Великий пост

8 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Алексий Антоновский, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кленове. Передача из Москвы. Эфир 8 апреля 2014 года.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кленове священник Алексий Антоновский.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте. Господи благослови всех наших телезрителей и нас, чтобы наша беседа была полезна.

 

- Тема сегодняшней передачи «Великий пост». Кажется, вчера пост только начинался, и уже в это воскресение заканчивается Святая Четыредесятница. Напомните еще раз, для чего необходимо время Святой Четыредесятницы?

 

- Наша церковная жизнь кажется порой слишком регламентированной. На самом деле, она устроена очень мудро. Мы не знаем имен всех авторов богослужений Великого поста, но одного знаем точно – это Святой Дух. Мы верим, что наша Церковь живет и руководится Святым Духом.

Посмотрим, как мудро святые отцы под действием этого Святого Духа устроили жизнь Церкви в дни Великого поста.

Завершается Великий пост великим праздником Входа Господня в Иерусалим. Этот праздник говорит нам о цели поста и всей нашей христианской жизни. Она в том, чтобы вместе с Господом нашим Иисусом Христом войти в Небесный Иерусалим. Войти с Его славой, радостными, ликующими возгласами «Слава в вышних Богу, и на земли мир…»

Мы можем вспомнить, какой путь предлагает нам Святая Церковь в дни Великого поста, и оглянуться на путь или, как говорит митрополит Антоний Сурожский, «духовное путешествие», только что предпринятое нами.

Первое воскресение, которое готовит нас к вступлению на этот путь, и когда читается евангельский отрывок о Закхее. Наш путь начинается со знакомства со Христом.

Внешне Закхей был весьма успешен: деньги, служба, дом, семья, но была какая-то очень важная проблема, по которой ему надо было лично познакомиться с Иисусом Христом. Пока мы лично не познакомимся с Иисусом Христом, нам непонятно, куда идти, зачем и главное – с Кем? Для этого надо совершить для начала какой-то маленький подвиг. Закхей совершает его, залезая на дерево. Результат потрясающий – к нему подходит Господь, и его сердце наполняется любовью ко Христу.

Следующая подготовительная неделя о мытаре и фарисее. Мы уже знаем, к Кому нам идти. Эта неделя говорит нам, как надо стоять перед Богом и как смотреть на Него. Потому что Бог всегда смотрит на нас.

Фарисей – тоже человек успешный и во внешней жизни, и в религиозной. Мытарь же со стороны духовной жизни – человек, абсолютно никчемный. Но у него есть одно важное качество: он себя ставит ниже всех остальных, потому что перед Богом никто не может ничего заслужить, лишь взывать к Божиему милосердию.

После знакомства со Христом нам предлагается усвоить не личину, а образ того, как я должен всегда стоять перед Богом. Как бы я не был образован церковно, духовно, как бы прекрасно я не умел читать по-церковнославянски. Нам предлагается всегда возвращать себя к этому образу мытаря: «Боже, буди милостив мне, грешному».

Следующая подготовительная неделя, которая, по сути, есть уже само движение человека – Неделя о блудном сыне. Мы осознали, что мы мытари, а что делать дальше? Притча говорит нам: вставай и иди в отечество. Отечество у нас одно. Как говорит апостол Павел, мы живем в земном отечестве, но небесного взыскуем. Нам предлагается осознать, что грешник – это тот, кто очень далеко, поэтому надо встать и идти. Но нужен ли я там? Эта притча отвечает, что Бог ждет тебя с огромной бескорыстной любовью, какой бы ты ни был.

Далее Неделя о Страшном суде. Такого образа нет в Евангелии. Сам Дух Святой через святых отцов говорит нам, что все очень серьезно и не надо благодушествовать. Церковь говорит, что Отец ждет нас избитыми, грешными, все промотавшими на свои удовольствия, Он ждет нас. Но Он ждет от нас и ответа. Церковь настраивает нас на серьезность всего происходящего, и что небесное Отечество требует усилия.

Следующая подготовительная неделя – изгнание Адама. Мы, дети Адама и Евы, лишены самого главного – Небесного Иерусалима, и нам предлагается увидеть серьезность нашего положения – нашу отверженность. Но, пройдя предыдущие недели, мы не впадаем в уныние, потому что знаем, что нас ждут, и знаем, что нам делать.

Поэтому вместе со всей Церковью мы вступаем на этот путь, путь Великого поста. «О, раю, мой раю», затворенный грехопадением Евы. Но сегодня мы уже знаем, что он открыт нас страданиями и крестным подвигом Господа нашего Иисуса Христа.

Мы вступаем на путь Великого поста с чувством, что мне надо действовать, подобно блудному сыну, чтобы вернуться в свое небесное отечество.

 

- Вопрос телезрительницы из Тюменской области: У нас четверо детей, самому младшему восемь месяцев. Мы стараемся причащать и младенца, приезжая не раньше, чем за полчаса до Причастия, чтобы не мешать молящимся. Однако один наш прихожанин сказал сегодня, что не надо причащать младенцев, поскольку они только плачут и ничего не понимают. Как поступать правильно?

 

- Думаю, что Вы сами знаете, что детей, конечно, надо причащать. Мало ли, кто что скажет. Может быть, у него что-то болит или он чем-то огорчен. Мы же приносим детей Господу, и Он принимает их, а они впитывают все это.

 

- Другая телезрительница пишет, что родители причащают детей, но сами не причащаются. Как личный пример родителей при причащении младенцев?

 

- Видимо, древние христиане начали крестить своих младенцев по одной причине: им хотелось, чтобы их младенцы были через причастие также приобщены Христу, как и они сами.

Не причащать детей, родители которых не причащаются, было бы неправильно. Ведь они приносят своих детей, понимая, где центр жизни. Мы же не можем набросить аркан и заставить причащаться. Иногда родителям можно по очереди ходить на службу от начала до конца. Родителям так же надо учиться молиться и полностью включаться в Божественную литургию.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: В этом году православная и католическая пасхи совпадают, кто будет вести богослужения у Гроба Господня и встречать Господа? Католики или православные?

 

- Не могу ответить вам, мне это неизвестно. Но что от этого изменится? Конечно, православные будут встречать Господа, по Вашему выражению. Но если будут присутствовать католики, то вряд ли это как-то омрачит нашу встречу.

Между нами есть разделение, но мы вместе христиане и вместе противостоим злу в этом мире. Многие католики с большим уважением относятся к Православной Церкви. Мы не должны молиться вместе. В храме три придела, и каждый может служить в своем. Думаю, что это вопрос к митрополиту Илариону Алфееву или кому-то еще, посолиднее, чем я.

 

- Почему первое воскресение Великого поста называется Неделей Торжества Православия?

 

Первая неделя поста самая трудная. Первые четыре дня читается Великий покаянный канон Андрея Критского, кто может, совершает земные поклоны. Бывает, у человека могут опуститься руки и появиться лукавые мысли, а для чего это надо, что мы приобретаем.

Ответ мы слышим в Неделю Торжества Православия: человек – образ и подобие Божие, и как он не был далек он Небесного Отца и отечества, и в крещении, и в таинствах причастия и миропомазания ему возвращается все его достоинство. Торжество Православной Церкви – это торжество учения о Боге и человеке. Как говорили святые отцы, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, чтобы произошло обожение человека. Первая неделя Великого поста говорит нам, что это истина, мы вместе с ней, и это не отвлеченная истина, но наш Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек. Наше стремление – к Нему и восстановлению в себе Его образа. Мы прошли первую неделю Великого поста, и нам говорят не то, как это трудно и тяжело, но как это прекрасно и как здорово, что Бог возвращает нас себе такими, какими мы должны быть. Торжество Православия в этом.

 

- Во вторую неделю отмечается память святителя Григория Паламы. Расскажите, почему именно этот святой?

 

- Мы идем ступенями Великого поста, и каждую неделю нам открывается что-то новое. Первая неделя открывает нам восстановленный образ человека, сияющий в Господе Иисусе Христе. Вторая открывает очень важный момент жизни, который практически отсутствует в крупных городах. Наша жизнь заполнена звуками, разговорами, телевизором, радиовещанием, нам не хватает тишины и задумчивости. Кто-то сказал, Бог говорит свое слово в тишине.

Один русский старец, причастившись, по два часа не выходил из алтаря, потому что быть с Господом – это быть в этой Его тишине, и он не мог оторваться от Господа. Один богослов сказал о тишине присутствия.

Григорий Палама – учитель этой внутренней тишины. Движение исихастов, движение молчальников на Святой Горе Афон – духовное движение, которое говорило о том, что нам надо меньше тратить времени на разговоры и больше молчать. Это молчание – молитва к Господу, чтобы не рассеивалось внимание.

Церковь вспоминает святителя Григория Паламу и в продолжение темы «Торжество Православия». Он выразил учение Церкви не только о молчании, но и о том свете, который афонские монахи начинали видеть в какой-то момент своей жизни и называли его фаворским светом. Некоторые считали, что человек не может созерцать свет Божества. Григорий Палама утверждал, что человек, очищенный во Христе Иисусе, может созерцать этот божественный фаворский свет.

Великий пост не только время ограничений в пище, но путь размышлений: куда я иду, и что приготовил Бог. Бог же приготовил любящим Его, что ухо не слышало, и глаз не видел. Поэтому Церковь в эту неделю напоминает нам, что человек в Иисусе Христе достигает таких вершин, о которых даже не подозревает. Конечно, все мы не можем достичь того же, что Григорий Палама, но Церковь напоминает нам, что это возможно, и мы должны почувствовать, что хорошо нам быть с Господом, как сказал апостол Петр на горе Фавор. Для этого необходим труд: молчание, размышление над Евангелием, молитва, добрые дела. Иди, и в свое время Господь откроет тебе что-то.

 

- Вопрос телезрительницы из Уфы: Расскажите, пожалуйста, как больным проводить Великий пост?

 

- К одному из древних учителей монашества пришел его молодой ученик и стал плакать.

- Почему ты расстраиваешься, - спросил старец.

- Я поститься не могу, - отвечал ученик.

- Почему?

- Я болею.

Он посмотрел на него, думаю, с любовью, погладил по голове и сказал:

- Брат, твой пост – это твоя болезнь.

Потому что телесный пост мы вместе со Святой Церковью добровольно берем на себя, чтобы, разделить страдания Христа, хоть в чем-то ограничив себя: свою самость, ощущения, развлечения. Когда человек болеет, он берет на себя это не добровольно, это возлагает на него Господь, и не нужно расстраиваться, если из-за болезни мы не можем посещать церковные службы или нужно сократить молитвенное правило, или что-то съесть. Не надо расстраиваться, надо приложить свои усилия к духовной области.

Очень скоро мы с вами услышим слова Иоанна Златоуста на Пасху «Бог и намерения целует», то есть приветствует. Если я хочу быть со Святой Церковью, я буду с ней. Болезнь существует помимо нас, главное не роптать, не унывать, и в духе быть в Церкви. Есть телеканал «Союз», есть трансляции и записи богослужений. Не думаю, что это будет имитацией службы.

Неслучайно в православных церквях в определенные моменты богослужения звучит колокол. Это нужно для того, чтобы люди, которые по разным причинам находятся не на богослужении, знали, что в это время происходит в церкви. Священник служит, церковь молится, и я сердцем с ней.

 

- Третья неделя называется Крестопоклонной. Почему именно в середине поста в храмах для поклонения выносится крест?

 

- Середина поста так же трудна, как и середина жизни. У этой недели есть две темы для размышления. Первая – это Крест Христов. Церковь говорит, что Крест претворяет горечь жизни в сладчайшую воду.

Второе размышление – наш собственный жизненный крест, как мы принимаем его. Каждый, так или иначе, приобщен болезни, но она служит нам во спасение лишь тогда, когда мы принимаем ее. Помните евангельские слова: "И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня". Человек призван к высоте, преображен Богом, но на пути крест не только как непосильная ноша, но и как радость. В Церкви мы поем, что крест – это победа над демонами, над силами зла, как снаружи, так и внутри. Поэтому Церковь выносит крест как оружие победы.

 

- Вопрос телезрительницы из Воронежа: На моем приходе два батюшки, которых я уважаю и к которым прислушиваюсь. Но у них совершенно разные мнения по поводу частоты причастия. Один считает, что к причастию надо приступать за каждой Божественной литургией, другой, что требуется более тщательная подготовка и настрой, чтобы это был праздник, радость очищения души.

 

- Я не услышал противоречия, может быть, второй священник говорит, что надо причащаться более редко? Из Ваших слов следует, что правы оба, ведь радость Церкви – это причастие. Высшая точка Литургии – это Причастие. Общая молитва – это о тех, кто причащается. Мы призваны причащаться за каждой литургией.

Второй священник правильно говорит, что к этому надо серьезно готовиться и настраиваться. Симеон Новый Богослов говорит о том, что причащаться надо всегда со слезами – слезами радости, умиления. Для нас это не всегда достижимо.

Если Вам батюшка не благословляет причащаться каждую неделю, останьтесь, поговорите с ним о том, что для Вас необходимо причащаться каждую неделю и что Вы будете готовиться со всей тщательностью. Вам надо выбрать мнение одного из священников и последовать ему, но найти компромисс, чтобы между священниками не возникло противостояния, помолитесь за них.

 

- Четвертая неделя Великого поста посвящена преподобному Иоанну Лествичнику. Чем примечательны его труды?

 

- Самый известный его труд «Лествица», написанный для монахов. В полном объеме он не всегда доступен для нас, мирян.

Это великий учитель духовной жизни. Мы говорим о тех вершинах, к которым мы призваны идти. Иоанн Лествичник служил в маленьком монастыре при горе Синай. Видимо, ему приходилось видеть, как группа паломников восходит на гору Синай. Внизу все еще погружено во тьму, а вершина уже освещается солнцем. Паломники идут и идут, а кто-то срывается вниз. Видимо, это и привело его к размышлению, что наша духовная жизнь – это путь постоянного восхождения. Нельзя останавливаться, иначе начнешь сползать назад.

Цель, вершина этого пути – быть с Господом. Подвиги, ограничения, поклоны, многочасовые службы во время Великого поста, у всего одна цель: «Господи, милостив буди мне грешному» и «Господи, я так хочу быть с Тобой, прими мое делание». Церковь вспоминает Иоанна Лествичника как великого учителя духовного делания.

 

- Пятая неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской. Церковь возвеличила эту женщину так, что мы вспоминаем ее каждый Великий пост.

 

- Мы не можем не вспоминать ее. Как бы ты ни пал, как бы ни опустился, как бы ни был слаб, Бог может сотворить с тобой великое, если только ты захочешь этого. В каноне Андрея Критского поется «Душа моя, пусть рука Моисеева уверит тебя, что Бог прокаженное бытие может убелить».

Мы вспоминаем Марию Египетскую, а накануне, в субботу Акафиста почитаем Пресвятую Богородицу. Какая между ними колоссальная дистанция, а Церковь говорит о том, что они могут быть вместе – через покаяние. Церковь вновь и вновь напоминает нам о пути духовного восхождения: «Не отчаивайся, твой грех может быть исправлен. Надо лишь трудиться». Пост скоро закончится, но труды не заканчиваются.

Пройдя путь Великого поста, мы возвращаемся к празднику Входа Господня в Иерусалим, напоминая, что мы призваны войти вместе с Ним в Небесный Иерусалим, наше отечество, вместе со всей Церковью прославляя Его.

Из Вербного воскресения есть два пути: путь принятия Христа и путь Его отвержения. Разве второй путь касается нас, как христиан? Да, не как отвержение Христа, но как путь неких упущенных возможностей. Нам надо оглянуться на пройденный путь Великого поста и сказать: «Господи! мы многое упустили, многое не задержали в нашем сердце. Но все же дай нам войти в Небесный Иерусалим».

Известная проблема многих: Пасха, пасхальный стол, радуемся, разговляемся. Когда мы садимся за пасхальный стол, мы должны помнить, какой ценой все это приобретено для Церкви.

Великий пост дан для того, чтобы мы приобрели навыки, навыки молитвы, участия в церковном богослужении, чтения Евангелия. У нас праздник и радость, но это как импульс, чтобы идти дальше. Пожелаем друг другу и нашим телезрителям этого продолжения движения после окончания Великого поста, после Светлого Воскресения Христова. Господь будет радоваться, если мы не остановимся на этом пути.

 

- Как в евангельской притче о богаче, который, собрав большой урожай, сказал «Ешь, пей, веселись, душа», и не знал того, что на следующий день изымут его душу.

 

- Да, мы можем решить, что накопили за Великий пост в сокровищницу нашей души достаточно, а Господь ждет от нас продолжения этого движения.

 

- Спасибо, батюшка. К сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Что бы Вы хотели сказать на прощание

 

- Благодарю всех за внимание, за то, что пригласили на передачу и призываю благословение Божие на всех телезрителей. Да пребудет с вами любовь Господа нашего Иисуса Христа в оставшиеся дни Великого поста и последующую Пасху. Давайте идти и идти по этому пути, да не ослабеем на нем и получим награду – быть с Господом в Небесном Иерусалиме. Надеюсь, что все мы когда-нибудь там встретимся и узнаем там друг друга и скажем друг другу «Слава в вышних Богу и на земле мир».

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать