Беседы с батюшкой. Подготовка к Великому посту

8 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов).

– Тема беседы сегодня: «Подготовка к Великому посту». Скажите, как правильно настроиться на Великий пост?

– Церковь готовит своих чад к Великому посту. До этого были подготовительные недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде. Все это говорит о том, что христианин постепенно подходит к великому поприщу Святой Четыредесятницы – весны покаяния, времени духовного и телесного делания. Мы постепенно входим в Великий пост. Текущая неделя Масленая, от слова «масло», потому что мы заговляемся на блины, прочие вкусные вещи, но уже без мяса. Так постепенно готовимся к б о льшему воздержанию.

– А можно ли сказать, что пост уже чуть-чуть начался? Мяса не вкушаем, сегодня первая великопостная служба…

– Да, уже кладем земные поклоны, читаем молитву «Господи и Владыко живота моего…», не вкушаем мясо, осталась только молочная пища и традиционные блины. Мы готовимся постепенно. В свое время епископ Зосима своим духовным чадам говорил: «Заранее начинайте делать поклоны, чтобы было легче», иначе потом, когда входим в Святую Четыредесятницу, особенно первую неделю, болят руки, ноги… Так что уже начинаем подготовку.

– Кроме богослужений, молитвословий и воздержания в пище, как еще можно подготовиться к посту?

– Я думаю, духовным настроением. В Прощеное воскресенье мы будем просить друг у друга прощения, преклонять колена друг перед другом, будем иметь сердце сокрушенное – это тоже очень значимый вход в Святую Четыредесятницу.

– Пост – это подвиг?

– Несомненно. Пост – это не просто неедение. Святые люди, подвижники радуются посту, а невоздержники скорбят, что надо будет воздерживаться, надо будет бороться с собой, потому что самое трудное – это как раз борьба с самим собою. Но есть правила Святой Церкви, устав которой говорит, каким образом нам воздерживаться в пище. Каждый имеет, может быть, для себя еще какой-то обычай. Поститься, я думаю, желают многие православные христиане. В отдельных учреждениях в столовых есть постная пища, так что поститься легче. Но прежде всего важно внутреннее стояние пред Богом, сокрушение, покаяние, молитва. Меру подвига, меру поста определяет Церковь, но каждый принимает это по-своему, в силу состояния здоровья, и физического, духовного. Это важно – послужить Богу не меньше, чем я могу.

– Многие говорят о том, что важно не столько не вкушать пищу, сколько «не есть других людей». И многие как раз на этом играют: «Ну и что, что я нарушил пост, зато я в душе мир сохраняю».

– Хорошо. Каждый стоит пред Господом, каждый своему Господеви стоит или падает (Рим. 14, 4), – говорит Священное Писание. Совесть каждого оправдывает его или обличает. Кто-то, может быть, действительно по-фарисейски постится, и это будет ханжество, всего лишь внешняя форма. А кто-то внутренне предстоит пред Богом. Каждый и получит ту награду, которую он заслужил. По совершении Великого поста каждый из нас подводит итоги и смотрит, что же он сделал.

Перед началом поста, может, немного страшновато вступать на это поприще, тем не менее каждый ставит себе задачи, ближние или дальние: что он может сделать в этом году, как он может стать лучше. Если кто-то пришел в Церковь недавно, он постепенно воцерковляется, ему может быть сложно, либо, наоборот, он имеет такую горячность духа, что он готов и голодать, и поститься, и молиться, и живым на небо… Но, как говорят святые отцы, всему есть мера, и очень важно идти средним путем для того, чтобы исправиться, начать новую жизнь.

Естественно, сразу не получится. Святые отцы говорят, что состояние бесстрастия не в том, чтобы не испытывать страстей, а в том, чтобы бороться с ними. Если мы встали на этот путь, боремся, состязаемся, прежде всего, с самим собой, то это уже значимо, важно, богоугодно.

– Говорят, что пост – это смерть и воскресение. Как бы Вы прокомментировали это выражение?

– Смерть, потому что мы трудимся, чтобы искоренить наши страсти, пороки, хотим подорвать греховную основу. А воскресение чувствуем тогда, когда душою, сердцем приближаемся ко Христу. Особенно это значимо, когда мы достигаем Святой Пасхи. Тогда человек воскресает, в песнопениях на крестном ходу мы поем, чтобы Господь нас просветил: «Воскресение Твое, Христе Спасе… славим». Это очень важно. Церковь на протяжении Великого поста уделяет особое место священным событиям: и житиям святых, и жизни Господа. Когда мы вспоминаем эти события, переживая их вместе с Церковью, очень важно, чтобы это было не формально, а чтобы мы стремились к Богу, к небу.

– Скажите, почему нужно ограничивать себя в еде постом?

– Это, наверное, самое простое, хотя это может быть сложным, трудным и не всем доступным. Есть люди, которые не могут физически соблюдать пост, тогда они могут сделать что-то для Бога, показать свою любовь ко Христу. Это может быть молитва, пусть небольшая, но от сердца.

В пост мы свое тело воспитываем для того, чтобы оно могло в полной мере служить Христу Спасителю. Это весна покаяния, время исправления, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Но человек состоит из души и тела. Первый человек был создан Господом богоугодным, чистым, братолюбивым, незлобивым. А когда прародители согрешили, то на этого первого человека, как говорит преподобный Макарий Великий, наложился во всем как бы ему противоположный: рука на руку, нога на ногу, голова на голову. Наша задача этого пришельца, страстного человека победить, отказаться от него. И наши шаги этому служат.

– Раз мы говорим о прародителях, то, что Господь заповедал не вкушать от древа познания добра и зла, не является ли первой заповедью о посте?

– Первая заповедь о посте и заповедь о послушании. Каждый из нас, как учит Церковь, может себя испытывать: «А что я могу сделать?» Кто-то полностью приемлет пост, если силы и здоровье позволяют, кто-то хотя бы отчасти, но каждый должен свой талант принести Богу.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Наш Святейший Патриарх Кирилл сказал так: “Если вы стесняетесь священнику признаться в своих грехах, попросите у Господа прощения в своих грехах”. Я дома сосредоточусь, а прихожу в храм, и перед батюшкой возникает какая-то рассеянность, не могу все рассказать… Так как же следовать совету Патриарха, как у Господа просить прощения: дома каяться или в храме? Покаяние у меня от всего сердца, а в храме – не получается, перед батюшкой рассеянность…А я хочу, как Патриарх сказал. Объясните, пожалуйста, как это делать».

– Важно покаяние. Ваше покаяние, как Вы говорите, начинается еще дома, когда Вы осознаете свои грехи, свои немощи, недостатки и приносите Богу покаяние. А потом нужно идти в церковь и там каяться пред лицом Божиим: священник является свидетелем, и он свидетельствует о том, что Вы говорите пред Богом, что рядом Бог стоит невидимо. Человеку свойственно волноваться, иногда кажется, забываем о чем-то важном. Есть такой обычай: можно записать свой грех и затем, подойдя к священнику, сказать. Но важны не просто слова, а сокрушенное сердце. Бог видит это, знает, и я думаю, что такой грех, конечно, прощается Богом. Святейший Патриарх благословляет, чтобы мы сокрушались, и от этого совершается покаяние, исправление жизни. Так что смущаться и считать, что это неправильно, я думаю, неверно.

– Продолжим нашу беседу. Часто слышал такую фразу, что человек, который говел Великим постом, может не соблюдать другие посты. Говорят, что Великий пост –самый главный пост.

– Самый главный, важный, серьезный, потому что он ведет нас к Пасхе, к Воскресению Христову. Но другие тоже важны. Мы знаем, что после Великого поста летом будет Петровский пост, который приводит нас к празднику святых апостолов Петра и Павла. Мы тоже молимся, просим святых апостолов, чтобы они дали нам силы быть в «духовном тонусе». После этого Успенский пост, который посвящен Богоматери, и иногда говорят, что он является как бы отрезком Великого поста, потому что он довольно строгий. Если в Петровский пост мы можем в определенные дни вкушать рыбу, то Успенским постом рыба не разрешается. Успенский пост непродолжительный, длится две недели, поэтому его все-таки соблюдать легче. В зимний период мы приходим к посту перед Рождеством Христовым.

Так что каждый пост имеет свою цену и значимость, для каждого из нас это определенные этапы духовной жизни. Как мы уже неоднократно говорили, самое трудное – это бороться с самим собой. И если человек в свою меру с Божией помощью преодолевает эти сложности, то он будет иметь награду от Бога, он может воспитывать самого себя. Нужно говорить, что Великий пост важен, но нельзя при этом отрицать другие посты, потому что это установления Церкви, установления апостольские.

– Говорят, что устав Церкви формировался именно в тех областях, где нужно не так много, чтобы утолить голод и поддержать свои жизненные силы. А мы все-таки живем на севере, нам нужны витамины…Если в Египте съели финик – и уже сыты, здесь другая проблема. Люди задают такие вопросы: как мирянам быть? Устав Церкви очень строгий, и не всегда все могут его соблюдать.

–Мы соблюдаем пост в той мере, в которой это возможно для нас. Пост, если строго подходить, – это полное воздержание. На Афоне, когда идут дни первой седмицы, монахи ничего не вкушают. На второй день (в разных монастырях может быть свой устав) вечером вкушают отвар лаврового листа. Вот такая строгость. Когда проходит первая седмица, разрешение на пищу уже другое.

В России и монахи, и миряне стараются поститься: кто-то не вкушает пищи, если ему позволяет здоровье, духовное состояние, но кто-то кушает то, что может. Каждому подсказывает его совесть. Можно посоветоваться со своим духовником, насколько я могу подвизаться. В монастырях есть игумен (игуменья), которые говорят: «Вот мы будем таким образом соблюдать наш устав». И каждый приносит свой плод, и каждый получает свою награду. Так что, думаю, тут можно рассуждать.

Пост нельзя отрицать, потому что это опыт Церкви, опыт тех людей, которые достигли святости. И если мы следуем их путем, то приближаемся ко Христу. А если мы слабы и немощны, то мы приходим к священнику. Иногда говорят: «Разрешите мне не поститься». Если доктора говорят, что вам нельзя соблюдать пост, тогда приходите к священнику и говорите: «Я не мог(ла) соблюдать пост, потому что мне не позволяет мое здоровье». Господь не требует от нас невозможного, Он требует от нас любви, служения Ему душой и телом (сейчас мы говорим о внешнем телесном посте) – это будет самое главное и важное.

– А если здоровье не позволяет,но человек хочет соблюдать пост и вредит себе…

– Если человек неразумно постится, то это неправильно. А если, положим, он не ест одного, а ест другое либо ест меньше, значит, он поступает разумно. Мы люди церковные, наверное, у многих есть духовники, они могут подсказать, как правильно и разумно это делать.

– То есть все-таки стараться действовать без фанатизма.

– С любовью ко Христу.

– Вопрос телезрительницы из Сургута: «Можно ли читать в Великий пост акафисты или заменить их канонами?»

– Если мы говорим о том, что совершается за богослужениями Великим постом в храме, то чаще всего в этот период акафисты опускаются. Больше читают Псалтирь, каноны. Но есть такое выражение: «Для келий устав не писан». Если Вам хочется помолиться за акафистом у себя дома, это не возбраняется.

– Давайте перейдем от вопросов телесных к духовным. Зачастую пост превращается в формальность: мы не едим и этим довольствуемся. Как найти баланс, золотую середину между воздержанием в пище и духовным состоянием, чтобы Великий пост провести достойно и встретить Светлое Христово Воскресение с великой радостью?

– Важно, чтобы сердце наше принадлежало Христу. Мы молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Дух, душа и тело должны быть нераздельны. Мы смотрим, насколько исполняем заповеди, насколько чисты в своих устремлениях, делах, намерениях и согласуем дела душевные и духовные, служение Богу, Церкви. Это важно.

Конечно, нужна молитва. Мы знаем из опыта, что постом большое внимание уделяется молитве. По церковному уставу в храмах начинают читать Евангелие особым образом, чтобы все четыре Евангелия были прочитаны. Это говорит о том, что Священное Писание очищает душу, приближает человека ко Христу.

Насколько я могу это делать? Может быть, я человек занятой, у меня есть семья, много работы, я не всегда могу прийти в храм. Но Господь не требует невозможного, и я должен делать то, что могу. Очень важно, когда я служу Христу теми талантами, которые у меня есть. Может, я не могу много молиться, но могу посетить своего ближнего, могу сделать какое-то доброе дело. И это тоже важно, что в такой непростой период мы начинаем исправляться, начинаем жить по Божьим законам. Я думаю, что каждый может определить эту меру для себя, согласуясь со священником, осознавая свои возможности и учитывая сложности.

– Великий пост, наверное, является некой целебницей,которая заряжает энергией на весь оставшийся год?

– Да, это так. Особенно когда мы переживаем молитвы, когда читаем Священное Писание, когда переживаем Светлое Христово Воскресение, когда ликует небо и земля, тогда, конечно же, человек становится новым. Быть новой тварью во Христе – каждый из нас призван к этому. Это непросто, но тем не менее мы дерзаем. Будем иметь благословение церковных пастырей, читать молитвы перед началом Великого поста для того, чтобы укрепиться и совершить это течение.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «С сегодняшнего ли дня читается молитва Ефрема Сирина и преклоняются колена? Это делается утром или вечером? И до какого числа так делать?»

– Начали сегодня, потому что завтра, в среду, еще не великопостное богослужение, но уже совершается молитва Ефрема Сирина, три больших поклона, двенадцать малых, великий поклон. В среду литургии по уставу нет. В четверг будет литургия. В пятницу такое же богослужение, как в среду. В Прощеное воскресенье мы преклоняем колени пред Богом, друг перед другом, просим прощения, благословения на Великий пост. С понедельника начинаются богослужения Великого поста, которые совершаются до Пасхи.В субботние и воскресные дни богослужение имеет свой характер, оно посвящается Великому посту, поминовению усопших. Так приходит Святая Четыредесятница и продолжается в течение сорока дней. Страстная седмица посвящена страданиям Господа, в это время мы читаем и слышим великие песнопения. Таким образом мы приближаемся к Христову Воскресению.

– Когда наступит Великий пост, в храмах будет совершаться таинство Соборования. Объясните, пожалуйста, что это за таинство, в чем его смысл и польза.

– Таинство Соборования (или Елеосвящения) может совершаться и вне Великого поста, в любое время. В этом таинстве человек освящается елеем, молитвой, семь раз читается Евангелие. Все органы чувств человека помазываются елеем. В таинстве прощаются грехи и от Бога дается здравие души и тела. Иногда люди бояться собороваться, даже если чувствуют себя физически не очень хорошо, говорят: «Я не буду собороваться, мне рано собороваться», потому что считают, что это таинство совершается только перед смертью. Это далеко не так. Напротив, если я приступил к таинству, то я получил от Бога исцеление.

Иногда трудно совершить таинство Соборования, и священник как никто знает это. Например, в больнице, потому что человек, может быть, не один находится в палате. Святая Церковь, идя навстречу нуждам своих верующих, имеет особый сокращенный чин Елеосвящения. Но при этом таинство совершается, и духовная сила способствует душевному и телесному здравию человека.

В Даниловом монастыре таинство Соборования будет проходить со второй седмицы Великого поста каждый четверг в 17 часов. Таинство будет совершаться и в других московских храмах. От этого священнодействия особое настроение, потому что мы просим у Бога помощи: оставления грехов и исцеления души и тела.

– Вопрос телезрительницы: «Когда будут читаться молитвы Андрея Критского?»

– Вы говорите о Великом покаянном каноне Андрея Критского. Чтение канона начнется с понедельника и будет проходить за каждым вечерним богослужением четыре дня. Чтение канона будет начинаться в 18 часов, чтобы работающие люди могли после работы прийти в храм и помолиться.

– Еще Мариино стояние…

– Мариино стояние состоится в среду пятой седмицы поста, когда канон прочитывается полностью.

– Как часто постом нужно причащаться? Есть разные практики: кто-то редко, кто-то часто…

– Я думаю, что постом нужно непременно причаститься. Для того мы и постимся, чтобы очистить душу и тело, соединиться со Христом. Кто может подготовиться должным образом, тому возможно причащаться каждую неделю. Кто усердно постится, молится, тот может причащаться в среду и пятницу на литургии Преждеосвященных Даров. Каждый день Великим постом причащать не будут, только в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Если человек подготовился, жаждет духовного обновления, если священник его благословляет, он может причащаться в эти дни. Но, конечно, надо приготовиться. Есть молитвенное правило ко Святому Причащению, есть пост в пище, для людей, живущих в супружестве, есть супружеский пост. И это важно – соединиться со Христом для того, чтобы двигаться дальше.

– Вопрос телезрительницы из Новомосковска: «Я хотела бы уточнить: как часто тяжко болящему человеку можно собороваться – один раз в год или за Великий пост можно несколько раз пособороваться?»

– Это зависит от того, насколько человек нуждается в таинстве. Нужно собороваться хотя бы раз в год. Если священник Вам благословляет чаще, тогда Вы можете приступать к этому таинству чаще. Иногда говорят, что собороваться могут только больные, но мы все нездоровые. Кто может похвалиться здоровьем?

– То есть стараться решать эти вопросы со священниками, духовниками.

– Да, акцент такой: есть устав Церкви, благословение священника и наше состояние.

– Соборование и Причастие: лучше, наверное, связывать эти два таинства?

– Есть такое благочестивое пожелание, когда говорят: «Пособоровались, и в ближайшее время причаститесь». Но если соединить это сложно в силу обстоятельств, тогда нужно причаститься, когда получается.

– Церковь готовит нас к Великому посту, но все равно сейчас идет Масленая неделя. Проходят народные гулянья, это широко освещается в средствах массовой информации. Массовые гулянья проходяти в Москве, и во многих крупных городах. Не сбивается ли от этого покаянное настроение? Готовишься, выходишь на улицу, а там – блины, пляски, бублики, гармошка…

– Апостол Павел говорил: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор.6, 12). Если я считаю, что для меня масленичное гулянье вредно, неполезно, то я туда не пойду. Но осуждать другого человека, что он поступает недолжным образом, наверное, будет хуже. Каждый готовится по-разному, кто-то готовится через веселье, зная, что сегодня он повеселился, а завтра Великий пост.

Был такой подвижник – иеросхимонах Александр Гефсиманский. В его жизнеописании говорилось, что он на Масленице славно погулял, повеселился, а наутро проснулся и сел на пороге думать. Он уже решил, что пойдет в монастырь, то есть для него начался не просто Великий пост, а монашеская жизнь. И вот он думал, сокрушался, потом пошел в монастырь и стал великим подвижником. Так что каждый, наверное, через что-то свое перешагивает, а потом уже идет к Богу…

– Вопрос телезрительницы из Дубны: «Моя дочь очень соблюдает пост, она уже пришла к вере. Но, чтобы ей не хотелось есть, она курит и ложится спать. Какой же это пост? Я ей говорю: “Ты брось курить, вот это и будет пост”. Но она ничего не ест, каждый пост худеет на пять килограммов, но курит. Батюшка, я прошу Ваших молитв о ней, дочь зовут Жанна (Иоанна)».

– Худеть – это хорошо. Кому-то, может, не рекомендуется, а кому-то хорошо похудеть. А курить для того, чтобы отбить жажду еды, – не самый лучший метод. Вы мама, Вы за нее молитесь, теперь и мы будем поминать Иоанну, чтобы Господь ей помог, чтобы она шла правильным путем.

– Как важно постом не осуждать?

– Для этого Церковь предлагает молитвусвятого Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» и поклоны. Это очень важно. Мы помогаем нашему телу и духу помнить свои грехи. «Даруй ми, Господи, зрети моя прегрешения» – это очень важна объективная оценка самого себя, кто я есть…

Пророк Давид говорил: Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс.21,7). Кто может похвалиться, что он не такой? Друг перед другом нам подчас кажется, что мы хорошие, благочестивые, закрадывается мысль, что я не творю греха… А если поставить себя пред Богом? Кто может Богу сказать: «Господи, я умный, красивый, положительный, смиренный и кроткий?» Вряд ли найдется такой человек. Если я свои грехи буду видеть, я уже не буду осуждать другого. Как говорят, когда покойник у меня в доме, я не пойду чужого покойника хоронить, буду плакать о своем.

– Как детям соблюдать пост? Им же надо расти…

– Если мы говорим о детях, которые живут в семье, значит, родители решат, как будет. Я помню такие примеры, как одна маленькая девочка (сейчас она уже замужем, имеет свою семью) в свое время говорила: «Я не хочу белую котлетку, я хочу коричневую», то есть мясную, а белая, вероятно, была картофельная или из каши. Так родители постепенно воспитали ее, она выросла здоровой православной христианкой. В каждой семье по-своему. Кому-то не дают чего-то, кому-то говорят: «Не делай этого, а поступай таким образом». Так что это решается в силу воспитания.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «С какого возраста можно начинать соборовать ребенка? Моему ребенку семь лет».

– Есть мнение, что семь лет – момент покаяния. Дети могут и раньше подходить к священнику, говорить о своих недостатках. Есть почтенные протоиереи, которые начинали исповедоваться с четырех лет, и из них выросли хорошие батюшки. Но это шутка. Ребенку нужно исповедоваться с семи лет, чтобы приступать к Святой Чаше.

– Часто бывает, что в семье есть верующий и неверующий, кто-то хочет соблюдать пост, а кто-то нет.

– Господи, умудри, чтобы верующие и постящиеся не осуждали непостящихся и неверующих, а неверующие имели бы снисхождение к тем, кто постится. Нас, постящихся, иногда упрекают, что мы становимся злыми, не проявляем любви.

– Голодные.

– Злые, потому что голодные. Нам, постящимся, нужно стараться избегать этого в семье, а им – дай Бог снисхождения к нашим немощам.

– Есть русская традиция – сжигать чучело. Понятно, что это язычество, но это имеет место быть. Как к этому относиться?

– В Церкви нет благословения на сжигание чучела, и Церковь не изготавливает чучело. Что человек через это достигает? Проявляет себя? Какова цель? У святителя Тихона Задонского было много описаний того, что праздник Ярилы и прочие языческие обычаи на Руси сохранялись. Но в Церкви нет такого благословения. Говорить, что люди неправы, тоже не будет правильным. Надо иметь снисхождение. Но если человек желает услышать ответ, узнать учение Церкви об этом, то нужно вразумить его, рассказать, как правильно.

– На протяжении всей нашей беседы Вы очень мягко высказываетесь по многим вопросам. Где-то же нужно жестко? Человек имеет свойство, можно сказать, наглеть в некоторых ситуациях: ему тут разрешили, там разрешили… А в конце он вообще, не дай Бог, упадет или возгордится...

– Почему же упадет?! Я надеюсь, что через мягкость, как Вы выразились, через любовь человека к Богу и через Божию любовь к человеку, человек наоборот поднимется. Ведь все когда-то начинают, приходят в Церковь. Кто-то осознанно, кто-то в благочестивой семье со своими родителями, и постепенно человек растет. Росточек появился, потом он приносит плод. Я думаю так. А надо жестко, строго?

– Может, кому-то и полезно.

– Я старался акцентировать на другом: Церковь наставляет через свое учение, своих пастырей, и она возводит человека от земли к небу. Это важно. «Умеренному деланию нет цены», – говорят святые отцы. Постепенно человек растет. Кто-то в минувшем году не постился, еще не пришел в Церковь, а в этом году мы надеемся, что человек придет в Церковь, приступит к таинствам, начнет поститься. Известно, что все непостные продукты постом меньше покупаются, люди уже больше постятся, больше покупают постных продуктов. Так что понемногу, потихоньку, каждый в свою меру… А Вы считаете, что нужно так: «Правило такого-то Собора гласит так-то…»?

– Тяжело так считать, потому что мы не соблюдаем того, что написано…

– Мы слабые, немощные, священники это понимают. Кому-то они строго скажут, а кому-то скажут: «Хорошо, милочка, сегодня ты еще не сумела подготовиться должным образом, приходи в следующий раз, тогда уже нужно будет поступить так и так…» Есть много пастырских вопросов, которые сразу не решаются.

– Люди задают вопрос о вегетарианстве, когда человек (независимо от того, пост или нет) воздерживается от мяса, это своего рода образ жизни. Можно ли вегетарианство считать постом?

– Нет. Ведь цель какая? Постройнеть, похудеть, вылечиться, может быть. Если есть необходимость, хорошо, что человек соблюдает диету. Но мы же говорим о служении Богу. Наш пост – это, прежде всего, проявление любви ко Христу. Так что вегетарианство само по себе, если оно не повреждает духовной сущности человека, может быть. Или сыроедение, например, – много разных диет. Но это еще не пост. А у нас есть устав о посте.

– Наши телезрители задают вопрос: где находятся мощи Даниила Московского?

– Если бы мы знали об этом, то сказали бы. Частицы мощей преподобного князя Даниила находятся в Даниловом монастыре. Когда монастырь был закрыт, стали постепенно закрывать храм за храмом, мощи переходили из одного храма в другой, а потом они исчезли. Много было разных версий, были запросы в государственные органы, но до сих пор цельные мощи обретены не были. Часть мощей находится в храме Святых Отцов, в Троицком соборе. Они были возвращены из-заграницы, там их хранили духовные дети владыки Феодора (Поздеевского), потом митрополит Феодосий принес их в Данилов монастырь. Часть мощей была у насельников. Но цельные мощи мы пока не обрели.

– Не обрели, потому что не знают где?

– Не знают. В этом направлении до сих порведется работа. Святейший Патриарх Алексий I в 40-е годы делал запрос в правительство по поводу возвращения мощей святителя Алексия, митрополита Московского, и благоверного князя Даниила. Мощи святителя Алексия теперь находятся в Елоховском соборе, а мощи Даниила Московского на сегодняшний день не обретены.

– Порой есть ощущение, что мы живем какими-то этапами в жизни. Великий пост –и мы вдруг все стали хорошими, Прощеное воскресенье – и все попросили прощения и примирились…

– Вы хотите сказать, что нам всегда нужно быть хорошими, всегда просить прощения друг у друга? Верно. Но поскольку мы люди несовершенные, то хотя бы этапами Церковь ведет нас, постепенно возводит. Есть душеполезная книга «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, где святым отцом рассматривается каждая ступень духовного роста. Так и здесь, Великим постом идет постепенный рост, постепенное движение. Для чего нам Великий пост? Мы получаем плоды, которые потом претворяем в своей жизни.

– То есть жизнь и опыт Церкви создали эти правила…

– Да. И когда мы следуем им, получаем от Бога и прощение грехов, и награду, и силы дальше совершенствоваться.

– Для меня Великий пост – это всегда нечто особенное: богослужения, настроение, которые приближают к Пасхе. А для Вас Великий пост – это что?

– Пост для нас – это труд, потому что мы ленивые, нерадивые, а Великим постом надо себя как-то мобилизовать. И богослужения, и поклоны, и сам по себе пост – это большой труд. Но труд благодатный, который необходим, потому что он самой большой мере ставит нас пред Богом. Например, в первую седмицу совершаются продолжительные богослужения – для нас это большой труд…

– Как говорится, не столько важен сам праздник, как подготовка к нему.

– Да, Великий пост нас готовит к Воскресению Христову. Мы уже и сейчас готовимся, понимаем, что впереди нас ждет Христос, Он каждого призывает, говорит: Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23, 26). И вот это сердце мы готовим.

– Даже сейчас в евангельских чтениях вспоминаются последние дни жизни Христа.

– Да, это важно. В Церкви уже поют покаянные песнопения «На реках Вавилонских…», когда тушится свет, и это покаянное настроение дает человеку силы.

– Если человек оступился Великим постом, скушал что-то скоромное, причем осознанно (может, и неосознанно)… Бывает, приходит человек в кафе на обед, заказал что-то, а там скоромное в салате, он не заметил и съел. Многие очень сильно переживают из-за этого.

– Есть такая шуточка: «Порося, обратись в карася»…В том, что от человека не зависит, он не виноват. А потом есть покаяние: пришел на исповедь и сказал вольный грех (если нарушил намеренно) или невольный грех (если нарушил ненамеренно). На все есть покаяние и прощение от Бога.

– Многие знают наше гостеприимство: приходишь в гости к людям, которые не постятся, и на столе скоромная пища. Нехорошо отказываться и сидеть «забитым» вне коллектива. Как быть в этой ситуации, когда тебя кормят, а тебе нельзя, и в то же самое время не хочется обидеть человека?

– И что же выбирает человек: обидеть другого или чтобы потом совесть его обличала, что он нарушил пост? По-разному бывает. Иногда человек решает, что если он съест, тем сотворит меньшее зло – не обидит другого. Иногда он может гостеприимным хозяевам сказать: «Простите, я пощусь», и они принимают такие доводы. Нужно смотреть по ситуации, по внутреннему настроению…

– Конечно, на эту тему можно говорить сколько угодно…

– Когда давали какому-то монаху, святому, подвижнику вино, а ученик говорил: не давайте ему сегодня вино, потому что он завтра и несколько дней не будет пить воды, – это один пост. Но у каждого свой пост.

– Мы должны заканчивать беседу. Очень бы хотелось, что бы Вы дали нашим телезрителям какое-то наставление.

– Господи, благослови нас приготовиться к Великому посту (еще идут дни подготовительные), начать Великий пост и сотворить его поприще преисполненным духовных сил, радости о Господе Воскресшем. Всем нам, Господи, помоги!

 

Ведущий: Сергей Платонов
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать