Беседы с батюшкой. О самом необходимом. Продолжение

28 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– Здравствуйте, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

– Дорогие друзья, всех вас сердечно поздравляем с праздником Святой Живоначальной Троицы и искренне желаем, чтобы неоскудевающая благодать Духа Святого, которая снизошла на святых апостолов в день Пятидесятницы, всегда укрепляла всех нас на жизненном пути, просвещала, оживотворяла, вразумляла и помогала нести свой жизненный крест.

И позвольте сегодня и от своего лица, и от лица Дионисия, и, надеюсь, от всех вас поздравить замечательного пастыря Церкви Христовой, одного из лучших гостей вашей передачи «Беседы с батюшкой» иерея Валерия Духанина. Сегодня, в день Сошествия Святого Духа, так совпало, что у отца Валерия день рождения. Пожелаем ему помощи Божией, сил, терпения и скорейшего выздоровления. Все вы, наверное, хорошо знаете, что это замечательный, добрый, искренний пастырь, очень талантливый человек, который своими книгами, статьями помогает укреплять веру. Его бесподобнейшая книга «Сокровенный мир православия» выдержала уже не одно издание. Сейчас отец Валерий испытывает тяжелую болезнь, он находится на лечении. Призываем всех вас, дорогие друзья: помогите молитвой в первую очередь этому доброму пастырю, просите Господа, чтобы Он простер Свою руку, исцелил и укрепил отца Валерия, даровал ему жизнь, чтобы он еще долго служил Церкви Христовой на радость всем нам.

И от лица священноначалия нашей любимой Троице-Сергиевой лавры хочу вас призвать: зайдите на сайт социальной помощи лавры lavra.tv, там собирают пожертвования на лечение отцу Валерию. И имена всех, кто окажет свою посильную помощь, поучаствует в этой ситуации, в Троице-Сергиевой лавре будут поминать на сорокоустах. Не останьтесь безразличны, потому что кому еще помочь, как не такому доброму пастырю, как наш дорогой отец Валерий, у которого как раз сегодня день рождения.

– Я тоже присоединяюсь к поздравлениям от своего лица, от лица телеканала «Союз», желаю отцу Валерию скорейшего выздоровления и Божией помощи!

Сегодня мы продолжаем тему, которую начали на предыдущей нашей встрече: «О самом необходимом». Она очень большая, обширная и в одну передачу  не укладывается. Сегодня мы продолжим эту тему, будем говорить о необходимости духовного руководства в жизни христианина. Хочу задать такой вопрос: если человек, не желая огорчить своего духовного отца, скрывает какие-то грехи на исповеди, правильно ли это?

– В прошлый раз мы начали эту очень глубокую тему о том, что христианину, для того чтобы шествовать по пути духовной жизни, избегать крайностей, необходим духовный руководитель. Это священник, канонически рукоположенный, который помогает, не живя при этом вместо нас, идти по жизненному пути, чтобы нам правильно шествовать по дороге заповедей Христовых, не уклоняться ни в одну крайность, ни в другую. Духовник предостерегает, помогает своей молитвой, советует своим мудрым, вовремя сказанным словом; как бы направляет нашу жизнь.

И, естественно, сами взаимоотношения духовника и чад бывают очень непростые, потому что духовник – это человек. А все мы – люди немощные и грешные. И люди, которые окружают духовника, хотят быть его духовными чадами, тоже все разные, с разным характером, темпераментом, жизненным опытом, взглядом на жизнь и разной степенью воцерковленности. Разная степень именно глубины веры: у кого-то вера пока еще поверхностная, кто-то считает, что у него вера есть, но она на уровне интеллекта, такая интеллектуальная осведомленность, что Бог есть, что Церковь – это хорошо, и делать добрые дела хорошо, и в рай попасть, в принципе, неплохо бы. А у кого-то вера уже более глубокая, более серьезная, она подвигает человека даже нести скорби, помогать ближним, забывать о себе, имеет уже характер самоотвержения, такой жертвенности, как у Христа Спасителя, Который умер за нас на Кресте. Естественно, непростые отношения бывают у духовного отца с чадами.

В частности, Вы этот очень мудрый вопрос задали. Бывает, что кто-то из духовных чад по неразумию, по неопытности хочет своего батюшку якобы не огорчать и поэтому не все говорит на исповеди. Иногда есть такая форма неискренности, когда одному батюшке одни грехи говорят, другому – другие грехи, третьему – третьи, чтобы перед каждым священником выглядеть хорошим и создать впечатление, что ты этот грех сделал только первый раз. Это очень опасная тенденция, потому что поступающий так человек, конечно, может какое-то время производить хорошее впечатление на разных священников, но, как правило, одного духовного отца у него никогда не будет, и такой человек, как говорят святые отцы Церкви, останется духовно неисцеленным, неисправленным.

– Если человек все-таки повторяет один и тот же грех, его нужно снова и снова исповедовать, не скрывая?

– Тут очень интересную можно провести параллель из поучений преподобного Паисия Святогорца. Приходящим в его каливу (в келью Панагуда) паломникам, духовным чадам, людям, жаждущим его мудрого совета, на вопрос, чем он занимается, он сказал, что исповедует свой огород. Они с недоумением говорят: «Неужели огород надо исповедовать?» Он говорит: «Конечно, вырывать сорняки, убирать камушки. Если огород не исповедовать, то тогда там едва ли вырастут даже какие-то очень сморщенные помидорчики». Старец Паисий, равно как и другие святые отцы, старался из окружающего мира приводить аналогии с целью духовной пользы для человека. Вот аналогия с землей: за ней мы ухаживаем, и тогда она приносит плод. Так же и наша душа: ее нужно возделывать, очищать от страстей... Естественно, если постоянно впадаешь в один и тот же грех, его надо (как постоянно пропалываешь один и тот же сорняк) пропалывать и вырывать из своей души, пока не умертвится страсть.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Приходится слышать такое мнение: зачем нужно ходить к священникам на исповедь, если есть православные психологи? Как вы это прокомментируете?»

– Боюсь, что мои слова немного кого-то огорчат и обидят, но само понятие «православная психология» еще достаточно неопределенное. Есть просто психология. И из множества психологов каждый предлагает свою конструкцию, свою систему деления людей на разные типы. Попытка разных психологов создать нечто общее до сих пор не увенчалась успехом. Вот почему люди, которые этой темой интересуются более глубоко, замечают, что существует множество психологических школ, направлений.  Поэтому такое понятие, как православная психология, я бы объяснил так. Если человек интересуется, занимается психологией, но он верующий, то он постарается помочь обращающимся к нему стать ближе к храму. И станет как бы ступенькой к духовному руководству, он как бы направит человека, который к нему обратился, к опытному священнику. Почему? Потому что священник действует благодатью Божией, а психолог в лучшем случае своими знаниями и опытом.

Безусловно, в психологии накоплен какой-то опыт знания падшего человека, человека в его падении. Но одно дело знать падшего человека в его страстях, другое дело – помочь ему. Это разные вещи, согласитесь. Просто знать, констатировать этот факт, что у этого такой темперамент, а у этого такой... А чем ты этим поможешь? И, к сожалению, нередко психология – это некоторая площадка для  того, чтобы самовыражались люди, которые на самом деле не знают глубоко даже свою собственную душу.

Можно привести такой пример. Вот человек скупой, прижимистый, никому ничего не может дать, даже самые близкие страдают от его страсти. Он идет к психологу, а тот ему говорит: «Ну, раз ты это победить не можешь, тебе надо просто расслабиться и научиться с этим жить». Но с точки зрения христианской аскетики это, безусловно, ложный ответ. Что значит просто смириться и жить с этой страстью? Со страстью сребролюбия, или с гордыней, или с блудной похотью, или с завистью? «Тебе просто надо научиться жить с этим, ты сам себя не исправишь, сам себя не изменишь». Но христианин, православный психолог, разумеется, так никогда не скажет.

Если желаете, я вам даже зачитаю, как преподобный Паисий Святогорец в третьем томе «Духовная борьба» пишет о психологии, какую он дает оценку вообще этому явлению.

Посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются» у психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи своими советами словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться... (Видите, какой яркий образ). А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в таинстве Исповеди действует благодать Божия и человек освобождается от греха.

Видите, большая разница на самом деле. Одно дело помочь человеку увидеть его проблему, его страсть и помочь от нее освободиться, и другое дело – тоже увидеть проблему, но сказать, что это наследственное, что ты ничего не можешь с этим сделать и тебе надо научиться с этим жить.

– То есть в корне проблема не решается?

– Не решается. Даже человек настраивается на то, что он с этой проблемой должен жить дальше, как бы примириться с ней.

– Вопрос телезрительницы: «Меня как многодетную маму всегда очень тревожит, когда я вижу, как дети из верующих семей, достигнув подросткового возраста, отказываются ходить в храм, молиться, у них появляются мирские интересы, они не хотят жить по вере. Почему такое происходит в верующих семьях и как укрепить веру в детях?»

– Обеспокоенность Ваша вполне понятна. Но, видите ли, есть такое наблюдение за жизнью, по крайней мере, двух-трех поколений. В советские годы, когда активно разрушалась вера, Церковь была гонима, вера всячески искоренялась, и получилось, что почти два поколения, если не три, воспитывались в атмосфере государственного атеизма. И вот есть такое наблюдение мудрых людей. Допустим, дедушка или бабушка в советские годы пострадали за веру, были исповедниками, может быть, даже действительно были сосланы в лагеря, расстреляны, то есть жизнь свою за веру отдали. Их дети и внуки выросли уже в атмосфере атеизма, а их правнуки по совершенно непонятным, непостижимым и необъяснимым мотивам вдруг возвращаются к вере своих отцов. Это подобно тому, как через асфальт или камни вдруг пробивается живой росточек растения, где, казалось бы, невозможно расти, а этот живой росточек тянется к солнцу. Так по молитвам наших далеких предков, может быть, проливших кровь свою за Христа и сохранивших Ему верность через поколение, через два, бывает, что в неверующих семьях внуки или дети первые возвращаются к вере и даже приводят к вере своих родителей.

А бывает, к сожалению, и другая ситуация. Я вполне отдаю себе отчет, что, может быть, эти мои слова и обидят кого-то, как и всякая горькая правда. Иной раз бывает и наоборот: в неверующих семьях вдруг кто-то по моде или очень поверхностно обращается к вере. «Надо окрестить ребенка, потому что это модно, потому что это хорошо. Надо повенчаться, потому что это модно. Давай будем ходить в храм, потому что вроде сейчас так принято». Но глубокой внутренней работы над собой нет. Люди стали поверхностно верующими, себя считают верующими, но ведь вера в Бога – это дар Божий, который надо в себе возгревать и укреплять.

В Евангелии мы читаем о талантах. Господь вручает таланты, и эти таланты надо приумножить, то есть прилагать свои усилия. Если этого нет, вера поверхностна. И порой уже в детях в такой семье (казалось бы, верующей), наоборот, неверие пробивается (подобно другой аналогии, когда вера пробивается через поколение, как росточек через асфальт). И порой подростки даже в такой, казалось бы, верующей семье могут протестовать, сказать: а зачем мне ваш Бог? зачем мне ваша церковь? не хочу никуда ходить. И впоследствии внутреннее отступление от Бога, протест против родителей проявляются во внешнем виде. На самом деле тут все взаимосвязано. Изменение внешнего вида, когда подростки волосы красят в синий, красный цвет, до неузнаваемости себя как-то уродуют, якобы проявляя протест, – следствие внутреннего протеста и отступления от Бога.

Мне приходилось слышать от подростков такие слова. И в школу я прихожу, иногда общаюсь со старшеклассниками даже из верующих семей. Они могут сказать: если мне родители что-то внушали с детства или заставляли меня ходить в храм, это не значит, что я должен с этим жить всю жизнь, это не значит, что я буду теперь верующим, это они меня заставляли. Я стану взрослым и не буду этого делать, это мне чуждо, мне это совершенно неинтересно.

Конечно, в утешение всем вам хочется сказать: может, и не стоит очень серьезно относиться к словам подростков, которые так говорят, потому что подростковому возрасту свойствен этот протест. И когда плоть восстает на душу, говорят какие-то необдуманные слова, а потом проходит этот болезненный возраст, и многие подростки сами потом жалеют, что говорили опрометчивые слова, и вновь возвращаются к вере своих отцов. Поэтому когда такое слышим, конечно, это больно, печально, неприятно, но надо молиться Богу самим родителям или бабушкам и дедушкам и задуматься над тем,  дал ли ты своим детям или внукам достаточный пример веры? Потому что собственный пример, как говорят святые отцы Церкви, – это молчаливая проповедь. Это лучше, важнее и актуальнее многих и многих красивых слов.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Можно ли спорить со священником? Возможно, он не понял вопроса или, может быть, не вник в него».

– Такое бывает, и достаточно часто с батюшками спорят. Иной раз даже священник что-то ответил, сказал, посоветовал, а ему говорят: «Батюшка, да Вы меня не так поняли, на самом деле все по-другому». Или, испрашивая благословения на что-то, когда получили его (и напутствие, и какой-то совет), тут же начинают возражать: «Нет, я не на это брала благословение, я не это имела в виду». Или: батюшка, Вы бы мне лучше сказали то-то и то-то.

Я проведу такую аналогию. Представьте себе, что человек, который имеет серьезные проблемы со здоровьем, придет на прием к врачу, а врач, естественно, увидев результаты анализов, сразу же говорит: вам надо изменить образ жизни, отказаться от того или иного рода пищи, больше быть на свежем воздухе, больше двигаться. А пациент начнет спорить, скажет: «Доктор, да Вы меня не так поняли, Вы не правы, не это мне надо. Мне, наоборот, надо побольше мучного, больше лежать на диване с гаджетом, больше смотреть телевизор, больше заботиться о себе...»  И начнет спорить с врачом. Но к чему это приведет? Кому такой человек сделает хуже? Естественно, задача врача подсказать, обратить внимание на те проблемы со здоровьем, которые у нас есть, и предложить нам возможность лечения. А если человек будет спорить, то мы все прекрасно понимаем, что он рискует никогда не выздороветь, а его состояние будет еще более усугубляться.

То же самое в духовной жизни. Безусловно, все мы люди. Бывает так, что что-то Вы спросили у батюшки, он ответил вам, а вы с чем-то не согласны, то надо просто спокойно, со смирением, деликатно, вежливо сказать: «Батюшка, Вы меня простите, но мне кажется, что тут некоторое недоразумение, я имел в виду вот это и это...» Просто спокойно сказать, без какого-то внутреннего протеста, не споря, а именно просто разъясняя и внутренне в сердце своем молясь, чтобы Господь вразумил и пастыря, и меня. То есть это вообще золотое правило: когда мы подходим к священнику с целью задать какой-то вопрос (в первую очередь к своему духовнику), надо мысленно молиться: «Господи, открой волю Свою, спасительную, благую и совершенную, через моего духовного отца, чтобы он волю Твою мне изрек и подсказал мне, как правильно поступить».

– А все-таки может духовник ошибаться как человек?

– Безусловно. Мы же все люди. И духовник – это же не некий оракул. Собственно, Вы не напрасно такой вопрос задали. Есть люди, у которых неправильные представления о духовнике как о некоем совершенно непогрешимом человеке, ясновидящем, к которому можно подходить, любой вопрос задавать, и он тут же тебе даст ответ. При том условии, которое я только что сказал (если человек молится перед тем, как спросить, обращается к Богу, а Господь Сердцеведец знает мою проблему и знает возможности духовника), Господь его вразумляет в нужный момент дать мне тот ответ, который нужен.

Например, мы об этом читаем из жития преподобного Серафима Саровского, когда он сам об этом говорил даже Мотовилову, своему духовному чаду, что когда к нему приходят в келью, стучат, ему Господь сразу открывает, с чем они пришли. К преподобному Амвросию Оптинскому сколько приходило людей! Однажды он выходит и сразу какой-то женщине говорит: твоя корова в такой-то деревне. Почему? У нее украли корову, а для крестьян в то время корова была почти всем. И она пришла в этой скорби. Кто-то из стоящей интеллигенции над ней, может, смеялся: крестьянка пришла из-за коровы в Оптину старца спрашивать. А для нее это жизнь. У нее украли корову, она переживает. И вот Господь вразумляет старца, чтобы утешить эту простосердечную женщину, он выходит, открывает дверь кельи и сразу обращается именно к ней. И дает ей тот ответ, который ей нужен. Минуту или две назад он сам об этом не знал, его Господь вразумил по вере этой женщины для ее утешения.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Меня часто спрашивают: почему Бог посылает болезни или несчастья хорошему человеку, если он ведет правильный образ жизни? В храм пока не ходит, но в душе верует. Почему так несправедливо ему посылаются несчастья? Что бы Вы посоветовали ответить на этот вопрос?»

– Очень хороший вопрос Вы задали, один из самых сложных вопросов, которые существуют в богословии: как нашим ограниченным человеческим умом понять тайну Промысла Божия, почему Господь, будучи Сердцеведцем, Всемогущим, праведникам и вообще добродетельным людям попускает скорби, болезни, несчастья? Не посылает (я хочу подчеркнуть), а попускает действия скорбей, несчастий, какие-то неприятности. А нечестивые люди, наоборот, могут в этой жизни испытывать все ее блага и производят впечатление счастливых: что у них все есть и они ни в чем не нуждаются. Но тут надо четко помнить одну догматическую истину. «Бог Сам не искушается злом и не искушает никого», – говорит святой апостол Иаков в своем соборном послании. Бог не посылает скорби, а лишь попускает их действие для спасения человека. Каждого человека в отдельности Промысл Божий ставит в ту ситуацию, которая максимально полезна ему для спасения.

Если хотите, я просто приведу жизненный пример. Думаю, все вы, кто нас сейчас слушает, тысячи таких примеров сами знаете. Это пример хрестоматийный. Как чаще всего бывает? В семье супруга верующая, благочестивая, ходит в храм, молится, старается соблюдать посты, старается детей воспитывать в православной вере, а муж пока еще просто хороший человек, как сейчас принято говорить. Он верит просто в душе,  в лучшем случае он ей не препятствует ходить в храм, может иногда поиронизировать: «Ну что ты, как фанатичка, каждое воскресенье ходишь в храм? Ладно на Пасху, на Рождество, на Троицу, на Преображение, что ж – каждое воскресенье-то?» Но ей он не препятствует, хотя сам никакого участия в христианской жизни не принимает. Супруга его увещевает: «Слушай, дорогой, давай сходим помолимся, сейчас праздник. Сходи исповедуйся, сейчас Великий пост, надо поисповедоваться, надо пособороваться. Он, чтобы ее не обидеть, говорит: «Ладно, дорогая, но не сейчас. Ой, знаешь, я не готов». Или: «Давай не будем, не сейчас». Не сейчас, не сейчас...

Давайте сами подумаем, дорогие друзья, что может еще Господь сделать для того, чтобы такого просто хорошего человека, верующего в душе, спасти? Как его спасти? Супруга за него молится, переживает, она-то знает, что впереди вечная жизнь, что просто с одной нашей человеческой хорошестью Царствие Божие не наследуешь. Наша хорошесть останется здесь, на земле. Он просто хороший, добродетельный, общительный, веселый, жизнерадостный, щедрый, готовый последнюю рубаху отдать, но у него нет глубокой живой веры и покаяния. Подумайте сами, что еще Бог должен сделать, чтобы человеку хорошему дать живую веру и покаяние? Что? И вот Господь по молитве супруги, по молитве всех остальных близких любящих людей, чтобы этому человеку помочь спастись, попускает действие какой-то болезни, неприятности, аварии, чтобы этого человека немного встряхнуть и заставить задуматься, что мы на земле временно. Впереди вечность, у нас бессмертная душа, и свою душу надо готовить к встрече с Богом. Для этого нужна живая вера. Только живая вера понуждает человека к молитве.

Иной раз муж смотрит: жена молится и утром, и вечером. Он смотрит на нее и не может понять, для чего нужно одни и те же слова молитв читать каждый вечер и каждое утро, каждое воскресенье ходить в храм. Он ее, может, и не осуждает, но он не видит в этом необходимости, у него внутри нет живой веры и покаяния. Она ему может сказать: «Дорогой, пойдем на исповедь», а он: «А в чем мне каяться? Я живу как все, что я такого делаю? Другие и похуже живут». Когда нет покаяния, нет осознания, что ты своими поступками удаляешь себя от Бога и вечной жизни, Господь посылает какую-то болезнь... Ясное дело, неприятно болеть, очень не хочется болеть, не хочется какого-то несчастного случая, какой-то неприязни, скорби. Всего этого не хочется, это создает нам в жизни дискомфорт. Но через это Господь помогает человеку задуматься и вспомнить, что мы на земле гости.

– Вы сказали о скорбях, попускаемых Господом. Хотелось бы напомнить, что требуется помощь отцу Валерию. Напомните, пожалуйста, адрес, по которому можно отправлять пожертвования.

– Дорогие друзья, по благословению священноначалия Троице-Сергиевой лавры на сайте ее социальной службы lavra.tv собирают пожертвования на помощь отцу Валерию, на лекарства, на его лечение, потому что необходимо достаточно длительное лечение. И имена всех, кто посылает пожертвования, записываются и будут поминаться в лавре на сорокоусте. И в первую очередь нужна молитвенная помощь отцу Валерию, чтобы Господь его укрепил, чтобы этот добрый пастырь, искренний и талантливый человек подольше служил Святой Церкви на земле.

– Вопрос телезрительницы: «Как правильно отвечать тем людям, которые хотят покаяться, но всегда говорят, что мы не будем каяться у простого священника? Говорят: нам нужно найти старца или прозорливого священника, а к простому мы не пойдем».

– Можно привести такую простую аналогию, которая, наверное, понятна и верующим, и неверующим. Это все равно что я заболею, рядом больница или поликлиника, близкие или родные мне советуют пойти обследоваться, чтобы выяснить, что за проблема, а я скажу: «Я не хочу в эту поликлинику идти к простому врачу, к простой медсестре. Я хочу, чтобы меня обследовал выдающийся светило в этой области медицины». Даже еще не зная, что конкретно у него болит, он хочет только к выдающемуся профессору. В Интернете узнаёт, какой профессор сейчас самый лучший в той или иной области медицинских наук. Человек, который так рассуждает, рискует, что его болезнь будет прогрессировать и доведет его до летального исхода. Я думаю, что этот пример достаточно прост, понятен и нагляден.

Еще премудрый Соломон говорил, что муж благоразумный не гнушается врачеванием. То есть, раз у нас есть проблемы с телесным здоровьем, мы обращаемся к тем врачам, которые есть. Не понравился один врач, обращайтесь к другому, проверяйте, сравнивайте одного и другого. То есть обращаемся к тем врачам, которые есть. И человеку, который обращается к медицинским работникам, ставят правильный диагноз – и он получает вовремя исцеление. А человек, который считает, что только выдающийся светило, какой-нибудь профессор должен его обследовать, так и останется со своей болезнью наедине.

И в духовной области то же самое. Простой батюшка не нравится, вообще все священники не нравятся, хочу великого старца. Но достоин ли ты того, чтобы Господь тебя привел к духоносным старцам? Такие, безусловно, есть и всегда были, они по смирению себя скрывают, никогда себя не афишируют, но благодать Божия таких людей отмечает и, как говорит старец Паисий Святогорец, выдает таких людей. Духовно опытные люди есть и будут до скончания века, но для того чтобы к ним прийти, надо быть готовым услышать их совет.

– Вопрос телезрителя: «Меня смущает один такой момент. Сейчас все больше говорят, что необходимо как можно чаще причащаться. Но часто сталкиваюсь с таким высказыванием, что при этом вычитывание канонов, Последования ко Святому Причащению – это не более чем благочестивая традиция, что в канонах этого нигде нет, главное – внутренний настрой. Лично меня такое мнение смущает».

– И хорошо, что Вас такой совет смущает, потому что эти слова, судя по всему, от людей поверхностно верующих. Я абсолютно разделяю и Ваше смущение, и Ваше несогласие с такими словами. Святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит четко и ясно (и это прописано в Священном Писании): да испытывает себя человек, и тогда да приступает ко причащению, потому что ядый и пияй Тело и Кровь Христову недостойно в суд себе яст и пиет. Если человек без должного приготовления приступает ко причащению (а тем более такая тенденция: почаще причащаться, но практически не готовиться), то можно причащаться в осуждение себе, то есть брать на себя очень и очень большой грех.

А люди, которые так рассуждают... здесь есть некоторый момент лукавства, и оно достаточно очевидно, лежит на поверхности. Необязательно читать молитвенное правило, необязательно поститься,  ходить в храм,  постоянно исповедоваться, главное – внутренний настрой. А как ты его получишь? Как ты себя настроишь? Сидя в кресле или лежа на диване перед телевизором, плотно поужинав или пообедав? Какой у тебя будет настрой? Или не исповедовавшись? «А что я такого сделал? Что я буду исповедоваться так часто? Я исповедовался два месяца назад». А причащаться вроде как хочешь. Вот так поступают люди, у которых нет настоящей, живой веры. Поэтому проблема такая действительно есть.

Сейчас благоразумнее и актуальнее было бы вести разговоры не о сверхчастом причащении, а о постоянном покаянии. Сейчас на покаянии надо делать акцент, чтобы люди осознавали свои грехи. Очень мудро преподобный Паисий Святогорец говорил, что те современные люди, которых мучают мирские помыслы, постоянные тревоги, постоянное беспокойство и спешка этой жизни, в этой спешке удаляются от Бога. И даже живут на этой земле, уже не замечая, что жизнь кратковременна, впереди вечность, что перед Богом мы ответим за каждое мгновение этой жизни. Они живут так, как будто Бога нет и как будто смерти нет, как будто все умрут, кроме них. Таким людям как раз и необходимо покаяние, потому что покаяние лишает дьявола прав над человеком. Когда мы грешим и не каемся, дьявол получает права над человеком, а получив права, он его ввергает в скорби, несчастья, неприятности, в уныние и депрессию. И человек ищет освобождения от этих состояний, но не обращаясь к Богу, а в выпивке, в наркотиках, в каких-то лекарствах, в увеселениях, пытаясь забыть самого себя, убежать от себя. Поэтому именно покаяние сейчас должно быть. Сейчас акцент надо делать на то, что людям каяться нужно, чтобы освободиться от бесовского воздействия, от воздействия злых духов. Через покаяние мы освобождаемся от воздействия дьявола.

– Если человек, покаявшись на исповеди, не чувствует облегчения в своей душе, а, может быть, даже чувствует дискомфорт, какую-то тяжесть, как быть?

– Такое бывает. Преподобный Паисий Святогорец людям, которые его спрашивали о подобных проблемах, говорил совершенно категорично: «Не может быть, чтобы ты, искренне покаявшись, не почувствовал внутреннего облегчения и окрыления, буквально душевного взлета». Если же после исповеди у тебя осталась какая-то тяжесть, какой-то дискомфорт, смущение, то этому есть две причины. Это наш эгоизм, гордость, когда мы по гордости что-то или не сказали, или исповедь построили так, что больше себя оправдывали. Исповедь можно так построить, что человек всех вокруг обвиняет, кроме себя. Вот такой человек отойдет от исповеди с чувством внутренней тяжести, потому что он не в своих грехах каялся, а в грехах окружающих людей. Первая причина – гордость или эгоизм, а вторая – это недосказанность, когда в исповеди что-то умалчиваем, когда человек постыдился что-то сказать. В Интернете насмотрелся не пойми чего и постеснялся батюшке об этом сказать. Вроде все грехи сказал, а главное не сказал. И вот эта червоточина осталась, и человек отходит от исповеди с внутренней тяжестью. То есть причина в нас самих.

– Если человек на исповеди не чувствует всей тяжести греха, как бы формально проговаривает какие-то пункты, состоится ли его исповедь?

– Будет ли она действительной? Да, такая ситуация тоже бывает, и нередко. Но тут надо обратить внимание на то, что сама мера воцерковленности у людей разная. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Господь не попускает новоначальному человеку сразу видеть всю свою греховность». Не попускает кому? Маленьким детям, подросткам, новоначальным в вере и особо чувствительным людям. Не попускает сразу видеть всю глубину своего падения, чтобы человек не впал в уныние. Поэтому Господь такому человеку постепенно приоткрывает духовные очи на его состояние.

В таком состоянии человек может в чем-то исповедоваться, но не придавать этому значения. Ну, обманул, позавидовал, украл; ну, не заплатил своим сотрудникам. Иногда работодатель своим сотрудникам, которые честно на него трудились, говорит: «Ну, ребята, мзда ваша на небесах». У них семьи, им надо жить, а он так говорит. Но за небесную мзду Господь Сам ответит, а ты, если ты работодатель и у тебя трудятся люди, должен их отблагодарить вовремя. Естественно, человек может этого не осознавать, насколько он огорчил ближних своими грехами, и от этого происходит такое состояние, что на исповеди человек как бы своих грехов не видит. Но если такой человек регулярно будет исповедоваться, то Господь постепенно будет открывать ему духовные очи, и он постепенно начнет это видеть и более серьезно относиться к покаянию.

– Вопрос телезрительницы: «У нас в храм однажды пришла женщина и завела со мной разговор на предмет того, что святые батюшки не все одинаковые. И привела в пример Максима Исповедника, говорит: «Зачем ходить в храм, если можно так же, как Максим Исповедник, находиться дома, молиться дома? Необязательно ходить в храм». И очень много разговоров идет по поводу того, что там батюшка не такой, служит не так; и святые – один хороший, другой не очень хороший. И я очень затрудняюсь, что вообще говорить в таких ситуациях, как разговаривать с такими людьми. Иногда не знаю просто, как быть в этой ситуации».

– Мы на всех наших встречах, так или иначе, касаемся этой болезненной темы, потому что и сами зрители задают такие вопросы. Эта тема очень актуальна, это тема раскола людей, фанатично настроенных против единства Святой Соборной Церкви, которые в силу своей духовной безграмотности даже святых противопоставляют друг другу. Это классический пример: преподобного богоносного отца нашего Максима Исповедника, борца с монофелитской ересью, противопоставляют всем епископам, жившим тогда в Церкви, и говорят, что якобы преподобный Максим и двое его учеников единственные остались верными православию, а весь епископат Византийской империи отпал в ересь монофелитства, то есть все патриархи: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и так далее. Это глубокое заблуждение от незнания церковной истории.

На самом деле преподобный Максим Исповедник преставился в 662 году, а в 680 году, как мы все хорошо знаем, был VI Вселенский Собор, который осудил монофелитскую ересь. Напомню в общих чертах, что монофелитская ересь была логическим следствием монофизитской ереси. Монофелитство – это вера, что во Христе была лишь одна Божественная воля, а не было воли человеческой. Это как бы искажение нашей веры во Христа Спасителя, Который был истинный Бог и истинный Человек, совершенный Бог и совершенный Человек. И преподобный Максим Исповедник боролся с этой ересью. Он находился долгое время в заточении, и его ввели в заблуждение тем, что сказали: «Смотри, все уже подписали типос». Это император издал такой указ, который запрещал всякую полемику, то есть не то что он пропагандировал ересь, а император запрещал ради мира в империи открыто выступать так или иначе.

И преподобный Максим отказался последовать этому, его ввели в заблуждение, сказав, что все епископы и патриархи подписали типос. И он сказал известную свою фразу, которую раскольники выхватывают из общего контекста и, рассчитывая, может быть, на нашу неосведомленность в церковной истории, обыгрывают это в своих целях. Он сказал: «Даже если вся вселенная подпишет этот документ, я не подпишу». А на самом деле в Александрийской Церкви, которая была мусульманами отсечена от Константинопольской Церкви, а также  в Иерусалиме, тоже находящемся во власти мусульман тогда, в VII веке, было множество православных иерархов, которые не были монофелитами. До этого на Соборе в Риме (под председательством исповедника святителя Мартина, папы Римского), на котором было 105 епископов, была осуждена монофелитская ересь. То есть множество было епископов, которые хранили верность православию, и такое искусственное противопоставление одного святого отца всему сонму архипастырей и всей Церкви – это чисто раскольнический подход.

Самое печальное то, что люди, которые так говорят, себя отождествляют или с преподобным Максимом Исповедником или со святителем Марком Эфесским, со святителем Григорием Паламой или святителем Афанасием Великим – со столь великими отцами, которые себя от единства Церкви не отделяли. И окончательно ересь монофелитства была осуждена на VI Вселенском Соборе, где было множество архиереев, которые все были верны православию. Если не было православных архиереев и вообще никого не осталось православных, кроме Максима Исповедника, откуда тогда на VI Вселенском Соборе было столько иерархов?

В заключение что хочется сказать? Когда вы встречаетесь с людьми, которые проповедуют раскольнические идеи, обратите внимание: есть несколько ключевых слов, которые как бы открывают дверь в иную реальность, некое Зазеркалье. Услышав несколько таких слов, вы сразу можете понять, что человек вас приглашает в Зазеркалье, в некую как бы параллельную церковь. Вот ключевая фраза: «Все епископы ведут людей в погибель, кроме одного или двух». Дальше, в зависимости от того, какое доверие испытывает к вам человек, он может назвать одного или двух епископов, может не назвать, но главная ключевая аксиома, что все епископы, все священники ведут людей в ад, кроме одного-двух, трех «наших».

Или вот фраза, что в Церкви, после определенного подписанного документа или какой-то встречи, уже нет благодати, поэтому ходить туда не надо. В этом Зазеркалье, в этом параллельном мире вроде все похоже на церковность, но там параллельный мир, там свое представление о добре и зле, там даже своя эсхатология. Там есть  совершенно нелепая, не основанная ни на чем в Священном Писании, эсхатология о том, что если у вас есть какие-либо номера в любом документе (комбинация цифр, которая введена в компьютер, в свидетельство о рождении, паспорт, медицинский полис, военный билет), то это всё. Как бы вы ни жили, хоть в покаянии, в добродетели, молитве, в делах милосердия другим людям, каким бы вы ни были человеком, после смерти, раз на вас есть номерок, вы пойдете в ад и будете в аду до самого момента Второго Пришествия Христа, когда сгорит весь этот мир и все компьютеры. Нелепая и необоснованная эсхатология. Так что будьте осторожны, когда таких людей слышите, о них можно только молиться.

В заключение, дорогие друзья, для вашего утешения, укрепления вашей веры я зачитаю  преподобного Паисия Святогорца, несколько его мудрых слов.

Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас – больше чем в какую-либо другую эпоху – мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, которые просто и с непритворной любовью будут относиться к людям и с рассуждением их окормлять, чтобы те умиротворились. Если нет хороших духовников, то пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы, тюрьмы и больницы. Люди должны осознать: они мучаются, потому что находятся вдали от Бога. Они должны покаяться и смиренно поисповедоваться в своих грехах. Работа духовника – внутреннее исцеление человека. Нет врача выше, чем опытный духовник, который своей святостью внушает доверие к себе, вычищает из чутких созданий Божиих помыслы, которые приносит им враг, и без лекарств – благодатью Божией – исцеляет души и тела.

– Пользуясь случаем,  хочу попросить молитв о здравии тяжелоболящего архимандрита Гермогена, духовника Снетогорского монастыря из Пскова. Батюшка как раз тот самый хороший духовник, о котором говорил отец Паисий...

– ... и который нуждается в нашей молитве и помощи.

– Очень прошу ваших молитв о здравии тяжелоболящего архимандрита Гермогена. Помолитесь, пожалуйста, о его здоровье.

– И еще раз призываем всех вас помолиться о здравии иерея Валерия Духанина и оказать посильную помощь для его лечения. А всем вам желаем неоскудевающей помощи Божией, духовной радости, здравия, сил и терпения, во всем благого поспешения. Храни вас Господь!

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Покровского храма при Московской духовной академии священник Андрей Лысевич.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы