Повседневная жизнь православного человека

6 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Передача из Москвы. Эфир 6 января 2014 г.

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрит Мелхиседек. Здравствуйте, батюшка!

Добрый день! Добрый день дорогие телезрители.

Сегодня мы говорим о повседневной жизни христианина. Отец Мелхиседек, часто у людей не хватает времени для того, чтобы наполнить свою повседневную жизнь духовным содержанием. Есть ли какие-нибудь практические советы для того, чтобы этот бешеный ритм, в котором мы живём, как-то наполнить духовностью?

Действительно, время даже не летит, а просто мчится. Вот уже подходит к концу 2013 год, всё пролетает незаметно, и самое главное, наверное, то, что мы не умеем ценить время. Кто-то из мудрых людей сказал: «Завтра — враг сегодня». Мы всё время что-то хотим сделать, и всё время у нас встречается слово-паразит, которое определяет нашу жизнь: «Завтра, завтра, завтра…» Помолиться — завтра, позвонить — завтра, написать — завтра, сочинить — завтра, экзамен — завтра, книга — завтра, передача — завтра, долги — завтра, обязанности по работе — завтра. Вот эти «завтра» длятся до бесконечности. Но есть конкретный практический совет из нашей повседневной жизни. Этот духовный алгоритм был заложен ещё в Лавре, в семинариях, где мы учились, потом в монастыре, который мы представляем (Оптина Пустынь). Вся духовная жизнь исходит из того, что самое лучшее, самое светлое, самое раннее отдаётся Богу. В Псалтири святого праведного Давида мы слышим: «Заутра услыши глас мой» (пс.5). То, что ты утром смог сделать для души, для себя, для вечности, для Церкви… Почему богослужение и начинается не в середине дня, не вечером, оно начинается утром. Помните ещё такое название «заутреня»? А в большие праздники (Рождество, Пасха, Крещение) вообще идут ночные службы. Что это такое? Это отголосок того раннего богослужения, которое для христиан было совершенно привычным. Было или всенощное бдение, то есть богослужение совершалось ночью или рано-рано утром, а сейчас у нас это, когда воскресный день, в 7 часов утра литургия, потом в 10 часов утра, а на самом деле богослужение совершалось ещё раньше. Получается, что своей душе и духовной жизни мы должны посвятить начало дня. До работы, потому что как показывает практика, если утром не было времени, посвящённого молитве, чтению Евангелия, Псалтири или духовных книг (если у нас нет возможности быть на богослужении, то хотя бы утреннее время надо посвятить молитве), то мы в течение дня его и не найдём — это очень и очень сложно. Поэтому, если мы хотим правильно организовываться, мы должны жить в ритме Церкви — в Церкви всё лучшее, сильное, свежее отдаётся Богу. Я недавно был в своём родном монастыре Оптина Пустынь, в скиту, и мне рассказал интересное наблюдение пожилой схимник. Ему где-то 78 лет, и он говорит: «Батюшка, представляете, в скиту начинается богослужение в 4 утра, я страдаю давлением, просыпаюсь в 4 часа утра, оно в норме или чуть-чуть завышено. То есть раннее богослужение в 4 часа утра совпадает с физиологическим ритмом, и я без всяких лекарств 3 часа молюсь, пришёл, отдохнул, чаю попил, меряю — у меня повышенное давление». Получается, что молиться может даже больной человек, потому что после ночи у него есть отдохновение. Вот почему Оптинские старцы советовали всё своё молитвенное правило совершать до работы, до завтрака, чтобы у дня был правильно заложенный фундамент, потому что потом мы уже становимся заложниками времени и обстоятельств. Хотя на такой случай тоже есть совет от отца Иоанна Крестьянкина. Я в Оптиной пустыни нёс послушание эконома — это человек, который отвечает за стройку, за штат, за восстановление, и мне тоже очень не хватало времени, если утром вдруг проспишь богослужение, то в течение дня времени уже не найдёшь: рабочие, договора, сметы, стройка, финансы и прочее. Отец Иоанн Крестьянкин дал мне потрясающий совет, который я запомнил на всю жизнь, и старался его придерживаться. Я задал ему вопрос: «[Что делать, если] у меня нет времени для духовной жизни?» (несмотря на то, что я находился в монастыре и был монахом — это такое суетное послушание).

Он ответил: «Есть такой торт «Наполеон»: тесто-крем-тесто-крем, а сверху пудра. Тесто — это наши постоянные труды, а крем — это наша молитва. Мы должны чередовать труды и молитву. Если у нас будут только одни труды, то есть одно тесто, то наш торт будет невкусный. Если будут только одни молитвы — один крем, то он будет приторным и мы не сможем его съесть. Поэтому каждое наше небольшое дело мы должны чередовать молитвой. Пусть она будет краткой, незаметной, маленькой, но она будет чередоваться между делами».

Я у него спросил: «Батюшка, а что же такое пудра?»

Он говорит: «Пудра — это наше смирение, потому что если наши труды, послушания, наша работа не будут заканчиваться смирением и призыванием имени Божия и предания себя в Его волю, то это будет неправильное завершение нашей постоянной духовной жизни».

Ещё в ответ на Ваш вопрос мне вспомнился конкретный совет и наставление святителя Феофана Затворника Вышенского. Он потрясающую вещь говорит. Мы говорим, что у нас не хватает времени, и мы не можем иметь памятования о Боге, потому что у нас постоянная суета. Мы вышли из дома, потом работа, метро, компьютер, послушания, сотрудники, общение. У нас не простой труд, мы живём в крупных городах, у нас нет простой механической работы, мы не на конвейере, не за сохой, не лапти плетём. У всех — мозговая работа, занятость ума, при которой сложно переключиться. Но святитель Феофан говорит неожиданную вещь. Он говорит: «Посмотри, повстречались юноша с девушкой, у них возникла симпатия, привязанность. Посмотрите, как они увлечены, как они любят друг друга! Он ест — думает о ней, он пьёт — думает о ней, делает уроки (в институт готовится) — думает о ней, спать ложится — думает о ней. Это чувство влюблённости не даёт ему возможности забыть предмет своей любви ни при каких обстоятельствах, как бы сложна ни была его жизнь, потому что он увлечён, у него чувства, всеобщая сердечная и душевная привязанность». Святитель Феофан говорит, что если человек так же любит Бога, любит духовную жизнь, любит свою душу, то ему тоже в повседневной жизни ничего не будет мешать вздохнуть: «Господи, помоги!» «Господи, благослови мою жизнь и труды!» Вот так мы можем понемногу растворять наши повседневные труды призыванием имени Божия. Это будет не только суета, но и духовная жизнь. Кстати, я знаю людей, которые работают в офисах, 70-80% из них работают за компьютером, и некоторые из этих людей забили себе в компьютер программу, в которой каждые десять минут на мониторе всплывает Иисусова молитва и три раза проплывает перед глазами. Он на несколько секунд прервался, прочитал молитву. В обеденный перерыв люди успевают не только пообедать, но и главу Евангелия прочитать, это занимает 5-7-10 минут, а после работы читают вечернее правило. У нас в семинарии, в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни была такая практика: после вечернего богослужения была общая трапеза (ужин) и сразу после ужина читались вечерние молитвы. Они назывались не ночными молитвами, а вечерними. Я многим своим прихожанам советую: «Вы пришли с работы, и Ваш ужин должен проходить вместе. Жена не должна есть без мужа, дети без отца, они должны его дождаться (если это не очень поздно). От этого будет большая польза». В нашей семье, я не садился есть один, хотя приходил со спортивных тренировок и был голодный как зверь. Я ждал возвращения всех членов семьи. Это было часов в 8 вечера, это было не очень рано и не слишком поздно, но у нас не было такого, что сначала одни поели, потом другие поели. Мы всегда ужинали вместе, хотя семья была не религиозная, но у нас было единство, хотя у брата была уже своя семья. Он давал деньги на питание, и у нас не было никаких отдельных холодильников. У нас была обыкновенная советская семья, но всё в ней было по-евангельски, хотя ещё без Евангелия. А сейчас люди могут жить под одной крышей и иметь два холодильника, два бюджета. Я знаю конкретные случаи таких семей. Меня очень удивляет это разъединение, потому что в нашей семье никогда такого не было. Я многим людям советую: «У Вас был совместный ужин, общение о прошедшем дне. После окончания ужина прочтите главу Евангелия (это будет подготовкой к вечерним молитвам) и вечерние молитвы, а потом все занимайтесь своими делами. Потому что потом всю семью вместе не соберёшь (если, конечно, она верующая). Мы должны закончить свой день именно так, потому что если сказать: «Ладно, прочитаем молитвы перед сном», то где потом найти это время перед сном? Греческие монахи на Афоне советуют придерживаться режима, и говорят, что режим — основа духовной жизни. Должна быть организация времени, потому что мы его тратим совершенно напрасно. Я читал интервью с Владыкой Егорьевским Марком, у него спросили: «Владыка, у Вас столько послушаний, как Вы умудряетесь всё это выполнять?». Он говорит: «Когда много послушаний, начинаешь ценить время». Только бездельнику на всё не хватает времени. А когда дел много, то жизнь становится более чёткой, организованной, иначе их не успеешь выполнить. Меня часто от храма до храма или от храма до дома подвозят мусульмане. Поскольку я человек общительный, то узнаю от них много интересных вещей. Однажды я задаю конкретный вопрос: «Как Вы молитесь 5 раз в день? По желанию, когда есть душевный порыв, или в конкретное время?» Он говорит: «Неужели Бог будет меня ждать, пока я захочу помолиться? У нас всё расписано по времени». Я про себя подумал, что это правильно. Молитва должна быть не тогда, когда я захочу. В Церкви всё по расписанию: в 5 или в 6 часов вечера вечерня, утром богослужение тоже совершается в конкретное время. Почему же в нашей повседневной жизни [мы рассуждаем]: «Вот я выберу время и помолюсь, почитаю», то есть духовные занятия будут по моему желанию. А почему по желанию, а не по расписанию, не по тому режиму и распорядку, о котором говорят греки? Получается, что [виной всему] наша неорганизованность. Порядок должен быть во всем. На греческий язык «мир и порядок» переводится как «космос». Космос означает порядок, и это служит для нас примером. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца чётко по времени. Солнце, Луна, звёзды — всё подчиняется порядку, только в нашей собственной душе царит беспорядок. «Через час помолюсь, через 15 минут помолюсь…» и люди доводят всё это до ночи, потом получается, что у них голова болит и сил нет. Получается неорганизованность. Поэтому чтобы наполнить наше время (которого всем катастрофически не хватает), духовным содержанием, надо навести порядок, составить расписание для себя и своей семьи, и этого расписания придерживаться. Тогда как раз и появится время для Бога и для своей души, для общения с родными и близкими, потому что оно изначально было в расписание заложено. Придерживайся этого времени и не разменивай его на пустоделие.

Отец Мелхиседек, часто люди говорят, что они ходят в храм, ставят свечи, бывают в паломнических поездках, причащаются, исповедуются, но у них в жизни ничего не происходит, не меняется. Хотя им говорили, что у них будут какие-то позитивные изменения. Как быть в такой ситуации?

Вопрос непростой. Действительно, мы этим живём, мы на это надеемся, и людям, которые попали в затруднительное положение, мы говорим, что началом благоустройства внешней жизни, будет благоустройство духовной жизни. Конечно же, надо как-то наладить, регламентировать духовную жизнь, вести её в соответствии с евангельскими заповедями, но здесь у людей возникает соблазн получить быстрый результат. Они думают, что первый приход в храм, первая свеча, первая исповедь и причащение Святых Христовых Тайн, и с неба сразу посыплется манна небесная. Многие люди на этом претыкаются. «Мне сказали, что будет вот так, а ничего не произошло». «Мне батюшка сказал, что всё наладится, а ничего не наладилось». Здесь должно быть духовное благородство и понимание того, что Церковь — это не бюро добрых услуг, она предназначена не для того, чтобы У НАС всё было хорошо. Церковь — это духовный организм, созданный Богом ради того, чтобы В НАС всё было хорошо. Мы не можем переменить этот миропорядок, мы не можем естественным путём сделать свои волосы белыми или чёрными. Если уже есть седые волосы, ничего ты не сделаешь, возраст идёт по своему расписанию. Поэтому человек изначально должен настроиться не на внешний успех — пришёл в храм и вдруг у него появилось здоровье, деньги, работа, жена/муж, послушные дети…Конечно желательно, чтобы это всё было, но в первую очередь должны поменяться мы. В первую очередь мы должны просить у Бога перемены нас самих и ждать от духовной жизни именно этого результата, а не внешнего благополучия. Искать внешнего благополучия, если ты стал духовным человеком — ошибка. Да, у многих духовная жизнь сопровождается внешним благополучием, а у многих нет, а у праведников иногда бывает даже ещё хуже. Мы же помним праведного Иова, который был настолько предан Богу, был настолько святым человеком, но его жизнь вдруг повернулась в худшую сторону, потому что это было испытание, это был крест, это была его судьба, и он свою судьбу и свой крест принял достойно. Он знал: «Я хожу под Богом. Бог мой отец». Как он сам сказал: «Благая от Господа приняли, злых ли не стерпим? Буди имя Господне благословенно отныне и до века. Нагим я вышел из чрева матери, нагим отыду. Господь дал, Господь и взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Писание говорит: «И не дал Иов безумия Богу» — «Не сказал Иов безумных слов Богу». Надо вот так настроиться на свою жизнь. Всё принимать: и сладкое, и горькое, и чёрное и белое, зная: «Да, это моя жизнь, это моя судьба, я буду делать всё возможное, [чтобы она изменилась] к лучшему. Получилось — слава Богу, не получилось — опять слава Богу. Я сделал всё возможное, что мог». Вспомним образец молитвы нашего Господа в Гефсиманском саду: «Господи, да минует меня чаша сия!» — Его человеческий вопль о своих страданиях. А заканчивает через большую запятую «Но не Моя воля, но Твоя да будет». Когда человек живёт с настроем на то, что наша временная жизнь это испытание, что никто не обещал нам рая на земле, никто не обещал нам, что мы здесь будем полностью «упакованы» и помрём каждый в своей кроватке с витаминами и без болезней.

Ко мне пришла одна бизнес-вумен, я чувствую, что это человек далёкий от Церкви, но мне хотелось направить её на духовные рельсы через какое-то потрясение, и я спросил у неё: «Как бы Вы хотели умереть?» (потому что у человека всё только здесь). Это был неожиданный для неё вопрос. «А никто умирать и не собирается, всё только здесь! Мне ещё рано» И вдруг она говорит (как, наверное, любой светский человек): «Я бы хотела умереть так, чтобы раз, и нету!». То есть так, чтобы пить чай или кофе, раз и душа вышла. Но мы же знаем, что самая несчастная смерть — это смерть внезапная. И такого не бывает. Также как младенец рождается в этот мир через страдания. Когда человек желает избежать проблем в своей жизни, он обязательно столкнётся с проблемами, которые выбивают его из колеи, и человек не знает, что дальше делать и как жить. А человек, который настроился на то, что наша жизнь не место отдыха, а место подвига (как говорил старец Христофор, духовник Тульской епархии, с которым я имел счастье общаться), когда человек настроен на подвиг, он увидел его, проходит его, и это не вызывает у него никакого удивления — он к этому готов. Псалмопевец Давид так и говорит: «Уготовихся и не смутихся», а святые отцы дают нам замечательный девиз: «Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби». Когда человек настроился: «вот, я приеду туда, там меня ждут, там всё совпало, там мне ковровая дорожка, получка, цветы и поздравления с Рождеством и Новым Годом». Приезжает, а там ничего нет. Человек в шоке. А когда ты уже подготовился к худшему, и это худшее случилось, ты к этому готов. Когда случилось лучшее, ты счастлив, потому что рассчитывал на худшее. Христиан называют воинами Христовыми. Когда воин идёт на задание, он не ждёт от него никаких благ, но настраивается отдать свою жизнь, и если вдруг этого не случилось, он просто счастлив: «Слава Богу, что живой!». Когда христианин идёт по жизни с таким настроем: «Я воин. Я готов ко всему. Случилось лучшее — слава Богу! Случилось худшее — я к этому готов». Люди, которые воспринимают Церковь не как военный институт, а как санаторий, ошибаются.

Церковь даёт нам возможность стать воинами Христовыми. Когда крестят младенца, его так и называют: «Новоизбранный, новозапечатанный именем Христовым воин Христов». Даже младенцев уже называют воинами! Поэтому мы, находясь в Церкви, должны понимать, что мы воюем, и у каждого человека есть возможность записаться в воинство Христово. За этим воинством — победа и венцы. Поэтому не будьте полуфабрикатами! Мы должны быть не за белых или за красных, а за Христа. А раз за Христа, то мы воюем. Как писал Фёдор Михайлович Достоевский: «На земле идёт брань [между Богом и дьяволом] и поле битвы сердца людей». Если ты готов к этой брани, то знай, что на войне бывает по-всякому. Ещё до революции была пословица «Или грудь в крестах или голова в кустах». То есть отношение к жизни должно быть как к воинскому долгу. Человек должен быть готов к любому исходу, но отдыха на войне не будет. Человек, приходя в Церковь должен настроиться на то, что Бог даст ему силы пережить события этой жизни, а не поменяет саму жизнь. В самой жизни часто ничего не прибавляется — ни здоровья, ни получки, как муж пил, так и пьёт, как жена болела, так она и болеет. Но приобретаются силы терпеливо взглянуть на чужую или на свою болезнь, на своё неустройство. Я знаю семью, которая жила всемером (!) в однокомнатной квартире. Муж, жена и пятеро детей. И только когда у них родился шестой ребёнок им дали две двухкомнатные квартиры и эту однушку сохранили за ними. Но они это перетерпели. И из такой тесноты они перебрались на такое пространство. Вот такая жизнь. А дети в таком количестве — это гарантированная пенсия. Один из них обязательно останется с ними. У вас на «Союзе» недавно был отец Александр (Ильяшенко). 12 детей! 48 внуков! Семья состоит из 62 человек! Два человека через поколение умножили свою семью на 60 человек! Вот это образец семьи! Тяжело невероятно, но зато и брошенными в старости они не останутся. А когда рожают одного-двух — то одни проблемы по жизни. Поэтому мы должны приходя в Церковь надеяться на помощь, на заступление, на решение своих проблем, но через запятую «Не моя воля, но Твоя да будет. И пусть это будет в то время и таким образом, такими средствами, какие Ты знаешь». Не надо ставить Богу сроки и условия, как лучше сделать, а предоставить это Ему. И просить у Него самого главного — утверждения в вере, когда есть ощущение [того], что Бог видит, знает, слышит, и готов всё повернуть в одну секунду, но пока не время, не место и неполезно это для души моей. Нет ничего надёжней и твёрже этого стержня и этого ощущения. Тогда человек по жизни идёт очень легко — независимо от того, какие обстоятельства сложились в его жизни. У него есть стержень, фундамент, основание. Он как воин. Нет военных действий — слава Богу. Начались — я к этому готов. Церковь создана ради того, чтобы у нас было такое настроение и такое состояние. Чтобы дать нам силы пройти и преодолеть препятствия, а не переменить эту жизнь, и не убрать эти препятствия с нашего пути. Это дорогого стоит.

Отец Мелхиседек, мы живём в мегаполисе. Я слышал, что мегаполисы часто называют Вавилоном. Как в таком большом городе как Москва, в таком Вавилоне стараться жить по-христиански?

Я не совсем с этим согласен. Я вспоминаю, что я когда-то задал этот вопрос отцу Иоанну Крестьянкину: «Батюшка, сейчас Москву вторым Вавилоном называют» Это были где-то 90-е годы. А он сам был москвич, служил в храме Рождества Христова в Измайлове. Потом уже была Рязанская область, ссылка, Псковские Печоры. Он говорил: «Какой же это Вавилон! В Москве было сорок сороков храмов, и сейчас вся Москва в крестах и куполах. В монастырях чудотворные иконы Казанской Божьей Матери, Утоли мои печали, Нечаянная радость, Всех скорбящих радость и многие другие, мощи князя Даниила, Алексия митрополита Московского, Матроны Московской. А сколько монастырей! Новодевичий, Новоспасский, Даниловский, Зачатьевский, Рождественский, Сретенский! Я не согласен с тем, что Москва — второй Вавилон. Я бы сказал, что Москва — второй Иерусалим». Кто ищет грязи — тот её найдёт, кто ищет святыни — тот её найдёт. Посмотрите сколько возможностей в этом большом городе для христианина! Много храмов с разными расписаниями служб — каждый человек найдёт по своему вкусу и внутреннему расположению. Где-то служат покороче, где-то подлиннее, где-то с монастырским уставом, где-то с приходским. Здесь хор мужской, здесь смешанный, в Сокольниках вообще есть хор слепых, где-то дети поют. Такие возможности есть только в мегаполисе, где есть и свои недостатки, и свои преимущества. В мегаполисе устраиваются всякие выставки, вечера, встречи, сюда привозят святыни. А в деревне появились христиане, появилась некая обстановка, но до храма далеко, автобусы не ходят, своей машины нет, попробуй выберись! Так что это тоже палка о двух концах. Вроде бы нет суеты, нет этой рекламы, нет столько народу, а с другой стороны и храма нет, и ежедневного богослужения нет. Куда податься? Вроде бы есть возможность, есть время, а храма нет. В сельской местности службы устраиваются только в субботы-воскресенья.

Всё зависит от внутреннего устроения человека. Иуда рядом со Христом был и погиб, Мария Египетская была в пустыне и спаслась. Здесь всё зависит от внутреннего расположения, потому что Бог есть везде. Мегаполисы спасению не содействуют и не мешают, всё зависит от внутреннего расположения. А соблазны везде найдутся.

Я вспомнил жизненную ситуацию, когда представитель национальных меньшинств приехал в большой город. Там живёт его национальная диаспора. Его спрашивают: Машина есть? — Нет. — Будет. Дом есть? — Нет. — Будет. Невеста есть? — Нет. — Найдём. Русский приехал в какую-то деревню: Сидел? — Нет, не сидел. — Сядешь! В этой истории какая-то доля правды есть. В сельской местности, если христианин трудится и достигает успеха, появляется зависть, а в городе её нет. Поэтому везде есть свои плюсы и минусы. Но Оптинские старцы говорили: «Место не способствует и не мешает спасению». Всё зависит от человека. Есть даже такая поговорка: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Всё зависит от нашего внутреннего расположения.

Отец Мелхиседек, мы сейчас живём в мире с обильным информационным потоком: Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы, и эти потоки могут увести человека куда угодно. Как в этом потоке не потеряться?

Это большая проблема. Мне буквально все жалуются, что новости, информация, события, комментарии, «контакт», «одноклассники» просто засасывают. На это уходит столько времени! Мне говорят: «Я вспоминаю себя в советское время. Основным информационным источником была программа «Время», которая длилась полчаса с 21:00 до 21:30. Когда-то для нас этого было достаточно для того, чтобы узнать события в мире (когда не было Интернета)». А сейчас посмотрите на нашу жизнь: посмотреть патриархийные, мирские новости, один сайт, другой, а сколько времени на это уходит! Я опять возвращаюсь к нашему разговору о том, что должен быть режим, должна быть регламентация. Человек не может есть или пить в три горла. Есть определённый — достаточный и необходимый — минимум. Мы съедаем завтрак, обед и ужин, а дальше зачем? Я вот сейчас промочил пересохшее горло и всё, мы же не пьём тут по десять стаканов! А информации мы потребляем по десять стаканов. Неужели нам действительно необходимо всё это знать, во всё погрузиться и все комментарии перечитать? Я думаю, что это внутренняя распущенность, внутреннее нежаление бесценного времени, которое пролетает [очень быстро]. Мало того, что это пустое безделье — это ещё катастрофически разрушает здоровье. Кто-то мне говорит: «Я сижу в Интернете до 2-х часов [ночи]». Надо было ложиться спать с 11 часов вечера, а он сидит до двух часов! Должна была уже появиться сонливость, а откуда ей появиться, когда мозг активно работает, и внимание поглощено чем-то «интересненьким». Вот и получается, что он сидит до 2 часов, а в семь ему уже вставать. Получается, что он поспал всего 5 часов, приходит на работу — настроения нет, потому что давление, перегрузка, накапливается усталость. Всё это сказывается на семье, на жене или на муже, на детях. Поэтому я считаю, что должен быть режим, должна быть организация. «Я трачу на новости полчаса в день и всё». Сколько уложился — столько уложился, закрывай коробочку.

Некоторые говорят мне: «Ой, батюшка, я порнографии насмотрелся». Я говорю: «Не «насмотрелся», а захотел насмотреться». На конкретных сайтах она не выскакивает. Если ты смотришь православные или новостные сайты, она там не выскакивает. Нужно сделать несколько конкретных движений, и только тогда ты попадёшь на порнографию. «Ой, я внезапно нарвался!» Не ври! Ты не «внезапно нарвался», а залез куда тебя не просили. Кстати один из послушников Оптиной Пустыни, Евгений (Царство ему Небесное!) сочинил молитву: «Не суй меня, Господи, куда меня не просят!». То же самое можно сказать в отношении Интернета и телевидения. Ну посмотрели вы какую-то передачу или фильм, но зачем смотреть круглые сутки? Есть Священное Писание, есть книги, надо что-то читать и самому анализировать окружающую действительность. Надо дорожить временем и самому останавливать этот поток, так же как в еде. Оптинские старцы говорили: «Всё красит мера». Мудрейшие греческие философы говорили: «Ничего сверх [необходимого]». То есть здесь всё зависит от ежедневной самоорганизации. Вот моё ежедневное расписание: мы едим и пьём три раза в день, и в отношении информации тоже нужно установить себе меру. Оптинские старцы вслед за Исааком Сириным говорили: «Всё красит мера». А ещё они говорили, что края (то есть крайности) бесовские. Ничего не знать — это крайность, и погрузиться в информацию, тратя на это колоссальное время — это тоже крайность, потому что у нас есть семейство. Я уже не говорю про то, как взрослые мужики играют в танки! Есть такая игра, где они покупают для них гаражи, запчасти, снаряды, какие-то баллы приобретают. Они сутками живут в компьютере, а семья и всё остальное заброшено — это просто безумие. А началось всё с малого: тут посмотреть, тут посмотреть, тут посмотреть — и всё, засосало информационное болото. По нему надо пробежать. Остановишься — начнёшь погружаться. Нужно получить какое-то общее представление и все. Если только это не касается твоих конкретных профессиональных дел — это другой вопрос. Тогда надо быть честным: что ты в Интернете смотришь? Ты смотришь то, что касается твоей работы? Тогда хорошо, занимайся. Но когда ты полез куда тебя не просят, это уже немножко другое.

Иногда трудно посоветоваться с человеком в острой ситуации. Нет времени на то, чтобы спросить совета духовника. Нужно принять сиюминутное решение. Как быть в такой ситуации?

У Святых отцов было такое правило: на каждый поступок, на каждое слово, а желательно и мысль мы должны иметь свидетельство Священного Писания или Святых отцов. Возникла какая-то ситуация, возьмём, например, проблему новогодних корпоративов. У человека возникает дилемма. С одной стороны я нахожусь в обществе, в общей связке, а с другой стороны никто не может служить двум господам: или одного возлюбит, а другого возненавидит, или об одном будет усердствовать, а о другом нерадеть. Человек начинает думать, пойти на этот поступок или нет? Отказываться или нет? А если пойти, то как пойти? Если ему нужно дать конкретный ответ, то можно призвать имя Божие и вспомнить, что по этому поводу говорит Священное Писание. Относительно корпоративов есть такое свидетельство апостола Павла. «Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог». Ты находишься в общем коллективе, ты пришёл на какое-то время, отметился, а сидеть там час, другой, третий, это уже лишнее. С одной стороны ты оказал уважение тем людям, с которыми ты работаешь, но когда все выпили и начались танцы, то можно уйти. Всё красит мера. Поэтому важно иметь свидетельство Священного Писания или Святых Отцов о том, как поступить в конкретной ситуации.

Бывает, что ничего не приходит на ум, и не знаешь, что сказать. Например, меня о чём-то спрашивают. Я знаю, что если скажу правду, то кого-то подведу. Соврать я не могу, поскольку помню слова Священного Писания: «Ложь от лукавого». И псалмопевец Давид говорит: «Погубиша вся, глаголющие лжу». И Христос про Себя говорит: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь». Христиане не должны врать. С одной стороны и правду не можешь сказать, а с другой есть так называемая «художественная ложь», например, про похороны любимой бабушки, которую человек хоронит уже пятый раз за год. Если ты опоздал на работу из-за того, что проспал, просто скажи, что так сложились обстоятельства — не надо ничего выдумывать про аварию, в которую ты якобы попал. Если спрашивают мнение относительно какого-то человека, то лучше сказать, что не знаешь, что сказать, чтобы не врать и не осуждать. Нужно стараться, чтобы не было лжи, и чтобы не идти против заповедей Божьих. Лучше промолчать, но не врать. Все наши поступки должны быть регламентированы заповедями Божьими. А когда возникает совсем сложная ситуация, в которой вроде бы и заповеди не при чём, но надо что-то сделать, то я вспоминаю совет отца Иоанна Крестьянкина, о котором мне рассказал один монах: «Когда Вы не будете знать, как конкретно поступить в той или иной ситуации, пусть это будет обдуманный поступок с совета и согласия трёх: Вашего ума, Вашей воли и Вашей совести. Когда они вместе или согласятся или отвергнут какое-либо решение, то придерживайтесь этого совета трёх». Это тоже тонкий вопрос, который нужно решать не без участия молитвы, и не без призывания имени Божьего. Хотя бы трёх кратких молитв: «Господи, помоги! Господи, благослови! Господи, надоумь!» Или просто «Господи, благослови!», потому что иногда решение нужно принимать мгновенно, и призывание имени Божьего в эту секунду просветит человека. Нужно всё время призывать в свою жизнь Бога, а уж Он подскажет [как поступить]. Отец Амвросий говорил: «Отчего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог». Если бы у нас была эта память, тогда наши мысли, слова и поступки были бы в соответствии с духовной жизнью. У людей есть выражение: «Без царя в голове». Какого царя? Царя Небесного. Царь Небесный должен быть в голове.

10 лет назад мне делали операцию под общим наркозом. Потом я у хирурга, который пришёл проведать меня после операции, спрашиваю: «Я во время операции не ругался? Вы же мне голову отключили!» «Да нет, вроде не ругался. Только всё какого-то царя звал». А я перед этим думал: «Вот они сейчас войдут в операционную, я прочитаю «Царю Небесный», благословлю, и они начнут операцию». Оказывается, укол, который мне сделали перед операцией, меня отключил, и я не видел ни врачей, ни начала операции, но мысль-то была: помолиться, прочитать «Царю Небесный», чтобы призвать благословение Божие на их труды, на эту операцию. Вроде бы ум отключён под наркозом, но что-то там осталось. Даже в таком состоянии возможно иметь памятование о Боге. Если бы эта память была у нас всегда, мы бы делали добрые дела, и убрали бы из своей жизни какие-либо [недолжные] слова и мысли.

Спасибо большое, отец Мелхиседек. К сожалению, время нашей передачи подошло к концу.

Не последней, надеюсь.

Не последней, я уверен.

До новых встреч! Благословение Божие всем нашим дорогим телезрителям. [Давайте] помолимся о телеканале «СОЮЗ», помогая ему в этом благом деле святого Благовестия, которое телеканал «СОЮЗ совершает круглосуточно. До новых встреч, всего вам доброго.

Я напоминаю Вам, что у нас в гостях был настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрит Мелхиседек. Всего вам доброго и до новых встреч.

 

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Анна Новикова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать