Беседы с батюшкой. Протоиерей Владимир Мокренко. 7 мая 2024

7 мая 2024 г.

Сегодня в гостях клирик Костромской епархии, протоиерей Владимир Мокренко.

– Христос воскресе, дорогие братья и сестры! В прошедшее воскресенье мы праздновали Пасху Христову. Что это за праздник?

– Я хотел бы начать с цитирования стихиры, которая поется на вечерне: «Со архангелы воспоим Христово Воскресение, Той бо есть Избавитель и Спас душам нашим, во славе страшней, и крепцей силе, паки грядет судити миру, его же созда». Это удивительная стихира, которая охватывает своим смыслом все значение Пасхи. Мы празднуем Пасху с архангелами. Это означает, что праздник касается как неба, так и земли. Этот праздник объединяет все творение Божие.

Одновременно это избавление наших душ от греха, проклятия и смерти: от тех последствий, которые возникли вследствие грехопадения первых людей.

«Во славе страшней»: страшная слава Христа будет особенно явлена во Втором Пришествии. В мир, который был создан Господом, грядет суд Божий. Тот суд, который Бог Отец даровал Своему Сыну. И все благодаря тому, что произошло это величайшее событие мировой истории – пришествие Христа в мир: Его Боговоплощение, страдание и воскресение.

Эти три великие тайны объединились в одной тайне воскресения Христа. Это великий вселенский праздник. И он касается всех людей, независимо от того, верующие они или нет, знающие о Боге или не знающие. Этот праздник объединяет всех и дает шанс всем людям иметь иную жизнь – ту, которую дает Христос даже в этом мире, не говоря уже о том, что наступит время всеобщего воскресения, когда будет подведен итог жизни человечества. Оно будет жить в новых отношениях с Богом.

– Сейчас Светлая седмица, Пасхальная неделя. Мы все радуемся. Как православному христианину правильно провести время после Пасхи, чтобы приумножить благодать, которую он получил, а не лишиться ее и не возвратиться к своим страстям? Как сохранить эту благодать на долгое время?

– Как сказал преподобный Серафим Саровский, для православных христиан смыслом жизни является стяжание Духа Святого. Именно стяжание, приобретение, накопление этой благодати, которую мы получаем прежде всего в Церкви из ее таинств и учения и из молитвы, которая строится на принципах православной жизни. Эта благодать дается нам заслугами Христа, тем величайшим событием в истории, что сообщает нам Божественную благодать Духа Святого. Мы должны уметь принять ее в свое сердце, в свой разум, просветить его и, конечно, соединиться со Христом.

Это соединение прежде всего бывает в Святом Причастии. И недаром Святая Церковь благословляет эту предстоящую неделю причащаться без поста. Если человек не совершает каких-то больших грехов, в которых его обличает совесть, он может причащаться и без исповеди. Это особая неделя торжества Христова, когда каждой христианской душе дается доступ к Господу нашему Иисусу Христу. Мы можем вкушать Его пречистое Тело и честную Кровь. И накапливая Божью благодать, мы должны помнить о том, что ее источником является Сам Христос, Божественный Святой Дух, вся Троица.

Мы воспринимаем благодать через Церковь и ее таинства. Но также следует помнить и о том, что мы, как христиане, должны просвещать свой ум истинами веры, которые дает Святая Церковь. То есть более глубоко и точно уяснять ее праздники, которые есть суть и догматы нашей веры. Совершая молитвы и духовную жизнь в строгом соблюдении этих основных истин, мы и получаем благодать Духа Святого.

– Какое духовное значение имеет Воскресение Христово для православного христианина и мира в целом?

– Этот праздник является мировым. Пасху празднуют православные, но это событие касается и всех остальных, в том числе неверующих людей. Оно требует глубокого осмысления. Прежде всего надо сказать, что Пасха – это такой праздник, который дает нам возможность через собственный разум погрузиться в понимание отношений человека с Богом. Те отношения, которые были в раю, были расстроены именно человеческим поведением, его неправильным свободным выбором. Человек был способен к верному выбору, но дьявол постарался сделать так, чтобы он остался в своей индивидуальности, в своей самодостаточности. Лукавый обманул первых людей тем, что они могут быть богами, могут быть независимы от Бога.

Эта независимость была засвидетельствована тем, что люди совершили выбор злого, то есть лукавого. В славянской Библии было написано не древо добра и зла, а древо познания хорошего (то есть Божественного) и лукавого. Потому что зло – это понятие весьма относительное. Под злом можно подразумевать абсолютно все. Что для одних зло, для других – добро. А понятие лукавого вполне конкретное. Понятие существа, который был родоначальником лжи. Христос говорит: ибо он лжец и отец лжи.

Мы являемся наследниками Адама. Мы приняли смерть и проклятие, пострадали от этого выбора. А во Христе, как в Новом Адаме, человечество имеет возможность опять приобщиться к Богу. Как пишет преподобный Максим Исповедник, Господь присоединил к Себе человеческое естество, не смешиваясь с ним. И вся жизнь человека должна быть охвачена порывом единения с Богом, этой новой возможностью, которую нам дает Церковь и Христос.

– Почему мы празднуем Пасху Христову, если Пасху праздновали еще до Его Рождества?

– Древние иудеи праздновали Песах. Это был праздник Исхода из Египта, который был прообразом Пасхи Христовой: исхода из мира греха в мир свободы, ее обретения, потому что любовь, к которой призывает нас Господь, возможна только в свободе. Египет в то время был для иудеев образом плена, из которого они вышли. Господь вывел их чудесами, казнями египетскими. Фараон был вынужден отпустить этот народ, и они пошли в землю обетованную.

Как мы знаем, шли достаточно долго, блуждали сорок лет, чтобы избавиться от этих состояний рабства в своей душе, чтобы в свободной вере и любви к Богу наследовать землю обетованную, которую приготовил им Господь. Пасха – это перехождение из одного состояния в другое, из ветхого в новое.

Для нас новая Пасха – это Христос, Который явился Новым Адамом. В древнем Адаме все умирали, в Новом Адаме все оживают. И именно то, что мы имеем в нашей православной, христианской Пасхе, дает нам возможность воссоединиться с Богом. Дает нам шансы стать иными. Это происходит именно в единении человека с Богом, когда он сознательно приходит к новой жизни во Христе.

– Чем отличается воскресение мертвых в Евангелии от воскресения Христа Спасителя?

– Между этими воскрешениями очень большое отличие. Мы знаем о воскрешениях, которые совершил Господь. Они очень подробно описаны. Это воскрешение Лазаря, дочери Иаира и сына наинской вдовы. Они были таковы, что сообщали жизненную силу, жизнедеятельность органам, которые уже не функционировали, отмирали. И эти люди возвращались к прежней жизни. Но при этом они не получали новой жизни. Тот же Лазарь, который был епископом Китийским, прожил еще 30 лет после своего воскрешения и умер. Умерли и все другие, кто был воскрешен Спасителем.

Воскрешение же Христа было иным состоянием, которое указывает нам на очень серьезные вещи. Сегодня я бы хотел привлечь наших зрителей к одной интересной книге известного современного богослова Христоса Яннараса. Это православный богослов, религиозный писатель, философ. Он до сих пор жив, ему 89 лет. Он написал очень много книг. Одна из них называется «Вера Церкви». Это введение в православное богословие. Нам очень важно понять, что же произошло с Самим Христом. Каково было Его Воскресение? Яннарас пишет о том, что Христос обрел в Своем воскресении. Его могущество было обращено на то, чтобы изменить образ бытия человека. Дело в том, что когда человек жил в раю и совершилось грехопадение, он потерял свою самодостаточность. Адам не смог ее соединить с Богом и найти в Нем источник жизни для себя. Но это сделал Новый Адам Своим послушанием Богу Отцу, Своей преданностью, Своей миссией, на которую был послан и согласился исполнить.

Все это привело к тому, что человек в Новом Адаме стал свободным, избавился от этого греха в виде самодостаточности и индивидуализма, в который впал после грехопадения. Преподобный Максим Исповедник говорит нам о том, что все чувственные вещи должны пройти через крест, а все умопостигаемые вещи должны пройти через погребение. Это то, что произошло со Христом. Он претерпел крестные муки и был распят. Христос Яннарас описывает это так: «Все явления жизни, все доступное нашему индивидуальному чувственному восприятию и столь же индивидуальному теоретическому познанию, все, чем мы обладаем (как нам кажется) в силу наших собственных способностей, – все это должно быть распято и погребено, предано смерти как твердыня нашей эгоистической самоуверенности, дабы стать единением и самоотдачей в любви. Вот почему христиане крестятся не только во время молитвы, но "перед всяким делом", осеняя крестным знамением "хлеб, который собираются вкушать, и чашу, из которой собираются пить; входя в дом и выходя из дома... ложась спать и пробуждаясь". Каждое обстоятельство, каждое явление повседневности отмечены знаком живительной смерти, знаком покорности Отчей воле, то есть воле самой жизни. В самом деле, крест – это не просто сентиментальное или морально-педагогическое напоминание о событиях прошлого, но символ и знак приятия образа бытия Христова, который есть жизнь».

В Пасхе мы принимает образ бытия Христова, то есть новый образ жизни. Мы не возвращаемся к той жизни, к которой возвратились те, кто был воскрешен Христом: обыденной жизни, которую они вели и до своего воскрешения. Потом они все равно умерли.

Господь в Своем опыте таинственной смерти и воскресения дает нам опыт новой жизни, нового образа бытия. Бытия бессмертного. То есть мы обретаем то, что невозможно обрести никаким учением, никакой философией, никакой религией. Это возможно только во Христе, потому что Он открыл нам двери новой жизни, когда мы чувствуем свою зависимость от Бога. Сказано: Блаженны нищие духом... В Нагорной проповеди Господь говорит как раз об этом. Очень важно понять, что во Христе, именно в этом пасхальном состоянии, в этом празднике мы обретаем новую жизнь уже здесь, на этой земле.

Эгоизм, к чему привел нас грех и приводит всякий раз, когда мы его совершаем, упразднен. Следствием такой греховной жизни является смерть. И даже смерть попрана смертью Христовой: «...смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Это удивительное для богомыслия, для размышления событие, которое пришло и приходит в жизнь каждого человека. Только нам необходимо приблизиться к этому событию своей душой, своим личным религиозным опытом.

Какое значение Воскресение Христово в дальнейшем имело для всего человечества?

– Это событие дает возможность преображения человеческого естества. Мы знаем, что Церковь есть богочеловеческий организм, Главой его является Сам Христос. Это то человечество, народ, который взят в удел, по словам апостола. Это народ святой, люди, что будут жить в будущем веке. Сейчас уже формируется состав этих людей. Святые – это те, что являются небожителями, они уже вошли в горний Иерусалим своими подвигами, аскетической борьбой.

Мы прошли этот путь отчасти, совершая Великий пост. Это аскетическая борьба за свою свободу, за свободу от смерти. Приближаясь к величайшему событию Воскресения, мы приближаемся внутренне к освобождению. Христос говорит: познаете истину, и истина сделает вас свободными. Поэтому познание того, что сделал Христос (в той мере, в которой дается нам это познать через Православную Церковь, через учение Православной Церкви), является очень важным для всего мира. Именно это познание и дает возможность избежать последствий греха: болезней, смертей, войн, эпидемий и т. д. Всего того, что посылается Богом для вразумления человечества, чтобы привести его к Богу.

– Какие богослужебные отличия, моменты мы видим на Светлой седмице? Отличия от обычных недель.

– Мы совершаем крестные ходы. Церковь максимально наполняет торжественностью богослужения, которые были скудными, аскетическими, с минимальным внешним блеском (службы Великого поста). Внезапно в ночь обновляется естество человека, обновляется все в церкви и становится красочным: убранство, облачения, крестные ходы... То есть человек празднует праздник всеми своими чувствами, отношением к Богу; радостью откликается на милосердие, любовь Божью.

– Есть ли разница в понимании Пасхи Христовой у католиков, протестантов и православных?

– Да. Неправильное учение Католической Церкви о том, что являет собой подвиг Христа, Его спасительная миссия, явно проявлялось еще со времен Тертуллиана, Августина Блаженного и вылилось в официальное учение на Тридентском Соборе в середине XVI века. Это учение связано с неправильным пониманием того, что произошло в Эдемском саду. Все те проблемы, которые мы пытаемся понять в себе, проблемы мира сего были созданы в этом событии грехопадения, в этом факте.

Католики считают, что Бог, сотворивший порядок мироздания, был оскорблен. Его величие было оскорблено тем, что люди совершили грех. Они не приняли Бога и тем самым оскорбили Его величие. Но поскольку величие вечное, то теория выкупа, которую они предложили в разрешении этой проблемы, является юридизмом, неким человеческим пониманием того, что на это оскорбление необходима сатисфакция, так сказать, которая удовлетворила бы Бога. Даже если все человечество будет принесено в жертву, оно не сможет удовлетворить Бога в Его, так сказать, оскорблении. Таким образом, Христос, по их мнению, является выкупом, заглаживанием оскорбления.

Более того, в учении Лютера, Кальвина они пошли дальше. Там есть понятие гнева Божия. И этот гнев может усмирить только смерть Христа на кресте. Это такой юридизм, который отличает нас от католиков. Он неприемлем в понимании жертвы Христа. Эта жертва открывает нам совершенно другую жизнь. Его страдания – это не выкуп, не юридизм, не заглаживание грехов какими-то страшными страданиями, это совершенно иное, глубокое понимание, которое дает нам Святая Православная Церковь. В этом отличия.

– Почему символом Пасхи является яйцо?

– Мы знаем интересную историю про равноапостольную Марию Магдалину, которая пришла к императору Тиберию. Сидя за столом, она показала ему яйцо и, видимо, говорила по поводу воскресения Христа. Но Тиберий сказал: «Как не может яйцо стать красным, так и не может человек воскреснуть». Когда он это сказал, в руке Марии Магдалины яйцо стало красным.

Яйцо – это гроб и воскресение Христа, та сфера, в которой заключена и жизнь. Яйцо – это удивительный физический предмет, но в то же время метафизический образ. Мы видим, что в яйце формируется новая жизнь. Оно является замкнутым пространством, а с другой стороны, в нем зреет та жизнь, которая самостоятельно приходит к свободе и развитию. Яйцо – хороший символ жизни во Христе.

– В пасхальную ночь освящается особый хлеб – артос. Что это за хлеб? Для чего его освящают? Мы знаем, что в ближайшее воскресенье этот хлеб будет раздаваться верующим.

– Мы знаем, что за Божественной литургией всегда есть просфоры. Всегда есть антидор. Антидор – это то, что остается от агнца. Те части, которые священник отделяет от середины агнца, середины самой просфоры.

Святая Церковь говорит о степени освящения хлеба. Мы знаем, что на первом месте освящения стоит антидор. Есть различные просфоры. Есть хлеб, который освящается особой молитвой после окончания пасхального богослужения. Священник читает особую молитву, кропит святой водой артос. Артос оставляется практически на всю Пасхальную неделю. То есть он находится под благодатью Божией, которая действует ежедневно в Святой Евхаристии.

Этот хлеб раздается верующим в знак победы Христа над смертью. Это символ нашего воскресения со Христом именно потому, что Христос пришел в этот мир. Людям будут возвращены их тела уже в преображенном виде, в зависимости от того, какой образ жизни человек вел на этой земле.

В церкви очень много вещественных предметов, которые освящаются. Эти предметы говорят нам о том, что этот мир освящается Богом через Церковь. Все освящаемо: храм, престол, Святые Дары как высочайшая тайна... Другие предметы освящаются другой степенью благодати Божьей. Но это предметы, которые напоминают нам, что в этот мир пришла благодать Духа Святого.

Мы знаем, что сошествие Святого Духа на апостолов, пришествие Святого Духа в этот мир произошло благодаря Христу, благодаря тому, что Он завершил Свое учение, Свою миссию на земле страданиями и воскресением. Поэтому все материальные предметы обязательно освящаются в Церкви. Обычные предметы освящаются специальной молитвой, кроплением святой водой.

­ – Ближайшее воскресенье называется Антипасхой. Что значит Антипасха? Почему такое название?

  Антипасха – «вместо Пасхи». Некий всплеск радости, которым заканчивается Пасхальная неделя. Когда мы говорим, что нужно было удостоверение Фомы, мы имеем в виду, что он должен был своими руками осязать раны Христовы. Когда Христос воскрес и являлся Своим ученикам, эти явления были засвидетельствованы. По-моему, есть такое сообщение, что более 500 братьям явился Господь в воскресшем виде. Причем ученики видели Христа, но не могли узнать Его. Мария не могла Его узнать и увидела в Нем садовника. Другие ученики, которые шли в Эммаус, тоже не смогли узнать Христа, только в благословении и преломлении Им хлеба узнали Его.

Фома видел раны от гвоздей. То есть раны никуда не исчезли. Но Христос мог проходить дверем затворенным. Его тело приобрело особые свойства, но напоминало и говорило о страданиях и сообщало уверенность, что это Тот Самый Христос, а не призрак Христа. Христос, Который был с ними, учил их, воскрес и явился им. Он вечно пребывает одесную Бога Отца. То есть такого уверения постоянно от нас требует жизнь, наша вера: что Христос реален и все, что о нем говорили пророки, исполнилось. Все, что произошло с Ним на Голгофе, исполнилось. Он воскрес, и в Своем воскресшем состоянии Он Богочеловек. Это уверяет нас так же, как и Фому, в еще большем желании изучать слово Божие, иметь больший религиозный опыт, большее проникновение с помощью благодати Божьей в жизнь Христову. Повторяю: нам во Христе через Церковь дана возможность соединиться с Ним. Мы даже на физическом уровне причащаемся Тела и Крови Христа из Чаши Христовой.

Этот праздник – восклицательный знак обретения Христа. Ученики действительно видели Христа в течение недели. А Фома, который не был с ними, говорил: пока не увижу язвы гвоздиныяне иму веры. Это не было неверие в обычном понимании слова, но он хотел убедиться, что его вера в Господа Иисуса Христа, любимого Учителя, была истинной. Это его личный опыт, в котором Господь дал ему это уверение.

– Вопрос от телезрительницы Елены: «Я не постилась, и мой духовник запретил мне причащаться на Пасху. Как быть? И правильно ли поступил духовник?»

– Трудно сказать, правильно поступил он или нет. Это дело между духовником и чадом духовным. Другому священнику влезать в разбор этих дел не следует. Я думаю, что нужно договариваться со своим духовником.

 – «Нужно ли обязательно съездить на кладбище в Пасхальную неделю?»

– Можно, конечно, съездить. Хотя мы знаем, что души этих людей находятся совершенно в другом месте. Мы знаем, что Церковь относится к телу человека как к храму Духа Святого. Знаем, что эти тела оживут, в них войдет дух, войдет душа…

– Мы знаем, что есть специальный день, на второй день после Антипасхи –Радоница…

 – Церковь все установила чинно. То есть все делать нужно в свое время. Эта неделя для того, чтобы мы осознали, насколько возможно, великую тайну воскресения Христова. Чтобы мы причащались, посещали друг друга, имели возможность богомыслия, обмена мнениями, духовным опытом. Этому надо посвятить время. А после этого, когда Церковь обращает свои взоры к усопшим, уже посещать кладбище. Поэтому лучше поступать так, как нам советует Церковь. Делать все в свое время.

– «Что делать с освященной пищей, которая испортилась, но освящалась на Пасху?»

– Какая пища имеется в виду?

 – Куличи, яйца, пасхи.

 – Раньше, если что-то портилось (например, просфоры заплесневели или еще что-то), это опускали в проточную воду.

 – «Как сохранить благодать пасхальной радости? Не срываться на ближних, не осуждать, не гневаться? Пасха прошла – и уже начинаю грешить этими грехами».

– Как бы мы ни постились, мы не можем за один Великий пост избавиться от всех наших грехов, страстей. И если Господь продлевает нам жизнь, то Он дает нам шанс, возможность побороть в себе эти страсти. Не только постом нужно об этом заботиться. Нужно думать о том, чтобы сохранять благодать Божию.

Например, мы же знаем, что после причастия нам нужно меньше разговаривать, произносить меньше праздных речей. Может, лучше уединиться, почитать Священное Писание, святоотеческую литературу, подумать о жизни, о Боге. Если есть возможность поговорить о Боге с кем-то, то лучше это время провести в этих разговорах… Нужно себя хранить от суеты, всего того, что уничтожает в нас мирное, благодатное состояние, которое мы получили в Церкви. Надо уметь сохранять ту благодать, которую мы получаем через молитву, богомыслие.

Здесь необходим трезвый подход к делу. Зная себя, свои не очень хорошие наклонности, надо избегать этих состояний, чтобы не растратить благодати, данной нам Богом. Не только тогда, когда пост, а особенно быть осторожным, когда разрешается обильная пища, а также всякое веселье. Знать, что нам полезно, а что вредно.

Ведущий Павел Денисик

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать