Рождество Христово

8 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 8 января 2014 г.

 

Здравствуйте, дорогие телезрители. В студии Тимофей Обухов. Сегодня в гостях у передачи «Беседы с батюшкой» настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга протоиерей Евгений Попиченко.

Отец Евгений, здравствуйте! Благословите наших телезрителей.

 

- Бог благословит, дорогие братья и сестры. С Рождеством Христовым!

 

- Вот Вы и назвали нашу первую сегодняшнюю тему, батюшка, давайте поговорим о ней.

 

- Рождество – день, с которого началась новая эра. День, который настолько потряс человечество, что люди стали с него отсчитывать новое летоисчисление. Поэтому любой человек, умеющий читать, не сможет сказать на Страшном Суде, что он ничего не слышал о Рождестве Христове. Любая газета, телевизионный канал, интернет каждый день извещают нас о том, что 2014 лет тому назад в городе Вифлееме родился младенец, которого назвали Иисус, и который пришел избавить каждого человека от грехов. Эта новость облетела весь мир и по сей день доносит до нас весть о приходе в мир Спасителя.

Так много можно об этом говорить, потому что столько разных оттенков в этом событии, столько возможностей переживать его, быть внутри его. Быть внутри, потому что богослужение – это не как театральное действие. Человека внимательного, молитвенно настроенного, оно вводит внутрь праздника, поэтому так важно быть на праздничных, воскресных службах, быть участниками. Само евангельское повествование столь потрясающе рассказывает о явлении ангелов, вести, которую они принесли, весть, которая столь важна современным людям. Потому что все мы, а особенно нецерковные люди, находимся в таком состоянии души, которое называется уныние. Некоторые просто умирают от уныния, но не хотят в этом признаться себе и не знают, как из него выйти. Лукавый же пытается обманывать людей, подсовывая иллюзию выхода из этого состояния: это все равно, что лечить наркоманию героином. Приму – и мне станет полегче на какое-то время, потому увеличу дозу… Апогей этого мы наблюдали только что во время празднования Нового года. Сначала это состояние нагнеталось и разогревалось: до Нового года осталось столько-то… успейте купить… Потом шампанское, куранты, канонады фейерверков за окнами, заклинания «пусть все плохое останется в прошлом», «пусть этот год принесет только самое хорошее». Общая зачарованность, иллюзия, всеобщий обман: завтра мы проснемся – и все будет хорошо. Эти надежды, ожидания понятны, человек всегда живет надеждой, ищет исполнения своих мечтаний и желаний.

Исполнение же наших желаний – это Христос. Им живет душа, Им происходят изменения нашей жизни. Всегда так было, что именно во Христе люди ждали исполнения своих надежд, изменения своей жизни, а потом произошла подмена, праздник Рождества Христова отменили, заменив празднованием Нового года, а духовное ожидание оставили: вот придет … Новый год … и все изменится.  Изменения же возможны лишь изнутри, счастье приходит изнутри человека.

Шумная, громкая радость Нового года фальшива и быстро проходит, не принося никаких радостных изменений, потому что люди ищут радость не там. Как говорил один удивительный человек: «Радость моя! Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» и «Радость моя! Христос воскресе!» Радость может быть только во Христе и от Христа. И праздник Рождества Христова – это как раз возможность оказаться внутри этой радости о родившемся Богомладенце Христе. И если человек это поймет, и здесь начнет искать радость жизни, то никто этой радости не отнимет. Потому что радость и мир о Духе Святом могут быть вечными.

 

- Вопрос девочки Даши семи лет: Батюшка, наш папа пьет очень, озорует и в Бога не верует, что нам делать?

 

- Такой недетский вопрос маленького человека. Что делать, когда человек добровольно падает в ад и другим не дает жизни. Чтобы избавить человека от греха, кто-то должен взять на себя подвиг. Как, например, блаженная Ксения Петербургская, осознав всю глубину потери своего мужа, всю последующую жизнь провела в подвиге ради усопшего мужа. Для того чтобы вывести человека из беды, кто-то должен взять на себя подвиг: подвиг молитвы, покаяния, христианской осмысленной жизни. Это один путь, очень непростой, даже трудный. С другой стороны, если это вдруг угрожает жизни, то человеку полезно бывает побыть в местах, не столь отдаленным, искусственным действием оградив себя от этой среды. Бывает, что изменение обстоятельств жизни приводит человека к покаянию, исправлению. Часто мужики пьют от того, что жены в какой-то момент заняли неправильную позицию в семье. Мужчина создан главой семьи, у него есть этот потенциал, но не всегда он раскрыт, не всегда он может реализовать его. Женщины же напротив сейчас очень активны, эмансипированы, готовы брать управление на себя. Эта смена ролей дает неудовлетворение жизнью, которое муж начинает заливать выпивкой. Поэтому очень часто, когда изменяется духовная жизнь супруги, когда она начинает занимать правильную позицию в семье, то эта страсть мужа ослабляется, а иногда он и вообще оставляет ее.

 

- Возвращаемся к Рождеству.

 

- Когда я говорил проповедь на Рождество, то один человек сказал, что никогда не задумывался о таком смысле Рождества. К сожалению, случается так, что Рождество становится лишь поводом собраться за столом, а не в храме. На Западе Рождество уже не ассоциируется с Христом, сознательно вытесняется имя Христа, заменяясь понятием некоего зимнего праздника.

В нашей стране в этот день многие также собирались за столом, наливали, произносили тосты «С Рождеством!», «Светлого Рождества!», но Господь пришел на землю не для того, чтобы прибавить еще один праздничный день, в который мы бы могли расслабиться. Христос пришел для другого, Он пришел, чтобы умереть на кресте. Этот путь начинается уже с самого Рождества. Ирод пытается сразу убить Его, избивая младенцев. Христос рождается для того, чтобы умереть, и не своей смертью, но за нас, за наши грехи. Этот внутренний смысл праздника не должен упускаться нами. Это не повод для внешнего ликования, но повод обратиться внутрь себя и задуматься, как я могу освободить Господа от тех страданий, которые Ему причиняют мои грехи. И это повод лишний раз поблагодарить Его за великие милости к нам.

 

- Сейчас Святочные дни, люди спрашивают, как правильно их проводить, что делать, если сам праздник уже прошел?

 

- Святочные дни – это Святые дни, в них совершается попразднество Рождества. В Церкви есть удивительная возможность праздновать большие праздники не один день. Существует предпразднество, которое настраивает, подготавливает к празднику, и попразднество, которое может длиться несколько дней, Святки, например, длятся до самого праздника Крещения. Это как Светлая Седмица после Пасхи, дни, в которые надо напитать душу радостью духовной, душевной о родившемся Христе.

Эти дни даны для достижения духовной цели христианской жизни – для стяжания благодати Духа Святаго.  Конечно, они не для праздности и безделья, но для умножения. На Святках всегда ходили в гости, но не к достойным и богатым, а к бедным. Душа начинает черстветь и умирать без служения старикам, детям, одиноким. Поэтому всегда очень важно исправлять жизнь таким образом, чтобы было время в течение этой недели для общения с несчастными. Это время напитать свою душу общением с людьми, которым бывает в тысячу раз хуже, чем тебе. Ты со своими мелкими проблемами забываешь о том, что есть те, кому гораздо хуже, чем тебе. Это время навестить пожилых родителей, зайти к одиноким соседям, больным, бездомным.

 

- Речь уже идет о социальном служении человека. Может быть, мы поговорим о социальном служении прихода в целом. Расскажите, пожалуйста, как Вы организовываете эту работу на своем приходе.

 

- Я три месяца настоятель на приходе, и это новый этап жизни. Приход – это община, и мы начали со знакомства с прихожанами. Это не просто люди, которые «удовлетворяют свои религиозные потребности», но «живой организм», семья. В добровольном, но организационном порядке стали знакомиться за чаем после богослужения, где я рассказываю о себе, прихожане рассказывают о себе, когда пришел в храм, что ему нравится, чем бы хотел заниматься, и таким образом за каждым человеком закрепляется своя сфера деятельности.  Это возможность увидеть друг друга и потихоньку вовлекать людей не только в богослужебную деятельность. Но центр жизни общины – это Евхаристия, и задача пастыря так организовать жизнь на приходе, что прихожане как можно чаще, осознанно, осмысленно стремились к Причастию, и тогда все остальное приложится. Если человек правильно настроил свое сердце на служение Богу, то у него всегда будет желание служить и своему ближнему.

Получается, что я пришел на приход с готовой общиной; люди, несмотря на расстояние, пришли и остались здесь. Пришли и с сестрами милосердия, и с братьями. Сейчас одна из важных задач, на которое я побуждаю своих помощников – создать братство. У нас есть несколько десятков хороших, правильно настроенных, воспитанных мужиков, как соединить их в организацию, чтобы были не одноразовые мероприятия, а чтобы был порядок, было понимание целей, было желание совместного братского общения, труда, отдыха, молитвы. Сестричества существуют, а вот братств, которые, помимо общей молитвы, занимались бы общими делами социального служения и милосердия, их немного.

 

- Вопрос телезрителя: Можно ли работать 8 и 9 января?

 

- Работать не только можно, но и нужно. Господь благословил труд, через труд человек меняет свой образ, становится лучше. Если нет возможности на работе в связи с рабочим графиком посвятить эти дни работе над своей душой, то можно и нужно работать. Есть люди, которые трудились и на Рождество, находясь на посту: полицейские, врачи. Но всегда стремитесь делать всю вашу работу с памятью о Христе, благодарить Его и добросовестно выполнять свои обязанности.

 

- Вопрос от телезрителей: как быть с супружеским постом в Святочные дни?

 

- Святые дни предназначены для духовной памяти. Венчания разрешены с 20 января. Предполагается, что в Святочные дни, как и в Светлую Седмицу, человек больше думает о духовном, чем о плотском, это та планка, к которой надо стремиться.

 

- Хотелось бы поговорить  о тех трудностях при организации жизни на новом месте Вашего служения. Наш корреспондент Светлана Ладина была на праздничном Рождественском богослужении в Вашем храме и рассказала, что поскольку помещение огромное и старинное, его очень трудно отопить. Поэтому в середине храма выделен своеобразный отапливаемый контур, и чуть ли не стоят буржуйки.

 

- Не чуть ли, а именно стоят буржуйки. Когда я оказываюсь в обществе собратьев по служению, они потягивают носами в поисках источника запаха и, наконец, находят меня, чье облачение все пропиталось копченым запахом костра, который обычно исходит от одежды возвращающегося из похода туриста. Это дух нашего храма. Мы, действительно, огородили часть храма примерно на триста человек, которая отапливается буржуйками. Истопники худо-бедно справляются с этой задачей.

Конечно, есть в этом и особый колорит: древний храм в состоянии примерно, как после войны, полуразрушенный с закопченными стенами. Необычная атмосфера, как в первых храмах, поскольку иконостас пока установлен временный, все, что происходил в алтаре, видно, как на ладони. Особое ощущение, с одной стороны, катакомбного храма, а с другой, Пасхального богослужения, поскольку видны все священнодействия в алтаре, удивительная возможность для прихожан глубже переживать Литургию.

Бремя настоятельства пока ощущается остро, поскольку пока с трудом удается совмещать и хозяйственную, и молитвенную деятельность. Пока служил в храме Целителя Пантелеймона, думал лишь о богослужении, исповеди, а здесь я захожу в храм и вижу, что все три печки погасли, а сейчас придут люди на богослужение. Начинаешь срочно давать указания, печки растапливают – и пришедшие люди стоят в дыму, понимаешь, что это дополнительная проблема. Хор запел – а ты понял, что не так. Алтарник вышел – сервиз разбил. Натопили печки – стало жарко, опять надо решать, что делать. Потом думаешь, как накормить людей после окончания богослужения. И при этих постоянных думах надо сохранять мирное устроение для предстояния у престола Божия, поскольку от состояния предстоятеля зависят климат в храме и настроение у молящихся.

 

Вопрос от телезрительницы: Как готовиться к исповеди и причастию на Святках, всегда ли необходим трехдневный пост?

 

- Для людей, которые ведут церковную жизнь, соблюдали Рождественский пост, регулярно исповедовались и  причащались, Святки – время духовной радости, не буйства плоти, но спокойных телесных утешений. В спокойном ритме человек готовится в ближайшее воскресение к Причастию. Достаточно накануне Причастия воздержаться от вкушения мяса, чтобы не обременять душу и тело тяжелой пищей, а молитвенно и покаянно настроиться к предстоящей встрече и со спокойной совестью подойти к Чаше. Не стоит лишний раз одевать на себя бремена неудобоносимые.

 

- Был звонок от молодого человека, который сказал о том, что его тяготит жизнь в эти Святочные дни.

 

- Святочные дни – это воздух, кислород, возможность дышать полной грудью. Чем тогда жить, если в эти дни живется тяжело. Видимо, можно посоветовать чаще бывать в храме Божием, настроиться на исповедь – это удивительное таинство, которое снимает с души все безобразие. Тяжело жить, потому что нет благодати. Когда есть благодать, живется, как танцуется, где-то услышал такое выражение. Когда на душе ясно, мирно – это признак радости о Духе Святом, а когда тяжело, тревожно – совершенно другое существо приближается к душе.

 

- Перейдем к вопросу о личном служении человека. Например, один из наших постоянных телезрителей, когда выигрывает книги в нашей викторине, просит передать их дорогому отцу Евгению, как он говорит, и его службе милосердия, чтобы они были переданы его подопечным. Другой телезритель направляет их в детские дома, дома престарелых. А как человек, который хотел бы в эти Святые дни послужить ближнему, сделать добрые дела, как он мог бы, например, послужить Вашему храму? Необходимо положить много трудов, чтобы начать восстановление храма, как можно помочь?

 

- Шестого числа перед Рождеством увидел на нашей территории Деда Мороза, огромного, в шубе, рядом с ним Снегурочка – наша прихожанка. И они поехали по домам прихожан, семьям нуждающихся поздравлять детей. Потом она делилась тем, что эти поездки дают ощущение подлинной радости, вычищают всю шелуху, что осела на душе после посещения светских знакомых, праздновавших Новый год.

Для того чтобы найти себе занятие, человек должен прибиться к какой-то общине, быть в контакте с батюшкой, потому что любой приход – маленький центр служения милосердия, любви. В каждом приходе есть и пожилые, и больные люди. У нас недавно организовалась молодежная группа, и вот один из ее членов Кирилл предложил поездить по домам пожилых прихожан, чтобы поздравить их с Рождеством Христовым, попеть колядки.  Наша молодежь, которую мы считаем ни к чему неспособной, тем не менее, они сами организовались, поехали, надо лишь их поддержать и направить.

 

- Вопрос телезрительницы из Тувы: Мама  долго готовила сына к Причастию, а во время исповеди бабушки, которые там были, фактически его затерли, и он отвернулся и ушел.

 

- Здесь надо вспомнить слова Христа о том, что ни один волос не падает с головы человека без Божией воли. Никакая самая противная бабушка без промысла Божия ничего не сделает. В Церкви есть такое понятие, как искушение, в переводе на русский – испытание. Для того чтобы дойти до Христа, у человека должна быть решимость к самоотречению, к подвигу. На этом пути тебе встретятся не только бабушки, но встретятся люди, которые будут с тебя медленно снимать кожу и посыпать эти места солью. Путь христианина – это всегда путь мученика. После заповедей нищеты духа, милосердия, звучит заповедь «Блаженны вы, когда вас будут гнать и всячески злословить ради Меня». Гнали Меня, будут гнать и вас. Поэтому христианин, желающий приступить к Господу, должен приготовить душу свою к искушениям. Этот маленький урок был как бы зачетом. Стремящийся к покаянию должен быть готов немножко смириться, немножко потерпеть, немножко проявить почтение, потому что любая бабушка, самая-самая злая, растопит свое сердце, если ей улыбнуться или хотя бы просто отойти в сторону. Надо правильно объяснить это сыну, не осуждая людей в храме.

Неправильно подводить в первый раз сына к исповеди в такой праздник, как Рождество. В этот день очень много людей идут к исповеди, в храм приходят люди и случайные, и даже нетрезвые, такая обстановка может усилить искушения. По-хорошему надо заранее подойти к батюшке, объяснить, что сын идет впервые на исповедь, взять сына за руку, подвести познакомить с батюшкой заранее: батюшка ободрит, погладит по головке. Первая исповедь – это важнейшее дело, это нельзя делать с наскоку, это впечатление, которое может остаться на всю жизнь. Здесь надо поступать предусмотрительно, разумно. То, что произошло, надо спокойно пережить, смириться и сделать следующий шаг, но никак не отворачиваться от Христа.

 

- После предыдущей встречи с Вами к нам поступило множество обращений с просьбой сообщить реквизиты для пожертвований, телефоны, адрес сайта, чтобы правильно направить помощь Вашему храму.

 

- В первую очередь, хочется поблагодарить Бога за то, как совершенно чудесным образом откликаются люди, находятся помощники, то, что приходит в голову, сразу начинает реализовываться: средства появляются, люди приходят. Пока, конечно, не на уровне восстановления храма, но ведь сейчас необходима большая подготовительная работа: обустроить помещения на территории, чтобы было, где отдохнуть сотрудникам, устроить большую трапезную, где все могли бы разместиться, и таких задач очень много…

Телефон храма очень простой: 200-02-46. По этому телефону можно позвонить, узнать, какая нужна помощь. Нужны люди, помощники, всегда нужна материальная помощь приходу. Финансы прихода – тема для отдельного разговора, у людей существует масса иллюзий на этот счет. Некоторые думают, что если здание храма является памятником архитектуры, государство как-то участвует в его реставрации. Ничего подобного. Государство обязывает сохранять те руины, которые называются «памятником архитектуры», при этом не дает шагу шагнуть без получения бесконечных разрешений и согласований, но ответственность за восстановление памятника возлагает на приход. Поэтому материальная помощь нужна, важна.

Сейчас мы потихонечку делаем сайт СоборУспения.ru, а пока есть такой ресурс  службы милосердия, как ЕКБмилосердие.ru, где указаны способы материальных переводов. Только надо обязательно показывать, что это целевое пожертвование именно на собор, если оно будет безымянное, то оно уйдет на дела милосердия.

 

- Вопрос телезрительницы: Как правильно сказать своим близким, знакомым, у которых есть возможность помогать детским домам, домам престарелых, храмам, но которые сами не догадываются начать такую помощь.

 

- Думаю, когда приходит хорошая мысль, надо спокойно и честно разговаривать, мы же не плетем каких-то хитростей. Если у человека есть доверие к той организации, которой он хочет помочь, если он знаком лично, видит, как идет процесс восстановления, можно лично на своем авторитете сказать об этом. Ведь люди боятся того, что их средства уйдут «налево», что батюшка купит себе восьмой или девятый мерседес. Когда же ты с человеком в прямом контакте, то можешь просто сказать: «Давай поможем, тебе не сложно, и им хорошо». Как говаривал преподобный Амвросий: «Деньги – вещь хорошая, они восполняют недостаток любви», то есть, если у нас нет пока решимости посидеть час у кровати старика в доме престарелых, то мы можем пожертвовать на оплату труда сиделки, которая выполнит это служение, но и ты будешь в этом участвовать.

Многие люди готовы жертвовать на что-то материальное: мебель, игрушки, но гораздо важнее такое пожертвование на службу милосердия, благодаря которому будет человек, который восполнит недостаток любви. По отношению к старику, забытому детьми, или ребенку, брошенному родителями. Ведь служение сестры милосердия отличается от труда санитарки, это общение, общение душевное и телесное – поговорить по душам, погладить по ручке.

 

- Время нашей передачи подходит к концу, благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

                                 

- Бог вас благословит, дорогие братья и сестры. Очень хочется пожелать вам радости о рождшемся Иисусе Христе, радости и мира в Духе Святом. Во время рождественской проповеди родился тост, который, наверное, шокировал бы людей неверующих: «Желаю всем вам Царствия Небесного». Помогай нам всем Господь.

 

Гость передачи: протоиерей Евгений Попиченко.

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать