Беседы с батюшкой. Пасха

13 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма святого праведного Феодора Ушакова в Южном Бутово. Передача из Москвы.

 

- Почему Пасха считается самым главным православным праздником?

- Пасха - смысл нашего спасения, цель служения Господа, изменение человеческой природы, открытие доступа в Царство Небесное, к Богу через путь совершенства, труда и подвига и достижения в Боге, изменения себя во Христе.

Воскресение – это изменение, преображение себя. Оно было осуществлено первенцем – Христом. Был дан путь - каждому из нас реализовать это самостоятельно. Воскресение Христово для нас – это праздник реальности, надежды, оптимизма, радости. Это не отменяет труда, подвига с нашей стороны. Возможность быть снова с Богом появилась у нас благодаря Христу. А с Богом надо быть соответствующим: измененным, преображенным, совершенным. Об этом пути совершенствования и одухотворения говорит нам Пасха. Каждый шаг жизни Христа, а значит, каждый шаг нашего спасения мы отмечаем от Рождества и завершаем результатом - Воскресением Христовым.

Апостол Павел пишет: «Если Христос не воскрес, вера наша тщетна» (1 Кор., 15:14,17). Мы были бы самыми несчастными людьми на земле, если бы решались только наши земные проблемы, предоставлялись только утешения земные, и не было бы перспективы вечности и воссоединения с Богом. Эта перспектива открыта нам Воскресением. Можно присовокупить к празднику Воскресения Христова и Его Вознесение – это единое смысловое событие. Этот праздник нам еще предстоит - праздник, означающий путь на небо. Путь на небо возможен воскресшему, измененному, обновленному человеческому существу. Это осуществлено Христом и во Христе и мы можем сделать это. Поэтому мы радуемся Христу, Его победе и радуемся возможности, которая нам предоставлена. Мы исполняемся оптимизмом и, несмотря на земные проблемы, знаем, что у нас есть путь, есть возможность. Более того, все проблемы для нас теперь являются средством для реализации этой возможности. Мы не прячемся от проблем и не говорим: «Господи, избави нас от всего», наоборот, все проблемы остаются, вплоть до смерти, но теперь это все осмысленно, все победоносно, все полезно во Христе Воскресшем. Это придает совершенно другой смысл нашей жизни на земле, конечно тем, кто по настоящему верит во Христа, живет этим, идет вместе со Христом, тем, которые знают, куда идут и что с ними будет, смотря на образ Христа, Его житие и благовестие. Спаситель сказал: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин, 14:2). Фактически так оно и есть – все нам предоставлено, и все земные хлопоты ненапрасны. Мы не прячемся от проблем, а совершенно по-иному смотрим на нашу жизнь. Уже здесь на земле, а не когда-то потом, мы становимся причастниками этой радости. Праздник Пасхи - момент наиболее ощутительного на земле предвкушения этой радости. Не зря праздник сопряжен с постом – труд, подвиг позволяет ярче ощутить, почувствовать, соприкоснуться с радостью Воскресения, а хорошая христианская жизнь позволяет получить результат - воскресение.

- В чем заключается корень, суть человеческого преображения? От чего и к чему идет преображение?

 - Преображение начинается от нашего наличествующего падшего естества, нашего страстного начала с помощью Христовой, с помощью Заповедей. Господь сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет». Отталкиваясь от этого, мы меняем, преображаем и делаем нашу природу совершенной - такой, как ее замыслил Господь. Даже у Адама в раю не была реализована эта возможность: он начинал с райского начала, но пал. Однако возможность общения с Богом не пропала, образ Божий в человеке остался. Но теперь с большими трудностями, подвигами, страданиями и борьбой человек снова получает то, что ему замыслил Господь – радость бытия в Боге, подлинного, полноценного бытия. В земной жизни мы фактически находимся в зачаточном состоянии, мы только формируемся. Хорошая аналогия: как человек формируется в утробе матери, а потом рождается в этот мир, так же мы в земной жизни - формируемся, растем, а потом рождаемся в вечность. Настоящая, подлинная жизнь еще впереди, вечная жизнь нас только ожидает. Подлинная жизнь возможна только в Боге. Бог и жизнь – это синонимы. Мы получаем дары жизни, образа Божия, но все это требует совершенствования и развития. Сами мы ничего не могли сделать, пока не пришел Христос и не научил нас, не показал нам: Творец пришел, чтобы усовершенствовать свое творение. Из творения Господь делает нас сынами – в этом суть пришествия Христа. Сделать из творения родное – это задача Христа. Христос не отворачивается от нас, когда мы так неумело себя ведем, а делает из нас сынов, дочерей, семью, приглашает нас к Себе, в Отеческий дом. Вот такую аналогию можно привести из многих слов Христа Спасителя и исходя из нашей главной молитвы «Отче наш». Господь хочет сделать из нас семью, помогает нам, подсказывает путь, вкладывает в нас силы и ведет за руку. Если мы не сопротивляемся Ему, не убегаем от Него, но подчиняемся Господу, Его воле, слушаем Его и следуем за Его зовом, тогда из заблудших, неполноценных и несовершенных мы постепенно становимся сынами. Вот в этом и есть изменение – стать чадами Божиими. Человек из праха стал образом Божиим, но это еще не все - надо стать подобием. А в чем подобие? Подобен только сын, чадо. Вот в этом заключена наша задача – стать чадом Божиим.

Воскресение Христа – это Его личный подвиг ради нас, крестный подвиг, Его сила Бога и сила настоящего человека. Господь для нас, неблагодарных и злонравных, прокладывает этот путь. Но выбор остается за нами – свобода воли человека Богом не нарушается. Стать сыном и чадом Божиим можно только по свободной воле. Мы должны сами этого захотеть, должны полюбить Господа, не бояться Его, не делать из Него Судью, а увидеть в Нем Отца. У нас на Бога должен быть не потребительский взгляд, а нужно понять Бога как родного отца - в этом великая сложность для людей.

- Как встретить Светлую седмицу? Чего нужно воздерживаться?

- Воздерживаться нужно всего злого, а совершать все хорошее. К этому нас должна подвигать благодарность Господу, любовь к Нему, понимание Его как Отца, Которого не нужно обижать и разочаровывать, а к Которому нужно тянуться и прижиматься. Лучше всего это чувствуется в храме, в церковной и в теплой домашней молитве. Кроме того, что нужно двигаться к Богу Отцу, нужно еще почувствовать плечи других чад, других людей, чтобы ощутить себя более сильными, взрослыми, зрелыми. Плечо брата очень важно, поэтому Сам Господь и Церковь призывают к доброте к ближнему.

Нужно в это пасхальное время делать добро, творить милостыню, делиться радостью и надеждой с ближними. Это помогает нам поддерживать друг друга, и этим мы доказываем, что идем Христовым путем. Когда мы говорим о чадах, то говорим о семье, а в семье должно быть взаимопонимание и взаимодоверие. Мы должны не только устанавливать связь – я и Бог, обязательна еще связь - я и другой человек. Не может быть в семье так, что я - сын, а все остальные меня не интересуют. Схема семьи другая: я – сын (чадо), и я - брат или сестра. Получается вертикаль и горизонталь: именно так выглядит крест. Вся наша жизнь – этот крест. Тем он и тяжел, что нам нужно преодолеть эгоизм, ориентир на себя, нездоровую эгоцентричность и суметь себя распространить и до Бога (вертикаль), и до ближнего (горизонталь).

- Как делиться пасхальной радостью с людьми неверующими, когда приветствуешь человека «Христос Воскресе!», а ответа не получаешь?

- Всегда важен пример. Мы никогда не должны ничего ждать в ответ. Подлинное добро имеет важнейшее свойство – бескорыстие. Поэтому добро невозможно само по себе, без Бога. Невозможно человеку без Бога быть бескорыстным. Когда мы говорим: «Христа ради» - это полное бескорыстие, мы делаем все ради Бога и во славу Божию. Мы не должны ждать в ответ ничего - что нам сразу ответят, нас оценят, или мы сразу получим то, что хотим, даже если хотим мы пользы ближнему. Важно наше доброе расположение, наш собственный пример, чтобы нас всегда видели радостными и веселыми. Пусть нам позавидуют – нашей радости, нашему оптимизму, тому, что мы не огорчились, к примеру, скачками курса доллара или другими трагедиями, позавидуют тому, что мы не закручены в проблемах мира сего. Собственным примером нужно заинтересовать людей, показать им другую жизнь, другие варианты и пути, чтобы вызвать у них здоровый интерес, чувство исследования. Если же мы ничем не будем отличаться от других людей, а лишь произносить чеканные фразы, конечно, это не вызовет интереса. Нужно еще подтвердить это и добром, и добрыми делами, теплом и терпением. Необязательно сразу бежать всех осчастливливать. Наоборот, можно действовать в обратном порядке - потерпеть где-то, смириться и удивить кого-то своим терпением. Не удивить сразу добрым делом, когда ты кому-то что-то дал, а удивить другим - тебе кто-то пытается дать не то, чего ты хочешь, но ты с терпением, мудро все переносишь и принимаешь. Пусть люди увидят пример в нас. Конечно, это сложно, мы не всегда на высоте, но должны к этому стремиться – показать, что мы не от мира сего.

В Деяниях святых апостолов, которые читаются накануне пасхальной службы, описывается первая христианская община - Церковь. Написано, что все удивлялись ей. В те времена люди вокруг были верующие, не такое общество, как сейчас, но даже на таком религиозном фоне христиане были особенные люди, которые жили и вели себя по-другому, были внутренне сплочены, насыщены Богом. Сказано, что никто не смел к ним просто так пристать, но все удивлялись, интересовались, увлекались ими.

Следующий шаг христианина – миссионерский: уметь донести истинность веры, рассказать о Боге. Все наши служения - социальные, миссионерские помогают нам надстроить духовное и религиозное. Мы не должны спешить уговаривать всех быть верующими, должны просто друг друга понять, выслушать, потерпеть.
- Вы сказали, что истинное бескорыстие невозможно без Христа. Расскажите об этом подробнее, это очень интересная тема.

- Часто люди говорят: «Мы – хорошие», а фактически живут без Бога. Или люди говорят: «Я никого не убил», подразумевая под этим «Я хороший человек». Кому-то кажется, что он делает добро, но он не задумывается над тем, кому и почему он это добро делает. Помогать внукам, ухаживать за больной мамой, за бабушкой - это естественно, это не есть абсолютное добро. Это естественный долг, и было бы странно, если бы этого не было вообще, тогда стоял бы вопрос об образе человечности, а не о совершенстве человека. Для людей зачастую это и есть «мирок» добра, но это призрачный мир, который легко разрушается: только ветер подул, и все затрещало. Да, это нужные естественные вещи, но главное свойство подлинного, абсолютного добра – это бескорыстие. Когда тебе не воздали за добро или воздали злом, многие люди говорят: «Не делай добра, а то тебе сделают зло» - вот такая человеческая хитрая и скользкая мудрость. Наоборот, нужно всегда делать добро, и пусть тебе воздадут злом, даже лучше будет. Христу чем воздали?

Делать добро ради добра - это тоже неполноценно. Христос, наш Спаситель – абсолютное добро, источник блага, от Него все исходит и к Нему все возвращается. Когда мы делаем добро ради Христа, ради любви к Господу, нашему Отцу Небесному, а не абстрактно и бесчувственно, тогда это добро приобретает смысл, насыщенность, приносит нам радость и делает нас чадами Божиими. Тогда мы продолжаем дело Отца Небесного, Который проливает дождь на праведных и неправедных, сотворил мир, терпит грешников и всех призывает к спасению. Мы берем с Него пример и делаем наше семейное дело с Господом. Мы делаем добро не ради себя и не ради своих интересов, славы, чести, а ради Господа. Люди не замечают, что они делают добро для себя и ради себя. Помочь на улице кому-то упавшему можно с мыслью, что и тебе помогут. Это тоже правильно, начинать можно и с такой ступеньки. Даже нерелигиозное общество держит такое поведение за правило: в этом наша социальная обязанность – не пройти мимо, это проповедуется, этому учат в школе. Но это низшая ступень. Если ты христианин, надо развиваться дальше, идти вперед, вплоть до того, что зло не смущает, а радует, ведь тогда человек становится подобным Отцу. Если делаешь, как Отец Небесный, значит, ты – Его сын, его родственник. Но это не воздаяние, а состояние.

- Как сохранить и не растерять состояние пасхальной радости?

- Нужно держаться двумя руками за Воскресшего Господа и не отпускать, не разменивать пасхальную радость, пасхальное содержание нашей жизни, которое мы приобретаем через богослужение, молитвы, Евангелие, пост, не растерять все это за многоядением, суетой, праздностью. Вспомним евангельский пример Марфы и Марии: Марфа суетилась о многом угощении и укорила сестру в том, что она ей не помогает, Господь же сказал: «Мария благую часть избрала». Она сидела у ног Христа и слушала Его. Вот то единое на потребу - главное и единственное, что нам нужно. Мы же часто начинаем суетиться в поздравлениях, куличах, яйцах, суматохе, можем и на службу не пойти и молитвы пропустить. А нужно сохранять целостность, спокойствие, уравновешенность, устремленность. Пост дает нам эту устремленность и целостность через покаяние, через сокрушение сердца. Главная точка нашего стремления – Христос. Этой точки мы держимся, не сбиваемся и никуда от нее не уходим. Нужно быть ближе к Христу через Таинства Церкви и памятование о Боге. Ум должен быть наполнен духовным, сердце – молитвою, ноги – стоять на службе, руки – осенять себя крестным знамением. Все должно быть собрано вокруг Христа, Он должен быть движущей силой нашей жизни.

Слова «Пасха», «пост», «вера», «Таинства», «христианство» – это по сути одно и то же. Наши великие подвижники это чувствовали. Преподобный Серафим Саровский круглый год приветствовал всех словами «Христос Воскресе!»: он достиг этого понимания, радости, вдохновения и близости со Христом. Это и есть проявление Пасхи в сердце. Мы не сможем находиться в таком состоянии, не выдержим постоянной Пасхи без внутренней борьбы и работы, без чистого сердца, не сможем быть всегда в духовной радости Серафима Саровского. Он смог потому, что его сердце было чистым, наполненным Господом. Нам даже это будет в тягость: мы привыкнем, устанем, нам это надоест, потому что мы не созрели духовно. Но нам даются импульсы, которыми мы должны жить.

- Расскажите о причастии на Светлой седмице, ведь поста в это время нет.

- Пост – это одно из средств для достижения внутреннего духовного совершенствования, которое начинается от порабощения своего плотского начала. Не зря человеческая мысль говорит: «Тугое (полное) брюхо к учению глухо». Человеческий опыт подсказывает нам это. Если в Пасхальную седмицу поста нет, кроме среды и пятницы, это вовсе не значит, что это время объедания, какой-то компенсации того, что мы потеряли во время поста. Пост научил нас мере, и даже когда мы не постимся, мы должны знать меру и беречь накопленный опыт.

Апостол Павел говорит: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Фил.,4:12). Надо уметь жить как в посте, так и не в посте. Сейчас нет поклонов, они неуместны и даже запрещены до праздника Святой Троицы. Поститься тоже запрещено. Нам дано большее – вступить в Пасху Христову, встретить Христа Воскресшего. Для нас это упражнение – жить в Воскресении Христовом. Пасха - это не что-то потребительское, когда засветило солнышко, а я просто греюсь. Это наша сопричастность этому. Когда наш духовный настрой - радость, то пища и питие уже не имеют для нас значения. Если у человека идея только объедаться, то это уже не пасхальная радость. Апостол Павел пишет: «Царство Божие не пища и питие, а радость во Святом Духе» (Рим., 14:17). Если у кого-то излишняя пищевая радость, значит, пасхальной радости недостаточно, у человека не та ориентированность, он рассеян. Пасха Христова не означает, что мы сидим на диване, пьем молоко и ничего не делаем. Пасха Христова – это духовное упражнение. Многие не хотят этого понимать. Это упражнение иное, чем пост или поклоны, но сейчас нам нужно упражняться только в этом – в радости.

Перед причастием очень важно посетить вечернее богослужение, после которого не ужинать. В Светлую седмицу нужно обязательно причащаться, пасхальная радость должна быть закреплена Причастием Святых Христовых Таин. По благословению духовника, священника в этот период может не быть даже исповеди. Нужно читать Пасхальный канон. Последование ко Причастию в эти дни не отменяется. Молитва – это беседа с Богом, ее нельзя отменить. Пост ориентирован на нашу человеческую природу, а молитва – на Бога. Несмотря на то, что пост уменьшается, труд остается. Этим трудом является духовное сохранение в себе пасхальной радости, чтобы ничто земное нас не отвлекало. Это своего рода проверка для нас: насколько мы взрослые и зрелые христиане, насколько для нас Воскресение Христово - актуальная часть жизни, образ жизни. Сколько мы продержимся, сколько устоим? Пусть это будет совсем немного времени, ведь мы еще не Серафимы Саровские, но это будет одним из уроков и одновременно вектором – давайте идти дальше, давайте расти, чтобы следующий пост был еще одним шагом вперед.

- Получается, что по благословению духовника можно сократить пост перед причастием?

- Просто не нужно ужинать накануне. Сама по себе пища не является для нас духовной составляющей, весь вопрос заключается в послушании, в стремлении к Богу. Именно поэтому нам помогает пост, а не потому, что какие-то биологические элементы мешают нам спасти свою душу.

- Как поминать усопших во время Светлой седмицы?

- У некоторых создается впечатление, что на Светлой седмице мы в нашей радости земной, церковной забываем об усопших, якобы это темная и хмурая тема, которая нас огорчает. Это совершенно неверный подход. Пасха, пасхальная молитва – это универсальная молитва, это воскресение из мертвых. Важно осознать, что со Христом мы вечно живы. Как Христос говорил Марфе и Марии, когда шел к Лазарю и на страдания: «Верующий в Меня не умрет никогда». Это не значит, что не умрет на земле, а значит, что не умрет духовно: вечная жизнь будет открыта. Земная смерть теряет смысл во Христе. Многие люди сконцентрированы на этом событии и забывают обо всем остальном: о Боге, спасении, о вечной жизни - думают только о том, как бы ни умереть земной смертью. Под вечной смертью понимается, прежде всего, не то, что человек исчез, а отсутствие контакта с Богом, вечной радости. Пасха Христова – это универсальная молитва, где нет живых и умерших, но многие люди не хотят этого понимать. Пасха – это уникальный период, мы как будто чуть-чуть находимся в жизни будущего века, в Царстве Небесном. И потому что нет живых и умерших, поэтому нет и заупокойной молитвы. Во Христе все живы, и в Пасху мы чувствуем это удивительным образом. Конечно, мудрый и верующий христианин чувствует это и в другое время, но все-таки довлеют какие-то человеческие чувства и эмоции, часто основанные на наших эгоистических мотивах.

Пасхальный тропарь звучит так: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Когда мы поем этот тропарь, то чувствуем, как куски смертей, гробов разлетаются, и открывается простор, где все мы вместе, и не нужны никакие дополнения, оговорки. Пасха – это период, когда мы все живы во Христе, и все мы вместе. Поэтому нет заупокойной молитвы на Светлой седмице.

Со второй недели после Пасхи, постепенно мы отдаем время человеческому: наступает праздник Радоница. Но это не время угрюмости, плача и уныния, а время радости. Мы идем на могилы, возвращаемся в земную реальность, но идем на кладбище с пасхальной радостью и поздравляем усопших родственников с Пасхой. Мы реализуем свою веру. Хорошо бы сохранить это состояние пасхальной радости на весь год, а не жить в состоянии угрюмости, печали и уныния. Апостол Павел об этом прекрасно пишет, что некоторые люди не имеют упования, поэтому имеют уныние и скорбь об умерших. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.» (1 Сол., 4:13). Это мудрый подход. Пасха создает нам реальность для этого ощущения. Если в Пасху начать молиться за покойников, это будет означать неверие в Воскресение Христово - во Христе все живы.

- «Сущим во гробех живот даровав» – что это означает?

- Это нам напоминание, что нет мертвых. Есть условное наше состояние, временное, которое выровняется при Всеобщем воскресении. Нет мертвых, нет смерти, нет небытия. Те, кто во Христе, имеют вечную радость и вечную жизнь. В Пасху мы это наиболее сильно чувствуем и ощущаем.

Конечно, формальное разделение на живых и умерших остается, записки о здравии и о упокоении подаются, Церковь этого не отменяет, потому что это временное состояние никуда не исчезло, но в этот период это не подчеркивается в панихидах и заупокойных литиях. Этим показывается, что у христиан есть упование, вера, надежда.

- Скоро предстоит радостное событие – закладка храма в Южном Бутово. Расскажите об этом.

- Я бы назвал этот период подготовительной работы постным, с точки зрения подвига, – это освоение пустыря, собрание первого коллектива людей, малой приходской семьи. Когда мы трудимся, молимся, просим у Господа - Господь видит азы, основания и подает нам поддержку и помощь. В наше непростое время строительство храма с оптимизмом, активностью - это чудо, удивительное событие.

Закладку храма можно сравнить с зачатием, освящение храма - с Рождеством, а первую полноценную службу – с Преображением и Воскресением. Для нас – это пасхальное чудо, великое событие в жизни нашего прихода и района. Я очень почувствовал руку и содействие святого адмирала Федора Ушакова. Важны не только наши силы и старания, которые мы прилагали - любое дело требует еще поддержки и вдохновения свыше, милости Божией.

Закладка храма планировалась чуть раньше, но перенеслась на Пасху – это тоже прекрасный знак пасхального духа, пасхальной радости. 15 апреля мы ожидаем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на нашем участке, где уже начато строительство, для освящения закладного камня, для Первосвятительского благословения. Никакое хорошее дело не может быть без благословения свыше, без благословения Церкви, без благословения нашего Архипастыря.

Господь творит чудеса через людей. Большая благодарность за огромное усердие нашим благодетелям и строителям – строительному управлению СУ № 155, которые с вдохновением и с любовью относятся к этому вопросу, при всех сложностях прилагают труды и усилия; нашим церковным структурам: хозяйственно-финансовому управлению, Епархии, благочинию – это общий труд, общие усилия нашей большой церковной семьи.

Чем больше семья, тем радостнее событие, поэтому приглашаем 15 апреля в 13 часов жителей Южного Бутово, Северного Бутово, Ясенево, Коньково и всей Москвы, кто чтит адмирала Федора Ушакова и кто хочет почувствовать сопричастность великому событию и пасхальной радости в деле. Конечно, территория стройки не позволяет, чтобы все желающие туда зашли, но помолиться всем места хватит.

- В чем будет заключаться мероприятие?

- Прежде всего – молитва. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит молитву, окропит специальный закладной камень в основании храма в честь Федора Ушакова. Храм будет посвящен воинам государственной безопасности, которые отдали свою жизнь и труды на благо нашего Отечества, воинам, лишенным возможности активного прославления по непонятным причинам, служение которых несет в себе огромную долю бескорыстия и смирения. Адмирал Федор Ушаков - пример для всех родов войск, начиная с моряков и кончая рядовыми мирянами; универсальный воин и достойный пример для подражания, воин Христов, который ни одного сражения не проиграл, в том числе главного сражения за свою душу.

- Вы сказали, что Вам помогали люди с разных районов Москвы. В чем состояла помощь?

- Когда мы оказались на пустыре, вдруг откуда-то появились люди, которые увидев меня - растерянного батюшку с разведенными руками, осеняющего крестом землю, - спрашивали, чем помочь, что сделать. В Церкви всегда есть преемство, как в семейных отношениях, поэтому за спиной всегда есть поддержка. Из соседних храмов, в которых я был прихожанином, будучи еще школьником, храма Петра и Павла в Ясенево, Покровского храма в Ясенево приезжали поддержать, помочь построить временный храм, убраться. Жители Южного Бутово наполнились ревностным усердием и тоже помогали. Это общее дело для нас - чтобы мы служили Господу и открыли еще одно окно в небо. Уже третий год мы активно проводим службы. У нас уже сейчас есть воскресная школа, проводятся разные мероприятия, мы стараемся быть активными, но многое зависит от технических средств. Мы взрослеем, растем, и как взрослеющему человеку нужна новая одежда, у нас появляется новая оболочка, новая одежда. Это хорошо видно тем, кто обращает внимание на церковную жизнь в наше время: как она активна, как позитивна, обращена к молодежи и ко всем слоям населения – к тем, кто хочет быть с Богом. Мы этому рады и стараемся это делать.

Пусть Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!» сопутствует нам всю нашу жизнь.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать