Подготовка к Рождеству Христову

10 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Москвы. Эфир от 9 декабря 2013 года.

 

- Здравствуйте,  дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель строящегося храма в честь святого праведного воина Феодора Ушакова игумен Дамиан.

Здравствуйте, отец Дамиан, благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

Тема сегодняшней передачи: «Подготовка к Рождеству Христову».

Собственно сам пост – это уже подготовка, а что, кроме него?

 

- Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который мы недавно пережили, это как некий благовест грядущего Рождества Христова, ведь мы уже слышали песнопение «Христос рождается, славите!», эти слова у нас в сознании и призывают задуматься о том, что половина поприща поста пройдена и мы приближаемся к ожидаемому празднику.

Само установление поста – ключ к подготовке христианина к этому событию. Явление в мир Бога всегда актуально, ново и жизненно необходимо. Как говорили наши богословы: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», - такая вот смелая и действительно спасительная мысль. Это решительное соединение Бога с человеком исходило от самого Господа, его совершил сам Господь, придя в мир в знак любви к человеку, памяти о нем как Его образе, о своем, пусть и заблудшем, сыне. Бог готовил это событие тысячелетия, и Рождество Христово стало началом великого служения Мессии, завершившегося Его распятием и Воскресением, Пасхой. Вот в этом единстве мы и осознаем Рождество, его нельзя отрывать от дальнейшего хода событий, хотя мы это и делаем. По нашему человеческому разумению придаем ему характер некой тихой радости, камерности зимнего вечера. Но мы не должны забывать, что для того, чтобы нас спасти, Бог должен был умалиться. Умалиться - по-гречески будет «кенесис», то есть уничижение Бога,  и в этом смысле Рождество – первый шаг к страданиям Бога.

Понимая это, Церковь установила пост, чтобы и мы несли подвиг, труд (от слова трудно), совершали меру своего внутреннего духовного подвига, внутренней концентрации. Чтобы проявили внимание, подготовились к со-переживанию Богу, со-трудничеству с Ним, для чего и несем небольшую меру своего подвига. Если мы будем помнить, что событие Рождества Христова – не только радость встречи с Богомладенцем, как её изображают на праздничных иконах, но что этой радости предшествовал труд пути беременной Девы Марии в Вифлеем, в котором не нашлось места для остановки, кроме как в пещере для животных. Пост помогает нам войти в это чувство со-переживания и понять, как это было трудно и непросто. Ведь такие условия были даже недостойны даже обычного человека, а мы видим в таком положении самого Бога.

 

- То есть в самом событии уже заложены трудности?

 

- Без пролития крови, без подвига нет спасения. И Господь показывает нам это с самого рождения и до распятия. Поэтому мы не просто должны возрадоваться плодам, а со-трудничать с Богом, сопереживать, со-работничать. Эгоистически-потребительская составляющая должна быть изгнана из нашего сознания, для этого и нужен труд поста.

Когда мы говорим о посте, имеем в виду не только ограничения в еде, но смотрим на пост шире и глубже. Если мы будем углубляться в Евангелие, слова святых о Рождестве, и прочувствуем эти события, пусть в свою, человеческую меру, тогда сможем сопереживать и даже жалеть. Иначе этот праздник может превратиться в некое «гуманистическое» веселье, вроде «Дня младенца». Это трогательно, но христианская мысль может уйти на второй план. Церковь наличием практики поста помогает нам углубиться именно в нее. Мы лучше достигаем со-переживания на Страстной седмице, когда видим перед собой Крест, но последняя неделя Рождественского поста подобна ей.

 

- Вопрос телезрителя из Чебоксар: «В этом году будет год, как я похоронила своего сына. Сын родился в праздник Святой Троицы, а ушел из этой жизни в Сочельник. Как вы считаете, может ли это что-то означать в судьбе сына? Второй вопрос: Можно ли делать поминальный пост для друзей сына не в Сочельник, а на само Рождество, чтобы стол был уже не постный».

 

            - Упокой Господи душу почившего. Прежде всего, мы во всем должны видеть милость Божию, как в самом празднике Рождества. Это величайший акт  любви и снисхождения Бога, чтобы мы ответили на него. Хорошо, чтобы между датами нашей жизни был не прочерк, или тире, как на могильном камне, а христианское ее содержание. Именно содержание важно для Господа, а не цифры и даты. Но то, что сказали Вы, конечно, обнадеживает и позволяет, прежде всего, еще более уповать на Господа. Это напоминание нам, живущим, чтобы мы помнили о любви Божией.

Что касается второго практического вопроса о поминках. Церковь в дни великих и воскресных праздников отменяет заупокойную молитву, потому что в эти дни как бы стирается граница между живыми и мертвыми; она и так условна, но в эти праздники мы должны прочувствовать ее отсутствие, то, что у Бога все живы. В эти дни чувства грусти и печали неуместны, а в поминках они по-человечески присутствуют.

Апостол Павел говорит о том, что если Христос не воскрес, то мы самые несчастные люди. Такими несчастными и являются те, кто не хочет прочувствовать эту радость единства живых и мертвых в такие великие дни. Поэтому есть некая неуместность исходить лишь из удобства составления меню, надо сделать акцент на возможности усердно помолиться в эти дни. Неужели недостаточно принести Богу дар любви, молитвы за себя и усопшего, нужны ли Ему человеческие обычаи?

Поминки не имеют никакого религиозного значения. Вот если собрать продукты и передать их в храм для бедных, нищих – иное дело. Но если все-таки, учитывая чье-то мнение и желание,  поминки необходимы, то лучше сделать это после Святок – Святых дней, которые должно посвящать Богу и молитве. Так было бы вернее с христианской точки зрения.

 

- Вопрос телезрителя: «Является ли подготовкой к великому празднику само намерение человека жить по заповедям Христа. Ведь Он сам сказал: «Кто любит Меня, тот да соблюдет заповеди Мои». Пусть и немногое сразу удастся изменить, но хотя бы выйдя со службы, не осудить тут же полдеревни?»

 

-  Вопрос скорее риторический, потому что мысль правильная. Мы должны помнить о Боге не только по праздникам, но ежедневно, ежеминутно. Христианин - тот, кто стремится исполнять заповеди Христа в своей повседневной и церковной жизни, а не ограничивается соблюдением внешних традиций.

Суть христианства в том, чтобы мы поменялись, стали похожими на Христа, как дети похожи на отца. Как это можно сделать? Никодим спрашивал Христа о том, как возможно «родиться свыше», ведь нельзя снова войти в чрево матери? Соблюдать заповеди, преодолевать собственные недостатки, и все это с помощью Божьей, с помощью Церкви.

Посты и молитвы – средства, орудия, не цель, но без них цели не достичь. Горе тому, кто не знает цели, а начинает уповать на одни средства – это фарисейство. И горе тому, кто, зная цель, не знает средств, то есть рассуждает, умничает, но не прилагает к своей жизни. О таких Христос говорил, как об учителях, которые знают, но не делают. Мы, христиане, должны знать свою веру и прилагать ее к нашей жизни. Праздники нужны не Богу, но должны побуждать нас на соответствующую жизнь во все дни. Рождество закончилось, а жажда всегда быть с Богомладенцем, со Христом остается в нашем сердце, и так должно происходить от праздника к празднику.

 

- Вопрос  телезрителя из Чувашии: «Если я творю Иисусову молитву на улице в зимнее время, обязательно ли снимать головной убор?»

 

- Если холодно, то, конечно, можно и в головном уборе, никакого греха в этом нет. Подходите с рассуждением. Потеплее одевайтесь и получше молитесь.

 

- Вы говорили, что Рождественский пост похож на Страстную седмицу. В чем это сходство?

 

- Рождественский пост, хотя и менее строг, чем Великий, но также завершается более строгой неделей, как это происходит в Страстную седмицу. Со второго по шестое января установлен строгий пост, а в сочельник, канун Рождества, предписано особое воздержание. Здесь прямая параллель в духовном ритме двух постов.

Общепринятое название Рождества - малая Пасха, в чем прослеживается мысль связи начала и завершения подвига Христа, единого процесса Его жизни ради спасения человека через подвиг, принесение Себя в жертву. Рождество – это уже жертва Бога через уничижение вплоть до рождения на земле, хотя это нам и труднее понять в сравнении с Его уничижением на Голгофе.  В самом ходе богослужений – там, где совершается полный богослужебный круг – ревностные христиане могут услышать тексты и песнопения, подобные как для  Страстной седмицы, так для последней недели Рождественского поста. Эта похожесть – еще одно напоминание о необходимости развить в себе чувство со-страдания Христу в праздник Рождества, хотя это никак не отменяет чувства радости и торжества. Все должно быть осмысленно и уравновешенно. Рождество Христово – прекрасный повод для миссионерства. Даже совпадение с празднованием Нового года может дать возможность вспомнить о летоисчислении от Рождества Христова, как новой точке отсчета.

 

- Вопрос телезрительницы с Ямала: «Служатся ли во время Рождественского поста в храмах акафисты?»

- Акафисты не являются уставными богослужениями. Только один акафист служится согласно Типикону – это так называемая Суббота Акафиста во время Великого поста. Другие акафисты – прекрасная церковная традиция, нашедшая отражение в духовных потребностях людей. Поэтому акафист жестко не регламентирован, это традиции областей, храмов. Например, чтение акафиста прп. Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой Лавре не прекращается. В определенных местах устанавливаются собственные традиции чтения акафистов, о них надо узнать.

Великий Пост носит более концентрированный характер со-страдания, со-переживания, поэтому вводятся акафисты Страстям Христовым, так называемые Пассии. В период поста Рождественского особых традиций нет, поэтому, скорее всего, изменения в чтении акафистов, принятых в отдельных храмах, незначительны, за исключением акцента на праздники Рождества, Святки, Крещения, когда мы думаем исключительно об этих событиях.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Читаю слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что дом для души– это дом терпения, а пищей должна быть самоукорение. Как не допустить, чтобы самоукорение привело к самоуничижению и унынию?

 

- Тонкий практический вопрос. Думаю, ответ на него Вы сможете найти в тех же творениях святителя Игнатия и святителя Феофана Затворника. Продолжайте читать их сочинения. Каждый христианин должен читать эти книги, это наш компас наравне со Святым Евангелием, всей Библией. Наша опора, чтобы мы не падали и не волновались. Вы должны сами чувствовать и контролировать себя: не должно быть уныния и печали, должно возникать покаяние, но с надеждой и упованием на Бога. Как говорил преподобный Силуан Афонский: «держи свою душу во аде, но не отчаивайся». Есть Бог, Рождество, Воскресение Христово, поэтому не может быть места унынию и отчаянию, даже при виде любых грехов. Самоуничижение является основанием для покаяния, а на нем должно твердо держаться упование на  Бога – такова правильная духовная «конструкция».

 

- Вы говорили про Новый год. Поскольку он приходится на время Рождественского поста, как бы Вы посоветовали его отмечать?

 

- Сейчас это частый вопрос. Такой проблемы не было, когда был юлианский календарь. Теперь получается, что Рождество у нас по юлианскому календарю, в январе, а Новый год по григорианскому - до него. Думаю, что для зрелого христианина и целостной христианской семьи – это не так важно. Само Рождество - целый этап, а у людей вне Церкви нет такого богатства, обилия подлинной духовной радости. Верующие люди могут и поспать в эту ночь, а утром сходить на Литургию или молебен. Если существует традиция празднования Нового года, пусть это будет некая граница времени, когда мы поблагодарим Бога и попросим Его помощи на будущее. Пусть так будет и в день Церковного Новолетия 1 сентября, и 1 января, ведь благодарить Бога можно всегда.

Это может быть семейный камерный праздник, в этот день еще допустима какая-то рыбная пища, вовсе не обязательно наедаться и упиваться, это и всегда неполезно, но особенно на ночь. Во всем нужна мера. Можно ведь сделать из этого праздника некий духовно-просветительский семейный акт, рассказав о Христе детям, вспомнив о прошедшем и планах на будущее. Я знаю людей, которые очень любят первые январские дни, когда можно спокойно проехать по опустевшей Москве, спокойно подойти к святыням в храмах.

Святки тоже не повод для бесконечных увеселений и злоупотреблений, и если бы Новый год был после Рождества, то в том виде, как сейчас его отмечает большинство, он  бы мало соответствовал Святым дням. Всегда надо быть благоговейным и аккуратным.

 

- Вопрос из Тулы: «У меня несколько вопросов. Во время постов можно делать земные поклоны при чтении утреннего и вечернего правил? Второй: можно ли читать акафисты во время постов? И последний: как вкушать рыбу во время Рождественского поста?»

 

- Частично по поводу акафистов мы ответили. Что касается чтения акафистов дома, то это можно делать в любое время, но в дни больших праздников и дни накануне все внимание должно быть сосредоточено на смысле именно этих праздников. В Уставе есть своего рода градация праздников, чем праздник выше, тем больше внимания должны мы уделить его смыслу, а не нашим личным чувствам, пусть даже молитвенным. Всегда ориентируйтесь на богослужебную жизнь Церкви, Устав. Мы должны почувствовать радость в церковной молитве, и принести ее домой. Мы что-то добавляем, разнообразим, но главный акцент должен быть принесен из храма.

Что касается утренних и вечерних молитв – это духовные завтрак и ужин каждого христианина, без которых мы будем истощеваться. Поклоны – важная составляющая нашей духовной жизни, об их значении можно сказать целую лекцию. Посты – и есть время наиболее характерное для поклонов. Сейчас мы уже не знаем, что поклоны с молитвой святого Ефрема Сирина, кроме Великого поста, предусматривались и для других, но по нашей немощи и по причине увеличения числа праздников исчезли. Дома вполне можно совершать земные поклоны в Рождественский пост и даже с молитвой Ефрема Сирина. Сейчас в отдельных местах возрождается традиция великопостных служб с поклонами и в другие посты.

 

- В чем заключается смысл земных поклонов?

 

- Земной поклон – богословие в движении. Когда мы опускаемся к земле, мы вспоминаем, что мы сотворены из праха, что из «ничто» стало «нечто», это воспоминание – акт смирения. «Земля еси и в землю отыдеши», память смертная  - акцент, когда мы опускаемся вниз. Когда поднимаемся вверх, то смысл таков: несмотря на все это, мы призваны к Богу, стремимся к Нему и встаем перед Ним.

Между низом и верхом – труд, трудность, подвиг. Совершить поклон – трудно. Между грехом и спасением, между нами и Богом, «ничто» и «нечто» - путь, который нужно осуществить, но через труд и подвиг. Поклон – это и напоминание об этом, и одна из его реализаций. Когда мы совершаем поклон с понимание этого, то занимаемся прохождением этого пути. В этом богословие поклонов, совершаемых с пониманием и молитвой, особенно такой, как молитва преподобного Ефрема Сирина. Это очень хорошая практика.

            Вкушение рыбы в Рождественский пост дозволяется предпочтительно в праздники, субботу и воскресенье. Но если есть особые обстоятельства, эти вопросы должны решаться со своей совестью и духовником, надо смотреть на свои силы. Среду и пятницу желательно соблюдать строже, без рыбы. У меня есть собственный образ традиции, с которым, конечно, кто-то может не согласиться. Традиция, как некая труба, с одной стороны, она ограничивает нас, нельзя выходить за ее границы, иначе будет свищ, прорыв, а внутри трубы есть какое-то внутреннее движение. Традиция живая, она течет и позволяет какие-то движения в рамках опыта.

 

- Вопрос из Орловской области: « Во время поста необходимо покаяться и причаститься. Как правильно каяться? Когда я подхожу к батюшке, на меня нападает страх, и я все забываю. Если записываю подробно, получается целый доклад, кратко – формальная отписка. И еще – ведь за одним словом может быть несколько проступков. Осудить можно один раз, а можно - двадцать  пять. Поясните, пожалуйста, как правильно поступить?»

 

- Прежде всего, великие таинства исповеди и Причащения, которые возрождают нас, дают возможность почувствовать Бога уже здесь, на земле, стать причастниками спасения, эти таинства актуальны всегда, не только в посты. С другой стороны, нам необходимо соответствовать им, не только получить их, но и настроить себя, как музыкальный инструмент. Ведь какой бы прекрасный музыкант не взял в руки инструмент, если его не настроили должным образом, хорошей музыки все равно не будет. Исповедь и Причастие – это высшие средства, граничащие с целью, поэтому мы и должны к ним готовиться. У разных людей – разные духовный ритм, духовный опыт, от этого зависит частота Причастия и степень его восприятия.

Нам надо постоянно развиваться и созревать, а пост для этого самое удобное время. Пост – это когда мы стараемся изменить себя, свои чувства, состояния, и на этом ревностном пути нам нужна помощь Божия, потому и потребны исповедь и Причастие. Если мы совершаем пост с чувством, что можем проходить его без Божьей помощи, получается гордыня и дерзость. Причастие – акт смирения, упования на Бога, признания, что мы совершаем это не своими силами, хотя и  прилагаем возможную меру усилий. Поэтому странно проводить пост без этих великих таинств, если к тому нет особых духовных оговорок, имеющих церковную санкцию.

Что касается исповеди. Прп. Амвросий Оптинский советовал грехи записывать, потому что у людей разная память, также может быть излишнее волнение. Ведь бумажка с записью уже означает, что была подготовка. Если позволяет время, надо ее спокойно зачитать священнику. Но и учитывать конкретную ситуацию: например, если на исповедь много людей, священник может зачитать записи сам. Подробности или количество неважны, важен факт осознания греха. Если ты двадцать пять раз осудил, повздорил, то примирись с этими двадцатью пятью и осуди в себе этот грех – вот, что важно и ценно. А затем вступай в борьбу с этим грехом. Надо подобрать такую практику, которая лучше всего подходит Вам, главное, чтобы это не было формальностью.

 

- Если человек не хочет выходить из поста?

 

- Это прекрасное чувство, которое и должно возникнуть у христианина, взрослого не по возрасту, а по духовной зрелости. Библейское определение поста – рай. В раю люди едят растительную пищу, а главное - они пребывают с Богом. Когда мы постимся, мы словно возвращаемся в рай. Пусть это условность, но нас это греет, будоражит, напоминает, откуда мы родом. Возможно, мы заблудились в земной жизни, ушли в сторону, но зато помним адрес, путь к Отцу. Нам и не должно хотеться расставаться с этим ощущением – это подлинно христианское переживание. Когда же мы нетерпеливо ждем, как поскорее разговеться, это означает, что плотские привязанности в нас пока сильнее подлинно христианских, духовных. Заговины, разговление - эти составляющие есть в традиции, но они не должны доминировать.

Подлинный христианин должен скучать по посту. Но надо слушаться опыта Церкви и установленных ею правил. Все надо делать в ритме, по благословению, иначе может быть обратный результат. Для смирения мирянин не должен выпадать из принятого Церковью ритма. Лучше тщательно исполнять то, что она предлагает, чтобы не возгордиться, ведь последнее может на нет свести весь смысл воздержания.

 

- Вопрос из Балашихи: «Хожу в Церковь давно, но считаю, что я в самом начале. Прочитав у святителя Игнатия Брянчанинова о восьми грехах, поняла, что все это про меня. Вопрос такой: на земле мать и отец всегда прощают своего ребенка, каков бы он ни был. Можем ли и мы надеяться, что Бог простит нас, невзирая на все наши грехи?»

 

- Спасибо за вопрос, который дает нам возможность хорошего завершения разговора. Конечно можем, ведь мы и живем только надеждой на Бога и Его любовь, и мы всегда в начале пути. Один великий подвижник, умирая, говорил, что не знает, положил ли он само начало покаянию. Так говорили великие старцы, а уж тем более мы. Будем уповать на Бога, но и помнить, что христианин – это воин. Даже если ты упал, получил рану – вставай и борись. Это то, что требуется от тебя, а победа - от Бога, твоего военачальника. Он совершил уже Свою великую битву для нас, мы же будем воинами и будем смиренно идти за Ним, никогда не трусить и не сдаваться, пусть падая, но тем самым и возгревая в себе чувство смирения. Вот что ценно перед очами Господа, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

 

- Спасибо, отец Дамиан. Прошу Вас в конце программы благословить наших телезрителей.

 

- Дорогие братья и сестры, будем готовиться к встрече Богомладенца Христа и постараемся, чтобы в нашем сердце нашлось для Него место, а может быть, оно сможет стать всей  Вифлеемской пещерой и преобразится в Храм Божий. Пусть Господь поможет всем нам на этом пути. Христос рождается, славите!

 

Гость передачи: игумен Дамиан (Залетов).

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать