Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

25 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

― Добрый вечер, дорогие телезрители. Мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой» и сегодня у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

― Здравствуй, отец Александр, здравствуйте, дорогие братья и сестры. Поздравляю всех Татьян с Днем Ангела.

 

― Можно еще добавить Нин, которые будут праздновать День Ангела послезавтра.

― Да, Нин тоже поздравляем.

 

― «Люблю свои грехи, привык к ним. Умом понимаю, что нужно с ними бороться. Но как преодолеть эту любовь ко греху?»

― Ответ мы находим в конце Евангелия от Иоанна, когда Господь спрашивает Петра: «Любишь ли меня?» Любовь ко Христу должна стать бо́льшей, чем любовь ко греху.

 

― Но нужно время, чтобы возлюбить Христа всем сердцем, всей душой, всем помышлением. А грех тянется с детства, все время утаскивает к себе.

 ― Другого способа победить грех нет в природе.

 

― Человек говорит, что любит Христа, но отказаться от привычки ко греху не может.

― Я в это верю, значит, он любит недостаточно.

 

― Это говорит о том, что человек не настолько любит?

― Выйдем из области разговора о высоком в область низкого. Большинство людей, которые курят, тем самым сокращают свою жизнь. Однажды врач говорит человеку: «Либо вы умрете, либо бросаете курить». Несмотря на то, что эта привычка сильная, если для человека жизнь представляет бо́льшую ценность, чем удовольствие, которое он получает от курения, то он бросит. Я встречал людей, которые бросали курить в достаточно почтенном возрасте, потому что это становилось опасным для жизни. Но некоторые люди посмеиваются над необходимостью бросить курить. Приводят в пример Уинстона Черчилля, который дожил до преклонных лет, выпивая по бутылке-две виски в день и выкуривая несколько сигар.

 

― Люди умеют придумывать оправдания.

 ― В общем-то, незачем их придумывать. Никто не заставляет человека ни веровать во Христа, ни в то, что капля никотина убивает лошадь. Это свободный выбор человека, его вера и любовь.

 

― Борьба со грехом ― это проявление любви ко Христу.

― И вера, что грех можно победить с помощью Божьей. Когда человек любит другого человека, он старается не делать то, что тому неприятно. Любовь ко Христу подразумевает знание того, что Ему это неприятно.

 

― Вопрос телезрителя: «По воле Господа я пришел к православной вере через человека, который является старообрядцем. Он пытался, хоть и деликатно, убедить в истинности их позиции. Я сейчас хожу в единоверческую церковь, где служба идет по старому чину. Все приходы входят в Русскую Православную Церковь.

В Символе Веры есть строчка: «И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Как я понимаю, воплотился Господь от Духа Свята. Не понимаю «от Марии Девы, и вочеловечшася». Не могли бы Вы высказать свою точку зрения?»

 

― У меня своей точки зрения нет. На все вопросы относительно веры я транслирую мнение Русской Православной Церкви, учение которой изложено в книгах разного уровня: от догматического богословия до «Закона Божия» для детей.  Личная точка зрения― это уже ересь. Возьмите исконный, древнегреческий текст Символа веры и переведите сами, тогда Вы все поймете.

 

― «Один из разбойников, находясь на кресте рядом со Христом, уверовал в Него и вошел в рай, другой насмехался над Ним. А в Евангелиях от Матфея и Луки говорится, что оба поносили Его. Как так получается?»

― Здесь могут быть разные варианты: например, сначала поносили оба, потом один образумился, или человеку, который это рассказывал апостолу, казалось, что оба поносили, но один поносил, а другой в это время шептал: «Помяни мя, Господи, егда приидешь в Царствие Твое».

 

― У креста стояли только Матерь Божия и Иоанн.

― Да, Иоанн Богослов стоял у креста, он был свидетелем, остальные у креста не стояли.

 

― Вопрос телезрительницы: «У меня повесились два племянника. Могу ли я их спасти, причащаясь и творя милостыню?»

― Спасти человека может только Господь, а мы только можем Его об этом просить.

 

― Если случилась такая беда в семье, нужно молиться об этих несчастных и просить, чтобы Господь явил к ним милость?

― Это по желанию. Если тётя беспокоится о душах своих племянников, то она может дома просить Бога об их спасении.

 

― А стоя в церкви?

― Церковь ― наш дом. Церковь самоубийц не отпевает и панихиды по ним не служит. Но если они были психически больными, то Церковь все это делает, так как человек считается невменяемым, и ему не вменяется в вину то, что он натворил.  Вообще, если речь идет об этих двух братьях, раз оба так поступили, то в семье, скорее всего, есть какое-то психическое заболевание.

 

― Вопрос телезрителя: «Я мусульманин, у меня есть жена, и я хотел бы по исламским традициям взять вторую жену, русскую. Признает ли Церковь такой брак?»

― Конечно, нет. С точки зрения Церкви, это не брак, а незаконное сожительство. И тем более оно противоречит законам нашего государства: в России многоженство запрещено.

 

― «Почему Церковь признает гражданский брак, а брак по мусульманским традициям не признает?»

― Мы признаем мусульманский брак.

 

― «Я имею в виду брак между христианкой и мусульманином».

― Дело в том, что мы смотрим на брак, как на строительство малой Церкви, где отец ― священник Бога Вышняго, мать ― дьякон, помощник ему, а дети ― народ Божий, который отец и мать должны вырастить христианским. Скажите, как мусульманин, который не знает христианства, сможет выращивать христиан? Поэтому брак с мусульманином или мусульманкой невозможен.

 

― Вопрос телезрителя: «Отец Дмитрий, заметил, что когда кто-то звонит в прямой эфир и просит Вашего благословения, Вы либо молчите, либо уходите от ответа. Чувствую, что Вам дискомфортно в этот момент. Расскажите, пожалуйста, что такое священническое благословение, почему Вы чувствуете себя не очень хорошо, когда его просят у Вас?»

― Я чувствую себя очень хорошо. Просто мы тратим эфирное время на пустые, формальные приветствия: как я могу заочно благословить человека, которого не знаю и не вижу? Какая-то нелепость. В письме еще можно написать знакомому человеку «Бог тебя благословит», а не ведая человека, как можно благословить? Тратя впустую эфирное время, возможно, тем самым мы лишаем кого-то возможности задать вопрос.

 

― Вопрос телезрительницы: «На нашем приходе часто меняются священнослужители, некоторые из них требуют особого отношения к Таинствам Причащения и Исповеди, не прописанного канонами Православной Церкви. Как к этому относится?»

― Я бы посоветовал Вам придерживаться того пути, который Вы выбрали для себя. А если из-за этого возникает конфликт, необходимо обратиться к благочинному. Если он не сможет Вам помочь, тогда ― к епископу, и действовать так, как скажет владыка.

 

― «В молитвах мы просим у Бога исцелить в немощах сущих, споспешествовать путешествующим, утешить страждущих. Неужели Бог без нашего ходатайства за нуждающихся людей Сам не будет им помогать? Почему мы должны Бога об этом просить?»

― Мы ничего не должны, поэтому не просите. Никто никому ничего не должен. Все совершенно свободны: хочешь молись ― хочешь не молись, хочешь веруй ― хочешь не веруй, хочешь помогай ближнему и проси помощи у Бога ― хочешь не помогай ближнему и не проси помощи у Бога. Каждый человек исходит из того, что он считает нужным.

 

― Здесь недоумение вызывает то, что неужели Бог не вступится без нашей просьбы за нуждающегося, обижаемого?

― Ты можешь представить человека, за которого никто не вступится и который никому не нужен?

 

― Может он всем так насолил…

― О! Совершенно верно, отец Александр.

 

― Вопрос телезрительницы: «Будучи уже немолодым, мой муж принял ислам и начал исповедовать суфизм. Могу ли я за него молиться? Умом я понимаю, что должна принять случившееся, но душой не могу этого сделать».

― А если у человека заболела корова, может он за нее молиться?

― «Может».

― Значит за корову можно, а за мужа нельзя? Кто важнее: муж, сын Адама, или же корова?

 

― У людей возникает страх, что сотворят противное Богу, если помолятся за иноверца.

― У меня был случай, когда лежал в больнице. Мой доктор был буддистом и обратился ко мне с просьбой о духовной помощи мусульманке. Когда я пришел, увидел, что лежит женщина, по-моему, башкирка, и спросил: «Что у тебя, милая?» Она что-то ответила. Я спросил: «Хочешь, чтобы я за тебя помолился?» Он сказала: «Очень хочу!» Я помолился. На следующий день спрашиваю доктора: «Как дела у той женщины?» Он говорит: «Слава Богу, все хорошо, операция прошла благополучно, она Вас очень благодарит». Вот такая ситуация: буддист просит христианина за мусульманку, христианин идет к мусульманке и молится за нее. Что тут такого? Пусть назовут книгу, в которой написано, что я не могу молиться за мусульманина или еврея? Я не могу молиться за него на проскомидии: поминать, вынимать за него частичку, потому что он не член Церкви, но молиться за него я могу.

 

― Когда Господь сказал: «Молитесь за обижающих вас», Он не уточнил, что обижающий должен быть православным.

― Здесь еще возможен такой момент: он может меня обидеть, но я могу-то не обидеться, тогда я не обязан не молиться.

 

― Вопрос от телезрительницы: «У меня есть крестница, ей 21 год. Она девушка православная, целомудренная. Хочет получить духовное образование и выйти замуж за священника, однако мать против этого. Я, как крестная, всячески ее поддерживаю и говорю, что она на правильном пути. Девушка очень смиренная, послушная и против матери не может пойти. Какой Вы дадите ей совет?»

― У нас есть богословский институт, в который принимают и девушек. Учиться там нужно 5 лет. Когда она его закончит, ей будет 26 лет. К этому времени она там найдет себе жениха, окрепнет, станет взрослым человеком и будет сама решать свою судьбу. Что касается родителей, то в истории Церкви есть много случаев, когда отец убивал свою дочь, принявшую христианство.

 

― А если мать не благословляет, она может взять благословение на поступление в учебное заведение у священника, своего духовника?»

― Как раз на поступление в духовное заведение необходимо письменное благословение духовника, а не матери.

 

― Но с мамой будет конфликт…

― Может быть, и не будет. Мы не знаем природы ее противодействия.

 

― «Читая литературу о христианском воспитании детей, пришла к выводу, что в воспитании детей необходим только правильный родительский пример и больше ничего. Права ли я в этом?»

― Нет, конечно. Воспитание комплексно. Родительский пример ― вещь важная, но нужны еще научение, организация воспитания, атмосфера и строй в семье.

 

― Это, наверное, как раз входит в понятие «родительский пример»?

― Если входит, тогда хорошо. Воспитание, как и садоводство, подразумевает не только хорошие «семена» и «обрезку», но и борьбу с «вредителями» и «сорняками». Такими «сорняками» могут быть школа, дворовые ребята или родственники. От них нужно изолировать ребенка, потому что они могут вести «подрывную» работу.

― Нередко люди недоумевают: благополучная, верующая семья, часто многодетная, и вдруг в ней один ребенок, который идет вразрез всему.

― Так бывает, и это не от воспитания. Народ давно заметил: в семье не без урода.

 

― Хотя пример для всех был благой и правильный, все его восприняли, а он нет.

― Император Юлиан Отступник воспитывался в монастыре, а потом отрекся от Христа и попытался повернуть империю опять к язычеству: разрушал христианские храмы, гнал христиан.

 

― Примера не хватило.

― Человек, не смотря на примеры и воспоминания, всегда может выбрать свой путь.

 

― А что нужно, чтобы в человеке победило добро, чтобы он выбрал христианский путь?

― Человек должен возлюбить Христа. А отец с матерью должны учитывать психо-физические особенности своего дитяти. Так бывает, что в итоге не все дети следуют за Христом: в мире много соблазнов и совершенно стерильную жизнь устроить невозможно.

 

― С одного подсолнуха берутся и сеются семена, а вырастает всё разное… Как так?

― Гены, брат.

 

― «У меня есть двенадцатилетняя дочь. Уже несколько месяцев я замечаю у нее пристрастие к фильмам ужасов. Пыталась привлечь ее внимание к хорошим, добрым фильмам, пробовали запрещать смотреть ужасы, но эффект оказался обратным: у нее появился еще больший интерес к ним. Как можно ее от этого отвратить?»

― Дело в том, что от фильмов ужасов возникает наркотическая зависимость. Девочка ищет это переживание от ужаса, испытывает сладострастие. Это вид наркомании и девочку необходимо лечить.

 

― Нужно идти к наркологу?

― Я не знаю. Может быть, к психиатру, который знает наркологию. Фильмы ужасов создаются людьми, которые делают деньги для других людей. Известно, что наркотики, оружие и люди ― это самый дорогой товар, поэтому на фильмах ужасов делают большие деньги. Для двенадцатилетней девочки это «тяжелый наркотик», она оказалась «наркозависимой» от «доз», которые выделяются ее железами внутренней секреции, как реакция на ужасы. Она уже начинает этого искать, и если ее лишить, то будет ломка, абстиненция.

 

― То есть процесс излечения будет болезненным и долгим?

― Не знаю. Я не специалист.

 

― Но помочь можно?

― Во всяком случае, нужно пытаться. Точно также воздействует на человека рок-музыка: от ее ритмов люди приходят в наркотическое состояние. При этом текст совсем неважен. Тем, кто занимается, роком, обеспечен денежный успех.

   

― Вопрос телезрительницы: «Недавно услышала от одноклассницы своего десятилетнего сына нецензурную брань. Как мне нужно поступить в этом случае: поговорить с родителями девочки или нет? Не получится ли это каким-то ябедничеством?»

― Обязательно нужно поговорить. Давайте ситуацию усугубим: к примеру, Вы обнаружили в интернете ролик, в котором ребята-старшеклассники держат Вашего сына за руки и вкалывают ему в вену наркотик. Сообщить об этом в милицию будет ябедничеством?

 

― «Во время богослужений в храме, особенно на акафистах, можно услышать, как поют прихожане: часто громко и фальшиво ― тяжело воспринимать такое пение. Пробовала делать вежливые замечания, но ответили, что в других храмах поют и в интернете написано, что можно петь. Как бороться с такими «певчими»?»

― Никак.

 

― Это невозможно или не нужно?

― Зачем бороться? Сел на метро и поехал в храм, где всё по-другому. Вот и всё. Известно, что чем хуже слух, тем громче поет. У нас тоже на Пасху и Рождество приходит одна девчонка Оля. Она вопит на весь храм как иерихонская труба, причем всегда на полтона ниже, получается как болгаркой по спине. Всегда думаешь: когда же закончится «Символ веры», чтобы не слушать ее. И что? Терпим, не выгоняем в надежде, вдруг что-то души коснется.

 

― Здесь лучше потерпеть, отойдя на несколько шагов?

― Понимаешь, есть люди глухие, они всегда орут. У пожилых людей часто слух понижается. Чем бороться, лучше посмиряться. Храмов сейчас много, Слава Тебе Господи, дальше будет еще больше ― всегда можно выбрать.

 

― Патриарх благословляет такое народное пение, призывает не мешать ему.

― Если мы вернемся к старой церковной практике, когда будут все петь, то увидим, что людей со слухом больше.

 

― А те, кто без слуха, подстроятся?

― Нет, просто они не смогут перекричать.

 

― В большом хоре, если кто-то фальшивит, его не очень слышно.

― Конечно. Я много слышал народных хоров и никогда не замечал, чтобы фальшь была слышна. Там работают другие механизмы.

 

― «Перед исповедью священник произносит: «Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши.». Значит ли это, что человек, полностью оставивший свой грех, но не исповедовавший его, не получает прощения и с каждой исповедью грех усугубляется?»

― Я не знаю про геометрическую прогрессию. «Сугубый» ― это гипербола. Речь идет о том грехе, который человек сознательно утаивает.

 

― Человек раскаялся, отказался от греха, тысячу раз о нем пожалел, но ему стыдно исповедовать этот грех, произнести вслух перед священником.

― Если не можешь произнести, напиши на бумажке.

 

― «От волнения на исповеди, только частично помню, что говорил священник. Допустимо ли записывать исповедь у священника на диктофон, чтобы потом послушать?»

― Спросите у священника. Если он не против, записывайте, если против ― нет.

 

― «В Евангелии говорится, когда Иисус изгонял беса из человека, тот громко заявлял, что знает, что Иисус ― Сын Божий.  Для чего бесам нужно было делать такие заявления?»

― От боли: он к Нему таким образом взывал, потому что испытывал  мучение. «Ты Сын Божий ― Ты должен быть милосердным. Зачем Ты нас мучаешь?»

 

― Спасибо, батюшка, за ответы. Пора нам прощаться.

― Всего доброго. До свидания. Будем живы-здоровы ― до следующего воскресения.

 

Расшифровка: Вероника Можарова 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать