Беседы с батюшкой. Рождество Христово

7 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о Рождестве Христовом отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Сегодня особенный выпуск нашей программы «Беседы с батюшкой», и у нас особенный гость. Это протоиерей Артемий Владимиров, которого, конечно же, представлять не нужно. Все вы его знаете, но я напомню, что он духовник Свято-Алексеевского женского ставропигиального монастыря, а также педагог и член Союза писателей России. Батюшка, с праздником Вас!

– И духовников, и педагогов, и писателей сейчас немало. Но если «особенный», то только в том отношении, что в 1988 году в ночь на Рождество я был рукоположен в священный сан. И поэтому для меня этот праздник самый радостный.

– Батюшка, мы с Вами еще ни разу не встречались в рамках этой программы на Рождество, но встречались на Пасху. Вы рассказывали удивительную историю про то, какая для Вас была Пасха в Вашей жизни. Вы вспоминали первую Пасху, храм Ильи Обыденного и бабушку и много-много разных ваших семейных традиций. А как появилось в Вашей жизни Рождество? Какие были Ваши первые ощущения?

– Я только продолжу ниточку своего повествования, потому что эта рождественская ночь в Покровском храме Московской духовной академии в 1988 году абсолютно затмила все мои прежние рождественские впечатления. Когда я был диаконом, мне очень хотелось (хотя я никогда не почитал себя достойным священства): уж если будут рукополагать, то на Пасху.  Хотелось быть «пасхальным батюшкой», искриться энергией любви. Но месяц, второй, третий, четвертый, пятый служу диаконом – и всё без изменений. Как-то уже летом я вижу своего же ученика из семинарии – с крестом на груди, румянец на щеках, льняные кудри, весь просто светится, в подряснике идет (как священник). «Вы уже батюшка?» – спрашиваю его. «Да, отец Арсений, поздравьте меня». –  «А когда Вас рукоположили?» «На Пасху, как Вы видите». – И прямо от земли поднимается.

Я приехал диаконом за несколько часов до рождественской службы в Академический храм и облачен был в белый стихарь, как это полагается. И вот наконец ректор, владыка, возлагает на меня, недостойного, руки. Я, коленопреклоненный, стою у престола, снисходит Божественная благодать, которая превращает диакона в священника. Я встаю с колен, оглушенный. В это время ко мне подходит архимандрит Евлогий (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) и говорит первые слова после вот этого рождения в иереи: «Отец Артемий, а ведь Рождество – это малая Пасха». Не знаю, как глаза не выскочили из орбит, а уж сердце точно из грудной клетки хотело вырваться. Потому что, видимо, Сам Господь послал тогда этому мудрому священнослужителю такие значимые для меня слова.

– Батюшка, это действительно малая Пасха, многие так говорят. Ведь не было бы рождения Христа – не осуществилась бы эта тайна…

– Не было бы и Креста. Не было бы и Воскресения. В этом смысле рождественская ночь светозарна, она, как какой-то источник, вырывается из недр земли и заливает собою всю землю этой радостью: Бог стал Человеком, Бог воспринял, навечно усвоил Своему Божеству человеческое естество. В Христе Спасителе таинственно соединяются невидимое Божество и безгрешное, всесвятое человечество. И небо, и земля, и животные, и птицы, и растения – вся вселенная Христу Спасителю поет благодарственный гимн, который слышат пастыри: Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение.

– Действительно,  удивительное время сейчас мы переживаем. Это особое чувство, которое, наверное, больше как детский праздник?

– А лучше сказать, что взрослые становятся детьми. И что я всегда отмечаю для себя, на Христово Рождество каждое мгновение становится бесконечно значительным – «и дольше века длится день». Конечно, детский праздник. Ведь сегодня нередко слышишь слова: «Нужно ли крестить младенцев? Пусть вырастут, разберутся, и уж потом сами решат». Это справедливо в отношении детей, которые рождаются в нецерковных семьях. Но для того-то наш Господь и воспринял чистейшую младенческую человеческую душу, для того-то и облекся в невинное, безгрешное плотское естество, чтобы освятить все вехи нашей жизни (начиная от годовалого младенца). А значит, справедливы слова Господа: «Не запрещайте детям приходить ко Мне, таковых (тех, кто им подобен по чистоте сердца) есть Царство Небесное».

– Батюшка, давайте обсудим такой серьезный догматический вопрос: тайна Боговоплощения. Для простого человека непонятно, как же Сам Бог вместился в маленького младенца. И при этом еще есть Святая Троица. Как происходило управление миром, жизнью? Такие вопросы встречаются часто.

– Не просто вместился, но усвоил Себе навечно человеческую природу. Для Христа Спасителя Его плоть – это не скафандр, не кожура, не шагреневая кожа, которую можно сбросить, а потом принять еще что-то, как выдумали где-то там, у реки Ганг, жители Индостана. Нет! Великая тайна благочестия, что наше немощное естество, которое было подсечено последствиями Адамова греха и уже не могло своими силами выбраться к свету, Господь усвоил, но усвоил его безгрешное: Духом Святым зачат, силою Духа Святого рожден, не повредил ключей девства, оставив Матерь Невестой Неневестной, непорочной Девой.

И мы смотрим на Младенца, лежащего в вертепе, и удивляемся этой тайне вместе с древними богословами: вот Его ручонки, вот Его пальчики – и вместе с тем Он Своею десницею держит всю Вселенную, мириады галактик, перед которыми сегодня благоговеют изучающие астрономию. Вот Его чистый взор – а вместе с тем эти очи светлее солнца (о них говорит царь Соломон), они видят сокровенное, и от Бога не скроешься, мы у Него как на ладони. Вот Господь повит чистыми льняными пеленами – но Он распростер небесный полог, Он украсил Арктику и Антарктику вечными льдами. И это действительно загадка, которая выше нашего рационального постижения: Всемогущий, Всесвятой, Вечный, Всеправедный, Всемилостивый, Всепремудрый Бог – и невинный, слабенький, прекрасный, непорочный Младенец. При этом мы знаем: в Предвечном Совете (вспоминаем икону «Троица» преподобного Андрея Радонежского-Рублева) было решено спасти человеческий род. И Сын в знак послушания Отцу склоняет Свою главу, а Отец Его благословляет. И вот истинный Сын Божий – Единородный, единственный – воплощается, не переставая быть Богом. Едино Божество в трех Ипостасях, Лицах: Отец, Сын и Дух Святой.

Для того чтобы не сломать наше «рацио» и чтобы наши ментальные способности нам не изменили, будем подключать бессмертный человеческий дух. Из глубин нашего сердца восклицать: «Един от Троицы Единородный Сыне и Слове Божий, воплотившийся от Марии Девы ради нашего спасения, слава Тебе!» И, взирая на Младенца, принося Ему дары кто какие может (кто-то злато и ладан, а кто-то чистые помыслы и дела милосердия), мы через Сына обретаем доступ к Отцу.

Благодать Сына Божия с нами соприсутствует через таинство Крещения. Поэтому Господь является нашим Наставником, Учителем, Спасителем. И если мы только стараемся быть верными Его вечным предначертаниям, заповедям, то богословие, богопознание становится простым и ясным. Как Спаситель и свидетельствовал: «Благодарю Тебя, Отче, что сокрыл сие от разумников века сего (тех, кто не видит далее собственного носа и хочет гармонию проверить логарифмической линейкой) и открыл то младенцам».

И вот Рождественский праздник радостью наполняет наши сердца. Так что и простецы, и мудрецы, и младенцы, и дедушки  – все сегодня были в православных храмах. И как отрадно нам, священникам, было сегодня причащать Святых Христовых Таин огромное число людей. Ведь именно в соприкосновении с таинством Причащения, именно вбирая в себя Тело и Кровь Богомладенца Христа, мы приобщаемся Рождеству Христову.

– Есть еще такой очень важный момент. Мы все сейчас разговляемся, а как быть в эти дни с причастием? Можно и нужно ли поститься? Ведь и завтра большой день, попразднство...

– Святки! «Малые дети играют в прятки»... А возрастные мужи наподобие Вас и всех, кто трудится на телеканалах «Спас», «Союз»…

 – …на радио «Вера», «Радонеж»…

 – …конечно, стараются в эти праздничные дни чаще бывать в храме. Пост ведь – это относительная дисциплина, которая необходима для того, чтобы уцеломудрить наш дух, устремить наши помыслы к источнику Божественного света. Но ныне, когда Жених Церкви Богомладенец Христос с нами, сыны чертога брачного отлагают в сторону пост. Главное, не объедаться. Для чего нам нужна еда? Для получения энергии, которая необходима в служении людям, и для доброго слова. Соответственно, если мы хотим на святки приобщиться Святых Таин, устав точно тот же, что и для пасхальной Светлой седмицы: накануне вечерком побыть на службе, после службы, предполагаю, уже чуть-чуть затянуть поясок. А днем накануне никто и ничто не препятствует нам разговляться, да еще и делиться вкусненьким с окружающими. Я, например, не люблю обедать один, честно Вам скажу, и всегда стараюсь кого-то пригласить. По заповеди Христа – это непременно должен быть какой-то бедный, неимущий человек…

– Часто возникает вопрос о волхвах. Они шли, как мы знаем, за звездой Востока. И волхвы в нашем понятии – как колдуны... Наших телезрителей интересует, какова их судьба. Вот они принесли эти дары: золото, ладан и смирну. И что же дальше?

– Если раскрыть месячное (декабрьское) чтение житий святых Димитрия Ростовского, то мы найдем интереснейшие церковные предания, собранные в его повествовании. Посетите Музей изобразительных искусств, вы найдете там памятники религиозной западноевропейской живописи. Как только художники не одевали волхвов вследствие своей затейливой фантазии!

Нам известны их имена: Гаспар, Валтасар и Мельхиор. Есть одно предание, что они пришли с разных частей света. Хотя в большинстве своем древние комментаторы считают, что они пришли из Персии, Ирана, где, между прочим, находятся мощи пророка Даниила, предсказавшего, что 490 лет должно пройти от восстановления храма Соломонова до Крещения Господня. Волхвы, поклонившись Христу, возрадовавшись великой радостью, получили, как мы читаем у евангелиста Матфея, откровение свыше: не возвращаться к коварному и жестокому, циничному в его лукавстве Ироду. И они прошли иной дорогой, обойдя Иерусалим. Впоследствии проповедовали Евангелие среди соплеменников, и есть свидетельство, что они пролили мученическую кровь за Христа.

А тем, кто хотел бы прикоснуться к нетленным мощам святых волхвов, я предлагаю два варианта. Первый – выехать в Кельн. Кельнский собор – это готическое чудесное здание, и в алтаре, который открыт, вы увидите золотой ковчег и мощи святых Валтасара, Мельхиора и Гаспара. Можно и в Интернете посмотреть: Кельн, мощи святых волхвов. Второй вариант, если нет шенгенской визы или другие обстоятельства препятствуют: в нашем храме Всех святых Алексеевского монастыря всегда эти мощи появляются на Рождество Христово.  И несколько дней, я надеюсь, они будут доступны для поклонения. Конечно, это маленькие частицы, но есть один доброхот, который всегда нам дарует эту радость – возможность прикоснуться к цельбоносным мощам святых волхвов.

Славянское «волхв» все-таки не будем отождествлять с современным словом «колдун». Это ученый, это астроном, это тот, кто изучает течение светил. Поэтому если все-таки кому-то неприятно это наименование, давайте называть так: святые мудрецы с Востока.

– Да, вот так мы развеяли одно из заблуждений. Еще один вопрос о пастухах…Они также поклонились Христу. Какова была их судьба?

– Пастыри Вифлеема вошли во все рождественские сценарии, спектакли – как и волхвы.

– Я был и пастырем, и волхвом; кем только не был в воскресной школе…

– Какие-то кукольные балаганчики издревле были. Воспроизводят даже страшного Ирода. В Иерусалиме я был очень давно, в 1995 году…

– И после этого ни разу не были?

– Нет. Может быть, телеканал «Союз» меня туда направит в служебную командировку. Честно говоря, очень хочется... Я помню не только Вифлеем с чудным источником, но и Поле Пастушков – место, где простые пастухи, которые несли свой ночной дозор рядом с дремавшим стадом овец, сподобились созерцания славы Божией. Не слышал, чтобы церковное предание нам сохранило имена этих пастырей. Богу было угодно сокрыть их последующую историю. Ведь и волхвы, и пастыри символизируют собою лучших сынов человечества. Волхвы – это интеллектуалы, ученые… Пусть, слыша о волхвах, никто не произносит таких глупых фраз: «Вера и разум несовместимы»; «Я не могу вслепую верить, мне должно знать». Святитель Василий Великий, память которого мы будем праздновать 14 января, говорит, что вера рождается от разума. Испытующий разум собирает всю информацию о красоте этого мира, познании Творца – а сердце на крыльях любви и молитвы возносит разум к постижению Святой Троицы. А что касается пастырей, это простецы, люди с чистыми сердцами, чуждые зависти, лукавства, мнительности, обидчивости, злобы. Это люди, которые в глубинах своей души, созерцая красоту этого мира, носят естественное познание о Боге. Поэтому Евангельская история убеждает, что все, независимо от склада их души, призваны поклониться Господу Иисусу Христу. Все племена, все нации, все люди от младенцев до стариков.

Праздник Рождества – всемирный универсальный праздник, и Христос как будто из воловьей кормушки, где Он лежит на соломе, благословляет все сотворенные Им народы. Не только евреев, которым давно уже пора всем принять крещение (тем, кто считает себя происходящим от Авраама, Исаака, Иакова). Ну вот Москва сейчас наполнена симпатичнейшими людьми: туркмены улицы подметают, таджики в «Ашанах» колясочки разводят, дагестанцы следят за порядком на улицах Москвы как милиционеры. Вся Азия в лице Валтасара, Гаспара и Мельхиора должна поклониться Иисусу Христу. И надо сказать, что китайцы уже близки к этому, несмотря на то, что КПК достаточно бдительно следит за ментальностью народа. Но в воскресенье-то полтора миллиарда китайцев не работают, в воскресенье они находят счастье в кругу своей семьи и таким образом, сами того не понимая, чтут Христа Богомладенца.

– Туда, я думаю, проповедь еще дойдет. И в Северной Корее недавно владыка Иларион был, служил там.

– Уже дошла, поверьте. И в Сингапуре Владимир Владимирович заложил прекрасный храм. Если нужно будет что-то подснять в Сингапуре – не забудьте про меня. (Смеется.) Я много слышал об этом городе, но еще никогда там не был.

– Вы, наверное, уже готовы быть там в качестве корреспондента?

– В качестве душехранителя, для сопровождения...

– Я думаю, руководство сейчас нас услышало, а ходатаи – все наши телезрители…

– Батюшка, сейчас в Москве самая настоящая рождественская обстановка. Но у нас Новый год празднуется раньше…И многие говорят: почему нам не перейти на григорианский календарь, чтобы праздновать Рождество вместе со всеми Церквями 25 декабря (правда, есть те, которые празднуют вместе с нами) и в Новый год войти по-настоящему, без поста?

– Вы упомянули Церкви. Польская Поместная Церковь перешла на правильный солнечно-лунный юлианский календарь, астрономическая погрешность которого гораздо меньше, чем так называемого григорианского календаря. Прочие Поместные Церкви сейчас размышляют, что же они  наделали в двадцатых годах, когда на них были очень сильные внешние воздействия со стороны светских властей. Посетите все страны Европы, и вы увидите, до чего дошло это модернизированное Рождество. Например, в Англии – единственный человек, которому дозволено произнести раз в год имя Иисуса Христа, это английская королева. В ее рождественской телевизионной передаче она один раз может упомянуть об Иисусе Христе. Но что касается городских мероприятий, декора, то никто не может понять, что такое Рождество. Олени, зайчики, подарки... Но о личности Богочеловека Иисуса Христа, пришедшего в этот мир разогнать троллей, привидений, столь любимых потомками основателей английского народа, – ни слова! Это под запретом. Сейчас Россия – самая свободная в хорошем смысле, демократичная страна. Потому что и в светских школах, в учебных заведениях среднего и высшего порядка звучит: «С Рождеством Христовым!» Батюшки появляются как почетные гости…Празднование Рождества с Русской, Грузинской, Иерусалимской, Русской Зарубежной, Сербской Церковью – такие тенденции намечаются.

Но не будем ломать копья. Мне радостно слышать, что где-то в Европе (например, в Германии) вечером 24 декабря собираются семьями. Сейчас настолько разобщены – и молодежь, и их родители. И в Германии, которая пожертвовала своим национальным самосознанием ради общеевропейских антиценностей, все-таки эта добрая традиции сегодня в силе: собираются за столом, беседуют. Хоть видят друг друга, оторвавшись от компьютеров на малое время. А 25-го утром все по традиции дарят друг другу подарки. И то уже хорошо, что не пропадают в каких-то барах, пабах, что сидят дома; как-то налаживаются семейные связи. В странах, где, простите, уже третий пол узаконен и где женщина среднего возраста (я только что вернулся из Лондона) стесняется быть женственной, – уже неплохо, что этот праздник все-таки является государственным. Хеллоуин все же весьма агрессивен, и все подобные безобразия в Европе просто наступают на пятки христианской традиции.

– Да, это очень важно хранить традиции. Все-таки у нас написано везде, даже на каких-то плакатах: «С Рождеством Христовым!» А как мы видим из кинематографа – там просто: «С Рождеством!» Брошенная фраза, как простая банальность, как «здравствуйте». А все-таки – Рождество Христово.

– Это не только плакаты. Я сейчас объехал милостью Божьей три огромных округа – это Мурманск, наши закрытые города, где субмарины.

– Кольский полуостров, получается.

– Кольский полуостров. Затем Ханты-Мансийский округ, который вмещает в себя по территории три-четыре Франции. И Ямал – огромный полуостров, Ямало-Ненецкий округ. Посещая эти чудесные города (Ханты-Мансийск, Уренгой, Ноябрьск, Салехард), думал, увижу два-три чума да услышу, как плещется Северный Ледовитый океан. А это красивые заснеженные города, украшенные гирляндами, праздничной иллюминацией. Школы искусств (где я по благословению епархиальных архиереев держал слово о Царственных страстотерпцах и Царственных мучениках) – это просто дворцы! Мне очень понравилось, что наша Россия после 2000-х годов так украсилась. Это города с чудесной инфраструктурой, на высотах стоят богатыри – православные памятники. И мне хочется, пользуясь случаем, передать жителям Ямала, Сибири, Ханты-Мансийского округа, Кольского полуострова  поздравление с Рождеством Христовым!

– Есть такая фраза: «Семья жива, когда она вместе собирается за столом и когда все вместе молятся». Это же самое главное, что есть в нашей жизни?

– Не случайно русская традиция роднит обед и обедню, называя праздничную трапезу продолжением Божественной литургии. И, по счастью, в семьях, которые сложились в эти последние десятилетия, потихонечку  возрождается эта утраченная в советское время чудесная домашняя локальная традиция.

– А вы колядки пели? Как у вас было?

– Я в детстве никаких колядок не знал, а вот сегодня у меня так и вращается в уме: «Рождество Христово, ангел прилетел. Рождество Христово, песенку нам спел». И колядок множество. Самое главное, что колядовать – это не значит «колдовать», простите. И поделиться от сердца шоколадкой или какой-то конфеткой очень приятно для души. Что ты спрятал, то пропало, что отдал – то твое.

– Не понаслышке это знаю: приходишь колядовать, а тебя не понимают. Просто не понимают, что это такое. Наверное, это связано с тем, что традиция Коляды больше с Украины…

– Если честно, то Великая, Малая и Белая Русь – едины. Сейчас в России трудится полтора миллиона честных украинцев-тружеников. Все они с детства прекрасно знают, что такое колядки. Но благодаря современным воскресным школам, благодаря приходам и общительности батюшек сегодня малые наши дети тоже об этом знают… Может быть, тинэйджеры, какие-нибудь двадцатилетние митрофанушки и парубки не слишком хорошо знакомы с этой темой… Но я много бываю на приходах (в преддверии Рождества меня приглашали в три-четыре подмосковных прихода) и вижу, что дети серьезно готовились к Рождеству.

Это непременно Вифлеемская звезда. И нужно иметь в виду, что это не пентаграмма, а восьмиконечная звезда – октаэдр. Восемь лучей Вифлеемской звезды – это молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А замечательная традиция наших вертепов? Попутешествуйте сейчас с дорогим нашим телеканалом «Союз» (который, как пчелка, летает по полям наших приходов, и мы отдаем честь нашему трудолюбивому телеканалу) – и в каждом приходе вы что-то увидите. Здесь ледяные фигуры – Иосиф Обручник, ледяной ослик, Матерь Божия Младенца Христа прижимает к Своему лону в путешествии в Египет; здесь – какой-то вертеп, сделанный руками самих детей. Очень интересно, некоторые храмы и обители представляют просто целый мир рождественских забав, детских мероприятий, аттракционов.

И в этом смысле фольклорная народная традиция (слава Тебе, Господи!) сейчас оживает. Я думаю, все европейские столицы и мечтать не могут о том, что можно увидеть около Большого театра, на Театральной площади. На Красной площади вам и колядование, и какой-то дымящийся сбитень, какие-то сценки и множество иллюминации. Кажется, что ты превращаешься в Алису в Зазеркалье: взрослые становятся детьми, часов не наблюдают. И когда смотришь на Красной площади на конькобежцев, кажется, это Голландия XVI века, когда они стройными рядами движутся по эллипсоидной форме… Поневоле понимаешь: Москва – это Третий Рим.

– Не могу с Вами не согласиться. И я все-таки надеюсь (хотя не понаслышке знаю, как бывает трудно тем, кто колядует): может, батюшка, и к Вам наведаемся. Надеюсь, будете рады нас принять.

– Заранее предупредите. Потому что нельзя же слушать с пустыми руками, когда поют колядки, к этому нужно готовиться. Дорогой телеканал «Союз», я могу только рассказать о том, что в нашей Алексеевской обители чудесные рождественские расстегайчики. Мне хотелось бы, чтобы сейчас нас услышали, по крайней мере, четыре миллиона человек: Москва, Московская область, европейская часть России и немножко Сибирь. Расстегайчики – это пирожки с рыбой, при этом сверху окошечко, и видно, какая там рыба: красная, белая. Наши монастырские расстегайчики, которые на Рождество просто как будто на нерест идут, не полнят!(Смеется.) Они дают вам энергию любви, оставляют в сердце ощущение безоблачного счастья. Ждем вас на алексеевские расстегайчики, метро «Красносельское».

– Вот и реклама появилась на нашем канале…  Отец Артемий, еще такой серьезный вопрос: все-таки почему Христос родился так просто? Ведь до сих пор же иудеи ждут своего мессию, как они его называют, и ждут его во славе. А мы знаем, что Он родился бедным – из колядок знаем. Не в палатах, всего лишь в бедных яслях – как бедняк. Почему же это произошло? Хотя мы и говорим, что во славе.

– Если внимательно читать Ветхий Завет, мы найдем там все, что относится к истинному Мессии, Спасителю мира. И пророк Исайя нам поведает не только о распятии как о завершении подвига Христа... Мы думали, что Он уязвлен за собственные беззакония. Однако мы Его язвою исцелились. Но в первых главах Книги пророка Исайи мы найдем и свидетельство о Богомладенце Иисусе Христе, о Его светлых очах, о том, что Он не ведает греха. Найдем свидетельство о бегстве Спасителя в Египет – у пророка Исайи сказано, как Спаситель грядет в Египет на облаке легком. Легкое облако – это Богоматерь. Когда потряслись и упали все рукотворенные идолы, языческие статуи, заполонявшие эту страну. Таким образом, Спаситель наш, свидетельствуемый пророками, родился в нищете, в изгнании, не в царских чертогах, но сделал это как смиреннейший и самый кроткий.

Он призывает нас научиться от Него кротости и смирению. Спаситель усвоил Себе наши немощи, наши болезни, наши грехи, понес на Себе нашу вину, победив смерть Воскресением. Поэтому Христа Спасителя не отвращается никто из малых мира сего, никто из терпящих болезни и страдания. Но Христос прославляем и царями. По преданию, восточные мудрецы Валтасар, Гаспар и Мельхиор, о которых мы говорили в начале передачи, были царского достоинства. Поэтому сильные мира сего – судьи, прокуроры, премьер-министры, дипломаты и послы, богачи – взирайте на Богомладенца Христа и поймите, что блеск ваших алмазных копей, сребра и злата меркнет пред очами Господа, Который является сокровищем каждой боголюбивой и разумной души. Никто не против  трехэтажного коттеджа у самого синего моря, но давайте будем и делиться избытками, излишками. Вот нашему телеканалу «Союз» уже 14 лет, он трудится 25 часов в сутки и, конечно, будет рад, дорогие друзья, и от вас принять рождественскую лепту. Давно пора обновить наши камеры, нужен геликоптер, чтобы был вид сверху. И чтобы была видна моя лысина, за тридцать один год священства явившаяся уже сама собою.(Смеется.)

– Батюшка, хочу Вас попросить, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям и особенно поздравили их с большим праздником.

– Я хочу пригласить еще и еще раз в эти святочные дни каждого из наших телезрителей и их друзей и коллег в Божий храм – любой православный храм. Он напоминает собой рождественский вифлеемский вертеп; иконы убраны лапником. Но самое главное не мандарины, которые висят на веточках елей, а Божественная литургия, причащение Святых Христовых Таин после короткой исповеди. Мы принимаем Самого Богомладенца в наше сердце, и оно становится небом, мы восходим от земли к Божьему Престолу. И Господь, сияя в нас Своею любовью, дарует нам понимание жизни как ослепительного счастья и нескончаемого блаженства.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы