Беседы с батюшкой. День Победы

9 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала – публицист и миссионер, настоятель храма Иваново-Вознесенских святых города Иваново иеромонах Макарий (Маркиш).

– Сегодня наша передача посвящена Дню Победы. Это действительно великий праздник и нашей, и мировой истории. Прежде чем говорить о патриотизме, воинском долге и многом другом, хотелось бы спросить: что говорит Священное Писание о войне? Например, в Евангелии от Матфея находим: Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Что это значит?

– Трудно сказать, относится ли эта фраза Спасителя напрямую к военным действиям. В этот момент речь шла о Его аресте и попытке апостолов как-то противодействовать этому страшному делу. Тем более дело, как мы знаем, кончилось тем, что все апостолы разбежались. Но фраза тем не менее остается в памяти людей. Применительно к нашей жизни – это осуждение агрессии. Тот, кто взял меч, и есть агрессор, и гибель агрессорам в той или иной форме предвещена Божьим словом, в этом нет никаких сомнений. Но не надо думать,что Господь наш Иисус Христос в Своих изречениях, зарегистрированных евангелистами, дает какую-то политическую философию войны и военных действий. Этого мы не видим.

– Есть ли какая-то общецерковная позиция относительно войны?

– Разумеется, есть. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» есть целый раздел, посвященный этой печальной стороне нашего общего бытия. Позиция достаточно очевидная: разумеется, несправедливая, захватническая, агрессивная война не может быть оправдана, а война, необходимая для защиты своего народа, близких или тех, кто обращается к нам за помощью, бывает необходима.

– В Книге Екклесиаста говорится: время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру (Еккл. 3, 8).

– Да, совершенно верно. Знаменитые строки Екклесиаста, которые, так сказать, ставят наши земные дела в правильную перспективу, очень хороши именно применительно к военным действиям. Что тут скажешь? В современное и уже в христианское время они перекликаются со словами преподобного Антония Великого, который говорил, что любая добродетель без уравновешивания добродетелью рассуждения может оказаться бесплодной. Добродетель храбрости может оказаться пустой дерзостью, которая приводит только к худшему, а добродетель сдержанности и миролюбия может оказаться пороком трусости и равнодушия.

– Что говорили святые отцы о воинском служении?

– Мы вспоминаем слова святителя Василия Великого, которые вошли в канонический свод православия: тот, кто сражается с врагом на войне, заслуживает нашего законного одобрения и почитания как герой, несмотря на то что сама по себе война – дело печальное, злое, но, увы, неизбежное. Так же как смерть и другие неприятности, несчастья, скорби, которые происходят от человеческой греховности – буквально с первого дня. Адам и Ева родили двоих детей – Каина и Авеля, и вы прекрасно помните, чем кончилось дело. Вот вам начало войн в библейском контексте. В историческом контексте – мы видим раскопки древнейших стоянок первобытных людей, где ясно видны следы нападений. Один род (племен тогда еще не было), одна семья нападала на другую, уничтожала, убивала и, что характерно, разрушала ее примитивные святилища, места религиозного поклонения; уничтожались, например, черепа предков.

– Говоря о причинах войн, святой Иоанн Златоуст указывал, что войны «постоянно произрастают от корня грехов».

– Да, именно так. Корень грехов – это и есть человеческая греховность, поврежденность человеческой природы. А поврежденность эта влечет за собой все скорби и несчастья, присущие роду человеческому, в том числе войны. Но Господь Иисус Христос Своим подвигом, Своей крестной смертью и воскресением дает человеку возможность из любого зла извлечь доброе начало. Извлечь, говоря примитивным языком, урок. Но дело не только в уроке, а в онтологическом претворении зла в добро Божией силой, Божией волей. Если это кажется вам странным, посмотрите на крест. Крест – это самое злое дело, которое люди совершили за всю историю человечества, и в то же время крест символизирует, несет в себе силу самого большого, главного доброго дела за всю историю человечества – воскресения Спасителя и дарования нам, людям, дара победы над смертью. Действительно, Господь дал нам возможность извлечь добро из самого злого дела. Дьявол работает ровно наоборот: у нас всегда есть отрицательная возможность сделать любое доброе дело источником зла. Кто объедается, кто опивается и тому подобное… То же, к сожалению, относится и к войне.

– Вы хотите сказать, что война может еще и служить для некоего блага людей?

– Да, разумеется. Вот с нами память об Отечественной войне и победе в ней, и эта память живет в сердцах людей.

Я уже старый человек, родился через девять лет после окончания войны. Разумеется, войны вспомнить не могу, но могу засвидетельствовать, что в течение всех лет моей жизни в России (я не всю жизнь прожил здесь) вижу, как память о войне не стирается, а обостряется, актуализируется, как бы созревает, и это очень хорошо и правильно. Знаю, что это многим не нравится. Есть люди со взглядами разных направлений, которые внутренне (а иногда и внешне) скрежещут зубами по этому поводу, но Господь дает нам, жителям России, православным и людям других конфессий, преодолеть эту неприязнь, это отторжение памяти прошлого и претворить эту память в какое-то доброе дело в настоящем.

– События, произошедшие в 40-е годы прошлого века, имеют какой-то духовный смысл для нашего народа?

– Думаю, да – по самой общей причине. Мы говорим о нации как об общности людей. Есть российская, или русская, нация (как называть ее, разница небольшая). Что превращает сообщество людей в нацию? Вопрос философский. Иногда исторический. Начинают рассуждать о признаках нации, ее особенностях, а ответ лежит на поверхности: нация – это сообщество людей, которые отдают свою жизнь друг за друга, не зная друг друга.

Мы вспоминали первобытных людей. Они любили воевать, но войны эти были между двумя родами, семьями. Хорошо это или плохо? Мы считаем, что плохо, но, по крайней мере, это борьба двух сторон, каждая из которых знала, за кого воюет. Человек отдавал свою жизнь за брата, сестру, жену, детей. Нация же – когда человек имеет готовность отдать и отдает свою жизнь за тех, кого он не знает, никогда в жизни не знал и не узнает. Это, безусловно, прирост энергии любви. Ведь любовь – это и есть самопожертвование, другой любви нет. Апостол Иоанн Богослов говорит нам прямо: Любовь познали мы в том, что Он [Господь] положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3,16). Это принцип христианского существования, христианской нравственности. В жизни нации (не говорю о войне, война – это зло) этот принцип реализуется. Я не видел, не знал этих людей, но готов за них пожертвовать собой. Войны служат, так сказать, актуализации этой доброй национальной силы, силы любви, как говорится, nolens volens (лат.) – волей-неволей; или как в русской пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. Потому мы и храним в памяти войну и подвиги.

– То есть та война была нам только на пользу?

– Не нужно так обобщать, потому что с ней было сопряжено очень много зла. Сейчас по памяти процитирую замечательный источник (к сожалению, в очень скверном русском переводе) – книгу Клайва Стейплза Льюиса под названием The Screwtape L etters, в русском опубликованном переводе – «Письма Баламута». Перевод, еще раз повторю, неадекватный. Те, кто умеет читать по-английски, пожалуйста, потратьте силы, найдите в Интернете и прочтите по-английски этот шедевр литературы – не только христианской, но литературы вообще. В русском переводе совершенно не то. Но сейчас я процитирую ответ старшего беса, который отвечает младшему (книга была написана в 1941 году, как раз когда Гитлер вел очередную кампанию против Британии). Младший пишет старшему: «Я так рад, двуногие люди начали войну, это очень хорошо, прекрасно». Старший отвечает: «Ты не горячись; конечно, во время войны с точки зрения бесовщины происходит много хороших дел, но будь внимателен, потому что в таких условиях у этих двуногих гадов проявляются некоторые качества, которые нам совершенно невыгодны». И дальше бес все это объясняет. Заметьте, рассказ написан в 1941 году, автор смотрит в корень.

– Почему же Господь попускает войны?

– Господь попускает зло в целом. Господь не ограничивает и не уничтожает свободу человека. Он допускает смерть, болезни, обман, глупости, всякого рода другие безобразия. Естественно, люди реализуют свои греховные качества так, как им вздумается. И нации, и любые сообщества начинают друг с другом конкурировать, вырабатывать в себе ненависть. И пошел процесс. Причин для войн очень много, каждая эпоха выдвигает свои. К сожалению, нынешняя эпоха не исключение.

– Есть выражение, что в войнах формируется нация. Недаром Вы затронули эту тему. Например, Ключевский говорил, что русский народ сформировался в Смутное время…

– Правильно.

– Затем была революция, двадцать лет богоборческого времени, затем Вторая мировая война. Можно ли сказать, что в ней продолжала формироваться или возрождалась русская нация?

– Видите ли, вот как живет организм? Живет, потом болеет, затем болезнь проходит или ухудшается, потом человек совершенствуется, избавляется от каких-то недостатков, дефектов, физически крепнет. Нечто похожее происходит и с нацией. Она избавляется от некоторых своих печальных качеств, пороков, недостатков, грехов, а что-то остается. Воевавшие люди говорили: у них было чувство, что сейчас нужно эту войну закончить, дойти, победить – и тогда вроде как раскроются врата рая. Совершенно естественное чувство для человека, но оно неточное, не открывает полноты ситуации. Что-то после войны изменилось к лучшему, а что-то не изменилось или даже стало хуже. Сталинский режим остался таким же. Потребовалось еще много лет (с 1945-го примерно до 90-х годов), чтобы порабощение нашего народа коммунистической властью окончательно рухнуло.

– Что было бы, если бы не было войны?

– Очень трудно говорить! Почему такая постановка вопроса неплодотворна? Потому что мы стараемся на такие вопросы отвечать исходя из своего жизненного опыта. Вот человек пошел на улицу, промочил ноги, заболел и лежит в больнице. Ему говорят, особенно если это ребенок: если бы ты надел тогда галоши, то не простудился бы. Так можно сказать благодаря жизненному или медицинскому опыту. Такие события, как Вторая мировая война, уникальны в истории всей современной обозримой эпохи, поэтому нам не на что опереться, чтобы сделать какие-то оценки того, что было бы, если бы этой войны не было. Примерно так же, даже более остро, можно ответить, когда спрашивают, что было бы, если бы Спасителя не распяли. Бестолковый вопрос, на него невозможно ответить. Это уникальное событие человеческой истории, и никаких других вариантов перед нами нет.

– Вы говорили о нации, о какой именно?

– Вообще-то мы сейчас говорим о России…

– Советский Союз ведь был многонациональным государством.

– Тут вопрос очень хитрый. Вернее, очень болезненный. Хитрости большой нет, а болезненность огромная. Состоит она вот в чем: Россия, Русь, Москва, Московское царство, Российская империя имеют примерно тысячелетнюю историю, потому что Киевская Русь, безусловно, предшественник Московской Руси. Одна и та же культура, одна и та же народная линия. Далее – 1917-й. Российская империя гибнет как империя, как монархия, и сразу же начинаются процессы отторжения ее частей. Украина, как мы знаем, объявила о своей независимости или в конце 1917-го, или в начале 1918 года. Примерно то же происходило с Белоруссией, прибалтийскими районами, Финляндией, кавказскими районами (Грузия и Армения, восток Кавказа, нынешний Азербайджан). Только Центральная Азия (хотя там была своя вольница, наверное) была свободна от специальных политических действий.

Что произошло дальше? Могучая, мощнейшая Красная Армия, созданная, прямо скажем, известным нам Троцким, к началу 20-х годов сумела силой своего штыка собрать воедино значительную часть территорий, принадлежавших прежде Российской империи, – собрать чисто военным и военно-политическим путем, опираясь на какие-то политические группы, склонные сотрудничать с властью в Москве. Эти заново собранные территории названы были Советским Союзом. Дальше жизнь пошла своим путем. Народы, жившие на этих территориях, стали восстанавливать свою общность. Лучше ли, хуже ли… Балтийские страны вошли в состав Советского Союза только после 1939 года, а после войны в результате немецкой оккупации они снова были отторгнуты. Так что процесс был достаточно сложный. Но важно, что национальное стремление, национальный дух, сепаратистские стремления народов, входивших когда-то в состав России, не были уничтожены. И как только прекратилась большевистская диктатура, как только коммунизм в России уничтожился, эти тенденции, дремавшие с 1917-го, снова нашли себе выход. Подавлять их уже никто не мог и не желал, в результате распад России, произошедший в 1917-м, реализовался в 1993-м. Вот в чем проблема.

Тем не менее на этом снимке (в студии фото Мелитона Варламовича Кантарии, Героя Советского Союза, водружающего Знамя Победы над Рейхстагом. – Прим. расш.) мы видим грузинского солдата Кантарию. В те времена, с 1941-го по 1945-й, да и позже, основная масса людей, населявших территорию Советского Союза, не мыслила себя отдельно от России. Тем не менее сами видите, какой был результат.

– Но как же так? Красная Армия, созданная, как Вы сказали, Троцким, вначале терпит поражение за поражением, отступает… Как же произошло, что народы, входившие во время революции в состав разных государств, победили? Как Красная Армия дошла до Берлина и спасла человечество?

– А что здесь удивительного?

– Понятно, что сыграла роль сила оружия, технологии, мужество, патриотизм… Но разве не было за нашей армией, русскими людьми, за восемнадцатилетними юношами, над колыбелью которых, может быть, матери и бабушки пели молитвы, за их победой духовной составляющей? Почему именно русский народ победил?

– Видите ли, спорить с этим совершенно невозможно, потому что так и есть. Но пытаться обнаружить, как-то вычленить, что идет от солдатского мужества, что от успехов и опыта командования, что от качества техники, а что от Бога, совершенно безнадежное занятие. Все идет от Бога. Все хорошее, что происходит в мире, идет от Бога. Все добрые качества, данные человеку, даны ему Господом. Даны в том числе и народу в целом. Говорить, что мы победили потому, что с нами был Бог, абсолютно правильно. Я бы сказал так: если бы с нами не было Бога, мы не могли бы победить. Так все становится очевидно. Но все-таки надо учитывать, что Советский Союз был не просто атеистической, безбожной страной, но антирелигиозной. Власть строила политику на противопоставлении религии.

Посмотрите внимательнее в календарь Русской Православной Церкви – смерти и страдания за Христа новомучеников Русской Церкви, судя по датам преставления, продолжались примерно до 1943 года. То есть преследования, вплоть до смерти, до мученичества за Христа, продолжались и после начала войны. В истории других религиозных групп нашей страны также отмечено, что в лагерях гнили и уничтожались верующие других конфессий. Да, после войны (примерно с 1943 года) действительно власти по целому ряду политических причин стало выгоднее подчинять Церковь, нежели подавлять. Это подчинение и продолжалось вплоть до 90-х годов.

– Это сложный вопрос…

– Тем не менее такова история вопроса.

– Не будем пока его трогать.

В 1941 году первым человеком, который обратился к советским гражданам, был патриарший местоблюститель митрополит Сергий. Расскажите, пожалуйста, какую роль в этой войне сыграла наша Церковь.

– Трудный вопрос, потому что хочется ответить: один древний автор (трактат «Послание к Диогнету» неизвестного автора, II век от Рождества Христова) сравнивает Церковь с душой. Если человечество – тело, то христианская Церковь – это душа. В трактате приводятся достаточно интересные, вразумительные, хоть и символические, а не строго богословские, соображения: если Церковь – дорога в небо, единство людей и Господа, то она не может не играть решающей роли в любом важном деле. Если нужно орех расколоть или гайку завинтить, мы, может быть, сделаем это без Церкви, но если народу нужно одержать победу в такой войне, совершенно ясно, что без Бога мы этого не сможем.

Когда же говорят, что все воины были верующими, это, скажем прямо, некоторая натяжка. Примерно так мы можем ответить на этот вопрос. Люди погибали за Родину, за Сталина. Это достаточно хорошо зафиксировано теми, кто прошел через войну. Понятно почему: тот, кто погибал за Христа, никогда не стал бы об этом говорить, потому что, как сами понимаете, он мог бы закончить свою жизнь уже не на передовой, а совсем в другом месте.

– Есть такое выражение: на войне атеистов нет. Ветераны, бывает, рассказывают, что многие молились…

– Правильно, разумеется, нет никаких сомнений! Но, с одной стороны, это не могло быть предметом общественного взгляда, это не могли свидетельствовать массы. Например, сегодня в нашей епархии есть Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами. В Ивановской области проводятся военные учения, присутствует священник, служит молебен, говорит напутственное слово. Десантники перед совершением прыжков подходят под благословение… Все видно, все налицо, все, можно сказать, нормально, ведь так и должно быть. Но в 1941–1945 годах, как совершенно ясно, ничего подобного быть не могло. А если бы кто-то и попытался такое сделать, кончилось бы это очень плохо.

– А есть ведь и священники, которые воевали и заслужили правительственные награды.

– Разумеется! Многие стали священниками после войны или восстановили свое священство. В нашей епархии был один дьякон (он уже скончался). О нем писали в газете, что он был дьяконом, потом приостановил свое служение, а после войны снова восстановил.

– Патриарх Пимен, кажется, тоже участвовал в войне. Тогда он уже был иеромонахом, но тоже отдавал воинский долг.

– Совершенно верно. Но, понимаете, все клонится к тому, что по прошествии многих лет возникают какие-то упрощенные стереотипы. «На войне нет атеистов». Это сильное утверждение, и я ни в коем случае не стал бы его защищать. Как же нет атеистов? Наверняка есть, просто мы видим и противоположные примеры – огромное количество примеров и воспоминаний людей, которые прошли через эти страшные годы с именем Господа.

– Я вижу некий позитив в тех событиях. Объясню почему. Во-первых, даже военная форма до 1943 года была без погонов. В 1943 году погоны возвращаются, как было в царской армии. Штамп «За веру, царя и Отечество!» превратился в лозунг «За Родину, за Сталина!». Но Церковь до войны была лишена юридического статуса. Как этот юридический статус отчасти получили? Верующие собрали деньги на танковую колонну, которую назовут потом колонной в честь великого князя Дмитрия Донского. За это Советское государство позволило Церкви открыть банковский счет, она приобрела юридический статус.

В 1943 году Сталин вызывает к себе в ставку в 10 часов вечера трех русских иерархов (это митрополит Николай (Ярушевич), местоблюститель патриаршего престола Сергий (Страгородский) и митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси). По сути, тогда начинается возрождение Церкви, возобновляется патриаршество.

Но возьмем более раннее время, год 1941-й. Под Москвой стоят немцы, дальнобойная артиллерия уже достает до города, отсюда эвакуируются правительственные и культурные учреждения; хаос, паника, город вот-вот возьмут фашисты… Но этого не происходит. На ВДНХ есть церковь, где находится Тихвинская икона Божией Матери. Самолет с этой иконой облетел вокруг Москвы, был совершен как бы крестный ход, и Москва была сохранена. Ведь был какой-то Промысл Божий в этом, чтобы не только сохранить Церковь, но и заложить основу, которая в будущем воплотилась в возрождение России?

– Как не быть Божиему Промыслу? Все это полностью укладывается в ту логику, которую мы с вами представили. Совершенно ясно, что в условиях войны у людей (начиная от лично Сталина и кончая простыми людьми в храмах или на улицах) изменился взгляд на Церковь, на бытие Церкви. Это более-менее известно всем. Другое дело, что, как это часто бывает, на фактах нарастает короста, как на корабле в долгом плавании. Насчет облета с иконой мы уже сомневаемся…

Есть очень хорошая книга – «Чудеса истинные и ложные». Она вышла несколькими изданиями в «Даниловском благовестнике» массовым тиражом. Это довольно обширный сборник о чудесах. Один из разделов в нем посвящен Великой Отечественной войне. Там тоже есть и истинные чудеса, в которых никто не сомневается, а есть и чудеса ложные, плоды фантазии, ошибок или художественного творчества. Один автор что-то пишет, другой воспринимает его образы за факты, интерпретирует их – и получаются такие истории-«монстры», как сбрасывание людей с самолета без парашютов. Будто бы парашютов не было, но надо было высадить десант. Кто-то помолился, их пошвыряли… Сказать, что это бред сивой кобылы, – ничего не сказать. Это надругательство над памятью настоящих воинов. Если бабушкины сказки, подобные этой, входят в наши воспоминания о войне, наше дело плохо. Такого не надо допускать. Поэтому рекомендую всем эту книгу. Если у кого-то есть еще какие-то недоумения, вы их рассеете.

– Однако все, что я Вам рассказал, основано на документах.

– Про икону точно не помню, не знаю, что с ней точно было. Но выбрасывание людей вверх ногами с самолетов – это просто безобразие. Нельзя взрослому человеку, который хочет что-то понять о войне, рассказывать такие вещи.

– В наше время слово «патриотизм» как-то отождествляют с православной верой. Патриотизм – это любовь к России, а Россия и православие незыблемы… Сейчас это, можно сказать, очень модно. Что тогда было патриотизмом? Неужели только вера в Родину и Сталина?

– Трудно сказать. Вряд ли. Это вопрос для историка советского периода жизни нашей Родины – патриотизм в советскую эпоху. Насколько он мог быть связан с православием? Поделюсь своим ощущением, догадкой. Сказать об этом вслух было нельзя. Одно дело, как человек это воспринимает для себя или в кругу близких, тех, кому он доверяет, а другое – что происходит на публике (в прессе, на выступлениях официальных лиц). Я почти уверен, что упомянуть христианскую основу патриотизма было невозможно. Сталин в какие-то моменты благодарил Церковь, это совершенно правильно. Историки более-менее сходятся в понимании того, для чего Сталину нужна была Церковь. Прежде всего для международных отношений.

– Кстати, Сталин не закрывал церквей и монастырей, открытых в оккупации.

– Верно. Мало того, территории, отошедшие к Советскому Союзу между 1939–1941 годами, избежали ликвидации Церкви. Там могли быть гонения, направленные лично против кого-то из духовенства, но в целом антицерковной деятельности не было.

– Хотелось бы вернуться к Дню Победы. По моему мнению, а также по мнению многих исследователей и по той тенденции, которая сейчас прослеживается в обществе, принято говорить, что было какое-то духовное возрождение людей. Сейчас много литературы, открываются документы, воспоминания очевидцев о том, что в то время многие крестились, иногда в прямом смысле слова кровью.

Действительно, четыре долгих года войны были испытанием для нашего народа. Многие стали верующими. Пусть какие-то храмы и монастыри открывались по политическим мотивам, люди ведь туда все равно пришли. Как Вы считаете, явились ли годы войны испытанием для русского народа, был ли это некий залог (очень много людей ведь погибло) для будущего расцвета России?

– Видите ли, залог – дело двойное. Залог закладывается, но его надо еще реализовать, что называется, выкупить. Так вот, процесс реализации, выкупа этого залога был очень долгим. Сейчас, в 2016 году, спустя 71 год после Победы, он продолжает реализовываться. Реализация залога – это долгий, продолжающийся процесс. Вот что я хотел бы подчеркнуть. Патриотизм, о котором мы говорим, тоже не нечто данное, что мы получили. Это дело жизни народа, которое продолжает развиваться, над которым люди продолжают работать. И мы, россияне, к сожалению, не всегда это ценим.

Недавно в Германии скончался один очень хороший человек по имени Корнель Бургдорф. Он был большим другом России. Немного старше меня, родился в годы войны или сразу после нее. Часто приезжал в Россию, участвовал в разных совместных проектах развития германской и русской молодежи, в материальной помощи, в том числе нашей Ивановской области. Как-то он был в Иванове в гостях, и мы с ним в полуформальной обстановке беседовали о планах молодежной работы – искусство, культура, поездки, спорт… Я упомянул патриотизм, что для русского священника совершенно естественно. Смотрю – он немножко насупился и говорит: «Вы знаете, к сожалению, в современной Германии это невозможно. Это не пройдет». И на меня смотрит с печалью. Я говорю: «Я вас понимаю, ничего не сделаешь». То, что мы видим сегодня в Европе, в современном Евросоюзе, я бы сказал, и есть триумф Гитлера. Вот вам реванш, который Гитлер взял на своей половине. Он уничтожил для германского народа возможность быть патриотами. Русский народ, слава Богу, эту возможность сохранил. Надо быть благодарными Богу.

– Правильно ли мы делаем, что сейчас пытаемся сохранить эту память? Насколько важно ее сохранить?

– На сто процентов правильно. Из нашего рассмотрения следует прямая необходимость и ответственность стимулировать эту память, развивать осознание своего национального духа, начала, укреплять его.

Все-таки сегодня День Победы, надо чему-то и порадоваться. Сейчас приведу вам пример, вместе порадуемся. Есть шоссе, по которому ездят из Москвы в сторону Владимира, а дальше поворот на Иваново на северо-восток. По этому шоссе я езжу уже пятнадцать лет. На одном из его участков люди организуют небольшие рынки. Примерно на протяжении километра стоят люди и продают одинаковые товары – сувениры, игрушки, шарики и в том числе флаги. Большие флаги – российские, военные, гражданские, даже пиратский можно купить. Так вот, в прежние годы (я начал там ездить в 2000 году) там было довольно много иностранных флагов – американский, британский, канадский. Каждый раз, проезжая мимо, я закусывал губу: было неприятно на это смотреть.

Всем, кто на это обращал внимание, я всегда говорил: это не флаги, это коврики для вытирания ног. Но я знал, что вру. Это на самом деле были флаги, и на них был спрос. Так вот, последние года два ни одного иностранного флага там нет! Свободная страна, свободная торговля, никто никого не заставляет и не принуждает. Их постепенно становилось меньше и меньше после 2010 года, а сегодня вообще нет. Есть флаги разных родов наших войск, российские, какие-то шуточные, но иностранных больше нет! Каждый раз теперь я еду там и радуюсь душой. Спаси их Господи!

– Но это же не значит, что мы их ненавидим или не любим. Мы народ очень миролюбивый.

– Зачем ненавидеть? Никого не надо ненавидеть.

– Я просто хочу это подчеркнуть.

– Сила этого примера вот в чем. Торговцы флагами – не главные деятели рынка сбыта, а просто придорожные дельцы, пытающиеся заработать немного денег. Они работают на спрос. Есть спрос – они предлагают. Был спрос на иностранщину, потом сошел на нет. Было порабощение нашего народа какой-то иностранной силе, и оно с Божьей помощью сошло на нет. Скажем так. Вот я пятнадцать лет прожил в Америке. Люди стали приезжать в Соединенные Штаты в гости в конце восьмидесятых годов. Едем на машине. Висит американский флаг. Мой приятель меня спрашивает: «Это полиция здесь или правительство?» Отвечаю: «Нет, а в чем дело?» Он: «Ну а что флаг висит?» Я говорю: «Ну висит и висит, нравится людям свой флаг, вот и вывешивают». Тогда, в восьмидесятые, для жителя Советского Союза это было чем-то труднопредставимым. А сегодня – пожалуйста, мы вешаем российские флаги, а чужих не вешаем.

– Вернемся к сороковым годам. Двадцать второго июня 1941 года тоже был церковный праздник – Всех святых, в земле Российской просиявших.

– Да, через две недели после Троицы.

– И победа пришлась почти на Пасху – 6 мая практически прекратились боевые действия в Берлине (на западе, востоке еще как-то сопротивлялись). День 6 мая совпал и с праздником Георгия Победоносца. Ведь это тоже важные памятные даты. Любой день воинской славы (Куликовская битва, другие памятные даты) совпадает с церковным праздником, и в этом тоже есть некий смысл.

– Правильно. Символический смысл. Надо понимать, что в религиозной жизни все построено на символах. Символ – это связь. Когда мне дают тарелку щей, это нечто материальное. Когда мне дают талон на обед – это символ, по которому я могу пойти и эти же самые щи получить. Примерно так же и в религиозной жизни, поскольку материального содержания в религиозной жизни мы не наблюдаем. Религиозная жизнь – это жизнь духа. Значит, все, что нас соединяет с Богом, – так или иначе символы. И календарь, и церковные праздники, и совпадение этих дат, соединение цикла подвижных и неподвижных праздников – все дает нам некий импульс, возможности для восстановления этой связи. И мы благодарны Богу за это, мы это помним, сохраняем в себе. В этом нет ничего удивительного, надо это помнить и знать.

– В 1945 году состоялся так называемый завет ветеранов, где они давали совет и заповедовали будущим поколениям хранить мир, не допускать той войны, которую они пережили, в которой добыли победу. Потом было тяжелое время (холодная война), да и сейчас оно не легче. Какие выводы должны сделать простые русские люди, православные, глядя на подвиг своих отцов, дедов, прадедов, чтобы это время не повторилось?

– Очень хороший вопрос… Хотел бы сказать вот что. Тот самый патриотизм, о котором мы вспомнили и которого столь трагично лишены наши германские соседи (мы ведь не ищем с ними конфронтации, мы ищем мира, добились этого мира в 1945 году и не хотим больше ни с кем воевать), нам надо хранить. Нам надо быть патриотами не только ради самих себя, но и ради всего мира, чтобы люди, приезжающие сюда (а можно и не приезжать, а общаться через разные средства связи), увидели, что русские способны любить свою Родину, свою нацию, строить ее, не ломать, не топтать ногами. Тем самым, может быть, Бог даст, и они тоже воспримут этот пример и восстановят свою нормальную человеческую духовную, религиозную христианскую жизнь.

– Нужно не только любить свою нацию, но и уважать другие нации, и при этом, как Христос заповедал, любить своих врагов…

– Думаю, что нацизм (когда твоя нация выстраивается, а другие топчутся ногами) – это раковая опухоль. Нормальная нация будет обязательно уважать другие нации. Любить своих врагов – значит желать им добра, а желать им добра – значит сделать так, чтобы они перестали быть врагами.

– Благодарю Вас за беседу! Благословите наших телезрителей.

– Христос воскресе, дорогие зрители! Надеюсь скоро с вами снова встретиться.

– Хотелось бы отметить, что сегодня мы празднуем и вспоминаем те времена, когда от наших сродников, дедов, прадедов потребовалось великое мужество; великую силу они выразили в том, что исполнили заповедь Божию: «Блажен иже положи душу свою за други своя». С Днем Победы вас!

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать