Беседы с батюшкой. Память Анастасии Узорешительницы и помощь заключенным

4 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (г. Москва) священник Александр Ковтун. Передача из Москвы.

– Отец Александр, 4 января Русская Православная Церковь почтила память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Святая прославилась тем, что освобождала людей от оков, от уз заключения. Расскажите, кто она была и зачем ей это было нужно.

– Святая великомученица Анастасия жила в конце III –начале IV века, в царствование императора Диоклетиана. Родилась она в городе Риме, в знатной семье римского сенатора. Отец ее был язычник, мать – христианка. Воспитывал Анастасию христианский учитель Хрисогон. Она выросла в назидании, христианском учении, благочестии.

Пришло время замужества, и отец выдал Анастасию за богатого язычника. Она вынуждена была послушать отца, это не оспаривалось. Находясь в замужестве, святая чувствовала себя как в заточении, потому что не было с мужем понимания в самом главном. Она исповедовала Христа, для нее это была самая большая драгоценность в жизни, а муж – язычник. К тому же она была деятельная христианка и видела страдания христиан.

Как раз в это время шли гонения со стороны императорской власти и много христиан находилось в темничных узах, где они терпели лишения и страдания. Святая Анастасия приходила к ним. Она подкупала стражу и облегчала страдания людей в темнице не только физически. За мзду стражники снимали с них оковы, которые протирали до язв руки и ноги. Эти христиане, избавляющиеся от уз, оков, и прозвали Анастасию Узорешительницей, потому что она облегчала их страдания. Также она облегчала и душевные страдания. Как говорит писатель ее жития, возможно, через нее Господь так устроил, что многие христиане смогли выдержать те испытания, которые им приходилось терпеть, и не отречься от Христа. Она многих вдохновляла на мученический подвиг, и они до конца его несли.

Когда муж-язычник узнал о том, что Анастасия ходит в тюрьмы к христианам, то категорически запретил ей это делать, запер ее дома, и она находилась там как в темнице. От этого лишения святая испытывала душевные страдания. Но Господь Промыслитель так все устроил, что муж ее был назначен послом в Персию. Когда он отправился в путешествие на новое назначение, то погиб в пути. После чего Анастасия получила избавление от заточения у себя дома.

С еще большей силой святая стала осуществлять свою миссию – избавлять христиан от страданий и укреплять их в предстоящем мученичестве. Ее учитель Хрисогон был заключен в темницу и отправлен в Аквил ею. Святая Анастасия последовала за своим учителем. Там она познакомилась с Феодотией, матерью троих детей, вдовой, которая была христианкой. Феодотия помогала святой Анастасии осуществлять служение в поддержке христиан, находящихся в темнице. Вдова была заключена, сожжена вместе со своими детьми, стала мученицей. Феодотия в видении святой Анастасии предсказала о предстоящей мученической кончине трех христианок, которые были в заточении,- Агапии, Хионии и Ирины. Их память также сегодня совершается. Святая Анастасия прибыла к ним, утешала и поддерживала их перед грядущими страданиями, которые им предстояло претерпеть.

Власть языческая не могла равнодушно наблюдать за тем, как святая осуществляет свое служение. Анастасия была заточена в темницу, и император, зная, какого она происхождения, отправил к ней верховного языческого жреца Ульпиана, чтобы он, пообщавшись со святой, по возможности обратил ее в языческую веру. Но Ульпиан был бессилен, так как она имела блестящее образование и, самое главное, была укреплена Духом Божиим, потому смогла дать достойный ответ. Ульпиан понял, что не сможет преуспеть в своем намерении. У него были страстные, нечистые мысли, так как святая Анастасия имела прекрасную внешность и душу. Ульпиан пытался осквернить ее. Но как только он прикоснулся к святой, то был поражен. Говоря современным языком – впал в кому и через короткое время умер. Господь его наказал за это злое намерение.

Когда власти поняли, что святая Анастасия не может быть обращена в язычество, что она убежденная христианка, то ее с другими мучениками решили казнить через утопление. Сто двадцать заключенных, среди которых были не только христиане, даже большая часть была нехристиан, римские воины посадили на корабль и так отправились в море. Пробив отверстия в корабле, они сами пересели в лодку, отплыли. Таким образом они хотели потопить корабль с находящимися на нем узниками. Святая Анастасия увидела, что за штурвалом стоит Феодотия, ее сподвижница, и управляет кораблем. Так они прибыл к пристани. И многие заключенные нехристиане, которые были на корабле, пока он шел к пристани, приняли крещение. Святая Анастасия и ее сподвижники, среди которых был христианский пресвитер Евтихиан, крестили заключенных.

Языческие же власти не обратились, видя такое чудо, а еще больше ожесточились и подвергли заключенных христиан усекновению глав, а святую Анастасию – жестокой казни: ее привязали к четырем деревьям. Она уподобилась, как сказано в акафисте, распятому Иисусу Христу, под ней развели костер, и до того как тела ее коснулся огонь, она умерла от страданий – подобно Господу нашему Иисусу Христу на Кресте.

Святая Анастасия прославилась житием своим как мученица и как служительница многим святым – так воспевается в акафисте, который мы служим ей каждый воскресный день.

Таково вкратце житие и служение святой великомученицы Анастасии, память которой мы сегодня совершаем.

Отец Александр, как Вы сказали, святая Анастасия помогала именно заключенным христианам, тем, кто был в темницах за исповедание христианской веры. Но вот сейчас ей молятся и те, кто сидит в тюрьмах, заключенные, которые совершили какие-то преступления и, соответственно, получили наказание. Это правильно или нет, современным заключенным, совершившим злодеяния, молиться и просить помощи, заступничества святой великомученицы Анастасии?

– В Вашем вопросе частично прозвучал ответ, если обратить внимание на слова «преступление и наказание». В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» есть такая мысль, она проходит красной линией, что само преступление и есть наказание. И то, что люди терпят ущемление со стороны государственной власти, справедливо, они несут наказание внешне, от людей. Ты сделал зло – и терпи теперь стеснение за свое зло от людей. Но Достоевский, великий мыслитель, говорит: самое страшное, что они терпят, даже если не будут заключены в темницу и избегут наказания, это муки в душе – как муки Раскольникова. Он совершил преступление – и какие муки он терпел от совершенного!

На Руси традиционно так сложилось, что преступников всегда жалели, зная, какие душевные муки они терпят. У человека в душе образуется ад от совершенных дел, и эти душевные муки несравнимы ни с какими внешними. Легче бывает потерпеть внешние страдания, чем внутренние. И вот человек, когда совершает злодеяние, неизбежно терпит душевные мучения. Это приводит человека к тому, чтобы он посмотрел в себя. И если он будет обращаться к святой, то есть надежда, что святая Анастасия помолится за такого человека и в нем произойдет рождение покаяния, что является избавлением от душевных мук в принципе. Святая Анастасия избавляет не только от физических уз, но даже преимущественно от уз греховных. В акафисте есть замечательные слова: «Радуйся, от уз греховных разрешающая». И вот когда человек, терпящий страдания за преступление(а страдающий человек – это великая боль и скорбь), обращается к святой, есть надежда на то, что он получит дар покаяния. Ведь покаяться просто так нельзя, это дар от Бога.

Многие думают, что можно прийти, перечислить грехи… Да, технически можно списочек предоставить. Но обрести ощущение покаяния – это дар Божий. К святой таким людям и нужно обращаться. Есть надежда в этом обращении, что они обретут боль сердечную за совершенные дела и покаяние пред Богом. Я думаю, что в наше время целесообразно обратиться к святой угоднице Божией тем, кто и не является христианином. Для того, кто Бога не знал, но попал в такие обстоятельства, стесненные от душевных мук, есть надежда, что он обретет самое главное в жизни, обретет Христа через покаяние, молитвами святой великомученицы Анастасии.

Батюшка, Вы также сказали, что святая великомученица Анастасия сохранила свою телесную чистоту. Получается, она и покровительница тех, кто старается жить в чистоте как телесной, так и духовной?

– Совершенно верно. Ведь в житии святой великомученицы(я упустил момент) говорится, что когда она вышла замуж, муж, естественно, хотел прикоснуться к ее внешней красоте. Она благоразумно ссылалась на недуг женский, на немощь. Промыслительно не приступал к ней ее муж,и она сохранила девство. Она была целомудренна, чиста, и эта чистота дала ей возможность в дальнейшем помогать христианам. Конечно, когда святой в своей жизни преуспел в определенном доброделании, мы к нему и обращаемся. Если святой боролся с блудной страстью и ему в жизни удалось, с Божией помощью, преодолеть эту страсть, мы к нему обращаемся как к прошедшему этот путь страданий, путь борьбы со страстью. Великомученица Анастасия сохранила целомудрие. И те, кто желает сохранить чистоту в нашем мире, где чем дальше, тем тяжелее ее хранить юношам и девам, к ней могут обращаться как к прошедшей путь сохранения чистоты и целомудрия.

Что для нас означает «сохранить чистоту, целомудрие», а не «пуститься в распутную, блудную жизнь»?

– В первую очередь нужно на уровне помыслов бороться со страстью, с грехом. Известен путь грехопадения, как это совершалось в раю. И сейчас это совершается с каждым человеком. Сначала на человека действует прилог, вброс, приходит помысел, или образ, или реклама. Когда ты увидел этот образ или пришел к тебе страстный помысел, но ты еще не принял его, на этом уровне это не грех. Многие люди страдают от хульных помыслов. Почему они страдают? Потому что они присваивают их себе. Нужно понимать, что после грехопадения диавол имеет доступ к мыслительной сфере человека и может совершать вброс. Когда приходят эти страшные помыслы, от них ужасаешься, но они у тебя в голове. Нужно понимать: это не твое. И если не имеет это к тебе приражения, это не грех, и даже каяться в этом не надо.

Так вот, на этом уровне, если ты не принял помысел, есть больше шансов сохранить душевную чистоту от растления. Если же на уровне прилога ты не отверг грех, приходящий к тебе, тогда он действует дальше, ты уже принял его, обратил внимание на него, и он опускается до уровня сердечных ощущений – происходит собеседование сначала на мысленном уровне, а потом идет услаждение грехом. И вот когда сердце пленяется услаждением, с этого момента начинается грех, когда ты начал с ним собеседовать, рассматривать его, думать о нем, вспоминать эти образы. Реклама очень пагубно действует. Ты увидел образ, он, кажется, прошел, но вечером ложишься спать – и вдруг этот образ всплывает, ты его не отвергаешь, начинаешь его развивать. Здесь – грех.

И когда приходишь на исповедь, нужно каяться в том, что ты развивал этот образ, беседовал с ним. Далее он уже опускается в сердечную сферу. Начинаешь услаждаться этими образами. И вот здесь уже, конечно, целомудрие нарушается. Если пленился сердцем, то уже вопрос времени, что грех совершишь на деле. Когда создастся такая ситуация, когда удобно будет этот грех совершить, ты его и совершишь, если только промысл Божий не остановит. Вообще мы многие грехи не делаем не потому, что мы хорошие, а потому, что Господь не попускает нам их совершить. Мы уже, наверное, многие впали бы в те грехи, которым не можем сопротивляться, в силу того что диавол имеет великую силу, если человек теряет бдительность над собой. Но Господь милостив и не создает прецедентов. Поэтому сохранить чистоту в наше время очень тяжело, но если мы будем на уровне помыслов, на уровне сердечных ощущений бороться с грехами, исповедовать их вовремя, проводить, скажем так, профилактику, тогда кризис не наступит. Слово «кризис» происходит от греческого глагола «сужу». Это суд, когда на него уже выходят все внутренние противоречия. Грех, который в нас поселился, выходит наружу и нами владеет.

Чтобы кризис не наступал, нужно проводить профилактику. Если произошло сочетание с грехом, услаждение – беги к духовнику, исповедуй грех. Тогда Господь наклеит пластырь любви, и ты будешь избавлен от дальнейших падений, а Господь, по милости Своей, не создаст тех ситуаций, когда нам удобно будет впасть в грех. На это мы уповаем и этим спасаемся – тем, что Господь не попускает нам впадать в грехи. В современном мире только на то надежда, что Господь над нами, видит наши ситуации, любит нас и не попустит нам впасть в грех, чтобы не потерять ни целомудрие, ни чистоту.

Вопрос телезрительницы из Воронежа:«Как можно избавиться от депрессии и невроза?»

– Всякая болезнь имеет две составляющие – духовные причины и физиологические. Душа с телом неразрывно связаны, пока мы находимся в нашей земной жизни. К болезни нужно подходить, в первую очередь, с духовной точки зрения. Ведь до революции многие врачи душевнобольных сначала отправляли к священнику, который их окормлял, они исповедовались, а потом начинался процесс лечения на уровне физиологии. Что можно сказать о депрессии? Приходилось самому много читать литературы относительно этого недуга, психотерапевты говорят, что болезнь до конца не изучена, чисто научно ее не определишь. На самом деле эта болезнь не изучена потому, что нельзя изучить душу человека. Для себя я определил, что депрессия – это не что иное, как истощение душевных сил. У человека не хватает сил жить. Иначе можно назвать это глубоким унынием.

От чего происходит истощение душевных сил? От того, что не происходит питание души. Душа наша насыщается благодатью Божией. В тропаре Великого Четверга поется об Иуде: «бежинесытыя души». Несытая душа способна на страшные грехи. Иуда таким недугом страдал. И мы с несытой душой, когда не насыщаем ее благодатью Божией. Когда человек совершает тяжелые грехи, смертные, он отходит от благодатного церковного организма. Если ты не включен в этот организм, душа не питается таинствами. Ты отключен от источника питания. А собственных ресурсов ненадолго хватает. Душа жива, пока имеет питание от Бога в таинствах церковных.

Что нужно, чтобы нам начать бороться с этим недугом, с депрессией? Включиться в богочеловеческий организм, где душа находит Бога и получает от Него силу для жизни. Ведь как люди приобщались Богу в раю? Они вкушали плоды от древа жизни. Это было Причастие, питание Божественной благодатью – как у нас сейчас есть Причастие в таинствах церковных. То есть они получали питание для души. Мы это питание обретаем в Церкви. Тем, кто страдает недугом, истощением душевных сил, я рекомендовал бы включиться в жизнь Церкви, приобщаться Таинцерковных, насыщать душу, питать ее. Конечно, нужно прибегать и к врачам, которых посылает нам Господь для того, чтобы поддержать телесные силы. Это тоже необходимо, врачей нам дает Господь, а также те лекарства, которые происходят из земли. А в земле есть сила для жизни.

Будем надеяться, что с Божией помощью такие люди обретут насыщение душевных сил и избавятся от этих тяжелых, страшных недугов.

Продолжаем нашу тему о святой великомученице Анастасии. Батюшка, вы строите храмовый комплекс в Теплом Стане в честь святой великомученицы. Скажите, как получилось, что покровительницей вашего прихода стала именно она, ведь на самом деле в Москве нет больше храмов, построенных в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, кроме вашего, и в России, наверное, это не столь частое явление?

– Первым священником, который возглавил общину будущего храма святой великомученицы Анастасии, стал игумен Филипп (Жигулин). Он был сотрудником ВЦС, и его отправили в командировку в Чечню. Шла первая чеченская кампания, и он был одним из трех священников, которые попали в плен к боевикам. В плену он испытал страшные страдания. Молился святой Анастасии, как он потом говорил, и был избавлен из этого плена. По возвращении игумен Филипп был поставлен во главе общины и решил посвятить общину, будущий храм святой великомученице Анастасии как личный обет, возможно в благодарность святой, которая избавила его от плена. Вот таким образом община стала иметь покровительницей святую.

Сколько лет уже общине?

– Община существует с 1999 года, а с 2003 года начались регулярные богослужения в храме святой, в котором мы сейчас служим.

Батюшка, а какие святые есть в вашем храме?

– Главная святыня нашего храма – мощи святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Эту частицу мощей принес нам в дар благотворитель, который официально выкупил ее в католическом реликварии в Риме. Он же принес и удостоверение с описанием частицы: откуда она, каково ее историческое происхождение. Этот человек рассказывал, что когда он проезжал мимо нашего храма, его сердца (по молитвам святой Анастасии) коснулась благодать Божия, и он принес в дар нашему храму эту частицу. Сейчас мы поместили ее в икону святой и совершаем перед ней молебны. Также в храме имеются особо почитаемые нашими прихожанами икона Божией Матери «Калужская» и икона святителя Николая. Все иконы пришли в наш храм провидением Божиим, люди именно так это и восприняли. Но, конечно, самой значимой святыней остаются мощи святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

– Есть ли случаи помощи святой великомученицы Анастасии молящимся у иконы с частицей ее мощей?

– Чаще всего на акафисты, совершаемые в честь святой, приходят родственники тех, кто попал в темницу, и молятся угоднице Божией об избавлении их от тюремных уз. Было несколько случаев, когда эти люди, регулярно приходя на акафисты, совершая молебны, прямо сразу после них узнавали, что происходила амнистия и их страждущие дети попадали под нее или же сокращался срок заключения. После совершенных молебнов люди чувствовали в этом покровительство святой Анастасии и были очень благодарны ей за помощь и поддержку. Были случаи, когда рассматривались повторно судебные дела, находящиеся в безнадежном состоянии, но после молитв, обращенных к святой, чудесным образом приходило избавление: сердца прокурора или обвинителя касалась благодать Божия, и как-то вдруг человек начинал видеть в документах то, чего раньше не видел, или вдруг начинал понимать ситуацию более объективно. Таких примеров не так много, но они есть: люди подходили, благодарили святую и рассказывали мне как настоятелю об этих фактах.

– А каков социальный статус ваших прихожан? Это бывшие заключенные?

– Нет, наш храм находится в спальном районе, основные прихожане – это многодетные семьи и пожилые люди, проживающие в районе Теплый Стан. В нашем районе компактно проживает около ста пятидесяти тысяч человек. Бывает, конечно, приходят люди, приезжающие после отбывания заключения: они приезжают поблагодарить святую Анастасию, но живут в других местах. Так что прихожанами храма являются жители нашего района по территориальному принципу, как если бы в деревне Теплый Стан находился приход и прихожанами в нем были бы жители этой деревни. То есть это самые разные социальные слои и самые разные люди.

– Большой у вас приход?

– Приход большой, поэтому мы и строим больший храм в честь иконы Божией Матери «Калужская». Ведь даже две совершаемые в храме литургии, ранняя и поздняя, не вмещают всех желающих помолиться. Мы даже вывели наружную трансляцию, и многие прихожане молятся на улице. Вот сегодня, например, у нас праздник: за ранней Божественной литургией причастились двести человек, за поздней – столько же. В воскресные дни за поздней литургией только детей причащается около ста пятидесяти человек; ориентировочно столько же взрослых причащается в посты. То есть приход действительно очень большой, и есть нужда в том, чтобы мы молились в большем храме, к чему мы и прилагаем всевозможные усилия.

– Насколько сильно заключенные нуждаются в слове Божием и окормлении священнослужителя?

– Когда человек попадает в экстремальную ситуацию (а заключение именно таковой и является), безусловно и однозначно, только за слово Божие держаться и можешь – чтобы не сломаться, не впасть в уныние, выдержать эти испытания и стеснения. Я думаю, каждый из нас, кто попадет в экстремальную ситуацию, неизбежно вспомнит о Боге; у него будет желание слышать о Боге, хотя, может быть, раньше он об этом не желал ни слышать, ни думать. Как сказал один солдат Великой Отечественной войны, на фронте неверующих не бывает. Такой настрой и у этих людей.

– Одно дело на фронте, на войне, и другое, когда люди осознанно становятся на преступный путь, совершают какое-то преступление, а потом получают наказание.

– Бывают, конечно, и рецидивисты, люди с сожженной совестью, эти современные чикатилы, осознанно продолжающие попирать в себе образ Божий и оправдывать свой грех, но таких, я думаю, меньшинство. У остальных, совершивших грех пусть даже осознанно (даже страшные преступления), все-таки происходят изменения в лучшую сторону.

– Звонок телезрителя: «Что мешает молитве?»

– Молитве мешает то, что помешало Еве не вступить в диалог с дьяволом. Если Вы внимательно читали Священное Писание, то помните, что дьявол создал звуковую помеху: то есть в раю люди слышали Бога своим слухом, Господь присутствовал на уровне слуха, но дьявол своим шипением создал шумовую помеху, и общение с Богом прекратилось. После этого дьявол смог вести диалог с Евой. Думаю, что в современном мире существует очень много шумовых помех – я имею в виду шум не внешний, допустим городской, а внутренний. В этом мире есть два звучания: звук молитвы и шум, который заглушает молитву. Нам необходимо все силы души настроить так, чтобы слышать то, что нужно слышать, и научиться отделять шум этого мира от того журчания и звона молитвы, которое в нем присутствует. Пока люди слышат Бога, пока есть это журчание молящегося человека, все шумы мира (а шумит он очень сильно) не смогут заглушить молитву. «Вера от слышания», – говорит апостол. Именно через слух мы воспринимаем заповедь и через него же отвлекаемся от молитвы. Потом уже возникают образы и все что угодно, но самое главное, что мешает молитве, – это тот внутренний шум, который заглушает слышание Бога в нашем сердце.

– Как Вы уже сказали, рядом с храмом святой великомученицы Анастасии строится большой храм, община ваша разрастается. Скажите, в какие сроки планируется построить это сооружение?

– Если Господь благословит и процесс строительства будет идти так, как сейчас, в конце строительного сезона, то есть в период после Пасхи и до начала ноября (пока плюсовая температура), мы собираемся завершить возведение центрального свода колокольни и поставить купола с крестами. То есть планируем закончить строительство храма в этом году. Еще год уйдет на внутреннюю отделку и внутреннее убранство храма. Так что получается два сезона, или два года.

– То есть предположительно к 2018 году храм будет готов?

– Да, так мы думаем и на это надеемся, но, конечно, все в руках Божиих.

– Кроме строительства храма есть еще какие-нибудь проекты?

– Да, кроме большого храма в честь иконы Божией Матери «Калужская» строится здание воскресной школы, тоже довольно большое. На него мы возлагаем большие надежды, потому что в нашей учебно-воспитательной группе обучается сто десять детей от пяти до четырнадцати лет, и для того чтобы школа действовала полноценно и большее количество детей могло в ней обучаться, нам необходимо большое помещение. В этом здании предполагаются также помещения для совершения профильных служений: молодежного, социального. Мы построили уже нулевой цикл этого дома.

– Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, можно ли причащаться в праздник Рождества Христова, если я нарушила пост по объективным причинам (хотя были и необъективные)? В пост я причащалась».

– Я думаю, этот вопрос можно решить на приходском уровне. Но как служащий священник могу порекомендовать Вам не унывать от того, что Вы впали в грех нарушения поста. Святое покаяние очищает душу. Нужно прибегнуть к этому святому таинству, искренне раскаяться в нарушении церковного установления, и милостивый Господь простит этот грех. Тогда с чистой совестью можно приступать к Чаше Господней и таким образом встретить Бога воплотившегося, Который вселится в наши сердца, чего я Вам искренне желаю в грядущий праздник Рождества Христова!

– Отец Александр, скажите, как правильно подготовиться, чтобы достойно встретить праздник Рождества Христова, который состоится на днях?

– Нужно приготовить в своей душе ясли для Богомладенца Христа. Но как их приготовить? Нужно, чтобы в душе не было никакой скверны, позаботиться о том, чтобы душа очистилась от грехов. Всегда приходится приводить такой пример: бывает, нужно кому-то освятить квартиру, человек сразу начинает хлопотать: «Ой, как же это! Батюшка придет!» Все приводится в порядок; встречая служителя Божьего, домашние одеваются в достойную одежду, затепляют лампадку. Когда священник приходит в такой дом, совершает освящение квартиры, молебен, вместе со всем этим в дом приходит благодать Божия. Но если приходишь, а квартира не убрана, видишь, что служителя Божьего здесь не ждут, то даже если священник и совершит последование освящения квартиры, Духа Святого там не будет: Его невозможно просто так поймать, как птичку в клетку. Если у человека будет такое отношение и к Самому Господу, и к Его служителю, то даже после освящения квартиры люди не почувствуют благодати. Точно так же нужно готовить себя и к празднику Рождества Христова – приготовить ясли своей души так, чтобы не было никакой скверны. Так что кто не постился – с сегодняшнего дня начинайте!

– Не поздно?

– Никогда не поздно! Господь принимает пришедших и в последний час, и если ты нерадел – не унывай! Начинай поститься, покайся, а духовник уже решит, как приступать к Таинам – это будет уже личное общение со священником. Но настрой нужно иметь такой: не унывать, покаяться, прибрать ясли своей души, в которые смог бы вселиться Богомладенец. Как мы говорим в ектении: «Миром Господу помолимся» – то есть помолимся Господу мирным устроением своей души. Нужно приобрести мир в душе, и тогда в такую душу Господь приходит. «Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телесиповиннем греху», – говорит премудрый Соломон. Поэтому прежде всего нужно избавиться от того, что мешает Господу прийти в нашу душу.

– Есть ли разница, на какую службу придет человек: ночное богослужение, раннюю или позднюю литургию?

– Относительно участия в таинстве разницы, конечно, нет. Но разница есть в усердии и желании послужить Господу по силам. Ведь если у человека есть силы, ревность служения Господу, есть возможность прийти послужить Господу в рождественскую ночь, когда совершается тайна Боговоплощения, он, конечно, должен не спать, а бодрствовать, встречая Христа. Но если человек немощен, в семье есть маленькие дети, Господь видит это, Он ведь не тиран, Он видит состояние души человека, его недуги и немощи и приемлет всех: и тех, кто, проявляя ревность, приходит к Нему ночью, и тех, кто приходит на позднюю литургию в девять или десять часов утра. Здесь нужно сообразовываться с тем, в каком физическом и душевном состоянии находится человек; смотреть относительно того, посильно ли будет для человека участие в таинствах. Если все происходит по совести и по силам, тогда будет все правильно и на своем месте.

– За десятилетний период Вашего служения происходили ли в храме какие-нибудь знаменательные события?

– Да, конечно, говорили даже, что наш храм – необыкновенный. Два года назад в Великую Субботу Святейший Патриарх Кирилл посетил наш храм, это было очень значимое событие в нашем приходе и великая радость. И покойный Святейший патриарх Алексий также посещал наш храм, так что дважды нас посещали первосвятители. Многие отцы даже удивлялись, говорили, что наш храм какой-то необычный, часто к нам патриархи ездят, на что я отвечал, что это Промысл Божий и утешение нам. Так что эти два события можно отметить как значительные: мы получили духовную поддержку первосвятителей, которые благословили нас на дальнейшие труды в нашем храме.

Еще я могу вспомнить десятилетие открытия храма, которое было отмечено особо, или пятилетие открытия в храме социальной службы, когда мы собрали всех добровольцев, совершающих в нашем храме социальное служение. В тот день и воскресная школа, и две совмещенные бытовки были забиты до предела. Мы устроили чаепитие, рассматривали фотографии, на которых засвидетельствовано, как исторически складывалось это служение. Пять лет – не так много, но столько событий произошло! Для тех людей, которые участвуют в жизни храма, в добровольческом социальном служении, это было очень интересное событие. Я вспоминаю, как неформально, тепло оно прошло. Пришли даже не церковные люди, а простые добровольцы, и общались они между собой так душевно, без всякого пафоса и настолько содержательно, что мне очень запомнилось это событие. Святейший благословил, чтобы при храмах была такая служба. Она и была, но в другом формате. Но когда стала организованной, то, конечно, включила в себя большее количество добровольцев, стала более объемной. И вот все эти люди собрались в тот знаменательный день, обсуждали, как лучше совершать социальное служение, вспоминали различные случаи и истории, то есть встреча прошла очень хорошо и душевно.

– Вопрос телезрительницы из Ставрополя: «Три месяца назад умер мой муж, и сейчас у меня начались видения. Когда выхожу на улицу, то начинаю видеть, например, такое: светит солнце – и от него отходит какое-то непонятное изображение... И дома есть видения. Я задала вопрос своему батюшке, а он говорит, чтобы я побольше читала молитв. Но я и молитвы читаю, и Псалтирь, и в церковь хожу на утреннюю и вечернюю службы, а ничего не помогает. Я уже боюсь и не знаю, что это такое».

– Я думаю, что Вам нужно найти время, когда бы батюшка смог уделить Вам больше внимания, а Вы могли бы более обстоятельно рассказать про свою тревогу. Возможно, Вы пришли в воскресный день, когда у священника много людей стояло в очереди на исповедь и батюшке просто некогда было общаться с Вами. Попросите батюшку пообщаться в будний день – в воскресенье у нас бывает много людей и зачастую не ответишь на те вопросы, которые требуют внимания, так что приходится назначать встречу на будний день, когда человек сможет уже обстоятельно рассказать все свои тревоги и переживания. Я думаю, что батюшка Вас услышит. Я так вижу ситуацию: если квартира уже освящена, советую Вам попросить священника отслужить в квартире молебен; если не освящена, обязательно попросите освятить.

Святые отцы писали в своих учениях, что после грехопадения бес имеет доступ к мыслительной сфере человека и, видя его душевное состояние, пытается смутить всякими видениями. Здесь нужна духовная поддержка: молебен, совершаемый в квартире, привнесет благодать Божию – священник окропит квартиру, совершит каждение, и душа придет в мирное устроение. Нужно рассказать на исповеди об этих смущающих душу видениях, то есть проговорить обо всем в таинстве Покаяния, потому что, возможно, здесь есть примесь того, что смущает душу. Когда обращаешь внимание на всякие видения или сны, дьявол ловит нас на крючок. Святые отцы (и в частности, святитель Игнатий Брянчанинов) говорили, что очень опасно обращать внимание на сны и видения: через них на нас может действовать дьявол, который начинает пагубно воздействовать на душу и вводит ее в большое смущение. Я думаю, что Ваш приходской батюшка постарается Вас в этом смысле просветить и дать должное направление Вашим действиям.

– В завершение программы что бы Вы хотели пожелать или порекомендовать нашим телезрителям?

– Самое главное, что я хочу пожелать, это достойно встретить Рождество Христово. Что для этого нужно, мы уже говорили. Я всем желаю приготовить ясли своей души для воплотившегося Бога Слова, чтобы Он смог в нашей душе пребывать. Тогда мы обретем мир в душе, а будет мир в душе – будет мир и в семье, и вокруг нас – с теми людьми, с которыми мы общаемся. В этом есть великое утешение и радость и для нас, и для всех, с кем мы пребываем.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать