Беседы с батюшкой. Благовещение Пресвятой Богородицы

5 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Боткинской больнице города Москвы) протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Тема нашей сегодняшней передачи – Благовещение Пресвятой Богородицы. Первый вопрос, который хотелось бы Вам задать: «Что это за праздник и что он предвозвещает?»

– Я очень рад, что мы собрались как раз в преддверии этого праздника, потому что это удивительный день. Наверное, не будет преувеличением сказать, что это самый главный праздник нашего церковного календаря, хотя это может показаться неожиданным, люди могут сказать: «Есть же Пасха, Рождество Христово…» На самом деле именно день Благовещения является днем начала нашего спасения, как воспевает церковный тропарь: «Днесь спасения нашего главизна …» Именно с Благовещения начинается вся евангельская история, то домостроительство Божие, которое было установлено еще на Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека.

Этот праздник известен очень давно в истории Церкви. И событие благовещения, и сам праздник отмечаются на церковных фресках еще с конца II века. Известно, что празднование Благовещения Пресвятой Богородицы было установлено в конце IV века. Один из армянских историков говорит, что установил такое празднование святитель Кирилл Иерусалимский. Известно, что есть проповеди, «Слова» святителя Иоанна Златоуста на этот день, то есть этот праздник очень древний и значительный в церковной жизни. Нужно вспомнить и о самой дате этого праздника – 25 марта. Этот день тоже очень важный, не случайно именно 25 марта совершилось великое чудо благовещения и воплощения Сына Божия.

– Откуда мы знаем об истории этого праздника?

– История праздника берется из церковного Предания и Священного Писания. Само повествование есть у евангелиста Луки, который в первой главе описывает это событие. Благовещение произошло 25 марта по старому стилю. Как пишут древние святые отцы, именно в этот день было сотворение мира и именно в этот день было воскресение Христово. Вот такая параллель и соединение в одной точке двух важных, судьбоносных событий для всего человечества. Еще в Ветхом Завете предсказывалось об этом дне: в Книге Бытия (3-я глава, 15-й стих) говорится, что семя жены сотрет главу змия. Это уже первая радостная весть о том, что явится в мир Спаситель, Который победит дьявола. Пророк Моисей видел несгорающую купину в пустыне – это тоже, по толкованию святых отцов, является пророчеством, прообразом Пресвятой Богородицы, Которая приняла в Себя огонь Божества и осталась неопалимой, как неопалимая купина. Но самое яркое ветхозаветное свидетельство о воплощении – свидетельство пророка Исайи, который ясно, как будто видит это своими глазами, говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7–14).

– Именно в этих словах усомнился святой праведный Симеон, когда переводил Септуагинту?

– Да, эти слова стали для него испытанием его веры. Он усомнился, потому что это казалось непостижимым человеческому разуму: как может дева родить? Точно так же, как непостижимо само воплощение, так же непостижимо, что дева родила и осталась девой.

– Расскажите, пожалуйста, что такое Предвечный Совет, что на нем обсуждалось?

– По изъяснению святых отцов, это Совет Лиц Святой Троицы о спасении человечества. Почему он Предвечный? Потому что он совершается вне времени, тогда, когда еще и мира не было. Кто-то может задать вопрос: «Получается, Господь знал, что человек согрешит и падет?» Действительно, Господь знает по Своему предведению о том, что случится, но никак не влияет на свободу человека. Адам мог бы и не пасть, как говорят святые отцы, но Господь по предведению знает, что человек падет, и избирает такой образ спасения человека, когда Сын Божий воплощается через деву, страдает на Кресте и побеждает смерть Своим воскресением. Очень важно и интересно, что этот Предвечный Совет был возможен только при согласии самого человечества. Чтобы этот план о спасении человечества осуществился, необходимо было согласие самого человека. И в лице Пресвятой Богородицы человечество дает согласие на то, чтобы человек был спасен таким образом.

– Еще один дар от Бога – дар свободной воли, данный человеку…

– Да, и не только дар от Бога, но это еще и величие Пресвятой Богородицы. Конечно, в момент благовещения Она спрашивала ангела: «Как будет сие, потому что Я мужа не знаю?» Но не потому, что колебалась в вере и сомневалась в определении Божием, а потому, что проявляла осторожность, как говорят святые отцы. И когда ангел изъяснил ей образ рождения: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя», тогда она принимает это благословение Божие и говорит: «Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Эти слова очень важны и удивительны, потому что святые отцы уподобляют их творческому слову Божию. Как Господь говорит: «Да будет свет» – и был свет, так же, пишет святой Николай Кавасила, Богородица говорит: «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему», – и этими словами совершается величайшее чудо воплощения: Дух Святый находит на Святую Деву, и она зачинает Сына, то есть при участии человечества в лице Святой Девы совершается удивительное чудо.

– Что нам говорит Предание об этом празднике? Как об этом говорили святые отцы?

– Церковное Предание дополняет повествование евангелиста Луки, потому что вообще этот праздник таинственный, немного прикровенный. У Луки есть повествование, но не во всех подробностях и деталях. Его в одном из церковных Преданий нам передает игумен Даниил, русский паломник, посетивший в XIII веке Святую Землю и город Назарет, где было благовещение. Он описывает то, что слышал от тамошних монахов, жителей: «Расстояние от города Назарета до колодца, куда шла Пресвятая Дева, чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое благовещение от Архангела Гавриила. Пришла она по воду, и как только почерпнула своим водоносом, Архангел невидимо возгласил: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!» Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: «Что значит этот голос, который слышала, но никого не видела?» Пришла она в Назарет, вошла в свой дом, села за прялку и стала прясть, и тогда явился ей Архангел Гавриил явно и сообщил ей о рождении Христа».

В прошлом году мы были в Назарете и тоже слышали это предание, его хранят на том месте греческие монахи и показывают этот колодец, где было первое явление и дева слышала голос ангела. На этом месте сейчас находится греческий храм. А место второго явления, где был дом Иосифа, в котором она пряла пряжу и ей явился Архангел Гавриил уже видимым образом, отстоит на некотором расстоянии от колодца, там находится католическая базилика Благовещения – огромный величественный храм, в основании которого, в подвальной части, сохранилась та пещера, где, по преданию, был дом Иосифа Обручника. Когда видишь это воочию, соприкасаешься с этим, то ощущаешь живое дыхание церковного Предания, церковной жизни. Конечно, это особое место, на нем стоит столб и написано: «Здесь Слово стало плотью». Удивительные слова! То есть Господь на этом месте стал плотью. Незабываемые впечатления об этом месте!

– Сказав слова «се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему», Богородица приняла в Себя Бога. Как случилось, что Она согласилась на это? Ведь можно было ужаснуться…Какой была личность Богородицы? Кем Она была, и как так получилось, что именно Ей выпала честь вместить в Себя невместимое?

– Мы ведь воспеваем Божию Матерь: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», то есть Мария чистотой и любовью к Богу превзошла даже ангельские силы. Она себя изначально готовила к служению Богу. Как говорит церковное Предание, когда она жила в доме Иосифа, пряла пряжу, читала пророка Исаию, она думала: «Как же счастлива та, которой надлежит стать Матерью Спасителя». Она мечтала хотя бы послужить этой Матери и сподобилась такой чести самой стать Богородицей. Конечно, это удивительный плод, который принесло все человечество Богу: плод чистоты, святости, любви. И в то же время по естеству она такой же человек, как мы, и в этом ее особое величие. В отличие от католиков у православных нет догмата о непорочном зачатии Девы Марии, потому что она родилась с таким же естеством, как и любой человек, и по естеству она такая же, как мы все. В этом ее особое величие и подвиг, что ее любовь к Богу, ее чистота, ее желание служить Богу во всем и предать свою волю полностью в волю Божию послужили тому, что она стала избранным сосудом воли Божией.

Собственно, так и всякий человек имеет предназначение от Бога, какой-то замысел Божий о себе и должен его исполнить в жизни. И исполняется этот замысел только тогда, когда человек имеет любовь к Богу, послушание Ему и полностью предает себя в волю Божию. Не мудрствует, не спрашивает: «А как это будет? А что, Господи, Ты мне уготовишь в жизни? А как я это смогу исполнить?», а просто смиренно говорит: «Се, раба Господня, да будет мне по глаголу Твоему»; или: «Я раб Божий, Господи, да будет Твоя святая воля». Тогда Господь совершает чудо, когда человек исполняет свое призвание в жизни, какое-то свое служение, свое предназначение. Наверное, в жизни каждого человека есть момент благовещения, когда человек ощущает, что сейчас Господь стучится к нему в сердце, обращается с какой-то вестью, с каким-то призывом к тому, чтобы человек откликнулся на него, забыл все свои человеческие немощи, ограниченность и пошел за Христом. Праздник Благовещения говорит об этом. Он удивительно радостный и светлый, потому что раскрывает человеку необыкновенные горизонты свободы выбора: свободно подчинить себя воле Божией – и тогда обрести полноту своей жизни, полноту счастья во Христе.

– Почему Богу нужно было спрашивать разрешения у Богородицы для того, чтобы войти в Ее утробу? Ведь Он – Бог и мог бы войти, не спрашивая никакого разрешения.

– Есть такое очень важное положение церковной догматики, и святые отцы многократно об этом говорят: Бог спасает нас не без нас. Главное условие спасения человека – его свободное согласие на то, что Господь войдет в его жизнь, его спасет. Поэтому и нужно было спрашивать у Марии, чтобы она сама дала это согласие от лица всего человечества, потому что без этого не было бы свободы выбора человеком спасения. Это очень важный момент во всей христианской истории – свобода выбора человека, свободный ответ человека на призыв Божий.

– По сути, согласившись, она ответила за все человечество и за все наше будущее?

– Да.

– Мы говорим о том, что христиане – свободные люди, но многие нас упрекают в том, что мы зависим от каких-то правил, законов, и презрительно говорят, что мы называем себя рабами Божиими. Так почему же христиане – свободные люди?

– Речь идет о понимании свободы, потому что все ее понимают по-разному. Порой свобода понимается как вседозволенность, полное своеволие, но если начинаешь жить по своеволию, то в конце концов убеждаешься, что теряешь свободу и начинаешь зависеть от чего-то: от какой-то страсти, какого-то греха. В христианском понимании свобода – это подчинение себя воле Божией, потому что воля Божия – благо для человека, полное раскрытие всех его потенциальных возможностей в жизни. И когда это ощущаешь на своем опыте, проходишь через ошибки, падения и восстания, то приходишь к тому, что самое лучшее для тебя – подчинить себя воле Божией и в этом обрести мир, радость.

И Господь об этом говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», то есть труждающиеся и обремененные страстями, грехами, немощами, болезнями, скорбями. И далее Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо кроток и смирен есмь сердцем, и обрящете покой душам вашим». Когда человек берет на себя иго Христово, только тогда он обретает покой, мир и свободу от греха, от действия страстей, от каких-то случайностей и превратностей сего мира. Но это познается, конечно, не через учебник, а через опытное познание жизни, и когда человек набьет себе шишек в жизни, тогда он к этому приходит сам, свободно и полностью отдает свою свободу Богу. Почему человек уходит в монастырь? Потому что понял, что величайшая свобода для него – подчинить себя заповедям Божиим. Конечно, цель каждого человека – понять это.

– Наверное, не уходит в монастырь, а приходит…

– Скорее да, приходит к Богу через монастырь, приходит в монастырь, чтобы служить Богу.

– Богородица через благовещение воспринимает в Себя Христа, и далее Он развивается по естественным законам нашей обычной человеческой жизни: Богородица носит Его девять месяцев, потом происходит Рождество Христово. Почему Благовещение – такой важный праздник в нашей церковной жизни?

– Вы начали говорить о том, почему Господь подчиняет Себя законам естества и девять месяцев дева носит Его во чреве, Он рождается как Человек и растет, испытывая все человеческие состояния. Это очень важное догматическое положение, потому что, как говорят святые отцы, что не воспринято, то не уврачевано. Человек может быть спасен только тогда, когда Бог воспримет всего человека во всей полноте, со всеми его возрастами, состояниями, даже с человеческой ограниченностью. В этом есть великая тайна, что Бог Неограниченный Сам Себя ограничивает, становится Рабом, Человеком смертным, подверженным болезням, способным испытывать голод, жажду, грусть, радость... Только тогда становится возможным спасение, когда Господь становится во всем подобным нам Человеком, кроме греха, и тогда все человеческое естество страданиями и воскресением Христовым освобождается от греха и смерти, исцеляется человеческая воля и душа и тело человеческое освящается.

– Даже если праздник Благовещения выпадает на Страстную неделю, то в этот день отменяется обычный великопостный суточный круг богослужений, и мы празднуем Благовещение как великий двунадесятый праздник, настолько он важен…

– Да. Есть такое слово «Кириопасха» (то есть Господня Пасха), когда день Пасхи совпадает с днем Благовещения. В древности Пасху и Благовещение совершали в один день, есть такое предание. То есть по своему значению Благовещение сопоставимо с Пасхой, потому что Благовещение – это начало домостроительства земного служения Христа, а Пасха – это его исполнение, конец, и эти два события объединяются в одно.

– Почему мы встречаем описание евангельского события Благовещения только у Луки? У других евангелистов мы этого не видим.

– Евангелист Лука писал свое Евангелие уже после того, как начали составлять тексты. И он в предисловии в своему Евангелию об этом пишет: «Как уже многие начали составлять… то соизволилось и мне изложить тебе все учение, в котором ты был наставлен». Лука – очень подробный евангелист, он как историк, исследователь, который пытается дополнить все, что недосказано другими. Кроме того, по Преданию известно, что Лука непосредственно общался с Божией Матерью. Первые иконы, им написанные, получили благословение от Нее. Возможно, события благовещения, которые никому не были известны, Лука слышал от самой Марии, поэтому именно он их передал и раскрыл, вот почему у него встречается это описание.

– Как в нашем народе было принято праздновать этот праздник?

– Наш народ особенно любил и любит этот день, потому что очень глубоко и тонко понимает суть церковных праздников. Понятно, что в этот день была традиция идти в храм, не заниматься никаким трудом. По народным присказкам и поверьям, даже птицы гнезда не вьют, девицы косы не заплетают в этот день. Это все указывает на то, что народ очень трепетно и серьезно относился к этому празднику. В этот день было принято выпускать на волю маленьких птичек. У нас в Москве было очень много птичьих рынков. Откуда они взялись? Специально перед днем Благовещения собирались ловцы птичек и продавали их для всех желающих, чтобы каждый человек мог выпустить птицу на волю. Этот красивый обычай очень многозначителен… Это как душа свободно воспаряет к небу. В день Благовещения это особо ощущается: свобода души от греха, радость обновления жизни. Тут и весна, и природа расцветает, и тут же это событие Благовещения, которое является духовной весной, очень важным духовным обновлением.

Отец Сергий Правдолюбов в одной из своих проповедей на Благовещение описывает такой случай. В их поселке была одна женщина, которая на Благовещение поклеила обои. Ей говорят: «Что ты делаешь? На Благовещение надо быть в храме и никаких обоев клеить нельзя». Но она не послушалась, а через два дня у нее вдруг случился в доме пожар, все обои обгорели. Дом остался цел, пожарная машина приехала быстро, но все-таки обои сгорели, закоптилась вся комната. Вот такой урок.

– Пока гром не грянет, мы не поймем ничего…

– Хотя некоторые люди говорят: «Мы же работаем, как мы можем в этот день не пойти на работу?» Конечно. Вспоминаю свою юность: один день Благовещения мне запомнился на всю жизнь. В этот день, сидя на работе, я смотрел в окно и ощущал радость праздника. Я очень живо себе представил, как в храме сейчас совершается богослужение, как поют песнопения, как молится народ, и я мысленно присутствовал там, было ощущение благодати, хотя я находился на рабочем месте. Это к тому, что где бы мы ни находились, если душа наша стремится к Богу, то ничто ей не помешает. Речь идет о другом: когда мы имеем возможность пойти в храм и не идем (кто-то едет на дачу, кто-то на кладбище, кто-то занимается ремонтом), это плохо, потому что человек сам лишает себя духовных сил, благодати Божией, для того чтобы жить во славу Божию, трудиться и исполнять свое предназначение в жизни. Так и получается: сделал что-либо на праздник, а потом все равно это пошло прахом и никакой пользы никому не принесло, только один вред.

– Как не пропустить этот момент, когда Бог стучится в твое сердце? Зачастую мы не замечаем действия различных проявлений, которыми Бог пытается воздействовать на нас. Как нужно строить свою жизнь, чтобы не пропустить этот момент, когда Господь приходит в нашу жизнь? Ведь даже очень верующие люди порой впадают в уныние, теряются, и нужна какая-то духовная подпитка.

– Как говорят святые отцы, чтобы познать волю Божию, чувствовать ее, необходимо прежде всего хотя бы мысленно не привязываться ни к чему земному.

– Это сложно.

– Это сложно, но возможно. И Церковь постепенно нас к этому подводит. Вот, например, пост. Когда начинается пост, большинство людей вспоминают о том, что сейчас будет тяжело: и поститься трудно, и не очень-то хочется, придется от чего-то отказываться. Но мало-помалу, когда мы начинаем вынужденно поститься, мы в это втягиваемся. Точно так же мы начинаем вынужденно молиться, потому что надо, потому что стыдно потом на исповедь идти и сказать: «Я опять не молился». А потом человек начинает ощущать радость, вкус этого, и тогда начинает чувствовать в сердце волю Божию, определенный призыв Божий. Постепенно человек к этому приходит: постом и молитвой, исполнением воли Божией в деталях, и, постепенно очищаясь, он начинает осознавать для себя, в чем его жизненное предназначение.

В Евангелии есть такие слова: «Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят». Когда человек очищает свое сердце, то начинает чувствовать Бога, волю Божию. Поэтому, конечно, это путь всей жизни. Невозможно сказать: «Я теперь узнал волю Божию, и мне больше ничего не надо, я буду дальше жить сам по себе».

– Как Богородица, Которая смирилась и ни к чему не привязывалась…

– Конечно, главное, чтобы человек полностью предал себя в руки Божии. У нас на богослужении главная ектенья: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Каждая ектенья заканчивается этим прошением, потому что в этом огромный смысл, через это человек познает волю Божию.

– Вопрос телезрительницы: «Каково значение просфоры и можно ли ими угощать совершенно посторонних людей, которые даже в храм не ходят?»

– Просфора – это очень важный атрибут нашей церковной жизни, в переводе с греческого «просфора» значит «приношение». Это тот хлеб, который верующие в древности приносили в храм для совершения Евхаристии. Со временем просфоры стали выпекать отдельно для богослужения, но смысл просфоры остался, это приношение Богу за тех людей, за которых мы хотим помолиться. Поэтому на литургии из просфоры вынимают частички в память тех людей, за которых мы молимся. Эти частички на литургии погружаются в Святую Чашу, в Кровь Христову, и читаются молитвы: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною».

Что касается второго вопроса… Если человек верующий, принимает просфору как святыню, с благоговением, тогда, конечно, можно ему ее давать. Если для человека это просто хлеб или булочка, тогда давать не надо, потому что это будет в осуждение ему и нам: мы отдали святыню людям, не понимающим, что это такое.

– Как научиться не привязываться к земному? Порой это очень сложно, мы работаем, от нас зависят многие люди, многие содержат семьи, являются кормильцами. Не привязываться к земному практически невозможно, мы живем в этой повседневной рутине.

– В Евангелии есть притча, как некий купец нашел драгоценную жемчужину, все продает и радуется от того, что у него ничего нет, кроме этой жемчужины, потому что для него это самое большое сокровище. Нечто подобное может произойти с каждым человек, когда он вдруг начинает ощущать в сердце особую благодать Божию, особую радость от того, что он с Богом, что он живет для Бога. Это не значит, что все остальное по сравнению с этим надо отстранить, но оно является только дополнением, как бы подспорьем к тому, чтобы исполнять волю Божию. И когда человек опытно почувствует хотя бы один раз, что такое благодать Божия, что такое быть с Богом, то потом, помня об этом чувстве, все остальное потихоньку станет для него не так важно, будет не так радовать и утешать.

Хотя, конечно, это все происходит постепенно. Когда мы молоды и у нас впереди вся жизнь, мы думаем, как хорошо иметь дом, семью, хороший достаток, но все это приходит и уходит. И потом понимаешь, что даже если у тебя есть дом, семья и достаток, все равно душа так не радуется, как радуется тому, что ты с Господом. И постепенно, при внимательной жизни, когда человек приносит Богу покаяние, когда следит за собой, он начинает ощущать и понимать, что для него самое драгоценное. Все остальное тоже хорошо, за все это слава Богу, но все-таки самое драгоценное – служить Богу. Со временем человек к этому приходит опытным путем.

– А когда очень хочется чего-то, желаешь всей душой, необязательно какие-то материальные блага, но не получается – что Вы посоветуете?

– Но ведь Господь нас учит через это. Мы хотим, чтобы было именно так: кого-то встретить, создать с кем-то семью, чего-то добиться; и мы об этом просим, как дети, которые просят дать им игрушку. Просим, просим, и Господь нам дает в какой-то момент эту «игрушку», но в тот момент, когда мы ее получили, вдруг ощущаем, что мы не счастливы по-настоящему, у нас нет такой радости, какую ожидали. Оказывается, нам хочется чего-то большего после того, как мы все это получили. И тогда мы уже задумываемся, что для нас самое главное. Это приходит со временем, но очень важно, чтобы человек был честен перед самим собой, чтобы он свое внутреннее состояние не заглушил страстями, грехами, какими-то пустыми занятиями, чтобы он всегда смотрел в свое сердце и спрашивал себя: «А в каком я состоянии? А что для меня самое главное? Как я вообще живу? А люблю ли я? Есть ли во мне любовь? В чем смысл моей жизни, для чего я вообще живу?»

– Вопрос телезрительницы: «На сайте вашего храма я прочитала о том, что сегодня знаменательная дата, годовщина великого освящения храма. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом событии?»

– Я уточню: сегодня 5 апреля по новому стилю, а по старому стилю 5 апреля 1909 года действительно состоялось освящение нашего храма. Наш храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» был построен по поводу трагических событий первой русской революции в память об убиенном великом князе Сергии, губернаторе Москвы, и о многих людях, которые погибли, защищая государство, общественный порядок в 1905 году. Имена этих погибших были высечены на стенах нашего храма. Мы планируем со временем восстановить памятные доски, чтобы возносить молитвы об этих людях, вспоминать тех, кто участвовал в освящении храма, а это были великие люди: священномученик Владимир (Богоявленский), который один из первых принял мученичество в Киево-Печерской лавре, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна и многие другие достойные люди, память которых мы всегда совершаем на богослужениях в нашем храме.

Наш храм называется «Памятник русской скорби». Это не значит, что мы находимся в постоянном унынии, но мы ощущаем, что через эту скорбь, через этот жертвенный подвиг Господь явил победу, явил Свою силу в немощи человеческой. Казалось бы, были страшные революционные годы, страшные гонения на Церковь и все это прошло, все восстановлено: величие храма, молитва, память тех достойных людей, которые положили свою жизнь за веру и Отечество. Действительно, для нас это очень важная памятная дата, потому что она напоминает нам об уроках истории и является для нас неким призывом, благовещением о том, как мы должны прожить свою жизнь.

– В следующем году будет столетие русской революции. Памятная дата.

– Да, мы тоже к этой дате готовимся, потому что наш храм непосредственно связан с этими событиями, является памятником той эпохи.

– Где находится ваш храм?

– Он находится на Ходынском поле, рядом с больницей имени Боткина. Интересно, что врач царской семьи Боткин недавно был прославлен в лике святых, а больница Боткина названа в память его отца, Сергея Петровича Боткина. Такая параллель, связь с царственными мучениками, с подвигом врача Боткина очень ощущается. Есть много важных интересных параллелей, над которыми всегда стоит задумываться, потому что они тоже открывают нам в некоторой степени волю Божию о самих себе.

– Вы еще окормляете Боткинскую больницу, порой вам приходится общаться с больными, и то самое благовещение осуществляется во время вашей деятельности, ведь вы общаетесь и несете слово Божие людям. Скажите, как проходит ваша работа с этими людьми, с больными, которые хотят исцелиться от телесных недугов?

– Для нас это очень важное служение, поскольку храм при больнице. Этим служением у нас занимаются не только священники, но есть группа добровольцев из числа прихожан, более десяти человек, которые взяли на себя благородный и очень важный труд навещать больных, помогать им приготовиться к таинствам. Они рассказывают об исповеди, Причастии, о Церкви, молитве. Благодаря совместной работе священников и мирян-добровольцев мы окормляем больных, которые действительно в больничной обстановке порой впадают в уныние. Им очень важно услышать благую весть, важно, чтобы к ним явился «ангел», и вот к ним являются наши добровольцы, как ангелы, и возвещают о воле Божией, спасении, о том, что болезни, скорби, немощи человеческого естества временны, преходящи, все равно Господь сильнее, дает радость и утешение и свидетельство о вечной жизни.

Есть очень много примеров, когда люди в тяжелой болезни буквально преображались духовно и, несмотря на скорбь и болезнь, ощущали радость, только не земную. Это некое подобие той радости, которую испытала Мария, когда ей явился Архангел Гавриил. Сами священники, которые навещают больных, приобщаются этой радости. Идешь в больницу, казалось бы в скорбное место, но уходишь оттуда окрыленный, потому что та радость и та благодать, которые даются больным, сообщаются и священнику, и благодаришь за это Бога, что можешь служить в таком месте, быть проводником благодати Божией.

– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Матфея написано: молясь, не говорите лишнего как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Отец наш Небесный прежде нашего прошения знает все, что мы хотим попросить. И сказано, что нужно читать молитву «Отче наш». Почему же мы тогда в вечерних и утренних молитвах очень многое просим, почему много разных молитв?»

– Почему мы читаем эти молитвы? Господь говорит не просить лишнего, потому что Отец Небесный знает наши нужды, это говорится в противовес язычникам. В язычестве было принято молиться очень многословно. Вааловы служители с утра до ночи молились и читали молитвы, потому что считали, что чем больше сказано слов, тем лучше их услышит Бог. Апостол Павел говорит: «Лучше пять слов сказать сердцем, чем множество слов пустым языком». Но речь идет о том, чтобы мы прежде всего просили самого главного, ведь все молитвы, если посмотреть в молитвослов, не о зарплате, не о работе, даже не о здоровье, – мы просим о спасении и прощении наших грехов. Это как бы одна молитва, выраженная в разных словах, и смысл этих прошений такой, как в молитве «Отче наш»: «Господи, да будет Твоя святая воля, прости мне мои грехи, научи меня любить, научи творить Твою волю».

А что касается молитвенных правил – это признак церковной жизни. Если человек начинает молиться, он убеждается, что его душа успокаивается в это время, приходит в мирное устроение; если перестает молиться, то опять приходят страсти, смущения, помыслы, поэтому христианин должен находиться в состоянии постоянной молитвы. Как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Воля Божия, братия, такова: непрестанно молитесь, всегда радуйтесь, за все благодарите Бога». Есть многие люди, которые непрестанно творят Иисусову молитву в дополнение к утренним и вечерним правилам, к чтению Евангелия, Псалтири и так далее.

То есть молитва – это постоянная жизнь души человека-христианина, молитва – это дыхание, поэтому если человек молится, он соединяется с Богом; конечно, это состояние для него является жизненно необходимым. И чем больше он молится, тем больше этого жаждет. Но речь не идет о многословии, мы не просим о том, этом, пятом, десятом, мы просим об одном, вся наша молитва заключается в кратких словах Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это всё, о чем мы просим Бога. Мы просим по-разному, но просим постоянно об этом, потому что мы этим живем. И через это получаем благодать Божию, через это открывается нам воля Божия, поэтому молиться важно.

– Наверное, через молитву проще впустить Бога в свое сердце?

– Конечно, ведь Пресвятая Богородица тоже непрестанно пребывала в молитве и чтении Священного Писания. Это нам пример, как мы должны непрестанно молиться.

– Хотелось бы услышать от Вас назидательные слова для наших телезрителей, как правильно проводить пост. Уже половина поста прошла, вот уже и Благовещение, скоро Пасха. Как правильно принять Бога в себя и не пропустить этот очень важный момент в жизни каждого из нас?

– Вы задаете такой вопрос, который надо относить не ко мне, а к какому-нибудь великому старцу. Сама Церковь нам дает назидание о том, как поститься. Мне кажется, что для нас самый простой способ получить такое назидание – это чаще бывать на богослужении, потому что церковное богослужение с песнопениями, стихирами, если их слышать, вдумываться в них и ощущать атмосферу храмовой молитвы, учит человека всему. Как говорили наши благочестивые предки: «Ходи в церковь, и она тебя всему научит». Чтобы понять, как поститься, молиться – ходи в церковь, люби богослужение. Как Пресвятая Богородица, Которая неотлучно пребывала в Иерусалимском храме до Своего совершеннолетия, так же и мы должны любить храм Божий, молитву, и тогда все остальное Господь откроет нам в сердце, даст нам благую весть, радость, утешение. И мы сможем тоже вместе с Богородицей прославлять Бога и предавать себя в волю Божию. Я всем этого желаю: ощущать радость жизни с Богом, радость Благовещения, радость Царства Небесного.

– Скажите об уставных моментах касательно богослужения в этот праздник: что разрешается в этот праздник, как он будет проходить?

– Поскольку это двунадесятый праздник, он предваряется предпразднством: утром 6 апреля уже будут читаться праздничные стихиры, паремии (ветхозаветные пророчества) об этом празднике. Накануне праздника совершается всенощное бдение, торжественное богослужение, читается Евангелие, посвященное Божией Матери. В сам день праздника, несмотря на пост, совершается полная литургия Иоанна Златоустого в знак великого торжества, послабляется пост, благословляется вкушение рыбы. Это день, когда мы ощущаем, что пост приносит нам радостные плоды, дает нам свободу, что мы наконец, как птички, можем воспарить в небо, ощутить свободу от грехов, благодарить Бога за все. Конечно, богослужение очень важно для того, чтобы ощутить радость праздника. И поэтому я призываю всех, даже тех, кто работает, по возможности найти время и хотя бы немножечко побыть на службе. Во многих московских храмах есть две литургии: ранняя и поздняя, можно сходить на раннюю, а потом уже пойти трудиться на работу. Это будет очень важно, потому что вы приобщитесь празднику, не останетесь в стороне от этого, а значит не будет в душе тоски, скорби, а будет радость.

– Все-таки такая служба совершается раз в год…

– Да, раз в год такой праздник.

 

Ведущий Сергей Платонов
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать