Беседы с батюшкой. Рождественский пост - любовь к ближнему

6 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Сегодня мы предлагаем для обсуждения тему: «Рождественской пост как любовь к ближним». Казалось бы, это очень умозрительная тема, но тем не менее она касается каждого из нас. Мы, наверное, заденем и аскетический момент поста. Когда я готовился к передаче, я видел, что большинство людей спрашивают, что можно на Новый год, можно ли позволить себе то или иное, ведь это же праздник и так далее... Давайте поговорим на эту тему. Во-первых, что такое Рождественский пост?

– Каждый пост имеет свою окраску, потому что обязательно постное время посвящено какому-то празднику, какому-то событию из Евангельской истории, истории Церкви Христовой. Поэтому пост посту рознь, я бы так сказал. Если мы вспоминаем Рождественский пост, то надо отметить, что упоминание об этом времени относится к IV веку. То есть в IV веке уже христиане держали пост перед праздником Богоявления.  Посмотрим историю: сначала в один день праздновали Рождение Христа и Крещение, потом все это было разделено Церковью. Я считаю, что это очень грамотно, и нужно было сделать так. Поэтому в творениях и Амвросия Медиоланского, и блаженного Августина мы встречаем упоминания о Рождественском посте. Он был разный по продолжительности. Кто-то из христианских общин постился семь дней, кто-то больше. Только в 1166 году было утверждено поститься сорок дней. Пост еще называют «вторая четыредесятница». Четыредесятницей мы называем Великий пост, подготовку к празднику Светлого Христова Воскресения. Так же и здесь.

Рождественский пост имеет светлую окраску, потому что мы встречаем Сына Божия, Который рождается, приходит в этот мир – и начинает исполняться дело спасения человеческого рода. Поэтому, конечно же, как и все посты, Рождественский служит к освящению нашей жизни. И недаром в последний месяц прожитого года мы собираемся в храмах, чтобы отслужить благодарственный молебен, поблагодарить Господа Бога за все: и за радости, и за скорби, и за испытания. Последний месяц мы освящаем воздержанием, но не только во вкушении определенной пищи. Ведь пост – это еще милостыня. И поэтому пост без добрых дел не может совершаться. Допустим, у людей, которые голодают или устраивают разгрузочные дни, это не будет по-настоящему постом.

– Часто мы слышим о том, что православная вера связана прежде всего не с унынием, не с угрюмостью, а, наоборот, с радостью. И в Священном Писании мы читаем: помажь голову свою маслом; и вид твой должен быть радостный. Я понимаю, что мы зачастую используем пост как некое внешнее благочестие: показать, что я постник; я всем рассказываю, что пощусь. Но ведь очень много бывает и праздников, которые совершаются не только во время Рождественского поста, а вообще, в принципе. В доме кто-то может поститься, кто-то нет. Каким образом вести себя в доме с близкими или с другими людьми? Говорить о том, что постишься, или воздерживаться от этого?

– Святоотеческое Предание сохранило некоторые случаи из жизни святых угодников Божиих. К подвижнику приходили друзья, накрывался стол, и этот подвижник вместе со всеми кушал все, что было дома. Понятно, что когда уходили друзья, для подвижника начиналась своя жизнь, он накладывал сугубый пост и вообще пару дней ничего не ел, не пил. Это можно почитать в Древнем патерике. Есть такие случаи, что ради любви к ближним мы иногда оставляем то, что важно для нас. Поэтому если в семье празднуется день рождения из любви, то я не считаю, что это преступление. Наоборот, сейчас очень много постной пищи можно приготовить.

Если вас куда-то приглашают, конечно, можно сказать: я не пойду. Придумать какую-то хитрость. А можно пойти, улыбнуться человеку, поздравить его, сесть за стол, посмотреть, что там есть, сослаться на какую-то слабость и покушать что-то постное. Всегда можно найти выход. Мы ведь говорим, что пост – это не только голодовка и ограничение себя в каких-то яствах, каких-то блюдах: пост – это прежде всего внутренняя работа над собой, это время особого делания добра. Неужели мы принесем Богу свое сердце, когда кого-то обидим? И примет ли Бог нас? Не примет. Помните, как Спаситель научал нас внимательно к этому относиться? Если ты придешь к алтарю, принесешь твой дар и вспомнишь, что кто-то имеет на тебя что-то, оставь свой дар, примирись с обидчиком. Так же и здесь: мы встанем на молитву и будем понимать, что тот человек обиделся.

И еще один момент. Надо быть очень аккуратным, когда садишься за стол в праздник, начинаешь есть со всеми, а кто-то придет и скажет: ты же верующий, у тебя пост... Как в этой ситуации быть? Надо быть такими, как говорит Господь: «Будьте мудрыми, как змеи, и просты, как голуби». Вот так же и здесь. Посмотрите заранее, что там. Если человек захочет, он найдет возможность и разделить праздник, день рождения, какое-то событие с близкими, и постарается соблюсти то, что ему предписано. Поэтому всегда надо быть немного хитрее в этих вопросах.

– Здесь как бы вспоминается: «Блажен муж, не идущий на совет нечестивых». Конечно, я понимаю, что сейчас к православным людям особый счет, когда мы в очередной раз стоим, что называется, на лезвии бритвы, на острие ножа. Церковь всегда была на острие, но сейчас какие-то особенные испытания происходят в нашей жизни.

Вопрос телезрителя: «Фарисеи подошли ко Христу и спросили: почему Иоанновы ученики постятся, а Твои нет? Он им ответил, что отнимется у них жених – и они будут поститься. То есть, получается, пост – это какое-то ограничение, какая-то скорбь. А тут Рождество, надо веселиться; это радость, рождается Сын Божий, а мы какие-то ограничения накладываем. Он же не умирать приходит, а рождается. Не вижу никакой логики».

– Я бы хотел, чтобы Вы послушали святого угодника Божия Льва Великого, который жил в середине V столетия. Он пишет так: само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостыней истреблять грех. Вопрос в чем? Господь там еще одну вещь говорит: постом и молитвой происходит очищение человека не только от одержимости бесами; это было сказано каждому из нас, потому что в каждом из нас живет грех. Пост помогает очиститься от влияния греховных действий, мыслей.

Это не скорбь. Наоборот, часто посты называют «весной покаянной». Что такое весна? Когда все расцветает, все радует, ручейки журчат... Вот так же и любой пост: это не время скорби, это время переоценки своей жизни. И об этом Лев Великий прекрасно говорит. Мы нуждаемся в этом, потому что человек грешит постоянно мыслями, желаниями, делами. Поэтому пост – это воздержание, это сосредоточение на каких-то моментах, это попросить прощения у близких. Когда мы попросим прощения, неужели в нашем сердце не будет радости? Конечно, это постоянно надо делать. Но пост милостыней истребляет грехи, милостыней с нашей стороны. И мы готовимся тем самым встретить Христа во всеоружии, в чистой одежде и с чистыми одеждами души через покаяние. Попросили у Бога прощения, причастились и радуемся Его Пришествию.

Конечно, в Великий пост есть Страстная неделя, которая не входит в Четыредесятницу, это неделя особого молитвенного подвига, когда мы вспоминаем страдания Христа, когда наши сердца содрогаются, слыша, что Он – Спаситель – пережил за нас. А в конце поста мы радуемся. Поэтому это весна покаянная, и мы радуемся, что Господь дает возможность исправлять нашу жизнь…

– Вопрос телезрительницы: «Если человек пенсионер, живет на пенсию, то какую можно совершать милостыню во время Рождественского поста?»

– Большинство наших верующих людей не богаты. А у кого-то есть возможность пожертвовать бедным детям, оказать помощь какому-то родственнику, близкому. И в данной ситуации я вспоминаю слова очень мудрой монахини. Она жила в те страшные советские времена гонений, когда исповедовать веру было великим подвигом. У нее тоже спрашивали: «Матушка, что нам делать? У нас нет ни средств, ни возможности, чтобы помогать». А она говорит: «Вы должны сочувствовать, сопереживать людям. Доброе слово утешения и поддержки, сказанное вами, – это и есть уже милостыня. Вы не обиделись, проявили милосердие к человеку – это уже есть милостыня. Да, иногда бывают жизненные ситуации, когда очень сложно переступить через свой характер, через себя. Так вот, пост – это не всегда кому-то дать деньги, купить что-то, а просто проявлять сочувствие тогда, когда это необходимо».

– Иногда это гораздо сложнее, чем дать деньги.

– Вы знаете, языком очень легко сказать: иди и помоги, поддержи. А как трудно бывает действительно найти нужные слова, чтобы утешить человека! Вот это и будет ваша милостыня, этого и хочет от вас Господь: будьте милосердны, как Отец ваш милосерден. Поэтому не отчаивайтесь: дела милосердия не всегда связаны с какими-то материальными благами. Это душевное сочувствие, ваша молитва. Мы часто как-то опускаем этот момент. Помолитесь. Вот вы идете мимо страдающего человека, помолитесь и скажите: «Господи, помоги ему, пожалуйста». Это будет уже дело милосердия.

– Да, причем тут еще очень важный момент: если человек верующий, он же хорошо понимает силу молитвы. Словом можно и убить, и поднять со смертного одра.

 Есть один вопрос, который задают все, только почему-то боятся задать этот вопрос священнику. Почему в мире встречают Рождество 25 декабря, а мы встречаем 7 января? И поэтому у первых Новый год получается нормальный, а у нас нет? Хотя в нашем секулярном мире Новый год считается одним из самых главных праздников. Потом уже Рождество, под самый конец, а дальше уже начинается работа. И получается, что Рождество только для тех людей, кто действительно считает его настоящим праздником. Вот такой странный диссонанс получается.

– Если посмотрим в историю, то увидим, что еврейский календарь зависел от урожая или неурожая, и это было все условно. В Римской империи календарь был от основания Рима. В нашей Российской империи в свое время Новый год праздновался и 1 сентября. И до сих пор начало церковного индикта 1 сентября. Конечно, разница в календарях. Но я думаю, что мы уже привыкли к этому, мы уже знаем, что 25 декабря поздравим тех, кто отмечает Рождество по такому-то календарю. Мы все равно ждем Новый год. Как бы ни было, а это летоисчисление, по которому мы живем от Рождества Христова. Это начало нового года, нового периода в нашей жизни. Мы от календаря все равно зависим. Поэтому вопрос, праздновать или не праздновать Новый год, зависит тоже от традиций семьи. Не нужно устраивать из-за этого события каких-то ночных бдений возле телевизора. Не очень правильно будет объесться, выпить так, чтобы завтра не помнить, что ты вообще человек.

Я вспомнил, что у многих христиан хорошая традиция – прийти вечером с семьей на благодарственный молебен, который совершается 31-го числа, помолиться, прийти домой, накрыть постный стол, открыть бутылочку шампанского. А кто-то и просто нальет чай, и в этом ничего страшного не будет. Поэтому ждем Рождество, встречаем Новый год – я не считаю, что это большой грех. Потому что это тоже все-таки как-то объединяет. Сейчас очень трудно найти время, когда семья может побыть вместе. Кто-то на работе, кто-то в школе, поэтому это повод вместе порадоваться и поговорить друг с другом. Почему нет?

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Я смотрела "Союз», и  вдруг объявляют, что можно перечислить и 50 рублей, и рубль. Я перечислю сейчас 50 рублей, но раньше-то не перечисляла. Наверное, это грех, что я не платила за чью-то выполненную работу. Мне нужно исповедоваться в этом?»

– Нет, конечно, в этом греха никакого нет. Самое главное, чтобы мы видели свои ошибки и пытались их исправлять, даже вот в этом. Нет, не надо исповедоваться.

– На месте Храма Христа Спасителя был бассейн. И я очень хорошо помню, что все, кто в этом бассейне плавал, должны были принести покаяние в этом. Если бы человек был верующий и знал, что на месте Храма Христа Спасителя этот бассейн, и пользовался бы им, то это был бы грех. Но если человек не знал?..

– Да, мера ответственности... Даже в Священном Писании сказано: кому сколько дано, настолько тот и будет отвечать. Если дано немного и человек не знал Христа, не принимал участия в духовной жизни, не ходил в храм – конечно, с него Господь спросит по-другому. А когда мы знаем и делаем… и если ты не простой христианин, а священнослужитель, стоишь на передовой и что-то делаешь не так, вот здесь уже строже... Но мы всегда должны понимать, что Господь дает нам возможность и время на покаяние. Почему мы Его благодарим? «Спасибо Тебе, Господи, Ты дал мне еще время немножко пожить, чтобы исправить свой духовный мир». Поэтому, пока мы живы, нам все возможно. А мера ответственности, конечно, у каждого будет своя. Отец семейства за одно будет отвечать, водитель автобуса – за другое, учитель – за третье.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Хотелось бы услышать Ваш совет, как иметь мир в душе и в семье, когда не все гладко в нашей жизни? И еще такой вопрос. Говорят, если хочешь, чтобы изменился мир вокруг, изменись сам. Как это лучше сделать, как стать добрее? Подскажите».

– Очень хорошие слова: не надо пытаться поменять мир, надо начать с себя. Потому что человек – это и есть вселенная. Даже древнегреческие философы так и называли человека – «космос». Вот красота, глубина, которая находится в любой личности! Потому что мы где-то и отражение нашего Создателя. Бог не случайно нас создал по образу и подобию Своему. Более того, создав нас такими, Он дал нам быть немного похожими на Него. А посмотрите, какой Господь? Он Милосердный, сострадательный, Он Человеколюбец.

Вот эти качества надо стараться взращивать в себе, в семье, рядом с близкими и даже с чужими… Всегда надо помнить, что жизнь очень коротка, и тратить ее на ссоры и недопонимание очень глупо и нехорошо, тем более христианину. Потому что каждая минута, секунда приближает нас к вечности. Поэтому нужно учиться беречь друг друга. Недаром мы часто в светских беседах говорим: берегите себя. А как человек может себя беречь? От чего? От зла, от ненависти, от греха, что убивает человека. Потому что, когда человек научается делать какой-то грех, происходит выхолащивание внутреннего мира.

Понятно, когда человек грешит, он идет в храм, чтобы обновить благодатью свою душу, свой внутренний мир. Поэтому, конечно, недаром мы говорим, что пост – это не время скорбей, когда надо плакать и надевать на себя черные одежды. Пост – это время переосмысления своей жизни. Поэтому научитесь любить своих близких, самое главное. Ведь Господь вам их дал для чего-то, чтобы вы друг друга исправляли. Чем? Апостол Павел говорит: любовью. Если согрешит брат твой (или в данном случае жена) или дети, любовью исправляйте, духом кротости. И тогда все будет прекрасно. Самое главное, чтобы две стороны это понимали, чтобы мы друг другу были полезны в этом плане.

– Я давно заметил: стоит только своим близким улыбнуться в ответ на какое-то раздражение и сказать, что все-таки их любишь, – и все проходит. И еще один момент. Совсем недавно со мной это было. Лечу в самолете. Как всегда, взлет и посадка – самые опасные моменты. И я каждый раз молюсь, но вижу, что и многие люди, как это ни парадоксально, молятся. Они не вслух произносят свои молитвы, тем не менее в этот момент предстоят, грубо говоря, перед лицом опасности, и с ними что-то такое происходит. То же самое на посадке. К чему я это говорю? Почему мы в своей жизни не можем все время находиться в постоянном напряжении усердной молитвы? Почему нам нужно каким-то образом от нее как бы отходить? Почему мы в своем усердии не всегда одинаковы?

– Вы знаете, есть время радоваться, есть время плакать, время встречать рассвет и время встречать закат. Наша жизнь разнообразна, и Господь не случайно сотворил так, что мы не можем быть всегда в напряжении. Потому что, допустим, если мы находимся постоянно в напряжении, то у нас не будет хватать сил для того, чтобы восстанавливаться. Конечно, сказано: непрестанно молитесь. И апостол Павел говорит: кто-то благодушествует, а кто-то поет. В любом случае любое наше делание по жизни должно начинаться с молитвы, с обращения к Богу, чтобы Господь благословил нас и помог. А как Он помогает? Дает какие-то силы, дает хорошую мысль или просто дает возможность, чтобы человек смог посидеть и подумать, размыслить над ситуацией, над тем, что он сейчас переживает. Конечно, жизнь не простая, но для этого Господь и говорит: «Я не оставлю вас, сирых. Я буду всегда с вами».

– Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Мне 83 года, я инвалид второй группы. И как я могу держать этот пост? И еще один вопрос. Я смотрю молитвенное правило владыки Амвросия в записи. Правильно я делаю или нет?»

– Конечно же, смотрите, слушайте. И дай Бог, чтобы это Вам приносило только пользу. Человек сейчас может использовать огромное количество технических решений, загрузить в телефон утреннее молитвенное правило. Главы из Евангелия – то же самое. Конечно, это не должно быть системой, потому что здоровый, способный на это человек должен все-таки в руках хотя бы иногда держать православный молитвослов. В Вашей ситуации – пожалуйста, слушайте, получайте пользу.

Что касается поста, то здесь, конечно, нужно посоветоваться со священником, который Вас знает, который к Вам приезжает, допустим, исповедовать и причащать. И батюшка Вам скажет, как совершать этот пост. Но, самое главное, Вы должны понимать: если имеете какие-то недуги, ограничения по болезни, нужно кушать все то, что прописано врачами, все, что требуется по болезни.

Ваш пост пусть заключается в том, что Вы вместо двух-трех половников нальете полтора. Съешьте не два бутерброда, а один. Попросите у Господа прощения своих грехов, скажите: «Господи, прости меня, не могу я в полной мере все выполнять как положено, но прими мои слабые силы, молитвы, мое покаяние». И Господь, конечно, примет. Поэтому посоветуйтесь со священником, который к Вам приезжает на исповедь и причастие. Батюшка, думаю, то же самое скажет. Все делайте по мере Ваших сил, тем более постной пищи очень много. Но если есть определенные врачебные показания, то люди просто приходят, спрашивают благословения на послабление поста.

– Тем более такой серьезный возраст. Я так понимаю, что сейчас очень многие наши зрители сталкиваются с такими проблемами: как только начинается пост, вся постная пища, продающаяся в магазинах, моментально становится очень дорогой. То есть постные картофельные котлеты стоят в два, а то и в три раза дороже, чем мясные. Потому что на нас коммерсанты пытаются заработать. Но в нашей стране огромное количество людей делают всякие соления на пост. Поэтому, думаю, нам все-таки будет полегче.

– Если человек хотя бы прилагает усилия… Потому  я и говорю, что постная кухня тоже ведь разнообразная. Есть очень простые блюда. В нашей монашеской трапезной, куда мы все собираемся, слушаем жития или поучения святых, на самом деле все очень просто и очень вкусно. Вот так и надо. Питаться просто тоже можно.

– Я многократно был в разных монастырях и везде встречал такое: в трапезной на столе стоит большая миска с сухарями, которые они сами делают, и все, кто приходит, если нужно, могут взять сухарь и съесть его с водой в любое время. Это тоже такое проявление любви к ближнему.

Вопрос телезрительницы из Дзержинска Нижегородской области: «Мне 78 лет, я хожу в церковь каждое воскресенье. Около церкви стоят люди, которые меня моложе в два раза, и просят подаяние. Да, я угощаю их конфетами, но в душе у меня неприязнь, что они стоят и просят у пожилых людей. Права я или нет? Просить мне за это прощения перед батюшкой или нет?»

– Мне нравятся такие слова: милостыня твоя да запотеет в руке твоей. Это сказал кто-то из святых. Конечно, к подаянию милостыни надо всегда подходить разумно. Почему? Потому что часто те люди, которые что-то просят, не просто нуждаются, для них это уже средство зарабатывания на жизнь.

– Профессиональные нищие.

– Да, то есть люди уже не хотят ничего делать в этой жизни, а по каким-то разным обстоятельствам, известным только им, оказались в таком положении. А часто бывают и губительные пороки. Пьянство – вот с чего все начинается. Вроде у человека была квартира, семья, пристрастился к определенным порокам – потерял все, оказался на улице. Конечно, сегодня все делается для этих людей. Да, есть какие-то ночлежки, какие-то столовые, человеку можно первое время где-то перебиться...

Вопрос в том, как нам поступать. Еще раз хочу сказать: будьте разумными. Не надо ненавидеть, останавливаться, вразумлять: вот ты стоишь, иди работай. Зачем? Он это все знает лучше, чем вы. Пройдите спокойно, а в душе помолитесь, скажите: «Господи, помоги ему, вразуми, наставь его на путь истинный». Дали конфетку, но, самое главное, продукты-то им не нужны. А что собирают? Часто бывает так: хочешь помочь, что-то собрал. Подходишь и говоришь: «Можно я вам принесу продукты?» – «Нет, продукты мне не нужны, мне нужны деньги». То есть человека сразу здесь видно. Иногда хочется подать человеку, но это порыв души, поэтому будьте внимательны. Исповедоваться ли в этом? Может быть, исповедоваться в неприязни к таким людям, а все остальное, считаю, Ваше дело.

Хотя, конечно, дела милосердия можно творить по-разному. У нас есть социальный отдел, который так или иначе помогает обездоленным людям или находящимся в приютах, в больницах. Купите пять упаковок салфеток, какие-то полотенчики, даже памперсы – это же не сложно. Это будет доброе дело. Буквально на прошлой неделе я ездил освящать хоспис. Удивительные люди! Вот таким людям надо помогать, когда они на свои средства открывают мини-хосписы для лежачих больных… Вот они нуждаются и в продуктах для пациентов. Всегда можно найти, куда применить какие-то свои средства, вещи.

– Вопрос телезрительницы из Пензы: «У моей знакомой очень болен внук, его зовут Олег. Он в коме, ему 24 года. Я звоню, спрашиваю, как ее внук. И она все время говорит: спасибо, что позвонили. А я вот думаю: грешно, наверное, что я докучаю своими вопросами. Как мне быть? Не спрашивать? Грешно ли интересоваться? Но вроде как с сочувствием относишься и в то же время боишься лишний раз спросить».

 – Конечно, бывают разные семьи и разные обстоятельства. Но если Вы с сочувствием поинтересуетесь, как живут эти люди, то они почувствуют Вашу поддержку и, думаю, получат силы от этого телефонного звонка, чтобы нести дальше свой жизненный крест. Ведь по-разному можно сказать, по-разному можно поинтересоваться.  Вы сопереживаете и показываете это... Конечно, если скажут: больше не спрашивай, – больше и не спрашивайте. Но если есть возможность, конечно, скажите: «Помоги вам Господи, я поддерживаю вас. В храме свечу поставлю». И люди бывают разные, кому-то это важно, а кто-то скажет: в этом нет необходимости. Но то, что Вы переживаете, что Вы сочувствуете, – это уже огромное дело. К сожалению, сейчас мало таких примеров, когда человек сопереживает. Бывает, болеешь, а тебе неделю никто не позвонит. Поэтому, конечно, переживайте и разделяйте боль с этим человеком, который так страдает, у которого такая непростая жизненная ситуация. Помоги, Господи, и Вашей знакомой, и ее внуку Олегу, пусть Господь поможет, даст сил.

– Это, конечно, очень важно. Мы разучились проявлять милосердие. То есть мы боимся каких-то своих искренних чувств, к сожалению.

У нас есть вопросы, связанные с Рождеством, с покаянием, с молитвенным напряжением. Мы понимаем так, что если пост, то надо себя как-то серьезно вести, даже не улыбнуться нашим близким. Ведь когда наши близкие смотрят на верующего, они же задают массу вопросов, которые не могут задать никому другому. Насколько нам необходимо в этом случае знание о вере? Должны ли мы во время поста особо что-то читать, какую-то богослужебную литературу?

– Конечно, Евангелие является центром нашей жизни. Есть люди, которые читают Священное Писание постоянно; это похвально, это хорошо. А может быть, стоит какую-то историческую статью почитать о Рождестве, о том месте, где Христос родился. Начать изучать какую-то книгу Священного Писания: или Ветхого, или Нового Завета. То есть серьезно сесть и посмотреть, например, Послание апостола Павла к Римлянам (или к Коринфянам). Посмотреть хотя бы толкования, потому что часто читается Послание на богослужениях, а что там прочитали, тем более на славянском, даже священники иногда не понимают. Поэтому в некоторых приходах существует такая практика: апостола иногда в миссионерских целях читают на русском языке. Но всегда, когда человек приходит в храм, необходимо заранее прочитывать дома апостольское и евангельское зачала. Это тоже будет некий подвиг для вас. А из духовной литературы сейчас огромное количество того, что можно почитать. И через это настроиться на духовный лад, на хорошую встречу праздников.

– Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Мне 82 года. Сейчас пост, время воздержания и покаяния. Имею тяжкие грехи, в которых я раскаялась не раз. Меня упрекают: почему ты опять в них каешься? Ты что – Господу Богу не веришь? Покаялась – простил. А другие говорят: нагрешила, один раз покаялась и уже думаешь, что тебе простили? Как же быть? Как правильно?»

– Во-первых, мы должны верить: если человек участвует в таинстве Покаяния и приносит раскаяние даже за самые тяжкие грехи, Господь вину за совершенное зло снимает тут же. То есть Господь настолько Милосердный и настолько Человеколюбивый, что Он уже их не помнит. То есть получается так: Вы исповедовали – Господь говорит: Я не помню. А Вы продолжаете говорить: «А я помню, Боже. А вот я такая». Зачем? Если Вы покаялись перед священником, попросили прощения, надо перестать жить прошлой жизнью. Мы ведь должны жить сегодняшней жизнью и с надеждой взирать на будущее, что Господь дает нам время на покаяние. Поэтому то, что исповедовали, второй раз исповедовать не надо. А если совесть упрекает, это не зря. Иоанн Златоуст прекрасно говорит по этому поводу: хоть я и исповедовался, и получил прощение, но о тяжести греха всегда буду помнить, чтобы больше к нему не возвращаться.

– Потому что и осуждением, и раздражением к близким, и гневом, и памятозлобием мы грешим постоянно. И от исповеди до исповеди успеваем нагрешить… Бывает, стоим на литургии и задумаемся – и сколько за это время греховных помыслов совершим… Опять бежать исповедоваться? То есть в этом случае действительно какая-то мера должна быть.

Если подводить итоги, все-таки Рождественский пост по своей силе и длительности – как Великий пост. Но все-таки в нем есть какие-то особенности, и они заключаются в том, что мы должны с какой-то особой радостью и особым светлым чувством готовиться к Рождеству Христову. А потом мы с таким же чувством будем готовиться к Воскресению Христову. И все-таки в чем главная составляющая Рождественского поста?

– Это преображение человеческой души, это как можно большее приближение к Богу, нужно как можно ближе стать к Нему. Вот человек подносит к солнышку какую-то часть своей одежды – и видит каждую ниточку. Так же и здесь: приближаясь к Богу, видим каждую ниточку своей души, а пост нам помогает в этом.

– Я прошу благословить наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, пусть Господь дает каждому из нас мужество, терпение идти по жизненному пути. И, конечно же, с Богом все возможно.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы