Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

4 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

 Добрый вечер, дорогие телезрители, братья и сестры! С наступившим новым годом вас! Мы начинаем нашу передачу в прямом эфире и сегодня у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

 

– Здравствуйте, отец Александр. С новым годом, дорогие братья и сестры!

–  Батюшка, уже, наверно, можно поздравлять и наступающим Рождеством, до него осталось всего пара дней.

– Вообще, Рождество мы уже начали праздновать, как только мы запели антифоны «Христос Рождается».

Это на Введение во Храм Пресвятой Богородицы поется.

– Да, это на Введение во Храм поется, а сейчас уже неделю перед Рождеством мы читали Евангелие Рождественское, оно сразу погружает нас в эту замечательную атмосферу священного события.

– Батюшка, вот как раз вопрос к этому событию: В Священном Писании нигде нет указания на дату рождения Христа. Почему тогда 7 января?

– Этому есть историческое обоснование с точки зрения церковной миссии: таким образом, был вытеснен языческий обычай. Любой, кто желает, может найти это в литературе, я и сам могу это найти, но к следующему разу. Так как у нас будет некоторый перерыв в передачах на зимние каникулы, то есть Святки, то это задание на дом всем, кто интересуется. Эта дата совершенно условна, и она для Церкви совершенно не важна. Есть люди, которые помешаны на цифрах, даже создают всякие учения, даже религиозные. Есть такое понятие «нумерология», и они из этого строят какие-то умозаключения. Церковь отрицает значение этой нумерологии. Когда Церкви удобно, то она праздники устанавливает в день, когда произошло событие. Когда событие неизвестно, например, о каком-то древнем святом, то они находят святого в Церкви с таким же именем, и нескольких святых с одним и тем же именем празднуют в один и тот же день. Очень часто перемещаются дни памяти святых, одно из наиболее частых перемещений – это память святого великомученика Георгия Победоносца, потому что память его выпадает в «неудобные» для Церкви дни. Так же перемещается день Дмитриевской родительской субботы, в зависимости от того, когда выпала память Дмитрию Солунскому. На самом деле совершенно не важно, какого числа Христос родился – 25 ли декабря или «36-го», это не играет никакой роли вообще. Такими глупостями, как «зарубить число», апостолы, которые вообще не наблюдали никаких чисел, этим вообще не занимались, они занимались проповедью спасения, а к спасению числа не имеют никакого отношения. Поэтому для очень многих людей, далеких от Церкви, очень важно, когда пир собирать по поводу того, что 40 дней назад умер человек. На 40-й, на 46-й, на 32-й, на 191-й день – какая разница, когда пообедать? Вообще никакой разницы нет. Но для людей это застолье играет какую-то религиозную роль. Когда удобно, тогда и собери знакомых, родственников усопшего, вспомните, что было хорошего, если кто из них умеет – пусть помолится, споет «Со святыми упокой». Тогда обед или ужин превратится в общую молитву, но если уж кто не умеет молиться, то креститься все умеют. Будет это такая пусть детская, ничего не понимающая, но все-таки молитва. Человек хотя бы чувствует, что он участвует в каком-то религиозном действии, для начала это тоже хорошо. Поэтому Пасха у нас празднуется по лунно-солнечному совмещенному календарю, и она тоже имеет свои пределы. Самая ранняя и самая поздняя вычисляется довольно просто. Главная задача, чтобы она у нас не совпала с иудейской, а была бы раньше, потому что это имеет историческое значение. Потому что наша Пасха иная, она «вместо». Если евреи празднуют Пасху, как выход из Египта, то христиане, как выход из адской жизни в Небесное Царство. Поэтому это имеет серьезное символическое значение. Для Церкви число никогда не имело особо важного значения. Для истории это имеет важность.

– Люди и рассматривают библейскую историю, как некую цепочку дат, событий, которые должны обязательно идти в определенном порядке.

– Вот даже в родословии, которое приводил евангелист Матфей, некоторые персоны выпущены, это давно экзегеты заметили. Но и что из этого? От этого, когда тебя ударят в правую, надо апперкотом бить снизу что ли? Чтобы все кричали вокруг: «Только не убивай!»? Это же все равно остается. И когда тебя зовут куда-то, садись на последнее место. Разве христианин может, ворвавшись в автобус сесть на самое удобное, самое ему выгодное место? Нет, он должен встать и осмотреться: если свободные места есть, то он должен выбрать самое неудобное и там сесть до тех пор, пока все места не будут заняты, тогда он должен встать и освободить место для только что вошедшего. Немножко отдохнул, Бог дал тебе такую возможность – ну, и Слава Тебе, Господи! Христианин не должен искать себе удобств, он должен искать людей, которым не удобно. Для того, чтобы предложить поменяться с ним местами. Вот это христианство, это строго важно. Но вот этим как раз пренебрегают. Даже смотришь: родители иногда едут из церкви, а их дети врываются в автобус и занимают места. Подождите, мамочка или папочка, вы кого выращиваете-то? Нужно сказать: «Остановись, пусть сначала сядут бабушки, дедушки, потом женщины с сумками, а потом, если место останется, сядет мама, а тебя возьмет на ручки». Если маленький, а если ты побольше, то постоишь, это ничего, зато ты вырастешь христианином. Это нужно толково объяснять несколько раз, а потом дома: «Ну, давай, что я тебе рассказала? Как должен христианин поступать?». Глядишь, через год он от такой мелочи и научится быть не потребителем, и думать, что весь мир для него, а научится ближнему служить даже в таких мелочах.

– Спасибо, батюшка, у нас есть первый вопрос от телезрительницы: «Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, батюшка Дмитрий, я никак не пойму как Иисус умер за наши грехи. Его убили, но каким образом я причастна к этому и другие люди?»

– Про Вас я ничего не знаю. Я могу рассказать про нас с отцом Александром, потому что мы-то люди грешные. И, по справедливости, которая есть в нашем сознании, в нашей душе, за наши грехи нас нужно убить. Потому что грехов ежедневно очень много, поэтому мы нуждаемся в прощении, но это прощение может дать только Бог. Поэтому Господь, умирая на кресте, Он эти грехи, если мы Ему каемся, потому что мы на исповеди каемся не священнику, священник только свидетель, и он каждого кающегося предупреждает: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Мы каемся перед Христом Богом, а Он сказал своим апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе. И что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». И если священник, земной грешный человек отпускает нам наши грехи, то эти грехи отпускаются нам на небесах Христом. Он сам установил такой порядок вещей. Почему Он имеет власть отпущать грехи? По двум причинам: во-первых, Он – Бог, а во-вторых, Он сам умер за нас на кресте, когда был человеком. Он – безгрешный умер за грешников, Он принес себя в Жертву, как воин. Иногда политические ошибки государей приводят к войне, и воин идет умирать за ошибки другого. Может такое быть? Сколько угодно! Я уж не говорю там о злонамеренных действиях, о предательствах, а о просто ошибках. Он тоже приносит свою жизнь в жертву вот таким образом. И поэтому каждый человек, который уверовал во Христа, который принес Ему покаяние в своих грехах, то этот человек имеет возможность получить отпущение грехов от самого Господа нашего Иисуса Христа.

Телезрительница: «Можно еще один вопрос задать? Я грешу каждый день, не специально грешу, а получается иногда. И каждый вечер я у Бога прошу прощения, перед тем как ложиться спать. Бог же простит, Он же услышит?»

– Конечно, Бог услышит. Но простит Он или нет – Вы знать не можете. И для этого Бог, это не мы сочинили, и установил Таинство Покаяния. То есть когда мы с вами каемся перед священником, и Вы, и я, то тогда приходит Бог и своей Благодатью очищает нас от грехов. И священник над нами читает молитву, которой он нас отпускает или по-славянски «разрешает». Разрешает не грешить, а разрешает нас от грехов, то есть эти узы грехов с нас снимает, освобождает нашу душу от греха. Тогда мы уже уверенны, что Господь нам простил, и если мы с сегодняшнего дня уже не будет так согрешать, то тогда Он нас простит навсегда.

Телезрительница: «А как часто нужно исповедоваться?».

– По возможности. Если человек живет в монастыре, он может исповедоваться каждый день. А если человек приходской, то это зависит от его возможностей, от количества детей, от состояния здоровья, от погоды.

– Телезрительница: «Скажите, пожалуйста, а могу я дома, перед тем как захочу с Богом поговорить о грехах своих, попоститься, почитать молитвы дома, принять хлеба и вина чайную ложку выпить? Это будет считаться Причастием и исповедованием или обязательно идти к священнику надо?»

– Нет, это будет никакое не Причастие, это будет хлеб и вино, можно еще и пиво пить, и чай. Дело в том, что те Дары, которые мы приносим Богу как хлеб и вино, мы вместе с Церковью молимся и просим, чтобы Господь послал благодать Святаго Духа и приложил хлеб в своё Пречистое Тело, а вино в свою Пречистую Кровь. И это совершается, но по молитве Церкви, и поэтому должно обязательно быть присутствие священника, епископа, потому что он тоже священник. Только таким образом. Потому что если просто соберутся люди – это еще не Церковь. С ними должен быть обязательно священник, которому, во-первых, дана власть «вязать и решить» грехи, а, во-вторых, совершать службу, на которой Церковь своей молитвой прилагает хлеб и вино в Пречистые Тело и Кровь Господню. А дома это будет просто имитация. Знаете, бывает, продают «кухонные наборы» для детей? И девочка Наташа попросила у бабушки деньги и купила себе игрушечки, кастрюльки, чайничек, и она делает вид, что варит гречневую кашу: берет песочек, наливает водички, мешает. Там может быть даже плита, в моем детстве такие были, алюминиевые. Но это же есть нельзя, потому что это имитация настоящей кухни. Надо, чтобы девочка приучалась в будущем стать настоящей хозяйкой, чтобы не испугалась кухонной посуды. Поэтому то, что Вы будете делать – это игра. А есть вещи, которыми играть нельзя. Поэтому дома это делать – это уж совсем…

Телезрительница: «А можно еще один вопрос? Потом они пьют это вино из одной ложечки. Могут ли заразиться люди герпесом или еще какой-нибудь инфекцией? Это меня еще волнует».

– Я должен Вас успокоить: герпес у Вас лично давно уже есть. И победить его невозможно, поэтому придется Вам 2 или 3 раза в году это терпеть. Но за 2000 лет, как мы причащаемся, а причащаются десятки миллионов людей, я даже присутствовал на такой литургии, правда, это было на Западе, я там не причащался, естественно, но я видел, как причащалось полмиллиона человек. Так что ни одного случая. Наоборот, когда в Европе христианской наступали так называемые «моровые поветрия»: чума, холера, еще какие-нибудь страшные инфекции, люди сразу, естественно, сразу обращались к Богу, потому что медицины не было, антибиотиков тоже, процедур не было, оставался санитарный кордон и молитвы. И люди сразу валом валили в церковь, все молились и причащались. И когда их религиозный энтузиазм достигал определенной величины, эпидемия спадала. Наоборот Причастие во исцелении души и тела, можете спросить любого человека, который ходит в церковь, бывали ли такие случаи.

– Ведущий: «Да у каждого, по-моему, бывали».

– Поэтому Ваши опасения не основательные. Они не имеют под собой исторической основы.

Батюшка, один из таких, волнующих людей вопросов: между детьми в семье часто нет мира и согласия, дети ссорятся, хотя семья дружная. Как эту ссору между детьми угасить, как их убедить, что нужно жить дружно и вообще возможно ли это?

– Нет, убедить невозможно. Дети – это такие существа, как в армии есть такая категория «рядовой необученный», их в армии еще называют «партизанами». То есть, чтобы выучить человека на солдата, сейчас это за год делают, я вообще не знаю, что там получается, но это года два минимум для взрослого человека. А дети подвержены разным влияниям и, прежде всего, своим собственным греховным страстям, поэтому в них есть и агрессивность, и зависть, и тщеславие, и стремление к тому, чтобы издеваться друг над другом, то есть все, какие мерзости только есть в человечестве, они есть и в детях, только в чистом виде, потому что дети – существа прямые и открытые, в них это все видно. Поэтому это тяжелый труд сродни тому, как подготовить из леса поле: сначала спиливаем деревья, потом корчуем пни, потом борьба с сорняками, а потом ежедневная обработка, все сорняки нужно выпалывать, при чем выпалывать постоянно. Поэтому семейная жизнь – это и есть работа над детьми. Нужно говорить, нужно наказывать, нужно действовать и лаской, и убеждением, и наказанием, и лишением, и так далее. Дети должны понять главные «правила игры»: родители никогда и ни за что не допустят, чтобы старшие обижали младших, чтобы мальчики дрались с девочками, чтобы те, у кого речь более развита дразнили и издевались над другими. Независимо от того было ли это при папе, при маме, при дедушке и при бабушке или это будет наедине, или при поездке в какой-нибудь, прости Господи, пионерский лагерь – все это родители выявят, все равно накажут, еще заставят напомнить, как должен вести себя мальчик и девочка, строго-настрого. И когда дети вырастут, они будут уже немножко другие, и уже лет с 10 нужно подключать и их сознание, чтобы они сами упражнялись, потому что они вполне досконально понимают человеческую речь, нужно их волю к этому подключать. За то, что они сделали хорошее – нужно обязательно поощрить, похвалить. Сначала это на уровне, не побоюсь сказать, дрессировки. Если медведя в цирке обучают ездить на мотоцикле, то человека научить сначала правильно себя вести, потом научить его правильно говорить, потом научить различать: если поведение хорошее, если человек терпелив, вежлив, услужлив – это одно, а если он гневен, раздражителен, хамит – то мы ему этого не позволим.

Батюшка, а как научить их  в этой ситуации любить друг друга? Ведь часто братья и сестры терпят друг друга, но не любят.

– Мы должны сами их любить. А когда они «выпрягаются», то мы тоже перестаем их любить. Так сказать: «Хорошо, я не могу любить такую дочку. Извини, любят-то хороших, а ты ведешь себя как будто ты уже плохая. Мне дочку подменили, и я не хочу такую любить».

В семье родился маленький ребенок и у старших ревность: как теперь мама с маленьким, а не с ними? И этого маленького, лежащего в кроватке уже и ущипнут, и толкнут.

– За это можно вполне выдрать. Сказать: «В следующий раз не то, что ты ущипнешь, а только ты подумаешь – уже будешь выдран».

Но это любви к этому малышу не прибавит.

– Нет, дело в том, что есть вещи, которые делать вообще нельзя. Никогда. Допустим, вырывать руку, когда ты с мамой или с папой переходишь улицу. Если ты будешь вырывать – ты получишь. И, тем самым мы сохраним ему жизнь, а когда он вырастет до 9 лет, у него не будет никаких обид. Просто когда мы ребенка наказываем, может быть, достаточно больно, он должен знать, что мы это делаем, мы не орем, мы должны говорить: «Нельзя» или «Не сметь». «Вот этого ты не будешь делать никогда» - сказать это тихо, строго, внимательно глядя в глаза. «А чтобы ты хорошо запомнил – вот, получай».

– Ты понял?

– Понял.

– Повтори. Что тебе сделаем, когда ты это еще раз сделаешь?

– Я получу еще раз.

–  Молодец! Пойдем в магазин, выбирай любую игрушку, я тебе куплю, потому что ты усвоил урок с первого раза, молодец.

Вот и все. Мир восстановлен, можно на ручки взять, а можно еще и дома рассказать: «Папа, ты знаешь, он вырывался, я его наказала хорошо, он все понял и усвоил урок». И папа тут же: «Ты, усвоил, с первого раза?! Молодец! А я только с шестого, когда был маленький!». Вот и всё, это нужно целенаправленно делать. Ни одного чудовищного проступка вообще нельзя пропускать. Конечно, по каждому поводу лупить – ни в коем случае. Маленьким детям полезны вот такие выражения: «Садись напротив меня, будем учить: детям спички брать нельзя, спички детям не игрушка. Повтори!». И как только есть поползновения, спрашиваем: «Так, что нужно сказать?».  Никогда, ни при каких условиях даже нельзя посылать детей за спичками. Никогда. Потому что иначе ты рискуешь остаться вообще без детей, все сгорит, особенно в деревенском доме, а прежде чем сгореть, до этого еще 20 тысяч раз задохнешься. Не должно быть очень много запретов, иначе у них голова закружится и они действительно будут всего бояться, но есть определенные вещи. Я думаю, каждый человек, у которого есть рудиментарные остатки здравого смысла, сам это поймет.

– Спасибо, батюшка, у нас есть звонок.

– Раба Божья Валентина: «Скажите, у меня такой вопрос: у меня остался крест от свекрови, Распятие такое же, как на груди у священника, но он очень темный, и когда я его чищу, то сомневаюсь можно ли его так очистить, чтобы он блестел? Уходит ли эта святость?»

– Я понимаю. Дело в том, что Вы различаете ли материальное и духовное? От того, что Вы мне намылите шею, моей душе будет какой-то вред?

– Ну, конечно, нет.

– Ну, вот! Духовное не может повредиться оттого, что мы чистим крест.

– Я все время сомневалась. А вот когда я бываю у Матроны, к поясу Пресвятой Богородицы прикладываю свой крестик, но потом я ведь тоже его мою?

– А я не знаю зачем Вы прикладываете, цель какая?

– Все прикладываются.

– Хорошо, а если все будут прыгать под поезд – Вы тоже будете прыгать?

– Нет, батюшка, это все равно не сравнение.

– Ну, Слава Богу тогда! Никогда не надо делать «как все», если Вы не понимаете, зачем это делают!

– Чтобы помогла мне Матрёнушка.

– Матрёнушка поможет, если Вы будете ей молиться, а не потому что Вы будете чего-то к чему-то прикладывать.

– Спасибо, я сомневалась в таких вещах, простите меня.

– Пожалуйста, звоните, всегда рад, всегда Вам все расскажем.

– Наши молитвенные правила довольно длинные, внимания хватает минут на 5. Может, это сигнал «достаточности»? Может, стоит вспомнить свою греховную жизнь и просить прощения у Господа просто, искренне и не дочитывать уже без всякого внимания это длинное правило?

– Так, а можно вообще не молиться. Только начинаешь думать: «Ну, потом опять устанешь». Конечно, нужно чтобы правило было по силам. Но, с другой стороны, задача человека – время молитвы увеличивать, расширять и углублять. 

– Многие говорят: «Молюсь только тогда, когда своими словами обращаюсь к Богу»

– Это обязательно нужно, не обязательно молиться только по молитвослову.

– А то, что в молитвослове, говорят, проскакивает мимо ума.

– А потому что надо читать вслух, вполголоса.

– То есть тем самым как-то сосредотачиваться?

– Да, это поможет.

– Звонок от телезрительницы: «Здравствуйте, отец Димитрий, хотела бы задать Вам такой вопрос: мне 39 лет, я 15 лет прожила в браке, воспитываю сына. Я 3 года в разводе, и теперь мой родной отец решил взять ответственность за мое воспитание на себя и я не знаю, как от его опеки оградиться и как я могу по-христиански ему правильно ответить и отстоять свою независимость?»

– Ситуация, конечно, юмористическая. Поэтому я бы на Вашем месте сделал ксерокопию Вашего паспорта, поместил ее в рамку и подарил бы ему на Рождество, чтобы он поглядывал и вспоминал год Вашего рождения. «Папочка, я уже взрослый человек, у меня хоть и не полная, но семья, и я тебе по гроб благодарна за то, что ты меня вырастил и выкормил» - и сделать земной поклон в его сторону. «Воспитывать меня не надо, потому что это невозможно. Воспитывать можно только лет до 20 максимум, поэтому твои усилия бесполезны» - вот попробуйте так. Если это не поможет, позвоните нам еще, и я скажу что дальше делать.

– Я как-то дома исповедовал одну бабушку, и она говорит, что дочь, которой уже за 50 лет, не слушается. Я говорю: «А попробуйте ее оставить в покое, может она как-то без Ваших советов проживет сама». Она посмотрела на меня удивленно и говорит: «Батюшка, да Вы что?! Так делала моя мама, и я так буду делать. Это невозможно, чтобы она прожила без моих советов». Категорически, она даже представить себе этого не может.

– Есть люди, которые упорно хотят в тюрьму: одну «ходку» сделал, вторую, третью, четвертую, пятую, шестую – да когда ж ты остановишься? Там уже даже в тюрьме встречают: «Ну, здрасьте, заходи, тебе ту же шконочку, на которой ты спал или в другое место тебя перевести?». А некоторые даже к той же «должности» возвращаются. Есть люди, упорствующие в грехе, но это зависит от опытности пастыря. Тут можно и убеждать, и какие-то даже меры принимать: «Хорошо, пока ты не пересмотришь, причащаться не будешь, я тебя отлучаю, потому что ты «ешь» человека. Наша задача не твои советы слушать, а чтобы ты вырастил христианина. А не чтобы ты «ела» ее до 50 лет и дальше».

– Ну, это вот батюшка так может воздействовать на человека.

– И батюшка может воздействовать, а потом нужно начать вот с чего: «А ты дай мне ее телефончик, я постараюсь с ней поговорить». А потом: «Здравствуйте, я священник, тут Ваша мама приходит, расскажите, пожалуйста, о ваших взаимоотношениях, что там?». То, что говорит пожилая женщина, не всегда соответствует истине, и даже не совсем пожилая. Я тут у одной женщины спрашивал: «Тебя причащал священник рано утром сегодня, в каком он храме служит?». Она мне в течении 10 минут рассказывала где он служил раньше, где он живет она не знает, и так далее, пока я уже не подустал. Я спросил простую вещь: «Где он служит?». Потому что это какой-то просто прекрасный священник, он не поленился встать в 5 утра, чтобы поехать ее причастить до службы и потом она поехала на службу. Таких священников поискать надо, я просто хотел бы знать, где такие бывают, это наше золото! А она городит какую-то ерунду. Так что здесь надо обязательно узнать и создать единый фронт, протянуть ниточку от твоего сердца к сердцу к этой бедной дочери и ее взять в оборот, и можно очень даже помочь человеку. Если человек упорно воздействует, то есть разные средства.

– У нас звонок: «Добрый вечер, я хотела такой вопрос задать: я православная, но хожу в немецкую протестантскую церковь, я пою там в хоре».

– Объясните мне, пожалуйста, что такое грех? Вот я, старый дурень, не понимаю. Дело в том, что Вы ходите петь в протестантскую церковь, и Вы спрашиваете, не является ли это грехом. А Вы мне должны объяснить, что такое грех.

– Я не предаю православие?

– Нет, Вас как зовут?

– Татьяна

– Тань, я же не спрашиваю, кого Вы предаете, я спрашиваю простую вещь, которую знают дети в воскресной школе: что такое грех?

– Такой простой вопрос, а сейчас я даже растерялась.

– Ну, вот! И если я Вам отвечу, то Вы можете не понять, потому что Вы не понимаете что такое грех.

– Я понимаю.

– Как же, если бы Вы понимали, то Вы бы всегда точно знали.

– Есть 7 смертных грехов.

– Петь в протестантском собрании – это не есть смертный грех. А, кстати, вопрос на засыпку: из 7 смертных грехов назовите хотя бы 5.

– Прелюбодеяние, непочтение родителей, не укради, не убий, не сотвори себе кумира.

– Нет, не правильно. Видите, ничего не знаете. А Вы по воскресениям в какой храм ходите?

– Вот я и хожу в протестантскую церковь чаще всего, не каждое воскресенье.

– Хорошо, а в православную церковь Вы как часто ходите?

– Хожу очень редко, переехала в другой город, к сожалению, получается редко.

– Нет, я понимаю, что Вы сожалеете. Но понимаете, что отречение бывает словесное, а бывает фактическое. Вы фактически уже за свое жалованье отреклись от православия, потому что Вы служите для той церкви, а мы протестантов даже за церковь не считаем, это просто такое религиозное общество, причем, самозваное. А родной церковью, в которой Вас крестили, Вы пренебрегаете. Более того, Танечка, я Вам скажу, что Вас совесть мучает, если бы Вас совесть не мучила, Вы бы даже не стали звонить, а она Вам покоя не дает. Это наша церковь по Вас плачет, что Танечка ее оставила – вот в чем дело. А Вам надо учиться, Вы не знаете даже что такое грех. Вы путаете смертный грех с ветхозаветными Моисеевыми Заповедями. Танечка, Вы уже не молодой человек, понимаете, Вы должны как-то о своей душе заботиться, мне и то Вас жалко. Это дело надо исправить. И как только Вы это исправите, этот процесс называется покаянием, то тогда приблизится к Вам Царствие Небесное.

– Понимаете, там просто много хороших людей, на мой взгляд.

– Плохих людей вообще не бывает. Есть люди более или менее заблудшие. Но так заблудиться, чтобы попасть вместо родного дома в чужой, забыть отца и мать, брата и сестру, дедушку и бабушку, прадедушку и прабабушку, всех забыть и остаться среди хороших людей. Нормально? Ну, в какие ворота?

– Спасибо, я задумаюсь.

– Нет, Танечка, Вы уже задумались, раз Вы звоните. Если бы Вы не задумывались, то спали бы спокойно, а сегодня Вы будете спать не спокойно, надеюсь, и завтра, а на Рождество придете в свою родную церковь. С наступающим Праздником!

– Спасибо Вам, батюшка.

– (Ведущий) Батюшка, во время проповеди в храме призывают всех отказываться от УЭК, связывая ее с приходом антихриста. Стоит ли ходить в этот храм и исповедоваться у этого батюшки?

– Я бы про этого батюшку написал бы епископу письмо про то, что такой батюшка использует церковный амвон в сектантских целях. И епископ, как наблюдатель, должен сделать ему указание: если он эту пропаганду не прекратит, он будет уже не батюшкой, а певчим или псаломщиком до исправления.

– Такое мнение бытует не только среди прихожан.

– Конечно, бытует. Вот у этой Танечки, с которой мы беседовали, бытует мнение, что не убий – это смертный грех. Мало ли что в нашем темном народе «бытует». Наша передача просветительская, наша задача просвещать не только наших мирянок, но и просвещать и наших батюшек, потому что не все имели возможность получить достаточно серьезное церковное образование. И как патриарх Алексей говорил: «Они говорят не от Священного Писания, а от ветра головы своея». Там разные «ветры» бывают, вот надуло УЭКом.

– Спасибо, батюшка за ответы.

– Всего доброго, до свидания, уходим на святочные каникулы с отцом Александром. До встречи после святаго Богоявления. Всего доброго!

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский

Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать