Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 9 марта

9 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 9 марта 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами  в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой». Сегодня у нас  в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Добрый вечер, батюшка.

 

- Здравствуйте, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

-  Батюшка, думаю надо, прежде всего, поздравить наших телезрителей с Торжеством Православия. Как Вы думаете, это действительно происходит в наше время или это праздник давно минувших  дней?

 

-  Все зависит от взгляда и того, насколько человек способен это замечать. Когда я вижу полный храм причащающихся людей – это торжество православия, а когда я вижу, что каждый второй брак разводится, то вижу, что мой народ потерял в своей истории очень важную вещь.

Православные корни у народа обрублены. Каждому приходящему в храм приходится не продолжать линию отцов, а заново прививаться к Церкви. Если сто лет назад, человек уже рождался в православной семье, селе, наследовал традицию, которая взламывалась в процессе истории, но основной крестьянский уклад все же сохранялся. После того, как мы пережили 70-летнее большевистское пленение, на этой почве возникло совершенно иное русскоязычное население, которому обрубили корни. Конечно, определенная часть народа возвращается и прививается к своим корням, но пока  это не большинство.

Путь указан: строятся храмы, восстанавливаются монастыри, все это происходит темпами грандиозными по своей скорости. Но если говорить о данности, встречаются такие вещи, что человек даже не знает имя Божие.

 

- Батюшка, Вы, наверное, сталкивались, что у воцерковляющихся людей возникают даже трудности в понимании православия.

 

- Даже человек, воцерковленный в какой-то степени, не знает, что такое покаяние, думает о нем совсем иначе, чем говорил Христос. Много таких вещей, которые для современных людей являются пустым звуком из другого мира.

Мне понятно, что мой народ не научили, и я никого не обвиняю. Но ведь и я родился при Сталине, жил при Хрущове, при Брежневе, Андропове, при Черненке, Горбачеве, Ельцине – прошел все то же самое, что и все, тем не менее, меня заинтересовала не только Великая Отечественная война, но и … «откуда есть пошла Русская земля»…

 

- В чем Вы видите такое непонимание людьми основ нашей веры?

 

- Такие случаи бывали в истории: заблудился ребеночек, и был воспитан  среди диких зверей, он ходит на четвереньках и не понимает человеческую речь. Такой случай описан  у Киплинга в «Маугли». Такие маугли было несколько, и человек не становится человеком: в то время, когда он развивался, у него была совершенно иная среда.

Бедный советский человек генетически вырос из русского человека, не привит ни к Церкви, ни к русской истории, он живет историей, которая началась с 17-го года, она  для него понятна, он ее впитал, но это история антихристианского государства.

В течение десятилетий я спрашивал людей, в каком году родился Иисус Христос, и ни разу не получал на этот вопрос ответа. Например, спросить у поляка, британца, испанца, они проходят это в школе. Русский человек этого в школе не проходит. Где же он это может узнать? В библиотеки он не ходит, а то, что его интересует в Интернете, просто выходит за рамки.

 

- Можно сказать, что причина невежества народа в этом вопросе в том, что его не интересует своя история православного государства.

 

- Дело в том, что она не воспринимается, как своя. Это его не затрагивает так глубоко, как другие вещи. Даже, когда люди звонят нам на передачу, задают свои вопросы, ведь эти вещи очень далеко стоят от христианства. Скорее, это относится к обрядовой жизни. Сознание человека еще вполне магическое: есть обряд, надо его выполнять. Человек больше переживает, все ли сделали, как надо. Главное, как положить венчик, реальная загробная жизнь усопшего непонятна.

Современный русский человек, стоящий на отпевании, может истово креститься, при этом  не понимая смысла крестного знамения. Если ему объяснить этого, то к следующему отпеванию он может это забыть…

 

- Вопрос телезрителя: Как относиться к цыганам около нашей церкви?

 

- На месте Вашего настоятеля я бы повесил объявление: «С цыганами, находящимися у Церкви, не благословляется разговаривать ни о чем. Проходите скорее мимо и никогда не давать никому денег, особенно  детям». Если бы во всем мире перестали  давать деньги людям, стоящим с маленькими детьми, детей перестали бы выводить на улицы с целью собирания милостыни, и у детей было бы какое-то другое занятие. А так детей, и особенно младенцев опаивают наркотиками, снотворными веществами, и он полсуток спит с целью вызвать жалость у людей.

Есть цыгане, которые ведут благочестивый образ жизни, есть среди них христиане, я говорю лишь о тех, которые попрошайничают. Если мы поощряем их, мы поощряем грех. Как только доход у цыган прекратится, они уйдут от вас.

С другими, не цыганами, сложнее разобраться. Стоит человек – то ли это малый бизнес «без образования юридического лица», то ли действительно нуждающийся человек. У цыган это всегда малый бизнес, который складывается в бизнес очень крупный, если посмотреть, как живут главы их табора.

 

- Вопрос: «Святой преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «любовь Божия угашает любовь к родителям, а кто говорит, что имеет и ту, и другую, обманывает себя, ибо Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему». А какая должна быть любовь к родным, чтобы не обидеть Бога?

 

- Без пристрастия.

В силу того, что все мы обладаем такой немощью, потому что нам трудно вместить слова Христовы, что: во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского, что враги человеку домашние его, и аще кто не возненавидит отца и мать, и жену, и так далее, не может быть Моим учеником.

Христос не говорил о чувстве, он использовал антитезу: наше пристрастие излишне. Должно быть нечто иное. Как говорил Тарас Бульба, и волк любит свое дитя. Но качество любви у человека к своему ребенку должно быть иное. Однако это есть высота, о которой говорил Иоанн Лествичник. Для большинства даже христиан такая высота недоступна даже для понимания ума.

Евангелие неизбежно исполняется: как только возникает в человеке ревность по Богу, он сразу бывает гоним от домашних. Более того, ревностный монах в монастыре будет тут  же гоним от братии.

 

- Вопрос телезрительницы: Как совместить поклонение иконам в православии с соблюдением заповеди «не сотвори себе кумира…»? Второй вопрос: как дочери, которая работает в выходные дни, соблюдать и субботу, которую надо соблюдать по данной заповеди, и воскресение, когда надо идти в храм.

 

- Не представляю, как доходчиво объяснить при таких знаниях телезрительницы. Допустим так: Ваша дочь, о которой Вы также говорили, поехала отдыхать в Крым и задержалась  там. Вы скучаете, звоните  ей, берете  ее фотографию и целуете. Если в это время на Вас посмотрит другой человек, он подумает: странная женщина, она целует бумагу. Оказывается, эта женщина целует не бумагу, а свою дочку. Потому и мы поклоняемся не идолам, а Господу нашему Иисусу Христу. Целуя Его изображение, мы тем самым воздаем наше поклонение Ему Самому. Мы не обожествляем икону, хотя воздаем ей соответствующую честь, потому что на ней изображение Спасителя или Богородицы  или святых.

Про субботу сам Христос сказал: не человек  для субботы, а суббота для человека. Это было сказано, чтобы древний дикий еврейский человек привыкал, что надо определенную часть своего времени посвящать Богу. Для этого избрал день субботу, потому что в этот день Бог закончил свое творение. Для нас же, христиан, таким днем стало воскресение. Субботу мы тоже почитаем в память об этой  древней  заповеди, и в субботу у нас особое богослужение, отличающееся от будничного. Скажем, Великим Постом в субботу, как и в воскресение,  разрешается вкушение пищи с растительным маслом и вина. Суббота тоже чтится, но не с такой силой, как воскресение. Сказать, что христиане не почитают субботу, будет клевета на Церковь Божию.

 

 

- Вопрос телезрительницы:  Можно ли в храме молиться о женщинах, которых направляют на предабортное обследование? Одна женщина сказала, что не надо о них молиться, потому что они нас об  этом не просили, и я смутилась.

 

- Можно молиться везде. Собрались и помолились о том, чтобы Господь просветил им сердца, чтобы они своих детей не убивали. У нас идет страшная детоубийственная война, в которой гибнут миллионы ни в чем не повинных людей.

И мало ли, что скажет одна или другая женщина. Это разве на уровне постановления Вселенских Соборов. И еще запомните, что любое смущение от дьявола.

 

- Батюшка, я не раз сталкивался с тем, что люди бояться молиться: что у них будут беды или они попросят чего-то не того, или что они вмешаются в волю Божию.

 

- Суеверий полно, сознание людей наполнено ими и магией. Кто чего боится, тот тому и раб. К сожалению, у очень многих людей, даже ходящих в церковь, религия не христианская. Некое язычество с православным антуражем. Все православное вокруг, а суть веры не православная.

Человеческое сердце может усвоить благодать только при условии покаяния. А покаяние – это когда человек очистит свой ум от язычества, магии, страхов. Когда взрослого или младенца крестят, то говорят «и плюнь, и дунь на него». Человек должен отречься от всех темных сил. А то боится, как это боится, если он должен плевать на него. Потому и говорю, вера не христианская.

 

- Вопрос телезрительницы: Сегодня мы вспоминаем день рождения Юрия Гагарина. В 1945 году закончилась страшная Великая Отечественная война, а уже через 16 лет наша страна первой запустила человека в космос. Но вот с 1961 года наша страна только и делает, что вымирает. Чем можно объяснить такое страшное положение?

 

- Абортами. Разводами. Мы одичали в духовном плане. Когда человек дичает в духовном плане, он дичает и в научном, и гуманитарном, и техническом плане. Почему народы, которые живут по обе стороны Амазонки и добывают пищу, стреляя из трубочек в птиц и рыб, не запускают человека в космос? А только развитые страны. Откуда это развитие? Оно вышло из христианства. Как только наша страна вышла из христианства,  не добровольно, под воздействием правительства, конечно, Дух, который творит искусство, науку, стал оскудевать. Сейчас оскудел настолько, что люди стали поступать, как звери. Каждый ребеночек – лишний рот или убавление жилой площади, потом надо тратить деньги на его пропитание. Лучше его убить. И тогда мама с благословения папы идет его убивать.

Если бы сто лет тому назад крестьянину, дворянину или поэту предложили: «давай твоего ребеночка убьем», как бы он посмотрел на это, подумал, что это сумасшедший, а сейчас это нормально. Мы очень одичали в христианском плане, поэтому у нас очень большие проблемы, и будет больше. Мы живем не той жизнью, которую нам дал Господь, а противоположной Ему. Господь дает людям детей, а они их убивают, миллионами каждый год. Поэтому и вымираем.

 

- Вопрос: Что самое главное в православной вере?

 

- Самое главное – путь, который приводит к общению человека и Бога. Православие -  это истинный путь в вечную жизнь, которая есть общение с Богом.

 

- Вопрос: Почему про современные стили музыки, такие, как: рок, блюз, кантри и т.д., говорят, что это музыка дьявола?

 

- Какие же это современные стили? Это старье середины прошлого века.

Про кантри или блюз так говорят?  Не знаю, почему.

Про рок можно так сказать, поскольку его ритмы зародились у языческих народов Африки, а язычество бесовского происхождения.

 

- Вопрос: «Может ли человек не знать о своих духовных дарах?»

 

- Может. Обычно, духовные люди не стремятся к дарам и даже просят, чтобы Господь забрал у них те дары, что дал. Каждый духовный дар – очень большая ответственность, и человек духовный по смирению своему не считает себя достойным такой ответственности.

 

- Но если такой дар дан, человек должен его развивать, ведь он не для личного пользования ему дан, а во славу Божию.

 

- Смотря, какой дар.

 

- Исаак обманул и отца, и брата, а Бог его благословил, значит ли это, что Бог может благословить обман?

 

- Бог благословил не обман, а Исаака. Не надо передергивать. Очень многие наши слушатели передергивают, как карточные шулеры. Люди, видимо, думают, что Бог такой же шулер, как и они. Бог не шулер, просто они Его не понимают и приписывают Ему свои шулерские наклонности, а Бог свят и чист, но им это не приходит в голову, поскольку у них в душе нет чистоты. Такая вот трагедия у человека.

Бог увидел в его таком детском шулерстве огромное желание получить это благословение, а брат пренебрег им за чечевичную похлебку. Разумеется, Бог благословил его желание получить божественное благословение.

Сам наш праотец Адам с этого начал, он думал, что Бог его обманывает. Бог сказал: «Не надо вкушать от этого древа», а сатана сказал: «Нет, Он не хочет, чтобы ты познал добро и зло и был, как Он». Но ведь Бог хотел не того, но чтобы Адам был всегда с Ним и был бессмертен. Адам же заподозрил Бога в шулерстве, и вышел из рая.

Люди до тех пор не войдут в рай, пока не покаются. Покаяться же надо в том, что у них хамски-шулерское отношение к Богу, потому что не знают, о Ком говорят. Древние евреи даже боялись произнести имя Бога, чтобы не нарушить благоговение.

 

- Очень хочется, чтобы Бог вмешался в то, что человек натворил, и все поправил.

 

- Бог готов вмешаться. Сейчас на Украине складывается тяжелейшая, страшно опасная ситуация, но для этого оба народа: и малороссы, и великороссы, должны молиться Богу от сохранения от братоубийственного столкновения. Я уверен, что если все будут молиться о примирении, никто ничего не сможет сделать против: ни Америка, ни Европа. Ведь ничего не вышло ни у Наполеона, ни у Гитлера, и если будем молиться, ничего не выйдет и у американцев. Не удастся столкнуть двух родных братьев, ведь мы родные и духовно: у нас одна вера, и языково, и исторически, и  генетически. Генетически мы совершенно один народ, только одной части одного народа внушили ненависть к другому. Если все сердца хотя бы на одну секунду обратятся к Богу, ничего не случится. Но как это сделать? Святейший Патриарх призывал, но ведь надо это услышать.

В минуту опасности человек очень часто приходит в церковь. Любовь Божия сильнее всех разделений и стравливаний. Кому, как не православным это знать. Кроме того, должна быть какая-то историческая память. Даже Тарас Григорьевич Шевченко умер и похоронен в Санкт-Петербурге, все у нас общее.

Никто не пустит в Евросоюз ни Албанию, ни Украину, ведь в ней нет ничего привлекательного, кроме дешевых рабочих рук и рынка сбыта. При желании уже можно было разобраться.

Всем же понятно, что в случае конфликта, это будет братоубийственная война. Ведь и Западная Украина вымирает, они выехали массово  работать на Запад, работают на очень трудной и малооплачиваемой работе.

Мы должны все молиться: кто умеет молиться и кто не умеет, все, кто крещен, и кто не крещен, и мусульмане, и евреи – все должны молиться, чтобы это не случилось. И Господь помилует, ничего не случится.

 

- Спасибо, батюшка, за Ваши ответы, нам пора прощаться.

 

- Всего доброго. До свидания.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать