пламени делится. Этимология слова «искренность» не предполагает происхождения его от слова «искра», но тем не менее у нас есть пламень Божий – благодать Божия, и мы искорку света Божия излучаем из себя и греем другого человека. А если человек просто открывается и выходит не искра Божия, а грязь наших страстей, то человек просто открывается. Открыться может кто угодно.

Даже есть фильм о Псковской миссии, когда открывались храмы на территориях, оккупированных немцами, и священник как раз совершал служение на оккупированной территории. Один полицай-предатель пришел вечером к батюшке (а душа его мучилась, потому что он пошел на службу к фашистам) и, угрожая автоматом, стал с батюшкой общаться, чтобы тот его выслушал. Стал рассказывать о том, как немцы его заставили расстрелять грудного младенца, чтобы доказать свою верность им. Его душа болела, и он решил все это священнику рассказать. Когда он рассказывал, то делал это без покаяния, а просто открывался. А батюшка говорит: «Ты не каешься, ты просто говоришь». Тот разозлился и ушел, пригрозив батюшке, что убьет его.

То есть можно все выговаривать, что тебя мучает, но без покаяния, без предстояния Богу. Эта открытость не является искренностью, нужно эти вещи разделять. Открытым может быть и безбожник, неверующий, кто угодно, а искренность может иметь только тот человек, который приобрел святыню в душе и делится ею. А делиться страстями, вываливать на кого-то свое раздражение, негативное отношение – это никакого отношения к искренности не имеет. Поэтому нужно отличать искренность и открытость. Это разные вещи.

– Что мешает искренности и что ей помогает?

– Искренности мешают страсти. Каким образом? Можно даже пример привести. Допустим, общаются два человека: один из них состоятельный, а другой умеренно живет, но у него есть страсть сребролюбия. И когда они начинают делиться какими-то своими переживаниями, взглядами на жизнь, тот, который живет умеренно, не такой состоятельный, понимает, что какой-то вопрос может сейчас задеть его слушателя (а он имеет от него какую-то пользу или может иметь). И если он сейчас искренне скажет то, что думает, это может не понравиться этому богатому собеседнику. И человек понимает, что может лишиться средств, которые тот ему может дать. Человек тогда начинает подыгрывать в общении и не делиться искренне своими переживаниями о Божией правде, начинает как-то лукавить.

То же самое может проявляться в отношениях, если люди друзья, одного духа, но вдруг кто-то из них стал начальником. Дружить уже становится сложно, потому что ты понимаешь, что от этого человека зависит твой статус, твой карьерный рост, ты начинаешь подыгрывать. Но если ты христианин и искренний человек, хотя и субординацию соблюдаешь, но в общении делишься своим взглядом на мир по правде Божией, на основании библейского мировоззрения, а не по своим пристрастиям.

Страсть мешает искренне общаться. Если человек сребролюбивый, он общается уже через призму сребролюбия. Если у человека есть какая-то другая страсть по отношению к другому человеку, он будет общаться на основании этой страсти. Если есть властолюбие, ты будешь общаться со своим начальником, угождая ему, только бы достичь цели. То есть общаешься не на основании святыни, а на основании той страсти, которая стала идолом в твоем сердце. И уже непонятно, что для тебя главное. Ты себе на уме, потому что  скрываешь часть жизни, которая становится для тебя более дорогой, чем святыня.

И вот здесь грех Каина. Его грех в чем? Он ведь принес жертву Богу, но сказано в Священном Писании: «Ты правильно принес, но неправильно разделил». То есть Каин дал лучшее Богу, но часть жертвы оставил себе. А Авель принес жертву всеприношения. Каин приносит жертву и говорит: «На Тебе, Господи, лучшее, но эту часть я оставляю себе». Что это значит? Отдаю тебе всю душу, всю свою жизнь? «Нет, часть жизни (пусть маленькая, похуже) остается мне, Тебя я сюда не пускаю. Это моя часть, и сюда, Господи, не надо вмешиваться». В этом месте как раз и поселился лукавый у Каина. То есть у него был священный центр, но он создал нечто свое в душе, отдельное от Бога, и там поселился лукавый. И, как сказано у апостола Иоанна Богослова, он усыновился дьяволу, а потому уже убил (это как следствие). Но он к этому шел постепенно, он создал второе «я» в душе, вторую святыню, создал там этот свой мирок и взращивал его. И было уже непонятно, где он живет в святыне, а где в этой страсти, в том мире, который он создал.

Есть люди, которые искренне врут. Не можешь понять, когда он врет, а когда говорит правду, он искренне врет, он создал второе сердце в душе. Такое ощущение, что он искренне говорит с тобой о духовной жизни, о правде Божией, о Родине, о святости, а смотришь потом – он, подыгрывая каким-то другим предательским силам, говорит уже на основании других начал (не на Божественной правде основанных), и тоже искренне, и ты не можешь понять, где он настоящий. Человек искренне себя обманывает. И когда человек начинает себе врать, оправдывать себя, тогда начинаются те процессы, которые мешают быть искренним.

Если это еще начальная стадия, можно это уврачевать. Но если человек далеко заходит, он создает несколько центров в себе. Сегодня он говорит относительно этого центра, которым живет, завтра – относительно другого, третьего. Как человек, который имеет несколько жен и скрывает это. Всем говорит, что любит, и говорит искренне. И он для себя это оправдал, говорит: «Я несчастный, меня жена не понимает». Он нашел другую и говорит ей: «Я тебя больше всех люблю». И непонятно, кого он больше любит. Он себя убеждает, что всех любит по-разному. То есть он сам потерялся. Мешает быть искренним страсть, которая поселилась в человеке; он взрастил там лукавого.

– Вопрос телезрителя: «В нашей жизни сколько раз предоставляется нам возможность сказать слово правды о родственниках, друзьях, но мы в себе это утаиваем, говорим не то, что думаем, и скрываем то, что думаем. Это слишком большой грех?»

– Это вопросы частные. Я думаю, лучше в этих конкретных вопросах советоваться в личной беседе, в личном общении с духовником, который будет знать Ваши обстоятельства. Потому что нужно говорить ту правду, за которую будешь страдать сам. А если скажешь такую правду, за которую будут страдать другие, – это нечестно. Ведь чтобы говорить правду, нужно иметь на это власть. Правду сказать своему ребенку может родитель, педагог, который его учит, лечащий врач и священник, духовник. Но правду говорить обо всех и везде – для этого нужна власть. Ты будешь говорить, а страдать будут другие. Это нечестно. Поэтому нужно хранить благоразумие.

Уже говорили о том, что искренним нужно быть с тем, кто одного духа и живет по одним принципам, то есть по евангельским. С ним можно быть искренним. А если человек этого не поймет, ты будешь метать бисер перед свиньями и навредишь и себе, и ему, ты его раздразнишь. Посеешь ссоры, раздоры своим неблагоразумием,  родственники могут между собой рассориться,  и это приведет к еще большему злу.

И врать не надо, и правду говорить не надо. Никто за язык не тянет. Часто люди, которых никто не спрашивает, начинают врать. Не ври, потому что себе вредишь. Но человек не понимает, он уже выстроил свой мир и начинает пытаться этот мир сохранить ценой лжи. Поэтому нужно быть благоразумным в общении с людьми, только на исповеди надо быть искренним и уметь открывать свои грехи. Поэтому помоги Вам Господь быть благоразумным по отношению к своим родственникам, чтобы не навредить и не принести зла своей правдой. Насколько эта правда будет в Боге – вот в чем вопрос. Насколько Вы имеете власть ее сказать? Поэтому будем стараться быть благоразумными в отношениях.

– Вы сказали, что искренности мешают страсти. А что помогает искренности?

– Созидает искренность цельность. Если мы посмотрим на детей, неискренних детей не бывает. Ребеночек родился, принял крещение, и ты с ним общаешься и видишь, что в нем все непосредственно, все так, как есть, причем в Божьем луче, в правде. Почему мы часто вспоминаем детство как светлое, благодатное время? Потому, что мы жили, сами того не осознавая, в правде, мы купались в лучах Божиих и были искренними. Дети отличаются от взрослых тем, что они еще в меру своего возраста не могут совершить тех грехов, которые совершают взрослые, еще нет у них тех страстей, которые лишают благодати,  они цельные. Этот священный центр в душе у них один, они этого не осознают. Но так человек Богом устроен. Потом, когда он начинает любить гаджет, какие-то вещи, связанные со страстями (например, имеет сильное пристрастие курить кальян), тогда к этой святыне примешиваются уже другие центры в душе, и человек теряет цельность. Цельность делает человека способным быть искренним.

Господь говорит в Евангелии о Нафанаиле: «Се есть воистину израильтянин, в немже льсти несть». В нем нет лукавства. Он искренне искал истину, и Господь это увидел (его нутро, содержание, что он цельный человек). «В нем нет льсти, лукавства» в переводе с греческого имеет другой смысловой оттенок: «в нем нет примесности», «он без примеси» – без тех страстей, которые примешиваются к душе. То есть он остался целым. Чтобы быть искренним, нужно созидать цельность. Быть цельным и душой, и телом, хранить целомудрие – и тогда это поможет нам оставаться искренними.

Но если человек создает идолы, страсти, о которых мы говорили, он себя дробит, в его душе несколько противоположных центров. В нем начинается «гражданская война». Он не может сам разобраться, кто он, куда идет, зачем живет. Поэтому нужно созидать в душе цельность, святыню, и тогда, как следствие, мы обретаем, возвращаем тот дар, который имели в детстве и потеряли. Преподобный Никон Оптинский, один из последних Оптинских старцев, общаясь со своими чадами, с назиданием говорил: «Видите четки?» Он показал четки, разделил их на три части: «Первая часть четок – это детство, юность, наша жизнь, когда мы еще не купались в страстях, не отходили от Бога и ощущали благодать; вторая часть – падение, страсти, лишение этой благодати; третья часть – когда человек через скорби понимает, что он потерял, и начинает искать то, что потерял, в первой части четок».

Мы всю жизнь должны трудиться над тем, чтобы стать цельными как дети, и тогда  приобретем счастье, радость, которые делают нас искренними. Мы найдем ту святыню, которую потеряли. В этом и есть смысл жизни: мы живем от опыта переживания благодати до следующего опыта переживания благодати. Мы это теряем: исповедовались и ощущаем, что теряем.

Только исповедовался, причастился, вышел из храма, сел в автобус, с кем-то поругался… С прихожанкой-подружкой шла и попутно осудила тех, кто в храме себя не так вел. Пришел домой – лишился благодати. Плачешь, скорбишь, работаешь над собой, идешь каешься, чтобы опять ощутить это благодатное состояние. И так всю жизнь: упал – не лежи. «В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. «Немудрено упасть, мудрено встать». В своей жизни человек должен трудиться над тем, чтобы встать и вернуть то благодатное состояние, которое имел в детстве, юности…

– Вопрос телезрителя: «Некоторые святые говорят, что нельзя называть страсти своими. Если называть, тогда их не победишь; они бесовские. Вопрос  начну с молитвы Иоанна Златоуста: „Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи“. Если человек просит за какую-то страсть, он может говорить: „Господи, помилуй меня от беса такой-то страсти“? То есть называть это конкретно? Тем более если не одна страсть. Как лучше просить в молитвах вызволить от страсти или нескольких страстей?»

– В молитвах, составленных святыми отцами, об этом говорится. Специально составлять свои молитвы не нужно, к этому нужно иметь определенные способности, дар. Неужели все в формулах заключается? Есть формула, которая действует в таинствах: Евхаристии, Крещения, Соборования, Венчания.

Господь зрит на сердце человека, на то, как он относится к страстям. Если он читает Псалтирь, молитвы Оптинских старцев, преподобного Парфения Киевского – в них об этом говорится. Не так принципиально, как скажешь: «Господи, уврачуй мое пристрастие к чревоугодию» или «Господи, помоги мне победить беса чревоугодия». Какая разница? Здесь возникает некая формальность. Господь зрит на сердце, Он видит, как ты относишься к своей проблеме. Главное, быть искренним перед собой, перед Господом . А как страсть называть? Как удобно, так и называйте, суть дела это не меняет.

– От чего зависит искренность исповеди?

– Исповедь – это средство борьбы со страстями, которые мешают нам быть искренними. Искренней исповеди мешает отсутствие мужества. Многим людям страшно исповедоваться. Ведь можно прийти на исповедь, а в сознании возникает: грех можно назвать так, а можно сформулировать так. Так – более стыдно, вдруг батюшка меня осудит; нет, скажу так. Не хочется смущать батюшку...

У человека не хватает мужества назвать грех так, как он есть. Невзирая на личность священника, нужно понимать, что ты стоишь перед Богом. Именно отсутствие мужества, неумение преодолеть свой ложный стыд, страх мешают искренней исповеди. И нужно признать грехом то, что ты хочешь назвать. Бывает так, что помогаешь человеку на исповеди, называешь грех: «А такой грех у Вас был?» И видно, что человеку тяжело его признать. Ему требуется смирение, чтобы согласиться: «Да, я в этом грешен». Ему хочется себя оправдать, сказать: «Ну почему Вы так принципиальны? Подумаешь, каплю молочка выпил. Что Вы прицепились? На это вообще не надо обращать внимание».

Там молока, может, и нет, но написано в составе: молоко. Не хочется человеку признать, что это грех. Почему бы не назвать, что это грех? Не верен в малом – не верен в большом. Назови это как есть, не надо лукавить и оправдывать себя. «В миру жить тяжело, поститься тяжело, поэтому я не пощусь». Человек даже не имеет смирения признать, что он не постится. Никто же не требует брать подвиги сверх сил, если ты болеешь, но для того, чтобы назвать грех своим именем и признать, что ты его совершаешь, требуется смирение.

Надо в первую очередь иметь мужество называть постыдные, тяжелые грехи. Называть так, как ты их делал, а не так, как пытается обозначить эти грехи наше плотское мудрование: чтобы не быть, а казаться перед священником. Мы тогда не будем перед Богом. Поэтому мужество и смирение – это два основных качества, которые требуются человеку, чтобы искренне исповедоваться и предстоять перед Богом.

– Трудно или просто творить искренне добрые дела?

– Господь в Евангелии говорит, что Царствие Божие нудится, то есть силою берется. В нашей жизни идет война, человек борется с грехом. Мы крещены, мы избавлены от власти дьявола, но дьявол имеет приражение, воюет против человека, и на этой войне легко быть не может. К тому же имеются проявления нашего падшего естества. Человек инертен, пассивен к добру, нужно себя понуждать, нудить. Добро нужно делать всегда по понуждению.

Вот даже посмотрите. Утром проснулся – молиться надо. По большей части заставляешь себя. Вечером устал, с работы пришел, дома дети, семья (тоже нагрузка) – нужно помолиться. Через силу заставляешь себя молиться. Когда помолился, думаешь: «Как хорошо, что я себя заставил». В храм идти лень. Всю неделю трудился; недосып... Тут еще на литургию идти утром. Заставил себя пойти, понудил, пошел на службу, назад идешь – на крыльях летишь, говоришь: «Как хорошо, что я себя понудил». Всегда требуется волевой акт для того, чтобы сделать добро. В этой жизни так. Когда будешь иметь навык в добре, тогда это войдет в твое естество.

В нашей земной жизни трудно делать добро. Всегда нужно себя понуждать, бороться. К тому же мешают страсти. Они всегда будут препятствовать, нужно все время с ними бороться. Вся жизнь – брань. Почему угодники Божии, святые всегда творили Иисусову молитву? Они не доверяли себе, боролись со страстями. Старались жить по Евангелию, то есть вся жизнь проходила в трудах.

– Вопрос телезрителя: «Есть такое хорошее высказывание: „Правда – это версия, устраивающая человека“. Отсюда: „У каждого человека своя правда‟. А искренность, основанная на такой правде, будет своя у каждого человека. Как быть с такой искренностью?»

– Я говорю сейчас об искренности как священнослужитель Русской Православной Церкви, говорю об искренности на основании библейского мировоззрения. Если у человека другая идеология, то, конечно, у него будет искренность, основанная на том идеале, которому он служит.

Вот говорят, что коммунисты были искренние, честные, не обманывали людей. Они правда честно трудились, были искренними относительно своей идеологии. Но ложная идеология делает нашу искренность ложной. Тут вопрос нужно ставить так, как Пилат задавал: «Что есть истина?» Господь не ответил, потому что неправильно был задан вопрос. «Кто есть истина?» Перед ним Истина стоит, а он не видит.

Поэтому здесь вопрос упирается в догматику, которая очень важна для нашей жизни. Многие говорят, что догматический вопрос абстрактный, главное – делать добро. Ничего подобного. Ведь искренние, убежденные коммунисты считали, что делали добро, когда гнали заключенных и строили канал «Москва – Волга» или «Беломорканал». Они считали, что проводят  жизненно необходимые дела для индустриализации Советского государства с помощью лентяев-буржуев или кулаков-крестьян. Их идеология их оправдывала, то есть они честно охраняли концлагеря.

Кто-то, может быть, там и честно трудился, но в личной жизни, в нравственности оправдывал в себе многие вещи, которые несовместимы даже с общечеловеческой правдой. Здесь вопрос о выборе. Люди, которые имеют разные жизненные установки, не могут найти общий язык, не могут быть искренними по отношению друг к другу. Человек, который живет в Боге, не может искренне делиться с тем, кто Бога полностью отрицает и считает, что эта жизнь не на евангельских принципах устроена: «Они отсталые. В нашей жизни это уже не важно, нужно ориентироваться на современную жизнь». Все, здесь делиться нельзя. До какого-то момента можно общаться (о природе, погоде, по работе), но открыть душу и поделиться той искрой, которая в тебе живет, нельзя.

Конечно, всех нас потом рассудит Господь. Но невозможно людям общаться искренне, если они в ложных, а еще и в противоположных догматических установках находятся. Некоторые религии говорят, что есть люди разного сорта. Есть люди, которые избраны Богом, а есть люди второго сорта. Как можно с таким человеком искренне общаться? Он говорит: «Ты второй сорт. А вот эти люди – избраны. К ним одна мораль, а к этим вторая мораль». Двойные стандарты. О какой искренности можно говорить, если здесь ложные догматические установки?

Никакого искреннего общения здесь быть не может. И дай нам Бог уметь мирно сосуществовать, чтобы  не ломать копья и быть благоразумными. Так что вопрос догматики очень важен для нашей жизни. «Не важно, во что ты веришь, догматика не важна; главное, быть добрым человеком». Ну, попробуйте. Что мы построим из этого? Ничего не выйдет. Очень важна догматика. Бог на землю пришел для того, чтобы сказать, что есть одна правда. Апостол Павел пишет в Послании к Ефесянам: «Один Бог, одна вера, одна Церковь».

Вот говорят: «Много церквей, много правд, разные боги есть». Неправда. Или говорят: «Один Бог, разные Церкви». Нет. «Один Бог, одна вера, одно крещение», – говорит Господь Иисус. Все сказано в Священном Писании. Нет, люди что-то выдумают, чтобы оправдать свои неправды, страсти. Будем стараться искать правду Божию. Когда ее найдешь, тогда сможешь быть по-настоящему искренним относительно объективной правды, а не своей субъективной, которая уже будет дефективной.

– Каковы признаки искреннего общения в семье и среди друзей?

– Апостол Павел пишет, что искреннее общение – в любви. Любовь – это венец совершенства. Это когда люди обмениваются теплом, любовью, которые между ними. Любовь долготерпит, не раздражается, не ищет своего. Не ищет своего – то есть человек на себя не тянет, он жертвенен. По этим характеристикам можно определить, что общение между людьми искреннее.

А если видишь, что человек  сам себе на уме? Вот бывает, с человеком общаешься, делишься чем-то, но чувствуешь, что он недоговаривает. Он с тобой общается, но у него есть часть, которую он боится открыть. Говорят: «Человек себе на уме». Общение очень напряженное, и чувствуешь, что надо замкнуться, прекращать это общение, здесь искренности быть не может. Еще чисто психологически: когда люди искренне общаются, есть некая легкость, нет ничего давящего, тяжелого. Вот о человеке говорят, что он тяжелый… Потому что себе на уме, сам в себе потерялся, общается с тобой и смотрит на твой кошелек, статус, какие в твоей душе есть качества, чтобы ими как-то воспользоваться. То есть меркантильный подход.

Люди состоятельные, имеющие богатство – очень одиноки: все смотрят на них через призму их кошелька, смотрят не на душу. Очень тяжело быть богатым человеком. Как сказал один знакомый о друзьях, которые у него есть: «Я их покупаю». Он же чувствует, что они ему льстят. Это же не настоящее общение. Лесть – это как подкуп. Подкупают друг друга этим общением, но зачем это нужно? Ведь мы так устроены, что будем иметь счастье общения только в правде Божьей, а не на основании страстей.

Когда такое происходит, видишь, что есть лесть в общении, лукавство. Хотя в мирском этикете считается очень хорошо нахваливать человека, делать комплименты. В принципе, неплохо человека иногда похвалить. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что хвалить человека без того, чтобы нанести вред его душе, можно в двух случаях: когда он находится в глубоком унынии или когда умер. В остальных случаях это может быть очень опасным.

Светский этикет говорит наоборот: высыпай тонну похвал. Но эти похвалы часто бывают подкупом и лестью. Люди, которые не работают над собой, проглатывают это как чистую монету, а потом получают горечь. Когда тебя сильно, нарочито хвалят, пойми: это не искреннее общение.

«Ой, какой Вы хороший, какие у Вас детки красивые, как они хорошо учатся». Так начинают хвалить, что на душе становится плохо. Зачем так хвалить? Хвалят, хвалят... Это способ подкупить, польстить, какой-то есть интерес у человека, он сам себе на уме, когда это говорит. Когда так нахваливают тебя, твоих детей, знакомых, близких, в которых ты заинтересован, чтобы на тебя это плохо не подействовало в плане страстей, нужно говорить: «Всё во славу Божию. Это не я». Когда ничего не скажешь, а помыслишь: «Может, и правда я такой хороший?» – то оказаться неповрежденным после похвалы практически невозможно. В «Добротолюбии» у многих святых отцов это прописано. Похвалу принимать очень опасно. Поэтому когда так говорят, нужно говорить: «Во славу Божию». Или так: «Не надо меня ругать; и нахваливать не надо».

– Из чего складывается искренняя любовь?

– Искренняя любовь, по апостолу Павлу, – это союз совершенства (на русском языке: совокупность совершенства). Мне хочется сказать не какой-то фразой богословской, оформленной, а хочется пожелать всем нам стремиться к искреннему общению. Это большой труд. Нам кажется, что быть искренним легко. Открытым быть легко. Быть искренним – большой труд. Нужно пламя Божественной любви возгреть в себе, и эти искорки, исходящие от пламени нашего сердца, будут искренностью, которой мы будем делиться друг с другом. Если две искорки, исходящие от одного и другого человека, сходятся, они еще ярче становятся. Из этого рождается настоящая дружба, любовь, чего я всем нам желаю.

Ведущий Денис Береснев

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать