Беседы с батюшкой. Подготовка к Великому посту

9 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга.

– Идет масленичная седмица – последняя подготовительная неделя перед Великим постом, и сегодняшнюю программу хотелось бы посвятить подготовке к Великому посту. В народе эту неделю называют Масленицей, это период, когда мы должны подготовиться к многодневному подвигу и начинаем поститься телесно: отказываемся на этой неделе от мяса. Но все это сопровождается народными гуляньями, развлечениями, проходят различные фестивали, все наедаются блинами... Такое чувство, что заготавливаются впрок. Как христианину правильно провести это время?

– Насчет впрок... Конечно, христианам не к лицу слишком уж много есть блинов и всего вкусного, хотя на масленичной неделе, помимо упомянутого уже Вами отказа от мясной пищи, есть и другой признак подготовки– по уставу в среду и пятницу пост не полагается, а значит, подразумевается, что эта неделя в постном отношении немножко полегче. Хотя мяса не вкушаем, зато в среду и пятницу можно вкушать рыбные, молочные, яичные и все остальные яства. Получается, что на этой неделе мы можем себе что-то позволить, напоследок немного порезвиться накануне святого и Великого поста. «Порезвиться» – имеется в виду, что, с одной стороны, во время поста мы уже не будем считать себя вправе устраивать народные гулянья с бегом наперегонки или организовывать конкурсы, соревнования, как это принято в нашей традиции. С другой стороны, вся эта физическая активность продолжится и Великим постом в виде поклонов.

Есть очень хороший обычай – на протяжении масленичной недели ходить друг к другу в гости. Это тема, которая тоже касается будущих постных подвигов, потому что традиционно считается, что в дни больших постов ходить друг к другу в гости уже не полагается, только по какой-то особенной и неотложной нужде, а просто так в гости зайти – уже нет. Потому что во время гостевания всегда есть риск дать возможность и чреву набиться, и языку разболтаться.Поэтому во время поста христиане идут в церковь, домой, на работу, службу и стараются как-то удерживаться от гостеваний. А на масленичной неделе всю нашу нужду в общении (которая характерна для человеческой природы, человеку нужно общаться) мы стараемся удовлетворить таким невинным образом.

Те, кто находят время, чтобы появиться в храме Божием, помолиться Богу на протяжении седмичных дней с понедельника по пятницу, видят, что накануне среды и пятницы (вечером вторника и четверга) и в сами среду и пятницу богослужение в храме разительно отличается от того, что мы привыкли видеть. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия – совершаются богослужения, которые перемежаются молитвой святого Ефрема Сирина, как будто бы уже наступил Великий пост. Имеются и другие особенности, например вместо «Бог Господь» поется «Аллилуйя». Это уже элемент, заимствованный и перенесенный из пространства Великого поста в масленичную неделю. Получается, что, с одной стороны, Церковь говорит: да, в среду и пятницу можно не поститься и позволить себе какие-то невинные увеселения, но, с другой стороны, никогда не надо забывать, что святой Великий пост наступит уже совсем скоро.

– Вопрос от телезрителя из Белгородской области: «Я перечитал Послание апостола Иакова и обратил внимание на такие слова: “Ты веруешь, что Бог един…и бесы веруют, и трепещут”. Я понимаю, что вера основана на доверии к Богу. Как сочетаются слова “бесы” и “веруют”? Если б они доверяли, они бы не были бесами. Меня это смущает. Они могут знать, но веровать они не могут. Может быть, это ошибка или описка?»

– Никакой ошибки или описки в Священном Писании быть не может, но надо сказать, что само понятие «вера» объединяет сразу несколько состояний, которые отчасти похожи, отчасти не похожи друг на друга. Та вера, о которой говорил наш телезритель, является верой, направленной к духовному совершенствованию. Эта вера действительно сопряжена с доверием к Богу. Вера бесов заключается в том, что для них Бог является столь же запредельным и непознаваемым, как и для нас. Мы отчасти можем, по Божией милости, познавать Его, но так, чтобы устремляться к Нему так же, как мы, например,вгрызаемся в гранит науки, – невозможно для верующего человека. Бесы же не отличаются благоговением, они готовы вгрызаться во что угодно, они злобны, коварны, противятся Богу, но Бог для них запределен так же, как и для нас. И хотя они и пытаются воевать с Богом, даже не понимая, с Кем воюют (ведь чтобы понимать Бога, нужна спасительная вера, которой у них нет), они понимают, что Бог есть. Это выражено у них в виде веры, а не знания, потому что Бог по Своему естеству от них скрыт так же, как и от нас. Таким образом, та вера, которой бесы знают о существовании Бога, – это тоже вера, но вера не спасительная, вера, из которой они могут только сделать вывод, что Бог есть.

– Вопрос телезрительницы: «Я знаю, что все таинства, в том числе таинство Соборования, совершаются непосредственно при контакте с человеком. Можно ли совершать таинство Соборования над человеком, который находится в коме?»

– Это очень сложный вопрос, и в богослужебной практике можно встретиться с разными точками зрения, но давайте порассуждаем.Если говорить о Соборовании как о таинстве, то, безусловно, для того чтобы совершить любое таинство, и у священника, и у мирянина должно быть понимание того, что мирянин принимает это таинство сознательно, мера этой сознательности определяется прямым словесным контактом. Священник вступает с мирянином в беседу и понимает, насколько он отражает реальную действительность, насколько сознательно относится к таинству. Когда же человек находится в состоянии комы... В состояние комы можно ведь впасть по-разному. Либо человек уже знает, что он близится к обострению болезни или даже что жизнь его завершается, и тогда он может высказать напоследок пожелание: если я впаду в кому надолго, пожалуйста, соборуйте меня, и если я долго пролежу в коме то, может быть, не один и не два раза. Конечно, здесь можно порассуждать еще и о том, что по содержанию текстов таинства Соборование как бы не предназначено для подобного рода ситуаций. Но, например в монастырской практике, встречается, что человек принимает Соборование, даже находясь на смертном одре. В этом смысле, если от человека есть пожелание,высказанное до впадения в это очень тяжкое, болезненное состояние, священник может его выполнить и совершить таинство над находящимся в коме человеком.

Бывают ситуации, когда священник проявляет некий порыв, дерзновение. Например, человек впал в кому внезапно, в силу обострения заболевания или полученной травмы, но был лично знаком священнику и у священника нет никаких сомнений, что человек не против того, чтобы его соборовали. Тогда, опираясь на это знание, священник может принять решение пособоровать больного. В этом смысле, я бы сказал, что со стороны священника это, наверное, даже доблесть. Но когда духовно-нравственное состояние человека нам неизвестно, он незнаком священнику как христианин, а родственники, на вопросы, каким он был прихожанином: исповедовался, причащался ли, не могут ему ничего ответить, такого человека соборовать нельзя, потому что невозможно сказать ничего определенного о том, какое мнение выскажет этот человек, выйди он из комы. Если бы во время совершения над ним святого таинства больной внезапно вышел из комы и спросил: «Что делает здесь священник без моего ведома?» – ни священник, ни родственники не смогли бы дать вразумительного ответа. Таким образом, и священник, и родственники могут попасть в затруднительную и даже позорную ситуацию. Такого нужно стараться избегать.

Что это за таинство – Соборование? Для чего оно совершается?

– Соборование –таинство, в котором священник и человек, принимающий это таинство, испрашивают у Бога прощения грехов для больного и через прощение грехов – здоровье. Потому что эти молитвенные обращения к Богу основаны на христианском понимании того, что болезни обусловлены человеческими согрешениями, и, если Господь простит человеку его согрешения, тот может снискать благоволение Божие и выздороветь. Но вообще, судя по характеру текстов, составляющих чинопоследование этого таинства, Соборование предназначено для тех случаев, когда человек, скажем, внезапно заболел и еще непонятно, что с ним: не поставлен диагноз, непонятно, как его лечить… Ясно только одно: человеку плохо, он болеет, и нужно как можно скорее склонить Бога на милость, чтобы Он смилостивился и послал облегчение в этой болезни и верное осознание врачам, как нужно эту болезнь лечить.

Вообще, когда человек долго болеет, бывает желание принимать это таинство как можно чаще, но, судя по характеру таинства и его текстов, оно скорее для однократного, нежели многократного «применения». Правда, есть традиция, что люди, страдающие хроническими заболеваниями, приступают к Соборованию на протяжении всего святого Великого поста и иногда других постов. Недавно Священный Синод сделал по этому поводу разъяснение: если болезнь человека не обостряется, не отягчается, то нет никакого смысла принимать таинство Соборования чаще, чем один раз в год.Однако многие люди, чтобы поддержать себя молитвенно, стараются не только исповедоваться и причащаться, но и регулярно, хотя бы один раз в год, собороваться, это помогает им более стойко переносить те трудности, которые несет с собой хроническое заболевание.

– Вопрос телезрителя из Чувашии: «Каковы признаки проявления скрытой гордости и как с ней бороться? У любого человека есть гордость, но в данное время, когда исповедуюсь, не вижу ее в себе. Как ее в себе распознать?»

– Вообще гордость – настолько коварное состояние человека, что оно может маскироваться за добродетелями. Поразительное ее свойство в том, что она может маскироваться даже за своей противоположностью –смирением. Когда у человека за показным смирением скрывается гордость, то, чтобы показать всю гротескность этой ситуации, дают такой шутливый совет: а ты смирись ради гордости. То есть смирись ради того, чтобы в большей степени утвердиться в ощущении своей правоты. Здесь речь идет о том, что человек неискренен и если и склонен согласиться с мнением ближнего, то притворно, лишь ради того, чтобы считать себя гордым наедине, избавившись от собеседника, который мешает ему утвердиться в этом чувстве собственной правоты. Гордый человек притворно скажет: «Ну ладно, ладно, хорошо, твоя точка зрения очень хорошая и достойна всякого уважения», улыбнется, а сам себе скажет: «Ну какой же я хороший, что так хитро надоумился избавиться от этого назойливого собеседника, который мне внушал противоположное тому, что я думаю».

Наверное, чтобы правильно ответить на такой вопрос, надо дать совет общего характера: чтобы избавиться от скрытой гордости, надо стараться быть искренним во всех жизненных ситуациях и прислушиваться к мнению ближних своих. Если ближние высказывают какие-то суждения о моих недостатках или, может быть, я знаю, над чем люди посмеиваются за моей спиной, то я должен самым внимательным образом прислушаться к этому. Потому что, хотя иногда и бывает обычное человеческое злословие, недоброжелательность, зависть, но даже эти греховные проявления основываются на знании какой-то конкретики, которая мне, может быть, и незаметна, но очень хорошо видна моим ближним.

– В минувшее воскресенье читалось Евангелие с повествованием о Страшном Суде. Воскресное евангельское чтение дает настрой всей седмице, соответственно, вся неделя должна пройти в памятовании о Втором Пришествии, когда мы все предстанем перед Богом и ответим за все согрешения и деяния. Что мы вообще имеем в виду, когда говорим о Страшном Суде?

– Во-первых, Вы очень хорошо сказали, что воскресное евангельское чтение дает направление всей неделе, это действительно так. Очень хорошо поступают те христиане, которые внимательно вслушиваются в воскресное евангельское чтение, которое, как правило, бывает ключевым в понимании моментов, связанных с течением того или иного промежутка календарного времени. И это как раз те темы, к которым мы возвращаемся из года в год и к которым невозможно не возвращаться. Поэтому очень правильно поступают христиане, которые внимательно вслушиваются и стараются всю неделю молитвенно размышлять об этом, определяя след воскресного Евангелия, услышанного в храме Божьем, и след этот может и должен распространяться на всю нашу жизнь.

Конечно, тема Страшного Суда, к которой мы вновь вернулись в преддверии Великого поста, во-первых, должна побудить нас к осознанию неотвратимости этого грядущего события. Это событие нашей веры, но оно еще не осуществилось. Оно будет вслед за Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа и воскрешением всех мертвых, которые к тому времени уже преставятся ко Господу – начиная от Адама и кончая людьми всех времен. Таким образом, последовательность событий следующая: Второе Пришествие Господа, воскрешение мертвых и Страшный Суд. Суд этот называется не только Страшным, но и Великим Судом, Всеобщим Судом, потому что на нем Господь Иисус Христос подведет итог бытию всего человечества. Каждый человек и все человеческие сообщества – и семьи, и народы, абсолютно все – получат свою оценку.

Но самое главное, что, когда мы слышим это повествование о Страшном Суде, Христос Спаситель предстает пред нами только как непоколебимый и справедливый Судия. В этой притче заключено пророчество, и хотя главное – его содержание,но важна и форма, в которой Христос Спаситель его произносит, – это притча, беседа подданных со своим царем. Христос Спаситель говорит о Себе в будущем времени, вначале нейтрально: «Когда приидет Сын Человеческий и все святые ангелы с ним, то, как пастырь отделяет овец от козлов, так и Он отделит одних людей от других и поставит одних по правую сторону, а других – по левую». И дальше Христос говорит о себе как о царе: «И тогда скажет Царь тем, кто стоит по правую сторону: придите, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира, ибо…» Удивительно, что сначала произносится приговор, а потом его обоснование.

Как бывает у нас в судопроизводстве? Сначала произносят всю обосновательную часть приговора, а затем назначают наказание. А тут вначале оглашается наказание, а потом уже говорится об основании. Причем интересно, что далее следует диалог: люди, которым произнесен этот приговор, недоумевают и задают вопросы, потому что то основание, которое они услышали, для них удивительно. Царь говорит: «Придите и наследуйте, ибо, когда Я был голоден, вы накормили Меня, когда Я был болен, вы посетили Меня, когда Я был наг, вы одели Меня, Я был в темнице, и вы пришли ко Мне». И люди, которые приговорены к вхождению в вечное Царство Христа, спрашивают: «Господи, когда же мы видели Тебя нагим и одели, больным и пришли к Тебе, сидящим в темнице и посетили Тебя? Когда же это все было?» И Он отвечает: «Так как вы это сделали одному из малых сих, вы сделали это Мне». И они в ответ замолкают.

Затем точно такой же по содержанию диалог происходит между Царем и теми, которые находятся по Его левую руку. «Идите от Меня прочь в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо, когда Я был голоден, вы не накормили Меня» и так далее. И опять точно такие же возражения со стороны людей, которым вынесен приговор: «Господи, когда же такое было?» «Когда вы ближнему не послужили: не пришли, не поселили, не одели, не накормили и не напоили, то вы не оказали эту услугу Мне», – говорит Царь. И заканчивается эта притча сухими и емкими словами, которые подводят окончательную черту этому очень простому и бескомпромиссному Суду: «И пойдут сии в жизнь вечную, и те другие в муку вечную». Конечно, это пророчество заставляет нас о многом задуматься.

– Вопрос телезрительницы: «Я очень тяжело прощаю и долго помню обиды, не понимаю, почему так происходит. Посоветуйте, что мне почитать, или разъясните на каком-нибудь примере».

– Спасибо за вопрос. С одной стороны, можно сказать, что это происходит и в силу тяжелого характера,и от повышенного себялюбия, гордыни, вовлеченности в эгоистичное переживание. Но ведь человек понимает, что трудно прощает. В таком случае надо бороться с каждым из проявлений несовершенств души в отдельности.

С другой стороны, нужно правильно понимать, что такое прощение. Иной раз беседуешь с человеком о прощении, а он говорит: «Ну как же я возьму и возлюблю человека, против которого возмущен?» И очень удивляется, когда священник начинает объяснять, что нужно сделать, чтобы возлюбить человека, к которому ты сейчас питаешь негодование. Существует очень большая дистанция между такими переживаниями, как негодование, ненависть, вражда и – любовь. К любви, конечно, нужно стремиться, но прощение заключается не в этом.

Прощение состоит в том, чтобы перестать желать человеку зла. Это и будет полноценное прощение, от которого можно начинать какое-то продвижение к своему личному духовному совершенству: возгревать в себе такую любовь к Богу и всему Его творению, что даже тех людей, к которым когда-то питал негодование и вражду, смог бы возлюбить. Конечно, от этого нейтрального состояния души, которое подразумевает прощение, до состояния любви можно прожить целую жизнь, а до любви так и не достучаться и не дорасти. А прийти в нейтральное состояние очень легко, нужно просто сказать себе: могу ли я искренне обратиться к Богу со словами: «Спаси, Господи и помилуй такого-то человека, сохрани, избавь его от всякого зла»? Если человек сможет искренне произнести эти слова, этого будет уже достаточно для того, чтобы зафиксировать, что прощение состоялось. Вы не желаете этому человеку никакого зла и даже можете молитвенно просить, чтобы Господь защитил и сохранил его от всякого зла и направил бы на путь спасения. В молитве «Спаси и помилуй, Господи» мы просим спасения, милости и защиты от зла, и этого вполне достаточно.

– В воскресенье будет совершен чин прощения, это так называемое Прощеное воскресенье, когда все православные христиане будут испрашивать друг у друга прощения. Наверное, участие в чине прощения и испрашивание прощения у своих близких, друзей и знакомых – показатель действительного и действенного прощения?

– Да, по этому критерию как раз можно определить, есть ли у человека моральное право читать молитву «Отче наш». В самом тексте этой молитвы подразумевается, что человек, молящийся словами, которые даны нам Самим Господом, исходит из той позиции, что он всем все прощает и рассчитывает, что в ответ на это Господь удостоит прощения и его. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», то есть прости нам наши согрешения так же, как и мы прощаем каждому нашему ближнему, который, так или иначе,как бы оказался у нас в долгу. Уместно вспомнить и те слова Христа Спасителя, где Он более определенно высказывался на это тему: когда молитесь, всегда всем прощайте, потому что если вы не простите, то не простит и вам Отец ваш Небесный согрешений ваших.

– Вернемся к разговору о Великом Суде. Мы говорили о тех критериях, по которому люди будут поставлены по правую и по левую сторону. А как избежать ситуации, когда, к примеру, для того чтобы исполнить то, чего требует Бог, человек помогает нищим, людям, находящимся в заключении, но делает это не по зову души и естественной потребности, а именно потому, что есть такое предписание?

– Когда человек подгоняет себя заповедью Божией, как палкой, это уже очень хорошо, потому что он стремится изменить себя. Ведь чтобы исполнить сказанное в притче о Страшном Суде, достаточно иметь просто базовые представления о человечности, быть человеком. Тут волей-неволей вспоминается Сербский патриарх Павел, который часто повторял фразу: «Давайте будем людьми». Последние годы его жизни проходили в условиях развала страны на части, гражданской войны, негодования между людьми, которые не могут простить друг друга и все время склоняются к мести, и так далее. Он все время обращался к своим пасомым со словами «Давайте будем людьми». Ученые и социологи зафиксировали, что в народной памяти Сербский патриарх остался как «Павел – Будем Людьми».

Если увидишь голодного, то не размышляй, кто он такой, достоин ли того, чтобы его накормить или напоить. Если человеку плохо,будь человеком сам, приди на помощь самым простым образом, прояви человечность, в которой есть зачаток любви. Ведь не говорится, что если увидишь больного, то брось все и заботься о нем до конца дней своих. Нет, но хотя бы приди к нему.

Нам иногда сложно воплотить эту притчу в свою жизнь, потому что мы редко видим в чистом виде голодных людей. Чаще мы видим людей, которым просто некогда было покушать, потому что они усердно пьянствовали в течение многих дней. Видим их немного пришедших в себя, для того чтобы оторваться от земли, понять, что ты голоден и обратиться к кому-то с просьбой. Таких людей мы видим гораздо чаще, чем каких бы то ни было других голодных.

И больной человек, которого можно навестить, в современном мире в условиях большого города встретится нам тоже не так часто, потому что, если человек болен серьезно, его запрут в реанимацию и никого к нему не пустят. Если человек отправляется на какую-то несложную операцию, то его будут держать под наблюдением врачей столько, сколько нужно,прежде чем отпустить домой, да еще скажут: «Дома у Вас должны быть чистота, порядок, постельный режим».В современных условиях сама медицина часто подчинена каким-то своим алгоритмам,и человека еще и не так-то просто навестить, особенно в больнице. Когда он дома, сделать это легче, но тогда он может сказать: «Ладно, я уже на ноги встаю, давай потом увидимся».

Но, конечно, есть много людей, у которых нет родственников, о которых некому позаботиться, и нужно проявить максимум усердия, чтобы прийти на помощь таким людям. Но как бы ни было, речь о том, чтобы проявить самое простое человеческое участие в случае, когда человеку плохо. Здесь мы должны вспомнить, насколько часто человеку XXI века бывает одиноко, тоскливо, насколько часто он переживает депрессию, оттого что ближний безучастен к его переживаниям. Даже просто улыбнуться и выслушать человека может значить для него больше, чем протянуть стакан воды или поделиться бутербродом. Причем таких людей даже не надо искать. Несмотря на все наши технические достижения, мы живем и действуем обособленно друг от друга. Едва ли не каждому из нас необходимо человеческое отношение, которое хоть немного простирается за пределы простой вежливости. Например, можно спросить: «Здравствуйте, как Ваши дела? А поподробнее?» – вот это уже может быть стартовой площадкой для какого-то более или менее серьезного разговора, где человек может поделиться чем-то насущным и почувствовать себя не таким одиноким в нашем холодном и отстраненном XXI веке.

– Вопрос телезрителя: «Мы с сыном на протяжении семи лет помогаем в узах заключенному инославному человеку. С одной стороны, я понимаю, что все мы создания Божии, но хотелось бы лишний раз услышать, что эта жертва тоже приемлема Господом, поскольку мы Ему оказываем милость. Ведь самарянин тоже был инославным и помогал человеку, которого побили разбойники. Можно ли считать, что это наша жертва Господу?»

– На мой взгляд, даже не нужно вдаваться в такую подробность. Мы делаем добро, понимая, что человек нуждается в нас, и это уже очень хорошо. Мы просто должны делать добро, не думая о том, кто человек по национальности или как Бог может это оценить. Мы знаем, что так или иначе выполняем Божию заповедь, знаем, что делаем дело любви, и, на мой взгляд, этого должно быть достаточно. А то, если будем слишком много об этом думать,начнем еще нос задирать и духовные дела у нас пойдут совсем плохо.

– Вопрос телезрительницы из города Глазова, Удмуртия: «Как бороться со страстью гнева и с раздражительностью?»

– В первую очередь нужно понимать, что гнев и раздражительность бывают только в том случае, когда человек горделив, знает себе цену. Тогда, если что-то не по-моему, возникает моя реакция на это: мне не нравятся обстоятельства моей жизни, люди, которые находятся рядом, речи, которые они ведут, их поступки и так далее. Все это происходит только потому, что это «не по мне», «я это не приемлю», на первом месте здесь мое «я». Осознание этого уже первый шаг к исцелению.

Осознать гордыню, правильно ее распознать всегда лучше с помощью ближнего, с помощью приходского священника. Если есть ближние, с которыми Вы общаетесь достаточно близко и искренне, то можно прислушаться к сложившемуся у них мнению о Вас. Что не так? Почему общаться со мной тяжело? Если внимательно прислушаться к этим ответам, то это будет уже второй шаг. Нужно задуматься и о том, что очень часто ситуации, связанные с гневом и раздражительностью, застают нас в характерные моменты, тогда нужно понаблюдать за собой, за строем своей жизни и родом своих занятий.

Иногда бывает, что человек сам провоцирует себя на гнев и раздражительность.Например, у человека достаточное количество дел, которые ему нужно сделать в тот или иной день, а к нему обращаются с просьбой: «Давай ты еще и в этом поучаствуешь? Давай ты еще и это сделаешь?» Поскольку гордость проявляется не только гордыней и желанием поставить себя на первое место, а еще и в виде тщеславия, человеку неловко отказать, но не по человеколюбию, а по тщеславию: он будет плохо выглядеть, если откажет, и поэтому он соглашается. И человек соглашается делать какое-то доброе дело, которое, в принципе, можно было бы перенести на выходной, чтобы у него осталось то количество дел, которое он сможет нормально выполнить. И тогда если у человека будет достаточно внутренних ресурсов – сил, времени, внимания, реакции, необходимых для совершения текущих дневных дел, поводов для гнева и раздражительности может и не возникнуть.

В этом случае можно проанализировать свою жизнь с точки зрения правильного расходования своего времени, правильного режима дня, чтобы человек сказал: «Если завтра у меня будет загруженный день, то я обязан выспаться, обязан оставить в покое любимую книгу, сериал, телефон и погрузиться в сон ровно тогда, когда это нужно для того, чтобы все завтрашние дела прошли достойно». Уже это может послужить очередным шагом для того, чтобы не впадать в тягостное состояние гнева и раздражительности. Если мы неправильно пользуемся временем, берем на себя слишком много разных дел, то можно сказать: «Вы знаете, я не могу за это взяться, потому что у меня слишком много на этот день». Человек, возможно, огорчится, но вы можете предложить ему какое-то другое время.

Также можно посмотреть на себя со стороны: каков я бываю в гневе и каков я, когда кротко и смиренно кому-то в чем-то отказываю. Но не просто отказываю, а с просьбой перенести дело на более свободное время. Конечно, вид безобразно гневающегося человека гораздо более отвратителен, нежели когда он говорит: «Давайте мы с вами сделаем это, но в другое время? Я посвящу вам свое время, сделаю необходимое для вас, но в другое время. Пожалуйста, простите меня» – это всегда будет лучше.

Но так или иначе, если есть зависимость между впадением в гнев и раздражительность и какими-то внешними причинами, которые этому способствуют, безусловно, нужно обратить на них самое пристальное внимание, тем более когда эта ситуация повторяется. Бывает, что нас провоцируют какие-то ситуации либо по работе, либо по сложному и нежелательному соседству, в которые мы попадаем вновь и вновь. Происходит нечто, на что мы реагируем с гневом и раздражительностью. Тогда нам необходимо проявить, с одной стороны, благоразумие, а с другой – смекалку и разработать себе сценарии. Раз это повторяется как по писаному, этот сценарий нужно сломать и вместо него разработать благой сценарий с каким-то другим желательным выходом: без гнева и раздражительности. Здесь нужно проявить известного рода изобретательность.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: М. Попова, Л. Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать