Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 23 марта

23 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 23 марта 2014 года.

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами  в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой». Сегодня у нас  в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Добрый вечер, батюшка.

 

- Добрый вечер, отец Александр. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Поздравляем вас с  Крестопоклонной неделей.

 

- Для чего в середине поста установлена эта неделя?

 

- Для укрепления в подвиге поста. Для того чтобы напомнить нам о том, что Господь постился, и Его подвиг чрезвычайно превышает наш малый подвиг. Взирая на крест Господень, мы должны сокрушать свою лень, слабость, неусердие, а каждый – по мере возраста, сил физических и душевных – упражняться в посте.

 

- Может быть, даже стоит чаще напоминать людям о кресте Христовом?

 

- Церковь, украшая крестами храмы, благословляя носить крест на шее, напоминает постоянно.

Христианству надо научиться. Если выполнять подражательно и внешне, то будешь лишь участником в контексте христианской культуры, но это не будет христианством. Будешь любоваться архитектурой храмов, умиляться колокольным звоном, но не понимая, что происходит в храме.

 

- Как-то Вы сказали, что один из путей стать христианином, ходить по воскресениям в храм. Ходи в течение полугода и обязательно придешь к вере.

 

- Я говорил про наш храм. Видя этого конкретного человека, я в своих проповедях специально для него касался определенных вещей.

 

- Вопрос: «Какие качества в людях наиболее ценит наш Господь?»

 

- Так сказать нельзя. Господь не выделяет качества, Он знает человека всего. Любовь, благость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость и воздержание – те качества, которые должен искать каждый человек. Эти  качества божественного происхождения, поэтому их наиболее приятно видеть Богу. Все они подаются Духом Святым.

 

- Но ведь Господь хочет преподать эти качества каждому человеку?

 

- Да, но ведь Он сказал «не мечите бисер перед свиньями».

 

- Как нам выйти из состояния свинства?

 

- Начать с уборки помещений, затем подъездов, потом улиц. Это не внешне, но очень легко. Например, не бросать окурок из окна автомобиля, бумажку на асфальт. Если человек не может сделать столь простую вещь, что говорить о важных. Начинать надо с пустяков, с самых простых вещей. Борьба со свинством внешним перейдет затем в борьбу со свинством внутренним.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Чехова: Полтора года назад у меня погиб муж, он часто приходит ко мне во сне. Не опасно ли такое общение для души?

 

- Это скоро пройдет, это такое суеверие. Нужно стараться отличать то, что происходит во сне и в реальности. Жить тем, что происходит во сне, нельзя.

 

- Мне одна прихожанка говорила, что переживает потому, что ей не снится ее усопшая мать. То есть она ищет таких снов.

 

- Теперь бес услышал ее и может начать показывать ей кино.

 

- Вопрос: «Как быть с такими грехами, каясь в которых, я точно знаю, что совершу их вновь, например, осуждение или те, что зависят не только от меня. Каюсь и испытываю стыд, что оставить в ближайшее время не смогу. Как здесь быть?»

 

- Существует три возможных способа отношений ко греху. Первый – не грешить. Второй – согрешил, каяться, не исповедоваться, а каяться. Третий – не каяться, но тогда безропотно терпеть посланное Господом для исцеления.

Нет сил преодолеть, значит, Господь поможет скорбями и болезнями. Только надо их безропотно терпеть, так как это для твоего исцеления.

 

- Вопрос телезрительницы: Мне непонятна евангельская притча о неправедном управляющем, который обманывал своего господина, особенно слова «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

 

- Отец Александр, объясните, пожалуйста. Когда мы объясняем одно и то же в сороковой раз, я всегда прошу отца Александра.

 

- Человек жил во грехе, приворовывал у своего хозяина. Когда пришло время давать отчет, и ему грозила потеря места и заработка, он придумал такую вещь: решил пожертвовать той частью, которую брал себе с должников хозяина, с тем, чтобы эти должники потом позаботились о нем. Вот за что Господь похвалил его. За то, что он не пожалел своего неправедного богатства ради того, чтобы приобрести друзей. Поэтому Господь предлагает каждому из нас жертвовать неправедным нашим богатством – а все, что мы имеем здесь, на земле, неправедно – жертвовать им ради Царствия Небесного. Таков смысл этой притчи.

 

- Может ли смирение исчезнуть в человеке?

 

- Совсем нет. Если смирение войдет в навык, какие-то его следы останутся.

Когда человек согрешит, благодать Божия может отойти. Например, осудит кого-нибудь, обидится или выругается. Ведь смирения достиг не сам человек, ему это было дано благодатью Божией. Неважно, каких высот ты достиг, можно лишиться всего в одну секунду. Как воздушный шарик, который достаточно проткнуть маленькой иголочкой, и он мгновенно опустошается.

 

- Вопрос «Что главное в духовном наставнике?»

 

- Опытность и желание возиться с тобой. Опытность можно узнать чисто практически. Полезно ли для тебя это общение.

 

- Но у каждого человека свое представление о пользе, ведь каждый хочет своего. Бывает, что наставник начинает сильно смирять человека ради его пользы, а ему это не нравится? Как тогда понять, что тебе это полезно?

 

- Если не можешь понять, то и не надо, смотри, что другое будет для тебя понятно.

 

- Можно относиться к священнику так, что через него Господь так или иначе откроет Свою волю, и просто исполнять то, что назначает священник?

 

- Я бы не рекомендовал это сейчас. Может быть, когда-то в прежние времена это было возможно. Сейчас все надо проверять святоотеческим учением и Священным Писанием. Духовенство деградирует вместе с народом, ведь это тоже «продукт» народа, и немощи переходят из народа в духовенство. Относиться к священнослужителю, как к дельфийскому оракулу, чрезвычайно опасно.

 

- То есть, готовность человека во всем воле священника может навредить человеку?

 

- Навредит всегда.

 

- Тогда возникает вопрос, где взять такого наставника, которому можно полностью довериться?

 

- Не надо заниматься глупостями. Существуют академики медицинских наук, затем кандидаты в академики, потом доктора наук, кандидаты. Чтобы твоим лечащим врачом был академик – утопия, его не хватает даже на  родственников.

Так как люди не хотят иметь ответственности в жизни, а хотят все готовые рецептики.  Даже если будет многоопытный человек, он не будет заниматься лентяем, бездельником и глупым человеком. Господь промышляет о каждом человеке и как-нибудь управит, а возможности человека ограничены.

 

- Вопрос телезрительницы: Мы все грешники, это понятно, каемся и тут же согрешаем. А в чем могли каяться святые?

 

- Безгрешен один только Бог. Святой не значит безгрешный. Святой – это тот, в ком живет благодать Божия, а не святой сам по себе. Понятно, что живущая в человеке благодать Божия охраняет его. Сам же  человек боится потерять эту благодать и делает все, чтобы не согрешить.

 

- Два грешных человека. Почему в одного вселяется благодать Божия, а в другого нет?

 

- Вселяется в смиренного.

 

- Если человек от рождения по своей природе сдержанный и терпеливый?

 

- Сдержанный и терпеливый – это еще не смиренный, ему лишь легче прийти ко смирению. Степень смирения бывает разная.

 

- Вопрос телезрителя: Чем тщеславие отличается от желания помочь человеку, например, поддержать его словом?

 

- Если тебя не спрашивают, то лучше не помогать, если речь не идет телесной помощи: например, человек упал или несет тяжелые сумки, тогда можно подойти, помочь. Если же начинают помогать, когда человек не просит, это будет неправильно.

Всегда надо сначала подумать одну или полторы минуты. Надо думать, какая ситуация, уместно или нет.

 

- Вопрос телезрителя: «Влияет ли религия на характер человека?»

 

- Очень влияет, и не только на характер, на все устремления в жизни, на ее понимание, на степень важности каких-то вещей.

Характер – это личностные характеристики. А на личность влияют религия, национальность, место жительства, семья, образование, прочитанные книги, друзья, работа и атмосфера в обществе.

Потому что человек – существо общественное и поддается общественному мнению. Были такие эксперименты, когда в аудитории показывали белый предмет, и когда вся аудитория утверждала, что он черный, испытуемые, находящиеся среди них, начинали поддаваться общему мнению и видеть его как черный. Такая психологическая особенность используется в пропаганде. Много раз повторенная неправда от имени общества, мнение которого ценит человек, будет очень влиять. Очень трудно плыть против течения. Христианство же, как раз и есть плавание против течения.

 

- Вопрос телезрительницы: Мой муж попал в психиатрическую клинику, так как он находится в тяжелом состоянии, мне говорят о том, что надо поместить в интернат. Будет ли это грехом меня как его жены. Как мне правильно поступить?

 

- Поступить надо так, как будет лучше ему. Если Вы сможете организовать дома квалифицированную медицинскую помощь без всякого ущерба для него, то пусть дома. Если лучше в интернате, то надо поместить его туда и навещать, как можно чаще. Рассудите трезво, надо исходить из возможностей и пользы для Вашего мужа.

 

- Такие вопросы встречаются часто. Например, престарелая мать, которая потеряла всякое понимание, и устроила дома сущий ад. Может ли дочь поместить ее в дом престарелых, не будет ли это избавлением от собственной матери?

 

- Мотивация «избавление от собственной матери» - греховна. Мотивация «избавляю своих детей от ада» - иное. Все же это редкий случай. Обычно пожилые люди доставляют неудобства, то можно потерпеть. Если же «выжил из ума», так что это становится опасно и  для него, и для других – это другое. Оценить это может только человек, который находится внутри этой ситуации.

Много лет я ходил в дом престарелых для хроников и хочу сказать, что обслуживающий персонал в нем просто святые люди. К своим подопечным они относились, как к родным бабушкам и дедушкам. Десять лет, которые я окормлял это заведение, оставили самые светлые воспоминания.

 

- Вопрос телезрительницы: Мой ребенок посещал секцию по греко-римской борьбе, и преподаватель просил снимать крестик, чтобы не повредить себе и другим, я привязывала ему крестик к маечке. Но наша бабушка сказала, что это недопустимо, и мы перестали посещать эту секцию, хотя ребенок хотел бы продолжать. Теперь не знаю, правильно ли я поступила?

 

- Думаю, что ничего страшного, что Вы привязывали к маечке. Конечно, металлический крестик или цепочка может и порваться, и вонзиться. Когда человек на время тренировки снимает крест, вовсе не значит, что он отрекается от Бога.

 

- Вопрос: «Чем можно удивить Бога?»

 

- Глупейшим вопросом.

 

- Вопрос: «Апокалипсис» переводится с греческого как «снятие покрова, завесы, откровения». Бывает ли так, что апокалипсис наступает для конкретного человека еще в его земной жизни?

 

- Сколько угодно, только мы не именуем это «апокалипсисом», но уроком или наказанием, что по-славянски означает то же, что и урок. Господь открывает человеку последствия его жизни, для того чтобы он устрашился и перестал.

 

- Вопрос: «Отец священник не благословляет сыну жениться, хотя тот любит девушку с детства. Девушка тоже дочь священника. Может ли сын нарушить отеческое священническое благословение?»

 

- Смотря, какова мотивация у отца. Может быть, у него есть серьезный аргумент, но этот аргумент обязательно должен быть освящен и подтвержден Священным Писанием или Преданием Церкви. Если это блажь, вроде «мне не нравится», или, например, если отцы – Монтекки и Капулетти, то это тоже блажь.

 

- Вопрос телезрительницы: Наверное, ни один христианин  не должен считать себя «достойно причастившимся», но как узнать, что причастился «не в осуждение»?

 

- Очень просто. Если думаешь, что не в осуждение, значит, находишься в бесовской прелести. «Вем, Господи, яко недостойно причащаюся, и суд себе ям и пию», - сказал Василий Великий, а мы не больше Василия Великого.

 

- С каким чувством человек должен отходить от Чаши, только причастившись?

 

- Человек ничего не должен, чувства посещают человека самостоятельно. Чувства недостоинства и  благодарности.

 

- Случается, что люди, отойдя от Чаши, едва ли не сразу начинают что-то обсуждать между собой.

 

- Потому  что для них предмет обсуждения важнее, чем встреча с Господом. По незнанию, непониманию, нечувствованию. Понимание зависит от веры и от глубины общения с Богом. Большинство людей не имеют общения с Богом, но думают, что надо обязательно все прочитать.

 

- Говорят, что обращаться к Богу от себя самого – дерзко.

 

- Много чего говорят. Говорят, что кур доят. Но я сомневаюсь.

 

- Вопрос: «Из чего складывается судьба человека? Почему в одной семье дети рождаются такими разными: с разными привычками, интеллектом? Родители одни, воспитание одно, а дети столь разные?

 

- Сегодня я сказал на ухо одному человеку: «Судьбы нет». Как на березе нет одинаковых листьев, так не бывает и одинаковых людей. Не бывает одного воспитания,  родители более опытные или уделяется разное количество внимания. Это неверный посыл про судьбу.

 

- Вопрос: «Муж запрещает мне общаться с подругами, причем, не только ходить в гости, но даже звонить и писать письма. Говорит, что в Библии о дружбе ничего не сказано, и, вообще, место женщины в семье, друзья ей не нужны. Как православие относится к дружбе. Действительно ли, православная женщина не должна иметь подруг?»

 

- Это какое-то новое суеверие, с которым я еще не успел ознакомиться. Да будет известно дорогому супругу, что Иоанн Предтеча именовался «другом Жениха». Лазарь был другом Иисуса Христа. Это по поводу того, что в Библии ничего нет о дружбе. Надо взять «Симфонию», открыть слово «дружба» и выписать все, что там есть.

 

- Наше время истекло, батюшка. Пора прощаться.

 

- Всего доброго, до свидания. С Крестопоклонной неделей.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать