Беседы с батюшкой. День семьи, любви и верности

5 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает советник правящего архиерея по правовым вопросам, настоятель храма Большой Златоуст города Екатеринбурга священник Виктор Явич.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Виктор, совсем скоро мы встретим государственный праздник и праздник церковный, праздник общественный – День семьи, любви и верности, который приходится на день памяти святых чудотворцев Муромских Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Поэтому сегодняшнюю программу предлагаю посвятить этой теме: важности этого праздника, важности воспоминания семьи, важности утверждения того, что есть истинная семья и кто есть ее небесные покровители.

Во многих городах России в этот день пройдут различные праздничные мероприятия. И, конечно же, в этот день особо стоит помолиться святым угодникам, покровителям семьи и супружества. Насколько мне известно, в ваш храм накануне дня памяти святых Петра и Февронии будет принесена икона с частицей мощей из Мурома и всенощное бдение накануне праздника возглавит глава Екатеринбургской митрополии, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

– Я прежде всего хотел бы сказать, что в основе этого праздника действительно лежит память святых Петра и Февронии, это истинно православный праздник. И когда совершается и государственный праздник, то мы не должны забывать, что это все-таки православный праздник – день памяти святых Петра и Февронии, покровителей православного супружества.

Действительно, мы знаем, в этот день 8 июля уже несколько лет проходят праздничные мероприятия: это и концерты, и духовные песнопения, когда совершается и память святых Петра и Февронии, которые являются образцом супружества. И в церковных общинах тоже совершаются особые праздники. В наш храм Большой Златоуст, как Вы уже сказали, накануне праздника (а это будет уже всенощное бдение, сам праздник) будет принесена старинная икона святых Петра и Февронии из Мурома с частицами их мощей. Наш владыка эту икону приносит и возглавляет всенощное бдение. Такой у нас будет праздник. Соответственно, на следующий день, в самый день праздника, будет совершаться Божественная литургия. После Божественной литургии мы поздравляем наших прихожан, которые являют добрый пример православного супружества, у которых много деток, дарим им небольшие подарочки, пьем чай. Такой праздник будет совершаться на нашем приходе.

– А существуют ли вообще какие-то приходские традиции празднования Дня семьи, любви и верности, с которыми Вам, может быть, довелось познакомиться? Какие это традиции? Как православные люди отмечают этот праздник?

– Православные люди отмечают этот праздник прежде всего молитвой и в день праздника, и накануне. Это какие-то праздничные мероприятия, которые устраиваются на приходе. Мне кажется, что есть определенные вещи в приходской жизни, которые должны происходить в течение всего богослужебного года. И если мы чтим память святых Петра и Февронии, то, соответственно,  уделяем особое внимание вопросам православного супружества, истинной семьи. Семья  есть малая церковь. Поэтому на приходах в течение года могут быть самые различные мероприятия. Допустим, я встречал такое: батюшка на приходе собирает женщин из православных семей, которые находятся в положении и готовятся к рождению детей. Они собираются в храме, молятся, батюшка имеет о них духовное попечение. Может быть, у них возникают какие-то вопросы в связи с причастием во время беременности. Ведь суть православного супружества – это жизнь во Христе. Поэтому непременным условием жизни семьи является совместное участие в таинствах Церкви, прежде всего в таинствах Покаяния, Причастия Святых Христовых Таин. В связи с этим могут возникать вопросы: как готовиться к причастию в эти дни, как молиться; бывают определенные особенности. Вот такая практика есть. Может быть, на других приходах другая практика. Все это должно способствовать укреплению семьи. В целом для нашей страны это сегодня очень актуально.

– Молодые люди, которые готовятся к созданию семьи, очень часто желают, чтобы их брак был заключен в день памяти святых покровителей супружества Петра и Февронии Муромских. Но, как мы знаем, во время поста не совершается таинство Венчания (Брака), а, насколько я понимаю, день Петра и Февронии всегда приходится на время Петрова поста, который даже при разной пасхалии меньше недели не бывает.

– 8 июля – это всегда Петров пост.

– Тем более это пересечение церковного и государственного праздника, поэтому, может быть, не только люди церковные желают этого, но и светские. В общем-то, неплохо в день семьи создать свою семью. Как быть в том случае, когда молодые люди хотят заключить брак в этот день, а таинство Венчания совершать в это время не положено?

– Такое желание действительно может быть, хотя я считаю, что это является необязательным. Необязательно в этот день венчаться, можно это сделать в те дни, когда допускается венчание. Это всегда будет благодатное таинство независимо от того, в какой допустимый день оно совершено. Священный Синод Русской Православной Церкви установил второй день памяти святых Петра и Февронии – это воскресный день перед 19 сентября. Этот день связан с почитанием их мощей, установлен в честь перенесения мощей святых из Благовещенского собора в соборный храм Свято-Троицкого женского монастыря города Мурома. И если кто имеет непреодолимое желание повенчаться именно в день памяти святых Петра и Февронии, то они могут совершить это как раз в этот день. А 8 июля венчание, конечно, недопустимо. Хотя молодые люди могут быть помолвлены в этот день, может быть совершено обручение. Поэтому все возможно с соблюдением церковных норм и правил.

– Очень часто сейчас говорится о поддержке семьи, о профилактике разводов. Как Вы считаете, какие есть действенные меры, которые позволяют действительно сохранить семью в случае, если она находится на каком-то перепутье, в разногласии, в какой-то кризисной ситуации?

– Сохранить семью поможет церковная жизнь, и это очень важно. Я уже говорил о том, что целью брака является не рождение детей, не какие-то иные цели. Целью брака является жизнь во Христе, совместное участие в церковных таинствах. Существует древнее юридическое определение брака: брак есть союз мужчины и женщины, общность сей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве. Это выражение заимствовано из римского права, но потом оно было трансформировано и в православные церковные источники. Надо исходить из того, что, вступив в брак, муж и жена становятся единой плотью, и в принципе расторжение церковного брака невозможно. Есть таинство Венчания, но нет развенчания. И нужно исходить из того, что церковный брак нерасторжим, если только не наступили какие-то катастрофические обстоятельства, которые, по сути, делают невозможной дальнейшую совместную жизнь супругов. Такие случаи тоже есть.

Поэтому если есть какие-то нестроения, надо обращаться к Церкви: надо приносить покаяние, надо уступать друг другу, надо замечать ошибки и причащаться. Когда молодые люди идут по этому пути, то все возможно. Кроме того, мы всегда должны помнить, что нельзя подходить к заключению брака легкомысленно. Это должно быть осознанно. Для этого Церковь перед венчанием проводит огласительные беседы, когда парню и девушке, вступающим в брак, разъясняются цели брака, основные нормы жизни в браке. Когда люди это уясняют, то нежелательных для семьи событий становится меньше. Поэтому нельзя пренебрегать теми правилами, которые устанавливает Церковь, допуская жениха и невесту к совершению таинства Венчания. Вот это все в совокупности помогает людям избежать трагических ошибок.

Кроме того, необходимо обращение к духовнику. Если нет духовника, то надо обратиться за помощью в приходской храм к священнику, у которого вы уже исповедовались. Он поможет устранить какие-то недоразумения, может быть, напомнит христианские истины о браке. Давайте обратимся к Священному Писанию, к Книге Бытия и другим источникам, тогда все залечится, управится, тогда наступит долгожданный мир и благоденствие в семье.

У меня есть стихотворение, которое примерно на эту тему.

– Так давайте его сейчас прочитаем.

– Стихотворение называется «Венчание»:

 

Ну, что-то все у нас не так,

И надо быстро нам расстаться –

Распался наш недолгий брак,

И нам уже не разобраться,

 

Где чья вина и в чем раскол?

И почему не можем вместе?

И в доме грязный вечно пол,

И не звучит на кухне песня.

 

И спорим, спорим без конца.

Ты хочешь быть, бесспорно, первой,

И прелесть твоего лица

Уже затрагивают нервы

 

И портят наши голоса,

И мы кричим без остановки.

Быть может, это полоса?

И нам составить две листовки?

 

И написать в них все про нас…

И подпись: помогите, люди!

Ведь это наш последний глас.

И больше мы уже не будем

 

На кухне спорить и мечтать,

Что будут скоро бегать дети

И книжки новые листать

И мы уедем этим летом

 

На море или на восток,

Где пирамиды в светлой дымке…

И твой отправленный листок,

И мы на четком фотоснимке.

 

Или в тайгу, где всё в тиши

И мы в палатке очень тесной,

И мой листок мы там нашли

В соединении чудесном.

 

Но это только лишь мечты,

И ты опять уходишь к маме,

На полку положив ключи

И поместив листочки в спаме.

 

Постой, я, кажется, нашел,

Что нам, наверное, поможет:

Я слышал, в церкви есть престол,

И кольца наши там положат.

 

А после мы войдем во храм

И будем святы и невинны.

И кольца вновь наденут нам,

Соединив две половины.

 

И в положении венцов

Мы станем вдруг единой плотью,

Когда подарят нам любовь

Иконы, что молчат напротив.

 

И Чаша общая вина

Нас опьянит совсем немного,

И ты посмотришь на меня,

Смущаясь, словно недотрога.

 

И аналой нас будет ждать

И белый свет епитрахили,

Чтобы кружить нас и венчать,

Чтобы мы пели и любили.

 

Ты помолчала в этот раз

И платье белое надела.

– Быть может, мы пойдем сейчас? –

Ты прошептала мне несмело.

Это стихотворение немного о ситуации, когда супруги заключили брак в органах ЗАГСа, но еще не повенчались; такие ситуации тоже бывают. И кстати, Церковь признает невенчанный брак, но заключенный в загсе. Бывает, что приходят в церковь люди, которые не венчались, и очень благодатным является таинство Венчания. Оно всегда является благодатным, но в этой ситуации, когда люди заключили брак в ЗАГСе и что-то у них не получается, конечно, надо повенчаться.

– Что касается таинства Крещения, мне доводилось разговаривать с людьми, которые проводят огласительные беседы. Они говорят, что приходят совершенно разные люди: кто-то хочет покрестить ребенка, например, чтобы собака не покусала, чтобы у него было счастье, здоровье, удача и ангел-хранитель всегда был рядом, но это все без дальнейшего воцерковления. Считают, что все произойдет автоматически.

А вот в случае, если в семье есть какой-то разлад и семья невенчанная, как Вы считаете, нет ли тоже какого-то автоматического подхода к тому, что венчание автоматически скрепит узы брака, семейная жизнь управится, если брак дал трещину?

– К сожалению, то, о чем Вы говорите, действительно имеет место. И в крещении бывает, что люди покрестились – и все. Хотя им много раз говорилось о том, что крещенское семя, заложенное крещением, надо взращивать, нужно соработничество с Богом. Мне кажется, то же самое и в таинстве Венчания. Конечно, автоматически ничего не произойдет. Конечно, благодать, которая дается и в таинстве Крещения, и в таинстве Венчания (в каждом таинстве дается благодать), будет иметь свое значение, но и здесь необходимо соработничество с Богом, необходимо дальнейшее участие в жизни Церкви.

Мы уже говорили о том, что супруги, которые повенчались, должны вместе приходить в Христов день, в воскресный день, в свой приходской храм, вместе должны готовиться к Причастию. Очень хорошо, когда супруги вместе читают утреннее и вечернее правило, когда на все недоуменные вопросы в своей жизни ищут ответы, опять-таки вместе – идут к священнику, живут общинной жизнью. Когда совершилось таинство Венчания и полученная благодать сохраняется в дальнейшей церковной жизни мужа и жены, тогда все происходит так, как и должно происходить, то есть происходит хорошо.

– Достаточно часто при храмах и приходах формируются семейные клубы (назовем их так). Это встречи, где семьи делятся своим опытом, рассказывают о том, как и где они познакомились, с какими сложностями в жизни встречались, как  эти сложности преодолели. Одна пара рассказывает о себе, другие слушают и вопрошают; и пары сменяются. Насколько важно при приходе не только говорить о важности семьи, о ее сохранении, об уважении, любви друг к другу, о том, что муж и жена – это единая плоть, но и проводить вот такие непосредственные занятия с семьями? Мы проводим иногда детские лагеря, смены, соревнования. Такой семейный обмен опытом, как мне видится, достаточно позитивная практика.

– Наверное, она позитивна. Я знаю такие приходы; в нашей епархии у отца Евгения Попиченко на приходе Успенской церкви такой клуб существует. Наверное, это хорошо, там люди вместе молятся. Главное, чтобы была совместная молитва, чтобы Христос был в центре всех этих клубов, чтобы мы не уходили в сторону какой-то развлекаловки, чтобы это было истинно церковным деланием. Но каждый приход особенный. Мне кажется, надо меньше типизировать и говорить, что «вот это должно быть на каждом приходе». Мне пока это чуждо, я у себя на приходе этого не делал и делать не планирую. Считаю, что главное, когда люди ходят в храм, это то, что они приходят на Божественную литургию, а накануне были на всенощном бдении (или на вечернем, утреннем богослужениях).

Люди обладают свободной волей. Если им интересно, они придут ко мне и скажут: «Давайте вот это будем делать, назрела такая необходимость». Допустим, у нас, как, наверное, на многих приходах, существует воскресная школа и для взрослых. Там мы читаем Священное Писание, обсуждаем вопросы литургики, еще какие-то. Людям это надо, людям это нравится. Но если собраться и сказать: «Вот эта семья должна рассказать о своей внутренней жизни», то многие люди не готовы к этому, не хотят этого делать. Мне кажется, это будет насилием над людьми.

– Безусловно, просто так никого не поставишь и не скажешь: «Давай рассказывай…»

– Мы можем превратиться в секту, то есть наши приходы и приходская жизнь могут обрести какой-то сектантский смысл, когда мы (или священники) начинаем подчинять людей своей воле; священник начинает свой образ ставить намного выше, чем это следует делать. Поэтому каждый должен быть свободен. Есть много людей, которые приходят в храм для того, чтобы помолиться, и они не хотят даже оставаться на трапезу в храме, они хотят пойти домой и покушать в кругу своей семьи. У меня были случаи, я приглашал: «Пойдемте в трапезную». А мне отвечали: «Нет- нет, я домой, меня ждут». Плохо, конечно, что человек не со всей своей семьей пришел в храм помолиться, но так вот… И он торопится домой, и это тоже надо уважать.

Поэтому на каждом приходе своя общинная жизнь, и надо уважать те или иные правила или традиции. По-разному может быть. В целом то, о чем Вы сказали, я не приветствую.

– Безусловно, один и тот же шаблон к каждому приходу не применить. Но сам факт, что есть какой-то инструмент для поддержки семьи...

– Инструменты могут быть разные. Мне не нравится, когда люди обнажают свою жизнь, рассказывают ее всем. В этом есть что-то ненормальное, на мой взгляд.

– В современном обществе есть такое очень странное понятие, которое именуется гражданским браком и подразумевает собой сожительство людей, которые не состоят в законном, как раз таки гражданском браке. Гражданский – это законный брак, который признается государством. Почему такое сожительство в народе стало называться гражданским, для меня, честно сказать, вопрос, но такое наименование есть. Церковь называет это блудным сожительством. Как укрепить понимание людей, что есть что, и почему это неправильно, ненормально?

– Надо обращаться к истории Церкви, к тем источникам, которые регулируют современную жизнь Церкви, в том числе в области семьи, личностных отношений. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» как раз записано, что то, о чем Вы говорите, незаконно с точки зрения церковного права. Поэтому этого не должно быть. Я понимаю, какие вопросы Вы затрагиваете. Но могут быть какие-то нюансы. Иногда бывает так, что люди прожили тридцать лет в таком вот гражданском браке, когда брак не зарегистрирован в органах ЗАГСа, и понятно, что люди не венчаны. У них уже дети, внуки, и трудно назвать их жизнь блудным сожительством. С точки зрения формальной, юридической, это блудное сожительство. С точки зрения допущения таких людей до Причастия – это предмет пастырской заботы, пастырской работы и отношения священника. Может быть, в каких-то случаях и можно допустить таких людей ко причащению Святых Христовых Таин, учитывая какие-то особенности.

Но в целом это крайне негативное явление, и его надо, конечно же, прекращать. Нужно это разъяснять. Я несколько раз людям задавал вопрос: «А что мешает пойти в загс, вы же давно живете вместе? Какие препятствия?» Ответ: «Он не хочет». Но объясни ему, ты же ходишь в церковь, причащаешься. Конечно, здесь недопустимо, чтобы все превращалось в какие-то скандалы, розни и в конечном итоге привело бы к каким-то негативным, нежелательным последствиям.

Врачевание этого – христианская проповедь, с тем чтобы эти люди все-таки пришли зарегистрировать брак и повенчаться. Но часто то, о чем Вы говорите, приобретает абсолютно уродливые рамки в современной жизни. Сейчас у молодых людей это называется «отношения», «состоять в отношениях». И это пропагандируется, в том числе и на телевидении, различные передачи по этому поводу существуют, где прямо разъясняется людям, что нельзя ни в коем случае регистрировать брак, пока ты не побудешь в отношениях три, четыре, пять, шесть раз и не попробуешь, как там, а как тут, пока не научишься. Вот это страшные вещи, это работа дьявола, которая направлена против христиан.

Поэтому здесь должна быть церковная проповедь, и как раз день святых Петра и Февронии является днем такой проповеди. Праздник святых Петра и Февронии – это не концерты на эстраде, где звезды блистают, где овации и люди, которые в «отношениях», рукоплещут; это не праздник, это беснование. А праздник святых Петра и Февронии – это когда мы рассказываем людям о том, что такое семья, что такое девство, и таким образом говорим о семейных ценностях. День святых Петра и Февронии – это не концерты, не гуляния, не какие-то фейерверки; все это чушь. Мы должны как раз в этот день (и в другие) говорить о православном супружестве, о законном браке. А «отношения» – это беснование. Гражданский брак – это тоже работа дьявола. Поэтому надо приходить к Богу, ко Христу.

– Где-то я слышал такую интересную формулировку, что это «игра в брак».

– Это не игра в брак, это игра страстей, удовлетворение похотей. Как долго длятся эти отношения? Они длятся, пока один другому не надоел. Потом кто-то из них (или они вместе) в ночном клубе – и снова кто-то понравился. И один другому говорит: «Слушай, вот я тебя любил, но сейчас разлюбил...»

Поэтому когда христианин (или христианка) вступает в брак, надо смотреть, кто будет твоим избранником: это должен быть христианин, для которого христианские ценности имеют очень важное значение, в центре жизни – Христос. Тогда не будет таких трагедий, и девушка потом не будет со слезою на глазах слушать песни о том, что ее бросили, и при этом пить из бокала вино. То есть у нас сформировалась целая субкультура на эту тему, когда поют вот такие песни, изображаются всякие страдания. Это страдания, которые нам подсовывает дьявол, они абсолютно несовместимы с жизнью во Христе.

– Таким образом, мы перешли к самому главному вопросу: как создать правильную христианскую православную семью?

– Общих рецептов, наверное, нет; все индивидуально, это же личностные отношения. Я уже сказал о том, что надо искать... А может быть, и не надо искать, надо быть готовым к тому, чтобы тебе встретился христианин (христианка), с которым ты можешь поговорить на сюжеты Священного Писания, может быть, поспорить об этом, что тоже очень интересно и увлекательно. Недопустимо (для христиан это понятно) до брака какое-то сожительство, здесь надо иметь терпение, выдержку и идти к венчанию целомудренными. Главный рецепт – хранить целомудрие, все остальное будет вытекать из этого. Я бы сказал, главный рецепт к созданию христианской семьи, во-первых, выбор в спутники жизни именно христианина (христианки), а во-вторых, хранение целомудрия до вступления в законный брак.

– Познакомились молодой человек с девушкой, общаются, нравятся друг другу и вроде бы как принимают решение о том, чтобы вступить в брак. А некоторые духовники им рекомендуют: походите еще полгодика, подружите, пообщайтесь, поузнавайте друг друга; а может быть, и год. Как Вы думаете, такой период должен существовать? Или все-таки все индивидуально; например, в течение недели люди поняли...

– Я считаю, что этот период не должен существовать. У них гормоны играют, они на стенку скоро полезут, а им батюшка говорит: ходите год. Поэтому здесь надо руководствоваться как раз чувством любви, приятия человека, теми критериями, о которых я уже говорил. Если молодые люди уже идут к осознанному решению создания семьи, то не надо долго медлить, надо идти в церковь, записываться на огласительные беседы, проходить эти беседы, подавать заявление в ЗАГС и в день регистрации брака просить назначить день венчания (если допустимо венчаться в этот день). Есть дни, когда венчание запрещено. Вот таким путем надо идти. И стараться вступать в брак в молодом возрасте, как можно моложе, когда люди соединяются во Христе и это на всю жизнь. Мое мнение такое.

– Мы уже говорили о том, что венчание не совершается во время поста. Может быть, тогда стоит перечислить и другие причины, когда венчание не совершается, чтобы наши телезрители знали.

– Накануне и в день усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября. Накануне постных дней – во вторник, четверг и субботу. Также венчание недопустимо накануне храмовых престольных праздников, двунадесятых великих праздников, в дни Светлой седмицы. В Неделю сыропустную и мясопустную, в приуготовительные недели перед Великим постом тоже не рекомендуется вступать в брак. Также в дни двунадесятых великих праздников не рекомендуется, поскольку основное внимание мы уделяем событию самого праздника. Примерно вот такие дни. Еще надо смотреть по календарю, конкретно по году. Когда уже возникает такой конкретный вопрос, то священник смотрит и назначает день венчания. Но надо ко дню венчания иметь свидетельство о заключении брака в органах ЗАГСа.

– День семьи, любви и верности – день памяти святых Петра и Февронии Муромских. Наверное, стоит поговорить, почему эти святые являются покровителями брака? Почему мы их почитаем? Может быть, рассказать об этих святых, об их жизни.

– Наверно, это всем известно. Кстати, жития святых Петра и Февронии нет, есть памятник древнерусской литературы, который повествует о жизни этих святых. Это было в XIII веке. Петр был муромским князем. Он победил змия, при этом на него попали брызги крови, и он заразился проказой. Девушка Феврония из деревни Ласково Рязанской области, дочь бортника, его излечила. И в качестве платы она поставила такое условие, что он возьмет ее в жены, хотя она была из другого сословия. Когда они поженились, бояре были против, была смута, и чета ушла из города, предпочитая сохранение брака перед этим соображением княжеской власти. Но потом к ним все-таки обратились с прошением вернуться. Они вернулись, княжили долго, счастливо и умерли в один день. И даже оказались в одном гробу, хотя их хоронили отдельно.

В XVI веке они были прославлены как святые. И вот как раз частицы их мощей будут принесены в наш храм Большой Златоуст на красивой старинной иконе с изображением этих святых. Кто имеет такую возможность, приходите накануне, 7 июля, вечером в 16:30 в наш храм на принесение этой иконы. Сейчас мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицкой обители женского монастыря Мурома. Вот такое краткое их жизнеописание.

Почему они? Да потому, что они свой брак поставили во главу жизни во Христе, они были единой плотью, жили в супружестве как единая плоть, почили как единая плоть. Конечно, никогда у них не было никаких измен, их жизнь была образцом православного супружества. Поэтому Церковь и подает такой пример всем, для того чтобы православные супруги так строили свою жизнь.

– У нас остается несколько минут до окончания эфира. Можно прочитать еще одно стихотворение и сказать небольшое напутствие для наших зрителей на оставшиеся дни Петрова поста и к Дню семьи, любви и верности.

– У меня как раз стихотворение – пожелание на Петров пост. Стихотворение называется «Из роддома».

Ты проснешься – теперь уже вместе

С малышом, что так рано не спит.

И вам в узкой кроватке не тесно,

И малыш о любви говорит.

 

Говорит, что готов перечислить

Сто рублей на поддержку врагов,

Чтобы в комнатке их было чисто,

Чтобы там начиналась любовь.

 

И в далеком рисунке пейзажа

Не упал бы от взрыва балкон,

И в саду не стояла бы стража

В многоцветье тяжелых погон.

 

И уже бы не плакала Церковь,

Что так много ошибок теперь,

И осколков тяжелых и мелких,

Что стучатся в закрытую дверь.

 

И что мир – он везде одинаков

И все любят смотреть из окна,

А потом рисовать на бумаге,

Чтобы мама была не одна.

 

И по улице мчался троллейбус,

И там папа стоял на углу.

Ананас – очень спелый – на редкость

Он купил. И конфеты к столу.

 

И еще бы бежала дорога,

И еще бы построили мост.

И простите меня, ради Бога, –

Молочка бы налили мне в пост.

Вот такое у меня пожелание. Я, конечно, несколько шуткой говорю. Хотел бы пожелать всем православным счастливого супружества, несения подвига поста до конца. Петров пост в этом году достаточно длительный, но пост есть пост, мы должны его соблюдать. Желаю встретить праздник – день памяти святых Петра и Февронии с великой радостью, все-таки вспоминая, что этот праздник выпадает на время Петрова поста.

– И с не меньшей радостью отпраздновать день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла на следующей неделе.

– Да, это уже на следующей седмице, в среду.

– Спасибо Вам, отец Виктор, за эту беседу, за то, что прочитали свои стихотворения. Благодарю Вас!

Дорогие телезрители, еще раз напомню, что праздничное всенощное бдение 7 июля в храме Большой Златоуст возглавит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и в этот день в храм будет принесена икона святых Петра и Февронии из Мурома с частицей их мощей. Поэтому милости просим приложиться к иконе святых угодников Божиих, помолиться им о заступничестве и семейном благополучии.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать